Дни памяти

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 сентября

Житие

Свя­щен­ник Гай­дай Па­вел Иг­на­тье­вич ро­дил­ся 15.01.1886 в Бес­са­раб­ской гу­бер­нии, в Из­ма­и­ле. В след­ствен­ных де­лах есть раз­но­чте­ния по по­во­ду ме­ста его рож­де­ния, и в неко­то­рых до­ку­мен­тах ме­стом рож­де­ния на­зы­ва­ют Га­лац (Ру­мы­ния). Од­на­ко у род­ствен­ни­ков (вну­ча­тых пле­мян­ни­ков, ко­то­рые про­жи­ва­ют се­го­дня в Из­ма­и­ле) есть до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства о том, что П. Гай­дай был кре­щен в Еди­но­вер­че­ской церк­ви Из­ма­и­ла.
В юные го­ды Па­вел Гай­дай поль­зо­вал­ся ду­хов­ны­ми со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми свя­то­го пра­вед­но­го про­то­и­е­рея Иоан­на Крон­штадт­ско­го, ко­то­рый за­ве­щал Пав­лу: "По­ез­жай к про­то­и­е­рею Ионе (Ата­ман­ско­му) в Одес­су и сле­дуй по его сто­пам". Па­вел - по­сле смер­ти Иоан­на Крон­штадт­ско­го - вы­пол­нил это бла­го­сло­ве­ние, при­е­хал в Одес­су и слу­жил пса­лом­щи­ком в од­ном из го­род­ских хра­мов. Он на­ме­ре­вал­ся при­нять мо­на­ше­ство. Но отец Иона на мо­на­ше­ство его не бла­го­сло­вил, а подыс­кал Пав­лу неве­сту - бла­го­че­сти­вую де­ви­цу из дво­рян­ско­го ро­да по име­ни Ка­пи­то­ли­на Дмит­ри­ев­на, ко­то­рой в ту по­ру бы­ло уже око­ло 50-ти лет (а Пав­лу немно­гим боль­ше 20-ти), об­вен­чал их, но жить бла­го­сло­вил - как брат с сест­рой. В даль­ней­шем отец Па­вел взял с ма­туш­кой на вос­пи­та­ние двух де­во­чек - Сте­шу и Ве­ру.
Вско­ре по­сле же­нить­бы Па­вел был по­свя­щен в сан диа­ко­на, за­тем в сан иерея и на­чал свое слу­же­ние в Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви г. Одес­сы. Отец Па­вел при­влек к се­бе серд­ца пра­во­слав­ных одес­си­тов пре­крас­ны­ми про­по­ве­дя­ми, а так­же го­ря­чей, жи­вой ве­рой, без­гра­нич­ной лю­бо­вью к лю­дям, неуто­ми­мым тру­до­лю­би­ем. Ду­хов­ное вли­я­ние от­ца Пав­ла на на­род не оста­лось неза­ме­чен­ным мест­ны­ми вла­стя­ми: он был вы­се­лен из Одес­сы на даль­ний ху­тор, а за­тем в се­ло Ка­па­кли­ев­ка Шев­чен­ков­ско­го рай­о­на Одес­ско­го окру­га. Еже­днев­но он со­вер­шал Бо­же­ствен­ную Ли­тур­гию, слу­жил мо­леб­ны о бо­ля­щих, от­чи­ты­вал бес­но­ва­тых. И в Ка­па­кли­ев­ку со всех близ­ле­жа­щих го­ро­дов и ве­сей съез­жа­лись бо­ля­щие и страж­ду­щие от нечи­стых ду­хов. Храм был пе­ре­пол­нен, лю­ди по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние по мо­лит­вам от­ца Пав­ла.
И сно­ва слу­же­ние от­ца Пав­ла не мог­ло остать­ся неза­ме­чен­ным бо­го­бор­че­ски­ми вла­стя­ми. 30 ап­ре­ля 1929 г. отец Па­вел был аре­сто­ван "за за­ня­тие вра­че­ва­ни­ем, со­вер­ше­ние об­ман­ных дей­ствий с це­лью воз­буж­де­ния суе­ве­рия для из­вле­че­ния лич­ной вы­го­ды и ве­де­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти" и вы­се­лен в г. Ту­ру­ханск Крас­но­яр­ско­го края на 3 го­да. В ссыл­ку за ним по­еха­ла ма­туш­ка Ка­пи­то­ли­на, Сте­ша и Ве­ра (при­ем­ные до­че­ри от­ца Пав­ла) и око­ло два­дца­ти его ду­хов­ных чад. В Ту­ру­хан­ске чле­ны об­щи­ны за­ра­ба­ты­ва­ли се­бе на про­пи­та­ние тем, что со­би­ра­ли и про­да­ва­ли ди­кий лук, об­жи­га­ли из­весть. Муж­чи­ны на­ни­ма­лись ва­лить лес, жен­щи­ны - сти­рать бе­лье, чтобы как-то по­мочь ба­тюш­ке и вы­жить са­мим.
По­сле осво­бож­де­ния в 1933 го­ду отец Па­вел пе­ре­ехал в Ле­нин­град, где слу­жил в Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви. Но вско­ре был вновь аре­сто­ван "за при­над­леж­ность к Со­ю­зу Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла" и по­са­жен в тюрь­му "Кре­сты". К нему в оди­ноч­ную ка­ме­ру под­се­ли­ли буй­но­го боль­но­го, бес­но­ва­то­го, ко­то­рый, зай­дя в ка­ме­ру, успо­ко­ил­ся: ба­тюш­ка за него по­мо­лил­ся и ис­це­лил его. На до­про­сах отец Па­вел от­ри­цал свою при­над­леж­ность к по­ли­ти­че­ским пар­ти­ям. Тем не ме­нее, в 1933 го­ду его осу­дил Ле­нин­град­ский НКВД по ст. 58-10 и сно­ва вы­слал на 3 го­да в Ту­ру­хан­ский край. Од­на­ко в свя­зи с тем, что отец Па­вел тя­же­ло за­бо­лел, в 1934 го­ду его пе­ре­ве­ли в г. Ак­мо­линск. За ба­тюш­кой сно­ва по­еха­ли ма­туш­ка Ка­пи­то­ли­на, при­ем­ные до­че­ри и ду­хов­ные ча­да. Здесь они по­стро­и­ли ни­зень­кий до­мик из са­ма­на, где со­би­ра­лись для мо­лит­вы.
17 ок­тяб­ря 1935 го­да от­ца Пав­ла вновь аре­сто­ва­ли. Неко­то­рое вре­мя он на­хо­дил­ся в ак­мо­лин­ской тюрь­ме, там он за­бо­лел и ле­жал в тю­рем­ном ла­за­ре­те. От­ри­цая свою ви­нов­ность, отец Па­вел объ­явил го­ло­дов­ку, до­би­ва­ясь осво­бож­де­ния из тюрь­мы. То­гда в его до­ме и в до­мах его ду­хов­ных чад бы­ли про­из­ве­де­ны обыс­ки, при ко­то­рых кон­фис­ко­ва­но боль­шое ко­ли­че­ство чая, что да­ло по­вод об­ви­нить от­ца Пав­ла и всю об­щи­ну в том, что он "…ор­га­ни­зо­вал по­езд­ки за ча­ем в Одес­су и Крас­но­ярск с це­лью его ре­а­ли­за­ции на ба­за­ре г. Ак­мо­лин­ска", т. е. в спе­ку­ля­ции. Бы­ли аре­сто­ва­ны неко­то­рые из чле­нов об­щи­ны, но, за неиме­ни­ем до­ка­за­тельств, вско­ре осво­бож­де­ны. Отец Па­вел от­ри­цал об­ви­не­ние в спе­ку­ля­ции.
22 ян­ва­ря 1936 г. Ак­мо­лин­ский нар­суд осу­дил от­ца Пав­ла к 10 го­дам ла­ге­рей. От­бы­вать на­ка­за­ние ба­тюш­ку на­пра­ви­ли в Кар­лаг НКВД. Как по­ка­зы­ва­ют ма­те­ри­а­лы уго­лов­но­го де­ла, отец Па­вел 14 ап­ре­ля 1937 г. со­вер­шил по­бег, но 15 ап­ре­ля был за­дер­жан и по­са­жен на 5 ме­ся­цев в ШИЗО. Там он объ­явил го­ло­дов­ку и был на­ме­рен не пре­кра­щать ее до удо­вле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний.
В ав­гу­сте 1937 г. отец Па­вел был вновь аре­сто­ван - по об­ви­не­нию в том, что "сре­ди за­клю­чен­ных си­сте­ма­ти­че­ски вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, вы­ска­зы­вал­ся про­тив во­ждей пар­тии и пра­ви­тель­ства, ис­кус­ствен­но под­ни­мал се­бе тем­пе­ра­ту­ру для невы­хо­да на ра­бо­ту". Отец Па­вел ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном ему об­ви­не­нии не при­знал.
31 ав­гу­ста 1937 г. трой­ка УНКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка П. Гай­дая к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 5 сен­тяб­ря 1937 го­да. Ме­сто за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но. 

Ис­точ­ник: http://izmail.es

Случайный тест