Дни памяти:

10 июня  (переходящая) – Собор Афонских преподобных

10 августа

Житие

Пре­по­доб­ный Па­вел Кси­ро­по­там­ский, в ми­ру Про­ко­пий, был сы­ном кон­стан­ти­но­поль­ско­го им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла Ку­ро­па­ла­та, ко­то­рый впо­след­ствии сло­жил с се­бя цар­ское до­сто­ин­ство и при­нял ино­че­ство в по­стро­ен­ном им мо­на­сты­ре. По­лу­чив бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, Про­ко­пий стал од­ним из уче­ней­ших лю­дей сво­е­го вре­ме­ни. Его Сло­во на Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ка­нон Со­ро­ка му­че­ни­кам, ка­нон Чест­но­му Кре­сту и дру­гие тру­ды снис­ка­ли ему за­слу­жен­ную сла­ву. Но уче­ность и по­чет­ное по­ло­же­ние в све­те не увлек­ли Про­ко­пия. Оста­вив все мир­ское, сме­нив бо­га­тые одеж­ды на ни­щен­ское ру­би­ще, он ушел на Свя­тую Го­ру, на ме­сто Кси­ро­по­там, по­стро­ил се­бе кел­лию в раз­ва­ли­нах ра­зо­рен­ной оби­те­ли, ос­но­ван­ной неко­гда ца­ри­цей Пульхе­ри­ей в честь 40 му­че­ни­ков, и при­нял от пу­стын­ни­ка Кос­мы по­стриг с име­нем Па­вел.

Из сми­рен­но­муд­рия пре­по­доб­ный ни­ко­му не от­кры­вал сво­ей уче­но­сти. Сла­ва о стро­гой жиз­ни Пав­ла быст­ро раз­нес­лась по всей Свя­той Го­ре. Его ста­ли на­зы­вать Пав­лом Кси­ро­по­там­ским, а оби­тель, где он под­ви­зал­ся, и до­ныне но­сит на­зва­ние Кси­ро­по­там (Су­хой по­ток).

Всту­пив­ший в то вре­мя на пре­стол им­пе­ра­тор Ро­ман, род­ствен­ник свя­то­го Пав­ла, через Про­та Свя­той Го­ры упро­сил свя­то­го при­быть в Кон­стан­ти­но­поль и устро­ил ему пыш­ную встре­чу. Сми­рен­ный Па­вел, не из­ме­няя сво­е­му ино­че­ско­му дол­гу, с кре­стом, в разо­дран­ной ря­се явил­ся сре­ди при­двор­но­го блес­ка и ве­ли­ко­ле­пия. Свою сла­ву из­бран­ни­ка Бо­жия свя­той Па­вел под­твер­дил, чу­дес­но ис­це­лив тя­же­ло за­болев­ше­го им­пе­ра­то­ра Ро­ма­на, воз­ло­жив на него свои ру­ки. Но су­е­та при­двор­ной жиз­ни, обе­щан­ная при­зна­тель­ным им­пе­ра­то­ром, не пре­льсти­ла свя­то­го, и он вер­нул­ся на Свя­тую Го­ру, ис­про­сив у ца­ря лишь од­ну ми­лость – вос­ста­но­вить Кси­ро­по­там­скую оби­тель.

По воз­об­нов­ле­нии мо­на­сты­ря и освя­ще­ния со­бор­но­го хра­ма на свя­том пре­сто­ле бы­ла воз­ло­же­на часть Чест­но­го Дре­ва Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, пе­ре­дан­ная свя­то­му Пав­лу им­пе­ра­то­ром Ро­ма­ном.

Вско­ре Кси­ро­по­там­ская оби­тель на­пол­ни­лась мно­же­ством ино­ков, же­лав­ших вве­рить се­бя ру­ко­вод­ству свя­то­го по­движ­ни­ка, но пре­по­доб­ный Па­вел, по­ру­чив управ­ле­ние мо­на­сты­рем од­но­му из бра­тии, уда­лил­ся в от­да­лен­ную пу­сты­ню. Его стро­гое без­мол­вие бы­ло вновь на­ру­ше­но уче­ни­ка­ми, не же­лав­ши­ми по­ки­дать сво­е­го стар­ца. То­гда пре­по­доб­ный ис­про­сил у им­пе­ра­то­ра средств для по­строй­ки но­вой оби­те­ли. Так был ос­но­ван свя­тым Пав­лом мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и по­бе­до­нос­ца Ге­ор­гия. Пер­вым на­сто­я­те­лем но­во­го мо­на­сты­ря стал сам пре­по­доб­ный Па­вел, ко­то­рый и ту­да при­нес ча­сти­цы Чест­но­го Дре­ва Кре­ста Гос­под­ня.

За­ра­нее из­ве­щен­ный Гос­по­дом о сво­ей кон­чине, свя­той со­звал к се­бе бра­тию Кси­ро­по­там­ской и но­вой Ге­ор­ги­ев­ской оби­те­лей и дал им по­след­нее на­став­ле­ние. В день кон­чи­ны пре­по­доб­ный Па­вел на­дел ман­тию, про­чи­тал мо­лит­ву свя­то­го Иоан­ни­кия, ко­то­рую про­из­но­сил по­сто­ян­но: "Упо­ва­ние мое – Отец, при­бе­жи­ще мое – Сын, по­кров мой – Дух Свя­тый, Тро­и­ца Свя­тая, сла­ва Те­бе", и при­об­щил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По­хо­ро­нить свое те­ло свя­той Па­вел за­ве­щал на по­лу­ост­ро­ве Пон­го­се (на­про­тив Свя­той Го­ры).

Но по во­ле Бо­жи­ей ко­рабль при­би­ло к бе­ре­гам Кон­стан­ти­но­по­ля, где им­пе­ра­тор и пат­ри­арх с бла­го­го­ве­ни­ем при­ня­ли те­ло свя­то­го и тор­же­ствен­но по­ло­жи­ли в Ве­ли­кой церк­ви. По­сле раз­гро­ма Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми мо­щи свя­то­го Пав­ла бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ве­не­цию.

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)