Дни памяти

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

1 октября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Петр Дья­ко­нов ро­дил­ся 13 ян­ва­ря 1866 го­да в се­ле По­ло­зов­ском Са­ра­пуль­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Фе­о­до­ра Дья­ко­но­ва.
В 13 лет Петр по­сту­пил в Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, про­учил­ся в ней 3 го­да и за­тем стал пев­чим Перм­ско­го ар­хи­ерей­ско­го хо­ра. Бла­го­да­ря его неза­у­ряд­ным му­зы­каль­ным спо­соб­но­стям вся его даль­ней­шая жизнь бы­ла так или ина­че свя­за­на с цер­ков­ным пе­ни­ем. «Чи­та­ет и по­ет вель­ми хо­ро­шо, по­ве­де­ния очень хо­ро­ше­го», – зна­чит­ся в од­ном из его по­служ­ных спис­ков.
В 17 лет Петр Дья­ко­нов был по­свя­щен в сти­харь, а еще через три го­да Прео­свя­щен­ным Еф­ре­мом, епи­ско­пом Перм­ским, опре­де­лен пса­лом­щи­ком к перм­ско­му Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­му ка­фед­раль­но­му со­бо­ру. Но вско­ре, в июне 1887 го­да, Петр Фе­до­ро­вич пе­ре­ехал в Ека­те­рин­бург и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в один из круп­ней­ших хра­мов го­ро­да в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня. В это же вре­мя он же­нил­ся на 17-лет­ней де­ви­це Оль­ге Ива­новне. В их се­мье ро­ди­лось несколь­ко де­тей, в том чис­ле до­че­ри Фа­и­на (1888) и Оль­га (1890).
Пер­во­на­чаль­но Воз­не­сен­ская цер­ковь, по­стро­ен­ная в 1770 го­ду, бы­ла де­ре­вян­ной. В 1792 го­ду бы­ло за­ло­же­но но­вое зда­ние бу­ду­ще­го Воз­не­сен­ско­го хра­ма. Этот ка­мен­ный двух­этаж­ный храм на­хо­дил­ся в трех­стах мет­рах к во­сто­ку от пер­во­го, на са­мом вы­со­ком ме­сте Воз­не­сен­ской гор­ки, там, где рань­ше бы­ла усадь­ба ос­но­ва­те­ля го­ро­да Ека­те­рин­бур­га, из­вест­но­го го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля ге­не­ра­ла В.Н.Та­ти­ще­ва. В 30-90-е го­ды XIX сто­ле­тия храм по­сто­ян­но пе­ре­стра­и­вал­ся, при­чем чис­ло при­де­лов воз­рос­ло с двух до ше­сти: в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня и Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в честь Бла­го­ве­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и яв­ле­ния Ее Ка­зан­ской Ико­ны, в честь Свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го и Про­ро­ка Бо­жия Илии.
Через несколь­ко ме­ся­цев слу­же­ния, 1 ок­тяб­ря 1887 го­да, Петр Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен Прео­свя­щен­ным На­фа­наи­лом, епи­ско­пом Ека­те­рин­бург­ским и Ир­бит­ским, в сан диа­ко­на. В те го­ды, ко­гда отец Петр слу­жил в Воз­не­сен­ском хра­ме, там со­сто­я­лось два тор­же­ства: в 1889 го­ду был освя­щен Ка­зан­ский при­дел, ко­то­рый до это­го мно­го лет оста­вал­ся недо­стро­ен­ным, а в 1890 го­ду чин освя­ще­ния со­вер­ши­ли и в Про­ро­ко-Или­ин­ском при­де­ле. Оба они рас­по­ла­га­лись на вто­ром эта­же со­бо­ра.
В 1891 го­ду отец Петр был пе­ре­ве­ден епи­ско­пом Ека­те­рин­бург­ским и Ир­бит­ским По­ли­кар­пом для слу­же­ния к Ека­те­ри­нин­ско­му со­бо­ру.
По­стро­ен­ный в сти­ле си­бир­ско­го ба­рок­ко, храм этот яв­лял­ся од­ним из са­мых ве­ли­че­ствен­ных и жи­во­пис­ных стро­е­ний го­ро­да. На башне его кра­со­ва­лись боль­шие ста­рин­ные ча­сы с бо­ем, по ко­то­рым жи­те­ли све­ря­ли вре­мя. Воз­ве­ден со­бор был в 1750–1760-х го­дах на ме­сте пер­вой церк­ви Ека­те­рин­бур­га во имя Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. В нем бы­ло че­ты­ре при­де­ла: в честь Свя­той Тро­и­цы, во имя Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны, свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка и ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на и свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Са­мой по­чи­та­е­мой свя­ты­ней хра­ма яв­ля­лась часть мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, по­ме­щен­ная в ду­бо­вый ков­чег, вло­жен­ный в среб­ро­по­зла­щен­ную ра­ку. Пре­столь­ный празд­ник со­бо­ра – день свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны – со дня ос­но­ва­ния го­ро­да был од­ним из глав­ных го­род­ских тор­жеств.
Во вре­мя слу­же­ния в этом хра­ме 15 мая 1891 го­да отец Петр был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка с остав­ле­ни­ем на преж­ней диа­кон­ской ва­кан­сии. Вско­ре к его обя­зан­но­стям до­ба­ви­лось еще пре­по­да­ва­ние пе­ния в Ека­те­ри­нин­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле. В то вре­мя в ней обу­ча­лось око­ло 30 маль­чи­ков, а впо­след­ствии, по­сле рас­ши­ре­ния школь­но­го по­ме­ще­ния, чис­ло уче­ни­ков воз­рос­ло до 60. Как пре­по­да­ва­тель пе­ния отец Петр, ви­ди­мо, вы­де­лял­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми и усер­ди­ем. Так, в мае 1902 го­да, ко­гда по по­ста­нов­ле­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да во всех цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах Ека­те­рин­бур­га тор­же­ствен­но празд­но­вал­ся день па­мя­ти свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, имен­но свя­щен­ник Петр Дья­ко­нов был ре­ген­том хо­ра цер­ков­но-при­ход­ских школ, пев­ше­го на тор­же­ствен­ных бо­го­слу­же­ни­ях в Ека­те­ри­нин­ском со­бо­ре (10 мая на Все­нощ­ном бде­нии и 11 мая на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, со­вер­шен­ной мно­го­чис­лен­ным со­бо­ром ду­хо­вен­ства).
Ру­ко­во­дил отец Петр так­же и цер­ков­ным хо­ром. Пе­ред Ве­ли­ким по­стом 1898 го­да, на­при­мер, ему бы­ла по­ру­че­на под­го­тов­ка бла­го­тво­ри­тель­но­го ду­хов­но­го кон­цер­та. За свои рев­ност­ные тру­ды он в 1897 го­ду был удо­сто­ен на­граж­де­ния на­бед­рен­ни­ком.
В 1898 го­ду в Ека­те­рин­бур­ге бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны Епар­хи­аль­ные пе­да­го­ги­че­ские кур­сы, тор­же­ствен­ное от­кры­тие ко­то­рых со­сто­я­лось 16 июня в за­ле Епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща. Отец Петр был на­зна­чен на кур­сах учи­те­лем пе­ния. А в ок­тяб­ре то­го же го­да он стал за­ве­ду­ю­щим жен­ской шко­лой во имя Пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, от­кры­той в Ека­те­ри­нин­ском при­хо­де. В то же вре­мя здесь на­ча­ла свою ра­бо­ту и об­щая шко­ла во имя про­ро­ка Бо­жия Илии.
В фев­ра­ле 1902 го­да отец Петр по­лу­чил на­зна­че­ние на слу­же­ние в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь Верх-Ней­вин­ско­го за­во­да Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да, но уже через две неде­ли он вновь был при­чис­лен сверх шта­та к Ека­те­ри­нин­ско­му со­бо­ру с от­ко­ман­ди­ро­ва­ни­ем для слу­же­ния в при­пи­сан­ной к нему церк­ви в честь Всех Свя­тых. Цер­ковь эта рас­по­ла­га­лась на тер­ри­то­рии Ми­хай­лов­ско­го клад­би­ща, в то вре­мя наи­бо­лее уда­лен­но­го от цен­тра го­ро­да и небо­га­то­го. В неболь­шой Все­х­свят­ской церк­ви ба­тюш­ка про­слу­жил несколь­ко ме­ся­цев, а 16 но­яб­ря 1902 го­да пе­ре­ехал в по­се­лок Верхне-Сал­дин­ский за­вод Вер­хо­тур­ско­го уез­да, для слу­же­ния в церк­ви во имя Свя­то­го Апо­сто­ла и Еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. Имен­но в этом по­сел­ке про­шла вся даль­ней­шая его жизнь, до са­мой му­че­ни­че­ской кон­чи­ны в 1918 го­ду.
Ка­мен­ный Иоан­но-Бо­го­слов­ский храм, по­стро­ен­ный в 1896 го­ду, удив­лял кра­со­той сво­е­го внут­рен­не­го убран­ства. Ду­бо­вые ико­но­ста­сы цен­траль­но­го и бо­ко­вых при­де­лов бы­ли укра­ше­ны ху­до­же­ствен­ной резь­бой из ли­пы и изящ­ны­ми ко­лон­на­ми, сте­ны по­кры­ты ве­ли­ко­леп­ны­ми рос­пи­ся­ми и ор­на­мен­та­ми ху­дож­ни­ка В.Звез­ди­на.
В сен­тяб­ре 1909 го­да отец Петр был на­зна­чен на­сто­я­те­лем это­го хра­ма, и вско­ре на­граж­ден ка­ми­лав­кой. Неза­дол­го до ре­во­лю­ции он стал так­же чле­ном Нижне-Сал­дин­ско­го мис­си­о­нер­ско­го ко­ми­те­та Вер­хо­тур­ско­го уез­да.
На­сту­пил 1917 год – пе­ре­лом­ный в ис­то­рии Рос­сии. При­бли­зи­тель­но через ме­сяц по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та в Верхне-Сал­дин­ском за­во­де был со­здан Со­вет ра­бо­чих, кре­стьян­ских и сол­дат­ских де­пу­та­тов; в ян­ва­ре 1918 го­да – на­цио­на­ли­зи­ро­ван ме­тал­лур­ги­че­ский за­вод. Вес­ной то­го же го­да в за­вод­ском по­сел­ке на­ча­лось уско­рен­ное фор­ми­ро­ва­ние крас­но­гвар­дей­ских от­ря­дов, их обу­че­ние про­во­ди­лось на цен­траль­ной пло­ща­ди. Впо­след­ствии часть их вли­лась в про­сла­вив­ший­ся сво­и­ми звер­ства­ми 1-й Кре­стьян­ский ком­му­ни­сти­че­ский полк, пе­ре­име­но­ван­ный в де­каб­ре 1918 го­да в полк Крас­ных ор­лов.
В мае 1918 го­да про­изо­шло вы­ступ­ле­ние про­тив со­вет­ской вла­сти Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са, по­сле че­го граж­дан­ская вой­на охва­ти­ла прак­ти­че­ски весь Урал. Че­хо­сло­ва­ки дви­ну­лись в двух на­прав­ле­ни­ях: на Омск и на Ека­те­рин­бург. 25 июля они всту­пи­ли в сто­ли­цу Ура­ла. В сен­тяб­ре на­ча­лись бои за Ниж­ний Та­гил, по­ло­же­ние крас­ных ста­но­ви­лось все ху­же.
Хо­тя бо­ев в Верхне- и Нижне-Сал­дин­ских за­во­дах не бы­ло, об­ста­нов­ку в этих по­сел­ках мож­но бы­ло на­звать во­ен­ной: через них, в осо­бен­но­сти через Нижне-Сал­дин­ский за­вод, непре­стан­но про­хо­ди­ли во­ин­ские ча­сти. В сен­тяб­ре от­сту­пал через этот по­се­лок 1-й Кре­стьян­ский ком­му­ни­сти­че­ский полк. Вот как опи­сы­вал это вре­мя быв­ший бо­ец пол­ка, а впо­след­ствии мар­шал Со­вет­ско­го Со­ю­за, Ф.И.Го­ли­ков: «Несколь­ко су­ток сто­им в Ниж­ней Сал­де. Бе­лые ве­дут се­бя ти­хо. <…> Ниж­няя Сал­да – боль­шой за­вод­ской по­се­лок. На глав­ной ули­це есть да­же де­ре­вян­ный тро­туар. Полк по­пол­ня­ет­ся. При­бы­ли две ро­ты ки­тай­ских доб­ро­воль­цев, а на стан­ции Ясаш­ная влил­ся в наш полк доб­ро­воль­че­ский от­ряд тов[ари­ща] Пав­ло­ва. Сил у нас те­перь боль­ше, и на­стро­е­ние луч­ше. Вче­ра со­сто­я­лась пол­ко­вая пар­тий­ная кон­фе­рен­ция. Го­во­ри­ли о за­да­чах пол­ка и вы­бра­ли ру­ко­вод­ство парт­кол­лек­ти­ва». Опи­са­ние вполне про­за­и­че­ское, нет в нем ни­че­го необыч­но­го или на­сто­ра­жи­ва­ю­ще­го, од­на­ко, ви­ди­мо, имен­но в эти «несколь­ко су­ток» на стан­ции Ниж­няя Сал­да, яв­ляв­шей­ся то­гда ту­пи­ко­вой, крас­ны­ми бы­ли со­вер­ше­ны звер­ские рас­пра­вы над мир­ным на­се­ле­ни­ем. При спеш­ном от­ступ­ле­нии 1-го Кре­стьян­ско­го ком­му­ни­сти­че­ско­го пол­ка под на­тис­ком бе­лых, по вос­по­ми­на­ни­ям ста­ро­жи­лов, его бой­ца­ми бы­ло рас­стре­ля­но мно­же­ство лю­дей, ко­то­рые со­чув­ство­ва­ли бе­ло­гвар­дей­ским вой­скам, в том чис­ле свя­щен­но­слу­жи­те­лей, взя­тых в за­лож­ни­ки из раз­лич­ных мест гу­бер­нии.
В это же вре­мя, без су­да и след­ствия, ли­шен­ные хри­сти­ан­ско­го на­пут­ствия, вме­сте встре­ти­ли свою смерть от рук крас­но­ар­мей­цев и свя­щен­ни­ки Верхне-Сал­дин­ско­го за­во­да отец Петр Дья­ко­нов и отец Алек­сий Куз­не­цов. Они бы­ли уби­ты 1 ок­тяб­ря 1918 го­да на са­мой окра­ине Нижне-Сал­дин­ско­го за­во­да, близ же­лез­но­до­рож­ной стан­ции. Толь­ко через несколь­ко дней, 9 ок­тяб­ря 1918 го­да, стра­даль­цы бы­ли от­пе­ты в Иоан­но-Бо­го­слов­ском хра­ме по­сел­ка Верхне-Сал­дин­ский за­вод и пре­да­ны хри­сти­ан­ско­му по­гре­бе­нию. Отец Петр, пя­те­ро рас­стре­лян­ных кре­стьян, а так­же на­чаль­ник Верхне-Сал­дин­ской же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Б.И.Лыт­ков­ский бы­ли по­хо­ро­не­ны на при­ход­ском клад­би­ще, а отец Алек­сий – в цер­ков­ной огра­де.
Все­го же с 1 по 9 ок­тяб­ря 1918 го­да, толь­ко со­глас­но дан­ным мет­ри­че­ской кни­ги, крас­ны­ми бы­ло рас­стре­ля­но око­ло 30 жи­те­лей Верхне-Сал­дин­ской во­ло­сти, млад­ше­му из ко­то­рых – Ми­ха­и­лу Пан­те­ле­е­ву – ис­пол­ни­лось лишь 14 лет…
Ко­гда по­след­ний крас­но­ар­мей­ский от­ряд по­ки­нул рай­он, мно­гие жи­те­ли по­сел­ка хле­бом-со­лью встре­ча­ли от­ря­ды Бе­лой ар­мии, ду­хо­вен­ство вы­шло из церк­ви с ико­на­ми. В Иоан­но-Бо­го­слов­ском хра­ме был от­слу­жен бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен. На­ча­лось рас­сле­до­ва­ние зло­де­я­ний крас­но­ар­мей­цев. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, на ме­сте убий­ства со­тен лю­дей близ же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Ниж­няя Сал­да от­кры­ва­лось ужа­са­ю­щее зре­ли­ще: сме­шан­ная с кро­вью зем­ля, от­руб­лен­ные го­ло­вы… По­сле про­ве­де­ния рас­сле­до­ва­ния на ме­сте это­го мас­со­во­го за­хо­ро­не­ния был уста­нов­лен по­клон­ный де­ре­вян­ный крест.
Через год, ле­том 1919 го­да, этот рай­он был сно­ва за­нят ча­стя­ми Крас­ной ар­мии. На ме­сте рас­стре­ла устро­и­ли ско­то­бой­ню, и лишь спу­стя 87 лет там вновь был уста­нов­лен по­клон­ный крест, со­вер­ше­на па­ни­хи­да по невин­но уби­тым.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр Дья­ко­нов про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Ека­те­рин­бург­ской епар­хии 17 июля 2002 го­да.

Ис­точ­ник: http://orthodox.etel.ru/

Случайный тест