Ваш город - Ашберн?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Дни памяти:

13 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

13 октября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Под­лес­ная сло­бо­да Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Вве­ден­ской церк­ви Ти­мо­фея Со­ло­вье­ва, у ко­то­ро­го бы­ло пя­те­ро де­тей; двое из его сы­но­вей ста­ли свя­щен­ни­ка­ми. Петр Ти­мо­фе­е­вич окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на Алек­сан­дре, до­че­ри свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Кед­ро­ва, слу­жив­ше­го в хра­ме во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Кар­та­шо­во. Впо­след­ствии у Пет­ра Ти­мо­фе­е­ви­ча и Алек­сан­дры Сте­па­нов­ны ро­ди­лось пя­те­ро де­тей.
В июле 1896 го­да Петр Ти­мо­фе­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му, где слу­жил его тесть, свя­щен­ник Сте­фан Кед­ров. К это­му вре­ме­ни се­ло Кар­та­шо­во пе­ре­ста­ло су­ще­ство­вать, так как сли­лось с се­лом Астан­ки­но, где на­хо­ди­лась как са­ма цер­ковь, так и цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла и до­ма цер­ков­но­слу­жи­те­лей, и по­то­му все это ме­сто на­зы­ва­лось По­пов­ка. При­хо­жа­на­ми Ка­зан­ско­го хра­ма бы­ли жи­те­ли сел Астан­ки­но, Аста­по­во, Но­во­сел­ки, Вы­сел­ки и Но­вая де­рев­ня. В этом хра­ме отец Петр про­слу­жил на­сто­я­те­лем всю свою жизнь. Здесь он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным окру­га.
Се­мья от­ца Пет­ра бы­ла друж­ная, свя­щен­ник вос­пи­тал де­тей в люб­ви к хра­му и к сель­ско­му тру­ду, так что все кре­стьян­ские ра­бо­ты де­ти про­из­во­ди­ли вме­сте с от­цом. Са­ми па­ха­ли, ко­си­ли се­но для ско­ти­ны – до тех пор по­ка вла­сти не ото­бра­ли хо­зяй­ство и часть до­ма. Сре­ди жи­те­лей се­ла отец Петр поль­зо­вал­ся лю­бо­вью и ав­то­ри­те­том.
Во вто­рой по­ло­вине 1937 го­да уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 2 сен­тяб­ря 1937 го­да на ос­но­ва­нии бе­се­ды с пред­се­да­те­лем кол­хо­за в се­ле Астан­ки­но со­труд­ни­ки НКВД со­ста­ви­ли про­то­кол сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния. В 1936 го­ду пред­се­да­тель кол­хо­за буд­то бы при­шел в дом к свя­щен­ни­ку, чтобы про­сить его под­пи­сать­ся на го­судар­ствен­ный за­ём. Свя­щен­ник от­ка­зал­ся под­пи­сы­вать­ся и ска­зал, что он со­вет­ской вла­сти по­мо­гать не бу­дет, так как она пре­сле­ду­ет свя­щен­но­слу­жи­те­лей и от­ня­ла у них все граж­дан­ские пра­ва. «Вы вот при­шли про­сить ме­ня под­пи­сать­ся на за­ём, а где же я день­ги возь­му, ко­гда нас со­вет­ская власть огра­би­ла и до сих пор это про­дол­жа­ет­ся? Нам не да­ют воз­мож­но­сти за­ра­ба­ты­вать сво­и­ми тру­да­ми, за­пре­щая хо­дить с мо­леб­на­ми по при­хо­ду». «В ян­ва­ре 1937 го­да я шел ми­мо до­ма по­па, – по­ка­зал пред­се­да­тель, – и, по­встре­чав­шись с ним, ска­зал: “По­ра бы от­ка­зать­ся от бо­го­слу­же­ния”. Но он на это за­явил: “Это­го ни­ко­гда не бу­дет. Я же пас­тырь Бо­жий; на­ши де­ды и пра­де­ды так жи­ли, и мы бу­дем так до­жи­вать. А что сей­час вре­мя та­кое тя­же­лое и смут­ное, оно, по­верь мне, из­ме­нит­ся”».
В тот же день был до­про­шен пред­се­да­тель сель­со­ве­та, ко­то­рый за­явил, буд­то бы свя­щен­ник го­во­рил ему: «Со­вет­ская власть при­вык­ла нас гра­бить и до сих пор не пе­ре­ста­ет де­лать это. За­кон­но или неза­кон­но, а вам все по­да­вай. Нам вы вос­пре­ща­е­те хо­дить с мо­леб­на­ми по при­хо­ду, а мы толь­ко на это и жи­вем, меж­ду тем, со­глас­но но­вой кон­сти­ту­ции, мы впра­ве это де­лать. Вы от на­ро­да ута­и­ва­е­те, что в но­вой кон­сти­ту­ции на­пи­са­но от­но­си­тель­но ре­ли­гии». «В мае 1937 го­да свя­щен­ник при­зы­вал на­се­ле­ние не счи­тать­ся с ра­бо­та­ми в кол­хо­зе и хо­дить в цер­ковь, – по­ка­зал пред­се­да­тель, – он го­во­рил: “Вас ни­кто не мо­жет при­ну­дить ра­бо­тать в кол­хо­зе в празд­ни­ки, и ни­кто не мо­жет при­тес­нять вас за ва­ши ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния. Со­глас­но про­из­ве­ден­ной пе­ре­пи­си, го­су­дар­ство учло, что ве­ру­ю­щих по­ка име­ет­ся боль­шин­ство, и нам нуж­но про­во­дить в жизнь то, что предо­ста­ви­ла нам со­вет­ская власть в но­вой кон­сти­ту­ции, – сво­бо­ду ре­ли­гии. Нуж­но боль­ше са­мим по­се­щать храм Бо­жий и при­вле­кать тех, кто ото­шел, и в осо­бен­но­сти мо­ло­дежь”. В июле 1937 го­да при про­ве­де­нии под­пис­ки на за­ём в мо­ем при­сут­ствии свя­щен­ник Со­ло­вьев ска­зал: “Мы мно­го по­мо­га­ем со­вет­ской вла­сти, а нам от это­го нет ни­ка­ких улуч­ше­ний. Но чтобы вы боль­ше не при­ста­ва­ли, я мо­гу по­жерт­во­вать де­сять руб­лей. Вы с нас про­си­те на за­ём, а са­ми нам по при­хо­ду хо­дить вос­пре­ща­е­те, а я бы вам то­гда по­жерт­во­вал не де­сять руб­лей, а сто”».
8 сен­тяб­ря 1937 го­да НКВД вы­пи­сал ор­дер на арест свя­щен­ни­ка. Со­труд­ни­ки НКВД при­е­ха­ли к нему до­мой в се­ло Астан­ки­но, но не за­ста­ли его и при­шли к пред­се­да­те­лю кол­хо­за спро­сить, где свя­щен­ник. Тот ска­зал, что, ве­ро­ят­нее все­го, он на­хо­дит­ся у сво­е­го зя­тя в Ко­ломне. Со­труд­ни­ки НКВД на­пра­ви­лись ту­да. Дочь от­ца Пет­ра Клав­дия по окон­ча­нии епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща в Ря­за­ни ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей в шко­ле в се­ле Но­во­сел­ки. Ее муж, свя­щен­ник Сер­гий Ко­чу­ров, слу­жил в хра­ме про­ро­ка Бо­жия Илии в Ко­ломне; он был аре­сто­ван позд­нее, в 1940 го­ду. 8 сен­тяб­ря отец Сер­гий и Клав­дия празд­но­ва­ли име­ни­ны до­че­ри На­та­лии. Был на име­ни­нах и отец Петр; во вре­мя празд­но­ва­ния он был аре­сто­ван и пре­про­вож­ден под кон­во­ем в тюрь­му.
На след­ствии про­то­и­е­рей Петр дер­жал­ся му­же­ствен­но и с боль­шим до­сто­ин­ством, и, как по­чти все­гда бы­ва­ло в та­ких слу­ча­ях, пред­ста­ви­те­ли без­бож­ных вла­стей, на­толк­нув­шись на непо­ко­ле­би­мую ве­ру свя­щен­ни­ка и го­тов­ность от­ста­и­вать свои убеж­де­ния до кон­ца, огра­ни­чи­лись все­го лишь од­ним до­про­сом.
– След­ствию из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние не всту­пать в кол­хоз, то есть ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю.
– След­ствию из­вест­но, что вы вы­ска­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния про­тив ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю, так как ни­ко­гда ни­че­го по­доб­но­го я не вы­ска­зы­вал.
– След­ствию так­же из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту на со­вет­скую власть. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти про­тив со­вет­ской вла­сти не при­знаю.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Петр Со­ло­вьев был рас­стре­лян 13 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 75-79.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. П560095.
На­си­лов Д.М. Вос­по­ми­на­ния. Ру­ко­пись.
Да­мас­кин (Ор­лов­ский), игу­мен. Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия. Кн. 6. Тверь, 2002.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест

(2 голоса: 5 из 5)