День памяти

Житие

Му­че­ник Раж­ден, перс, по­клон­ник Зо­ро­аст­ро­вой ре­ли­гии, про­ис­хо­дил из знат­ной се­мьи. Он был на­став­ни­ком пер­сид­ской прин­цес­сы Ба­лен­дух­ты (до­че­ри пер­сид­ско­го ца­ря Орм­из­да), вы­шед­шей за­муж за бла­го­че­сти­во­го гру­зин­ско­го ца­ря Вах­тан­га Ве­ли­ко­го (446–499). Вме­сте с ней Раж­ден пе­ре­се­лил­ся в Гру­зию. Из ува­же­ния к его вы­со­ко­му про­ис­хож­де­нию царь осы­пал вос­пи­та­те­ля же­ны ми­ло­стя­ми и сде­лал сво­им со­вет­ни­ком. Про­сто­го и доб­ро­душ­но­го ино­зем­ца вско­ре по­лю­би­ли все при­двор­ные и на­род. Ко­гда он узнал хри­сти­ан­ство и при­нял Кре­ще­ние, то стал ча­сто бе­се­до­вать с ар­хи­епи­ско­пом Ми­ха­и­лом и по­се­щать хра­мы. Серд­це свя­то­го за­го­ре­лось невы­ра­зи­мой лю­бо­вью ко Хри­сту. Он ста­рал­ся по­стичь Пре­муд­рость Бо­жию, мно­го бе­се­до­вал с пас­ты­ря­ми Церк­ви и с жад­но­стью слу­шал рас­ска­зы и по­уче­ния о по­дви­гах хри­сти­ан­ских му­че­ни­ков. Же­ла­ние со­еди­нить­ся со Хри­стом неодо­ли­мо влек­ло его при­нять стра­да­ния за Спа­си­те­ля.

Кро­во­про­лит­ная вой­на меж­ду Пер­си­ей и Гре­ци­ей от­ра­зи­лась и на пра­во­слав­ной Гру­зии. Но­вый пер­сид­ский царь Фируз (с 456 г.) по­тре­бо­вал от Гру­зии рас­торг­нуть со­юз с еди­но­вер­ной Гре­ци­ей. По­лу­чив от­каз, он дви­нул вой­ска про­тив Гру­зии, и на­ча­лась же­сто­кая вой­на. По сло­вам ле­то­пис­ца, жен­щи­ны бы­ли пре­да­ва­е­мы бес­стыд­но­му по­ру­га­нию, а муж­чи­ны – страш­ным пыт­кам и му­че­ни­ям. Несмот­ря на это, хри­сти­ане оста­ва­лись твер­ды­ми в ве­ре и, на­де­ясь на по­мощь Бо­жию, да­ва­ли от­пор вра­гам. В это вре­мя свя­той Раж­ден при­нял на­чаль­ство над вой­ском в сто­ли­це и в близ­ле­жа­щих кре­по­стях. Че­ты­ре ме­ся­ца он вел упор­ную борь­бу с вра­га­ми хри­сти­ан­ства и ото­гнал их от сто­ли­цы. Пер­сы ре­ши­ли ото­мстить, за­хва­тив рев­ност­но­го пред­во­ди­те­ля жи­вым. Од­на­жды во вре­мя вы­лаз­ки гру­зин­ско­го от­ря­да из кре­по­сти Ар­ма­за свя­той Раж­ден был ве­ро­лом­но пре­дан те­ми, кто за­ви­до­вал его вы­со­ко­му по­ло­же­нию. Плен­ни­ка немед­лен­но до­ста­ви­ли пря­мо к ца­рю Фиру­зу. Уве­дом­лен­ный обо всем, царь спро­сил свя­то­го Раж­де­на о его про­ис­хож­де­нии и при­чине от­ступ­ле­ния от преж­ней ве­ры и на­ро­да. Му­че­ник от­ве­чал на это: "Дей­стви­тель­но так, царь, что я неко­гда оста­вил свое оте­че­ство и его бо­гов, ко­то­рые слу­жат че­ло­ве­ку и со­зда­ны для укра­ше­ния все­лен­ной, но я те­перь слу­жу Еди­но­му Ис­тин­но­му и Жи­во­му Бо­гу, Ко­то­рый со­тво­рил Небо и зем­лю и все су­щее, Ко­то­рый один име­ет бес­смер­тие и пре­бы­ва­ет во Све­те непри­ступ­ном, Ко­то­ро­го ни­кто ни­ко­гда не ви­дел и не уви­дит. Это Еди­ный Ис­тин­ный Бог, Ко­то­ро­го по­знал я в Трех Ли­цах и во Еди­ном Су­ще­стве. Но од­но из Лиц Свя­той Тро­и­цы, Сло­во и Сын От­ца, в кон­це ве­ков для спа­се­ния на­ше­го сни­зо­шло на зем­лю, во­пло­ти­лось от Свя­той Де­вы Ма­рии, жи­ло на зем­ле, стра­да­ло, бы­ло при­гвож­де­но ко Кре­сту, умер­ло, в тре­тий день по смер­ти вос­крес­ло, а в со­ро­ко­вой воз­нес­лось на Небо и си­дит одес­ную От­ца. В кон­це ми­ра Этот же Сын Бо­жий, Иисус Хри­стос, опять при­дет на зем­лю со сла­вою, чтобы су­дить жи­вых и мерт­вых, и то­гда пра­вед­ные про­све­тят­ся по­доб­но солн­цу, нече­сти­вые же и непо­слуш­ные Ему при­мут веч­ное му­че­ние вме­сте с диа­во­лом".

Зная му­же­ство свя­то­го, царь Фируз ре­шил за­ста­вить его по­кло­нить­ся солн­цу и ог­ню не пыт­ка­ми, а льсти­вы­ми обе­ща­ни­я­ми. "Да бу­дет те­бе из­вест­но, царь, – от­ве­тил му­че­ник, – что я не от­верг­нусь Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый со­здал ме­ня, и не по­кло­нюсь бо­гам тво­им. Обе­щан­ные мне со­кро­ви­ща и сла­ва да бу­дут с то­бою, они мне не нуж­ны и не по­треб­ны, и я из-за них не остав­лю Бо­га мо­е­го, Ко­то­рый при­звал ме­ня к Све­ту Сы­на Сво­е­го, и не про­ме­няю веч­ную, обе­щан­ную нам Хри­стом жизнь на жизнь вре­мен­ную и ско­ро­пре­хо­дя­щую. По­это­му сколь­ко ни обе­щай и ни со­ве­туй мне, ты не вы­ну­дишь у ме­ня от­ре­че­ния от Хри­ста и Бо­га мо­е­го; пред­ла­га­е­мые то­бою со­кро­ви­ща и честь я от­вер­гаю и не по­слу­шаю те­бя бо­лее, чем Гос­по­да мо­е­го". Ко­гда му­че­ни­ка схва­ти­ли, чтобы на­чать пыт­ки, он сно­ва об­ра­тил­ся к ца­рю: "Ты го­во­ришь, что пре­дашь ме­ня ис­ку­ше­ни­ям, и ду­ма­ешь, что пыт­ки страш­нее веч­ных му­че­ний, знай, что для ме­ня Хри­стос и смерть – при­об­ре­те­ние". Ог­не­по­клон­ни­ки на­ча­ли страш­ные ис­тя­за­ния, а по­том за­то­чи­ли му­че­ни­ка в тюрь­му. Через неко­то­рое вре­мя царь Фируз по со­ве­ту неко­то­рых гру­зин­ских пре­да­те­лей-вель­мож от­пра­вил свя­то­го Раж­де­на в Мц­хе­та, где жи­ла его се­мья. Царь спо­кой­но от­пу­стил его, зная, что му­че­ник ис­пол­нит дан­ное им сло­во вер­нуть­ся к пер­сам. Се­мья умо­ля­ла его по­ща­дить се­бя и близ­ких, но свя­той Раж­ден твер­до от­ве­чал: "Ни­кто не от­вра­тит ме­ня от люб­ви ко Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту". Он вер­нул­ся к пер­сам, и царь Фируз от­пра­вил его к пра­ви­те­лю Верх­ней Кар­та­ли­нии, про­жи­вав­ше­му в ме­стеч­ке Цро­ми. Сно­ва на­ча­лись бес­смыс­лен­ные уго­во­ры и же­сто­кие пыт­ки. Изу­ве­чен­но­го му­че­ни­ка бро­си­ли в смрад­ную тем­ни­цу. Но­чью ему явил­ся Сам Спа­си­тель и ис­це­лил все ра­ны. По­ра­жен­ные пер­сы ре­ши­ли то­гда, что на­ста­ло вре­мя ис­пол­нить при­каз ца­ря – рас­пять му­че­ни­ка на кре­сте.

"Ра­дуй­ся, Жи­во­тво­ря­щее Дре­во, ко­то­рым умерщ­влен был древ­ний змий и к ко­то­ро­му при­гвож­де­ны бы­ли и мои гре­хи, – вос­клик­нул му­че­ник, уви­дя ору­дие смерт­ной каз­ни. – И я чрез те­бя взой­ду ко Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту, Ко­то­рый бу­дет мне по­мо­щью и даст си­лу до кон­ца ис­пить при­го­тов­лен­ную мне ча­шу. Ибо я сви­де­тель­ство­вал ис­ти­ну пред вра­га­ми Его и по­доб­но Ему бу­ду при­гвож­ден на те­бе". Свя­то­го му­че­ни­ка раз­де­ли и при­гвоз­ди­ли ко кре­сту сре­ди че­ты­рех пре­ступ­ни­ков, рас­пя­тых ря­дом. Же­лая уве­ли­чить его стра­да­ния, пер­сы вы­про­си­ли у пра­ви­те­ля стрел­ков. Прон­зен­ный ядо­ви­ты­ми стре­ла­ми, по­доб­но му­че­ни­ку Се­ва­сти­а­ну, свя­той Раж­ден скон­чал­ся на кре­сте в 457 го­ду. Вся зем­ля под ним бы­ла омо­че­на свя­той кро­вью. На небе яви­лось зна­ме­ние: солн­це скры­лось, и на­ча­лось дол­гое за­тме­ние, а но­чью под­ня­лась страш­ная бу­ря, так что ни­че­го нель­зя бы­ло ви­деть да­же ря­дом. Лишь те­ло му­че­ни­ка та­ин­ствен­но си­я­ло Небес­ным све­том. От со­де­ян­но­го пре­ступ­ле­ния стра­жей объ­ял ужас, и они раз­бе­жа­лись по па­лат­кам. Хри­сти­ане, скры­вав­ши­е­ся непо­да­ле­ку, тот­час же сня­ли му­че­ни­ка с кре­ста и с че­стью по­греб­ли вбли­зи то­го ме­ста, где он был рас­пят.

Ме­сто по­гре­бе­ния свя­то­го дол­го оста­ва­лось неиз­вест­ным, по­ка му­че­ник сам не ве­лел по­гре­бав­ше­му его свя­щен­ни­ку от­крыть это Вах­тан­гу Ве­ли­ко­му. С боль­шим тор­же­ством мо­щи му­че­ни­ка Раж­де­на бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ни­ко­зий­ский храм (близ г. Цхин­ва­ли).

Имя Раж­ден озна­ча­ет "све­ти­ло ве­ры". Пер­во­му­че­ник Церк­ви Гру­зин­ской сво­ей кон­чи­ной, со­про­вож­дав­шей­ся яв­ле­ни­ем Спа­си­те­ля и небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми, да­ет твер­дое упо­ва­ние на все­об­щее вос­кре­се­ние во вто­ром при­ше­ствии Гос­по­да Иису­са Хри­ста.

Случайный тест