Дни памяти:

26 августа  (переходящая) – Собор Кемеровских святых

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

4 ноября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим, ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский (в ми­ру Са­мой­ло­вич Се­мён Ни­ко­ла­е­вич) ро­дил­ся 19 июля 1881 го­да в го­род Мир­го­род Пол­тав­ской гу­бер­нии.

В 1902 го­ду Се­мён окон­чил Пол­тав­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию и по­лу­чил ме­сто учи­те­ля Уна­лаш­кин­ской двух­класс­ной шко­лы на Аляс­ке в Аме­ри­ке. В 1905 го­ду на­хо­дил­ся на той же долж­но­сти в Сит­ке, где и был по­стри­жен в ман­тию епи­ско­пом Ин­но­кен­ти­ем (Пу­стын­ским) и через ме­сяц ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. В 1906 го­ду отец Се­ра­фим — на­сто­я­тель Ну­гек­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Се­вер­ной Аме­ри­ке. В 1907-1908 го­дах он пре­по­да­ёт в Сит­кин­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. В Аме­ри­ке Вла­ды­ка был спо­движ­ни­ком прео­свя­щен­но­го Ти­хо­на, бу­ду­ще­го Пат­ри­ар­ха, ко­то­рый вы­со­ко це­нил рев­ност­но­го мис­си­о­не­ра-ас­ке­та.

В 1908 го­ду отец Се­ра­фим яв­лял­ся по­мощ­ни­ком Вла­ди­кав­каз­ско­го епар­хи­аль­но­го мис­си­о­не­ра, а в 1909 го­ду — ду­хов­ни­ком Алек­сан­дров­ской Ар­дон­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. В 1910 го­ду его на­зна­ча­ют сна­ча­ла на­мест­ни­ком Мо­гилёв­ско­го Брат­ско­го пер­во­класс­но­го мо­на­сты­ря, а за­тем, по же­ла­нию прео­свя­щен­но­го Ти­хо­на, за­ни­мав­ше­го то­гда Яро­слав­скую ка­фед­ру, пе­ре­во­дят на долж­ность на­мест­ни­ка Толж­ско­го Яро­слав­ско­го мо­на­сты­ря.

Там отец Се­ра­фим пи­шет се­рьёз­ный труд по ис­то­рии Толж­ской оби­те­ли, при­уро­чен­ный к её 600-ле­тию. Он от­кры­ва­ет шко­лу пче­ло­вод­ства для маль­чи­ков-си­рот, а с на­ча­лом вой­ны устра­и­ва­ет ла­за­рет.

С 1915 го­да отец Се­ра­фим яв­ля­ет­ся на­мест­ни­ком Уг­ли­че­ско­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря. В фев­ра­ле 1920 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Уг­лич­ско­го, ви­ка­рия Яро­слав­ской епар­хии.

Вла­ды­ка вхо­дил в так на­зы­ва­е­мый «Па­рал­лель­ный Си­нод», су­ще­ство­вав­ший с мол­ча­ли­во­го одоб­ре­ния Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на в Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. Он был ос­но­ван свя­щен­но­му­че­ни­ком ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром (Поз­де­ев­ским) и в него во­шли вид­ные ар­хи­ереи: ар­хи­епи­скоп Ан­дрей (Ухтом­ский), епи­скоп Ар­се­ний (Жа­да­нов­ский), епи­скоп Се­ра­фим (Звез­дин­ский) и епи­скоп Гу­рий (Сте­па­нов).

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния «Па­рал­лель­но­го Си­но­да» сле­ду­ет счи­тать мне­ние его чле­нов о том, что Пат­ри­ар­ший Си­нод, на­хо­див­ший­ся под плот­ным кон­тро­лем Г. П. У., был неэф­фек­ти­вен и вы­нуж­ден был встать на при­ми­рен­че­ские по­зи­ции. Мыс­лил­ся он как «по­сто­ян­но дей­ству­ю­щее Пред­со­бор­ное со­ве­ща­ние» и глав­ной це­лью его бы­ла под­го­тов­ка тай­но­го По­мест­но­го Со­бо­ра, спо­соб­но­го раз­ре­шить цер­ков­ные про­бле­мы без дав­ле­ния вла­стей. Ос­но­во­по­ла­га­ю­щи­ми ре­ше­ни­я­ми «Да­ни­лов­цев» бы­ли:

1. Утвер­жде­ние прин­ци­пов де­цен­тра­ли­за­ции цер­ков­ной жиз­ни как наи­бо­лее эф­фек­тив­но­го спо­со­ба со­про­тив­ле­ния кон­тро­лю боль­ше­ви­ков над Цер­ко­вью;

2. Тай­ные по­став­ле­ния ар­хи­ере­ев и свя­щен­ни­ков. Та­ким об­ра­зом, «Па­рал­лель­ный Си­нод» явил­ся тем за­клад­ным кам­нем, на ко­то­ром ста­ла утвер­ждать­ся Ка­та­комб­ная Цер­ковь.

С июля 1922 го­да Вла­ды­ка на­хо­дил­ся в Яро­слав­ской тюрь­ме и по­сле осво­бож­де­ния, в 1924 го­ду был воз­ве­дён Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном в сан ар­хи­епи­ско­па. В 1925 го­ду Вла­ды­ка яв­лял­ся вре­мен­но управ­ля­ю­щим Яро­слав­ской епар­хи­ей.

Свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Иосиф (Пет­ро­вых), бу­дучи од­ним из За­ме­сти­те­лей Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля, на слу­чай сво­е­го аре­ста на­зна­чил в 1925 го­ду вре­мен­ных за­ме­сти­те­лей, в их чис­ле и Вла­ды­ка Се­ра­фим. В 1926 го­ду, 16 (29) де­каб­ря по­сле аре­ста свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), Вла­ды­ка вы­пус­ка­ет По­сла­ние о вступ­ле­нии в долж­ность За­ме­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля. Он управ­лял Цер­ко­вью до ап­ре­ля 1927 го­да, за­тем пе­ре­дал управ­ле­ние осво­бож­дён­но­му из за­клю­че­ния мит­ро­по­ли­ту Сер­гию (Стра­го­род­ско­му).

Из­вест­но, что Вла­ды­ку в 1927 го­ду вы­зы­ва­ли в Г. П. У. в Моск­ву, где пред­ла­га­ли ему при­нять ком­про­мисс­ные усло­вия ле­га­ли­за­ции Церк­ви, ука­зав ко­го на­зна­чить чле­на­ми Си­но­да. На это Свя­ти­тель от­ве­тил от­ка­зом, пред­ло­жив сво­их чле­нов Си­но­да и в их чис­ле мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва). «Ведь он же си­дит», — го­во­рят че­ки­сты. «А ведь он у вас си­дит, осво­бо­ди­те его», — от­ве­чал Свя­ти­тель. За та­кой от­вет он был вско­ре аре­сто­ван.

По­сле вы­хо­да «Де­кла­ра­ции» мит­ро­по­ли­та Сер­гия, Свя­ти­тель при­мкнул к «Яро­слав­ской оп­по­зи­ции», воз­глав­ляв­шей­ся свя­щен­но­му­че­ни­ком мит­ро­по­ли­том Ага­фан­ге­лом (Пре­об­ра­жен­ским, па­мять 3 ок­тяб­ря). С со­жа­ле­ни­ем он пи­сал в ян­ва­ре 1928 го­да о том, что «по­спеш­но и без­ого­во­роч­но» пе­ре­дал мит­ро­по­ли­ту Сер­гию за­ме­сти­тель­ские пра­ва. Он умо­лял мит­ро­по­ли­та Сер­гия про­явить му­же­ство и из­дать дру­гую Де­кла­ра­цию «во ис­прав­ле­ние пер­вой», ко­то­рая «от­во­дит от слу­же­ния Ис­тине, а лжи Бог не по­мо­га­ет». Он при­зы­ва­ет мит­ро­по­ли­та об­ра­тить взо­ры к ста­рей­ше­му иерар­ху мит­ро­по­ли­ту Яро­слав­ско­му Ага­фан­ге­лу, пе­ре­дав ему за­ме­сти­тель­ские пра­ва. В ап­ре­ле 1928 го­да мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским) Вла­ды­ка был ли­шён ка­фед­ры и за­пре­щён в свя­щен­но­слу­же­нии. Вско­ре по­сле­до­вал арест и за­тем вы­сыл­ка из Яро­слав­ля в Мо­гилёв в Буй­нич­ский Свя­то-Ду­хов мо­на­стырь.

В сво­ём ян­вар­ском 1929 го­да «По­сла­нии ко всей Церк­ви» Свя­ти­тель про­дол­жал об­ли­чать по­ли­ти­ку мит­ро­по­ли­та Сер­гия в тяж­ком гре­хе «увле­че­ния ма­ло­душ­ных и немощ­ных бра­тий на­ших в но­во­об­нов­лен­че-ство», за что вско­ре был вновь аре­сто­ван (фев­раль 1929 го­да) и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­ря. Но По­сла­ние Свя­ти­те­ля ши­ро­ко разо­шлось по всей стране и бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в Бел­гра­де.

В за­клю­че­нии на Со­лов­ках Вла­ды­ка был на об­щих ра­бо­тах. Тас­кая кир­пи­чи на по­строй­ку зда­ния, Вла­ды­ка упал с ле­сов и пе­ре­ло­мал се­бе рёб­ра, ко­то­рые неудач­но срос­лись, что сде­ла­ло его ин­ва­ли­дом. В мар­те 1932 го­да он был осво­бож­дён из ла­ге­ря и со­слан на три го­да в Се­вер­ный край, где воз­гла­вил тай­ную Цер­ковь, ста­вил свя­щен­ни­ков, со­вер­шал по­стри­ги. По вос­по­ми­на­ни­ям ду­хов­ных чад, «он сла­бел те­лес­но, но ду­хом был твёрд. Он счи­тал, что в эпо­ху го­не­ний не долж­но быть цен­тра­ли­зо­ван­но­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния. Епи­скоп дол­жен управ­лять сам сво­ей епар­хи­ей.

При­мер­но в 1934 го­ду Вла­ды­кой бы­ло на­пи­са­но ещё од­но По­сла­ние, в ко­то­ром мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский) объ­яв­лял­ся за­пре­щён­ным в свя­щен­но­слу­же­нии за свою ан­ти­ка­но­ни­че­скую де­я­тель­ность, на­чи­ная с 1927 го­да. Для утвер­жде­ния это­го По­сла­ния в Ар­хан­гель­ске со­сто­ял­ся «ма­лый ка­та­комб­ный со­бор», ре­ше­ния ко­то­ро­го долж­ны бы­ли стать ос­но­вой для всех ссыль­ных епи­ско­пов и ду­хо­вен­ства. Су­ще­ству­ют све­де­ния, что Пат­ри­ар­ший За­ме­сти­тель мит­ро­по­лит Пётр (По­лян­ский) пи­сал из ссыл­ки, что Рос­сий­ские Прео­свя­щен­ные долж­ны са­ми на­ло­жить пре­ще­ние на мит­ро­по­ли­та Сер­гия за его ан­ти­ка­но­ни­че­ские де­я­ния.

В мае 1934 го­да Свя­ти­тель сно­ва был аре­сто­ван в Ар­хан­гель­ске по об­ви­не­нию в со­зда­нии но­вой «контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции сто­рон­ни­ков ис­тин­но-пра­во­слав­ной церк­ви» и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­рей. За­клю­че­ние от­бы­вал в Сус­лов­ском от­де­ле­нии «Си­б­ла­га». Вла­ды­ка был рас­стре­лян в ла­ге­ре 22 ок­тяб­ря (4 но­яб­ря н. ст.) 1937 го­да.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Случайный тест

(4 голоса: 5 из 5)