День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он[1] (†900) был сы­ном из­вест­но­го в Клар­дже­ти (Юж­ная Гру­зия) бо­гат­ством и бла­го­де­я­ни­я­ми вель­мо­жи. У Се­ра­пи­о­на бы­ло два бра­та. Они бы­ли ма­лы, ко­гда умер­ла их мать. Вско­ре по­чил и отец.

Свя­той Се­ра­пи­он с юных лет же­лал от­шель­ни­че­ства. Вме­сте с млад­шим бра­том Иоан­ном от­пра­вил­ся в Па­рех­скую оби­тель и по­про­сил по­кро­ви­тель­ства и ду­хов­но­го пас­тыр­ства "от­ца ду­хов­но­го и вос­пи­та­те­ля си­рот", чу­до­твор­ца ве­ли­ко­го Ми­ке­ла Па­рех­ско­го. Стар­ший брат остал­ся до­ма, про­дол­жая се­мей­ные тра­ди­ции по­пе­че­ния стран­ни­ков и ни­щих.

Пре­по­доб­ный Ми­кел, уви­дев в мо­ло­дом Се­ра­пи­оне рве­ние к Бо­же­ствен­но­му слу­же­нию, бла­го­сло­вил его при­нять свя­щен­ство. Од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы у пре­по­доб­но­го Ми­ке­ла бы­ло ви­де­ние - от­пра­вить сво­их уче­ни­ков Се­ра­пи­о­на и Иоан­на в Сам­ц­хе для ос­но­ва­ния мо­на­сты­ря. Се­ра­пи­он устра­шил­ся этой ве­ли­кой че­сти и обя­зан­но­сти, но по­ко­рил­ся бла­го­сло­ве­нию ду­хов­ни­ка и вме­сте со сво­и­ми спо­движ­ни­ка­ми от­пра­вил­ся в Сам­ц­хе, взяв с со­бой чу­до­твор­ную ико­ну Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.

Мо­на­хи с ми­ром до­стиг­ли вер­ши­ны вы­со­чен­ной го­ры и, осмот­рев окрест­но­сти, ре­ши­ли обос­но­вать­ся там и на­чать стро­и­тель­ство мо­на­сты­ря. Од­на­ко вско­ре мест­ные жи­те­ли из­гна­ли мо­на­хов с то­го ме­ста. Удру­чен­ные мо­на­хи вско­ре на­шли имен­но то ме­сто, ко­то­рое узрел в от­кро­ве­нии их пас­тырь, пре­по­доб­ный Ми­кел.

Этим кра­ем пра­вил бла­го­вер­ный вель­мо­жа Ге­ор­гий Чор­ча­не­ли. Од­на­жды, во вре­мя охо­ты, он уви­дел дым над гу­стым ле­сом и по­слал слу­гу узнать в чем де­ло. Вско­ре ему со­об­щи­ли о двух уди­ви­тель­ных мо­на­хах, ко­то­рые по­се­ли­лись в том ме­сте. Ге­ор­гий Чор­ча­не­ли тот­час на­пра­вил­ся ту­да, ни­жай­ше по­кло­нил­ся мо­на­хам и чу­до­твор­ной иконе и по­про­сил бла­го­сло­ве­ния.

Удив­лен­ный и окры­лен­ный про­по­ве­дью Се­ра­пи­о­на, князь пал ниц пе­ред ним и обе­щал вся­че­ски по­мочь в де­ле стро­и­тель­ства, по­да­рив это ме­сто и окрест­но­сти мо­на­сты­рю и обе­щал гра­мо­той за­кре­пить всю тер­ри­то­рию, ко­то­рую мо­на­хи смо­гут обой­ти за день. Со­про­вож­дать их князь по­ру­чил сво­е­му слу­ге.

Бра­тья шли по без­до­ро­жью, непро­хо­ди­мым ле­сам, по ска­ли­стым тро­пам. Двое мест­ных жи­те­лей, бо­го­бо­яз­нен­ные и бо­го­лю­би­вые Ия и Гар­ба­не­ли, со­про­вож­да­ли их. Но не все мест­ные жи­те­ли при­ни­ма­ли их так сер­деч­но: жи­те­ли се­ла Циск­ви­ли встре­ти­ли их враж­деб­но и ста­ра­лись им пре­пят­ство­вать. В ту ночь свер­ши­лось ве­ли­кое чу­до: зем­ле­тря­се­ние рас­сек­ло ска­лу, сдер­жи­ва­ю­щую озе­ро Са­тах­ве, и смы­ло это се­ло, толь­ко двое бра­тьев чу­дом оста­лись жи­вы. С тех пор это ме­сто так и на­зва­ли "Зарз­ма" (Сло­во "за­ри" ча­сто упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния ка­ко­го-ли­бо тра­ги­че­ско­го яв­ле­ния).

Бра­тья на­ча­ли подыс­ки­вать со­от­вет­ству­ю­щее ме­сто для церк­ви. Свя­той Се­ра­пи­он хо­тел на­чать стро­и­тель­ство церк­ви на вы­со­ком хол­ме, а Иотам и дру­гие бра­тья го­во­ри­ли: "Не на­до, свя­той отец, на этом ме­сте, оно вы­со­ко и хо­лод­но здесь, а бра­тья так пло­хо оде­ты и ни­щи!" То­гда бла­жен­ные от­цы по­сту­пи­ли так: в две лам­пад­ки по­ров­ну на­ли­ли мас­ло. Од­ну сам Се­ра­пи­он по­ста­вил на вер­ши­ну хол­ма, а вто­рую Иоанн по­ста­вил с юж­ной сто­ро­ны хол­ма и вста­ли на мо­лит­ву. Ко­гда рас­све­ло, уви­де­ли что лам­пад­ка Се­ра­пи­о­на уже по­гас­ла, а лам­пад­ка Иоан­на го­ре­ла до по­лу­дня.

Стро­и­тель­ство бы­ло за­вер­ше­но в три го­да. Цер­ковь об­ста­ви­ли долж­ным об­ра­зом, а в ал­та­ре упо­ко­и­ли чу­до­твор­ную ико­ну Пре­об­ра­же­ния. По­том по­стро­и­ли ке­льи и пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он утвер­дил устав мо­на­сты­ря.

Бла­жен­ный Се­ра­пи­он за­ра­нее по­чув­ство­вал при­бли­же­ние кон­чи­ны. Он при­звал бра­тьев, на­пут­ство­вал их и на­зна­чил на­сто­я­те­лем иеро­мо­на­ха Ге­ор­гия. Свя­то­го Се­ра­пи­о­на с по­че­стя­ми по­хо­ро­ни­ли в во­сточ­ной сто­роне от ал­та­ря.


При­ме­ча­ние

[1] Па­мять 11 но­яб­ря (груз.). Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест