Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

3 января

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 5 ок­тяб­ря 1884 го­да в се­ле Бе­лая Колпь Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ива­на Гле­бо­ви­ча Цвет­ко­ва и его су­пру­ги Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны. Сер­гий по­сту­пил учить­ся в Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но, про­учив­шись три го­да, в 1904 го­ду по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии. В 1911 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Яро­по­лец Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да, в ко­то­ром и про­слу­жил до вре­ме­ни за­кры­тия его без­бож­ни­ка­ми. В 1924 го­ду диа­кон Сер­гий был на­граж­ден двой­ным ора­рем. 28 ян­ва­ря 1936 го­да он был на­зна­чен в Ка­зан­скую цер­ковь то­го же се­ла.
26 ок­тяб­ря 1937 го­да по­мощ­ник про­ку­ро­ра Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на пе­ре­пра­вил в рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД за­мет­ку из мест­ной га­зе­ты, о том, что мест­ные свя­щен­но­слу­жи­те­ли, «поль­зу­ясь ста­лин­ской кон­сти­ту­ци­ей… про­во­дят ка­кие-то со­бра­ния. Про­ку­ра­ту­ра про­си­ла ре­дак­цию при­слать сель­ко­ра, рас­ска­зать ка­кие про­во­ди­лись со­бра­ния, на что по­лу­чен от­вет, что пись­мо по­па­ло в ре­дак­цию ано­ним­ное и сель­кор неиз­ве­стен».
13-25 но­яб­ря бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли — жи­те­ли Яро­поль­ца. Они по­ка­за­ли, что диа­кон Сер­гий име­ет тес­ную связь со сво­им бра­том про­то­ди­а­ко­ном Ни­ко­ла­ем (про­слав­лен в ли­ке свя­тых, па­мять 15/28 сен­тяб­ря), ко­то­рый сре­ди на­ро­да по­чи­та­ет­ся как свя­той че­ло­век, его по­се­ща­ет мно­го на­ро­да и бы­ва­ют ис­це­ле­ния. До сих пор мно­гие при­ез­жа­ют к диа­ко­ну Сер­гию, про­ся по­мо­щи и спра­ши­вая о ме­сто­на­хож­де­нии бра­та.
«Свою ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность он про­во­дит ис­клю­чи­тель­но сре­ди ста­ри­ков и ста­рух ве­ру­ю­щих, ко­то­рых со­би­ра­ет к се­бе в дом и про­во­дит с ни­ми бе­се­ды, — по­ка­зал один из сви­де­те­лей. — Цвет­ков… мне за­явил: — Со­вет­ская власть хо­тя и от­де­ли­ла Цер­ковь от го­су­дар­ства, но все же не да­ет сво­бод­но ве­ру ис­по­ве­до­вать. Вот, возь­ми в при­мер, кол­хоз­ни­ки в цер­ковь не идут. А по­че­му? Да по­то­му, что их кол­хоз не пус­ка­ет, ду­шат их ра­бо­той да за­го­тов­ка­ми. Мне при­хо­ди­лось в 1929 го­ду де­лать опись иму­ще­ства у Цвет­ко­ва за неупла­ту на­ло­гов, то Цвет­ков вы­зы­ва­ю­ще вы­кри­ки­вал: — Со­вет­ской вла­сти все ма­ло, толь­ко от­би­ра­ют на­лог. Не успе­ешь вы­пла­тить — дру­гой те­бе при­но­сят». «Цвет­ков… по­сы­лал со­би­рать под­пи­си… чтобы цер­ковь оста­ви­ли, в мо­мент сня­тия ко­ло­ко­лов с церк­ви… в 1931 го­ду … го­во­рил: — Со­вет­ская власть до­шла толь­ко до это­го, как бы ко­ло­ко­ла сни­мать да пуш­ки лить… Свое недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим стро­ем Цвет­ков вы­ра­жа­ет не толь­ко сре­ди ве­ру­ю­щих, но и сре­ди кол­хоз­ни­ков; так 23 но­яб­ря 1937 го­да Цвет­ков в се­ле Яро­по­лец на за­го­то­ви­тель­ном пунк­те мя­со­сдат­чи­ков, по­ку­пая у кол­хоз­ни­ков мя­со для упла­ты в счет мя­со­по­ста­вок, го­во­рил: — По­мо­ги­те мне для упла­ты в счет мя­со­по­ста­вок, по­ло­же­ние мое тя­же­лое. На это ему кол­хоз­ни­ки в про­да­же от­ка­за­ли. Да­лее Цвет­ков до­ба­вил: — Ну, ни­че­го, как-ни­будь ве­ру­ю­щие по­мо­гут. В ос­нов­ном че­ло­век вред­ный, ан­ти­со­вет­ский». «Цвет­ков раз­го­вор вел… что нет сво­бод­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния… го­во­ря: — Цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства, а со­вет­ская власть не да­ет нам… сво­бод­но ис­по­ве­до­вать ве­ру, то­го и гля­ди за­бе­рут, я но­чи не сплю…»
25 но­яб­ря 1937 го­да диа­кон Сер­гий был аре­сто­ван, при­чем ему ста­ви­лось в ви­ну, что он яв­ля­ет­ся род­ным бра­том по­чи­та­е­мо­го на­ро­дом за пра­вед­ность жиз­ни про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая Цвет­ко­ва. В тот же день он был до­про­шен.
— Про­жи­вая в се­ле Яро­по­лец, вы сре­ди на­се­ле­ния ве­ли ан­ти­со­вет­скую и контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те ва­ши по­ка­за­ния.
— Ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел.
— Вам за­чи­ты­ва­ет­ся ряд по­ка­за­ний сви­де­те­лей, ули­ча­ю­щих вас в ан­ти­со­вет­ских и контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­рах. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— За­чи­тан­ные мне сви­де­тель­ские по­ка­за­ния я слы­шал и та­ко­вые от­ри­цаю за ис­клю­че­ни­ем од­но­го слу­чая, ко­гда ко мне на квар­ти­ру с про­вер­кой спис­ков из­би­ра­те­лей при­шли из сель­со­ве­та. Кто был, не пом­ню, но я об­ра­тил­ся к нему с во­про­сом: «Мо­гу ли я го­ло­со­вать не за тех кан­ди­да­тов, ко­то­рых мне ука­жут в спис­ке, а за дру­гих?» На этот во­прос я по­лу­чил от­вет: «Нель­зя». Дру­гих раз­го­во­ров у ме­ня не бы­ло.
Уже через два дня след­ствие бы­ло за­вер­ше­но. 29 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Сер­гия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 29 де­каб­ря он при­был в рас­пре­де­ли­тель Си­б­ла­га, а 2 ян­ва­ря 1938 го­да — в его Ма­ри­ин­ское от­де­ле­ние, от­ку­да он сра­зу же по­слал род­ным пись­мо с прось­бой при­слать ему по­сыл­ку. Через три ме­ся­ца по­сыл­ка воз­вра­ти­лась об­рат­но, а су­пру­га от­ца Сер­гия по­лу­чи­ла пись­мо от за­клю­чен­но­го свя­щен­ни­ка, ко­то­рый пи­сал, что от­вез от­ца Сер­гия ед­ва жи­вым в боль­ни­цу. Диа­кон Сер­гий Цвет­ков скон­чал­ся на сле­ду­ю­щий день по при­бы­тии в ла­герь, 3 ян­ва­ря 1938 го­да, и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Сер­гия со­вер­ша­ет­ся 21 де­каб­ря (3 ян­ва­ря).


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

Мос­ков­ские Епар­хи­аль­ные Ве­до­мо­сти, № 1–2 за 2008 год

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест

(3 голоса: 5 из 5)