Дни памяти:

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

8 мая

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка Дмит­рия Рохле­цо­ва, слу­жив­ше­го в од­ном из хра­мов Ве­ли­ко­го Устю­га. По­сле окон­ча­ния Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы, в ко­то­рой он и про­слу­жил всю жизнь. До без­бож­ной ре­во­лю­ции отец Сер­гий пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле де­рев­ни Чиж­ко­во. Пят­ниц­кий храм на­хо­дил­ся в трид­ца­ти ки­ло­мет­рах от Ве­ли­ко­го Устю­га и непо­да­ле­ку от пу­стын­ни­че­ской ке­льи из­вест­но­го в тех ме­стах по­движ­ни­ка Мак­си­ма Юго­ва[1].
За ду­хов­ную на­стро­ен­ность и рев­ност­ное слу­же­ние ста­рец Мак­сим вы­брал от­ца Сер­гия сво­им ду­хов­ни­ком – у него ис­по­ве­до­вал­ся, ему по­ру­чил со­вер­шить по­сле сво­ей смер­ти от­пе­ва­ние. Но и для от­ца Сер­гия бы­ла ду­хов­но по­лез­на друж­ба с по­движ­ни­ком, и, сам по­чи­тая стар­ца, он бла­го­слов­лял и сво­их при­хо­жан об­ра­щать­ся к нему за со­ве­та­ми.
Храм ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы сто­ял в от­да­ле­нии от жи­лья, по­сре­ди по­ля, и при­ход со­став­ля­ли несколь­ко ма­ло­на­се­лен­ных де­ре­вень; иной раз на служ­бе со­би­ра­лось при­хо­жан из­ряд­но, а иной раз и ни­ко­го не бы­ло. Но сколь­ко бы ни при­шло лю­дей, отец Сер­гий слу­жил по­чти еже­днев­но, и в этом ему по­мо­га­ли пса­лом­щи­ца и ал­тар­ни­ца. За мно­го­лет­нюю бес­по­роч­ную служ­бу отец Сер­гий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден мит­рой.
При­выч­ная кар­ти­на тех лет: се­но на­ко­ше­но, часть уро­жая убра­на, но ле­то сто­ит жар­кое, бла­го­уха­ю­щее, в зе­ле­ни и цве­тах. Здесь не бы­ва­ет по­па­ля­ю­ще­го юж­но­го зноя, и зе­лень и цве­ты дер­жат­ся до глу­бо­кой осе­ни. В воз­ду­хе раз­ли­та зве­ня­щая ти­ши­на, и вся­кий го­лос и звук жи­вой тва­ри слы­шит­ся от­чет­ли­во и нес­ли­ян­но в зву­ча­щем хо­ре жи­во­го. По лес­ной до­ро­ге по­оди­ноч­ке и груп­па­ми мед­лен­но идут бо­го­моль­цы. В боль­шин­стве сво­ем они зна­ли стар­ца Мак­си­ма лич­но и те­перь на­прав­ля­ют­ся в ча­со­вен­ку над его мо­ги­лой у Пят­ниц­кой церк­ви по­мо­лить­ся, по­про­сить за­ступ­ни­че­ства, сло­жить с ду­ши у его мо­ги­лы за­бо­ты и тя­го­ты. При­хо­дят сю­да и не ви­дев­шие стар­ца, но име­ю­щие к нему ве­ру как к ве­ли­ко­му угод­ни­ку Бо­жию. Сна­ча­ла за­хо­дят по­мо­лить­ся в ча­со­вен­ку, по­том в храм, а за­тем идут на рас­по­ло­жен­ный непо­да­ле­ку ис­точ­ник, бла­го­устро­ен­ный по­пе­че­ни­ем при­хо­жан Пят­ниц­кой церк­ви и по­чи­та­те­лей стар­ца. И ка­жет­ся, что и ду­ша па­лом­ни­ка, по­лу­чив про­си­мое, под­ни­ма­ет­ся, как на кры­льях, мо­лит­ва­ми стар­ца Мак­си­ма, под­ра­жа­те­ля его по­дви­гов и его пле­мян­ни­ка мо­на­ха Ни­ки­фо­ра[2] и иных мно­гих обла­го­дат­ство­вав­ших эту зем­лю по­движ­ни­ков и му­че­ни­ков. Все тем­ное и тес­ня­щее ду­шу ухо­дит, в ней слов­но от­кры­ва­ет­ся ду­хов­ный ис­точ­ник жиз­ни веч­ной. Это наи­выс­шее вдох­но­ве­ние, до­ступ­ное каж­до­му че­ло­ве­ку, об­ра­ща­ю­ще­му­ся с ве­рою к Бо­гу. И как к жи­во­тво­ря­щим ду­хов­ным ис­точ­ни­кам идут и идут па­лом­ни­ки на мо­ги­лы пра­вед­ни­ков.
Про­то­и­е­рей Сер­гий был аре­сто­ван 4 де­каб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в Ве­ли­ком Устю­ге. Бу­дучи до­про­шен, свя­щен­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в про­ве­де­нии ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в этом? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– В про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
10 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Про­то­и­е­рей Сер­гий Рохле­цов скон­чал­ся в тюрь­ме в Ве­ли­ком Устю­ге 8 мая 1938 го­да и был по­гре­бен на го­род­ском клад­би­ще в об­щей мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ап­рель».
Тверь. 2006. С. 261-264

При­ме­ча­ния

[1] О нем см.: Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский). Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Кни­га 5. Тверь, 2001. С. 454-467.

[2] Пре­по­доб­но­му­че­ник Ни­ки­фор (в ми­ру Ни­ко­лай Ильич Югов); па­мять празд­ну­ет­ся в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест