День памяти

Житие

Вакх Но­вый[1] про­ис­хо­дил из г. Маю­ма близ Га­зы в Па­ле­стине, ко­то­рая в то вре­мя на­хо­ди­лась под вла­стью ара­бов. Он был 3-м из 7 бра­тьев и но­сил имя Дахак, что, как от­ме­ча­ет агио­граф, со­от­вет­ству­ет греч. име­ни Ге­ла­сий (от γέλως – смех). Его отец был неко­гда хри­сти­а­ни­ном, но об­ра­тил­ся в му­суль­ман­ство и вос­пи­ты­вал сы­но­вей в ду­хе этой ре­ли­гии, мать оста­ва­лась вер­на хри­сти­ан­ству и втайне ума­ща­ла де­тей при­но­си­мым из церк­ви ми­ром.

Ко­гда отец стал же­нить сы­но­вей на му­суль­ман­ках, Дахак от­ка­зал­ся всту­пать в брак, же­лая стать хри­сти­а­ни­ном и при­нять мо­на­ше­ский по­стриг. Бо­ясь от­ца, он скры­вал свое на­ме­ре­ние и по­чи­тал Хри­ста тай­но. По­сле смер­ти от­ца Дахак от­крыл­ся ма­те­ри, ко­то­рая на­ста­ви­ла его в ве­ре. В Иеру­са­ли­ме, ку­да от­пра­вил­ся Дахак, чтобы при­нять Кре­ще­ние, он встре­тил неко­е­го мо­на­ха из Лав­ры св. Сав­вы Освя­щен­но­го, ко­то­рый и при­вел его к игу­ме­ну сво­е­го мо­на­сты­ря. По­сле дол­гих уго­во­ров игу­мен со­гла­сил­ся удо­сто­ить Даха­ка Св. Кре­ще­ния, дав ему имя Вакх, а за­тем не без ко­ле­ба­ний из-за его юно­го воз­рас­та по­стриг в мо­на­ше­ство.

Вакх Но­вый сра­зу же от­ли­чил­ся в по­сте и бде­нии и вы­де­лял­ся сре­ди бра­тии ти­хим нра­вом, кро­то­стью и сми­ре­ни­ем. По­сколь­ку кре­ще­ние му­суль­ма­ни­на рас­смат­ри­ва­лось арабскими вла­стя­ми как тяг­чай­шее пре­ступ­ле­ние, ка­ра­ю­ще­е­ся смерт­ной каз­нью и со­жже­ни­ем церк­ви или мо­на­сты­ря, где оно со­вер­ши­лось, игу­мен, бо­ясь ре­гу­ляр­но про­во­див­ших­ся ара­ба­ми ро­зыс­ков, по­со­ве­то­вал Вак­ху пе­ре­хо­дить из од­но­го мо­на­сты­ря в др., что тот и ис­пол­нил. Вакх об­хо­дил па­ле­стин­ские мо­на­сты­ри, всю­ду отыс­ки­вая для се­бя об­раз­цы для под­ра­жа­ния.

Его мать, при­быв в Иеру­са­лим на празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, по­се­ти­ла сы­на в пу­стыне и, вер­нув­шись в Маюм, рас­ска­за­ла сво­им сы­но­вьям о его об­ра­зе жиз­ни и о том огор­че­нии, ко­то­рое до­став­ля­ло Вак­ху пре­бы­ва­ние его бра­тьев в зло­ве­рии. То­гда бра­тья про­да­ли свое иму­ще­ство и уеха­ли из Маю­ма, чтобы при­нять хри­сти­ан­ство вме­сте с се­мья­ми. Же­на од­но­го из них, фа­на­тич­ная му­суль­ман­ка, до­нес­ла вла­стям об их на­ме­ре­ни­ях. Неко­е­му ве­ро­от­ступ­ни­ку за­пла­ти­ли за то, чтобы он, вы­дав се­бя за хри­сти­а­ни­на, узнал ме­сто­на­хож­де­ние Вак­ха (по др. све­де­ни­ям, это был род­ствен­ник той са­мой невест­ки). Вакх был опо­знан в Иеру­са­ли­ме, ко­гда вхо­дил в цер­ковь Св. Вос­кре­се­ния, и до­став­лен к эми­ру го­ро­да. Эмир при­ка­зал за­бить его в ко­лод­ки и от­пра­вить к пра­ви­те­лю (стра­ти­гу) Па­ле­сти­ны Хар­та­ме. Вакх ока­зал­ся в тюрь­ме вме­сте с пре­ступ­ни­ка­ми, они из­де­ва­лись над ним, по­но­ся за от­ступ­ни­че­ство от му­суль­ман­ства, но му­че­ник хра­нил мол­ча­ние.

Через несколь­ко дней со­сто­я­лось су­деб­ное за­се­да­ние; в при­сут­ствии мно­же­ства му­суль­ман, са­ма­ри­тян, иуде­ев и хри­сти­ан пра­ви­тель до­пра­ши­вал Вак­ха, но му­че­ник вме­сто от­ве­та вос­пе­вал хва­лу Бо­гу. Су­дья обе­щал ему боль­шие по­че­сти за воз­вра­ще­ние в ис­лам, но свя­той был непре­кло­нен. То­гда су­дья пред­ло­жил ему про­из­не­сти толь­ко од­ну фра­зу: «Я не ве­рую так, как ве­ру­ют хри­сти­ане», чтобы по­лу­чить сво­бо­ду, но Вакх от­ве­тил: «На­про­тив, как ве­ру­ют хри­сти­ане, так и я ве­рую». Су­дья и эмир пе­ре­да­ли его па­ла­чу, чтобы обез­гла­вить, хо­тя са­ма­ри­тяне и иудеи тре­бо­ва­ли пре­дать Вак­ха бо­лее му­чи­тель­ной каз­ни. На ме­сте каз­ни му­че­ник встал на ко­ле­ни и под­ста­вил шею под меч. Па­лач, же­лая за­пу­гать му­че­ни­ка, уда­рил его ме­чом по шее плаш­мя, за­тем рас­сек воз­дух ме­чом, но Вакх не про­яв­лял ни ма­лей­ших при­зна­ков стра­ха, а толь­ко то­ро­пил па­ла­ча ис­пол­нить при­каз судьи. На­ко­нец, па­лач од­ним уда­ром обез­гла­вил свя­то­го. При­сут­ство­вав­шие хри­сти­ане, ви­дя слав­ный ко­нец Вак­ха Но­во­го, бро­си­лись от­ры­вать кус­ки ма­те­рии от одеж­ды му­че­ни­ка и со­би­рать зем­лю, на ко­то­рую про­ли­лась его кровь. Од­на­ко по­хо­ро­нить те­ло они смог­ли, толь­ко ко­гда пра­ви­тель по­лу­чил лож­ное из­ве­стие о бе­ду­ин­ском на­бе­ге и вы­сту­пил в по­ход. Свя­то­го по­греб­ли с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми в хра­ме Кос­мы и Да­ми­а­на.

Му­че­ни­че­ство Вак­ха Но­во­го (BHG, N 209) на­пи­са­но, ве­ро­ят­но, совре­мен­ни­ком (он на­зы­ва­ет му­че­ни­ка «укра­ше­ни­ем на­ше­го по­ко­ле­ния») и яв­ля­ет­ся важ­ным ис­точ­ни­ком по ис­то­рии хри­сти­ан Па­ле­сти­ны под му­суль­ман­ским прав­ле­ни­ем, а так­же по ли­тур­ги­че­ской прак­ти­ке сво­е­го вре­ме­ни, т. к. в тек­сте по­дроб­но опи­са­но Кре­ще­ние об­ли­ва­ни­ем. Фраг­мен­ты по­сле­до­ва­ния свя­то­му опуб­ли­ко­ва­ны в ста­тье Ф. Ди­мит­ра­ко­пу­ло­са.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест