Священномученик Варлаа́м Попов, пресвитер
Дни памяти
Житие
Краткое житие священномученика Варлаама Попова
Священномученик Варлаам родился в 1880 году. Священническое служение отец Варлаам нес в городе Севске Брянской области, в церкви Воздвижения Креста Господня.
Осенью 1936 года священник был арестован. Родные безуспешно пытались узнать что-либо о дальнейшей судьбе отца Варлаама. Известен только день мученической кончины протоиерея Варлаама – 8 декабря 1937 года.
Источник: pstgu.ru
Полное житие священномученика Варлаама Попова
Варлаам Петрович Попов (1880 – 1937), протоиерей, священномученик. Родился 19 июня 1880 года в семье священника села Лобанова Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии.
В 1891 году был определен в приготовительный класс Севского духовного училища. В 1896 году окончил курс третьим среди учащихся второго разряда и поступил в Орловскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1903 году по второму разряду. Вероятно, вследствие болезни, он провел в стенах семинарии вместо шести лет – семь.
После выпуска он был определен учителем образцовой одноклассной церковноприходской школы при второклассной школе села Воскресенск-на-Мезине Орловского уезда Орловской губернии.
В 1906 году обвенчался с Раисой Григорьевной Прудниковой, уроженкой г. Севска. Дети: Римма (1908 г.р.), Зинаида (1909 г.р.), Зоя (умерла младенцем), Мария (1914 г.р.), Галина (1916 г.р.), Елена (1920 г.р.)
11 октября 1906 года был определен на священническое место к Троицкому храму села Поздняшовка Севского уезда. 8 декабря 1906 года рукоположен в сан диакона епископом Елецким Митрофаном (Афонским) в Крестовом храме Орловского архиерейского дома. 10 декабря 1906 года рукоположен в сан священника тем же архиереем в Орловском кафедральном соборе.
Заведовал строительством церковно-приходской школы в с. Поздняшовка, затем был ее заведующим и законоучителем.
1 января 1917 года был перемещен на священническое место в родное село Лобаново.
В сентябре-октябре, когда во время гражданской войны шли ожесточенные бои за Севск, в Комаричах и Лобаново находился Кубанский полк Красной армии. Красноармейцы хотели убить священника и его семью. Предупрежденный жителями села Гороховым Феодосием, Клевановым Ионой и другими, отец Варлаам укрылся и в течение четырех дней крестьяне скрывали своего батюшку от расправы.
После прихода деникинцев отец Варлаам возобновил службы в храме, на которых поминал временное правительство, патриарха Тихона и местного Архиерея. Через три недели в середине октября деникинские части стали отступать. Крестьяне не решились больше укрывать батюшку, и он принял решение с семьей перебраться на Украину к брату Николаю Петровичу, в Александро-Грушевск. На телеге, с четырьмя маленькими детьми, матушкой, которая ждала пятого ребенка, семья через Севск и Поздняшовку добралась до станции Арбузово в Курской губернии. Там отец Варлаам продал лощадь, и они поездом добрались до Харькова. Продолжать путь всем вместе было сложно, и батюшка оставил семью в Борисовской Тихвинской женской пустыни. Добрался до Александро-Грушевска, но брата там не нашел. Через четыре дня бесплодных поисков он вынужден был уехать в Екатеринодар.
Впоследствии, на допросе, отец Варлаам так описывал эти события.
"…Я уехал в Екатеринодар. Средства мои истощались, и я нашел приют в духовном училище против Екатеринодарского собора, ничем не занимался до декабря месяца 1919 года, и средством к существованию были остатки с ученического стола. С декабря месяца я уехал в Лебяжский монастырь Кубанской области, где ни на какой службе не состоял, ходил молиться в церковь и довольствовался монастырской трапезой до половины декабря 1919 года. Затем я уехал в станицу Переяславскую Брюховецкой волости Каневского отдела Кубанской области, по просьбе больного священника о. Иоанна Нецветаева, где служил до апреля 1920 года. В апреле 1920 года я возвратился домой в село Лобаново и поступил священником в город Севск, куда и переехал".
С 1 мая 1920 года служил в храме во имя великомученицы Варвары города Севск. Как священнослужитель, он был лишен избирательных прав.
С 10 марта 1924 года служил в Крестовоздвиженском храме города Севск. Об этом времени вспоминает дочь батюшки Галина Варлаамовна:
"Мы поселились в церковном доме, который примыкал к ограде храма. Помню разговор, который состоялся между родителями. Папа говорит: “Вот уже несколько дней приходят люди из-за <реки> Марицы, прихожане Крестовоздвиженского храма и просят о том, чтобы мне перейти служить в их храм”. В 1924 году папу перевели служить в этот храм. Первое время мы жили в доме родителей мамы, который стоял рядом с храмом во имя Архистратига Михаила. Потом снимали дом на улице Виноградова у Дубровских, потом, наконец, купили небольшой дом прямо напротив храма. В доме была кухня и комната, разделенная на две части. Для того, чтобы подготовиться к служению Божественной Литургии, папа вставал рано, около пяти часов утра, и долго молился. Иногда я просыпалась и смотрела, как папа молится. Служил он очень часто, почти каждый день. А днем к нему приходили люди. Принимал всех радушно. Совершал Таинства и требы: причащал, соборовал, отпевал. Заниматься хозяйственными делами у папы не было возможности, он успевал только заготавливать дрова. Он всегда ходил только в подряснике и рясе. И только тогда, когда колол дрова, переодевался в рабочую одежду. В нашей семье не было достатка, но я помню, как папа и мама устроили для нас, пятерых детей, Рождественскую елку. Мы сами вырезали из бумаги игрушки, а родители приготовили для нас скромные подарки. В нашей семье жила папина тетя, Неонилла Афанасьевна. Папа был очень добрым, никогда не повышал голос, был терпелив к нашим детским шалостям. Большое внимание он уделял образованию детей: первые две дочери стали учителями. Из-за притеснений, которые терпели семьи священнослужителей, меня удочерила старшая сестра Зинаида, которая вышла замуж и сменила фамилию. Среднюю школу я заканчивала в Комаричах, а затем переехала в Воронеж к тетушке, где поступила в техникум. Папа всегда поддерживал нас, и, несмотря на свою бедность, помогал нам материально и продуктами питания".
Священник Варлаам активно боролся с обновленческим расколом. 10 апреля 1925 года Брянское обновленческое епархиальное управление издало указ, в котором говорилось:
"Вследствие непризнания священником Воздвиженской города Севска церкви Варлаамом Поповым Синодальной власти правящего Брянскою епархиею епископа Петра, епархиального органа управления, его распоряжений, и открытой агитации против законной церковной власти, основанной на ложных и клеветнических сообщениях среди народных масс города, его предосудительного поведения, не соответствующего каноническим достоинствам пастыря, Брянское епархиальное управление постановило: отрешить священника Варлаама Попова от занимаемого им места при Воздвиженской города Севска церкви с запрещением священнослужения во всех приходах Брянской епархии, о чем предлагается церковному совету сообщить местным городским властям к сведению".
11 апреля 1925 года отец Варлаам был арестован и заключен в Брянский Губисправдом. 11 июня того же года он был освобожден под подписку о невыезде и вернулся в Севск.
1 декабря 1925 года он был вновь арестован как "мешающий своим проживанием на свободе дальнейшему ведению следствия" и заключен в тюрьму г. Брянска. 24 декабря был освобожден, "принимая во внимание, что распространение слухов именно со стороны Попова следствием не установлено, а также и то, что надобность содержания Попова Варлаама Петровича под стражей миновала".
К 1930 году был возведен в сан протоиерея.
Был членом благочиннического совета, а после 1932 года – благочинным Севского округа. Оказывал помощь возвращавшимся из заключения священникам. Известно, что в зимнее время на исповедь к отцу Варлааму приходило много школьников, и он уделял им особое внимание.
14 октября 1932 года был арестован по обвинению в хранении золотой валюты, содержался под стражей в Брянском домзаке. 18 ноября был освобожден.
2 августа 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму г. Севска, 22 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Орловской обл. приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.
Расстрелян 8 декабря 1937 года в городе Брянске. Родные безуспешно пытались узнать что-либо о дальнейшей судьбе о. Варлаама.
27 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Брянской области.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года.
Использованные материалы
- Житие священномученика протоиерея Варлаама (Попова, 1880-1937) // Сайт Брянской епархии
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Один внешний знак креста, изображаемого нами на себе без деятельного последования распятому Господу, не принесет нам должного плода. Надлежит, по выражению апостола, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Вот спасительный крест, под сению которого можно благоуспешно идти против всех врагов или грехов, запинающих нам достижение вечных благ.
прот. Григорий Дьяченко
1775 — ликвидирована Запорожская Сечь.
1822 — издан указ о запрещении в России тайных обществ и закрытии масонских лож, а также о взятии со всех чиновников подписки о непринадлежности к тайным обществам.