Дни памяти:

5 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

10 декабря

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1872 го­ду в се­ле Лю­ба­но­во Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ми­ха­и­ла Со­ко­ло­ва. В 1895 го­ду Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич окон­чил Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Же­нил­ся, но ра­но ов­до­вел, у них с же­ной был один сын. В 1897 го­ду Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Афи­не­е­во Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1924 го­ду отец Ва­си­лий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, в 1927-м – на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми, в 1931‑м – па­ли­цей.
В на­ча­ле 1932 го­да к рай­он­но­му упол­но­мо­чен­но­му ОГПУ по­сту­пил до­нос, что «в се­ле Афи­не­е­во свя­щен­ник Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Со­ко­лов ве­дет си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и ан­ти­кол­хоз­ную де­я­тель­ность. Ме­то­дом борь­бы с со­вет­ской вла­стью Со­ко­лов из­брал ор­га­ни­за­цию раз­лич­ных тор­же­ствен­ных бо­го­слу­же­ний и юби­ле­ев, на од­ном из ко­то­рых Со­ко­лов по­ми­нал быв­ше­го ца­ря Ни­ко­лая».
9 ап­ре­ля сле­до­ва­тель до­про­сил жи­те­ля се­ла Афи­не­е­во, ко­то­рый ска­зал: «Со­ко­лов к со­вет­ской вла­сти на­стро­ен враж­деб­но, неод­но­крат­но я за­ме­чал с его сто­ро­ны аги­та­цию про­тив кол­хо­за, на­при­мер, в но­яб­ре 1931 го­да у нас вы­шла вся соль и моя же­на по­шла к со­се­дям за­нять со­ли, но у со­се­дей так­же не ока­за­лось со­ли или они про­сто не хо­те­ли по­че­му-ли­бо дать. То­гда моя же­на за­шла в дом свя­щен­ни­ка Со­ко­ло­ва, он дал мо­ей жене соль и спро­сил: «Ну как, Вар­ва­ра, как у вас в кол­хо­зе де­ла идут?» Же­на от­ве­ти­ла, что де­ла идут хо­ро­шо, все убра­ли. То­гда Со­ко­лов ска­зал: «Ну, по­до­жди­те, уви­ди­те, как бу­дет хо­ро­шо. Вот за­го­нят всех в кол­хоз и по­том с ва­ми це­ре­мо­нить­ся не бу­дут, а бу­дут го­нять на ра­бо­ту пал­кой; сей­час они стес­ня­ют­ся кру­то с ва­ми по­сту­пать, по­то­му что дру­гие в кол­хоз не пой­дут, а вот как взой­дут все, то то­гда уви­ди­те, как бу­дет хо­ро­шо».
В кон­це мар­та мне кре­стьян­ка се­ла Афи­не­е­во Бо­быле­ва про­го­во­ри­лась, что неко­то­рые жен­щи­ны хо­ди­ли со­ве­то­вать­ся к ба­тюш­ке Со­ко­ло­ву о том, что всту­пать им в кол­хоз или нет, на что Со­ко­лов им от­ве­тил: «Ка­кое мне де­ло, я вам со­ве­то­вать не мо­гу, раз­ве вы не ви­ди­те, как жи­вут в кол­хо­зе, сей­час вы как хо­ти­те, так и ра­бо­та­е­те, а в кол­хо­зе вас бу­дут по­сы­лать на­силь­но, бо­лен ты или здо­ров, а иди ра­бо­тай; по-мо­е­му, в кол­хо­зе ни­че­го хо­ро­ше­го нет». Как я ни пы­тал­ся узнать, кто хо­дил со­ве­то­вать­ся к Со­ко­ло­ву, так и не узнал, так как Бо­быле­ва мне не ска­за­ла. По все­му чув­ству­ет­ся, что Со­ко­лов на на­ши се­ле­ния име­ет боль­шое вли­я­ние, к нему на дом хо­дят со­ве­то­вать­ся жен­щи­ны не толь­ко на­ше­го се­ла, но и из со­сед­ней де­рев­ни Мар­те­мья­но­во, от­че­го в на­шем се­ле Афи­не­е­во еди­но­лич­ни­ки пло­хо го­то­вят­ся к ве­сен­не­му се­ву».
На сле­ду­ю­щий день, 10 ап­ре­ля 1932 го­да, отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де На­ро-Фо­мин­ске. 14 ап­ре­ля сле­до­ва­тель до­про­сил его и, от­ве­чая на во­про­сы, про­то­и­е­рей Ва­си­лий ска­зал: «Я про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства аги­та­ции не вел. Бы­ва­ли слу­чаи, ко мне дей­стви­тель­но об­ра­ща­лись жен­щи­ны за со­ве­том, всту­пать им или не всту­пать в кол­хоз, на что я им ни­ко­гда ни­ка­ко­го от­ве­та не да­вал, а го­во­рил, что это де­ло ва­ше. Что ка­са­ет­ся то­го, что на мо­ем 35-лет­нем юби­лее во вре­мя бо­го­слу­же­ния буд­то бы я по­ми­нал ца­ря, то это невер­но; негра­мот­ная жен­щи­на не разо­бра­ла мо­лит­ву, мы пе­ли «Ца­рю Небес­ный», а она по­ду­ма­ла, что мы пе­ли про ца­ря Ни­ко­лая. В от­но­ше­нии мо­их убеж­де­ний от­но­си­тель­но со­вет­ской вла­сти я ска­жу пря­мо, что по­ли­ти­ка со­вет­ской вла­сти от­но­си­тель­но ре­ли­гии мне не нра­вит­ся, и я сво­е­го мне­ния в этом от­но­ше­нии не из­ме­ню».
8 мая 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, все иму­ще­ство его бы­ло кон­фис­ко­ва­но.
По воз­вра­ще­нии в 1934 го­ду из ссыл­ки он стал слу­жить в церк­ви апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва в се­ле Ка­мен­ки Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на; в 1937 го­ду про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­граж­ден мит­рой.
Осе­нью 1937 го­да про­тив свя­щен­ни­ка бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но но­вое «де­ло» на ос­но­ва­нии за­яв­ле­ния ру­ко­вод­ства ка­мен­ско­го кол­хо­за, буд­то свя­щен­ник Ва­си­лий Со­ко­лов за­ни­мал­ся вме­сте с жи­ву­щи­ми в том же се­ле мо­на­хи­ня­ми хи­ще­ни­ем тра­вы с кол­хоз­ных по­лей. Отец Ва­си­лий не при­знал се­бя ви­нов­ным в хи­ще­нии кол­хоз­но­го иму­ще­ства и ска­зал, что по­мо­гал хво­рой мо­на­хине ко­сить тра­ву и за­го­тав­ли­вать се­но, так как же­лал ей по­мочь из-за сла­бо­го ее здо­ро­вья. Суд при­го­во­рил свя­щен­ни­ка к вы­пла­те пя­ти­сот руб­лей штра­фа, но отец Ва­си­лий уже не смог их за­пла­тить, так как 27 но­яб­ря это­го же го­да вла­сти сно­ва аре­сто­ва­ли его. Неза­дол­го до аре­ста, 19 но­яб­ря, он по­лу­чил на­зна­че­ние на но­вое ме­сто слу­же­ния – в храм Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Веш­ки Ува­ров­ско­го рай­о­на, но вос­поль­зо­вать­ся им уже не успел.
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий был об­ви­нен в том, что «сгруп­пи­ро­вал во­круг церк­ви цер­ков­ный ак­тив, ре­гу­ляр­но про­во­дил с ни­ми бе­се­ды. По­сле то­го, как сель­со­ве­том ор­га­ни­зо­ва­ны бы­ли де­ся­ти­двор­ки по изу­че­нию ста­лин­ской кон­сти­ту­ции и про­ве­де­нию разъ­яс­ни­тель­ной ра­бо­ты по вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет, он к этим де­ся­ти­двор­кам при­кре­пил ак­тив­ных цер­ков­ни­ков и дал им ука­за­ние, чтобы они со­об­ща­ли все цер­ков­но­му со­ве­ту, что де­ла­ет­ся на де­ся­ти­двор­ках, чтобы об­ра­ба­ты­ва­ли кол­хоз­ни­ков в цер­ков­ном ду­хе и с де­ся­ти­дво­рок при­гла­ша­ли их в цер­ковь, а са­мое глав­ное, чтобы об­ра­ба­ты­ва­ли ак­ти­ви­стов-кол­хоз­ни­ков. Та­ким ме­то­дом Со­ко­лов пе­ре­та­щил на свою сто­ро­ну ряд чле­нов сель­со­ве­та и ря­до­вых ак­тив­ных кол­хоз­ни­ков, во­влек их в цер­ков­ный со­вет и цер­ков­ны­ми ста­ро­ста­ми, по­след­ние ста­ли ре­же по­се­щать со­бра­ние кол­хоз­ни­ков и ху­же ра­бо­тать в кол­хо­зе».
На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка:
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы про­во­ди­ли сов­мест­но с мо­наш­ка­ми и слу­жи­те­лем куль­та Ви­но­гра­до­вым контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Это я от­ри­цаю. Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся. Ви­но­гра­до­ва я узнал, вер­нув­шись из­под стра­жи, с 11 ок­тяб­ря; с мо­на­хи­ня­ми, ко­то­рые ста­ли петь в цер­ков­ном хо­ре, по­зна­ко­мил­ся толь­ко в 1936 го­ду.
– Кто вам дал уста­нов­ку о пе­ре­мене ме­ста служ­бы и с ка­кой це­лью?
– Уста­но­вок о пе­ре­мене ме­ста служ­бы я ни от ко­го не по­лу­чал.
– Вы по­ка­зы­ва­е­те не пра­виль­но... След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы по­лу­чи­ли на­зна­че­ние на но­вое ме­сто слу­же­ния в свя­зи с контр­ре­во­лю­ци­он­ны­ми уста­нов­ка­ми, име­ю­щи­ми цель скрыть­ся от пре­сле­до­ва­ний за контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Дай­те пра­виль­ные по­ка­за­ния.
– Ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю; та­кой уста­нов­ки я от епи­ско­па
Сер­гия не по­лу­чал.
Вме­сте с от­цом Ва­си­ли­ем был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти свя­щен­ник Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, ко­то­рый, на­хо­дясь за шта­том, ино­гда слу­жил в ка­мен­ской церк­ви. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил его:
– Ко­гда вы бы­ли у епи­ско­па Сер­гия и ка­кие по­лу­ча­ли от него уста­нов­ки?
– По­след­ний раз я был у епи­ско­па Дмит­ров­ско­го Сер­гия в ап­ре­ле 1937 го­да, про­сил ра­бо­ту, он мне уста­нов­ки ни­ка­кой не да­вал и в служ­бе от­ка­зал как пья­ни­це; дру­гим, бо­лее за­слу­жен­ным по­пам да­вал и в по­след­нее вре­мя го­во­рил им: «НКВД на­чал про­из­во­дить мас­со­вые аре­сты свя­щен­ни­ков, ме­няй­те свои при­хо­ды, скры­вай­тесь от аре­стов». И да­вал им пу­тев­ки для служ­бы в церк­вях в дру­гих рай­о­нах, в том чис­ле дал пу­тев­ку свя­щен­ни­ку Со­ко­ло­ву на служ­бу в Ува­ров­ском рай­оне, в се­ле Веш­ки. Во­об­ще епи­скоп Сер­гий... да­ет контр­ре­во­лю­ци­он­ные уста­нов­ки по­пам.
– Что вы мо­же­те ска­зать о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти по­па Со­ко­ло­ва?
– Поп Со­ко­лов вме­сте с цер­ков­ной ста­ро­стой укры­ли от фин­от­де­ла се­реб­ря­ные цер­ков­ные ве­щи: ча­шу се­реб­ря­ную по­зо­ло­чен­ную, дис­кос, звез­ди­цу, лжи­цу, три лам­па­ды, од­но ка­ди­ло, два се­реб­ря­ных по­зо­ло­чен­ных кре­ста, да­ро­хра­ни­тель­ни­цу и дру­гие ве­щи. Со­ко­лов с мо­на­хи­ня­ми до­го­во­ри­лись красть се­но в кол­хо­зе, что и де­ла­ли. По­сле по­па пой­ма­ли и су­ди­ли. У Со­ко­ло­ва на квар­ти­ре ча­сто со­би­ра­лись мо­на­хи­ни и весь цер­ков­ный ак­тив, где они об­суж­да­ли свою ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту. По­сле это­го Со­ко­лов вме­сте с мо­на­хи­ня­ми хо­ди­ли по до­мам и аги­ти­ро­ва­ли про­тив вла­сти, а в по­след­нее вре­мя про­тив пред­вы­бор­ной кам­па­нии. Ме­ня они недо­люб­ли­ва­ли и сто­ро­ни­лись. Ме­ня на­зы­ва­ли крас­ным по­пом.
– Что вы еще хо­ти­те ска­зать о епи­ско­пе Сер­гии и про­то­и­е­рее Ва­си­лии Со­ко­ло­ве?
– Оба они яв­ля­ют­ся контр­ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми, со­вет­скую власть нена­ви­дят.
5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ва­си­лия Со­ко­ло­ва к рас­стре­лу, а свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ви­но­гра­до­ва – к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния.
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Со­ко­лов был рас­стре­лян 10 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Но­ябрь». Тверь, 2003 год, стр. 308–313.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест

(2 голоса: 5 из 5)