Дни памяти:

5 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

9 декабря

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 18 мар­та 1890 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сея Студ­ни­цы­на. В 1914 го­ду Ва­си­лий Алек­се­е­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в клад­би­щен­скую цер­ковь Всех Свя­тых в Сер­пу­хо­ве. В 1920 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, в 1929 го­ду – пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кую цер­ковь в Сер­пу­хо­ве. В 1930 го­ду отец Ва­си­лий был аре­сто­ван за неупла­ту на­ло­га и при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, он сно­ва стал слу­жить в Тро­иц­кой церк­ви, был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в 1936 го­ду на­зна­чен бла­го­чин­ным при­хо­дов Сер­пу­хов­ско­го окру­га.
14 ап­ре­ля 1937 го­да вла­сти вы­зва­ли для до­про­са свя­щен­ни­ка Алек­сия Си­най­ско­го, быв­ше­го на­сто­я­те­лем Успен­ской церк­ви го­ро­да Сер­пу­хо­ва, со­гла­сив­ше­го­ся да­вать по­ка­за­ния об от­це Ва­си­лии. «Ва­си­лия Алек­се­е­ви­ча Студ­ни­цы­на я знаю как свя­щен­ни­ка Тро­иц­кой церк­ви, – ска­зал отец Алек­сий. – Из лич­ных бе­сед со Студ­ни­цы­ным мне из­вест­но, что он за­ре­ги­стри­ро­вал­ся в гор­со­ве­те как бла­го­чин­ный ду­хо­вен­ства Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на. Мои вза­и­мо­от­но­ше­ния со Студ­ни­цы­ным до на­сто­я­ще­го дня бы­ли нор­маль­ны­ми, все его ука­за­ния я лич­но, как на­сто­я­тель Успен­ской церк­ви, все­гда ис­пол­нял в со­от­вет­ствии тре­бо­ва­нию ка­но­ни­че­ско­го уста­ва Церк­ви. В 1936 го­ду Студ­ни­цын, за­ре­ги­стри­ро­вав­шись бла­го­чин­ным ду­хо­вен­ства по го­ро­ду Сер­пу­хо­ву и рай­о­ну, до­вел до све­де­ния ду­хо­вен­ства, что он всту­пил в от­прав­ле­ние обя­зан­но­стей бла­го­чин­но­го и по­тре­бо­вал стро­го­го со­хра­не­ния ка­но­ни­че­ских пра­вил в от­прав­ле­нии ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов. Вме­сте с этим он яв­ля­ет­ся на се­го­дня свя­зу­ю­щим зве­ном ду­хо­вен­ства го­ро­да и де­рев­ни с епи­ско­па­том, через Студ­ни­цы­на пе­ре­да­ют­ся цер­ков­ные сред­ства на со­дер­жа­ние епи­ско­па­та, на­зна­че­ние, от­стра­не­ние то­го или ино­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. На­ря­ду с этим Студ­ни­цын, счи­тая се­бя пред­ста­ви­те­лем Пра­во­слав­ной Церк­ви в го­ро­де и рай­оне, об­ле­чен­ный зва­ни­ем бла­го­чин­но­го, тре­бу­ет от на­сто­я­те­лей церк­вей пред­став­ле­ния све­де­ний о со­ста­ве два­дца­ток, чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та, слу­жи­те­лей куль­та; по­сту­па­ю­щие све­де­ния пе­ре­да­ет в Сер­пу­хов­ской гор­со­вет.
Кро­ме это­го Студ­ни­цын, счи­тая се­бя бла­го­чин­ным, в пе­ри­од 1936-1937 го­да по­се­щал ряд церк­вей в го­ро­де и рай­оне в осо­бо тор­же­ствен­ные дни, где от­прав­лял служ­бы. Сво­им уча­сти­ем в служ­бе Студ­ни­цын про­па­ган­ди­ро­вал ве­ли­ко­ле­пие цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, ста­вя за­да­чу – при­вле­че­ние мо­ля­щих­ся в цер­ковь; при­езд бла­го­чин­но­го в тот или иной цер­ков­ный при­ход за­ра­нее афи­ши­ро­вал­ся сре­ди при­хо­жан. Студ­ни­цын, яв­ля­ясь свя­щен­ни­ком Тро­иц­кой церк­ви, ввел слу­же­ние двух ли­тур­гий – ран­ней и позд­ней. На­ря­ду с этим, для про­па­ган­ди­ро­ва­ния цер­ков­ных от­прав­ле­ний при Тро­иц­кой церк­ви до се­го вре­ме­ни ис­поль­зу­ют­ся три мо­наш­ки, од­на из них, Агла­и­да, ис­пол­ня­ет обя­зан­но­сти внут­рен­не­го цер­ков­но­го сто­ро­жа: от­кры­ва­ет цер­ковь, за­жи­га­ет лам­па­ды, уби­ра­ет цер­ковь, по­да­ет ка­ди­ло, при­ни­ма­ет по­ми­на­ния, про­да­ет све­чи. На­до ска­зать, что Студ­ни­цы­ну хо­ро­шо из­вест­но, что мо­наш­ка Агла­и­да су­ди­лась, бы­ла в ссыл­ке, вер­ну­лась; про­жи­вая в Сер­пу­хо­ве, яв­ля­ет­ся по­мощ­ни­цей Студ­ни­цы­на в про­па­ган­ди­ро­ва­нии цер­ков­но­го дви­же­ния. По­ми­мо мо­на­шек Тро­иц­кая цер­ковь име­ет хо­ро­шо ско­ло­чен­ный цер­ков­ный ак­тив, за счет средств цер­ков­но­го ящи­ка со­зда­ны ве­ли­ко­ле­пия внут­ри церк­ви, при­гла­ша­ют­ся с опла­той хо­ры пев­чих.
Из лич­ных бе­сед со Студ­ни­цы­ным за пе­ри­од с 1929 го­да по на­сто­я­щее вре­мя у ме­ня сло­жи­лось твер­дое убеж­де­ние, что Студ­ни­цын яв­ля­ет­ся враж­деб­но на­стро­ен­ным к ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. Так, на­при­мер, при про­ве­де­нии кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства он от­кры­то го­во­рил, что со­вет­ская власть за­го­ня­ет кре­стьян в ка­ба­лу. В неод­но­крат­ных бе­се­дах он го­во­рил, что со­вет­ская власть устра­и­ва­ет го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь, за­кры­ва­ет хра­мы, сни­ма­ет ко­ло­ко­ла, об­ла­га­ет ду­хо­вен­ство на­ло­га­ми. Та­кое на­стро­е­ние у Студ­ни­цы­на оста­лось до се­го­дняш­не­го дня, и это под­твер­жда­ет­ся тем фак­том, что на­лог за него опла­тил цер­ков­ный со­вет из средств до­хо­да церк­ви – цер­ков­но­го ящи­ка, а цер­ков­ный со­вет мог опла­тить толь­ко то­гда, ко­гда он по­лу­чил прось­бу от свя­щен­ни­ка о по­мо­щи в упла­те на­ло­га.
В 1929 го­ду Студ­ни­цын груп­пе свя­щен­ни­ков го­во­рил, что ду­хо­вен­ство пре­сле­ду­ют, за­став­ля­ют мол­чать. Поз­же, в 1930 го­ду, в од­ной из бе­сед в цер­ков­ной сто­рож­ке Студ­ни­цын го­во­рил: “Нам на­до не вы­пус­кать из на­ших рук се­ле­ния воз­ле Сер­пу­хо­ва и осто­рож­но сре­ди кре­стьян ве­сти ра­бо­ту, по­ка­зы­вая им, как они жи­ли рань­ше и как жи­вут сей­час”. Студ­ни­цын пред­ла­гал ис­поль­зо­вать мо­на­шек в про­ве­де­нии аги­та­ции про­тив кол­хо­зов. В свя­зи с раз­вер­ты­ва­ю­щей­ся ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной ра­бо­той Студ­ни­цын го­во­рил: “Нам на­до со­зда­вать твер­дую мас­су про­тив вы­ла­зок вра­гов Церк­ви – ком­му­ни­стов, без­бож­ни­ков”. С воз­вра­ще­ни­ем по от­бы­тии при­ну­ди­тель­ных ра­бот в 1932 го­ду, Студ­ни­цын из­бе­гал бе­сед, но в по­след­нее вре­мя, с по­лу­че­ни­ем по­ло­же­ния бла­го­чин­но­го, про­во­дит ак­тив­ную цер­ков­ную де­я­тель­ность».
26 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Сер­пу­хо­ве и несколь­ко дней до­пра­ши­вал­ся.
– Уточ­ни­те след­ствию, ка­ко­го те­че­ния вы при­дер­жи­ва­е­тесь, ста­ро­ти­хо­нов­ско­го или но­во­об­нов­лен­че­ско­го?
– Ста­ро­ти­хо­нов­ско­го, в на­сто­я­щее вре­мя воз­глав­ля­е­мо­го мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, про­во­ди­мую сре­ди на­се­ле­ния про­тив по­ли­ти­ки пар­тии и со­вет­ской вла­сти, и по­это­му след­ствие пред­ла­га­ет вам дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
– Я был в се­ле Кузь­мин­ки Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на на по­хо­ро­нах Вар­ва­ры Па­ли­цы­ной. По­сле по­хо­рон во вре­мя обе­да я го­во­рил о труд­но­стях жиз­ни при су­ще­ству­ю­щей со­вет­ской вла­сти, так как со­вет­ская власть об­ла­га­ет непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, в осо­бен­но­сти ду­хо­вен­ство; что еще го­во­рил, не пом­ню. Это я не от­ри­цаю, это я го­во­рил.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ным ма­те­ри­а­лом о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность про­тив по­ли­ти­ки пар­тии и со­вет­ской вла­сти, а по­это­му след­ствие еще раз пред­ла­га­ет вам дать бо­лее прав­ди­вые по­ка­за­ния о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
– Дан­ные мною по­ка­за­ния след­ствию счи­таю пра­виль­ны­ми. Я при­зна­юсь, что сре­ди ве­ру­ю­щих вы­ска­зы­вал свое недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью, го­во­рил о труд­но­стях жиз­ни при со­вет­ской вла­сти.
30 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 5 де­каб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Свя­щен­ни­ка пе­ре­вез­ли в Моск­ву в од­ну из тю­рем НКВД, пе­ред рас­стре­лом со­труд­ни­ки НКВД сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли его. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Студ­ни­цын был рас­стре­лян 9 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 1». Тверь, 2005 год, стр. 267–271

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)