Воцерковленным верующим Господь дает силы при потере близкого

Воцерковленным верующим Господь дает силы при потере близкого

Настоятель Храма Всемилостивого Спаса в Воронове священник Димитрий Попов.

В детстве мы, как правило, думаем, что родились и не будем никогда стареть, тем более, умирать. Когда и как Вы узнали о смерти?

Впервые столкнулся со смертью ещё в детстве, я алтарничал в храме, видел, как родственники приносят усопших, договариваются об отпевании, как священник совершает чин. Потом, когда мне было лет 12, на моих глазах уходила бабушка. Нам родственники позвонили и сказали, что у пожилой женщины онкология, и она умирает, хорошо бы несколько последних дней побыть с ней. Мы три дня находились рядом с бабушкой перед тем, как она отошла ко Господу. Что я запомнил? Я стою с молитвословом и ищу «Канон молебный при разлучении души от тела».

Мне показалось, что бабушка, как будто, умерла, как будто, не дышит. Когда же я нашёл молитвы, она вдруг снова задышала, очнулась, похоже, что ждала молитв. Я прочитал канон, и тогда она уже отошла. Это у меня в память на всю жизнь легло. Также важно добавить, что она поисповедовалась, причастилась накануне смерти. Ей врачи предлагали операцию, при этом предупредили, что на месяц, максимум два, дольше проживёт, но все родственники, посоветовавшись между собой и со священниками, взвесив все доводы, решили, что ничего не будут делать, всё будет так, как Господь даст.

Вы с детства прислуживали в алтаре, Вы из семьи священника?

Мой отец не священник, но судя по нашей фамилии, кто-то из предков был связан с высоким служением Господу. Зато сейчас в семье трое священнослужителей – два моих брата и я. Таким образом, постепенно возвращаемся на тот путь, который начинали когда-то предки, продолжаем эту стезю.

Храмы открылись давно, люди возвращаются к вере православной, тем не менее, атеистическое время сказывается: немало зрелых людей, которые не крещены. Сталкивались в своей практике, когда человек на смертном одре хочет принять веру, хочет обратиться к Христу?

Историй разных много, расскажу о самых ярких для меня. Приходит в храм женщина и говорит: «Батюшка, надо моего папу покрестить».

Я приглашаю её отца в храм для беседы. Но это оказалось невозможным, потому что мужчина неподвижный, лежачий больной, всё время дома. Конечно, я приехал к ним и познакомился с болящим: это заслуженный преподаватель одного известного вуза, старожил этого института, сильный учёный-физик с научными статьями, книгами. Всю жизнь был атеистом, но при этом – хороший, добрый, светлый человек. Мы долго разговаривали с ним. Все батюшки, в том числе и я, перед тем как крестить взрослого человека задают вопрос: почему решился на такой важный шаг, какие события или люди повлияли. Лично я всегда интересуюсь, что подвигло к крещению, кто повлиял, почему появилось такое желание. Он объяснил, что, когда серьёзно заболел и не смог вставать, ходить, мог только лежать, много читал книг. Он внимательно познакомился с Библией, Священным писанием. «Меня это тронуло, я почувствовал силу веры, увидел истину, и я уверовал во Христа. И сам захотел стать православным христианином», – искренне поделился мой собеседник. Я его крестил, поисповедовал, причастил. Через какое-то время мне сообщили, что мужчина преставился.

Нередко священников приглашают в больницу. Не поделитесь наиболее яркими или поучительными случаями?

Две сестры просили свою96-летнюю маму причащать в реанимации. Я знал, что пациентка крещеная, верующая, таинства Церкви для неё важны. Я почти два месяца ездил в больницу и причащал там женщину. Господь забрал её прямо на Пасху. Дочери усопшей увидели в этом проявление воли Божией, подтверждение, что делали всё правильно и с благодарностью к Богу обратились.

Часто прихожан исповедовал и причащал, кого-то перед смертью, кого-то причащал, и Господь забирал неожиданно. Часто встречаются случаи, когда кто-то из православных верующих на Пасху отошёл, кто-то – на Сретение. Родственникам в утешительном слове говорю, что для усопшего это встреча с Богом. Любая смерть для христианина – это встреча с Богом. Бывает, что во Вселенскую родительскую субботу прихожанин умирает, либо 9 или 40-й день приходится на поминовение усопших. Конечно, это необязательно, смерть может случиться в любой день, совсем необязательно, что праведный человек умрёт в какой-то праздничный или поминальный день. Но такое случается. Бывает даже, что литию или заупокойную молитву служишь на могилке, и сильный проливной дождь сразу прекращается, и солнышко выглядывает. А иногда, наоборот, при ясном небе неожиданно небольшой дождик пойдёт… Конечно, я говорю прихожанам, родственникам умершего, что на таких вещах зацикливаться не надо, не надо пристально к датам окончания земного пути присматриваться, искать знаки чего-то, иначе так и до суеверия недалеко. Тем не менее, можно сказать, что Господь показывает, что человек (усопший) радуется, когда родственники, близкие и друзья приходят помолиться за упокой души к месту его захоронения.

Случалось ли в Вашей практике, что люди приглашали к своему пожилому родственнику на смертном одре, а тот по какой-то причине отказывался от Таинств?

Таких случаев не было, кроме одного. Я пришёл по просьбе одной прихожанки исповедовать, причастить и пособоровать её маму. Вернее, сначала надо было пообщаться, побеседовать с пожилой женщиной, она крещёная, но надо было объяснить ей важность исповеди, соборования и принятия Святых Даров вообще и, в частности, во время болезни и в её возрасте. Она не хотела, правда, сказала, что подумает. Запомнилось выражение её лица: «А я не готова умирать». Наверное, поэтому она отказалась в тот момент от таинств. Потом я узнал, что её положили в хоспис, и там другой батюшка исповедовал и причастил.

Пока, слава Богу, в моей практике всех, кто просил причащать и исповедовать, я успевал и люди, к которым приглашали, не отказывались, а были настроены на Таинства Церкви и ждали их.

Были случаи, когда приглашали в реанимацию незнакомые и говорили, что «надо что-то сделать». Человек лежит без сознания, я сразу спрашиваю, верующий он или нет, причащался или нет, просил ли он, чтобы его причастили, пособоровали на смертном одре. Если нет, то могу прочитать молебен о болящем. Если верующий, можно и соборовать в реанимации. Если болящий как-то подаёт знак, то и причастить можно: капельку крови на лжице дать.

Знаю лично случаи, когда чуть ли не безнадёжно больного вылечивали Святым Причастием и силой горячих молитв. Для нас доказательство милости и силы Божий. Были ли у Вас такие примеры?

Поделюсь таким случаем из своей практики. Прихожу в реанимацию, а родственники говорят, что у них монахиня лежит, в тяжёлом состоянии, плохо ей. Они просят меня прочитать молитву о даровании смерти, чтобы она преставилась, отмучилась. А я предложил: «Давайте помолимся о её здравии!» Совершили молебен, вместе с близкими монахини помолились. Потом меня встречают в больнице врачи, медсестры и удивлённо с восхищением говорят: «А вы знаете, пациентка из реанимации на поправку пошла!»

Бывает люди лежат, говорить не могут, почти ничего не слышат, прогнозов положительных медики не дают, а причастишь их (конечно, говорю про людей, которых знаю и для которых таинства Церкви, вера – самое главное в жизни), а потом врачи удивляются. Так и спрашивают меня: «Что за такое средство им дали? Что за средство, которое так подействовало: пациенты почти без надежды вдруг пошли в гору, ни с того ни с сего стали поправляться?» Какой тут может быть ответ? Господь чудеса совершает, Господь милостив к нам.

В своей практике, что Вы чаще наблюдали: на смертном одре примирение с Богом, с близкими или озлобление, поиск виноватых?

Когда приглашают батюшку поисповедовать и причастить кого-то из болящих или умирающих родственников, как правило, люди бывают уже готовыми. Всякое встречается, но больше всего – это подготовленные, осознанно приглашающие сами, либо родственники уговаривают, находят нужные слова. Например, «конец жизни наступает», «завершается земной путь», «впереди жизнь вечная и надо покаяться». Бывает и так, что цитируют дословно или передают своими словами фразу учёного-математика, физика и философа Блез Паскаля «Если Бог не существует, то атеист мало что теряет, веруя в него, и, соответственно, немногое приобретает, не веруя в него. Если же Бог существует, то атеист приобретает вечную жизнь, уверовав в него, и теряет бесконечное благо, не веруя».

Озлобляется или примиряется умирающий, зависит от чистоты сердца человека. Как говорит Христос: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».

Наше сердце, как фильтр. Если оно чистое, человек будет думать хорошие мысли, будет стараться примириться с Богом, с ближними, забыть обиды и ссоры с родными, знакомыми. Если у человека неочищенное сердце от грехов, то, конечно, он будет видеть всё плохое кругом, более того: думать, что он один хороший, а остальные – плохие. Задача священника, как и врача, помочь выздороветь, в нашем случае – духовно, помочь очистить своё сердце от тяжести, плохих и грешных мыслей, от грехов, страстей. Иногда приходится вытаскивать из человека грехи. Помню причащал на дому маломобильных, малоподвижных, людей. Прихожу, и соцработники спрашивают у них, хотят ли они причаститься? Ответ: да, хотим. Беседуем, я объясняю, что надо поисповедоваться, нельзя без исповеди к Святым Дарам приступать. А они уверенно говорят, что не грешили. Сложно для человека даже не раскаяться, а увидеть и осознать свои грехи. Продолжаем беседовать, спрашиваю, делали ли аборты. Да, делали. Конечно, говорю о том, аборты – это грех, это убийство не родившегося младенца. В этом, конечно, надо каяться.

Другой грех, на который приходится часто указывать касается того, что можно обидеть человека и того не заметить. Сказал кому-то что-то, тебе не показали вид, не сказали в ответ ничего, внутри себя прохожий, знакомый обиду спрятал и ушёл. Мы должны к Богу обращаться таким образом: Господи, прости, если кого-то обидел случайно и даже не заметил. И будем прощены, а если человек скажет: нет, я никого не обижал, и вдруг так сделал, то он же не попросит прощения, и будет в себе иметь грех.

Конечно, хорошо, когда человек перед смертью покаялся, но бывает и внезапная смерть…

На каждой Литургии мы просим христианской кончины. Каждый верующий знает слова из просительной ектеньи:

«Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим. Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим»

За православных людей так сильно не боишься, потому что каждый верующий воцерковленный старается регулярно исповедоваться и причащаться, он каждый день молится. Если он умирает даже внезапно, он всё равно готов. Бывает такое, что человек верующий хотел причаститься перед смертью и по какой-то причине не успел… Но, во-первых, Господь видит, когда человек готов к нему прийти, и тогда забирает его. Если человек действительно верующий и хотел правильно подготовиться к смерти, тех Господь может сподобить. Но люди спасаются не потому, что этого заслужили, а потому, что Господь есть милость, милосердие, любовь, доброта. То есть родственникам в утешительном слове, в беседе после отпевания лучше всего указывать на то, что Господь есть бесконечная любовь. В свою очередь близкие и друзья должны молиться – дома, в храме, в том числе и вместе со священником, поминать своих усопших, усердно молиться особенно в течение первых 40 дней.

Правильно ли распространенное выражение: Господь забирает самых лучших? Получается, что все, кто живет, все, кому Господь долголетие даровал, плохие люди, неправедно живут?

Само такое выражение неверное. Можно по-другому сформулировать: всё что не делается, всё к лучшему. Это будет правильнее, потому что всё, что нам Господь посылает – для нашего блага, роста духовного. Давайте попробуем образно сказать. Испытания, горести, болезни – как трамплины для спортсменов. Отталкиваясь от них и преодолевая посланные препятствия, становимся лучше. Но мы не всегда правильно пользуемся испытаниями, не всегда правильно их понимаем.

Господь забирает, можно сказать, лучших, но лучшие — это все. Потому что умирают все люди, кто-то раньше, кто-то позже. Бывает, младенчиков Господь забирает. А кто знает, что через какое-то время кем бы они выросли? С другой стороны, мы знаем праведного Симеона Богоприимца, прожившего 360 лет! Богу угодно было продлить жизнь старца, чтобы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын.

И он долго-долго жил, пока не увидел Христа. Подчеркну, что это святой. Поэтому неправильно говорить, этого Господь забрал в юности – значит, он праведник, а долгожители – грешники. Есть совсем маленькие мученики. Вифлеемские младенцы. Только родились и погибли за Господа. Это первые мученики за Христа. Нужно смотреть с той точки зрения, что мы не знаем Промысл Божий о нас. Мы не можем знать и ответить полноценно на многие жизненные вопросы, мы порой со своим узким виденьем вместо Бога хотим управлять жизнью или ставить Богу свои какие-то условия.

Мы видим вершину айсберга и не знаем, что там под водой делается, происходит. Узнавая больше, мы понимаем, что Господь прав, прав настолько, насколько нам и не представлялось. То, что нам казалось тогда плохо, сейчас оказывается хорошо. Вспомните самый классический пример: кто-то опоздал на самолёт, из-за этого волнуется, расстраивается, что пропустил важную встречу или ещё что-то, а потом узнаёт об авиакатастрофе. Что тогда? Он радуется и благодарит Бога, что жив и здоров.

Святые люди, чем больше познают Бога, тем больше убеждаются мудрости Божией. Поэтому все стараются попасть к старцам с разными вопросами: как быть, как поступать в той или иной ситуации, потому что Господь открывает им иногда Свою волю.

Бывает так, что после смерти близкого человек «обижается» на Бога. Как сохранить веру, любовь к Богу после утраты?

Существует пять стадий принятия неизбежности. Отрицание. Человек умер. Первое, что приходит в голову: «не может быть, как так?» Дальше – гнев. Любой возмущается: почему так случилось, как же так, почему он умер, за что? Потом мы знаем, наступает торг. Человек думает, что лучше бы он умер вместо брата, жены или друга, или он готов каждый день в храм ходить и сердечно молиться, только бы этого не случилось, только бы родной воскрес. Такие условия Богу ставят. Четвертая стадия – депрессия. Человек не хочет ни с кем общаться, хочет побыть один. Последняя стадия – принятие. Говоря о верующих людях, депрессию мы можем с унынием сравнить, а последнюю стадию – со смирением. Человек смиряется с тем, что произошло, принимает это, возможно, начинает понимать случившееся и обращается к Богу. Люди, которые начинают активно молиться за усопшего, легче переносят утрату, те, кто исповедуется, причащается, им Господь силы даёт через Святые Дары и Таинства. Люди, которые не воцерковлённые, как правило, сложнее переносят, не понимая тайны Божий.

Не верующему трудно понять, что такое смерть, как она появилась? Можно так объяснить. В результате грехопадения смерть появилась, потому она имеет и наказательный характер, и положительный. Смерть останавливает действие зла, освобождает человека от болезней, трудов, прекращает скорби, заканчивает страдания. Об этом многие святые говорят. В то же время святые отцы подчеркивают: чтобы хлеб взошел, чтобы пшеница выросла, семена бросают в землю, и они гибнут, чтобы дать плод. Так и человек – заканчивает свой земной путь для жизни вечной, для встречи с Христом. Наверное, одно из главных качеств смерти – с ней побеждается гордость. Гордыня, гордость – начало греха. Человек не может ничего сделать с тем, чтобы не умереть. Он смиряется. Смерть великое таинство, рождение человека из земной, временной жизни в вечность. Апостол Павел писал: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Эта мысль развивается у святителя Димитрия Ростовского: «Никаким злом не является смерть для благих, но облегчением от страстей и беспрепятственным соединением и сожитием духом с Господом, ибо великая тягота для души жить во плоти и терпеть насилие страстей. Не бойся ты смерти, только в безгрешии будь к ней готов, ибо если к смерти готов будешь, смерти не убоишься, если Господа всем сердцем возлюбишь, то сам ее прежде возжелаешь»

То есть если человек готов, он не боится умирать.

Что значит быть готовым к смерти, как готовиться к ней?

Мы можем разделить жизнь человека на внешнюю и внутреннюю части. Внешнее – то, что мы видим. Человек ходит в храм, исповедуется, причащается, делает дела милосердия и так далее, а во внутрь мы заглянуть не можем. Только Господь знает наши сердца. Я бы сказал, что есть две смерти. Естественная, которая касается всех, и есть смерть, назвал бы её хорошей, это когда человек в себе убивает страсти и грехи, когда он служит во славу Божию, помогает ближним, усмиряет свою плоть, он убивает свою плоть, чтобы не делать пакостей, злых дел. Он отвергается себя. Как говорил Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…»  (Мф. 16:24)

Обратите внимание на слова «кто хочет», то есть такая «смерть» для желающих, но зато потом она поможет при переходе в жизнь вечную. Дело в том, что биологическая смерть разная. Например, преподобный Макарий Великий говорит:

«Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершится при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов и недобрые ангелы, и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться тому, потому что если душа в этой жизни, находясь в веке этом, им подчинялась и повиновалась и была их рабой, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. А что касается до части благой, то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божьих еще ныне пребывают Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом приводят их к Господу».

Продолжить эту тему можно притчей о неблагоразумном богаче, где есть слова возьмут из богача душу. Правда, по-славянски «возьмут» – это истяжать, глагол означает выдернуть, силой забрать, оторвать, он передаёт красноречиво, что ожидает нераскаявшегося грешника после земного пути. В то время как праведник предаёт свою душу Богу. Его тело приобретает легкость, и он безболезненно и радостно передает свою душу Господу.

Немало споров о том, что правильно ли отпевать человека лишь на основании его крещения. То есть, крещен, но никогда не был в храме, не исповедовался, не причащался. Какое Ваше мнение?

Бывает внешняя форма, бывает внутренняя. Человек может ходить в храм и при этом всех допекать, кто-то может причащаться, как Иуда. Помним, как Иуда причастился, и сатана вошёл в него. Такой человек недостоин отпевания?

Для начала давайте спросим, что такое отпевание? Это малая канонизация человека. Мы же говорим: «со святыми упокой».

А человек может, как мытарь приходить в храм, может не исповедоваться, а по ночам каяться и слезно говорить: «Боже, милостив буде мне грешном».

С формальной точки зрения, наверное, так было бы логично: ходил в храм, после смерти отпели. Если человек крещен, но не ходил в храм, то отпевать такого, казалось бы, неправильно. Если он не принял здесь Христа, то и там он может не принять Христа. Но постольку поскольку мы не можем заглянуть внутрь человеческой души, то если мы помолимся за человека (а отпевание – это еще и молитва Церкви о человеке), то может быть его участь будет облегчена. Если человек крещен, он формально член Церкви, то молиться за него можно в храме. Конечно, хорошо было бы если человек ходил на службы, причащался и исповедовался, жил религиозной жизнью, а после смерти его отпевают. Мы не знаем, может, человек нуждался в нашей молитве, а мы его не отпоём. Это же неправильно будет. Даже лучше так следовать: например, мы отпели усопшего, а Господь может не принять нашу молитву о нём, но мы, по крайней мере, попробовали для него, для его души что-то сделать, мы за него помолились. Сделали это, потому что он член Церкви, сделали, потому что лучше в милости согрешить.

Вам приходилось отказывать в отпевании?

Бывает, люди из других конфессий, родственники самоубийц обращаются с просьбой или вопросом об отпевании. А бывает, что близкие не знают, крещен ли их родственник или нет, спрашивают, как быть и можно ли отпеть. Что батюшки делают в такой ситуации? Есть каноническая комиссия в каждой епархии, говоря бытовым языком, по месту прописки, проживания. Это есть своя комиссия, куда священники при таких вопросах и направляют людей. Священнослужители не принимают решений, а комиссия рассматривает вопросы и выдаёт справку, если разрешается отпевать усопшего.

Но молиться за некрещеных, за самоубийц можно и нужно дома самостоятельно. Это не только разрешается делать, но это является проявлением и выражением любви человека.

Касаясь моего опыта, ко мне однажды обратились люди с просьбой отпеть члена Армянской церкви. Я им рекомендовал обратиться в Армянскую Апостольскую церковь. Также была семья, которая не знала, крещен или нет их родственник. В последнем случае, люди по моему совету обратились в комиссию.

В любом случае, всегда нужно готовить санки с лета, то есть готовиться к вечной жизни, здесь и сейчас, заранее, чтобы и нам о наших близких не приходилось много и долго переживать, и нам, когда предстанем перед Господом, достойно ответить за свою жизнь.

Беседовала Александра Грипас

Комментировать

«Память смертная»
в Telegram.
t.me/azmemory