Проскомидия

Литература по теме

Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (проскомиди) – принесение; προσκομίζω (проскомизо) – приносить) – первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии.

proskomidija 13 - Проскомидия

Когда и где совершается проскомидия?

Проскомидия совершается при закрытых Царских вратах в алтаре на жертвеннике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху проскомидию совершают до пасхальной полунощницы – перед началом богослужения.

Кто может совершать проскомидию?

Проскомидия совершается иереем или епископом, помогает им диакон.

Какие хлеб и вино используются при совершения проскомидии?

Для проскомидии подходят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также называемый просфорой, должен быть квасным, пшеничным, круглым, чистым, свежим, двусоставным (то есть состоящим из двух частей: верхней и нижней); вино для проскомидии требуется виноградное, красное, поскольку красный цвет напоминает цвет крови (хотя в Румынской Православной Церкви допускается и белое вино). На практике для проскомидии используется кагор, что, однако, не является уставным требованием.

С чего начинается проскомидия?

После входных молитв священник вступает в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии священник вполголоса произносит молитвы.

Как на проскомидии приготовляется Агнец?

  1. Взяв в левую руку Агничную просфору, а в правую – копие, священник трижды крестит копием над печатью (верхней частью) просфоры, каждый раз произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
  2. Затем с правой стороны печати (просфоры, по линии печати) режет со словами: «Яко овча на заколение ведеся» (Как овца на заклание Он был приведен);
    — с левой стороны со словами: «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих» (И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих);
    — надрезает верхнюю сторону печати (там, где буквы IС ХС) со словами: «Во смирение Его суд Его взятся» (В унижении Его в правосудии Ему было отказано.);
    — надрезает нижнюю сторону печати (там, где буквы НИ КА), произнося: «Род же Его кто исповесть» (Но род Его кто изъяснит?).
  3. Диакон произносит: «Возьми, Владыко», священник надрезывает просфору с нижней стороны, тем самым отделяя середину просфоры – Агнец – от ее стенок, и при этом произносит: «Яко вземлется от земли живот Его» (Ибо отторгается от земли жизнь Его.).
  4. Диакон: «Пожри, Владыко» (Заколи, владыка.). Священник извлекает Агнец, кладет его на дискос печатью вниз и крестообразно делает глубокий (до печати) надрез, говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» (Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение).
  5. После сего священник переворачивает Агнца и кладет его на дискос печатью вверх.
  6. Диакон же говорит: «Прободи, Владыко» (Пронзи, владыка). Священник со словами «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его Ин.19:34) пронзает копием праву сторону Агнца.
  7. После этого в потир вливается вино, смешанное с водой.

1 1 - Проскомидия

Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)?

Из второй просфоры, называемой Богородичной, вынимается частица в память Божией Матери, ее помещают на дискос по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры – девятичинной – вынимаются девять частиц в честь девяти ангельских чинов, а также в память Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и того святителя, Литургия которого совершается в этот день (Иоанна Златоуста или Василия Великого). Эти частицы полагаются в три столбца, слева от Агнца.
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и кладутся на дискосе ниже Агнца.
Из пятой – за умерших (усопших), эти частицы кладут ниже частиц вынутых за живых.

В древности христиане сами пекли просфоры (а в Греции такая практика встречается и сейчас), приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частицы и возвращал хлеб хозяину.

proskomidija 1 - Проскомидия

Зачем нужны малые просфоры?

Из малых просфор – их количество не ограничивается – вынимаются частицы о здравии и упокоении православных христиан. Их имена содержатся в записках, подаваемых прихожанами «На проскомидию». Вынутые частицы священник помещает на дискосе вместе с частицами из четвертой и пятой просфор.

Как и за кого подавать записки на проскомидию?

Записки «на проскомидию» – это самое важное поминовение о живых и усопших. Традиционно они подаются в церковную лавку вечером накануне главного церковного богослужения – Литургии – или утром до начала Литургии. Записки прочитывают и вынимают частицы вплоть до Великого входа, пока Предложение стоит на жертвеннике.
Если записка подана позднее, она будет прочитана на следующей Литургии.
Обычно в одной записке упоминается до десяти имен, при этом имена указываются в полной форме, родительном падеже (протоиерея Сергия, болящей Нины, Геннадия, непраздной Евгении, младенца Феодора, Николая и т. д.). Первыми указываются имена священнослужителей. Если имена пишутся не на готовом отпечатанном бланке данного храма, можно на чистом листке бумаги соответствующего стандартной записке размера самостоятельно изобразить восьмиконечный православный крест и написать «О здравии» или «Об упокоении».

Кого можно поминать на проскомидии?

В записках пишут имена только крещеных в Православной Церкви. Во некоторых храмах, особенно монастырских, записки на проскомидию могут не принять, если те, о ком просят помолиться, не являются верными: не воцерковлены (не участвуют в церковных Таинствах).
Преподобный Лев Оптинский говорил: «О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает. О грешнике же покаявшемся и полагающим начало к исправлению можно молиться и подавать на Проскомидию».

Что происходит на проскомидии, когда все частицы вынуты?

На дискос, где уже лежат вынутые частицы, священником устанавливается предварительно окуренная ладаном звездица. Потом дискос и потир покрываются двумя отдельными, также предварительно окуренными покровцами, кроме этого, сверху на них полагается один большой покров, называемый возду́хом. Он тоже подвергается предварительному окуриванию. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц. Затем священник кадит перед Дарами и в молитве просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть тех, кто их принес, за кого они принесены, молит Бога и за себя, дабы быть достойным для священнодействия.

Что делает священник с вынутыми частницами?

В конце Литургии, после причащения мирян, священник опускает все частицы в потир с произнесением слов: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Что символизирует проскомидия?

На проскомидии воспоминаются Рождество, страдания и смерть Иисуса Христа. Рождество Спасителя знаменуют приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца; вертеп – жертвенник; ясли Богомладенца – дискос; Вифлеемскую звезду – звездица; Его пелены – покровцы; дары волхвов – потир, кадильницу и фимиам; славословие вифлеемских пастухов и волхвов – молитвы, творимые священником, совершающим проскомидию.
Дискос есть также символ гроба Господня; покровцы – Его погребальные пелены; крестообразное разрезание Агнца и прободение его копием служат символами распятия Спасителя и излияние Его крови. Кроме того, о том времени, когда Господь находился на кресте, а воин пронзил Ему ребро копьем и из пронзенного Тела истекли кровь и вода, напоминает вино, соединенное с водой, вливаемое в потир.
Еще один символ – пять просфор, используемые на проскомидии, он напоминает о Евангельском чуде насыщения Господом пятью хлебами пяти тысяч человек. Двусоставность просфоры символизирует Божество и Человечество Спасителя. Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе знаменует Церковь, Глава которой есть Господь наш Иисус Христос.

img 0258 - Проскомидия

Цитаты о проскомидии

«Поминовение при богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре, или сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвословия, даже и тайно приносимые в храме во время богослужения, возносятся к престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля: эта истина громогласно возвещается при архиерейском богослужении, когда протодиакон, на так называемой “выкличке” по освящении Св. Даров, во время тайного поминовения живых и усопших, возглашает: “…преосвященного… приносящего Святыя Дары сия …о оставлении грехов… зде предстоящих и о нихже кийждо во уме своем поминание творит”, то есть о всех тех, кого каждый из молящихся мысленно, про себя помянул в течение литургии и поминает в данный момент.. В благоустроенных обителях братия сами читают во время проскомидии свои монастырские помянники, не входя в алтарь, каждый стоя на своем месте. “Поминовение родственников,— пишет святитель Игнатий (Брянчанинов),— одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь. Богу приятнее будет молитва твоя из церкви, когда по причине благоговения к Нему ты устраняешься входа в алтарь, нежели когда ты вошел в него без должного благоговения, нарушив преподанное тебе правило”».
свт. Афанасий Ковровский

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки