Евангелисты

Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής – бла­го­вест­ники) – так назы­ва­ются авторы четы­рех книг Нового Завета – Еван­ге­лий: апо­столы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и послед­ний были из числа 12-ти, а второй и третий из числа 70-ти апо­сто­лов.

В древ­но­сти зна­че­ние слова «апо­стол» могло пони­маться шире, чем как оно обычно пони­ма­ется в наши дни; нередко так назы­ва­лись про­по­вед­ники хри­сти­ан­ства вообще. В древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви была особая сте­пень или долж­ность еван­ге­ли­стов, их слу­же­ние состо­яло в про­по­веди Еван­ге­лия среди иудеев и языч­ни­ков (см. прот. Н. Афа­на­сьев «Цер­ковь Духа Свя­того», глава «Еван­ге­лист»).

Для нас еван­ге­ли­сты – это авторы книг, в то время как для первых хри­стиан еван­ге­ли­сты были «бла­го­вест­ни­ками», т. е. про­по­вед­ни­ками и мис­си­о­не­рами, кото­рые тру­ди­лись вместе с апо­сто­лами.

***

Встре­ча­ется ли слово «еван­ге­ли­сты»  в Новом Завете?

В Новом Завете слово «еван­ге­ли­сты» встре­ча­ется трижды. В Деян.21:8 еван­ге­ли­стом назван один из семи диа­ко­нов – Филипп (в цер­ков­но­сла­вян­ском пере­воде – «бла­го­вест­ник»); в Еф.4:11 гово­рится о еван­ге­ли­стах как об одном из цер­ков­ных слу­же­ний наряду с апо­сто­лами, про­ро­ками, пас­ты­рями и учи­те­лями (тоже пере­ве­дено как «бла­го­вест­ник»); в 2Тим.4:5 ап. Павел при­зы­вает Тимо­фея совер­шать «дело бла­го­вест­ника» (ἐργὸν εὐαγγελιστοῦ, в цер­ков­но­сла­вян­ском пере­воде: «бла­го­вест­ник»), содер­жа­ние кото­рого, как можно пред­по­ло­жить, пере­дано в словах 1Фес.3:2, где Павел назы­вает Тимо­фея «слу­жи­те­лем Божиим» и своим сотруд­ни­ком «в бла­го­вест­во­ва­нии Хри­сто­вом».

Когда впер­вые слово «еван­ге­ли­сты» (в совре­мен­ном его пони­ма­нии) начали упо­треб­лять по отно­ше­нию к четы­рем апо­сто­лам?

В каче­стве эпи­тета к именам апо­сто­лов, по бого­дух­но­ве­нию напи­сав­ших кано­ни­че­ские Еван­ге­лия, слово «еван­ге­ли­сты» начали исполь­зо­вать с конца II – начала III вв. Сщмч. Иппо­лит Рим­ский назы­вает еван­ге­ли­стом ап. Луку, Тер­тул­лиан и Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский – ап. Иоанна Бого­слова.

Почему на иконах рядом с еван­ге­ли­стами изоб­ра­жают Ангела, льва, тельца и орла?

Для ряда древ­них хри­сти­ан­ских писа­те­лей обыч­ным сим­во­лом для всех четы­рех еван­ге­ли­стов были четыре таин­ствен­ных живот­ных, кото­рых прор. Иезе­ки­иль созер­цал при реке Ховаре (Иез.1:5–26). Их лица напо­ми­нали собой лица чело­века, льва, тельца и орла. Эти образы – чело­века (ангела), льва, тельца и орла – стали эмбле­мами для еван­ге­ли­стов, поэтому хри­сти­ан­ское искус­ство, начи­ная с V в., изоб­ра­жает Матфея с чело­ве­ком или Анге­лом (так как в Еван­ге­лии Матфей выдви­гает осо­бенно чело­ве­че­ский и мес­си­ан­ский харак­тер Христа); Марка со львом (в Еван­ге­лии Марк изоб­ра­жает Хри­стово все­мо­гу­ще­ство и цар­ствен­ность); Луку с тель­цом (в Еван­ге­лии Лука гово­рит о Хри­сто­вом пер­во­свя­щен­стве, с кото­рым свя­зы­ва­лось жерт­во­при­но­ше­ние тель­цов); Иоанна с орлом (по слову блж. Авгу­стина, Иоанн «как орел парит над обла­ками чело­ве­че­ской немощ­но­сти»). При­мерно в конце XVI в. в рос­пи­сях храмов вместо еван­ге­ли­стов иногда изоб­ра­жа­лись только их сим­волы (напри­мер, Смо­лен­ский собор Ново­де­ви­чьего мона­стыря, ц. Св. Троицы в Вязе­мах).

Что сим­во­ли­зи­рует изоб­ра­же­ние еван­ге­ли­стов под купо­лом храма?

В системе деко­ра­ции кре­стово-куполь­ного храма изоб­ра­же­ния четы­рех еван­ге­ли­стов поме­щают в пару­сах под купо­лом, что сим­во­ли­зи­рует рас­про­стра­не­ние еван­гель­ского учения на все сто­роны света. Изоб­ра­же­ния еван­ге­ли­стов под купо­лом впер­вые полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние в Визан­тии.

Когда впер­вые начали изоб­ра­жать четы­рех еван­ге­ли­стов?

Самое раннее изоб­ра­же­ние еван­ге­ли­стов, фигуры кото­рых иден­ти­фи­ци­ру­ются по коробке с четырьмя свит­ками у ног Спа­си­теля, нахо­дится в рим­ских ката­ком­бах свв. Марка и Мар­цел­ли­ана (до 340). К IV в. отно­сятся рельеф­ные изоб­ра­же­ния еван­ге­ли­стов на сар­ко­фа­гах: в соборе г. Апт (Фран­ция) – сохра­ни­лись над­писи над Иоан­ном и Марком; с изоб­ра­же­нием Собора апо­сто­лов (Музей антич­ных Арля и Про­ванса); с алле­го­ри­че­ским изоб­ра­же­нием Церкви-корабля с Иису­сом Хри­стом у руля и еван­ге­ли­стами-греб­цами, над каждым име­ется над­пись с именем (Лате­ран­ский музей, Рим; фраг­мент). С VI в. еван­ге­ли­сты изоб­ра­жа­ются вместе с Бого­ро­ди­цей или св. прор. Иоан­ном Кре­сти­те­лем, напри­мер, на резных пла­сти­нах трона (кафедры) еп. Мак­си­ми­ана (546–556, Архи­епи­скоп­ский музей, Равенна). С этого же вре­мени изоб­ра­же­ния еван­ге­ли­стов встре­ча­ются в мини­а­тю­рах руко­пи­сей: Рос­сан­ский кодекс (Еван­ге­лия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафед­раль­ного собора, Рос­сано); Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие Рав­вулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изоб­ра­же­ний сим­во­лов еван­ге­ли­стов – тельца и ангела среди клу­бя­щихся обла­ков – при­сут­ствует в ком­по­зи­ции «Жены-миро­но­сицы у Гроба Гос­подня» на резной пла­стине из сло­но­вой кости, около 400 г. (диптих из собра­ния Три­вуль­цио, Милан).

Имеет ли слово «еван­ге­ли­сты» какие-либо другие зна­че­ния?

В неко­то­рых литур­гико-кано­ни­че­ских памят­ни­ках словом «еван­ге­ли­сты», по-види­мому, обо­зна­ча­лась особая долж­ность цер­ков­ного чтеца. Так, в Дидас­ка­лии апо­сто­лов (III в.) в опи­са­нии необ­хо­ди­мых для кан­ди­дата в чтецы качеств гово­рится, в част­но­сти, что он должен «пони­мать, что испол­няет слу­же­ние еван­ге­ли­ста». Слово «еван­ге­лист» в этом зна­че­нии упо­треб­ля­ется и в совре­мен­ной прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви, а именно в тексте Литур­гии свт. Иоанна Зла­то­уста в обра­ще­нии диа­кона к слу­жа­щему иерею перед чте­нием Еван­ге­лия: «Бла­го­слови, вла­дыко, бла­го­ве­сти­теля (εὐαγγελιστήν)…».

***

См. также СИМ­ВОЛЫ ЕВАН­ГЕ­ЛИ­СТОВ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки