Гораздо больше меня(и, думаю, вас тоже) интересуют проблемы взаимодействия церкви и общества, церкви и молодёжи, секулярного и религиозного сознания. Вот об этом и хочу поговорить.
Тема насущная, да. Проблема в том, что за 70 лет жесткой атеистической пропаганды, даже воинствующего атеизма, из народа начисто ушло осознание того, что Церковь это, собственно, нечто совсем иное, нежели просто один из социальных институтов, а учение Христа нечто совсем иное, нежели просто одна из морально-нравственных систем. Церковь и
Иисус Христос - это, собственно, сама жизнь, это что должно руководить действиями человека по жизни, но руководить не так чтоб вот заставлять и "нагибать", а руководить человеком "изнутри", когда он, например, не оскорбляет другого не потому что написано, что так нельзя и что я буду наказан за это, а потому что это (оскорбление другого) человеку само по себе внутренне претит. Иными словами, когда все заповеди в Писании стали для человека не внешними предписаниями, а внутренними регуляторами. И раньше, собственно, так ведь и жили. Жили в вере и во Христе. Да и, собственно, у первых христианских общин вообще Евангелий не было, просто потому что апостолы еще ничего не написали. Учение Христа передавали устно и жили им, потому что если вы найдете материалы по Нагорной проповеди, например, в контексте иудейской культуры того времени, то вы с удивлением для себя обнаружите, что, собственно, Христос именно раскрывает нормы конкретных межличностных, даже бытовых, отношений, показывает как человек должен строить взаимоотношения в бытовых ситуациях, говорит как нужно жить и строить отношения с людьми (родными, друзьями, кредиторами и т.д.), а не просто излагает какое-то отвлеченное морально-нравственное философское учение. Поэтому Церковь имеет обширное Священное Предание, а Священное Писание - это только лишь часть Предания. И вот проблема в том, что за 70 лет СССР, народ разучился именно жить так, а учитывая как сейчас развивается индустрия развлечений для молодежи, поп-музыки и т.д., то молодежи просто не интересен Бог и Его святые, потому что они воспринимают все это именно как "костное", внешние предписания, запреты, ограничения, которые, действительно, если только эту сторону брать сложны, но став внутренними регуляторами потом становятся совсем не тяжелыми, а даже легкими. Не случайно ведь Христос говорит: «
Иго Мое благо,
и бремя Мое легко» (Матфей. 11:30), но ощутить это можно только "изнутри", а находясь "извне" этого не просто не ощутить, но даже и не понять. И тут да, задача объяснения этого для молодежи сложна, но необходима. Иначе получим то, что сейчас в Европе уже процветает во всю "голубым" и "зеленым", и никакие поправки в Конституцию не спасут уже...