Лекционар. Неделя 14-я по Пятидесятнице

Опубликовал иподиакон Георгий Рубан в блоге «иподиакон Георгий Рубан». Просмотры: 608

Неделя 14-я по Пятидесятнице приходится в 2019 году на 22 сентября (по н. ст.). Поскольку она предшествует двунадесятому празднику Воздвижения Креста Господня (27 сентября), то именуется также Неделей пред Воздвижением и включает в себя особые чтения, заранее вводящие нас в богословскую проблематику праздника.
Литургийное апостольское чтение. Апостол Павел формулирует жёсткую дилемму, отстаивая перед лицом иудействующих принцип новых отношений между Богом и человеком: Обрезание и/или Крест Христов (Гал. 6:11–18. – Зачало 215). Смотрите прекрасную проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева): https://azbyka.ru/ivliev/apostol_22_nedelia_po_pjatideciatnice.shtml. (Апостольское чтение на Неделю пред Воздвижением является также рядовым чтением 22-й Недели по Пятидесятнице.)
Евангельское чтение: фрагмент из беседы Иисуса Христа с тайным учеником Никодимом, в котором Он объясняет смысл Своего пришествия в мир (Ин. 3:13–17. –Зачало 9). См.: https://azbyka.ru/days/p-nedelya-16-po-pyatidesyatnitse (редакторы сайта не исправили меняющийся из года в год номер Недели по Пятидесятнице, о чём я пишу ниже, но чтения те же); а также другие материалы и проповеди на литургийные чтения в соответствующем календарном разделе (https://azbyka.ru/days/2019-09-22).
Рядовые чтения этой Недели см.: https://azbyka.ru/days/p-nedelja-14-po-pjatidesjatnice. Проповедь митр. Сурожского Антония (Блума) прекрасно разъясняет, почему был изгнан с брачного пира человек в бедной одежде, чем же он провинился перед царём, повелевшем созвать всех встречных? Это притча вызывает постоянные недоумения.
Указания на дополнительные возможные чтения см. в любом Православном календаре или здесь: https://azbyka.ru/days/2019-09-22.

Из праздничных воспоминаний минейного цикла выделяем двунадесятый праздник, прославляющий День Рождения (Рождество) Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). В связи с ним возникает вопрос о смысле Дня рождения как такового. Библейский Иов патетически проклинает день своего рождения, и для дохристианского менталитета это закономерно. А для христиан День Рождения Спасителя и Его Воскресение – неразрывно связанные величайшие события, изменившие ход Мировой истории (с эрой от Рождества Христова считается всё человечество, даже нехристианское). Церковь прославляет также Дни Рождения Богоматери, Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца, свидетельствуя этим, что день рождения любого человека – всемирное торжество: Бог вводит в мир нового человека, доверяя родителям ввести его и в Церковь Христову (Ин. 16:21). Чем же объясняются ветхозаветные рецидивы в православной среде – не праздновать день своего рождения? См.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/den-rozhdenja-grustnyj-prazdnik.2349/ ; https://azbyka.ru/days/p-radost-vsey-vselennoy (здесь же найдёте некоторые "размышления о дне рождения"); https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...dekabrja_i_ego_sudba_na_khristianskom_vostoke ;
https://azbyka.ru/days/p-rozhdestvo-svyatitelya-nikolaya.


* * *​

«ВЕРА – ОТ СЛЫШАНИЯ...»


Дорогой Прихожанин!
«Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия», – писал апостол Павел римским христианам (Рим. 10:17). С самого начала храм Божий для христиан был не только Домом Молитвы, но и Школой. Достаточно сказать, что первая часть православной Литургии до сих пор носит название «Литургия оглашенных», что можно перевести как «Литургия учащихся» или «Литургия обучаемых». Дело в том, что, до появления книгопечатания, большинство людей практически не пользовалось конспектами и учебниками, как это делаем мы, потому что писчий материал был слишком дорог, а процесс создания каждой книги (всегда в единственном экземпляре!) растягивался на месяцы и даже годы. Поэтому люди учились «с голоса» (отсюда и термин «оглашение»), то есть внимательно слушали наставника и запоминали сказанное.
В богослужебном смысле «оглашенными» называли людей, долго готовившихся к принятию таинства Крещения. В первые века христианства считали, что человек должен сознательно участвовать в «Таинстве вхождения в Церковь», поэтому люди крестились взрослыми (часто в тридцатилетнем возрасте, подражая в этом Самому Христу) и подготовленными в отношении важнейших богословских истин. Оглашенные молились на предназначавшейся для них «вступительной» части Литургии (предшествующей Евхаристическому канону), получившей поэтому название «Литургия оглашенных», и – по возгласе дьякона «Оглашенные, выйдите!» («Оглашеннии, изыдите!») – покидали храм[1] (данный возглас, в качестве анахронизма, сохранился до настоящего времени). Поэтому первая часть Литургии и носит преимущественно учительный характер, а ее важнейшими элементами являются апостольское и евангельское чтение (в древности читали также ветхозаветных пророков) и проповедь, разъясняющая смысл Священных текстов. В настоящее время проповедуют, как правило, в конце Литургии, что противоречит изначальному смыслу проповеди как обязательному литургийному элементу, а не факультативному дополнению к службе (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/propoved-slovo-ili-posleslovie.2381/).
К VIII столетию, в связи с христианизацией Византийской империи и распространившейся практикой крещения детей, институт оглашаемых потерял свой первоначальный смысл, но «Литургия оглашенных» сохранилась, потому что была предназначена для всех: с принятием крещения человек перестаёт быть «оглашенным», но никогда не перестаёт быть «учащимся» в широком смысле этого слова.
Прихожане «оглашаются» не только устно – во время богослужений и занятий в Воскресной школе, – но и «письменно» (разумеется, там, где раздают прихожанам Лекционары для изучения их дома, как на нашем приходе). Предлагаемые здесь материалы – это «Лекционар», то есть воскресные и праздничные чтения из Апостола и Евангелия, распределенные в Православном календаре по годовому циклу. Если мы не понимаем буквального (не говоря уже о богословском!) смысла этих чтений, через которые к нам обращаются Сам Христос и Апостолы, не задумываемся над логикой их чередования и связью с основной темой церковного праздника, – мы не только не участвуем сознательно в богослужении, но, сами того не желая, отмахиваемся от предлагаемых нам к назиданию Вечных Слов. Если человек по каким-то причинам не причащается Слову Воплощённому в Таинстве Евхаристии, то от "причащения" Слову Звучащему для всех его никто не освобождает.
Наше богослужение носит «соборный» («коллективный») и диалогичный характер: верующие (а не хор!) отвечали в древности на обращенные к ним священнослужителем призывы и возгласы. Вот как звучит диалог перед Анафорой в древнейшем византийском Евхологионе (Служебнике) VIII века (Барберини 336): «Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга! И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую… [поётся Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир! Священник [говорит:] Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами. Народ: И со духом Твоим! Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца! Народ: Имеем (вознесём) ко Господу! Священник: Будем благодарить Господа! Народ: Достойно и справедливо!». Это значит, что мы молимся Господу «вместе» («миром»), а не тайно медитируем (как буддист) о чем-то «своём», игнорируя весь окружающий мир и происходящее в храме.

Лекционары размещены в календарном разделе "Азбуки веры", куда далеко не все обращаются регулярно. Священники и миряне посоветовали мне сделать материалы более доступными, размещая ссылки на них в главном разделе. Согласен. Ссылки будут обновляться в начале каждой грядущей недели (понедельник-среда). Заодно можем уточнить цель и смысл подобных фрагментов Нового Завета, имеющих многовековую традицию.
Счёт всех этих этих "недель" (воскресений) начинается, как явствует из заголовка, сразу после Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, и завершается уже в следующем календарном году Неделей о Закхее. После неё начинается новый Пасхальный, или Триодный, цикл. (Подробнее см. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pasxalnyj-cikl-2019-goda.2377/.) Каждый год даты Недель по Пятидесятнице меняются, и это следует учитывать, обращаясь к Неделям грядущим.

[1] Это было связано с тем, что далее начиналась Литургия верных (крещёных), и все оставшиеся в храме принимали участие в Евхаристии. Если обнаруживался человек, обманувший бдительность привратников, выпроваживавших оглашенных (к ним относился возглас диакона "двери, двери, будьте внимательны!»), который остался с верными и не причащался, – то им мог быть либо еретик, засланный какой-либо сектантской группировкой со злокозненными целями, либо агент римской полиции, стремившейся установить места тайных христианских собраний с целью их уничтожения.
Мария, Димитрий. К и К.Елена нравится это.
  • иподиакон Георгий Рубан
  • иподиакон Георгий Рубан
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии