Лекционар. Неделя 26-я по Пятидесятнице

Опубликовал иподиакон Георгий Рубан в блоге «иподиакон Георгий Рубан». Просмотры: 2445

Неделя 26-я по Пятидесятнице
приходится в 2019 году на 15 декабря (по н. ст.).
Апостольское литургийное чтение (из Послания к Ефесянам) наставляет христиан творить "дела света" и не соблазняться "делами тьмы". Евангельское чтение (от Луки) приводит ответ Господа на вопрос – вечный вопрос! – одного "важного человека": "Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?"

Апостольское чтение на Литургии
(Послание к Ефесянам 5:8–19, зачало 229)
[«Дела тьмы» и «дела света»]

[Братья,] поступайте как сыны света[1], ведь плод света (καρπὸς του̃ φωτὸς) [2] [состоит] во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но ещё лучше и обличайте[3]: ибо о том, что делается ими тайно, стыдно и говорить. Но всё это, будучи обличаемо, является в свете, ибо всё являемое – это свет. Потому сказано:​
"Вставай, спящий,
и воскресни из мертвых,
и будет светить тебе Христос"[4].​
Итак, смотрите внимательно, как вы ходите (живёте): не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни злы (лукавы). Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Господа. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами, и славословиями, и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.​

Примечания к апостольскому чтению
[1] Данное апостольское чтение – это часть текста (Ефес. 5:3 – 6:20), в котором содержится систематизированное нравственное учение апостола Павла. Оно построено как наставление "сынов (чад) света": верующие должны быть "светом в Господе" и активно противиться нравственной тьме, в которой и сами ходили раньше, до Христа. См.: Кассииан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001, с. 319–320.
[2] Так в научном издании греческого текста Нового Завета (карпос ту фотос) и в переводе под редакцией епископа Кассиана (Безобразова).
[3] Имеется в виду: обличайте "сынов противления", грешных "сынов тьмы", о которых Павел говорит чуть выше в этой же главе.
[4] Эти слова, вероятно, – цитата из одного из несохранившихся раннехристианских гимнов, в которых звучали отголоски древних пророчеств. Смотрите у пророка Исайи 60:1 (и далее): "Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою!" (Пояснение архим. Ианнуария (Ивлиева).)

Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Луки 18:18–27. – Зачало 91)
[Ответ богачу о возможности спасения]
[​IMG]
И спросил Иисуса один важный человек: «Учитель благий, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И сказал ему Иисус: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, только Бог Единый. Ты же знаешь заповеди: "не прелюбодействуй", "не убий", "не укради"; "не лжесвидетельствуй"; "чти отца своего и мать свою"».
А тот сказал: «Всё это сохранил я от юности моей».
Услышав это, Иисус сказал ему: «Ещё одно тебе остается: продай всё, что имеешь, и раздай бедным; и будет у тебя сокровище на небе; а там приходи и следуй за Мной!». Но тот, услышав такие слова, сильно опечалился, потому что был весьма богат. Иисус, увидев его печаль, сказал:
«Как трудно имеющим богатства войти в Царство Божие! Так, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие».
И сказали те, кто слышал: «Так кто же может спастись?»
А Он сказал: «Что невозможно для людей, возможно для Бога».

* * *​

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Ответ книжнику о жизни вечной

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Обращаясь к человеку, хотевшему достичь совершенства, Спаситель сказал: «Следуй за Мной...». В то время эти слова были просты; они значили оставить все заботы – семью, работу, призвание, привычки – и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли, будучи свидетелем Его чудес, вслушиваясь в Его слова, делаясь до самых глубин Его учеником и ожидая того, что будет ещё впереди, о чём никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы жизнь Свою отдать за этот мир.

Но когда эти слова обращены к нам – что они значат? Они не могут значить того физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам; но Христос нас зовёт за Собой, войти в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа: «Где Ты живёшь?» – Он ответил: «Придите и посмотрите...». В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но в каком-то ином смысле, в том смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он, как говорится о Боге в Священном Писании, жил в свете неприступном, в глубинах Божества; в том свете, который озаряет всякого человека, вступающего в мир и грядущего в мир.

И вот Господь нас зовет идти за Собой в эти глубины богопознания, в эти глубины вечности и жизни. Он Сам нам сказал: жизнь вечная в том, чтобы познать Бога и Сына Его Иисуса Христа, жизнь в том, чтобы так с Ним соединиться, так неразлучно, так глубоко с Ним срастись, стать одно, чтобы мы могли сказать: моя жизнь – Христос; Его учение, Его пути, Его мысли и Его чувства, Его воля и Его судьба – мои, я их принимаю на себя, как крест, как Воскресение, как смерть и как жизнь, и как путь.

Вот что значит следовать за Христом теперь: вслушаться в Его Божественное слово, которое очерчивает, указывает нам путь жизни; и на этом пути, во всем, сколько у нас есть сил – но изо всех наших сил – быть учениками Христа. Но для этого, как и в древности, надо освободиться от всего, что иначе делает нас рабами, связывает, не пускает в вечную жизнь. Об этом каждый из нас должен подумать про себя, потому что у каждого из нас есть нечто, что он – хотя не на словах, хотя не сознавая, может быть, того, – предпочитает Богу. Для этого надо глубоко всмотреться в себя и поставить перед собой вопрос: вот, если бы теперь встал передо мной Спаситель и сказал: оставь это, это единственная твоя преграда между тобой и вечной жизнью – что бы мы на это ответили? Оставили бы – или сказали бы: „Не могу, Господи, прости!”?

Вот об этом нам надо подумать, потому что мы все призваны следовать за Христом во славу вечной жизни. Это наше призвание: воскреснуть духом, прежде чем в своё время мы воскреснем телом, и войти в тайну Божества, познать Бога, как говорит апостол Павел, подобно тому, как мы сами Им познаны, поклониться Ему всей жизнью, всем духом, всей истиной своей. Аминь.
30 января 1983 г.

Смотрите и другие материалы дня: https://azbyka.ru/days/2019-12-15 .
* * *​
Из числа памятных событий неподвижного годового цикла, предшествующих 26-й Неделе по Пятидесятнице, отметим следующие (даты, как обычно, по н. ст.).

9 декабря. – «Юрьев день», как его называют в народе, – знаковый день в истории нашей страны.
https://azbyka.ru/days/p-jurev-den .
[​IMG]

10 декабря. – Чествование иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», заставляет нас подумать: это – праздник или день покаяния и размышления над уроками истории?
https://azbyka.ru/days/p-znamenie-urok-istorii .
[​IMG]

13 декабря. – Память апостола Андрея Первозванного († 62). Жители Санкт-Петербурга и близлежащих городов легко могут посетить знаменитую весь Грузино на Волхове (ок. 10 км от г. Чудово), Новгородская область (не путать с дачным местечком в Ленинградской обл.), некогда принадлежавшую графу А. А. Аракчееву), где Апостол «водрузил» свой посох (жезл). Ныне там установлен памятный знак. Недалеко от фундамента разрушенной Андреевской церкви построена деревянная, в которой будет совершена Литургия. За справками обращайтесь к настоятелю Казанской церкви в Чудово прот. Сергию Стольникову, к которой приписана и Андреевская церковь в Грузино (kazanicon@mail.ru.).
https://azbyka.ru/days/p-apostol-rusi .
[​IMG]

[​IMG]
* * *​

«ВЕРА – ОТ СЛЫШАНИЯ...»

Дорогой Прихожанин!
«Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия», – писал апостол Павел римским христианам (Рим. 10:17). С самого начала храм Божий для христиан был не только Домом Молитвы, но и Школой. Достаточно сказать, что первая часть православной Литургии до сих пор носит название «Литургия оглашенных», что можно перевести как «Литургия учащихся» или «Литургия обучаемых». Дело в том, что, до появления книгопечатания, большинство людей практически не пользовалось конспектами и учебниками, как это делаем мы, потому что писчий материал был слишком дорог, а процесс создания каждой книги (всегда в единственном экземпляре!) растягивался на месяцы и даже годы. Поэтому люди учились «с голоса» (отсюда и термин «оглашение»), то есть внимательно слушали наставника и запоминали сказанное.
В богослужебном смысле «оглашенными» называли людей, долго готовившихся к принятию таинства Крещения. В первые века христианства считали, что человек должен сознательно участвовать в «Таинстве вхождения в Церковь», поэтому люди крестились взрослыми (часто в тридцатилетнем возрасте, подражая в этом Самому Христу) и подготовленными в отношении важнейших богословских истин. Оглашенные молились на предназначавшейся для них «вступительной» части Литургии (предшествующей Евхаристическому канону), получившей поэтому название «Литургия оглашенных», и – по возгласе дьякона «Оглашенные, выйдите!» («Оглашеннии, изыдите!») – покидали храм[1] (данный возглас, в качестве анахронизма, сохранился до настоящего времени). Поэтому первая часть Литургии и носит преимущественно учительный характер, а ее важнейшими элементами являются апостольское и евангельское чтение (в древности читали также ветхозаветных пророков) и проповедь, разъясняющая смысл Священных текстов. В настоящее время проповедуют, как правило, в конце Литургии, что противоречит изначальному смыслу проповеди как обязательному литургийному элементу, а не факультативному дополнению к службе (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/propoved-slovo-ili-posleslovie.2381/).
К VIII столетию, в связи с христианизацией Византийской империи и распространившейся практикой крещения детей, институт оглашаемых потерял свой первоначальный смысл, но «Литургия оглашенных» сохранилась, потому что была предназначена для всех: с принятием крещения человек перестаёт быть «оглашенным», но никогда не перестаёт быть «учащимся» в широком смысле этого слова.
Прихожане «оглашаются» не только устно – во время богослужений и занятий в Воскресной школе, – но и «письменно» (разумеется, там, где раздают прихожанам Лекционары для изучения их дома, как на нашем приходе). Предлагаемые здесь материалы – это «Лекционар», то есть воскресные и праздничные чтения из Апостола и Евангелия, распределенные в Православном календаре по годовому циклу. Если мы не понимаем буквального (не говоря уже о богословском!) смысла этих чтений, через которые к нам обращаются Сам Христос и Апостолы, не задумываемся над логикой их чередования и связью с основной темой церковного праздника, – мы не только не участвуем сознательно в богослужении, но, сами того не желая, отмахиваемся от предлагаемых нам к назиданию Вечных Слов. Если человек по каким-то причинам не причащается Слову Воплощённому в Таинстве Евхаристии, то от "причащения" Слову Звучащему для всех его никто не освобождает.
Наше богослужение носит «соборный» («коллективный») и диалогичный характер: верующие (а не хор!) отвечали в древности на обращенные к ним священнослужителем призывы и возгласы. Вот как звучит диалог перед Анафорой в древнейшем византийском Евхологионе (Служебнике) VIII века (Барберини 336): «Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга! И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую… [поётся Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир! Священник [говорит:] Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами. Народ: И со духом Твоим! Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца! Народ: Имеем (вознесём) ко Господу! Священник: Будем благодарить Господа! Народ: Достойно и справедливо!». Это значит, что мы молимся Господу «вместе» («миром»), а не тайно медитируем (как буддист) о чем-то «своём», игнорируя весь окружающий мир и происходящее в храме.

Лекционары размещены в календарном разделе "Азбуки веры", куда далеко не все обращаются регулярно. Священники и миряне посоветовали мне сделать материалы более доступными, размещая ссылки на них в главном разделе. Согласен. Ссылки будут обновляться в начале каждой грядущей недели (понедельник-среда). Заодно можем уточнить цель и смысл подобных фрагментов Нового Завета, имеющих многовековую традицию.
Счёт всех этих этих "недель" (воскресений) начинается, как явствует из заголовка, сразу после Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, и завершается уже в следующем календарном году Неделей о Закхее. После неё начинается новый Пасхальный, или Триодный, цикл. (Подробнее см. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pasxalnyj-cikl-2019-goda.2377/.) Каждый год даты Недель по Пятидесятнице меняются, и это следует учитывать, обращаясь к Неделям грядущим.

[1] Это было связано с тем, что далее начиналась Литургия верных (крещёных), и все оставшиеся в храме принимали участие в Евхаристии. Если обнаруживался человек, обманувший бдительность привратников, выпроваживавших оглашенных (к ним относился возглас диакона "двери, двери, будьте внимательны!»), который остался с верными и не причащался, – то им мог быть либо еретик, засланный какой-либо сектантской группировкой со злокозненными целями, либо агент римской полиции, стремившейся установить места тайных христианских собраний с целью их уничтожения.
  • иподиакон Георгий Рубан
  • Смирнов Игорь
  • иподиакон Георгий Рубан
  • иподиакон Георгий Рубан
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии