Календарь и пасхалия

На вопросы теле­зри­те­лей отве­чает клирик храма Фео­до­ров­ской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Рома­но­вых, про­рек­тор по учеб­ной работе и заве­ду­ю­щий кафед­рой цер­ковно-прак­ти­че­ских дис­ци­плин Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап.

– Отец Вла­ди­мир, почему дата Пасхи всегда при­хо­дится на разное время, как ее высчи­ты­вать?

– Навер­ное, боль­шин­ство из нас не заду­мы­ва­ется, откуда берется эта дата и почему она каждый год меня­ется. В основе пра­во­слав­ной пас­ха­лии лежит фор­мула: Пасха должна совер­шаться в первое вос­кре­се­нье после пер­вого пол­но­лу­ния после весен­него рав­но­ден­ствия. То есть в основе этой фор­мулы лежат три кален­дар­ных реалии: весен­нее рав­но­ден­ствие (сол­неч­ный год, непо­движ­ная дата 21 или 22 марта), первое пол­но­лу­ние (это вели­чина лун­ного кален­даря; в связи с тем что каждый год лунные месяцы, лунные фазы выпа­дают на разные даты сол­неч­ного кален­даря, то эта дата посто­янно меня­ется), а после пер­вого пол­но­лу­ния мы должны взять еще и первое вос­кре­се­нье. Из этих трех состав­ля­ю­щих и скла­ды­ва­ется дата празд­но­ва­ния Пасхи.

Эта фор­мула имеет в своем осно­ва­нии биб­лей­ские корни, поскольку она ори­ен­ти­ру­ется на еван­гель­ские собы­тия. Мы видим, что в Еван­ге­лии, по край­ней мере в трех первых Еван­ге­лиях, так назы­ва­е­мых синоп­ти­че­ских (от Матфея, Марка и Луки), Гос­подь наш Иисус Хри­стос совер­шает пас­халь­ную Вечерю, на кото­рой уста­нав­ли­вает таин­ство Евха­ри­стии (то есть вече­ром 14 нисана). Уми­рает Он на кресте 15 нисана, а вос­кре­сает в бли­жай­ший после этого вос­крес­ный день, то есть в вос­кре­се­нье после пол­но­лу­ния.

Хро­но­ло­гия чет­вер­того Еван­ге­лия свя­того апо­стола еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова немного другая – именно потому, что бого­слов­ские акценты рас­став­лены по-раз­ному. Хри­стос уми­рает на кресте 14 нисана, как раз в тот самый момент, когда в вет­хо­за­вет­ном храме при­но­сили в жертву агнцев. То есть в храме при­но­сят в жертву бес­сло­вес­ных живот­ных, а Хри­стос уми­рает на кресте в то же самое время как Истин­ный Агнец. Но как бы то ни было, Пасха – в бли­жай­шее вос­кре­се­нье после вет­хо­за­вет­ного 14 нисана, о кото­ром подробно гово­рится в Книге Исход. А 14 нисана – это и есть пас­халь­ное пол­но­лу­ние, то есть наша фор­мула явля­ется логи­че­ским про­дол­же­нием древ­него празд­ника Пасхи, кото­рый празд­ну­ется на про­тя­же­нии сто­ле­тий, тыся­че­ле­тий начи­ная с собы­тий Исхода.

– Сего­дня хри­сти­ан­ский мир знает три кален­даря – юли­ан­ский, гри­го­ри­ан­ский и ново­юли­ан­ский. Соот­вет­ственно, эти кален­дари влияют на дату празд­но­ва­ния Пасхи тех Церк­вей, кото­рые живут по одному из этих кален­да­рей. Напри­мер, Рус­ская Пра­во­слав­ная – по юли­ан­скому кален­дарю. Рас­ска­жите, пожа­луй­ста, что это за кален­дари и каким обра­зом пас­ха­лия высчи­ты­ва­ется по каж­дому из них? В этом году инте­ресно сов­па­де­ние: 16 апреля по всем трем кален­да­рям выпа­дает день празд­но­ва­ния Пасхи, но так полу­ча­ется далеко не всегда, есте­ственно.

– Вообще кален­дарь – это система счис­ле­ния боль­ших про­ме­жут­ков вре­мени, кото­рая осно­вана на пери­о­дич­но­сти дви­же­ния небес­ных светил. То есть кален­дарь – это не просто часы и минуты, а месяцы и годы. Поэтому, говоря очень упро­щенно, год – период обра­ще­ния Земли вокруг Солнца между двумя фик­си­ро­ван­ными точ­ками (напри­мер, две даты весен­него рав­но­ден­ствия или фик­си­ро­ван­ные даты, такие как 1 января). Про­ме­жу­ток между ними и дает про­дол­жи­тель­ность так назы­ва­е­мого тро­пи­че­ского года.

Но про­блема всех кален­да­рей, в том числе свя­зан­ной с ними пас­ха­лии, заклю­ча­ется в том, что вели­чина тро­пи­че­ского года явля­ется не целой – 365 дней 5 часов 48 минут, то есть 365 дней и почти шесть часов. Конечно, если мы хотим иметь точный кален­дарь, тогда каждый год 31 декабря, в ночь на 1 января, мы должны были бы стрелки часов пере­дви­гать на эти шесть часов, чтобы создать более точную кален­дар­ную систему. Но это очень неудобно. Пред­ставьте себе, тогда каждый год поня­тие утра, дня, вечера просто поте­ряло бы смысл. Люди мыслят целыми чис­лами. Кален­дарь – это как кор­зина яиц. В кор­зине может быть десять яиц или 365, но не может быть 365 и чет­верть. Раз­би­тое яйцо уже тако­вым не явля­ется.

Поэтому кален­дарь – попытка созда­ния такой системы, кото­рая опе­ри­рует целым числом дней. Триста шесть­де­сят пять дней – это и была самая ранняя и попу­ляр­ная так назы­ва­е­мая еги­пет­ская кален­дар­ная система, когда просто брали 365 дней, а на этот дове­сок вни­ма­ния не обра­щали. Но тогда каждая дата раз в четыре года пере­ме­ща­лась на один день. Оста­ток в шесть часов умно­жить на четыре года, полу­чаем 24 часа – еще один день. Просто, но неточно. Это, навер­ное, основ­ная кален­дар­ная про­блема – если мы хотим достичь точ­но­сти, кален­дарь должен быть более слож­ным. А любой более про­стой кален­дарь менее точен.

Чтобы испра­вить эту ошибку, еще в дохри­сти­ан­скую эпоху, в 45 году до Рож­де­ства Хри­стова, рим­ский импе­ра­тор Юлий Цезарь после кон­суль­та­ции с извест­ным алек­сан­дрий­ским аст­ро­ном и мате­ма­ти­ком Сози­ге­ном вводит так назы­ва­е­мый юли­ан­ский кален­дарь. Этот кален­дарь возник еще до появ­ле­ния хри­сти­ан­ской Церкви, до появ­ле­ния хри­сти­ан­ства. Здесь как раз каждые четыре года добав­лялся так назы­ва­е­мый висо­кос­ный день, послед­ний день фев­раля. «Висо­кос­ный» – от латин­ского bis sextus, то есть дважды шестое число. У нас это 29 фев­раля, а в кален­даре той эпохи было два раза шестое число друг за другом. Точ­ность этого кален­даря уве­ли­чи­лась прак­ти­че­ски в трид­цать раз. В этом кален­даре ошибка в один день набе­гает где-то раз в 128 лет. Это было боль­шим уве­ли­че­нием. Кален­дарь этот стал граж­дан­ским.

Судя по всему, об этой ошибке кален­даря знали, но никто не при­да­вал ей осо­бен­ного зна­че­ния, поэтому хри­сти­ан­ская Цер­ковь, раз­ви­ва­ю­ща­яся в язы­че­ском обще­стве той эпохи, при­няла граж­дан­ский кален­дарь, како­вым был юли­ан­ский, и на его основе создала свою так назы­ва­е­мую алек­сан­дрий­скую пас­ха­лию, кото­рой мы поль­зу­емся до сих пор. То есть этот кален­дарь про­стой, но в нем зало­жена опре­де­лен­ная ошибка. Поэтому и пас­халь­ные даты в связи с этим одним днем каждые 128 лет, в связи с неболь­шой неточ­но­стью фаз Луны посте­пенно сдви­га­ются все больше к лет­нему пери­оду, к пери­оду позд­ней весны. Хотя по юли­ан­скому кален­дарю все эти даты оста­ются теми же.

Эту ошибку заме­тили во втором тыся­че­ле­тии – заме­тили и визан­тийцы, и рим­ляне. Но визан­тийцы не пред­ла­гали ника­кой кален­дар­ной реформы. А в Като­ли­че­ской Церкви в XVI веке, в 1572 году, папа Гри­го­рий XIII орга­ни­зо­вал спе­ци­аль­ную комис­сию. Она рабо­тала десять лет. Была про­ве­дена реформа кален­даря и создан так назы­ва­е­мый гри­го­ри­ан­ский кален­дарь. Здесь висо­кос­ный год добав­лялся не каждые четыре года, суще­ство­вала более слож­ная система, период этого кален­даря был уже не четыре года, а четы­ре­ста лет. Его точ­ность еще раз уве­ли­чи­лась почти в трид­цать раз, он дает ошибку в один день раз в три тысячи лет. Эта реформа была исклю­чи­тельно като­ли­че­ской, ни с пра­во­слав­ными, ни с про­те­стан­тами не сове­то­ва­лись. Более того, многие про­те­стант­ские страны эту реформу не при­ни­мали. В Европе даже быто­вала пого­ворка: лучше разой­тись с Солн­цем, чем сой­тись с папой. В 1583 году в Кон­стан­ти­но­поле был созван Собор восточ­ных пат­ри­ар­хов, на кото­ром эта реформа под­верг­лась очень жест­кой кри­тике, и пра­во­слав­ные от нее дистан­ци­ро­ва­лись.

Вместе с тем время шло, и мы видим, что в начале ХХ века кален­дар­ный вопрос встал и в Пра­во­слав­ной Церкви. На так назы­ва­е­мом Все­пра­во­слав­ном сове­ща­нии в Кон­стан­ти­но­поле в 1923 году была пред­ло­жена реформа кален­даря и пас­ха­лии, а также так назы­ва­е­мый новый юли­ан­ский кален­дарь. Он еще более точный, там ошибка в один день набе­гает при­бли­зи­тельно за сорок тысяч лет, то есть это уже огром­ные пери­оды вре­мени, кото­рые в нашем чело­ве­че­ском опыте мало ощу­тимы и в исто­рии, и в хро­но­ло­гии. Также была пред­ло­жена реформа пас­ха­лии, но она не была реа­ли­зо­вана. Более того, кален­дар­ная реформа при­вела к рас­колу в неко­то­рых Церк­вах, появ­ле­нию так назы­ва­е­мых ста­ро­стиль­ных рас­ко­лов, прежде всего в самой Гре­че­ской Церкви. Поэтому сейчас запад­ные хри­сти­ане празд­нуют непо­движ­ные празд­ники, свои празд­ники пас­халь­ного круга по гри­го­ри­ан­скому кален­дарю – и като­лики, и про­те­станты.

У пра­во­слав­ных же ситу­а­ция намного слож­нее. Есть Церкви, кото­рые празд­нуют непо­движ­ные празд­ники (напри­мер, Рож­де­ство, Бого­яв­ле­ние, Бла­го­ве­ще­ние) по юли­ан­скому кален­дарю (Рус­ская, Серб­ская, Иеру­са­лим­ская, Гру­зин­ская Церкви, бук­вально несколько лет назад на юли­ан­ский кален­дарь вер­ну­лась Поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь). Все осталь­ные Церкви исполь­зуют так назы­ва­е­мый новый юли­ан­ский кален­дарь. Сейчас он сов­па­дает с гри­го­ри­ан­ским и будет сов­па­дать до 2800 года. Но все Пра­во­слав­ные Церкви празд­нуют Пасху по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Эта пас­ха­лия осно­вана на юли­ан­ском кален­даре, поэтому полу­ча­ется некая разо­рван­ность литур­ги­че­ского созна­ния. Един­ствен­ным исклю­че­нием в семье Пра­во­слав­ных Церк­вей явля­ется Фин­лянд­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, кото­рая, нахо­дясь в люте­ран­ском окру­же­нии и будучи, так скажем, госу­дар­ствен­ной Цер­ко­вью, с 20‑х годов ХХ века вна­чале полу­чала раз­ре­ше­ние от Кон­стан­ти­но­поля на каждый год на празд­но­ва­ние Пасхи по гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии, а сейчас она един­ствен­ная из Пра­во­слав­ных Церк­вей празд­нует Пасху по гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии.

– Какая сего­дня раз­ница между юли­ан­ским кален­да­рем и гри­го­ри­ан­ским?

– В насто­я­щее время эта раз­ница состав­ляет 13 дней. Когда папа Гри­го­рий XIII про­во­дил в XVI веке эту реформу, раз­ница была в десять дней. Поэтому реформа даже в то время в като­ли­че­ской Европе вызвала довольно много сму­ще­ний, поскольку десять дней просто выбра­сы­ва­лись из кален­даря (за 4 октября шло 15‑е). Конечно, воз­никли вопросы, как выпла­чи­вать зар­плату, долги, пла­тить про­центы по займам и так далее, куда эти десять дней делись. Но затем эта раз­ница про­дол­жала уве­ли­чи­ваться, сейчас она состав­ляет 13 дней. В связи с разным устрой­ством висо­кос­ных дней, систе­мой висо­кос­ных дней в юли­ан­ском и гри­го­ри­ан­ском кален­да­рях эта раз­ница уве­ли­чится еще на один день и соста­вит 14 дней в 2100 году.

Тогда все наши пра­во­слав­ные празд­ники в рамках граж­дан­ского кален­даря сдви­нутся на один день. Рож­де­ство Хри­стово мы будем празд­но­вать не 7 января, а 8‑го, Бого­яв­ле­ние не 19-го, а 20 января. По юли­ан­скому кален­дарю оста­нутся те же самые даты. Рож­де­ство как было 25 декабря, так и оста­нется. Сейчас мы празд­нуем Рож­де­ство 25 декабря по юли­ан­скому кален­дарю. Но при пере­счете на граж­дан­ский стиль, на гри­го­ри­ан­ский кален­дарь, по кото­рому живет госу­дар­ство и  по кото­рому все мы живем, под­пи­сы­вая какие-то свет­ские доку­менты, отводя детей в школу, устра­и­ва­ясь на работу и так далее, мы исполь­зуем эти граж­дан­ские гри­го­ри­ан­ские даты, хотим мы этого или нет. Такое сме­ще­ние про­изой­дет, никуда от этого не деться, поскольку таково устрой­ство этих двух кален­дар­ных систем. Затем еще на один день раз­ница уве­ли­чится в 2200 году (15 дней), потом будет 16 дней и так далее. То есть посте­пенно эта раз­ница будет воз­рас­тать.

– Сейчас граж­дан­ский кален­дарь у нас гри­го­ри­ан­ский, а были ли в России какие-то попытки реформы кален­даря, для того чтобы уни­фи­ци­ро­вать кален­дари? Сейчас у нас есть новый стиль, а есть, как гово­рят, старый стиль (или цер­ков­ный кален­дарь). Часто люди, конечно, пута­ются и спра­ши­вают: неужели нельзя, чтобы было понят­нее. Были ли попытки уни­фи­ка­ции кален­да­рей?

– Дей­стви­тельно, такие вопросы вста­вали в России несколько раз на про­тя­же­нии XIX века. Но все эти реформы, пред­ло­же­ния по этим рефор­мам не были реа­ли­зо­ваны госу­дар­ствен­ной вла­стью. На рубеже XIX и ХХ веков была созвана даже спе­ци­аль­ная комис­сия по реформе кален­даря. В част­но­сти, в ней от Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви при­ни­мал уча­стие извест­ный про­фес­сор Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии Васи­лий Васи­лье­вич Боло­тов. Он выска­зался резко против реформы кален­даря. Но вместе с тем в конце эта комис­сия пред­ло­жила проект кален­даря, кото­рый условно было пред­ло­жено назвать нико­ла­ев­ским (или ново­рус­ским): каждые 128 лет в него должен был добав­ляться один висо­кос­ный день, но точ­ность этого кален­даря была просто огром­ной. Один день набе­гал в сто тысяч лет. Причем если посмот­реть на жур­налы засе­да­ния этой комис­сии, там была идея, что посте­пенно к этому кален­дарю при­со­еди­нится вся Европа, весь мир как к самому точ­ному и все страны пойдут за Рос­сией. Но было пред­ло­жено исклю­чи­тельно по мате­ма­ти­че­ским пред­ло­же­ниям про­ве­сти эту реформу в 1928 году, потому что это было удоб­нее всего.

Мы не знаем, уда­лось ли бы про­ве­сти эту реформу, поскольку после госу­дар­ствен­ного пере­во­рота 1917 года и после при­хода к власти боль­ше­ви­ков в 1918 году новое совет­ское пра­ви­тель­ство вводит в каче­стве граж­дан­ского кален­даря гри­го­ри­ан­ский. Тако­вой ста­но­вится госу­дар­ствен­ным кален­да­рем. Этот вопрос о разных стилях обсуж­дался на Помест­ном Соборе 1917–1918 гг. Очень инте­ресно почи­тать эти дис­кус­сии, доклады. Соб­ственно, сум­ми­руя то, что гово­ри­лось на Соборе, Цер­ковь ска­зала, что она прин­ци­пи­ально не против какого-то пере­хода, но сейчас пере­хо­дить не будет, потому что в стране еще царил хаос, было пред­ло­жено создать какую-то спе­ци­аль­ную кален­дар­ную комис­сию. А затем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви было уже просто не до этого, поскольку встал вопрос о ее выжи­ва­нии.

Инте­рес­ный факт: в 1923 году, когда прошел так назы­ва­е­мый Все­пра­во­слав­ный кон­гресс (или Все­пра­во­слав­ное сове­ща­ние) в Кон­стан­ти­но­поле, свя­ти­тель Тихон, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси, ввел новый стиль и в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В опре­де­лен­ной мере он, конечно, был дез­ин­фор­ми­ро­ван о сущ­но­сти этого собра­ния. Оно пози­ци­о­ни­ро­вало себя как все­пра­во­слав­ное, хотя на самом деле там были пред­ста­ви­тели только очень немно­гих Пра­во­слав­ных Церк­вей. Там не при­сут­ство­вала Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь по объ­ек­тив­ным при­чи­нам тяже­лого пери­ода ее суще­ство­ва­ния. Но тем не менее Свя­тей­ший пат­ри­арх Тихон ввел этот новый стиль. Он был введен на при­хо­дах Москвы, епар­хии его, по боль­шому счету, не при­няли, поэтому он про­су­ще­ство­вал два­дцать с неболь­шим дней, и после свя­ти­тель издал указ вре­менно отло­жить повсе­мест­ное упо­треб­ле­ние и вве­де­ние в дей­ствие нового стиля. Так что и такой период у нас был.

Затем этот вопрос обсуж­дался на так назы­ва­е­мом сове­ща­нии Помест­ных Авто­ке­фаль­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, кото­рое прошло в Москве в 1948 году. На нем было при­нято ком­про­мисс­ное, но вместе с тем очень мудрое и пра­виль­ное реше­ние, кото­рым мы руко­вод­ству­емся до сих пор. Согласно ему все Пра­во­слав­ные Церкви должны празд­но­вать свой глав­ный празд­ник – Пасху – вместе по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии и юли­ан­скому кален­дарю. А что каса­ется непо­движ­ных празд­ни­ков (Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и так далее), каждая Пра­во­слав­ная Цер­ковь имеет право выбрать тот кален­дарь – юли­ан­ский или ново­юли­ан­ский, – кото­рый она по пас­тыр­ским сооб­ра­же­ниям счи­тает более полез­ным и под­хо­дя­щим для ее реалий. Таким обра­зом, чело­век, про­жи­ва­ю­щий на помест­ной тер­ри­то­рии той или иной Пра­во­слав­ной Церкви, при­дер­жи­ва­ется кален­дар­ного стиля и кален­дар­ных реалий этой Церкви.

Хотя мы видим, что были и неод­но­крат­ные исклю­че­ния, осо­бенно в диас­поре, когда неко­то­рые пра­во­слав­ные при­ходы, нахо­дя­щи­еся в мень­шин­стве, в като­ли­че­ском, про­те­стант­ском окру­же­нии, в виде исклю­че­ния могли полу­чать раз­ре­ше­ние на совер­ше­ние круга празд­ни­ков, напри­мер, по ново­юли­ан­скому кален­дарю; или в рамках той или иной пас­тыр­ской необ­хо­ди­мо­сти подоб­ный вопрос мог решаться поло­жи­тельно в инди­ви­ду­аль­ном, част­ном порядке в случае нали­чия такой нужды.

Сего­дня Пра­во­слав­ные Церкви согласны друг с другом в дате празд­но­ва­ния Пасхи, ника­ких споров нет. Но известно, что в исто­рии Церкви были моменты, когда про­ис­хо­дили так назы­ва­е­мые пас­халь­ные споры, споры о пас­ха­лии. В чем заклю­ча­лась суть этих споров, почему они воз­никли?

– Дей­стви­тельно, навер­ное, самый ранний литур­ги­че­ский (то есть бого­слу­жеб­ный) спор, отча­сти даже рас­ко­лов­ший Древ­нюю Цер­ковь, – это спор о Пасхе. Он был связан с тем, что уже с самого ран­него пери­ода суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства были разные прак­тики вычис­ле­ния даты Пасхи. Каждый вос­крес­ный день был, конечно, для ранней Церкви малой Пасхой. До сих пор мы назы­ваем каждое вос­кре­се­нье малой Пасхой, гово­рим о том, что в этот день мы вспо­ми­наем пол­ноту искуп­ле­ния, крест­ную смерть и вос­кре­се­ние Хри­стово и так далее. Но помимо этого суще­ство­вал очень рано и еже­год­ный празд­ник Пасхи, кото­рый мог вычис­ляться по-раз­ному.

Судя по всему, хри­сти­ане из иудеев, так назы­ва­е­мые иудео­хри­сти­ане (то есть вче­раш­ние иудеи, обра­тив­ши­еся в хри­сти­ан­ство), веро­ят­нее всего, про­дол­жали празд­но­вать Пасху 14 нисана, в ночь на 15‑е, как это делали и иудеи. А осталь­ная Цер­ковь, условно говоря – Цер­ковь из языч­ни­ков, довольно-таки рано (по край­ней мере, как поз­во­ляют судить сви­де­тель­ства, на рубеже I и II веков) ввела годич­ный еже­год­ный празд­ник Пасхи в вос­кре­се­нье после 14 нисана, ори­ен­ти­ру­ясь тем самым на еван­гель­ские собы­тия. Этот празд­ник Пасхи носил более исто­ри­че­ский харак­тер: раз Хри­стос вос­крес в первый день после суб­боты, в вос­кре­се­нье, то, конечно, логич­нее всего было празд­но­вать Пасху именно в вос­кре­се­нье.

Что каса­ется иудео­хри­стиан (мала­зий­цев; они жили в рим­ской про­вин­ции Асия, можно их назвать асий­цами), с их датой тоже была свя­зана не только тра­ди­ция. Веро­ят­нее всего, это и есть самая древ­няя тра­ди­ция празд­но­ва­ния Пасхи, но и глу­бо­кое бого­сло­вие, поскольку иудеи и ранняя Цер­ковь ожи­дали при­ше­ствия Христа именно в пас­халь­ную ночь. Вместе с тем, если мы почи­таем ран­не­хри­сти­ан­ские доку­менты из сирий­ских, пале­стин­ских кругов, то увидим, что пред­пас­халь­ный пост имел зна­че­ние поста за иудеев. Ранняя Цер­ковь как бы пости­лась и моли­лась за обра­ще­ние иудеев именно в кон­тек­сте того, что иудей­ский синед­рион пре­дает Христа на рас­пя­тие. Ника­кая другая дата с бого­слов­ской точки зрения, кроме 14 нисана, для ранней Церкви в этих кругах была невоз­можна. Поэтому мы видим два бого­сло­вия и две даты. Раз­ница могла состав­лять мак­си­мально шесть дней, но и это уже стало пред­ме­том обсуж­де­ния Церк­вей.

Мы видим, что в сере­дине II века, как повест­вует Евсе­вий Кеса­рий­ский в своей «Цер­ков­ной исто­рии», святой Поли­карп Смирн­ский при­ез­жает в Рим и там бесе­дует с рим­ским епи­ско­пом Ани­ке­том (Ани­ки­той, по-раз­ному его имя можно встре­тить в рус­ско­языч­ной лите­ра­туре). Текст гово­рит о том, что они обсуж­дали самые разные вопросы, по всему достигли согла­сия, за исклю­че­нием вопроса о дате празд­но­ва­ния Пасхи. Но вместе с тем, чтобы под­черк­нуть, что этот вопрос не явля­ется раз­де­ля­ю­щим Церкви, рим­ский епи­скоп поз­во­лил восточ­ному епи­скопу совер­шить Евха­ри­стию в своей общине и при­ча­стить всех веру­ю­щих своей общины, чтобы пока­зать, что пас­халь­ный, кален­дар­ный вопрос не может раз­де­лять Церкви, он не явля­ется пово­дом для раз­рыва евха­ри­сти­че­ского обще­ния.

Однако про­хо­дит бук­вально сорок лет (это где-то 195 год, конец II века) – и кон­фликт выхо­дит на новый уро­вень, ситу­а­ция очень сильно нака­ля­ется, эска­ли­ру­ется. Рим­ский епи­скоп Виктор (судя по всему, жест­кий, власт­ный пер­со­наж на рим­ской кафедре) тре­бует от мала­зий­цев отка­заться от их прак­тики под угро­зой отлу­че­ния. Начи­нают соби­раться соборы – и на Востоке, и на Западе. Восточ­ные соборы выска­зы­ва­ются в пользу своей прак­тики, говоря о том, что она идет еще от апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. Запад­ные соборы под­дер­жи­вают свою прак­тику. Виктор гово­рит о том, что если мала­зийцы от своей тра­ди­ции празд­но­вать Пасху 14 нисана не отка­жутся, он разо­рвет с ними евха­ри­сти­че­ское обще­ние и отлу­чит их от обще­ния. Такова была первая попытка рим­ского епи­скопа вме­шаться в дела не своей епар­хии и довольно-таки жестко наве­сти поря­док, некое еди­но­об­ра­зие.

Мы видим, что такую жест­кую пози­цию при­няли не все. Напри­мер, до нас дошло посла­ние свя­того Иринея Лион­ского. Сам он был родом как раз с Востока, но воз­глав­лял епар­хию в Лионе, то есть на тер­ри­то­рии нынеш­ней Фран­ции. Он как раз напи­сал рим­скому епи­скопу посла­ние с прось­бой не пре­ры­вать евха­ри­сти­че­ское обще­ние, поскольку и это древ­няя тра­ди­ция, и, как он пишет, раз­ница в дате празд­но­ва­ния Пасхи не может пре­пят­ство­вать сов­мест­ному совер­ше­нию Евха­ри­стии. Это некое закон­ное раз­но­об­ра­зие. Мы не знаем, про­изо­шел разрыв евха­ри­сти­че­ского обще­ния или нет, но харак­терно, что не дог­ма­ти­че­ский вопрос, не вопрос ереси стал при­чи­ной раз­де­ле­ния Церк­вей, раз­де­ле­ния Востока и Запада уже довольно рано.

Но если мы посмот­рим на III век, ситу­а­ция еще раз меня­ется, поскольку об этом 14 нисана в Древ­ней Церкви никто не спорил, все при­ни­мали именно эту иудей­скую дату. А в III веке про­ис­хо­дит реформа иудей­ского кален­даря. В эпоху Еван­ге­лия, эпоху воз­ник­но­ве­ния хри­сти­ан­ской Церкви, кален­дарь в Изра­иле был очень про­стым – осно­вы­вался на эмпи­ри­че­ском наблю­де­нии. Были спе­ци­ально назна­чен­ные синед­ри­о­ном люди, двое или трое мужчин, имев­ших очень хоро­шее зрение; они каждый вечер наблю­дали за фазами Луны. Когда они видели самый узкий, моло­дой серп Луны, то при­хо­дили в синед­рион, гово­рили об этом собы­тии, и синед­рион про­воз­гла­шал так назы­ва­е­мое освя­ще­ние (начало) нового месяца.

Затем, после раз­ру­ше­ния храма в 70 году I века, иуда­изм рас­се­и­ва­ется по всей тер­ри­то­рии Рим­ской импе­рии. Воз­ни­кает попытка, необ­хо­ди­мость сохра­нить един­ство иуда­изма как рели­гии, един­ство празд­ни­ков, кален­дар­ное един­ство. Тогда иудеи создают свой новый кален­дарь. Вроде бы ника­кого зна­че­ния на первый взгляд для хри­сти­ан­ства этот факт не имел, но в этом новом кален­даре Пасха время от вре­мени выпа­дала на дни до весен­него рав­но­ден­ствия. Весен­нее рав­но­ден­ствие – вели­чина не биб­лей­ская, она в Свя­щен­ном Писа­нии нигде ни разу не встре­ча­ется. Но вместе с тем в той сре­ди­зем­но­мор­ской куль­туре, греко-рим­ской куль­туре весен­нее рав­но­ден­ствие было нача­лом нового года в опре­де­лен­ной мере. День равен ночи, соот­вет­ственно – све­то­вой день ста­но­вится больше, чем ночь. Поэтому это некий празд­ник, особая дата для самых разных язы­че­ских куль­тур.

В то же время, если мы посмот­рим на иудей­ское бого­сло­вие, хри­сти­ан­ское бого­сло­вие, эта дата очень важна для хри­сти­ан­ских авто­ров, поскольку она рас­смат­ри­ва­ется как некое начало мира, как тво­ре­ние мира – это либо первый день (день и ночь), либо чет­вер­тый день, когда созда­ется боль­шое све­тило, малое, звезды. У многих хри­сти­ан­ских авто­ров мы можем уви­деть идею того, что это и есть день весен­него рав­но­ден­ствия, когда день равен ночи, и пол­но­лу­ния, когда Луна созда­ется в виде пол­ного све­тила. Конечно, это бого­сло­вие, никоим обра­зом не аст­ро­но­мия. Но в рамках такого пони­ма­ния дата весен­него рав­но­ден­ствия, конечно, ста­но­вится очень важной и прин­ци­пи­аль­ной.

Пред­ставьте себе ситу­а­цию: в какой-то год Пасха у иудеев была после весен­него рав­но­ден­ствия, а в сле­ду­ю­щий год до весен­него рав­но­ден­ствия. Полу­ча­ется, если счи­тать год от рав­но­ден­ствия до рав­но­ден­ствия,  Пасха про­изо­шла два раза в одном и том же году, а в сле­ду­ю­щем году Пасхи не будет. Соот­вет­ственно, если хри­сти­ане ори­ен­ти­ру­ются на иудей­ское 14 нисана, у них воз­ни­кает такая же ситу­а­ция. Она немножко искус­ствен­ная, но в рамках такого пони­ма­ния исчис­ле­ния года от рав­но­ден­ствия до рав­но­ден­ствия воз­ни­кает опи­сан­ная про­блема.

Поэтому в III веке очень много хри­сти­ан­ских авто­ров высту­пают как раз против этого нового иудей­ского кален­даря и начи­нают сами созда­вать свои соб­ствен­ные пас­ха­лии – то есть таб­лицы, кото­рые осно­ваны не на наблю­де­нии звезд­ного неба. Пас­ха­лия – это фор­мула, в кото­рую встав­ля­ются разные вели­чины и появ­ля­ются таб­лицы, поз­во­ля­ю­щие узнать, когда Пасха будет не только в этом году, но через пять лет, десять и так далее. Это некий мате­ма­ти­че­ский расчет на осно­ва­нии аст­ро­но­ми­че­ских данных того, когда этот празд­ник будет совер­шаться.

Насколько важна была про­блема и насколько серьезны были эти кон­фликты, видно хотя бы из того, что этот вопрос был поднят даже на Первом Все­лен­ском Соборе. Если во II веке раз­ница могла состав­лять шесть дней, то в III веке между теми хри­сти­а­нами, кото­рые сле­до­вали иудей­скому 14 нисана, и теми, у кото­рых были уже свои соб­ствен­ные пас­халь­ные таб­лицы, раз­ница в дате Пасхи могла состав­лять целых пять недель. Как пишет Евсе­вий Кеса­рий­ский, когда одни упраж­ня­лись в посте, другие уже празд­но­вали Пасху. Евсе­вий гово­рит о том, что в импе­рии был некий хаос, поэтому импе­ра­тор Кон­стан­тин созы­вает Первый Все­лен­ский Собор не только из-за ереси Ария, но в том числе и из-за празд­ника Пасхи, чтобы прийти к общему реше­нию. Если мы откроем книгу правил, то не увидим ника­кого пра­вила Пер­вого Все­лен­ского Собора о Пасхе.

Из посла­ния свя­того импе­ра­тора Кон­стан­тина епи­ско­пам, из других доку­мен­тов мы видим, что Собор выска­зался за созда­ние пас­ха­лии, неза­ви­си­мой от иудей­ской. Поэтому хри­сти­ане уже не обра­щают на иудей­ское 14 нисана ника­кого вни­ма­ния. Начи­ная с этого вре­мени, они живут уже сами по своим пас­халь­ным таб­ли­цам, кото­рые вычис­ляют само­сто­я­тельно. Мы видим, что эта фор­мула, о кото­рой мы вна­чале гово­рили (весен­нее рав­но­ден­ствие, после него первое пол­но­лу­ние, после него вос­крес­ный день), ста­но­вится уже некоей таб­ли­цей. Хотя то, что про­блема не была решена, видно из других кано­ни­че­ских правил IV века. Напри­мер, Антио­хий­ский Собор (40‑е годы III века) своим первым пра­ви­лом опять воз­вра­ща­ется к этому вопросу. Так назы­ва­е­мые апо­столь­ские пра­вила, именно седь­мое пра­вило тоже гово­рит о том, что нельзя празд­но­вать Пасху прежде весен­него рав­но­ден­ствия вместе с иуде­ями: не в один и тот же день, а именно ори­ен­ти­ру­ясь на иудей­ское 14 нисана. То есть вопрос не был решен ни в этом плане, ни в плане того, что хри­сти­ане создали свои соб­ствен­ные пас­халь­ные таб­лицы. Пре­красно, но это были разные таб­лицы на Востоке и на Западе.

У алек­сан­дрий­цев был свой пас­халь­ный цикл, так назы­ва­е­мый девят­на­дца­ти­лет­ний лунный цикл, в Риме это был вось­ми­лет­ний цикл. Дата весен­него рав­но­ден­ствия в этих двух цен­трах была разной. Пра­вила вычис­ле­ния пас­халь­ного вос­кре­се­нья тоже изме­ня­лись, поэтому мы видим, что Первый Все­лен­ский Собор прошел, но уже в сле­ду­ю­щем, 326 году, после Собора, Рим и Алек­сан­дрия празд­но­вали Пасху в разные даты – 3 и 10 апреля соот­вет­ственно. То есть един­ство так и не было вос­ста­нов­лено. Поэтому дис­кус­сии о том, как все-таки создать пас­халь­ные таб­лицы, про­дол­жа­лись и после Собора. Потому очень часто можно в лите­ра­туре встре­тить утвер­жде­ние о том, что Первый Все­лен­ский Собор решил пас­халь­ный вопрос, но скорее он стал первым шагом на пути реше­ния этого вопроса.

Мы видим, напри­мер, что очень яркий свя­ти­тель, святой Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский, на Сер­дик­ском соборе (342–343 гг.) соби­рает восточ­ных и запад­ных епи­ско­пов в Сер­дике (нынеш­няя Бол­га­рия). Обсуж­да­ются не только вопросы, свя­зан­ные с его сме­ще­нием, ари­ан­ство и так далее, но также восточ­ные и запад­ные епи­скопы создают ком­про­мисс­ную пас­ха­лию на пять­де­сят лет. То есть каждая группа берет свои таб­лицы – и идут год за годом. Если даты сов­па­дают, – все пре­красно. Если даты не сов­па­дают, то пыта­ются понять, по каким прин­ци­пам дата была вычис­лена, почему она непри­ем­лема для другой сто­роны. Обычно либо запад­ные при­ни­мали дату восточ­ных, либо восточ­ные несколько раз при­ни­мали дату запад­ных. Один раз вообще не дого­во­ри­лись о сов­мест­ной дате и взяли дату посе­ре­дине. То есть она была не по таб­лице. Тем самым эта идея, что хри­сти­ане должны празд­но­вать свой глав­ный празд­ник Пасху вместе, единым серд­цем, еди­ными усты, была очень важной. Никто не пытался дока­зать, какая пас­ха­лия лучше, но епи­скопы мудро дого­ва­ри­ва­лись о каждой дате и создали такие таб­лицы на пять­де­сят лет. Эти таб­лицы были до конца IV века, где-то до 395 года.

Однако после этого вре­мени Восток и Запад друг с другом уже прак­ти­че­ски не обща­ются по поводу единой даты празд­но­ва­ния Пасхи. Восточ­ные празд­нуют свой празд­ник, не обра­щая вни­ма­ния на запад­ных. Запад­ные таб­лицы с самого начала были менее точ­ными, давали большую ошибку, поэтому в V веке и начале VI века запад­ные хри­сти­ане все чаще при­ни­мают восточ­ные даты, а в 525 году рим­ский аббат Дио­ни­сий Малый вводит восточ­ные алек­сан­дрий­ские пас­халь­ные таб­лицы на Западе, пред­ла­гая их как таб­лицы, создан­ные отцами Пер­вого Все­лен­ского Собора. Это был очень важный аргу­мент. Мы уви­дели, что Первый Все­лен­ский Собор ника­ких кон­крет­ных таблиц не одоб­рял, он одоб­рил прин­цип неза­ви­си­мо­сти хри­сти­ан­ской Пасхи от иудей­ского 14 нисана. Бла­го­даря этому аргу­менту посте­пенно алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия заво­е­вы­вает и запад­ные епар­хии, хотя этот про­цесс тоже был довольно про­дол­жи­тель­ным.

Только в начале IX века, в эпоху Карла Вели­кого, алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия ста­но­вится единой пас­ха­лией всей хри­сти­ан­ской импе­рии – и Востока, и Запада. Прошло почти пять­сот лет после Пер­вого Все­лен­ского Собора, пока алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия бла­го­даря своей боль­шей точ­но­сти по срав­не­нию с древним так назы­ва­е­мым рим­ским циклом, боль­шей кра­соте, уни­вер­саль­но­сти заво­е­вала все епар­хии импе­рии. По сути, на про­тя­же­нии несколь­ких сто­ле­тий после этого (почти семь­сот лет) она была единой пас­ха­лией Востока и Запада уже до гри­го­ри­ан­ской реформы.

– То есть все, что вы назвали, – это основ­ные моменты транс­фор­ма­ции пас­ха­лии, про­ис­хо­див­шие в хри­сти­ан­ском мире? Или можно еще о чем-то упо­мя­нуть?

– Это основ­ные этапы раз­ви­тия пас­ха­лии пер­вого тыся­че­ле­тия. Во втором тыся­че­ле­тии хри­сти­ане Востока и Запада празд­но­вали Пасху вместе до гри­го­ри­ан­ской реформы. Я упо­мя­нул о ней в рамках реформы кален­даря. Но если посмот­реть на доку­менты той эпохи, эта реформа была прежде всего рефор­мой пас­ха­лии. То есть кален­дарь стал вто­рич­ным изме­не­нием. Если почи­тать запад­ную лите­ра­туру XIV, XV, XVI веков, мы увидим, что как раз Рим­ская Цер­ковь хотела вер­нуться к реа­лиям IV века, реа­лиям Никей­ского Собора, как эти реалии пони­ма­лись в то время. То есть про­во­див­шие эту реформу аст­ро­номы, бого­словы гово­рили о том, что раз­ница соста­вила десять дней, мол, давайте вернем весен­нее рав­но­ден­ствие на 21 марта, на то время, когда оно было тако­вым в эпоху Пер­вого Все­лен­ского Собора, давайте вернем пол­но­лу­ние, фазы Луны, эту систему именно к тому вре­мени. То есть сами като­лики не вос­при­ни­мали эту реформу как некое ново­вве­де­ние. Наобо­рот, для них оно было воз­вра­том к этой тра­ди­ции, просто тра­ди­ция тогда пони­ма­лась таким обра­зом. Может быть, сейчас сами като­лики бы ска­зали, что они эту тра­ди­цию пони­мают другим обра­зом. Поэтому был изме­нен кален­дарь, как мы ска­зали, была изме­нена система пол­но­лу­ний, фаз Луны. Потому после гри­го­ри­ан­ской реформы запад­ная пас­ха­лия пере­стала быть цик­лич­ной.

В Восточ­ной Церкви в пра­во­сла­вии есть такое поня­тие, как Вели­кий индик­тион – 532 года, тот период, после кото­рого все даты Пахси повто­ря­ются друг за другом. То есть это девят­на­дцать умно­жить на два­дцать восемь (19 – так назы­ва­е­мый лунный цикл алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии, а 28 – семь дней в неделю). Каждые четыре года добав­ля­ется один висо­кос­ный день, тот период, когда все даты юли­ан­ского кален­даря будут сов­па­дать с теми же самыми днями недели. Все это пере­мно­жа­ется, и полу­ча­ется так назы­ва­е­мый Вели­кий индик­тион – каждые 532 года все даты Пасхи будут сле­до­вать опять друг за другом. А после гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии все эти изме­не­ния стали настолько боль­шими, что ее период, цикл прак­ти­че­ски исчез, она стала почти линей­ной, ее период состав­ляет около пяти мил­ли­о­нов лет, это уже не спи­раль, не цикл, а устрем­лен­ная вперед прямая.

Если смот­реть на лите­ра­туру той эпохи, мы увидим, что многие аст­ро­номы и бого­словы той эпохи эту реформу вна­чале не при­няли, в том числе и пас­ха­ли­че­скую, но их пред­ло­же­ния были еще более ради­каль­ными. Напри­мер, многие аст­ро­номы той эпохи пред­ло­жили вообще отка­заться от цик­лич­но­сти пас­ха­лии, от всех этих слож­ных мате­ма­ти­че­ских исчис­ле­ний и просто празд­но­вать Пасху, напри­мер, в послед­нее вос­кре­се­нье марта или в первое вос­кре­се­нье апреля; или выбрать какую-то дату (21 марта, 25 марта, 7 апреля) и празд­но­вать Пасху в первый вос­крес­ный день после этой даты.

 То есть они как раз гово­рили, что все это очень сложно, может быть, не особо нужно (по край­ней мере, запад­ному обы­ва­телю XVI века), но эти пред­ло­же­ния были еще более ради­каль­ными. Вместе с тем была еще одна группа аст­ро­но­мов и бого­сло­вов, кото­рая пред­ла­гала сохра­нить эту фор­мулу (Пасха в первое вос­кре­се­нье после пер­вого пол­но­лу­ния поле весен­него рав­но­ден­ствия), но взять и вычис­лить эти состав­ля­ю­щие аст­ро­но­ми­че­ски, на широте Иеру­са­лима. Посмот­реть, когда в таком-то году будет весен­нее рав­но­ден­ствие в Иеру­са­лиме, когда там же будет бли­жай­шее пол­но­лу­ние, и взять сле­ду­ю­щий вос­крес­ный день. То есть такая пас­ха­лия пол­но­стью отка­за­лась бы от идеи цик­лич­но­сти, от того, как создана и функ­ци­о­ни­рует алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия, и была бы исклю­чи­тельно аст­ро­но­ми­че­скими таб­ли­цами.

Ни те, ни другие пред­ло­же­ния като­ли­ками при­няты не были, но я уже упо­мя­нул о так назы­ва­е­мом Все­пра­во­слав­ном сове­ща­нии 1923 года, и на нем эта идея еще раз была озву­чена уже в пра­во­слав­ном кон­тек­сте – взять эту фор­мулу (первое вос­кре­се­нье после пер­вого пол­но­лу­ния после рав­но­ден­ствия) и высчи­тать пас­ха­лию аст­ро­но­ми­че­ски. То есть отка­заться от алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Но в связи с тем что возник ста­ро­стиль­ный раскол после вве­де­ния нового стиля, конечно, осу­ще­ствить реформу пас­ха­лии было бы совер­шенно бес­смыс­ленно. Более того, это было бы само­убий­ством, окон­ча­тельно рас­ко­лов­шим Цер­ковь. Поэтому реформа оста­лась поло­вин­ча­той: кален­дарь поме­няли, пас­ха­лию не поме­няли. В резуль­тате воз­ни­кает ряд устав­ных момен­тов, может исче­зать или сильно сокра­щаться Петров пост; так назы­ва­е­мые Мар­ковы главы, кото­рые регу­ли­руют совер­ше­ние тех или иных непо­движ­ных празд­ни­ков в период Вели­кого поста или Свет­лой сед­мицы, тоже не сов­па­дают с этими реа­ли­ями и так далее.

Именно поэтому про­шед­ший недавно в про­шлом году так назы­ва­е­мый Крит­ский собор, кото­рый пре­тен­до­вал на то, чтобы быть все­пра­во­слав­ным (однако не все Пра­во­слав­ные Церкви при­няли в нем уча­стие, поэтому, конечно, у него совер­шенно другой статус, это неко­то­рое сове­ща­ние ряда Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, никоим обра­зом не пре­тен­ду­ю­щее на выра­же­ние пол­ноты обще­пра­во­слав­ного мнения). Как раз в пред­две­рии этого собора, когда обсуж­да­лась его повестка дня, в том числе и по насто­я­нию нашей Церкви и Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла вопрос о кален­даре и пас­ха­лии был снят, поскольку в нашей Церкви этот вопрос не явля­ется акту­аль­ным, по край­ней мере в насто­я­щее время не явля­ется острым.

Мы живем по юли­ан­скому кален­дарю, по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Другие Церкви живут по ново­юли­ан­скому кален­дарю. Мы нахо­димся в полном евха­ри­сти­че­ском обще­нии друг с другом, совер­шаем сов­мест­ную Евха­ри­стию. И даже ока­зы­ва­ясь на тер­ри­то­рии других Пра­во­слав­ных Церк­вей, мы, согласно упо­мя­ну­тому мною реше­нию 1948 года, реше­нию сове­ща­ния Помест­ных Авто­ке­фаль­ных Церк­вей, можем при­дер­жи­ваться кален­даря той Церкви, на тер­ри­то­рии кото­рой нахо­димся. Тем самым сослужа, вместе совер­шая опре­де­лен­ные празд­ники и в рамках цер­ков­ных деле­га­ций, палом­ни­честв. Может быть, в то время, когда мы нахо­димся в отпуске или посе­щаем с тури­сти­че­скими целями другие Помест­ные Пра­во­слав­ные Церкви, это кален­дар­ное литур­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие явля­ется совер­шенно закон­ным, леги­тим­ным, не нару­ша­ю­щим нашего еди­но­об­ра­зия, един­ства в празд­нике Пасхи. Поэтому, конечно, выно­сить этот вопрос на Все­пра­во­слав­ный собор, по край­ней мере сейчас, смысла не было.

Хотя в рамках так назы­ва­е­мого пред­со­бор­ного про­цесса, то есть раз­лич­ных все­пра­во­слав­ных пред­со­бор­ных сове­ща­ний, кото­рые шли начи­ная с 60‑х годов, этот вопрос рас­смат­ри­вался, по нему при­ни­ма­лись разные резо­лю­ции, дела­лись раз­лич­ные доклады, в том числе и пре­по­да­ва­те­лями нашей Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии. Есть заме­ча­тель­ный, пре­крас­ный доклад про­фес­сора отца Ливе­рия (Воро­нова) именно на эту тему, очень глу­бо­кий, обсто­я­тель­ный, рас­смат­ри­ва­ю­щий период Пер­вого Все­лен­ского Собора и совре­мен­ность. Поэтому в Пра­во­слав­ной Церкви глу­боко про­ра­бо­тали этот вопрос, но, навер­ное, именно бла­го­даря этой кон­крет­ной про­ра­ботке стало понятно, что суще­ству­ю­щая ситу­а­ция, этот статус-кво, всех устра­и­вает и каждая Цер­ковь вправе опре­де­лять свою литур­ги­че­скую жизнь, тот кален­дарь, по кото­рому она живет.

– Оста­лось совсем немного вре­мени; может быть, стоит под­ве­сти итоги про­граммы. Обо­зна­чим по юли­ан­скому и гри­го­ри­ан­скому кален­да­рям самую раннюю и самую позд­нюю даты Пасхи.

– И по юли­ан­скому, и по гри­го­ри­ан­скому кален­да­рям эти даты прак­ти­че­ски оди­на­ко­вые – 22 марта и 25 апреля. Этот про­ме­жу­ток явля­ется общим для алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Просто ввиду того что гри­го­ри­ан­ские даты отстоят от юли­ан­ских на три­на­дцать дней и после гри­го­ри­ан­ской реформы система пас­халь­ных пол­но­лу­ний изме­нена, в насто­я­щее время могут быть такие ситу­а­ции, когда две пас­ха­лии сов­па­дают, как в этом году, а в случае если такого сов­па­де­ния нет, раз­ница может состав­лять от одной до пяти недель. То есть прак­ти­че­ски то же, что мы видели в Древ­ней Церкви, в III и IV веках; ситу­а­ция еще раз меня­ется – от пол­ного сов­па­де­ния до пяти недель этот раз­брос воз­мо­жен. В связи с тем что Фин­лянд­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь един­ствен­ная, празд­ну­ю­щая Пасху по гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии, то и здесь воз­ни­кает такая же ситу­а­ция. По край­ней мере,  у наших север­ных сосе­дей от Петер­бурга (бук­вально двести кило­мет­ров до них) дата Пасхи может в те или иные годы отли­чаться очень сильно. Когда у нас вторая, третья сед­мица Вели­кого поста, за двести кило­мет­ров от нас пра­во­слав­ные уже празд­нуют свой празд­ник Пасхи.

Но вместе с тем даже такое раз­ли­чие не раз­ру­шает наше евха­ри­сти­че­ское обще­ние. Поэтому при знании и пони­ма­нии того, как мы высчи­ты­ваем дату празд­ника Пасхи, все это не должно вести к сму­ще­ниям, соблаз­нам и к кри­тике свя­щен­но­на­ча­лия или других кален­дар­ных систем других Пра­во­слав­ных Церк­вей. Но если мы гово­рим, что мы, пра­во­слав­ные, явля­емся носи­те­лями тра­ди­ции, сохра­нять, кон­сер­ви­ро­вать эту тра­ди­цию мало. Ее нужно знать, пони­мать. Если мы будем пони­мать, как эта тра­ди­ция раз­ви­ва­лась, сколько самых разных под­хо­дов и реше­ний было на про­тя­же­нии исто­рии Пра­во­слав­ной Церкви, почему воз­ни­кали те или иные попытки реформы или изме­не­ний, тогда мы эту тра­ди­цию сможем не только понять, но и полю­бить и она дей­стви­тельно станет не мерт­вым грузом, но тем живым пре­да­нием, кото­рое мы дей­стви­тельно еже­дневно в нашем юли­ан­ском кален­даре, в алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии реа­ли­зуем на наших при­хо­дах и в нашей личной духов­ной и молит­вен­ной жизни.

веду­щий Михаил Про­ход­цев

Теле­ка­нал «Союз»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки