Катехизация: мечты и реальность

Катехизация: мечты и реальность


«Сего­дня вроде какой-то празд­ник», «Где ста­вят свечки за упо­кой?» — подоб­ные выска­зы­ва­ния часто можно услы­шать в храме. Мно­же­ство людей не хотят узна­вать о своей вере ничего, кроме крат­ких отве­тов на такие «при­клад­ные» вопросы.

Катехизация: мечты и реальность

«Сего­дня вроде какой-то празд­ник», «Где ста­вят свечки за упо­кой?» — подоб­ные выска­зы­ва­ния часто можно услы­шать в храме. Мно­же­ство людей не хотят узна­вать о своей вере ничего, кроме крат­ких отве­тов на такие «при­клад­ные» вопросы. И если на вопрос, кто вино­ват, отве­тить про­сто — цер­ков­ная поли­тика Сино­даль­ного пери­ода, деся­ти­ле­тия без­бо­жия, пост­пе­ре­стро­еч­ная «мода» на цер­ков­ность, — то на вопрос, что делать, нет одно­знач­ного ответа. Но ясно — пере­мены необходимы.

Заплати — и лети

Как-то зна­ко­мый свя­щен­ник жало­вался: при­хо­дят люди кре­ститься, им гово­рят, что надо похо­дить на кате­хи­зи­че­ские беседы, а они отве­чают: «Да не пуд­рите мне мозги! Я пойду в дру­гой храм, там меня сразу покре­стят». Слово «покре­ститься» я услы­шала впер­вые еще в 1980‑е, оно мне пока­за­лось похо­жим на «помыться» или «побриться», то есть отно­ше­ние людей к Таин­ству схоже с отно­ше­нием к пусть важ­ным, но исклю­чи­тельно «телес­ным» быто­вым действиям.

Заве­ду­ю­щий сек­то­ром обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти на при­хо­дах Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Санкт-Петер­бург­ской епар­хии, кли­рик храма Бого­яв­ле­ния на Гуту­ев­ском ост­рове иерей Димит­рий Симо­нов счи­тает, что про­блема эта — двусторонняя:

— Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл посто­янно при­зы­вает не кре­стить без огла­ше­ния, а до него на эту тему гово­рил покой­ный Пат­ри­арх Алек­сий, плюс вся тра­ди­ция Церкви в период сво­его ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия уде­ляла этому много вни­ма­ния: свя­то­оте­че­ские труды IV, V, IX веков нередко пред­став­ляют собой огла­си­тель­ные беседы с жела­ю­щими кре­ститься. В Сино­даль­ный период счи­та­лось, что у нас нет людей, кото­рых нужно кате­хи­зи­ро­вать: у хри­стиан рож­да­лись дети, кото­рым род­ные про­сто пере­да­вали свой опыт веры. В услов­ном смысле кате­хи­за­цией были уроки Закона Божия. Я не буду гово­рить, насколько это было эффек­тивно тогда, но сей­час оче­видно, что кате­хи­за­ция нужна, иначе мы будет порож­дать кре­ще­ных язычников.

Почему же так торо­пятся те, кто хочет поско­рее «покре­ститься»? Оче­видно, что они мало думают о вере, счи­тают кре­ще­ние неким маги­че­ским обря­дом, после кото­рого не будут болеть, насту­пит успех в делах.., а это — самое насто­я­щее язычество.

— Отно­ше­ние совре­мен­ного чело­века ко всему, что его окру­жает, по прин­ципу «заплати — и лети», к сожа­ле­нию, пере­хо­дит и на Цер­ковь, — про­дол­жает отец Димит­рий. — Даже неко­то­рые свя­щен­ники счи­тают, что кате­хи­за­ция не нужна, мне при­хо­ди­лось слы­шать выска­зы­ва­ния: «Рус­ское сердце само себя кате­хи­зи­рует». Свя­щен­но­слу­жи­тели частенько забы­вают об ответ­ствен­но­сти перед Богом за то, что они совер­шают кре­ще­ние, созна­тельно отка­зы­ва­ясь от кате­хи­за­ции. Мы должны встре­тить при­хо­дя­щих к Богу людей, должны помочь всем им, какими бы ни были их пер­во­на­чаль­ные побуж­де­ния, сфор­ми­ро­вать пра­виль­ный под­ход, обес­пе­чить пра­виль­ное вхож­де­ние в Цер­ковь. В про­тив­ном слу­чае мы не при­об­ре­тем новых чле­нов Церкви. Ведь по ста­ти­стике около 80% рос­сиян назы­вают себя пра­во­слав­ными, и только 60% гово­рят, что они верят в Бога!..

Кто? Где? Когда?

В неко­то­рых хра­мах гово­рят: «У нас нет кате­хи­зи­че­ских бесед, потому что нет поме­ще­ния». Дей­стви­тельно, не каж­дый храм имеет при­ход­ской дом. Но это тоже не может слу­жить отка­зом от кате­хи­за­ции, счи­тает отец Димитрий:

Цер­ковь не может суще­ство­вать без Евха­ри­стии, даже если храм орга­ни­зуют в быв­шем мага­зине, то обо­ру­дуют алтарь, делают ико­но­стас из фанеры, и т. д. Так же и с кате­хи­за­цией: в самом храме после службы можно поста­вить ска­ме­ечки — и пожа­луй­ста! Так делают, напри­мер, в Бла­го­ве­щен­ском храме на При­мор­ском про­спекте, на подво­рье Тих­вин­ского Успен­ского мона­стыря на Дег­тяр­ной улице. Но есть дру­гая про­блема: кто будет кате­хи­зи­ро­вать? В нашей епар­хии есть курсы, и в этом году одним из направ­ле­ний ста­нет именно под­го­товка кате­хи­за­то­ров. Если свя­щен­ник на при­ходе один, понятно, что он очень занят, но можно, помо­лив­шись, попро­сить у Бога найти хоро­шего миря­нина, кото­рый смог бы этим заняться. В буду­щем мы хотим орга­ни­зо­вать хотя бы по одному кате­хи­за­ци­он­ному цен­тру на каж­дое благочиние.

Дру­гая при­чина отказа от про­ве­де­ния кате­хи­за­ции — отсут­ствие жела­ю­щих обучаться.
— Мно­гие люди отка­зы­ва­ются при­хо­дить на кате­хи­зи­че­ские беседы, моти­ви­руя это тем, что очень заняты, — про­дол­жает отец Димит­рий. — Тогда мы им дарим Свя­щен­ное Писа­ние и про­сим про­чи­тать хотя бы самое корот­кое Еван­ге­лие — от Марка, даем книгу мит­ро­по­лита Ила­ри­она (Алфе­ева) «Во что верят пра­во­слав­ные» и снаб­жаем аудиок­ни­гами с Еван­ге­лием и огла­си­тель­ными бесе­дами. Ком­пью­тер сей­час дома прак­ти­че­ски у каж­дого, и в каж­дой машине есть маг­ни­тола: стоя в проб­ках, можно узнать много полез­ного. А потом, про­чи­тав все это и про­слу­шав, можно прийти и еще раз побеседовать.

В неко­то­рых при­хо­дах нет кате­хи­зи­че­ских бесед как тако­вых, но прийти с улицы «покре­ститься» нельзя: каж­дому свя­щен­ник назна­чает время для беседы.

— Инди­ви­ду­аль­ная беседа — один из воз­мож­ных вари­ан­тов, — согла­ша­ется отец Димит­рий. — Как чело­века встре­чают в церкви — это очень-очень важно. Я знаю слу­чаи, когда люди, кото­рым отка­зы­вали в «немед­лен­ном» кре­ще­нии, при­хо­дили к вере. Ведь бывает, что чело­века направ­ляет кре­ститься даже экс­тра­сенс. Или, напри­мер, кого-то при­гла­шают шафе­ром на вен­ча­ние, но пре­ду­пре­ждают, что некре­ще­ный не может дер­жать венец. Конечно, кре­стить по таким моти­вам, ничего не объ­яс­няя, зна­чит не при­об­ре­сти нового члена Церкви, а поте­рять. Глав­ное — сфор­му­ли­ро­вать отказ так­тично, гра­мотно. Тогда чело­век заду­мы­ва­ется, про­ни­ка­ется серьез­ным отно­ше­нием к Церкви как к инсти­туту. Мне при­хо­ди­лось слы­шать: «Если бы меня сразу кре­стили, я бы остался таким, как есть, но теперь я мно­гое пересмотрел».

Три беседы или три года?

В древ­ней Церкви кате­хи­за­ции уде­ля­лось огром­ное зна­че­ние: несмотря на гоне­ния на хри­стиан, три года жела­ю­щий при­нять кре­ще­ние ходил в огла­шен­ных. На вопрос, сколько вре­мени тре­бу­ется, чтобы узнать все необ­хо­ди­мое о вере, пра­вильно отве­чать: «Вся жизнь». При этом, навер­ное, нет нужды всем, кто в свое время не посе­щал кате­хи­зи­че­ские беседы, про­хо­дить их сей­час: ведь мно­гие люди активно зани­ма­лись само­об­ра­зо­ва­нием, посе­щали Пра­во­слав­ный народ­ный уни­вер­си­тет, раз­лич­ные бого­слов­ские курсы. Но основ­ная масса кре­ще­ных людей позна­нием своей рели­гии не инте­ре­су­ется совершенно.

— Сей­час мы должны кате­хи­зи­ро­вать не только тех, кто не кре­щен, но и тех, кто не воцер­ко­в­лен. Можно при­гла­шать на кате­хи­за­цию в боль­шие празд­ники, когда в храм при­хо­дит много людей. В нашем храме про­грамма состоит из пяти бесед, — рас­ска­зы­вает отец Димит­рий. — Пер­вая беседа — об источ­ни­ках нашего зна­ния о Боге, о том, что такое вера. Сле­ду­ю­щие встречи посвя­щены Свя­щен­ной исто­рии: Вет­хий и Новый Завет, необ­хо­ди­мость Церкви. Отдель­ная встреча посвя­щена вопро­сам нрав­ствен­но­сти, почему необ­хо­димы молитва, пост. Все это пре­по­да­ется в живой форме, понят­ным язы­ком, с ори­ен­та­цией на людей, не очень зна­ко­мых с цер­ков­ной терминологией.

— В семи­на­рии я писал диплом­ную работу, посвя­щен­ную кате­хи­за­ции, — делится своим опы­том про­ве­де­ния кате­хи­зи­че­ских бесед насто­я­тель Николь­ского храма в Шлис­сель­бурге про­то­и­е­рей Евге­ний Горя­чев. — Конечно, я очень хотел при­ме­нить свои зна­ния на прак­тике. Это нача­лось в 1994 году, я не был насто­я­те­лем, поэтому мог только попро­сить бла­го­сло­ве­ния у сво­его насто­я­теля. Его согла­сие было на мини­маль­ную кате­хи­за­цию: три беседы, не больше. Я решил исполь­зо­вать слова Спа­си­теля «Я есмь путь и истина и жизнь». Пер­вая беседа была посвя­щена истине, то есть раз­го­вору о том, что такое вера. Вто­рая — пути, дороге к истине, то есть молитве, посту. Тре­тья — жизни, сви­де­тель­ству о тех, кто в Церкви про­жил пре­крас­ную жизнь, о свя­тых и подвиж­ни­ках, это сво­его рода прак­ти­че­ское бла­го­че­стие. Обычно насто­я­тели не про­тив таких бесед, если чело­век согла­сен. Хотят — кате­хи­зи­руйте, тре­буют кре­ще­ния без кате­хи­за­ции — надо их кре­стить. Это мне напо­ми­нает эпи­зод из романа «12 сту­льев»: Остап Бен­дер строго спра­ши­вал билеты, но если не давали, про­пус­кал и так. И усло­вие кре­стить ребенка без вся­кой под­го­товки выгля­дит непо­сле­до­ва­тель­ным: ребе­нок вырас­тет, а хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния не полу­чит. Но при­хо­ди­лось делать, что разрешали…

Как только я стал насто­я­те­лем, смог изме­нить суще­ству­ю­щие порядки. В нашем храме нико­гда не кре­стят без огла­ше­ния. Если чело­век при­бе­гает и гово­рит: «Зав­тра уез­жаю в отпуск» или «Зав­тра ухожу в армию», я даю ему Еван­ге­лие и говорю: «Читайте, вер­не­тесь — пого­во­рим». Детей кре­стим только через кате­хи­за­цию роди­те­лей и крест­ных. Но, к сожа­ле­нию, не уда­лось уйти от прак­тики трех бесед. Чтобы вво­дить дли­тель­ную кате­хи­за­цию, нужен обще­цер­ков­ный доку­мент, и я верю, что вскоре он будет разработан.

Если кате­хи­за­ция корот­кая, насту­пает заез­жен­ность — зна­ешь каж­дое слово, надо­еда­ешь сам себе; дли­тель­ная кате­хи­за­ция — спа­се­ние от этого. Мне кажется, опти­маль­ный срок огла­ше­ния — год. Этот год можно раз­де­лить на три пери­ода: от Рож­де­ства до Пасхи, от Пасхи до Успе­ния, от Успе­ния до Рож­де­ства с кре­ще­нием в Рож­де­ство. Буду­щее — за дли­тель­ной катехизацией.

Источ­ник: http://aquaviva.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки