Катехизация и духовное образование — прот. Сергий Стаценко

Катехизация и духовное образование — прот. Сергий Стаценко


Прот. Сер­гий Ста­ценко, про­рек­тор по учеб­ной части Таш­кент­ской Пра­во­слав­ной Духов­ной семи­на­рии, пред­се­да­тель Про­све­ти­тель­ского отдела Таш­кент­ской и Узбе­ки­стан­ской епар­хии, при­во­дит в дан­ной ста­тье обзор суще­ству­ю­щих на сего­дняш­ний день воз­мож­но­стей полу­че­ния спе­ци­аль­ного обра­зо­ва­ния людьми, жела­ю­щими тру­диться на ниве осу­ществ­ле­ния миссии.

Катехизация и духовное образование

Про­то­и­е­рей Сер­гий Ста­ценко, про­рек­тор по учеб­ной части Таш­кент­ской Пра­во­слав­ной Духов­ной семи­на­рии, пред­се­да­тель Про­све­ти­тель­ского отдела Таш­кент­ской и Узбе­ки­стан­ской епар­хии, при­во­дит в дан­ной ста­тье обзор суще­ству­ю­щих на сего­дняш­ний день воз­мож­но­стей полу­че­ния спе­ци­аль­ного обра­зо­ва­ния людьми, жела­ю­щими тру­диться на ниве осу­ществ­ле­ния мис­сии. Также автор под­ни­мает вопросы о зна­че­нии духов­ного обра­зо­ва­ния в про­све­ти­тель­ской работе и об обу­че­нии уча­щихся неко­то­рым мето­дам работы в деле внут­рен­ней миссии.

«…И сам я уве­рен о вас,
бра­тия мои, что и вы полны
бла­го­сти, испол­нены всякого
позна­ния и можете
настав­лять друг друга… »

(Рим.15:14)

Вопрос о связи кате­хи­за­тор­ского слу­же­ния с духов­ным обра­зо­ва­нием напря­мую свя­зан с вопро­сом о появ­ле­нии на ниве бла­го­ве­стия под­го­тов­лен­ных дела­те­лей (Мф. 9:37). Полу­че­ние раз­лич­ных видов духов­ного обра­зо­ва­ния пред­по­ла­гает, что уча­щийся уже воцер­ко­в­лен и настав­лен в исти­нах пра­во­слав­ного веро­уче­ния. По этой при­чине в дан­ном обзоре автор счел нуж­ным рас­смот­реть общий вопрос о зна­че­нии духов­ного обра­зо­ва­ния в про­све­ти­тель­ской работе и об обу­че­нии уча­щихся неко­то­рым мето­дам работы в деле внут­рен­ней миссии.

Про­блема под­го­товки людей, зани­ма­ю­щихся еван­гель­ской мис­сией, как нико­гда акту­альна для теку­щего состо­я­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Хри­сти­а­ни­за­ция «не дошед­ших до Церкви», до недав­него вре­мени про­во­див­ша­яся отдель­ными энту­зи­а­стами, в мас­шта­бах всей Церкви не имела прак­ти­че­ски ника­кого види­мого резуль­тата. Дан­ное обсто­я­тель­ство дик­тует насто­я­тель­ную необ­хо­ди­мость созда­ния мас­штаб­ной про­граммы, а потом и меха­низма вопло­ще­ния на прак­тике пла­но­мер­ной и систе­ма­ти­че­ской работы, где должно быть задей­ство­вано мак­си­маль­ное число уже воцер­ко­в­лен­ных людей. «Для того чтобы решить сто­я­щие перед нами огром­ные мис­си­о­нер­ские задачи, необ­хо­димо, чтобы мис­сией зани­мался весь народ Божий – иерархи, свя­щен­ники, диа­коны, миряне, наша интел­ли­ген­ция, кото­рая несет осо­бую ответ­ствен­ность за все слу­чив­ше­еся в нашей стране…» [1], – отме­чает Пред­сто­я­тель нашей Церкви.

Глав­ную роль в этом отно­ше­нии должны играть духов­ные обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния, о кото­рых идет речь в насто­я­щей работе. «…Можно ска­зать, что духов­ная школа явля­ется наи­бо­лее бла­го­при­ят­ной интел­лек­ту­аль­ной базой для мис­си­о­нер­ского слу­же­ния» [2].

Осмысление проблемы на управляющем уровне Русской Православной Церкви

Кон­цеп­ту­аль­ное осмыс­ле­ние про­блемы систем­ной под­го­товки людей, про­во­дя­щих внут­рен­нюю мис­сию во всех ее аспек­тах, на уровне Церкви было выра­жено в созда­нии в 2013 году отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Поло­же­ния о порядке реа­ли­за­ции про­грамм по под­го­товке спе­ци­а­ли­стов в обла­сти кате­хи­зи­че­ской, мис­си­о­нер­ской, моло­деж­ной и соци­аль­ной дея­тель­но­сти [3] в Духов­ных ака­де­миях, семи­на­риях, учи­ли­щах, вузах с госу­дар­ствен­ной аккре­ди­та­цией и иных обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­циях, учре­жден­ных цен­тра­ли­зо­ван­ными струк­ту­рами Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Ука­зан­ный доку­мент посвя­щен больше устав­ным и тех­ни­че­ским вопро­сам полу­че­ния обра­зо­ва­ния в обла­сти орга­ни­за­ции соци­ально-про­све­ти­тель­ского слу­же­ния в духов­ных учеб­ных заве­де­ниях. В доку­менте при­сут­ствуют отсылки на цер­ков­ные обра­зо­ва­тель­ные стан­дарты по под­го­товке спе­ци­а­ли­стов, кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­ются про­филь­ными сино­даль­ными учреждениями.

В обла­сти кате­хи­за­ции суще­ствует Цер­ков­ный обра­зо­ва­тель­ный стан­дарт по под­го­товке кате­хи­за­то­ров [4], в кото­ром пред­став­лены харак­те­ри­стика под­го­товки дея­тель­но­сти кате­хи­за­то­ров, тре­бо­ва­ния к резуль­та­там осво­е­ния обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, а также к их струк­туре и к усло­виям реа­ли­за­ции, про­пи­сан меха­низм оценки каче­ства освоения.

Сино­даль­ным Отде­лом по рели­ги­оз­ному обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции были раз­ра­бо­таны при­мер­ные основ­ные обра­зо­ва­тель­ные про­граммы по под­го­товке кате­хи­за­то­ров на крат­ко­сроч­ных и сред­не­сроч­ных спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных кур­сах [5].

Воскресные школы

Автор работы не раз в своих пуб­ли­ка­циях отме­чал роль при­ход­ских вос­крес­ных школ в деле рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции [6]. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство совре­мен­ных вос­крес­ных школ Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви ори­ен­ти­ро­ваны на схо­ла­сти­че­ское пре­по­да­ва­ние тра­ди­ци­он­ного набора учеб­ных дис­ци­плин: Закон Божий, Кате­хи­зис, Свя­щен­ное Писа­ние, Исто­рия и ряд дру­гих при­клад­ных пред­ме­тов. Дан­ная прак­тика несет в себе опре­де­лен­ное поло­жи­тель­ное содер­жа­ние, но с боль­шой долей услов­но­сти, учи­ты­вая, что эти про­граммы осно­ваны на уста­рев­ших мето­ди­ках, посо­биях и про­грам­мах. Еще до рево­лю­ции 1917 года один из обер-про­ку­ро­ров при Свя­тей­шем Синоде Ф.Д. Сама­рин выска­зы­вал свое нега­тив­ное мне­ние о совре­мен­ных ему, начала XX в., про­грам­мах пре­по­да­ва­ния Закона Божия: «…Остав­лять пре­по­да­ва­ние Закона Божи­его в нынеш­нем виде – зна­чит убить целые поко­ле­ния» [7]. Об этом же гово­рит и Мис­си­о­нер­ская кон­цеп­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви: «Мало­эф­фек­тив­ным ока­зы­ва­ется исполь­зо­ва­ние лите­ра­туры, обра­зо­ва­тель­ных про­грамм (напри­мер, по «Закону Божию») и боль­шин­ства дру­гого мате­ри­ала, создан­ного в доре­во­лю­ци­он­ную эпоху, т.к. по сво­ему харак­теру эта лите­ра­тура и про­граммы были рас­счи­таны на уже воцер­ко­в­лен­ных взрос­лых и детей, ходя­щих с дет­ства в храм. Подоб­ная лите­ра­тура не ста­вила перед собой целью при­ве­де­ния обу­ча­е­мых в Цер­ковь, т.к. сам уклад куль­тур­ной, соци­ально-обще­ствен­ной жизни доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии спо­соб­ство­вал этому» [8].

Вме­сте с поло­жи­тель­ным содер­жа­нием, учеба в вос­крес­ной школе и полу­чен­ные там зна­ния пока не побуж­дают слу­ша­теля стать в свою оче­редь актив­ным про­по­вед­ни­ком Евангелия.

Автор работы пред­ла­гает к рас­смот­ре­нию в каче­стве част­ного при­мера соб­ствен­ный опыт пре­по­да­ва­ния кате­хи­за­тор­ской дис­ци­плины во взрос­лой группе вос­крес­ной школы при Свято-Успен­ском кафед­раль­ном соборе г. Таш­кента. Вве­де­ние в учеб­ную про­грамму вос­крес­ной школы пред­мета, назы­ва­е­мого «Кате­хи­за­ция», было вызвано в боль­шей мере испо­ве­даль­ными раз­го­во­рами с при­хо­жа­нами. Очень мно­гие из них жало­ва­лись на неустро­ен­ность семей и на неуме­ние повли­ять на близ­ких в плане воцер­ко­в­ле­ния. По этой при­чине автор про­во­дил заня­тия по кате­хи­за­ции, ори­ен­ти­ро­ван­ные в боль­шей мере на соб­ствен­ные семьи, на род­ных и близ­ких людей; пре­иму­ще­ственно на инди­ви­ду­аль­ную работу с человеком.

Пер­вые лек­ции по кате­хи­за­ции каса­лись общих прин­ци­пов внут­рен­ней мис­сии, затем рас­ска­зы­ва­лось о недо­че­тах в пове­де­нии про­по­ве­ду­ю­щего внутри семьи и среди близ­ких людей, раз­би­ра­лись пра­виль­ные и непра­виль­ные модели пове­де­ния, в том числе необ­хо­ди­мость «мис­си­о­нер­ской при­вет­ли­во­сти», бла­го­же­ла­тель­но­сти, нена­си­лия в вере, соот­вет­ствия соб­ствен­ного пове­де­ния про­по­ве­ду­е­мым прин­ци­пам. Отдель­ное заня­тие посвя­ща­лось моти­ва­ции воцер­ко­в­ле­ния, про­блеме авто­ри­те­тов и роли Спа­си­теля в деле обра­ще­ния к Богу. В после­ду­ю­щих лек­циях про­во­дился раз­бор мето­дов кате­хи­за­ции среди раз­лич­ных типов нево­цер­ко­в­лен­ных людей, в том числе и соци­ально небла­го­по­луч­ных, что для боль­шин­ства слу­ша­те­лей школы особо акту­ально. На заня­тиях раз­би­ра­лась пси­хо­ло­гия этих типов: по-житей­ски успеш­ного чело­века, без­ра­бот­ного, алко­го­лика, нар­ко­мана, чело­века оза­бо­чен­ного лич­ными про­бле­мами, моло­дого чело­века, боль­ного, чело­века вос­пи­тан­ного в ате­изме, чело­века попав­шего в секту. После опи­са­ния пси­хо­ло­ги­че­ского порт­рета, в состав­ле­нии кото­рого активно участ­вуют слу­ша­тели, опи­сы­ва­лись планы раз­го­во­ров с каж­дым из типов людей, мето­дика кате­хи­за­тор­ских заня­тий с ними, раз­би­ра­лись воз­мож­ные опас­но­сти и препятствия.

Заня­тия носили тео­ре­ти­че­ский харак­тер, но вме­сте с этим автор пред­ла­гал слу­ша­те­лям с бли­жай­шего же вре­мени попы­таться вести кате­хи­за­цию среди близ­ких. По окон­ча­нии лек­ци­он­ного цикла автор не про­во­дил спе­ци­аль­ных ста­ти­сти­че­ских иссле­до­ва­ний, но по полу­чен­ным отзы­вам заня­тия помогли по мень­шей мере нор­ма­ли­зо­вать обста­новку в неко­то­рых семьях. Есте­ственно, что резуль­тат про­по­веди зави­сел от пра­виль­ного вос­при­я­тия полу­чен­ных уро­ков и еще больше – от их пра­виль­ного вопло­ще­ния в жизнь. Види­мым эффек­том после дан­ных лек­ций стало появ­ле­ние на заня­тиях в Вос­крес­ной школе детей неко­то­рых слушателей.

Духовные семинарии и катехизация

Совре­мен­ные Духов­ные семи­на­рии при­званы сто­ять в аван­гарде внут­рен­ней и внеш­ней мис­сии. В типо­вую учеб­ную про­грамму семи­нар­ского курса обу­че­ния уже доста­точно давно была вклю­чена учеб­ная дис­ци­плина «Мис­сио­ло­гия». Но только в 2009 году сино­даль­ным Мис­си­о­нер­ским отде­лом был создан обще­цер­ков­ный учеб­ник по мис­сио­ло­гии, кото­рый с изме­не­ни­ями и допол­не­ни­ями был пере­из­дан в 2010 году. К сожа­ле­нию, боль­шин­ство мис­сио­ло­ги­че­ских про­грамм в раз­лич­ных семи­на­риях и веду­щих пра­во­слав­ных вузах были пер­во­на­чально сори­ен­ти­ро­ваны на исто­рию мис­сии. Несколько позже в кур­сах мис­сио­ло­гии стали под­ни­маться про­блем­ные направ­ле­ния воцер­ко­в­ле­ния и внеш­ней мис­сии, а также стали фор­му­ли­ро­ваться общие прин­ципы мис­си­о­нер­ского слу­же­ния. Мето­до­ло­гия мис­сии в систем­ном виде появ­ля­ется только в упо­мя­ну­том учеб­нике по мис­сио­ло­гии, но имеет далеко не закон­чен­ный характер.

Тем не менее, на уровне отдель­ных семи­на­рий уча­щимся уже дается хорошо про­ра­бо­тан­ная про­грамма, где преду­смат­ри­ва­ется тео­ре­ти­че­ская под­го­то­ви­тель­ная и мето­до­ло­ги­че­ская часть, а также про­во­дится мис­си­о­нер­ская практика.

Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной в этом отно­ше­нии явля­ется Бел­го­род­ская Духов­ная семи­на­рия с мис­си­о­нер­ской направ­лен­но­стью. «К обыч­ному семи­нар­скому стан­дарту пред­ме­тов, утвер­жден­ному Учеб­ным коми­те­том в Бел­го­род­ской семи­на­рии добав­лены сле­ду­ю­щие пред­меты: прежде всего это блок “мис­сио­ло­гии»”, состо­я­щий из трех кур­сов – “Вве­де­ние в мис­сио­ло­гию”, “Исто­рия мис­сии”, “Прин­ципы и методы мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти” (эти пред­меты изу­ча­ются два года). Рас­ши­ренно пре­по­да­ется сек­то­ве­де­ние, начи­на­ясь на 2‑м и закан­чи­ва­ясь на 4‑м курсе. В про­грамму пред­мета посто­янно добав­ля­ются новей­шие дан­ные по сек­там. На 5‑м курсе изу­ча­ются сле­ду­ю­щие допол­ни­тель­ные пред­меты: этно­гра­фия, есте­ство­зна­ние, спец­курсы по осно­вам эко­но­ми­че­ских зна­ний, экран­ным искус­ствам в мис­си­о­нер­ском слу­же­нии (мы даже пыта­емся создать сту­ден­че­скую учеб­ную сту­дию). Начи­ная с 3‑го курса, а далее мы будем ста­раться и раньше, уже с 1‑го курса, изу­ча­ются “Основы инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий”» [9]. Сту­денты этой духов­ной школы помимо непо­сред­ствен­ной учебы, активно участ­вуют в раз­но­об­раз­ных мис­си­о­нер­ских поезд­ках. Аби­ту­ри­ен­тами Бел­го­род­ской семи­на­рии явля­ются пред­ста­ви­тели более 40 епар­хий нашей Церкви, кото­рые по окон­ча­нии обу­че­ния выез­жают по месту сво­его проживания.

Одним из спо­со­бов полу­че­ния прак­ти­че­ских мис­си­о­нер­ских навы­ков явля­ются т.н. мис­си­о­нер­ские посты при мест­ных свя­ты­нях, где дежу­рят сту­денты семи­на­рии. Во время дежур­ства сту­денты бесе­дуют с людьми по лич­ным вопро­сам, каса­ю­щимся духов­ной жизни. На месте дежур­ства про­да­ется или раз­да­ется пра­во­слав­ная лите­ра­тура [10].

В каче­стве образ­цо­вого при­мера можно также при­ве­сти Мос­ков­скую Духов­ную ака­де­мию и семи­на­рию, где име­ются серьез­ные нара­ботки по мис­сио­ло­гии, поз­во­ля­ю­щие охва­тить пред­ва­ри­тель­ные поня­тия о мис­сии, ее бого­слов­ское обос­но­ва­ние и методы мис­си­о­нер­ского слу­же­ния [11]. Прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция полу­чен­ных зна­ний у уча­щихся про­ис­хо­дит в Мис­си­о­нер­ском отделе МДАиС, под руко­вод­ством игу­мена Пан­те­ле­и­мона (Берд­ни­кова). В сферу веде­ния этого отдела вхо­дит про­ве­де­ние мис­сии пре­по­да­ва­те­лями и сту­ден­тами в обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ниях г. Сер­ги­ева Посада, работа с соци­ально небла­го­по­луч­ными кате­го­ри­ями насе­ле­ния, дет­скими домами, меди­цин­скими и куль­тур­ными учре­жде­ни­ями, местами заклю­че­ния и частями воен­ных струк­тур, изда­тель­ская дея­тель­ность, а также уча­стие в мис­си­о­нер­ских экс­пе­ди­циях [12].

Полу­че­ние мис­си­о­нер­ского обра­зо­ва­ния в семи­на­риях огра­ни­чено для мно­гих людей в силу тер­ри­то­ри­аль­ной отда­лен­но­сти, труд­но­сти и затрат­но­сти поез­док и по дру­гим при­чи­нам. В связи с этим можно ука­зать на про­грес­сив­ный при­мер Алма­тин­ской Духов­ной семи­на­рии, при кото­рой был учре­жден спе­ци­аль­ный Мис­си­о­нер­ский Бого­слов­ский факуль­тет с дистан­ци­он­ной фор­мой обу­че­ния [13].

В каче­стве типо­вого автор пред­став­ляет при­мер Таш­кент­ской Пра­во­слав­ной Духов­ной семи­на­рии, где пре­по­дает учеб­ную дис­ци­плину «Прак­ти­че­ская кате­хи­за­ция». Дан­ный пред­мет направ­лен на про­ве­де­ние воцер­ков­ля­ю­щей мис­сии среди раз­лич­ных кате­го­рий номи­наль­ных пра­во­слав­ных хри­стиан, соци­ально небла­го­по­луч­ных кате­го­рий насе­ле­ния, быв­ших сек­тан­тов, детей и моло­дежи, и др.; в его рам­ках изу­ча­ется основы мис­сии в местах заклю­че­ния, в СМИ, а также рас­смат­ри­ва­ются прак­ти­че­ские вопросы орга­ни­за­ции мис­си­о­нер­ской струк­туры на при­ходе и методы веде­ния соци­аль­ной работы. Дан­ная учеб­ная дис­ци­плина пре­по­да­ется как прак­ти­че­ская на Пас­тыр­ско-бого­слов­ском отде­ле­нии семи­на­рии, а также как основ­ная на трех­го­дич­ном жен­ском Кате­хи­за­тор­ском отде­ле­нии, дей­ству­ю­щем с 2007 года, выпуск­ницы кото­рого при­об­ре­тают ква­ли­фи­ка­цию «кате­хи­за­тор, цер­ков­ный педа­гог». В каче­стве вспо­мо­га­тель­ных дис­ци­плин на Кате­хи­за­тор­ском отде­ле­нии изу­ча­ется кате­хе­тика, основы клас­си­че­ских педа­го­гики и пси­хо­ло­гии; из обще­се­ми­нар­ского курса в про­грамму вклю­чены Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого и Нового Заве­тов, исто­ри­че­ские дис­ци­плины, кате­хи­зис, дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие, рито­рика, эсте­тика, литур­гика, основ­ное бого­сло­вие, нрав­ствен­ное бого­сло­вие, учеб­ная дис­ци­плина «Таин­ства Церкви».

Прак­ти­че­ское осво­е­ние тео­ре­ти­че­ских нара­бо­ток уча­щи­еся Кате­хи­за­тор­ского отде­ле­ния, а также жела­ю­щие с Пас­тыр­ско-бого­слов­ского отде­ле­ния про­хо­дят в виде педа­го­ги­че­ской прак­тики в каче­стве пре­по­да­ва­те­лей в вос­крес­ных шко­лах Таш­кента, а также на базе при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния в хра­мах Таш­кента. Прак­тика длится не меньше двух лет. На началь­ном этапе прак­тики уча­щи­еся при­креп­ля­ются к более опыт­ным пре­по­да­ва­те­лям, а затем про­хо­дят ее само­сто­я­тельно либо в паре с дру­гими практикантами.

Наи­бо­лее под­го­тов­лен­ные сту­денты стар­ших кур­сов Пас­тыр­ско-бого­слов­ского отде­ле­ния Таш­кент­ской семи­на­рии участ­вуют в про­ве­де­нии Огла­си­тель­ных бесед при Свято-Успен­ском кафед­раль­ном соборе г. Ташкента.

Посте­пен­ный пере­ход Духов­ных школ Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на обу­че­ние по т.н. Болон­ским обра­зо­ва­тель­ным стан­дар­там пред­по­ла­гает рас­ши­ре­ние прак­тики про­ве­де­ния семи­на­ров. В Таш­кент­ской семи­на­рии про­ве­де­ние семи­на­ров по Прак­ти­че­ской кате­хи­за­ции авто­ром было сори­ен­ти­ро­вано на при­об­ре­те­ние сту­ден­тами прак­ти­че­ских навы­ков в обще­нии с мас­со­вой ауди­то­рией и вза­и­мо­дей­ствии с людьми. На доста­точно часто про­во­ди­мых семи­на­рах (до 50% ауди­тор­ных заня­тий) автор пред­ла­гает сту­ден­там по оче­реди высту­пать перед сту­ден­тами по той или иной теме, ими­ти­руя про­ве­де­ние Огла­си­тель­ных бесед. На семи­на­рах регу­лярно про­во­дятся и пись­мен­ные опросы. Напри­мер, в один из таких опро­сов сту­ден­там было пред­ло­жено напи­сать корот­кую заметку на опре­де­лен­ную тему, кото­рая могла бы стать про­све­ти­тель­ской пуб­ли­ка­цией в печат­ных СМИ. С декабря 2013 года со сту­ден­тами семи­на­рии стали про­во­дить свое­об­раз­ные кон­фе­рен­ции-семи­нары, посвя­щен­ные работе с людьми. Пер­вая кон­фе­рен­ция была посвя­щена нара­ботке навы­ков по при­ход­скому консультированию.

Еще одним видом мис­си­о­нер­ской прак­тики сту­ден­тов явля­ется опыт Бар­на­уль­ских духов­ных школ, когда уча­щи­еся делятся на мис­си­о­нер­ские группы и за время Свет­лой сед­мицы объ­ез­жают всю епар­хию [14].

В свете реше­ний Архи­ерей­ского собора 2011 года о вве­де­нии на каж­дом при­ходе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви штат­ных опла­чи­ва­е­мых долж­но­стей кате­хи­за­тора-педа­гога, соци­аль­ного работ­ника и ответ­ствен­ного за работу с моло­де­жью [15] по при­хо­дам быв­шей Таш­кент­ской и Сред­не­ази­ат­ской епар­хии (ныне – епар­хий Сред­не­ази­ат­ского мит­ро­по­ли­чьего округа) был разо­слан цир­ку­ляр, где отме­ча­лось, что при выборе кан­ди­да­тур на заме­ще­ние этих долж­но­стей, пред­по­чте­ние необ­хо­димо отда­вать выпуск­ни­кам Таш­кент­ской семи­на­рии, име­ю­щим необ­хо­ди­мую про­фес­си­о­наль­ную под­го­товку и сви­де­тель­ство об обра­зо­ва­нии. По логике вещей подоб­ный поря­док рас­про­стра­ня­ется на все епар­хии. И здесь оче­видно, что в деле кате­хи­за­ции семи­на­рии начи­нают при­об­ре­тать пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние на всей кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Катехизаторские училища и курсы

На насто­я­щий момент наша Цер­ковь активно раз­во­ра­чи­вает сеть обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, при­зван­ных в уско­рен­ном порядке под­го­то­вить кадры для про­ве­де­ния раз­лич­ных видов кате­хи­за­тор­ской работы на всех цер­ков­ных орга­ни­за­ци­он­ных уров­нях, начи­ная от при­хода и закан­чи­вая епар­хи­аль­ными отде­лами. Дан­ные учре­жде­ния на теку­щий момент имеют раз­лич­ный ста­тус и орга­ни­за­ци­он­ные формы.

В насто­я­щее время сино­даль­ным Отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции про­во­дится работа по упо­ря­до­чи­ва­нию и уни­фи­ка­ции работы Духов­ных учеб­ных заве­де­ний, даю­щих зна­ния и навыки в обла­сти кате­хи­за­тор­ского, мис­си­о­нер­ского, моло­деж­ного и соци­аль­ного служения.

Ста­ту­сом учеб­ного заве­де­ния при круп­ней­шей Духов­ной школе нашей Церкви обла­дают трех­го­дич­ные бого­слов­ско-кате­хи­за­тор­ские курсы для мирян при Петро-Пав­лов­ском подво­рье Тро­ице-Сер­ги­е­вой Лавры и при Хоть­ков­ском Покров­ском жен­ском мона­стыре. Дан­ные курсы орга­ни­зо­ваны и нахо­дятся под кура­тор­ством Мис­си­о­нер­ского отдела МПДАиС. Помимо непо­сред­ствен­ной работы на кур­сах отде­лом ока­зы­ва­ется кон­суль­та­тив­ная помощь орга­ни­за­то­рам и пре­по­да­ва­те­лям кате­хи­за­тор­ских кур­сов горо­дов Рос­сии [16].

В 2008 году в Ека­те­рин­бурге откры­лось Кате­хи­за­тор­ское учи­лище во имя Свя­того Кирилла Иеру­са­лим­ского. Под­го­то­ви­тель­ными меро­при­я­ти­ями к откры­тию этого учеб­ного заве­де­ния были тема­ти­че­ские семи­нары по кате­хи­за­ции, кон­фе­рен­ции, созда­ние ана­ли­ти­че­ских обзо­ров ситу­а­ции с огла­ше­ни­ями на местах. Спе­ци­аль­ными дис­ци­пли­нами, изу­ча­е­мыми в учи­лище, явля­ются: исто­рия свя­то­оте­че­ской кате­хи­за­ции, совре­мен­ные под­ходы к кате­хи­за­ции, сокра­ти­че­ская беседа, литур­ги­че­ские аспекты кате­хи­за­ции, формы и методы орга­ни­за­ции огла­ше­ния. Для пре­по­да­ва­ния в учи­лище были при­вле­чены свя­щен­но­слу­жи­тели епар­хии, соци­аль­ные работ­ники, также были при­гла­шены пре­по­да­ва­тели из Ураль­ского педа­го­ги­че­ского уни­вер­си­тета и Ураль­ского инсти­тута соци­аль­ного обра­зо­ва­ния [17]. Отли­чи­тель­ной чер­той этого учи­лища стало откры­тие соб­ствен­ных пред­ста­ви­тельств при хра­мах Ека­те­рин­бург­ской обла­сти [18].

При­ме­ром орга­ни­за­ции обу­че­ния буду­щих про­по­вед­ни­ков явля­ются крат­ко­сроч­ные курсы для педа­го­гов-кате­хи­за­то­ров, соци­аль­ных работ­ни­ков, орга­ни­за­то­ров моло­деж­ного слу­же­ния, кото­рые откры­лись в начале 2011 года в Ива­ново-Воз­не­сен­ском епар­хи­аль­ном управ­ле­нии. В 2010 г. кан­ди­даты на ука­зан­ные долж­но­сти, утвер­жден­ные атте­ста­ци­он­ной комис­сией, были назна­чены в штат бла­го­чин­ни­че­ских хра­мов и круп­ных при­хо­дов. Курсы орга­ни­зо­ваны с целью повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции сотруд­ни­ков в соот­вет­ствии с обя­зан­но­стями, опре­де­ля­е­мыми долж­ност­ными инструк­ци­ями, раз­ра­бо­тан­ными Ива­нов­ским епар­хи­аль­ным управ­ле­нием [19].

Опи­са­ние подоб­ных при­ме­ров в силу их доста­точ­ной мно­го­чис­лен­но­сти можно про­дол­жать довольно долго, но все они пред­став­ляют вари­а­ции того, что было опи­сано выше.

Православные вузы, миссионерские институты, школы и курсы

Уни­каль­ным в исто­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием явля­ется Пра­во­слав­ный Свято-Тихо­нов­ский гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет (ПСТГУ). Обра­зо­ван­ный в 1992 г. как Бого­слов­ский инсти­тут, этот вуз в 2004 г. полу­чил ста­тус уни­вер­си­тета с госу­дар­ствен­ной аккре­ди­та­цией. «ПСТГУ стал пер­вым в исто­рии Рос­сии свет­ским вузом, где миря­нин может полу­чить пол­ное выс­шее бого­слов­ское обра­зо­ва­ние» [20]. В уни­вер­си­тете дей­ствует Мис­си­о­нер­ский факуль­тет, осу­ществ­ля­ю­щий не только тео­ре­ти­че­ское обу­че­ние сту­ден­тов, но про­во­дя­щий также прак­ти­че­скую мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность в мис­си­о­нер­ских поезд­ках сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей [21].

Кафедру мис­сио­ло­гии имеет и Свято-Фила­ре­тов­ский пра­во­славно-хри­сти­ан­ский инсти­тут. Прак­ти­че­ское зна­че­ние этой кафедры в деле мис­сии заклю­ча­ется в ее научно-мето­ди­че­ской помощи совре­мен­ным мис­си­о­не­рам и кате­хи­за­то­рам, веде­ние ана­ли­ти­че­ской работы. Кафедра регу­лярно про­во­дит кон­фе­рен­ции и семи­нары, а также слу­жит базой для ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной под­го­товки людей, зани­ма­ю­щихся мис­сией [22].

В отли­чие от кате­хи­за­тор­ских учи­лищ и кур­сов, мис­си­о­нер­ские обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния имеют более «семей­ный» харак­тер – зани­ма­ясь в прин­ципе тем же самым, за исклю­че­нием не слиш­ком часто встре­ча­ю­щейся внеш­не­мис­си­о­нер­ской состав­ля­ю­щей, мис­си­о­нер­ские заве­де­ния склонны к сохра­не­нию связи со сво­ими выпуск­ни­ками. Они тяго­теют к обра­зо­ва­нию мис­си­о­нер­ских цен­тров, а также в их дея­тель­но­сти и в учеб­ном про­цессе при­сут­ствует гораздо больше прак­ти­че­ской состав­ля­ю­щей, чем в кате­хи­за­тор­ских шко­лах. По этой при­чине эту кате­го­рию обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний автор выде­лил в само­сто­я­тель­ный раздел.

К насто­я­щему вре­мени в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви име­ются мис­си­о­нер­ские учре­жде­ния, име­ю­щие ста­тус инсти­тута. При­ме­ром явля­ется Мис­си­о­нер­ский инсти­тут при Ново-Тих­вин­ском мона­стыре, кото­рый создан на базе Выс­ших мис­си­о­нер­ских кур­сов. В задачи этого инсти­тута вхо­дит выпуск «веру­ю­щих, воцер­ко­в­лен­ных пра­во­слав­ных тео­ло­гов, кото­рые ста­нут мис­си­о­нер­ство­вать на при­хо­дах, в шко­лах, в отда­лен­ных ураль­ских селах – везде, где люди захо­тят узнать о пра­во­слав­ной вере» [23]. Сту­денты и пре­по­да­ва­тели инсти­тута зани­ма­ются про­по­ве­дью в селах Урала, про­во­дят мис­си­о­нер­ские встречи, зани­ма­ются обу­че­нием на Огла­си­тель­ных и Биб­лей­ских курсах.

Типич­ным и наи­бо­лее ярким при­ме­ром мис­си­о­нер­ской школы явля­ется Школа пра­во­слав­ного мис­си­о­нера, создан­ная муче­ни­че­ски уби­ен­ным свя­щен­ни­ком Дани­и­лом Сысо­е­вым при храме св. апо­стола Фомы на Кан­те­ми­ров­ской (Москва). Эта школа имеет ряд осо­бен­но­стей, напри­мер, ори­ен­та­ция не только на внут­рен­нюю, но и на внеш­нюю мис­сию. В Школе пра­во­слав­ного мис­си­о­нера изу­ча­ется кате­хи­зис и дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие, Свя­щен­ное Писа­ние, общая исто­рия Церкви, а также пра­во­слав­ный ана­лиз основ­ных совре­мен­ных рели­гий и идео­ло­гий. Глав­ным отли­чием Школы о. Дани­ила на сего­дняш­ний день явля­ется прак­ти­че­ский уклон этого учеб­ного заве­де­ния [24]. Помимо тра­ди­ци­он­ных лек­ци­он­ных заня­тий с тео­ре­ти­че­скими осно­вами про­по­веди Еван­ге­лия, слу­ша­тели школы выхо­дят на улич­ную мис­сию, где про­ис­хо­дит прак­ти­че­ское осво­е­ние про­по­вед­ни­че­ских навы­ков в бесе­дах с нево­цер­ко­в­лен­ными людьми, ино­вер­цами и сек­тан­тами. Часто про­по­вед­ники зани­ма­ются бло­ки­ро­ва­нием дея­тель­но­сти оккуль­ти­стов и сек­тант­ских улич­ных про­по­вед­ни­ков. Помимо улич­ных про­по­ве­дей, наи­бо­лее под­го­тов­лен­ные слу­ша­тели выез­жают в мис­си­о­нер­ские поездки [25].

Со вре­ме­нем мис­си­о­нер­ская школа стала при­ме­нять нестан­дарт­ные пока для системы цер­ков­ного обра­зо­ва­ния формы пре­по­да­ва­ния, такие как Интер­нет-обу­че­ние в режиме он-лайн [26].

На базе опи­сы­ва­е­мой мис­си­о­нер­ской школы полу­чили раз­ви­тие мис­си­о­нер­ский центр, ныне нося­щий имя о. Дани­ила; реа­ли­зу­ются раз­лич­ные еди­но­ра­зо­вые и дол­го­сроч­ные мис­си­о­нер­ские про­екты, такие, напри­мер, как дви­же­ние СУД – сопро­тив­ле­ние убий­ству детей, назван­ное авто­рами антиа­борт­ной мис­сией [27].

На осно­ва­нии про­ше­ния руко­вод­ства Школы пра­во­слав­ного мис­си­о­нера Пат­ри­арху Кириллу, она была вклю­чена в струк­туру Сино­даль­ного Мис­си­о­нер­ского отдела РПЦ на пра­вах факуль­тета Бел­го­род­ской Духов­ной Семи­на­рии с мис­си­о­нер­ской направ­лен­но­стью, что явля­ется офи­ци­аль­ным при­зна­нием ее заслуг и эффек­тив­но­сти работы [28].

При­мер мис­си­о­нер­ской школы о. Дани­ила Сысо­ева послу­жил вооду­шев­ля­ю­щим моти­вом для созда­ния мис­си­о­нер­ских цен­тров, осно­ван­ных на прин­ци­пах этой школы в раз­лич­ных реги­о­нах Рос­сии и стран СНГ. В каче­стве такого при­мера можно при­ве­сти Мис­си­о­нер­ские курсы при моло­деж­ном отделе Санкт-Петер­бург­ской епар­хии, на кото­рых обу­че­ние про­во­дится два раза в неделю по вечер­ней форме по четы­рем пред­ме­там: дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие, мис­сио­ло­гия, сек­то­ве­де­ние и соци­аль­ная работа. Зада­чей кур­сов явля­ется под­го­товка прак­ти­ку­ю­щих мис­си­о­не­ров [29]. На прак­тике уча­щи­еся кур­сов спе­ци­а­ли­зи­ру­ются на улич­ных про­по­ве­дях и куль­тур­ных акциях, при­уро­чен­ных к постам и празд­ни­кам пра­во­слав­ного кален­даря [30].

Оце­ни­вая совре­мен­ное состо­я­ние и пер­спек­тивы раз­ви­тия под­го­товки кад­ров для осу­ществ­ле­ния внут­рен­ней мис­сии, необ­хо­димо сде­лать ряд выво­дов и заключений:

1. Пред­по­ла­га­е­мая воцер­ко­в­лен­ность уча­щихся духов­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний на самом деле не все­гда соот­вет­ствует фак­ти­че­скому поло­же­нию дел. Уча­щи­еся вос­крес­ных школ, духов­ных учи­лищ и даже семи­на­рий, по соб­ствен­ным наблю­де­ниям автора, не все­гда явля­ются людьми, укреп­лен­ными в вере и живу­щими хри­сти­ан­скими духовно-нрав­ствен­ными цен­но­стями. Учеба в духов­ных шко­лах любого уровня в любом слу­чае имеет кате­хи­за­тор­ско-мис­си­о­нер­ское зна­че­ние для мно­гих уча­щихся. При­об­ре­та­е­мые зна­ния поз­во­лят этой кате­го­рии людей под­хо­дить с пол­ной осо­знан­но­стью к своей жизни в Церкви. Для кого-то из них учеба в закры­том заве­де­нии поз­во­ляет при­об­ре­сти соб­ствен­ный аске­ти­че­ский опыт. Для кого-то Еван­ге­лие откры­вает новые грани сво­его смысла.

2. На совре­мен­ном этапе суще­ство­ва­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви созда­ние мно­го­чис­лен­ных учеб­ных заве­де­ний, зани­ма­ю­щихся под­го­тов­кой кад­ров для веде­ния работы с людьми, вполне оправ­дано. Но если Цер­ковь стре­мится поста­вить дело внут­рен­ней мис­сии, цер­ков­ной педа­го­гики, соци­аль­ной работы и работы с моло­де­жью на про­фес­си­о­наль­ный уро­вень [31], под­ра­зу­ме­ва­ю­щий под­го­товку спе­ци­а­ли­стов, то в ско­ром вре­мени воз­ник­нет необ­хо­ди­мость созда­ния фун­да­мен­таль­ных мис­си­о­нер­ских учеб­ных заве­де­ний с вузов­ским цик­лом обу­че­ния, но обя­за­тельно с боль­шой долей прак­ти­че­ской ком­по­ненты в учеб­ном про­цессе. В насто­я­щее же время имеет смысл допол­нить кате­хи­за­тор­ской ком­по­нен­той и уни­фи­ци­ро­вать обра­зо­ва­тель­ный про­цесс в суще­ству­ю­щих учеб­ных заве­де­ниях, с целью после­ду­ю­щего пре­об­ра­зо­ва­ния в пол­но­фор­мат­ные учеб­ные заве­де­ния, воз­можно, с госу­дар­ствен­ной аккредитацией

3. Для обоб­ще­ния полу­чен­ного опыта всех кате­хи­за­тор­ско-мис­си­о­нер­ских школ было бы уместно создать еди­ную инфор­ма­ци­он­ную Интер­нет-пло­щадку, где можно было бы выло­жить учеб­ные мате­ри­алы, планы и про­граммы, пуб­ли­ко­вать мате­ри­алы по теме и про­во­дить обсуж­де­ние в форуме. Дан­ный ресурс, по мне­нию автора, дол­жен быть создан сино­даль­ными струк­ту­рами Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви с офи­ци­аль­ным при­вле­че­нием всех обра­зо­ва­тель­ных струк­тур к его работе.

4. В работе с людьми для любого кате­хи­за­тора крайне важно найти общий язык с собе­сед­ни­ком и вести раз­го­вор в понят­ных друг другу кате­го­риях. Боль­шин­ство буду­щих кате­хи­за­то­ров будут пред­став­лены моло­дыми людьми, выпуск­ни­ками семи­на­рий, полу­чив­шими обра­зо­ва­ние с пре­об­ла­да­нием тео­ло­ги­че­ских зна­ний. По этой при­чине было бы умест­ным всем выпуск­ни­кам Духов­ных учеб­ных заве­де­ний, пла­ни­ру­ю­щих вести свою дея­тель­ность в обла­сти внут­рен­ней мис­сии, пред­пи­сать полу­че­ние свет­ского обра­зо­ва­ния. Учеба в свет­ских вузах может вестись или до, или парал­лельно обу­че­нию в Духов­ной школе, или же после ее завер­ше­ния. Харак­тер свет­ского обра­зо­ва­ния лучше всего выби­рать в соот­вет­ствии с про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью в Церкви, – это может быть педа­го­гика, пси­хо­ло­гия, фило­со­фия, пси­хо­ло­гия, меди­цина и др.

5. «Один из совре­мен­ных иерар­хов РПЦ метко заме­тил, что когда стра­ной будут управ­лять сего­дняш­ние вос­пи­тан­ники вос­крес­ных при­ход­ских школ, пра­во­слав­ных гим­на­зий, лицеев, то есть люди, с дет­ства при­об­щен­ные к духов­ной жизни, тогда и можно гово­рить будет о пре­об­ра­же­нии Рос­сии и ее вли­я­нии на весь мир» [32].

Источ­ник: www.bogoslov.ru

Примечания

[1] Из выступ­ле­ния Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Кирилла на откры­тии IV Все­цер­ков­ного съезда епар­хи­аль­ных мис­си­о­не­ров Рус­ской Пра­во­слав­ной // Интер­нет-сайт съезда: http://2010.portal-missia.ru/node/62.

[2] Евге­ний, архи­епи­скоп Верей­ский. Мис­си­о­нер­ский харак­тер под­го­товки в духов­ных учеб­ных заве­де­ниях // МПДАиС – Интер­нет-сайт: http://www.mpda.ru/missioner/site_pub/309103.html.

[3] Доку­мент при­нят 2 октября 2013 года. См. поло­же­ние на Офи­ци­аль­ном Интер­нет-сайте Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275988.html.

[4] Доку­мент при­нят 30 ноября 2012 года. См. содер­жа­ние доку­мента на стра­ни­цах Интер­нет-сайта Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви: http://otdelro.ru/content/301.html.

[5] См на сайте Отдела: http://otdelro.ru/content/24.html.

[6] См. Ста­ценко Сер­гий, про­то­и­е­рей. Прак­ти­че­ские методы при­ход­ской мис­сии в Таш­кент­ской и Сред­не­ази­ат­ской епар­хии // Интер­нет-пор­тал «Бого­слов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/ 1259903.html.

[7] Цит. по: Оре­ха­нов Ю.Л. Вопросы «внут­рен­ней» мис­сии в дея­тель­но­сти Брат­ства Свя­ти­те­лей Мос­ков­ских (1909–1916) // Научно-бого­слов­ские труды по про­бле­мам пра­во­слав­ной мис­сии. Бел­го­род, Изда­тель­ство Мис­си­о­нер­ского отдела Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, Т. I‑II, 1999. Т.I, С. 237.

[8] Кон­цеп­ция мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Глава «Осо­бен­но­сти совре­мен­ного мис­си­о­нер­ского поля Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», п. 4.

[9] Курен­ков Алек­сий, свя­щен­ник. Бел­го­род­ская Пра­во­слав­ная Духов­ная семи­на­рия (с мис­си­о­нер­ской направ­лен­но­стью) // Бел­го­род­ская Пра­во­слав­ная Духов­ная семи­на­рия (с мис­си­о­нер­ской направ­лен­но­стью) – Интер­нет-сайт: http://seminaria.bel.ru/pages/sem/about.htm.

[10] Беля­ева О. Вопросы у источ­ника // «Нескуч­ный сад» – жур­нал. № 6 (23), 2006. Интер­нет вер­сия: http://www.neskuch.ru/index.php?issue=37&section=9&article=543.

[11] См. Пан­те­ле­и­мон (Берд­ни­ков), игу­мен. Лек­ции по мис­сио­ло­гии (2007–2008 учеб­ный год). Кон­спект лек­ций МДАиС. Элек­трон­ная вер­сия.; Кураев Андрей, диа­кон. План курса «Мис­сио­ло­гия» в Мос­ков­ской Духов­ной семи­на­рии // Пере­стройка в Цер­ковь. Эскиз семи­нар­ского учеб­ника по мис­сио­ло­гии. М., Центр биб­лей­ско-патро­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, 2009. С. 510–511.

[12] Мис­си­о­нер­ский отдел: Общие све­де­ния // МПДАиС – Интер­нет-сайт: http://www.mpda.ru/missioner/info.

[13] В Казах­стан­ской Мит­ро­по­лии создан Мис­си­о­нер­ский Бого­слов­ский факуль­тет с дистан­ци­он­ной фор­мой обу­че­ния // «Мис­сия. Ру» – Интер­нет-сайт: http://portal-missia.ru/node/576.

[14] «Мы при­е­хали к вам с пас­халь­ной радо­стью!» // Интер­нет-сайт Мис­си­о­нер­ского отдела Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви: http://portal-missia.ru/news_arch?page=3.

[15] Опре­де­ле­ние Освя­щен­ного Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 2011 г. «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви». П. 18.

[16] Мис­си­о­нер­ский отдел: Общие све­де­ния // МПДАиС – Интер­нет-сайт: http://www.mpda.ru/missioner/info.

[17] В Ека­те­рин­бург­ское епар­хии откры­лось кате­хи­за­тор­ское учи­лище // Пра­во­слав­ная газета – Интер­нет-вер­сия: http://orthodox.etel.ru/2008/46/1/1katexiz.htm.

[18] Кирил­лова К. В обла­сти появ­ля­ются пред­ста­ви­тель­ства кате­хи­за­тор­ского учи­лища // «Пра­во­слав­ный Урал» — Интер­нет-сайт: http://pravural.ru/blog/catechization/291.html.

[19] В Ива­ново-Воз­не­сен­ской епар­хии начали работу курсы для педа­го­гов-кате­хи­за­то­ров, соци­аль­ных работ­ни­ков, орга­ни­за­то­ров моло­деж­ного слу­же­ния // Там же: http://pravural.ru/blog/catechization/page2.

[20] Пра­во­слав­ный Свято-Тихо­нов­ский гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет в Москве // ПСТГУ – Интер­нет-сайт: http://pstgu.ru/about_university/info.

[21] Мис­си­о­нер­ские поездки Пра­во­слав­ного Свято-Тихо­нов­ского гума­ни­тар­ного уни­вер­си­тета // Там же: http://pstgu.ru/missionary/list.

[22] Кафедра мис­сио­ло­гии, кате­хе­тики и гомиле­тики, бого­слов­ских дис­ци­плин и литур­гики // СФИ – Интер­нет-сайт: http://www.sfi.ru/faculty/kafedra-missiologii-katekhetiki-i-gomiletiki-bogoslovskikh-disciplin-i-liturgiki.

[23] Мис­си­о­нер­ский инсти­тут при Ново-Тих­вин­ском мона­стыре – Интер­нет-сайт: http://www.uralsky-missioner.ru.

[24] Мак­си­мов Геор­гий, диа­кон. Идите и научите // Пра­во­слав­ная мис­сия сего­дня. Сбор­ник ста­тей и пуб­ли­ка­ций. Рабо­чие мате­ри­алы IV Все­цер­ков­ного съезда епар­хи­аль­ных мис­си­о­не­ров. М., изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, «АРЕФА», 2010. С. 68.

[25] Одна из таких поез­док состо­я­лась в Рес­пуб­лику Кыр­гыз­стан, где мис­си­о­неры во главе с о. Дани­и­лом поле­ми­зи­ро­вали с мест­ными сектантами.

[26] См. Мис­си­о­нер­ский курсы он-лайн // Мис­си­о­нер­ский центр им. иерея Дани­ила Сысо­ева – Интер­нет-сайт: http://mission-center.com/mission-online.

[27] Антиа­борт­ная мис­сия // Там же: http://mission-center.com/anti-abortion.

[28] Кирил­лова К. Мис­си­о­нер­ская школа отца Дани­ила Сысо­ева при­об­рела ста­тус факуль­тета Бел­го­род­ской духов­ной семи­на­рии // «Пра­во­сла­вие и мир» – Интер­нет сайт: http://www.pravmir.ru/missionerskaya-shkola-otca-daniila-sysoeva-priobrela-status-fakulteta-belgorodskoj-duxovnoj-seminarii.

[29] Мис­си­о­нер­ские курсы орга­ни­зо­ваны при моло­деж­ном отделе Санкт-Петер­бург­ской епар­хии // Санкт-Петер­бург­ская мит­ро­по­лия – офи­ци­аль­ный Интер­нет-сайт: http://www.mitropolia-spb.ru/news_detail.php?ID=11006.

[30] Мис­си­о­нер­ские курсы в Петер­бурге // Мис­си­о­нер­ский центр им. иерея Дани­ила Сысо­ева – Интер­нет-сайт: http://mission-center.com/mission-spb.

[31] См. Чап­нин С. В при­ход­ской жизни гря­дут боль­шие пере­мены // «Пат­ри­ар­хия. Ру» – Интер­нет-сайт: http://www.patriarchia.ru/db/text/1379329.html.

[32] Вейн­гольд Павел, свя­щен­ник. Соци­аль­ный смысл мис­сии пра­во­слав­ного свя­щен­ника в его вза­и­мо­дей­ствии со СМИ, орга­нами пра­во­по­рядка, армей­скими струк­ту­рами и обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями // Научно-бого­слов­ские труды по про­бле­мам пра­во­слав­ной мис­сии. Т.I., С. 202

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки