• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Катехизация и духовное образование — прот. Сергий Стаценко Раздел: Необходимость катехизации

Катехизация и духовное образование — прот. Сергий Стаценко

Print This Post
Оценка:
(2 голоса: 4.5 из 5)

Прот. Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской Православной Духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, приводит в данной статье обзор существующих на сегодняшний день возможностей получения специального образования людьми, желающими трудиться на ниве осуществления миссии.

Катехизация и духовное образование

Протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской Православной Духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, приводит в данной статье обзор существующих на сегодняшний день возможностей получения специального образования людьми, желающими трудиться на ниве осуществления миссии. Также автор поднимает вопросы о значении духовного образования в просветительской работе и об обучении учащихся некоторым методам работы в деле внутренней миссии.

«…И сам я уверен о вас,
братия мои, что и вы полны
благости, исполнены всякого
познания и можете
наставлять друг друга… »

(Рим.15:14)

Вопрос о связи катехизаторского служения с духовным образованием напрямую связан с вопросом о появлении на ниве благовестия подготовленных делателей (Мф. 9:37). Получение различных видов духовного образования предполагает, что учащийся уже воцерковлен и наставлен в истинах православного вероучения. По этой причине в данном обзоре автор счел нужным рассмотреть общий вопрос о значении духовного образования в просветительской работе и об обучении учащихся некоторым методам работы в деле внутренней миссии.

Проблема подготовки людей, занимающихся евангельской миссией, как никогда актуальна для текущего состояния Русской Православной Церкви. Христианизация «не дошедших до Церкви», до недавнего времени проводившаяся отдельными энтузиастами, в масштабах всей Церкви не имела практически никакого видимого результата. Данное обстоятельство диктует настоятельную необходимость создания масштабной программы, а потом и механизма воплощения на практике планомерной и систематической работы, где должно быть задействовано максимальное число уже воцерковленных людей. «Для того чтобы решить стоящие перед нами огромные миссионерские задачи, необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий – иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция, которая несет особую ответственность за все случившееся в нашей стране…» [1], – отмечает Предстоятель нашей Церкви.

Главную роль в этом отношении должны играть духовные образовательные учреждения, о которых идет речь в настоящей работе. «…Можно сказать, что духовная школа является наиболее благоприятной интеллектуальной базой для миссионерского служения» [2].

Осмысление проблемы на управляющем уровне Русской Православной Церкви

Концептуальное осмысление проблемы системной подготовки людей, проводящих внутреннюю миссию во всех ее аспектах, на уровне Церкви было выражено в создании в 2013 году отделом религиозного образования и катехизации Положения о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности [3] в Духовных академиях, семинариях, училищах, вузах с государственной аккредитацией и иных образовательных организациях, учрежденных централизованными структурами Русской Православной Церкви.

Указанный документ посвящен больше уставным и техническим вопросам получения образования в области организации социально-просветительского служения в духовных учебных заведениях. В документе присутствуют отсылки на церковные образовательные стандарты по подготовке специалистов, которые разрабатываются профильными синодальными учреждениями.

В области катехизации существует Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов [4], в котором представлены характеристика подготовки деятельности катехизаторов, требования к результатам освоения образовательных программ, а также к их структуре и к условиям реализации, прописан механизм оценки качества освоения.

Синодальным Отделом по религиозному образованию и катехизации были разработаны примерные основные образовательные программы по подготовке катехизаторов на краткосрочных и среднесрочных специализированных курсах [5].

Воскресные школы

Автор работы не раз в своих публикациях отмечал роль приходских воскресных школ в деле религиозного образования и катехизации [6]. Подавляющее большинство современных воскресных школ Русской Православной Церкви ориентированы на схоластическое преподавание традиционного набора учебных дисциплин: Закон Божий, Катехизис, Священное Писание, История и ряд других прикладных предметов. Данная практика несет в себе определенное положительное содержание, но с большой долей условности, учитывая, что эти программы основаны на устаревших методиках, пособиях и программах. Еще до революции 1917 года один из обер-прокуроров при Святейшем Синоде Ф.Д. Самарин высказывал свое негативное мнение о современных ему, начала XX в., программах преподавания Закона Божия: «…Оставлять преподавание Закона Божиего в нынешнем виде – значит убить целые поколения» [7]. Об этом же говорит и Миссионерская концепция Русской Православной Церкви: «Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому» [8].

Вместе с положительным содержанием, учеба в воскресной школе и полученные там знания пока не побуждают слушателя стать в свою очередь активным проповедником Евангелия.

Автор работы предлагает к рассмотрению в качестве частного примера собственный опыт преподавания катехизаторской дисциплины во взрослой группе воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента. Введение в учебную программу воскресной школы предмета, называемого «Катехизация», было вызвано в большей мере исповедальными разговорами с прихожанами. Очень многие из них жаловались на неустроенность семей и на неумение повлиять на близких в плане воцерковления. По этой причине автор проводил занятия по катехизации, ориентированные в большей мере на собственные семьи, на родных и близких людей; преимущественно на индивидуальную работу с человеком.

Первые лекции по катехизации касались общих принципов внутренней миссии, затем рассказывалось о недочетах в поведении проповедующего внутри семьи и среди близких людей, разбирались правильные и неправильные модели поведения, в том числе необходимость «миссионерской приветливости», благожелательности, ненасилия в вере, соответствия собственного поведения проповедуемым принципам. Отдельное занятие посвящалось мотивации воцерковления, проблеме авторитетов и роли Спасителя в деле обращения к Богу. В последующих лекциях проводился разбор методов катехизации среди различных типов невоцерковленных людей, в том числе и социально неблагополучных, что для большинства слушателей школы особо актуально. На занятиях разбиралась психология этих типов: по-житейски успешного человека, безработного, алкоголика, наркомана, человека озабоченного личными проблемами, молодого человека, больного, человека воспитанного в атеизме, человека попавшего в секту. После описания психологического портрета, в составлении которого активно участвуют слушатели, описывались планы разговоров с каждым из типов людей, методика катехизаторских занятий с ними, разбирались возможные опасности и препятствия.

Занятия носили теоретический характер, но вместе с этим автор предлагал слушателям с ближайшего же времени попытаться вести катехизацию среди близких. По окончании лекционного цикла автор не проводил специальных статистических исследований, но по полученным отзывам занятия помогли по меньшей мере нормализовать обстановку в некоторых семьях. Естественно, что результат проповеди зависел от правильного восприятия полученных уроков и еще больше – от их правильного воплощения в жизнь. Видимым эффектом после данных лекций стало появление на занятиях в Воскресной школе детей некоторых слушателей.

Духовные семинарии и катехизация

Современные Духовные семинарии призваны стоять в авангарде внутренней и внешней миссии. В типовую учебную программу семинарского курса обучения уже достаточно давно была включена учебная дисциплина «Миссиология». Но только в 2009 году синодальным Миссионерским отделом был создан общецерковный учебник по миссиологии, который с изменениями и дополнениями был переиздан в 2010 году. К сожалению, большинство миссиологических программ в различных семинариях и ведущих православных вузах были первоначально сориентированы на историю миссии. Несколько позже в курсах миссиологии стали подниматься проблемные направления воцерковления и внешней миссии, а также стали формулироваться общие принципы миссионерского служения. Методология миссии в системном виде появляется только в упомянутом учебнике по миссиологии, но имеет далеко не законченный характер.

Тем не менее, на уровне отдельных семинарий учащимся уже дается хорошо проработанная программа, где предусматривается теоретическая подготовительная и методологическая часть, а также проводится миссионерская практика.

Специализированной в этом отношении является Белгородская Духовная семинария с миссионерской направленностью. «К обычному семинарскому стандарту предметов, утвержденному Учебным комитетом в Белгородской семинарии добавлены следующие предметы: прежде всего это блок «миссиологии»», состоящий из трех курсов – «Введение в миссиологию», «История миссии», «Принципы и методы миссионерской деятельности» (эти предметы изучаются два года). Расширенно преподается сектоведение, начинаясь на 2-м и заканчиваясь на 4-м курсе. В программу предмета постоянно добавляются новейшие данные по сектам. На 5-м курсе изучаются следующие дополнительные предметы: этнография, естествознание, спецкурсы по основам экономических знаний, экранным искусствам в миссионерском служении (мы даже пытаемся создать студенческую учебную студию). Начиная с 3-го курса, а далее мы будем стараться и раньше, уже с 1-го курса, изучаются «Основы информационных технологий»» [9]. Студенты этой духовной школы помимо непосредственной учебы, активно участвуют в разнообразных миссионерских поездках. Абитуриентами Белгородской семинарии являются представители более 40 епархий нашей Церкви, которые по окончании обучения выезжают по месту своего проживания.

Одним из способов получения практических миссионерских навыков являются т.н. миссионерские посты при местных святынях, где дежурят студенты семинарии. Во время дежурства студенты беседуют с людьми по личным вопросам, касающимся духовной жизни. На месте дежурства продается или раздается православная литература [10].

В качестве образцового примера можно также привести Московскую Духовную академию и семинарию, где имеются серьезные наработки по миссиологии, позволяющие охватить предварительные понятия о миссии, ее богословское обоснование и методы миссионерского служения [11]. Практическая реализация полученных знаний у учащихся происходит в Миссионерском отделе МДАиС, под руководством игумена Пантелеимона (Бердникова). В сферу ведения этого отдела входит проведение миссии преподавателями и студентами в образовательных учреждениях г. Сергиева Посада, работа с социально неблагополучными категориями населения, детскими домами, медицинскими и культурными учреждениями, местами заключения и частями военных структур, издательская деятельность, а также участие в миссионерских экспедициях [12].

Получение миссионерского образования в семинариях ограничено для многих людей в силу территориальной отдаленности, трудности и затратности поездок и по другим причинам. В связи с этим можно указать на прогрессивный пример Алматинской Духовной семинарии, при которой был учрежден специальный Миссионерский Богословский факультет с дистанционной формой обучения [13].

В качестве типового автор представляет пример Ташкентской Православной Духовной семинарии, где преподает учебную дисциплину «Практическая катехизация». Данный предмет направлен на проведение воцерковляющей миссии среди различных категорий номинальных православных христиан, социально неблагополучных категорий населения, бывших сектантов, детей и молодежи, и др.; в его рамках изучается основы миссии в местах заключения, в СМИ, а также рассматриваются практические вопросы организации миссионерской структуры на приходе и методы ведения социальной работы. Данная учебная дисциплина преподается как практическая на Пастырско-богословском отделении семинарии, а также как основная на трехгодичном женском Катехизаторском отделении, действующем с 2007 года, выпускницы которого приобретают квалификацию «катехизатор, церковный педагог». В качестве вспомогательных дисциплин на Катехизаторском отделении изучается катехетика, основы классических педагогики и психологии; из общесеминарского курса в программу включены Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, исторические дисциплины, катехизис, догматическое богословие, риторика, эстетика, литургика, основное богословие, нравственное богословие, учебная дисциплина «Таинства Церкви».

Практическое освоение теоретических наработок учащиеся Катехизаторского отделения, а также желающие с Пастырско-богословского отделения проходят в виде педагогической практики в качестве преподавателей в воскресных школах Ташкента, а также на базе приходского консультирования в храмах Ташкента. Практика длится не меньше двух лет. На начальном этапе практики учащиеся прикрепляются к более опытным преподавателям, а затем проходят ее самостоятельно либо в паре с другими практикантами.

Наиболее подготовленные студенты старших курсов Пастырско-богословского отделения Ташкентской семинарии участвуют в проведении Огласительных бесед при Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента.

Постепенный переход Духовных школ Русской Православной Церкви на обучение по т.н. Болонским образовательным стандартам предполагает расширение практики проведения семинаров. В Ташкентской семинарии проведение семинаров по Практической катехизации автором было сориентировано на приобретение студентами практических навыков в общении с массовой аудиторией и взаимодействии с людьми. На достаточно часто проводимых семинарах (до 50% аудиторных занятий) автор предлагает студентам по очереди выступать перед студентами по той или иной теме, имитируя проведение Огласительных бесед. На семинарах регулярно проводятся и письменные опросы. Например, в один из таких опросов студентам было предложено написать короткую заметку на определенную тему, которая могла бы стать просветительской публикацией в печатных СМИ. С декабря 2013 года со студентами семинарии стали проводить своеобразные конференции-семинары, посвященные работе с людьми. Первая конференция была посвящена наработке навыков по приходскому консультированию.

Еще одним видом миссионерской практики студентов является опыт Барнаульских духовных школ, когда учащиеся делятся на миссионерские группы и за время Светлой седмицы объезжают всю епархию [14].

В свете решений Архиерейского собора 2011 года о введении на каждом приходе Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей катехизатора-педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью [15] по приходам бывшей Ташкентской и Среднеазиатской епархии (ныне – епархий Среднеазиатского митрополичьего округа) был разослан циркуляр, где отмечалось, что при выборе кандидатур на замещение этих должностей, предпочтение необходимо отдавать выпускникам Ташкентской семинарии, имеющим необходимую профессиональную подготовку и свидетельство об образовании. По логике вещей подобный порядок распространяется на все епархии. И здесь очевидно, что в деле катехизации семинарии начинают приобретать первостепенное значение на всей канонической территории Русской Православной Церкви.

Катехизаторские училища и курсы

На настоящий момент наша Церковь активно разворачивает сеть образовательных учреждений, призванных в ускоренном порядке подготовить кадры для проведения различных видов катехизаторской работы на всех церковных организационных уровнях, начиная от прихода и заканчивая епархиальными отделами. Данные учреждения на текущий момент имеют различный статус и организационные формы.

В настоящее время синодальным Отделом религиозного образования и катехизации проводится работа по упорядочиванию и унификации работы Духовных учебных заведений, дающих знания и навыки в области катехизаторского, миссионерского, молодежного и социального служения.

Статусом учебного заведения при крупнейшей Духовной школе нашей Церкви обладают трехгодичные богословско-катехизаторские курсы для мирян при Петро-Павловском подворье Троице-Сергиевой Лавры и при Хотьковском Покровском женском монастыре. Данные курсы организованы и находятся под кураторством Миссионерского отдела МПДАиС. Помимо непосредственной работы на курсах отделом оказывается консультативная помощь организаторам и преподавателям катехизаторских курсов городов России [16].

В 2008 году в Екатеринбурге открылось Катехизаторское училище во имя Святого Кирилла Иерусалимского. Подготовительными мероприятиями к открытию этого учебного заведения были тематические семинары по катехизации, конференции, создание аналитических обзоров ситуации с оглашениями на местах. Специальными дисциплинами, изучаемыми в училище, являются: история святоотеческой катехизации, современные подходы к катехизации, сократическая беседа, литургические аспекты катехизации, формы и методы организации оглашения. Для преподавания в училище были привлечены священнослужители епархии, социальные работники, также были приглашены преподаватели из Уральского педагогического университета и Уральского института социального образования [17]. Отличительной чертой этого училища стало открытие собственных представительств при храмах Екатеринбургской области [18].

Примером организации обучения будущих проповедников являются краткосрочные курсы для педагогов-катехизаторов, социальных работников, организаторов молодежного служения, которые открылись в начале 2011 года в Иваново-Вознесенском епархиальном управлении. В 2010 г. кандидаты на указанные должности, утвержденные аттестационной комиссией, были назначены в штат благочиннических храмов и крупных приходов. Курсы организованы с целью повышения квалификации сотрудников в соответствии с обязанностями, определяемыми должностными инструкциями, разработанными Ивановским епархиальным управлением [19].

Описание подобных примеров в силу их достаточной многочисленности можно продолжать довольно долго, но все они представляют вариации того, что было описано выше.

Православные вузы, миссионерские институты, школы и курсы

Уникальным в истории Русской Православной Церкви образовательным учреждением является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). Образованный в 1992 г. как Богословский институт, этот вуз в 2004 г. получил статус университета с государственной аккредитацией. «ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование» [20]. В университете действует Миссионерский факультет, осуществляющий не только теоретическое обучение студентов, но проводящий также практическую миссионерскую деятельность в миссионерских поездках студентов и преподавателей [21].

Кафедру миссиологии имеет и Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Практическое значение этой кафедры в деле миссии заключается в ее научно-методической помощи современным миссионерам и катехизаторам, ведение аналитической работы. Кафедра регулярно проводит конференции и семинары, а также служит базой для квалифицированной подготовки людей, занимающихся миссией [22].

В отличие от катехизаторских училищ и курсов, миссионерские образовательные учреждения имеют более «семейный» характер – занимаясь в принципе тем же самым, за исключением не слишком часто встречающейся внешнемиссионерской составляющей, миссионерские заведения склонны к сохранению связи со своими выпускниками. Они тяготеют к образованию миссионерских центров, а также в их деятельности и в учебном процессе присутствует гораздо больше практической составляющей, чем в катехизаторских школах. По этой причине эту категорию образовательных учреждений автор выделил в самостоятельный раздел.

К настоящему времени в Русской Православной Церкви имеются миссионерские учреждения, имеющие статус института. Примером является Миссионерский институт при Ново-Тихвинском монастыре, который создан на базе Высших миссионерских курсов. В задачи этого института входит выпуск «верующих, воцерковленных православных теологов, которые станут миссионерствовать на приходах, в школах, в отдаленных уральских селах – везде, где люди захотят узнать о православной вере» [23]. Студенты и преподаватели института занимаются проповедью в селах Урала, проводят миссионерские встречи, занимаются обучением на Огласительных и Библейских курсах.

Типичным и наиболее ярким примером миссионерской школы является Школа православного миссионера, созданная мученически убиенным священником Даниилом Сысоевым при храме св. апостола Фомы на Кантемировской (Москва). Эта школа имеет ряд особенностей, например, ориентация не только на внутреннюю, но и на внешнюю миссию. В Школе православного миссионера изучается катехизис и догматическое богословие, Священное Писание, общая история Церкви, а также православный анализ основных современных религий и идеологий. Главным отличием Школы о. Даниила на сегодняшний день является практический уклон этого учебного заведения [24]. Помимо традиционных лекционных занятий с теоретическими основами проповеди Евангелия, слушатели школы выходят на уличную миссию, где происходит практическое освоение проповеднических навыков в беседах с невоцерковленными людьми, иноверцами и сектантами. Часто проповедники занимаются блокированием деятельности оккультистов и сектантских уличных проповедников. Помимо уличных проповедей, наиболее подготовленные слушатели выезжают в миссионерские поездки [25].

Со временем миссионерская школа стала применять нестандартные пока для системы церковного образования формы преподавания, такие как Интернет-обучение в режиме он-лайн [26].

На базе описываемой миссионерской школы получили развитие миссионерский центр, ныне носящий имя о. Даниила; реализуются различные единоразовые и долгосрочные миссионерские проекты, такие, например, как движение СУД – сопротивление убийству детей, названное авторами антиабортной миссией [27].

На основании прошения руководства Школы православного миссионера Патриарху Кириллу, она была включена в структуру Синодального Миссионерского отдела РПЦ на правах факультета Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью, что является официальным признанием ее заслуг и эффективности работы [28].

Пример миссионерской школы о. Даниила Сысоева послужил воодушевляющим мотивом для создания миссионерских центров, основанных на принципах этой школы в различных регионах России и стран СНГ. В качестве такого примера можно привести Миссионерские курсы при молодежном отделе Санкт-Петербургской епархии, на которых обучение проводится два раза в неделю по вечерней форме по четырем предметам: догматическое богословие, миссиология, сектоведение и социальная работа. Задачей курсов является подготовка практикующих миссионеров [29]. На практике учащиеся курсов специализируются на уличных проповедях и культурных акциях, приуроченных к постам и праздникам православного календаря [30].

Оценивая современное состояние и перспективы развития подготовки кадров для осуществления внутренней миссии, необходимо сделать ряд выводов и заключений:

1. Предполагаемая воцерковленность учащихся духовных образовательных учреждений на самом деле не всегда соответствует фактическому положению дел. Учащиеся воскресных школ, духовных училищ и даже семинарий, по собственным наблюдениям автора, не всегда являются людьми, укрепленными в вере и живущими христианскими духовно-нравственными ценностями. Учеба в духовных школах любого уровня в любом случае имеет катехизаторско-миссионерское значение для многих учащихся. Приобретаемые знания позволят этой категории людей подходить с полной осознанностью к своей жизни в Церкви. Для кого-то из них учеба в закрытом заведении позволяет приобрести собственный аскетический опыт. Для кого-то Евангелие открывает новые грани своего смысла.

2. На современном этапе существования Русской Православной Церкви создание многочисленных учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для ведения работы с людьми, вполне оправдано. Но если Церковь стремится поставить дело внутренней миссии, церковной педагогики, социальной работы и работы с молодежью на профессиональный уровень [31], подразумевающий подготовку специалистов, то в скором времени возникнет необходимость создания фундаментальных миссионерских учебных заведений с вузовским циклом обучения, но обязательно с большой долей практической компоненты в учебном процессе. В настоящее же время имеет смысл дополнить катехизаторской компонентой и унифицировать образовательный процесс в существующих учебных заведениях, с целью последующего преобразования в полноформатные учебные заведения, возможно, с государственной аккредитацией

3. Для обобщения полученного опыта всех катехизаторско-миссионерских школ было бы уместно создать единую информационную Интернет-площадку, где можно было бы выложить учебные материалы, планы и программы, публиковать материалы по теме и проводить обсуждение в форуме. Данный ресурс, по мнению автора, должен быть создан синодальными структурами Русской Православной Церкви с официальным привлечением всех образовательных структур к его работе.

4. В работе с людьми для любого катехизатора крайне важно найти общий язык с собеседником и вести разговор в понятных друг другу категориях. Большинство будущих катехизаторов будут представлены молодыми людьми, выпускниками семинарий, получившими образование с преобладанием теологических знаний. По этой причине было бы уместным всем выпускникам Духовных учебных заведений, планирующих вести свою деятельность в области внутренней миссии, предписать получение светского образования. Учеба в светских вузах может вестись или до, или параллельно обучению в Духовной школе, или же после ее завершения. Характер светского образования лучше всего выбирать в соответствии с профессиональной деятельностью в Церкви, – это может быть педагогика, психология, философия, психология, медицина и др.

5. «Один из современных иерархов РПЦ метко заметил, что когда страной будут управлять сегодняшние воспитанники воскресных приходских школ, православных гимназий, лицеев, то есть люди, с детства приобщенные к духовной жизни, тогда и можно говорить будет о преображении России и ее влиянии на весь мир» [32].

Источник: www.bogoslov.ru

Примечания

[1] Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной // Интернет-сайт съезда: http://2010.portal-missia.ru/node/62.

[2] Евгений, архиепископ Верейский. Миссионерский характер подготовки в духовных учебных заведениях // МПДАиС – Интернет-сайт: http://www.mpda.ru/missioner/site_pub/309103.html.

[3] Документ принят 2 октября 2013 года. См. положение на Официальном Интернет-сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275988.html.

[4] Документ принят 30 ноября 2012 года. См. содержание документа на страницах Интернет-сайта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http://otdelro.ru/content/301.html.

[5] См на сайте Отдела: http://otdelro.ru/content/24.html.

[6] См. Стаценко Сергий, протоиерей. Практические методы приходской миссии в Ташкентской и Среднеазиатской епархии // Интернет-портал «Богослов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/ 1259903.html.

[7] Цит. по: Ореханов Ю.Л. Вопросы «внутренней» миссии в деятельности Братства Святителей Московских (1909-1916) // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, Издательство Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, Т. I-II, 1999. Т.I, С. 237.

[8] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Глава «Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви», п. 4.

[9] Куренков Алексий, священник. Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью) // Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью) – Интернет-сайт: http://seminaria.bel.ru/pages/sem/about.htm.

[10] Беляева О. Вопросы у источника // «Нескучный сад» – журнал. № 6 (23), 2006. Интернет версия: http://www.neskuch.ru/index.php?issue=37&section=9&article=543.

[11] См. Пантелеимон (Бердников), игумен. Лекции по миссиологии (2007-2008 учебный год). Конспект лекций МДАиС. Электронная версия.; Кураев Андрей, диакон. План курса «Миссиология» в Московской Духовной семинарии // Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии. М., Центр библейско-патрологических исследований, 2009. С. 510-511.

[12] Миссионерский отдел: Общие сведения // МПДАиС – Интернет-сайт: http://www.mpda.ru/missioner/info.

[13] В Казахстанской Митрополии создан Миссионерский Богословский факультет с дистанционной формой обучения // «Миссия. Ру» – Интернет-сайт: http://portal-missia.ru/node/576.

[14] «Мы приехали к вам с пасхальной радостью!» // Интернет-сайт Миссионерского отдела Русской Православной Церкви: http://portal-missia.ru/news_arch?page=3.

[15] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». П. 18.

[16] Миссионерский отдел: Общие сведения // МПДАиС – Интернет-сайт: http://www.mpda.ru/missioner/info.

[17] В Екатеринбургское епархии открылось катехизаторское училище // Православная газета – Интернет-версия: http://orthodox.etel.ru/2008/46/1/1katexiz.htm.

[18] Кириллова К. В области появляются представительства катехизаторского училища // «Православный Урал» — Интернет-сайт: http://pravural.ru/blog/catechization/291.html.

[19] В Иваново-Вознесенской епархии начали работу курсы для педагогов-катехизаторов, социальных работников, организаторов молодежного служения // Там же: http://pravural.ru/blog/catechization/page2.

[20] Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве // ПСТГУ – Интернет-сайт: http://pstgu.ru/about_university/info.

[21] Миссионерские поездки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Там же: http://pstgu.ru/missionary/list.

[22] Кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики, богословских дисциплин и литургики // СФИ – Интернет-сайт: http://www.sfi.ru/faculty/kafedra-missiologii-katekhetiki-i-gomiletiki-bogoslovskikh-disciplin-i-liturgiki.

[23] Миссионерский институт при Ново-Тихвинском монастыре – Интернет-сайт: http://www.uralsky-missioner.ru.

[24] Максимов Георгий, диакон. Идите и научите // Православная миссия сегодня. Сборник статей и публикаций. Рабочие материалы IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров. М., издательство Московской Патриархии, «АРЕФА», 2010. С. 68.

[25] Одна из таких поездок состоялась в Республику Кыргызстан, где миссионеры во главе с о. Даниилом полемизировали с местными сектантами.

[26] См. Миссионерский курсы он-лайн // Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева – Интернет-сайт: http://mission-center.com/mission-online.

[27] Антиабортная миссия // Там же: http://mission-center.com/anti-abortion.

[28] Кириллова К. Миссионерская школа отца Даниила Сысоева приобрела статус факультета Белгородской духовной семинарии // «Православие и мир» – Интернет сайт: http://www.pravmir.ru/missionerskaya-shkola-otca-daniila-sysoeva-priobrela-status-fakulteta-belgorodskoj-duxovnoj-seminarii.

[29] Миссионерские курсы организованы при молодежном отделе Санкт-Петербургской епархии // Санкт-Петербургская митрополия – официальный Интернет-сайт: http://www.mitropolia-spb.ru/news_detail.php?ID=11006.

[30] Миссионерские курсы в Петербурге // Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева – Интернет-сайт: http://mission-center.com/mission-spb.

[31] См. Чапнин С. В приходской жизни грядут большие перемены // «Патриархия. Ру» – Интернет-сайт: http://www.patriarchia.ru/db/text/1379329.html.

[32] Вейнгольд Павел, священник. Социальный смысл миссии православного священника в его взаимодействии со СМИ, органами правопорядка, армейскими структурами и образовательными учреждениями // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Т.I., С. 202

Метки 0 544
Нет комментариев для этой записи.

Хотите быть первым?

Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое популярное (читателей)