Особенности катехизации за чертой мегаполиса – свящ. Даниил Ранне

Особенности катехизации за чертой мегаполиса – свящ. Даниил Ранне


Раз­ре­шите попри­вет­ство­вать досто­чти­мое собра­ние и поде­литься опы­том сво­его при­хода. Наш при­ход, хотя и нахо­дится за чер­той мега­по­лиса, но все же сильно свя­зан с ним, так как Пав­ловск явля­ется жем­чу­жи­ной при­го­ро­дов Санкт- Петер­бурга, и мно­гие люди при­ез­жают сюда на один день или на все лето, чтобы отдох­нуть от город­ской суеты.

Раз­ре­шите попри­вет­ство­вать досто­чти­мое собра­ние и поде­литься опы­том сво­его при­хода. Наш при­ход, хотя и нахо­дится за чер­той мега­по­лиса, но все же сильно свя­зан с ним, так как Пав­ловск явля­ется жем­чу­жи­ной при­го­ро­дов Санкт- Петер­бурга, и мно­гие люди при­ез­жают сюда на один день или на все лето, чтобы отдох­нуть от город­ской суеты.

Все это отра­жа­ется и на жизни нашего при­хода, а так же и на нашу систему кате­хи­за­ции перед кре­ще­нием, кото­рая была раз­ра­бо­тана с уче­том осо­бен­но­сти нашего место­по­ло­же­ния. Поэтому, мы огра­ни­чи­лись одним меся­цем и тремя встречами.

И~так как горо­док у нас малень­кий, то и кате­хи­за­ция у нас про­хо­дит бук­вально в инди­ви­ду­аль­ном порядке. С каж­дым чело­ве­ком мы бесе­дуем отдельно. Мы про­во­дим 3–4 встречи, и в зави­си­мо­сти от того, как чело­век идёт на кон­такт, эти встречи бывают не только в рам­ках запла­ни­ро­ван­ного, но и гораздо в боль­шем объёме.

Надо ска­зать, что в инди­ви­ду­аль­ной работе суще­ствует своя про­бле­ма­тика и эта про­бле­ма­тика заклю­ча­ется в том, что в зави­си­мо­сти от того, как чело­век реа­ги­рует на наши слова, в таком объ­ёме мы ста­ра­емся пред­ста­вить ему те бого­слов­ские зна­ния, зна­ния о Церкви, кото­рые он, исходя из сво­его интел­лек­ту­аль­ного уровня, может при­нять. И надо отме­тить, что мы видим ино­гда и печаль­ную кар­тину, когда чело­век при­хо­дит для того, чтобы покре­ститься, и, в бук­валь­ном смысле, «отси­жи­вает» наши беседы. А ино­гда чело­век всей внут­рен­но­стью про­ни­кает в эти слова и начи­нает инте­ре­со­ваться и идёт гораздо дальше того, что мы пла­ни­ро­вали ему преподать.

Но здесь суще­ствует несколько про­блем, свя­зан­ных с тем, что мы в Пав­лов­ске явля­емся не един­ствен­ным хра­мом. Скла­ды­ва­ется такая ситу­а­ция, когда люди начи­нают искать быст­рого кре­ще­ния. Нами была пред­при­нята попытка объ­еди­нить все при­ходы Пав­лов­ска для того, чтобы создать в Пав­лов­ске еди­ную кате­хи­зи­че­скую школу. И была даже идея создать еди­ную вос­крес­ную школу и сде­лать её не на базе какого-то храма, а сде­лать её вне храма, чтобы каж­дый чело­век при­хо­дил туда полу­чать зна­ния и вопло­щать их в своей духов­ной жизни и на своём при­ходе. Но, к сожа­ле­нию, у нас это не полу­чи­лось. И, кон­ста­ти­руя нынеш­нюю ситу­а­цию, мы не можем воз­дей­ство­вать на тех людей, кото­рые готовы кре­ститься и даже что-то выслу­шать, но идут более лёг­ким путём. И полу­ча­ется, что мы сами дис­кре­ди­ти­руем себя. И люди око­ло­цер­ков­ные, видя такое поло­же­ние, иду­щее в раз­рез с поста­нов­ле­ни­ями Юби­лей­ного Собора 2000 года, задают себе раз­лич­ные вопросы.

Надо ска­зать и о том, что сего­дня не суще­ствует мето­дик огла­ше­ния и кате­хи­за­ции для хра­мов с неболь­шими при­хо­дами. И свя­щен­ни­кам, при­хо­дя­щим слу­жить в неболь­шие насе­лён­ные пункты, при­хо­дится самим про­ра­ба­ты­вать эти вопросы, потому что в духов­ных шко­лах этому не учат. Это боль­шой и слож­ный путь – путь оши­бок и разо­ча­ро­ва­ний. Поэтому любая про­грамма такого рода могла бы очень при­го­диться в неболь­ших при­хо­дах, рас­по­ло­жен­ных вне мегаполиса.

Но я могу ска­зать и о неко­то­рых плю­сах малых при­хо­дов. Во-пер­вых, это все­гда семей­ность. Люди, живу­щие в неболь­ших город­ках и посёл­ках, знают друг друга и их отно­ше­ния ста­но­вятся ещё ближе и теп­лее, когда они посе­щают один храм. Работа на базе таких хра­мов инди­ви­ду­аль­ная, и она ино­гда бывает инте­рес­нее и полез­нее, чем груп­по­вая. Когда учи­тель с уче­ни­ком один на один, он может лучше почув­ство­вать уче­ника, понять его инте­ресы и дать ему именно то, что необходимо.

Надо отме­тить и то, что мы ввели кре­ще­ние на Боже­ствен­ной Литур­гии. Мы ста­ра­емся тем самым раз­ру­шить ту отри­ца­тель­ную прак­тику, кото­рая при­сут­ствует у нас: мол, моего ребёнка покре­стите отдельно, это наш празд­ник и мы не хотим, чтобы на нашем празд­нике были чужие люди. А мы пыта­емся по-дру­гому оха­рак­те­ри­зо­вать кре­ще­ние, как собы­тие всего при­хода, рож­де­ние нового хри­сти­а­нина, кото­рый явля­ется чле­ном этой церкви, этого прихода.

И ещё одна инте­рес­ная осо­бен­ность, кото­рая есть в нашем храме – это кре­ще­ние мла­ден­цев через огла­ше­ние их роди­те­лей. Детей своих при­хо­жан мы кре­стим сразу, поскольку роди­тели регу­лярно испо­ве­ду­ются, при­ча­ща­ются и слу­шают наши беседы, но иная ситу­а­ция с теми людьми, кото­рые в пер­вый раз при­хо­дят в наш храм, чтобы покре­стить ребёнка. Поскольку мы не знаем этих людей, мы дого­ва­ри­ва­емся с ними об огла­си­тель­ных бесе­дах, на кото­рых объ­яс­няем, что они берут на себя ответ­ствен­ность по вос­пи­та­нию ребёнка в хри­сти­ан­ском духе.

К кре­ще­нию взрос­лых после огла­си­тель­ных бесед мы так же доба­вили испо­ведь. Чело­век взрос­лый, всту­па­ю­щий в ряды Церкви явно дол­жен осо­зна­вать, что из гре­хов­ной жизни, обе­ща­нием «доб­рой сове­сти Богу» он отре­ка­ется от вся­кого греха. И эта испо­ведь без раз­ре­ши­тель­ной молитвы есть некий доб­ро­воль­ный акт жела­ния чело­века отрях­нуть свою дрях­лость злых дел, для рож­де­ния во Христе.

Я пол­но­стью согла­сен с отцом Алек­сан­дром в том, что беседы, про­во­ди­мые перед кре­ще­нием, крайне важны. Одно дело – зна­ние, а дру­гое дело – опыт, кото­рый чело­век полу­чает, когда он ходит в храм на бого­слу­же­ния, совер­шает домаш­нюю молитву. Чело­век дол­жен осо­знать, что кре­ще­ние есть изме­не­ние всей его жизни. Он дол­жен стрях­нуть всю ту гре­хов­ность, кото­рая была в нём, и войти в новую жизнь.

Хоте­лось бы ска­зать и о необ­хо­ди­мо­сти при­ня­тия еди­ной системы при­со­еди­не­ния веру­ю­щих к Церкви. Поскольку, имея раз­ные мето­дики при­ня­тия веру­ю­щих в ряды цер­ков­ные, мы себя неко­то­рым обра­зом ком­про­ме­ти­руем. Мы гово­рим, что у нас еди­ная Цер­ковь, но у нас нет еди­ных пра­вил. И мне кажется, что мето­дика при­ня­тия в ряды Церкви крайне важна, осо­бенно в таких малень­ких город­ках, где все друг друга знают. Ведь люди, при­хо­дя­щие в цер­ковь, видя эти неуря­дицы, вто­рично в цер­ковь могут уже не войти. Они будут рас­смат­ри­вать цер­ковь «со своей коло­кольни». И если мы на каких-то эта­пах не будем пытаться посе­ять в них семена зна­ния и пони­ма­ния церкви, то, к сожа­ле­нию, та ситу­а­ция, кото­рая у нас про­ис­хо­дит в церкви с пас­пор­тами, ИНН, стар­че­ством и т.д., будет раз­ви­ваться. И на самом деле, решая вопрос кате­хи­за­ции, мы решаем вопрос будущ­но­сти здо­ро­вой Церкви, спо­соб­ной здраво реа­ги­ро­вать на про­цессы, про­ис­хо­дя­щие в обще­стве. И сей­час это очень важно. 70 лет мы были пара­ли­зо­ваны, и если сей­час Цер­ковь будет непра­вильно вести поли­тику по отно­ше­нию к людям, всту­па­ю­щим в нее, она в буду­щем полу­чит внут­рен­ний рас­кол, отго­лоски кото­рого уже сей­час суще­ствуют и с кото­рыми свя­щен­ники пыта­ются бороться на приходах.

Наде­юсь, что появится ито­го­вый доку­мент, кото­рый мог бы помочь свя­щен­ни­кам пре­одо­леть раз­но­гла­сия в вопро­сах огла­ше­ния и кате­хи­за­ции, поскольку кате­хи­за­ция, на мой взгляд, явля­ется пер­вич­ным вопро­сом для совре­мен­ной Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки