Array ( [_ga] => GA1.2.1115230728.1637943484 [_ym_uid] => 16379434841056793905 [otrid] => S:9EgmDCvVjGGdAtraMMOKwYlmokQ2rVGzpLPVpFsvhmhukblmvWY1MYKxhA1LscQ9fV-ofMR7p5hFnq_mv4cCQ-0ZGFTAOWF_ngRpzjQj84xfuClkgOhYR_4vzCPe2CHTtRZYbE_oCnt71z0jIgZkouaoKDFZdkxJdiJ7rbqYOlx3fr-ZyFwcudHC-xymkUEKf9A9s1MkgiKKeSwa5G1_dzQ4s1pqrSFCZxQ= [rmcookie] => S:amfWfDDnh6qRvPDzPkzxQJYa6Etg5z8W1OuawpR0QJb1ScxhXfUs5beNRwWC7_BOwHKwWI5rXLhmNIMI03nm4Vn3VT23qhzUXjmOg9pvC871QkV2pRHcN1uVp8v7qFQ9M63E5vdxxVqk4VSA76_O2ypF2JsbMTeSOibvUa5-aqjPZ7HmOkykJ9Vdk_p9694roPTa6T2E9k-ERcpguc-q24OYVAPQSbA7hYgc80NwLRvM_GhanEaQ-RdcJI9RxLPxrtKSu34A9r0ixSxtLhwW7H1Yqm4O3eX2PfvI8urqJ1E3CE85ks86TCJzdD5yIAeKpKIrmjNnZcc5sTYDSSWFNcQhOzA9FZs-N4bcZowzTrsK2bsg6V43swW_ahh61-_WwufaJIeJtywIOd5Rom26ksYMTw9YLbqNaW5CC1e_9ilfuS2ahjFiF9bhggtFq3rBytX0zBB8im4nF5IBg4_71WY3C9n6ZA08QjMwNxVzCA_iz_gtgRYffuz76ki_y5vIHPeUYsmhPWzQssTRPZ2jRuGPhJTTDCOrGgLiYrnC_4LKzQEcOcwfY-_eGKIjIJfHSAbza4Uwr-PH4ckW6vJLUTOqCuLYepg4OZya6bCRLdlYImTYLnM_P7Ppxfn_osw6zC_b-sjsY3LzFNBDrAkfNKTKE5P7d3sd8bOa52zEMg== [_ym_d] => 1706467875 [_gcl_au] => 1.1.927170957.1708365655 [_gid] => GA1.2.1619459731.1713868479 [_ym_isad] => 2 [tlQXUmzV] => Ge.J]lBU[ [CQBDRtsGE] => y5u60Fs )
Критерии готовности оглашаемых ко крещению

Критерии готовности оглашаемых ко крещению


Данный документ составлен на основании инструкций, изложенных и утвержденных в документе синодального отдела религиозного образования и катехизации «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви».

Данные критерии составлены на основе системы предкрещальной катехизации, действующей в Приамурской митрополии. В соответствии с этой системой выделены три вида критериев:

  1. Образовательные
  2. Нравственные.
  3. Церковно-практические.

Необходимость такого документа обусловлена важностью правильного построения процесса катехизации: те требования, которые мы предъявляем к желающим креститься, должны:

  1. Быть выполнимыми.
  2. Соответствовать программе, реализуемой в курсе подготовительных бесед.

Если эти условия не выполняются, то все усилия катехизаторов оказываются бессмысленными: невыполнимые требования будут проигнорированы, а предъявление священником на индивидуальной беседе тех требований, выполнение которых не было обеспечено катехизаторами на подготовительных встречах, вызовет лишь раздражение, но не принесет никакой пользы. К примеру, если на беседах мы задавали выучить молитву «Отче наш», то имеем возможность проверить ее знание. Если же такого задания не было, попытка проверки выглядит нелогичной и приводит оглашаемого в замешательство.

В связи с этим необходимо четко определить цели, которые ставит перед собой наша система предкрещальной катехизации.

Совершенно очевидно, что полноценно подготовить человека к принятию Таинства Крещения за три встречи невозможно. Невозможно также воцерковить его за столь короткий промежуток времени. Эти цели и не ставятся. За то время, которое человек посвящает подготовке ко Крещению, мы имеем возможность показать ему, что жизнь Церкви богата и прекрасна, что именно через Церковь Господь может помочь нам стать лучше, добрее, правильно выстроить свою жизнь. По сути, это скорее не катехизация, а миссионерство, или некая «пред-катехизация». Поэтому объем предлагаемой информации минимальный, но достаточный для принятия человеком решения о принятии Таинства Крещения или об отказе от него. Эти беседы призваны дать человеку возможность получить первый доброкачественный опыт церковной жизни.

В случае крещения ребенка данные критерии в равной степени относятся к родителям и к крестным. Допускается присутствие на беседах только одного из родителей при необходимости ухода за младенцем. При этом весьма желательно, чтобы отсутствующий родитель ознакомился с содержанием беседы по какой-либо литературе и прошел четвертую, исповедальную беседу.

Таким образом, мы выделили следующие критерии: 

  1. Образовательные:
    • Знание заповедей Божьих.
    • Понимание смысла Крещения и его роли в жизни оглашаемого.
    • Понимание сути молитвы как разговора с Богом.
    • Понимание исповеди и Крещения как момента начала новой, церковной жизни.
    • Умение объяснить смысл крестного знамения.
  2. Церковно-практические:
    • Вера в Бога.
    • Готовность исполнять заповеди Божии (для крестных и родителей – готовность научить).
    • Исполнение утренних и вечерних молитв в течение оглашения (в объеме, предусмотренном памяткой для крещаемых).
    • Посещение воскресной литургии в течение оглашения (до ектеньи об оглашенных).
    • Желание начать полноценную церковную жизнь.
  3. Нравственные:
    • Отказ от смертных грехов.
    • Желание постепенного исправления своей жизни в соответствии с нравственными императивами Православия.

В силу краткости огласительного периода объем информации, который может быть выдан катехуменам, весьма ограничен. Поэтому в качестве критерия готовности человека ко Крещению не может рассматриваться знание НАИЗУСТЬ каких-либо религиозных текстов, в том числе Символа веры, отрывков из Священного Писания, молитв (за исключением в отдельных случаях молитвы «Отче наш»).

Если священник считает программу оглашения недостаточной и имеет предложения по ее увеличению, свои предложения он может передавать старшему по катехизации в храме или руководителю отдела катехизации и духовного просвещения. Также священник может по своему усмотрению продлить оглашение для конкретного человека. При этом условием такого решения будет личное участие священника, его помощь в подготовке ко Крещению: можно посоветовать какую-либо литературу, посещение того или иного мероприятия, богослужения. Но после выполнения этих заданий необходима личная встреча и беседа священника с готовящимся ко Крещению. Люди должны чувствовать со стороны духовенства понимание, отзывчивость, желание помочь.

Однако не всегда даже качественное проведение огласительных встреч дает ожидаемый результат – желание катехуменов встать на путь воцерковления. Бывают случаи, когда совершение Крещения невозможно в силу неготовности людей к этому Таинству.

Препятствия ко Крещению:

  1. Неверие в Бога.
  2. Принадлежность к другим религиям, а также мировоззрениям, вступающим в противоречие с христианским вероучением и нравственностью.
  3. Нежелание быть членом Церкви (быть воцерковленным), уверенность в том, что достаточно «верить в душе».
  4. Нежелание отказаться от: 
    • Блуда (в том числе сожительства в «гражданском браке» без регистрации в органах ЗАГС). В соответствии с социальной концепцией Русской Православной Церкви, брак, зарегистрированный в органах ЗАГС, признается Церковью действительным и не может быть препятствием к участию в церковной жизни.
    • Совершения абортов (в т.ч. абортивных способов контрацепции).
    • Криминальной деятельности.
    • Суеверия, в т.ч. гороскопов, гаданий и т.д.

При этом необходимо учитывать, что человеческая жизнь сложнее, чем все шаблоны, которые мы иногда хотим к ней применить. Поэтому при решении вопроса о допущении человека к Таинству Крещения могут быть допущены некоторые снисхождения. Обусловлено это также краткостью срока предкрещальной катехизации: за три недели человек не успевает полноценно включиться в церковную жизнь, он еще не имеет достаточных сил и мотивации для коренного изменения всех сфер своей жизни. Допуская эти снисхождения, священник руководствуется своей пастырской совестью. Это безусловно подразумевает, что человек, к которому они применяются, способен и желает исправить свою жизнь, но это зависит не только от него и требует времени.

Снисхождения.

К участию в церковной жизни в порядке снисхождения могут быть допущены люди:

  1. Использующие не абортивные средства контрацепции, в том случае, если в семье уже есть дети, а также имеются серьезные финансовые трудности или проблемы со здоровьем.
  2. Длительное время живущие в т.н. «гражданском браке» (не зарегистрированном в органах ЗАГС), если человек, желающий участвовать в церковной жизни, желает официально зарегистрировать брак, но этому противится его сожитель(ница). В этом случае необходимым условием является также отсутствие иных блудных связей, то есть, соблюдение подобия супружеской верности. Фактором, способствующим применению этого снисхождения, является наличие детей.

Подготовлено Отделом катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии на основании рекомендаций и инструкций сектора катехизации синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Комментировать

1 Комментарий

  • Вика, 23.05.2016

    Очень полезный материал для начинающий катехизаторов и священников!

    Ответить »