Критерии готовности оглашаемых ко крещению

Критерии готовности оглашаемых ко крещению


Дан­ный доку­мент состав­лен на осно­ва­нии инструк­ций, изло­жен­ных и утвер­жден­ных в доку­менте сино­даль­ного отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции «Об орга­ни­за­ции кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви».

Критерии готовности оглашаемых ко крещению

Дан­ный доку­мент состав­лен на осно­ва­нии инструк­ций, изло­жен­ных и утвер­жден­ных в доку­менте сино­даль­ного отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции «Об орга­ни­за­ции кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви».

Дан­ные кри­те­рии состав­лены на основе системы пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции, дей­ству­ю­щей в При­амур­ской мит­ро­по­лии. В соот­вет­ствии с этой систе­мой выде­лены три вида критериев:

  1. Обра­зо­ва­тель­ные
  2. Нрав­ствен­ные.
  3. Цер­ковно-прак­ти­че­ские.

Необ­хо­ди­мость такого доку­мента обу­слов­лена важ­но­стью пра­виль­ного постро­е­ния про­цесса кате­хи­за­ции: те тре­бо­ва­ния, кото­рые мы предъ­яв­ляем к жела­ю­щим кре­ститься, должны:

  1. Быть выпол­ни­мыми.
  2. Соот­вет­ство­вать про­грамме, реа­ли­зу­е­мой в курсе под­го­то­ви­тель­ных бесед.

Если эти усло­вия не выпол­ня­ются, то все уси­лия кате­хи­за­то­ров ока­зы­ва­ются бес­смыс­лен­ными: невы­пол­ни­мые тре­бо­ва­ния будут про­игно­ри­ро­ваны, а предъ­яв­ле­ние свя­щен­ни­ком на инди­ви­ду­аль­ной беседе тех тре­бо­ва­ний, выпол­не­ние кото­рых не было обес­пе­чено кате­хи­за­то­рами на под­го­то­ви­тель­ных встре­чах, вызо­вет лишь раз­дра­же­ние, но не при­не­сет ника­кой пользы. К при­меру, если на бесе­дах мы зада­вали выучить молитву «Отче наш», то имеем воз­мож­ность про­ве­рить ее зна­ние. Если же такого зада­ния не было, попытка про­верки выгля­дит нело­гич­ной и при­во­дит огла­ша­е­мого в замешательство.

В связи с этим необ­хо­димо четко опре­де­лить цели, кото­рые ста­вит перед собой наша система пред­кре­щаль­ной катехизации.

Совер­шенно оче­видно, что пол­но­ценно под­го­то­вить чело­века к при­ня­тию Таин­ства Кре­ще­ния за три встречи невоз­можно. Невоз­можно также воцер­ко­вить его за столь корот­кий про­ме­жу­ток вре­мени. Эти цели и не ста­вятся. За то время, кото­рое чело­век посвя­щает под­го­товке ко Кре­ще­нию, мы имеем воз­мож­ность пока­зать ему, что жизнь Церкви богата и пре­красна, что именно через Цер­ковь Гос­подь может помочь нам стать лучше, доб­рее, пра­вильно выстро­ить свою жизнь. По сути, это ско­рее не кате­хи­за­ция, а мис­си­о­нер­ство, или некая «пред-кате­хи­за­ция». Поэтому объем пред­ла­га­е­мой инфор­ма­ции мини­маль­ный, но доста­точ­ный для при­ня­тия чело­ве­ком реше­ния о при­ня­тии Таин­ства Кре­ще­ния или об отказе от него. Эти беседы при­званы дать чело­веку воз­мож­ность полу­чить пер­вый доб­ро­ка­че­ствен­ный опыт цер­ков­ной жизни.

В слу­чае кре­ще­ния ребенка дан­ные кри­те­рии в рав­ной сте­пени отно­сятся к роди­те­лям и к крест­ным. Допус­ка­ется при­сут­ствие на бесе­дах только одного из роди­те­лей при необ­хо­ди­мо­сти ухода за мла­ден­цем. При этом весьма жела­тельно, чтобы отсут­ству­ю­щий роди­тель озна­ко­мился с содер­жа­нием беседы по какой-либо лите­ра­туре и про­шел чет­вер­тую, испо­ве­даль­ную беседу.

Таким обра­зом, мы выде­лили сле­ду­ю­щие критерии: 

  1. Обра­зо­ва­тель­ные:
    • Зна­ние запо­ве­дей Божьих.
    • Пони­ма­ние смысла Кре­ще­ния и его роли в жизни оглашаемого.
    • Пони­ма­ние сути молитвы как раз­го­вора с Богом.
    • Пони­ма­ние испо­веди и Кре­ще­ния как момента начала новой, цер­ков­ной жизни.
    • Уме­ние объ­яс­нить смысл крест­ного знамения.
  2. Цер­ковно-прак­ти­че­ские:
    • Вера в Бога.
    • Готов­ность испол­нять запо­веди Божии (для крест­ных и роди­те­лей – готов­ность научить).
    • Испол­не­ние утрен­них и вечер­них молитв в тече­ние огла­ше­ния (в объ­еме, преду­смот­рен­ном памят­кой для крещаемых).
    • Посе­ще­ние вос­крес­ной литур­гии в тече­ние огла­ше­ния (до екте­ньи об оглашенных).
    • Жела­ние начать пол­но­цен­ную цер­ков­ную жизнь.
  3. Нрав­ствен­ные:
    • Отказ от смерт­ных грехов.
    • Жела­ние посте­пен­ного исправ­ле­ния своей жизни в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ными импе­ра­ти­вами Православия.

В силу крат­ко­сти огла­си­тель­ного пери­ода объем инфор­ма­ции, кото­рый может быть выдан катеху­ме­нам, весьма огра­ни­чен. Поэтому в каче­стве кри­те­рия готов­но­сти чело­века ко Кре­ще­нию не может рас­смат­ри­ваться зна­ние НАИЗУСТЬ каких-либо рели­ги­оз­ных тек­стов, в том числе Сим­вола веры, отрыв­ков из Свя­щен­ного Писа­ния, молитв (за исклю­че­нием в отдель­ных слу­чаях молитвы «Отче наш»).

Если свя­щен­ник счи­тает про­грамму огла­ше­ния недо­ста­точ­ной и имеет пред­ло­же­ния по ее уве­ли­че­нию, свои пред­ло­же­ния он может пере­да­вать стар­шему по кате­хи­за­ции в храме или руко­во­ди­телю отдела кате­хи­за­ции и духов­ного про­све­ще­ния. Также свя­щен­ник может по сво­ему усмот­ре­нию про­длить огла­ше­ние для кон­крет­ного чело­века. При этом усло­вием такого реше­ния будет лич­ное уча­стие свя­щен­ника, его помощь в под­го­товке ко Кре­ще­нию: можно посо­ве­то­вать какую-либо лите­ра­туру, посе­ще­ние того или иного меро­при­я­тия, бого­слу­же­ния. Но после выпол­не­ния этих зада­ний необ­хо­дима лич­ная встреча и беседа свя­щен­ника с гото­вя­щимся ко Кре­ще­нию. Люди должны чув­ство­вать со сто­роны духо­вен­ства пони­ма­ние, отзыв­чи­вость, жела­ние помочь.

Однако не все­гда даже каче­ствен­ное про­ве­де­ние огла­си­тель­ных встреч дает ожи­да­е­мый резуль­тат – жела­ние катеху­ме­нов встать на путь воцер­ко­в­ле­ния. Бывают слу­чаи, когда совер­ше­ние Кре­ще­ния невоз­можно в силу него­тов­но­сти людей к этому Таинству.

Пре­пят­ствия ко Крещению:

  1. Неве­рие в Бога.
  2. При­над­леж­ность к дру­гим рели­гиям, а также миро­воз­зре­ниям, всту­па­ю­щим в про­ти­во­ре­чие с хри­сти­ан­ским веро­уче­нием и нравственностью.
  3. Неже­ла­ние быть чле­ном Церкви (быть воцер­ко­в­лен­ным), уве­рен­ность в том, что доста­точно «верить в душе».
  4. Неже­ла­ние отка­заться от: 
    • Блуда (в том числе сожи­тель­ства в «граж­дан­ском браке» без реги­стра­ции в орга­нах ЗАГС). В соот­вет­ствии с соци­аль­ной кон­цеп­цией Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, брак, заре­ги­стри­ро­ван­ный в орга­нах ЗАГС, при­зна­ется Цер­ко­вью дей­стви­тель­ным и не может быть пре­пят­ствием к уча­стию в цер­ков­ной жизни.
    • Совер­ше­ния абор­тов (в т.ч. абор­тив­ных спо­со­бов контрацепции).
    • Кри­ми­наль­ной деятельности.
    • Суе­ве­рия, в т.ч. горо­ско­пов, гада­ний и т.д.

При этом необ­хо­димо учи­ты­вать, что чело­ве­че­ская жизнь слож­нее, чем все шаб­лоны, кото­рые мы ино­гда хотим к ней при­ме­нить. Поэтому при реше­нии вопроса о допу­ще­нии чело­века к Таин­ству Кре­ще­ния могут быть допу­щены неко­то­рые снис­хож­де­ния. Обу­слов­лено это также крат­ко­стью срока пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции: за три недели чело­век не успе­вает пол­но­ценно вклю­читься в цер­ков­ную жизнь, он еще не имеет доста­точ­ных сил и моти­ва­ции для корен­ного изме­не­ния всех сфер своей жизни. Допус­кая эти снис­хож­де­ния, свя­щен­ник руко­вод­ству­ется своей пас­тыр­ской сове­стью. Это без­условно под­ра­зу­ме­вает, что чело­век, к кото­рому они при­ме­ня­ются, спо­со­бен и желает испра­вить свою жизнь, но это зави­сит не только от него и тре­бует времени.

Снис­хож­де­ния.

К уча­стию в цер­ков­ной жизни в порядке снис­хож­де­ния могут быть допу­щены люди:

  1. Исполь­зу­ю­щие не абор­тив­ные сред­ства кон­тра­цеп­ции, в том слу­чае, если в семье уже есть дети, а также име­ются серьез­ные финан­со­вые труд­но­сти или про­блемы со здоровьем.
  2. Дли­тель­ное время живу­щие в т.н. «граж­дан­ском браке» (не заре­ги­стри­ро­ван­ном в орга­нах ЗАГС), если чело­век, жела­ю­щий участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, желает офи­ци­ально заре­ги­стри­ро­вать брак, но этому про­ти­вится его сожитель(ница). В этом слу­чае необ­хо­ди­мым усло­вием явля­ется также отсут­ствие иных блуд­ных свя­зей, то есть, соблю­де­ние подо­бия супру­же­ской вер­но­сти. Фак­то­ром, спо­соб­ству­ю­щим при­ме­не­нию этого снис­хож­де­ния, явля­ется нали­чие детей.

 

Под­го­тов­лено Отде­лом кате­хи­за­ции и духов­ного про­све­ще­ния Хаба­ров­ской епар­хии на осно­ва­нии реко­мен­да­ций и инструк­ций сек­тора кате­хи­за­ции сино­даль­ного отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и катехизации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Вика, 23.05.2016

    Очень полез­ный мате­риал для начи­на­ю­щий кате­хи­за­то­ров и священников!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки