Особенности современной катехизации <br><span class="bg_bpub_book_author">епископ Зарайский Меркурий</span>

Особенности современной катехизации
епископ Зарайский Меркурий


Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Меркурия на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий 16 ноября 2010 года выступил с докладом на проходящем в Москве IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Дорогие собратья архипастыри! Всечестные отцы, братия и сестры — участники IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви!

С миссионерской деятельностью тесно связана катехизация, как ее органическое продолжение. Задачей миссии является свидетельство о Христе, благовестие, призыв к человеку войти в Церковь Божию, а задачей катехизации — помощь в воцерковлении тех, кто откликнулся на этот призыв. Катехизация призвана укрепить их веру, сделать ее осознанной и деятельной, дабы жизнь этих людей наполнилась подлинным христианским содержанием. Нужно, чтобы обратившиеся ко Христу стали членами конкретных приходов, участвовали в церковных Таинствах, были религиозно грамотными людьми, избежали ошибок в духовной жизни.

Сейчас в духовном просвещении нуждается подавляющее большинство граждан нашей страны, многие из которых уже крещены, но фактически не живут церковной жизнью. Поэтому развитие катехизической деятельности является важнейшей церковной задачей, решать которую следует абсолютно на всех уровнях.

Остановлюсь на важных проблемах, задачах, особенностях современной катехизации, главных аспектах видения катехизической деятельности, а также той работе, которую осуществляет в данном направлении Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Одной из наиболее острых проблем в области катехизации в наше время является то, что ее очевидную необходимость не видят не только те, кто желает приступать к Таинствам Церкви, но и священнослужители.

Приходя креститься и крестить своих детей без элементарных знаний о том, каким ответственным шагом является Таинство Крещения, перед Кем и в чем состоит эта ответственность, в какой огромный и прекрасный мир входит крещаемый, люди обкрадывают сами себя и своих близких. Крещение, по слову апостола Петра, это «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Если это обещание остается только в словах, произнесенных во время Таинства самим крещаемым или его восприемниками, то оно становится, безусловно, ложью пред Богом.

Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное Таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковилось или оказалось на пути к воцерковлению…» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 2009 г.). Однако среди духовенства продолжает бытовать мнение, о том, что если люди просят совершить Таинство, то надо тотчас исполнить просимое не утруждая их предварительной подготовкой, а дальше произойдет все само собой, без всякой дальнейшей помощи. Да, бывает и так, что человек участвуя в Таинстве не до конца осознанно, затем, нередко под влиянием определенных обстоятельств, действительно становится верным чадом Церкви. Но наиболее часто мы видим совсем другую картину. Люди, давшие обеты Крещения, продолжают совершать смертные грехи, подвержены той или иной форме идолопоклонства, суевериям. Содержанием их жизни остается суета мира сего, а не Христос и не исполнение Его заповедей. Христианство становиться лишь внешней формой бытования человека в мире. Это трагедия нашего времени, с которой не может мириться верующее сердце, да и не должно мириться. Постепенное вхождение человека в жизнь Церкви должно предшествовать Таинству Крещения и продолжиться после него. Это достаточно длительный процесс, который, как правило, занимает до нескольких лет. Когда человек, желающий принять Таинство Крещения, предоставлен сам себе, лишен должной помощи, научения как до крещения, так и после, то на деле он становится православным лишь формально, и ответственность за это в немалой степени лежит на священнослужителях, не выполнивших свой пастырский долг, и мирянах, призванных содействовать им в осуществлении катехизической деятельности. Конечно, прохождение должного оглашения не гарантирует в полной мере, что человек будет ревностным христианином, но, по крайней мере, ему будут предложены для этого все возможности.

Таким образом, первейшая задача сейчас состоит в том, чтобы необходимость катехизации воспринималась как императив: как обращающимися в Церковь людьми, так и самими священнослужителями.

Несколько слов о том, какой может быть катехизация в современных условиях. На наш взгляд, необходимо создание гибкой и дифференцированной системы катехизации перед Таинством Крещения и после него. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, а также тех, кто уже вошел в церковную ограду и нуждается в духовном просвещении: детей и их родителей, молодежи и взрослых.

Наиболее злободневный и дискуссионный вопрос касается оглашения, т.е. катехизической подготовки к Таинству Крещения, ее длительности и содержания. В Древней Церкви оглашение продолжалась длительное время, в среднем 2–3 года, во многом решая все те задачи, которые стоят перед катехизацией и сейчас. Ее продолжительность соответствовала времени, необходимому для воцерковления оглашаемого. Само же Таинство Крещения являлось логическим итогом глубокого внутреннего изменения, зрелости, готовности к духовному рождению и ответственной церковной жизни человека, плодом его осознанной твердой веры. Однако в IV веке после того, как христианство стало государственной религией Империи, наиболее распространенным сроком подготовки к Таинству Крещения стало 40 дней Великого Поста. Задача оглашения стала более узкой: обеспечить необходимую подготовку к Таинству Крещения, в соответствии со следующими каноническими критериями готовности оглашаемого к принятию Таинства: изменение жизни; время пребывания в чине оглашаемых, достаточное, чтобы говорить о постоянстве намерений; свидетельство верного члена Церкви и личное исповедание своей веры. После крещения процесс воцерковления продолжался. Продолжалась и катехизация.

При наличии чрезвычайных обстоятельств, а именно угрозы жизни, указанные выше критерии отходили на второй план, и крещение совершалось без оглашения. Однако, если в дальнейшем эта угроза исчезала, подготовка должна была быть непременно восполнена.

В дореволюционной России та же сорокадневная подготовка осуществлялась перед крещением иноверцев. Затем долгое время, по понятным причинам, оглашение в нашей Церкви фактически отсутствовало. Сегодня его необходимо возрождать. Невозможно более не учитывать перечисленные канонические критерии готовности к Таинству Крещения. Здесь следует искать приемлемые решения, с учетом реалий, но таким образом, чтобы подготовка не была профанирована. В результате оглашения, желающий креститься должен сознательно исповедовать Символ веры, принять твердое решение оставить то, что несовместимо с православным христианством, обрести опыт молитвы, чтения Священного Писания, участия в литургической и церковно-общинной жизни прихода. Ориентиром должны быть крещальные обеты, которые оглашенному необходимо осознанно принести.

Минимально приемлемым оглашением, при отсутствии крайних обстоятельств, по нашему мнению, является проведение не менее двух- трех предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности и православного вероучения, в сочетании с личным духовным трудом человека. При первой беседе можно познакомиться с человеком, выяснить мотивы его обращения с просьбой о крещении и помочь ему в осознании подлинных христианских целей крещения, переподать ему определенное научение, просить прочесть Евангелие, начать молиться, посещать богослужения. А в последующие беседы можно уже будет проверить результат усвоения основных вероучительных истин, нравственных основ, ответить на вопросы оглашаемых.

Положительные результаты может дать и исповедальная беседа со священником и наставление новокрещеного к последующей церковной жизни.

Безусловно, только этой подготовкой нельзя ограничиться. Следует проводить и длительную послекрещальную катехизацию. Но, тем не менее, даже это небольшое введение в круг православной жизни имеет крайне важное значение для чад Церкви.

В приходах и благочиниях, где есть соответствующие возможности, желательно увеличивать длительность и объем подготовки ко крещению. Ориентиром можно считать и сорокадневный, срок, укорененный в церковной традиции. Через несколько лет это время снова может стать основным сроком подготовки к Таинству Крещения. Также для желающих важно предоставить возможность и более длительной и серьезной подготовки.

Особой заботой Церкви должны стать родители и восприемники крещаемых детей. С ними следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Эти беседы могут быть совмещены с огласительными беседами, о которых я уже сказал выше. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения. Хотел бы отметить, что для этих целей на каждом приходе должно быть издано краткое наставление родителям и восприемниками, и вручено им для начального практического руководства в духовной жизни.

Послекрещальная катехизация должна дать уже развернутое представление об основных аспектах христианской жизни: о личной молитве, об участии в храмовом богослужении и Таинствах Церкви, об изучении Священного Писания и Предания, о христианской нравственности, аскетике, благочестии и доброделании.

В норме, проведение послекрещальной катехизации, как и оглашения, должно быть в каждом приходе. Она может проводиться в форме бесед со священником, лекториев, воскресных школы для взрослых и иных формах.

Одной из наиболее эффективных форм систематической катехизации являются богословско-катехизаторские курсы. На таких курсах, действующих при благочиниях, епархиальных отделах, духовных учебных заведениях, привлекая лучшие преподавательские кадры, организационные и материальные ресурсы благочиния и епархии, возможно на высоком качественном уровне осуществлять серьезную двух-трехгодичную богословскую подготовку мирян. Здесь полезен и важен для использования опыт, в частности, Кемеровской и Новокузнецкой епархии, где создана единая епархиальная система богословско-катехизаторских курсов, действующих под руководством координационного центра, которым был разработан и внедрен общий для всех курсов епархии учебно-методический комплекс.

Следует расширять практику изучения Священного Писания в приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни.

Богослужения, Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, важно сопровождать своевременным катехизическим пояснением, раскрывающим им духовный смысл происходящего. Ни при каких обстоятельствах совершающие Таинство Крещения клирики не должны опускать произнесение огласительных молитв и крещальной проповеди. Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих глубже понять содержание богослужений.

При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделить подготовке к Таинству Венчания. Вступающие в брак должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за это. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. Важной задачей является организация православной психологической консультации для семей. И опять отмечу, что наряду со свидетельством о совершении Таинства Венчания, брачующимся необходимо дать в назидание хорошо изданное наставление в семейной жизни.

В больших городских приходах важно создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры и церковной жизни, привлекая для этого церковно-образованных мирян, имеющих педагогическое или другое сопутствующее гуманитарное образование. Опыт показывает эффективность индивидуальных просветительских бесед в катехизаторской и миссионерской работе с заходящими в храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно полезна в дни, когда храмы посещает огромное количество людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни поминовения усопших). В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, Таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, размещать просветительскую информацию на информационном стенде.

Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от уклада жизни прихода — это дело всей церковной общины. Должна быть налажена внебогослужебная жизнь прихода. Новые прихожане должны активно привлекаться к участию в приходской жизни, в социальных мероприятиях и иных формах церковного служения.

Необходимо особенно заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям приходов необходимо организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам.

Для эффективного осуществления и развития катехизической деятельности Церкви необходимо решить комплекс мер по ее кадровому и методическому обеспечению. В идеале, в каждом городском и крупном сельском приходе должен быть работающий с приходящими в храм людьми штатный педагог-катехизатор, специально подготовленный к данному служению.

В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам духовного образования и религиозного просвещения нами подготовлен проект Положения и Стандарта программы подготовки работников сферы катехизации. После утверждения священноначалием, данные документы будут регламентировать подготовку катехизаторов Русской Православной Церкви, которая должна осуществляться в каждой епархии.

Также важно разработать учебную программу и пособие по катехетике, для ее преподавания в Духовных учебных заведениях и центрах подготовки катехизаторов.

Следует проводить методические семинары для священнослужителей по катехизации.

В настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви готовит методический сборник материалов для педагога-катехизатора, который будет содержать программы, методические рекомендации и указания по проведению предкрещальной и послекрещальной катехизации, организации катехизической деятельности. Ряд рекомендуемых материалов уже размещен на медиа-портале Отдела.

Также Отдел разрабатывает Стандарт для церковно-приходских воскресных школ для детей, содержащий образовательный минимум знаний и навыков, которые должны быть переданы детям; типовую нормативную документацию для воскресных школ, регламентирующую их деятельность.

Эти проекты и методические разработки будут вынесены на обсуждение в рамках I направления Международных Рождественских образовательных чтений: «Катехизация и Таинства Церкви» в этом году.

Важной задачей является налаживание рабочего взаимодействия Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с Синодальным миссионерским отделом и соответствующими епархиальными структурами. Существует целый ряд проектов и направлений работы, при осуществлении которых такое взаимодействие существенно повысит их эффективность.

Многие из обозначенных мною вопросов нашли свое отражение в документе проектного характера «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», подготовленного нашим Отделом, который содержит рекомендации по осуществлению, организации и развитию основных направлений катехизической деятельности нашей Церкви, в соответствии с теми задачами, которые определил нам Святейший Патриарх. Сейчас документ дорабатывается с учетом полученных откликов и замечаний и будет представлен на рассмотрение Священного Синода. Мы обратились к правящим архиереям епархий с просьбой провести епархиальные совещания по вопросам катехизации и обсудить данный документ, соотнести с поставленными в нем задачами состояние катехизической деятельности в их епархиях и принять возможные решения по ее дальнейшему развитию. Означенные совещания состоялись более чем в 50-ти епархиях (но, увы, не во всех!). Анализ показал, что в ряде епархий наиболее важные направления катехизической деятельности и меры по ее организации и развитию уже проводятся или принимаются соответствующие решения.

Назовем основные из них:

  • в штат, по крайней мере, городских приходов епархии вводятся должности педагогов-катехизаторов, миссионеров-катехизаторов или иных работников, ответственных за просветительскую деятельность, с соответствующим окладом;
  • В приходах проводятся катехизические беседы перед Таинством Крещения и Брака, занятия способствующие последующему воцерковлению, принявших крещение (лектории, воскресные школы для взрослых, беседы);
  • В большинстве храмов епархии действуют церковно-приходские воскресные школы, многие из которых являются «семейными», где работа ведется как с детьми, так и с их родителями. Ряд воскресных школ действуют как досуговые центры. Епархиальными отделами религиозного образования и катехизации проводится аттестация воскресных школ.
  • В храмах создаются консультативные службы, освещающие жизнь Церкви и отвечающие на насущные вопросы прихожан связанные с религиозной жизнью;
  • Проводятся занятия по повышению церковной грамотности персонала храма;
  • В благочиниях назначаются помощники благочинного по катехизаторской работе;
  • Создаются Советы помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации;
  • Организуются духовно-просветительские центры, призванные осуществлять различные катехизические программы для детей, молодежи и взрослых, на базе которых также возможно проведение курсов повышения квалификации преподавателей воскресных школ и катехизаторов, учителей общеобразовательных школ;
  • Создаются благочиннические библиотеки;
  • Проводятся семинары по катехизаторской работе в епархии с целью обмена и систематизации имеющегося на приходах опыта, методические семинары для директоров и педагогов воскресных школ;
  • Осуществляется подготовка и повышение квалификации катехизаторов, педагогов воскресных школ, организаторов катехизической деятельности на Курсах катехизаторов и в других формах;
  • Осуществляется материальная поддержка катехизической деятельности на епархиальном, благочинническом и приходском уровне;

Выражаю надежду, что эти и многие другие важные направления работы будут осуществляться во всех епархиях.

От того, как мы сможем наладить катехизаторскую работу на всех уровнях от приходского до общецерковного, обеспечить слаженность и четкость действий всех звеньев этого очень сложного механизма, взаимодействие наших Синодальных структур, во многом зависит духовный облик нашей Церкви и всего российского общества.

Благодарю за внимание.

Комментировать