Особенности современной катехизации — епископ Зарайский Меркурий

Особенности современной катехизации — епископ Зарайский Меркурий


Пред­се­да­тель Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви епи­скоп Зарай­ский Мер­ку­рий 16 ноября 2010 года высту­пил с докла­дом на про­хо­дя­щем в Москве IV Все­цер­ков­ном съезде епар­хи­аль­ных мис­си­о­не­ров Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Особенности современной катехизации

Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Меркурия на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров

Пред­се­да­тель Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви епи­скоп Зарай­ский Мер­ку­рий 16 ноября 2010 года высту­пил с докла­дом на про­хо­дя­щем в Москве IV Все­цер­ков­ном съезде епар­хи­аль­ных мис­си­о­не­ров Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Доро­гие собра­тья архи­пас­тыри! Все­чест­ные отцы, бра­тия и сестры — участ­ники IV Все­цер­ков­ного съезда епар­хи­аль­ных мис­си­о­не­ров Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви!

С мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­стью тесно свя­зана кате­хи­за­ция, как ее орга­ни­че­ское про­дол­же­ние. Зада­чей мис­сии явля­ется сви­де­тель­ство о Хри­сте, бла­го­ве­стие, при­зыв к чело­веку войти в Цер­ковь Божию, а зада­чей кате­хи­за­ции — помощь в воцер­ко­в­ле­нии тех, кто отклик­нулся на этот при­зыв. Кате­хи­за­ция при­звана укре­пить их веру, сде­лать ее осо­знан­ной и дея­тель­ной, дабы жизнь этих людей напол­ни­лась под­лин­ным хри­сти­ан­ским содер­жа­нием. Нужно, чтобы обра­тив­ши­еся ко Хри­сту стали чле­нами кон­крет­ных при­хо­дов, участ­во­вали в цер­ков­ных Таин­ствах, были рели­ги­озно гра­мот­ными людьми, избе­жали оши­бок в духов­ной жизни.

Сей­час в духов­ном про­све­ще­нии нуж­да­ется подав­ля­ю­щее боль­шин­ство граж­дан нашей страны, мно­гие из кото­рых уже кре­щены, но фак­ти­че­ски не живут цер­ков­ной жиз­нью. Поэтому раз­ви­тие кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти явля­ется важ­ней­шей цер­ков­ной зада­чей, решать кото­рую сле­дует абсо­лютно на всех уровнях.

Оста­нов­люсь на важ­ных про­бле­мах, зада­чах, осо­бен­но­стях совре­мен­ной кате­хи­за­ции, глав­ных аспек­тах виде­ния кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти, а также той работе, кото­рую осу­ществ­ляет в дан­ном направ­ле­нии Отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Одной из наи­бо­лее ост­рых про­блем в обла­сти кате­хи­за­ции в наше время явля­ется то, что ее оче­вид­ную необ­хо­ди­мость не видят не только те, кто желает при­сту­пать к Таин­ствам Церкви, но и священнослужители.

При­ходя кре­ститься и кре­стить своих детей без эле­мен­тар­ных зна­ний о том, каким ответ­ствен­ным шагом явля­ется Таин­ство Кре­ще­ния, перед Кем и в чем состоит эта ответ­ствен­ность, в какой огром­ный и пре­крас­ный мир вхо­дит кре­ща­е­мый, люди обкра­ды­вают сами себя и своих близ­ких. Кре­ще­ние, по слову апо­стола Петра, это «обе­ща­ние Богу доб­рой сове­сти» (1 Пет. 3, 21). Если это обе­ща­ние оста­ется только в сло­вах, про­из­не­сен­ных во время Таин­ства самим кре­ща­е­мым или его вос­при­ем­ни­ками, то оно ста­но­вится, без­условно, ложью пред Богом.

Его Свя­тей­ше­ство, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл ска­зал: «Резуль­та­тив­ность тру­дов кли­рика сле­дует изме­рять не по коли­че­ству совер­шен­ных треб в храме или по вызову. Эффек­тив­ность пас­тыр­ской дея­тель­но­сти изме­ря­ется тем вли­я­нием, кото­рое совер­шен­ное Таин­ство ока­жет на жизнь пасо­мого или пасо­мых. Под­водя лич­ный итог сво­его цер­ков­ного года, свя­щен­ник дол­жен уметь честно отве­тить себе на вопрос: сколько кре­щен­ных мною людей воцер­ко­ви­лось или ока­за­лось на пути к воцер­ко­в­ле­нию…» (Доклад Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Кирилла на Епар­хи­аль­ном собра­нии г. Москвы 2009 г.). Однако среди духо­вен­ства про­дол­жает быто­вать мне­ние, о том, что если люди про­сят совер­шить Таин­ство, то надо тот­час испол­нить про­си­мое не утруж­дая их пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­кой, а дальше про­изой­дет все само собой, без вся­кой даль­ней­шей помощи. Да, бывает и так, что чело­век участ­вуя в Таин­стве не до конца осо­знанно, затем, нередко под вли­я­нием опре­де­лен­ных обсто­я­тельств, дей­стви­тельно ста­но­вится вер­ным чадом Церкви. Но наи­бо­лее часто мы видим совсем дру­гую кар­тину. Люди, дав­шие обеты Кре­ще­ния, про­дол­жают совер­шать смерт­ные грехи, под­вер­жены той или иной форме идо­ло­по­клон­ства, суе­ве­риям. Содер­жа­нием их жизни оста­ется суета мира сего, а не Хри­стос и не испол­не­ние Его запо­ве­дей. Хри­сти­ан­ство ста­но­виться лишь внеш­ней фор­мой быто­ва­ния чело­века в мире. Это тра­ге­дия нашего вре­мени, с кото­рой не может мириться веру­ю­щее сердце, да и не должно мириться. Посте­пен­ное вхож­де­ние чело­века в жизнь Церкви должно пред­ше­ство­вать Таин­ству Кре­ще­ния и про­дол­житься после него. Это доста­точно дли­тель­ный про­цесс, кото­рый, как пра­вило, зани­мает до несколь­ких лет. Когда чело­век, жела­ю­щий при­нять Таин­ство Кре­ще­ния, предо­став­лен сам себе, лишен долж­ной помощи, науче­ния как до кре­ще­ния, так и после, то на деле он ста­но­вится пра­во­слав­ным лишь фор­мально, и ответ­ствен­ность за это в нема­лой сте­пени лежит на свя­щен­но­слу­жи­те­лях, не выпол­нив­ших свой пас­тыр­ский долг, и миря­нах, при­зван­ных содей­ство­вать им в осу­ществ­ле­нии кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти. Конечно, про­хож­де­ние долж­ного огла­ше­ния не гаран­ти­рует в пол­ной мере, что чело­век будет рев­ност­ным хри­сти­а­ни­ном, но, по край­ней мере, ему будут пред­ло­жены для этого все возможности.

Таким обра­зом, пер­вей­шая задача сей­час состоит в том, чтобы необ­хо­ди­мость кате­хи­за­ции вос­при­ни­ма­лась как импе­ра­тив: как обра­ща­ю­щи­мися в Цер­ковь людьми, так и самими священнослужителями.

Несколько слов о том, какой может быть кате­хи­за­ция в совре­мен­ных усло­виях. На наш взгляд, необ­хо­димо созда­ние гиб­кой и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной системы кате­хи­за­ции перед Таин­ством Кре­ще­ния и после него. Она должна охва­ты­вать все воз­раст­ные кате­го­рии потен­ци­аль­ных при­хо­жан, а также тех, кто уже вошел в цер­ков­ную ограду и нуж­да­ется в духов­ном про­све­ще­нии: детей и их роди­те­лей, моло­дежи и взрослых.

Наи­бо­лее зло­бо­днев­ный и дис­кус­си­он­ный вопрос каса­ется огла­ше­ния, т.е. кате­хи­зи­че­ской под­го­товки к Таин­ству Кре­ще­ния, ее дли­тель­но­сти и содер­жа­ния. В Древ­ней Церкви огла­ше­ние про­дол­жа­лась дли­тель­ное время, в сред­нем 2–3 года, во мно­гом решая все те задачи, кото­рые стоят перед кате­хи­за­цией и сей­час. Ее про­дол­жи­тель­ность соот­вет­ство­вала вре­мени, необ­хо­ди­мому для воцер­ко­в­ле­ния огла­ша­е­мого. Само же Таин­ство Кре­ще­ния явля­лось логи­че­ским ито­гом глу­бо­кого внут­рен­него изме­не­ния, зре­ло­сти, готов­но­сти к духов­ному рож­де­нию и ответ­ствен­ной цер­ков­ной жизни чело­века, пло­дом его осо­знан­ной твер­дой веры. Однако в IV веке после того, как хри­сти­ан­ство стало госу­дар­ствен­ной рели­гией Импе­рии, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным сро­ком под­го­товки к Таин­ству Кре­ще­ния стало 40 дней Вели­кого Поста. Задача огла­ше­ния стала более узкой: обес­пе­чить необ­хо­ди­мую под­го­товку к Таин­ству Кре­ще­ния, в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щими кано­ни­че­скими кри­те­ри­ями готов­но­сти огла­ша­е­мого к при­ня­тию Таин­ства: изме­не­ние жизни; время пре­бы­ва­ния в чине огла­ша­е­мых, доста­точ­ное, чтобы гово­рить о посто­ян­стве наме­ре­ний; сви­де­тель­ство вер­ного члена Церкви и лич­ное испо­ве­да­ние своей веры. После кре­ще­ния про­цесс воцер­ко­в­ле­ния про­дол­жался. Про­дол­жа­лась и катехизация.

При нали­чии чрез­вы­чай­ных обсто­я­тельств, а именно угрозы жизни, ука­зан­ные выше кри­те­рии отхо­дили на вто­рой план, и кре­ще­ние совер­ша­лось без огла­ше­ния. Однако, если в даль­ней­шем эта угроза исче­зала, под­го­товка должна была быть непре­менно восполнена.

В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии та же соро­ка­днев­ная под­го­товка осу­ществ­ля­лась перед кре­ще­нием ино­вер­цев. Затем дол­гое время, по понят­ным при­чи­нам, огла­ше­ние в нашей Церкви фак­ти­че­ски отсут­ство­вало. Сего­дня его необ­хо­димо воз­рож­дать. Невоз­можно более не учи­ты­вать пере­чис­лен­ные кано­ни­че­ские кри­те­рии готов­но­сти к Таин­ству Кре­ще­ния. Здесь сле­дует искать при­ем­ле­мые реше­ния, с уче­том реа­лий, но таким обра­зом, чтобы под­го­товка не была про­фа­ни­ро­вана. В резуль­тате огла­ше­ния, жела­ю­щий кре­ститься дол­жен созна­тельно испо­ве­до­вать Сим­вол веры, при­нять твер­дое реше­ние оста­вить то, что несов­ме­стимо с пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством, обре­сти опыт молитвы, чте­ния Свя­щен­ного Писа­ния, уча­стия в литур­ги­че­ской и цер­ковно-общин­ной жизни при­хода. Ори­ен­ти­ром должны быть кре­щаль­ные обеты, кото­рые огла­шен­ному необ­хо­димо осо­знанно принести.

Мини­мально при­ем­ле­мым огла­ше­нием, при отсут­ствии край­них обсто­я­тельств, по нашему мне­нию, явля­ется про­ве­де­ние не менее двух- трех пред­ва­ри­тель­ных бесед, ори­ен­ти­ру­ю­щих огла­ша­е­мого в основ­ных поня­тиях хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и пра­во­слав­ного веро­уче­ния, в соче­та­нии с лич­ным духов­ным тру­дом чело­века. При пер­вой беседе можно позна­ко­миться с чело­ве­ком, выяс­нить мотивы его обра­ще­ния с прось­бой о кре­ще­нии и помочь ему в осо­зна­нии под­лин­ных хри­сти­ан­ских целей кре­ще­ния, пере­по­дать ему опре­де­лен­ное науче­ние, про­сить про­честь Еван­ге­лие, начать молиться, посе­щать бого­слу­же­ния. А в после­ду­ю­щие беседы можно уже будет про­ве­рить резуль­тат усво­е­ния основ­ных веро­учи­тель­ных истин, нрав­ствен­ных основ, отве­тить на вопросы оглашаемых.

Поло­жи­тель­ные резуль­таты может дать и испо­ве­даль­ная беседа со свя­щен­ни­ком и настав­ле­ние ново­кре­ще­ного к после­ду­ю­щей цер­ков­ной жизни.

Без­условно, только этой под­го­тов­кой нельзя огра­ни­читься. Сле­дует про­во­дить и дли­тель­ную после­кре­щаль­ную кате­хи­за­цию. Но, тем не менее, даже это неболь­шое вве­де­ние в круг пра­во­слав­ной жизни имеет крайне важ­ное зна­че­ние для чад Церкви.

В при­хо­дах и бла­го­чи­ниях, где есть соот­вет­ству­ю­щие воз­мож­но­сти, жела­тельно уве­ли­чи­вать дли­тель­ность и объем под­го­товки ко кре­ще­нию. Ори­ен­ти­ром можно счи­тать и соро­ка­днев­ный, срок, уко­ре­нен­ный в цер­ков­ной тра­ди­ции. Через несколько лет это время снова может стать основ­ным сро­ком под­го­товки к Таин­ству Кре­ще­ния. Также для жела­ю­щих важно предо­ста­вить воз­мож­ность и более дли­тель­ной и серьез­ной подготовки.

Осо­бой забо­той Церкви должны стать роди­тели и вос­при­ем­ники кре­ща­е­мых детей. С ними сле­дует про­во­дить разъ­яс­ни­тель­ные беседы о смысле и зна­че­нии Таин­ства Кре­ще­ния и о необ­хо­ди­мо­сти самим взрос­лым жить пол­но­цен­ной цер­ков­ной жиз­нью, вос­пи­ты­вать в вере детей и регу­лярно при­ча­щать их после Кре­ще­ния. Эти беседы могут быть сов­ме­щены с огла­си­тель­ными бесе­дами, о кото­рых я уже ска­зал выше. Уместно пред­ло­жить роди­те­лям и вос­при­ем­ни­кам под­го­то­виться к Таин­ству кре­ще­ния мла­денца через лич­ное уча­стие в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния. Хотел бы отме­тить, что для этих целей на каж­дом при­ходе должно быть издано крат­кое настав­ле­ние роди­те­лям и вос­при­ем­ни­ками, и вру­чено им для началь­ного прак­ти­че­ского руко­вод­ства в духов­ной жизни.

После­кре­щаль­ная кате­хи­за­ция должна дать уже раз­вер­ну­тое пред­став­ле­ние об основ­ных аспек­тах хри­сти­ан­ской жизни: о лич­ной молитве, об уча­стии в хра­мо­вом бого­слу­же­нии и Таин­ствах Церкви, об изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния и Пре­да­ния, о хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, аске­тике, бла­го­че­стии и доброделании.

В норме, про­ве­де­ние после­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции, как и огла­ше­ния, должно быть в каж­дом при­ходе. Она может про­во­диться в форме бесед со свя­щен­ни­ком, лек­то­риев, вос­крес­ных школы для взрос­лых и иных формах.

Одной из наи­бо­лее эффек­тив­ных форм систе­ма­ти­че­ской кате­хи­за­ции явля­ются бого­слов­ско-кате­хи­за­тор­ские курсы. На таких кур­сах, дей­ству­ю­щих при бла­го­чи­ниях, епар­хи­аль­ных отде­лах, духов­ных учеб­ных заве­де­ниях, при­вле­кая луч­шие пре­по­да­ва­тель­ские кадры, орга­ни­за­ци­он­ные и мате­ри­аль­ные ресурсы бла­го­чи­ния и епар­хии, воз­можно на высо­ком каче­ствен­ном уровне осу­ществ­лять серьез­ную двух-трех­го­дич­ную бого­слов­скую под­го­товку мирян. Здесь поле­зен и важен для исполь­зо­ва­ния опыт, в част­но­сти, Кеме­ров­ской и Ново­куз­нец­кой епар­хии, где создана еди­ная епар­хи­аль­ная система бого­слов­ско-кате­хи­за­тор­ских кур­сов, дей­ству­ю­щих под руко­вод­ством коор­ди­на­ци­он­ного цен­тра, кото­рым был раз­ра­бо­тан и внед­рен общий для всех кур­сов епар­хии учебно-мето­ди­че­ский комплекс.

Сле­дует рас­ши­рять прак­тику изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния в при­хо­дах в форме биб­лей­ских, еван­гель­ских бесед и круж­ков. Работа в неболь­ших груп­пах с обсуж­де­нием тек­стов Биб­лии обычно помо­гает участ­ни­кам глубже вос­при­ни­мать Слово Божие и руко­вод­ство­ваться им в своей жизни.

Бого­слу­же­ния, Таин­ства и обряды Церкви, в кото­рых участ­вуют ново­на­чаль­ные хри­сти­ане, важно сопро­вож­дать свое­вре­мен­ным кате­хи­зи­че­ским пояс­не­нием, рас­кры­ва­ю­щим им духов­ный смысл про­ис­хо­дя­щего. Ни при каких обсто­я­тель­ствах совер­ша­ю­щие Таин­ство Кре­ще­ния кли­рики не должны опус­кать про­из­не­се­ние огла­си­тель­ных молитв и кре­щаль­ной про­по­веди. Целе­со­об­разно про­во­дить заня­тия и беседы для жела­ю­щих глубже понять содер­жа­ние богослужений.

При совре­мен­ном кри­зисе семьи осо­бое вни­ма­ние необ­хо­димо уде­лить под­го­товке к Таин­ству Вен­ча­ния. Всту­па­ю­щие в брак должны осо­зна­вать высо­кий хри­сти­ан­ский смысл брака, как пути спа­се­ния, и ответ­ствен­ность за это. Цер­ков­ное попе­че­ние о семье должно про­дол­жаться и после совер­ше­ния Таин­ства Брака. Важ­ной зада­чей явля­ется орга­ни­за­ция пра­во­слав­ной пси­хо­ло­ги­че­ской кон­суль­та­ции для семей. И опять отмечу, что наряду со сви­де­тель­ством о совер­ше­нии Таин­ства Вен­ча­ния, бра­чу­ю­щимся необ­хо­димо дать в нази­да­ние хорошо издан­ное настав­ле­ние в семей­ной жизни.

В боль­ших город­ских при­хо­дах важно созда­вать в хра­мах кон­суль­та­тив­ную службу по вопро­сам веры и цер­ков­ной жизни, при­вле­кая для этого цер­ковно-обра­зо­ван­ных мирян, име­ю­щих педа­го­ги­че­ское или дру­гое сопут­ству­ю­щее гума­ни­тар­ное обра­зо­ва­ние. Опыт пока­зы­вает эффек­тив­ность инди­ви­ду­аль­ных про­све­ти­тель­ских бесед в кате­хи­за­тор­ской и мис­си­о­нер­ской работе с захо­дя­щими в храм мало­цер­ков­ными людьми. Такая дея­тель­ность осо­бенно полезна в дни, когда храмы посе­щает огром­ное коли­че­ство людей, редко участ­ву­ю­щих в таин­ствах Церкви (Бого­яв­ле­ние, Вели­кая Суб­бота, Пасха Гос­подня, Рож­де­ство Хри­стово, дни поми­но­ве­ния усоп­ших). В при­ходе сле­дует рас­про­стра­нять кате­хи­зи­че­ские листки, посвя­щен­ные празд­ни­кам, Таин­ствам, бого­слу­же­нию и отдель­ным вопро­сам цер­ков­ной жизни, раз­ме­щать про­све­ти­тель­скую инфор­ма­цию на инфор­ма­ци­он­ном стенде.

Про­блемы кате­хи­за­ции невоз­можно решить в отрыве от уклада жизни при­хода — это дело всей цер­ков­ной общины. Должна быть нала­жена вне­бо­го­слу­жеб­ная жизнь при­хода. Новые при­хо­жане должны активно при­вле­каться к уча­стию в при­ход­ской жизни, в соци­аль­ных меро­при­я­тиях и иных фор­мах цер­ков­ного служения.

Необ­хо­димо осо­бенно забо­титься о повы­ше­нии цер­ков­ной гра­мот­но­сти и о духовно-нрав­ствен­ном совер­шен­ство­ва­нии сотруд­ни­ков храма. Насто­я­те­лям при­хо­дов необ­хо­димо орга­ни­зо­вы­вать для них про­ве­де­ние духовно-про­све­ти­тель­ских бесед, направ­лять их на обу­че­ние, строго кон­тро­ли­ро­вать прак­тику их отно­ше­ния к прихожанам.

Для эффек­тив­ного осу­ществ­ле­ния и раз­ви­тия кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти Церкви необ­хо­димо решить ком­плекс мер по ее кад­ро­вому и мето­ди­че­скому обес­пе­че­нию. В иде­але, в каж­дом город­ском и круп­ном сель­ском при­ходе дол­жен быть рабо­та­ю­щий с при­хо­дя­щими в храм людьми штат­ный педа­гог-кате­хи­за­тор, спе­ци­ально под­го­тов­лен­ный к дан­ному служению.

В рам­ках работы Комис­сии Меж­со­бор­ного при­сут­ствия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви по вопро­сам духов­ного обра­зо­ва­ния и рели­ги­оз­ного про­све­ще­ния нами под­го­тов­лен про­ект Поло­же­ния и Стан­дарта про­граммы под­го­товки работ­ни­ков сферы кате­хи­за­ции. После утвер­жде­ния свя­щен­но­на­ча­лием, дан­ные доку­менты будут регла­мен­ти­ро­вать под­го­товку кате­хи­за­то­ров Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рая должна осу­ществ­ляться в каж­дой епархии.

Также важно раз­ра­бо­тать учеб­ную про­грамму и посо­бие по кате­хе­тике, для ее пре­по­да­ва­ния в Духов­ных учеб­ных заве­де­ниях и цен­трах под­го­товки катехизаторов.

Сле­дует про­во­дить мето­ди­че­ские семи­нары для свя­щен­но­слу­жи­те­лей по катехизации.

В насто­я­щее время Отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви гото­вит мето­ди­че­ский сбор­ник мате­ри­а­лов для педа­гога-кате­хи­за­тора, кото­рый будет содер­жать про­граммы, мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции и ука­за­ния по про­ве­де­нию пред­кре­щаль­ной и после­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции, орга­ни­за­ции кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти. Ряд реко­мен­ду­е­мых мате­ри­а­лов уже раз­ме­щен на медиа-пор­тале Отдела.

Также Отдел раз­ра­ба­ты­вает Стан­дарт для цер­ковно-при­ход­ских вос­крес­ных школ для детей, содер­жа­щий обра­зо­ва­тель­ный мини­мум зна­ний и навы­ков, кото­рые должны быть пере­даны детям; типо­вую нор­ма­тив­ную доку­мен­та­цию для вос­крес­ных школ, регла­мен­ти­ру­ю­щую их деятельность.

Эти про­екты и мето­ди­че­ские раз­ра­ботки будут выне­сены на обсуж­де­ние в рам­ках I направ­ле­ния Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чте­ний: «Кате­хи­за­ция и Таин­ства Церкви» в этом году.

Важ­ной зада­чей явля­ется нала­жи­ва­ние рабо­чего вза­и­мо­дей­ствия Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви с Сино­даль­ным мис­си­о­нер­ским отде­лом и соот­вет­ству­ю­щими епар­хи­аль­ными струк­ту­рами. Суще­ствует целый ряд про­ек­тов и направ­ле­ний работы, при осу­ществ­ле­нии кото­рых такое вза­и­мо­дей­ствие суще­ственно повы­сит их эффективность.

Мно­гие из обо­зна­чен­ных мною вопро­сов нашли свое отра­же­ние в доку­менте про­ект­ного харак­тера «Об орга­ни­за­ции кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», под­го­тов­лен­ного нашим Отде­лом, кото­рый содер­жит реко­мен­да­ции по осу­ществ­ле­нию, орга­ни­за­ции и раз­ви­тию основ­ных направ­ле­ний кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти нашей Церкви, в соот­вет­ствии с теми зада­чами, кото­рые опре­де­лил нам Свя­тей­ший Пат­ри­арх. Сей­час доку­мент дора­ба­ты­ва­ется с уче­том полу­чен­ных откли­ков и заме­ча­ний и будет пред­став­лен на рас­смот­ре­ние Свя­щен­ного Синода. Мы обра­ти­лись к пра­вя­щим архи­ереям епар­хий с прось­бой про­ве­сти епар­хи­аль­ные сове­ща­ния по вопро­сам кате­хи­за­ции и обсу­дить дан­ный доку­мент, соот­не­сти с постав­лен­ными в нем зада­чами состо­я­ние кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в их епар­хиях и при­нять воз­мож­ные реше­ния по ее даль­ней­шему раз­ви­тию. Озна­чен­ные сове­ща­ния состо­я­лись более чем в 50-ти епар­хиях (но, увы, не во всех!). Ана­лиз пока­зал, что в ряде епар­хий наи­бо­лее важ­ные направ­ле­ния кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти и меры по ее орга­ни­за­ции и раз­ви­тию уже про­во­дятся или при­ни­ма­ются соот­вет­ству­ю­щие решения.

Назо­вем основ­ные из них:

  • в штат, по край­ней мере, город­ских при­хо­дов епар­хии вво­дятся долж­но­сти педа­го­гов-кате­хи­за­то­ров, мис­си­о­не­ров-кате­хи­за­то­ров или иных работ­ни­ков, ответ­ствен­ных за про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность, с соот­вет­ству­ю­щим окладом;
  • В при­хо­дах про­во­дятся кате­хи­зи­че­ские беседы перед Таин­ством Кре­ще­ния и Брака, заня­тия спо­соб­ству­ю­щие после­ду­ю­щему воцер­ко­в­ле­нию, при­няв­ших кре­ще­ние (лек­то­рии, вос­крес­ные школы для взрос­лых, беседы);
  • В боль­шин­стве хра­мов епар­хии дей­ствуют цер­ковно-при­ход­ские вос­крес­ные школы, мно­гие из кото­рых явля­ются «семей­ными», где работа ведется как с детьми, так и с их роди­те­лями. Ряд вос­крес­ных школ дей­ствуют как досу­го­вые цен­тры. Епар­хи­аль­ными отде­лами рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции про­во­дится атте­ста­ция вос­крес­ных школ.
  • В хра­мах созда­ются кон­суль­та­тив­ные службы, осве­ща­ю­щие жизнь Церкви и отве­ча­ю­щие на насущ­ные вопросы при­хо­жан свя­зан­ные с рели­ги­оз­ной жизнью;
  • Про­во­дятся заня­тия по повы­ше­нию цер­ков­ной гра­мот­но­сти пер­со­нала храма;
  • В бла­го­чи­ниях назна­ча­ются помощ­ники бла­го­чин­ного по кате­хи­за­тор­ской работе;
  • Созда­ются Советы помощ­ни­ков бла­го­чин­ных по рели­ги­оз­ному обра­зо­ва­нию и катехизации;
  • Орга­ни­зу­ются духовно-про­све­ти­тель­ские цен­тры, при­зван­ные осу­ществ­лять раз­лич­ные кате­хи­зи­че­ские про­граммы для детей, моло­дежи и взрос­лых, на базе кото­рых также воз­можно про­ве­де­ние кур­сов повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции пре­по­да­ва­те­лей вос­крес­ных школ и кате­хи­за­то­ров, учи­те­лей обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ;
  • Созда­ются бла­го­чин­ни­че­ские библиотеки;
  • Про­во­дятся семи­нары по кате­хи­за­тор­ской работе в епар­хии с целью обмена и систе­ма­ти­за­ции име­ю­ще­гося на при­хо­дах опыта, мето­ди­че­ские семи­нары для дирек­то­ров и педа­го­гов вос­крес­ных школ;
  • Осу­ществ­ля­ется под­го­товка и повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции кате­хи­за­то­ров, педа­го­гов вос­крес­ных школ, орга­ни­за­то­ров кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на Кур­сах кате­хи­за­то­ров и в дру­гих формах;
  • Осу­ществ­ля­ется мате­ри­аль­ная под­держка кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на епар­хи­аль­ном, бла­го­чин­ни­че­ском и при­ход­ском уровне;

Выра­жаю надежду, что эти и мно­гие дру­гие важ­ные направ­ле­ния работы будут осу­ществ­ляться во всех епархиях.

От того, как мы смо­жем нала­дить кате­хи­за­тор­скую работу на всех уров­нях от при­ход­ского до обще­цер­ков­ного, обес­пе­чить сла­жен­ность и чет­кость дей­ствий всех зве­ньев этого очень слож­ного меха­низма, вза­и­мо­дей­ствие наших Сино­даль­ных струк­тур, во мно­гом зави­сит духов­ный облик нашей Церкви и всего рос­сий­ского общества.

Бла­го­дарю за внимание.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки