Распространенные ошибки катехизаторов

Распространенные ошибки катехизаторов


Во время про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед кате­хи­за­тору необ­хо­димо ста­раться избе­гать сле­ду­ю­щих наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щихся ошибок.
Изло­жен­ные в дан­ной работе наблю­де­ния и выводы яви­лись резуль­та­том осмыс­ле­ния опыта девя­ти­лет­него про­ве­де­ния авто­ром огла­си­тель­ных и кате­хи­зи­че­ских бесед.

Распространенные ошибки катехизаторов

Во время про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед кате­хи­за­тору необ­хо­димо ста­раться избе­гать сле­ду­ю­щих наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щихся ошибок.

Изло­жен­ные в дан­ной работе наблю­де­ния и выводы яви­лись резуль­та­том осмыс­ле­ния опыта девя­ти­лет­него про­ве­де­ния авто­ром огла­си­тель­ных и кате­хи­зи­че­ских бесед в Кафед­раль­ном соборе и иных при­хо­дах г. Ростова-на-Дону, пре­по­да­ва­ния на кур­сах под­го­товки кате­хи­за­то­ров при Дон­ской Духов­ной семи­на­рии, а также изу­че­ния под­хо­дов мос­ков­ских и дон­ских катехизаторов.

В ста­тье пока­заны отри­ца­тель­ные про­яв­ле­ния одной из самых глу­бин­ных и духов­ных форм чело­ве­че­ского обще­ния – встречи ради науче­ния вере и пере­дачи рели­ги­оз­ного опыта от сердца к сердцу. Боль и разо­ча­ро­ва­ние обыч­ных людей, поде­лив­шихся сво­ими впе­чат­ле­ни­ями от кате­хи­зи­че­ских бесед, обще­ние с буду­щими и прак­ти­ку­ю­щими кате­хи­за­то­рами – всё это побу­дило автора осмыс­лить нега­тив­ный опыт кате­хи­за­ции и предо­сте­речь от иска­же­ний в этом цер­ков­ном служении.

При­ве­ден­ные здесь тезисы ранее были изло­жены в книге автора «Огла­ше­ние на совре­мен­ном этапе», полу­чив­шей гриф «Реко­мен­до­вано» в Отделе рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и издан­ной в 2013 году.

***

Как видится, рас­смат­ри­ва­е­мые нами ошибки бывают обу­слов­лены при­чи­нами бого­слов­ского харак­тера, когда кате­хи­за­тор непра­вильно себе пред­став­ляет основы эклес­сио­ло­гии и путь спа­се­ния чело­века, отсут­ствием навы­ков вопло­щать высо­кие истины Пра­во­сла­вия на прак­тике, а также же осо­бен­но­стями духов­ного устро­е­ния самого кате­хи­за­тора, иными сло­вами, его грехами.

Прин­ци­пи­аль­ной бого­слов­ской ошиб­кой, отно­ся­щейся к теме кате­хи­за­ции, явля­ется убеж­де­ние, будто при­со­еди­не­ние к Церкви и сама при­над­леж­ность чело­века к Церкви про­яв­ля­ется фор­мально и без лич­ных уси­лий самого чело­века. В таком слу­чае воз­ни­кает идея об «абстракт­ном хри­сти­ан­стве», к кото­рому чело­век при­над­ле­жит лишь в силу совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния. Понятно, что такая пара­дигма не под­ра­зу­ме­вает необ­хо­ди­мо­сти науче­ния чело­века, его лич­ного подвига и при­об­ще­ния к тому, что мы назы­ваем опы­том духов­ной и цер­ков­ной жизни.

При­дер­жи­ва­ю­щи­еся этой мысли люди не видят смысла в кате­хи­за­ции и вся­че­ски пре­пят­ствуют ее осу­ществ­ле­нию. Стрем­ле­ние кре­стить всех под­ряд они часто при­кры­вают жало­стью к людям (на самом деле это рав­но­ду­шие к уча­сти кон­крет­ного чело­века в зем­ной жизни и в Вечности).

При­вер­женцы про­ти­во­по­лож­ного под­хода видят в кате­хи­за­ции фун­да­мент для воз­рас­та­ния и вос­хож­де­ния хри­сти­а­нина по сту­пе­ням духов­ной лест­ницы. Пост­кре­щаль­ная кате­хи­за­ция осу­ществ­ля­ется при таком виде­нии посто­янно и во всех фор­мах цер­ков­ной жизни.

Если жизнь кон­крет­ной пра­во­слав­ной общины фор­ми­ру­ется вокруг Евха­ри­сти­че­ской Чаши, если при­хо­жане любят бого­слу­же­ние и обра­ща­ются к Еван­ге­лию как к Книге Жизни, если бого­сло­вие для них не сухая схо­ла­стика, а систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние зако­нов духов­ной жизни, то и чело­век, участ­ву­ю­щий в под­го­то­ви­тель­ных бесе­дах перед Таин­ством Кре­ще­ния, будет чув­ство­вать зна­чи­мость обо­зна­чен­ных аспек­тов цер­ков­ной жизни и стре­миться при­об­щиться к каж­дому из них.

В зна­чи­тель­ной сте­пени осо­зна­ние важ­но­сти кате­хи­за­ции на при­ходе свя­зано с уров­нем духов­ной жизни и соб­ствен­ным отно­ше­нием насто­я­теля, кли­ри­ков и актив­ных при­хо­жан при­хода к цер­ков­ным Таин­ствам. Если они поз­во­ляют огла­шен­ным или роди­те­лям кре­ща­е­мого мла­денца лишь фор­мально и «ради галочки» гото­виться к уча­стию в Таин­ствах Церкви, то, по всей види­мо­сти, и свою лич­ную духов­ную жизнь они рас­смат­ри­вают как фор­маль­ную при­над­леж­ность к Церкви.

Такие люди, ско­рее всего, сами не участ­во­вали в кате­хи­зи­ции и не серьезно отно­сятся к тайне спа­се­ния. Идея абстракт­ной при­над­леж­но­сти к Церкви не поз­во­ляет им про­чув­ство­вать ту истину, что в любом Таин­стве бла­го­дать Божия или про­све­щает душу веру­ю­щего и пока­яв­ше­гося чело­века, или же опа­ляет, если тот не готов её принять.

Эти при­чины в первую оче­редь затруд­няют выход огла­си­тель­ной прак­тики в цер­ков­ной среде на прин­ци­пи­ально иной уровень.

Кроме ука­зан­ной прин­ци­пи­аль­ной про­блемы, к ошиб­кам кате­хи­за­то­ров можно отне­сти неко­то­рые заблуж­де­ния прак­ти­че­ского характера.

1. Под­мена воцер­ко­в­ле­ния внеш­ней цер­ков­но­стью (точ­ным испол­не­нием цер­ков­ных чинов и обрядов).

В этом слу­чае кате­хи­за­тор подробно рас­ска­зы­вает огла­шен­ным о важ­но­сти освя­ще­ния кули­чей на Пасху, а также посе­ще­ния цер­ков­ных бого­слу­же­ний, не рас­кры­вая побу­ди­тель­ных моти­вов, а также умал­чи­вая о том, что цер­ков­ная обряд­ность рас­кры­вает веру чело­века в Вопло­тив­ше­гося Бога, а вовсе не под­ме­няет внут­рен­нее внешним.

2. Под­мена хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти внеш­ней аске­ти­кой, делая из нее «бре­мена тяже­лые и неудо­бо­но­си­мые, и воз­ла­гая [их] на плечи людям» (Мф. 23:4).

Порой кате­хи­за­торы излишне оза­бо­чены идеей дости­же­ния огла­шен­ными высо­кого аске­ти­че­ского уровня, ради чего им преж­де­вре­менно навя­зы­ва­ется, напри­мер, прак­тика стро­гих постов или сугу­бого супру­же­ского воздержания.

Нео­фит­ский импульс, порой, поз­во­ляет огла­шен­ному подъ­ять такие непо­силь­ные подвиги. Однако с тече­нием вре­мени хри­сти­а­нин может вме­сте с нера­зумно взя­тыми тяж­кими бре­ме­нами подви­гов оста­вить и саму Цер­ковь. «Кто тол­кует, — пишет пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов, — о послед­них сте­пе­нях совер­шен­ства для ново­на­чаль­ных, и осо­бенно более лени­вых из них, тот не только не при­не­сет им пользы, но еще сде­лает, что они воз­вра­тятся вспять».

Кате­хи­за­тор дол­жен пом­нить, что хри­сти­ан­ские подвиги – это не герой­ство, а кро­пот­ли­вый и сми­рен­ный труд.

Про­цесс духов­ного воз­рас­та­ния нео­фита удачно опи­сал про­то­и­е­рей Алек­сандр Ильин: «Чело­век как почка: если попро­бу­ешь её раз­вер­нуть раньше вре­мени, то погу­бишь, а при­дет время, она рас­кро­ется. Так и сердце человеческое».

Настав­ляя нео­фита, все­гда необ­хо­димо учи­ты­вать его душев­ное состо­я­ние, сте­пень духов­ного воз­раста и пости­гать ту меру подви­гов и доб­ро­де­тели, кото­рую он смо­жет поне­сти: «Кто прежде над­ле­жа­щего вре­мени пред­ла­гает людям высо­кое уче­ние, тот и в свое время не най­дет их спо­соб­ными сле­до­вать ему, навсе­гда сде­лав их бес­по­лез­ными» (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

3. Пред­став­ле­ние греха как набора поступ­ков и обря­до­вых нарушений.

Эта ошибка также свя­зана с непра­виль­ным вос­при­я­тием греха и пути спа­се­ния. При­хо­ди­лось слы­шать об одном печаль­ном слу­чае из огла­си­тель­ной прак­тики, когда един­ствен­ное заня­тие пред Кре­ще­нием кате­хи­за­тор посвя­тил рас­сказу о недо­пу­сти­мо­сти содер­жа­ния собаки в доме хри­сти­а­нина, а также запрету на посе­ще­ние жен­щи­ной храма в «жен­ские дни».

4. Отри­ца­тель­ный харак­тер про­по­веди (уста­новка «всё нельзя»).

Если кате­хи­за­тор нахо­дится в ситу­а­ции внут­рен­него раз­лада, если он разо­ча­ро­ван в самой воз­мож­но­сти напол­не­ния своей жизни све­том Хри­сто­вой бла­го­дати, то и своим уче­ни­кам он пере­дает невер­ный век­тор воцерковления.

Как бы капи­ту­ли­руя перед необ­хо­ди­мо­стью пре­об­ра­же­ния жизни, такой горе-кате­хи­за­тор ста­ра­ется огра­дить своих под­опеч­ных от вся­че­ских «опас­но­стей» и иску­ше­ний мира сего, тре­буя отсечь фак­ти­че­ски всё, свя­зы­ва­ю­щее огла­шен­ного с реаль­ной жиз­нью: теле­ви­де­ние, музыку, чте­ние свет­ских книг, обще­ние с нецер­ков­ными людьми и т.д.

5. Кате­го­рич­ность и чрез­мер­ный либерализм.

Неопыт­ные в духов­ном плане люди зача­стую про­хо­дят этап (ино­гда на нём надолго «застре­вают» даже кате­хи­за­торы) «рев­но­сти не по разуму» (Рим.10:2). Это путь риго­ризма — стро­гого про­ве­де­ния своих прин­ци­пов в пове­де­нии и мысли, исклю­ча­ю­щего какие-либо ком­про­миссы, учет дру­гих прин­ци­пов, и пури­тан­ства — стрем­ле­ния во всем дости­гать иде­аль­ного резуль­тата. Но даже стре­мя­щимся к дости­же­нию иде­ала людям стоит пом­нить, что «без меры обра­ща­ется во вред даже почи­та­е­мое пре­крас­ным» (свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий).

Либе­ра­лизм лишь на пер­вый взгляд выгля­дит как про­ти­во­по­лож­ность излиш­ней кате­го­рич­но­сти. Ведь в обоих слу­чаях их сто­рон­ники выяв­ляют свою внеш­нюю, поло­вин­ча­тую при­над­леж­ность Церкви.

Если кате­хи­за­тор не уве­рен в воз­мож­но­сти пре­об­ра­же­ния чело­века под вли­я­нием бла­го­дати Божией, он с лег­ко­стью сни­жает «планку тре­бо­ва­ний» для иных людей. Такой чело­век не видит при­зва­ния хри­сти­а­нина, не верит по-насто­я­щему в образ Божий в чело­веке и в воз­мож­ность пре­одо­ле­ния греха.

6. Фор­маль­ный отказ допу­стить чело­века к Кре­ще­нию без стрем­ле­ния помочь пре­одо­леть сло­жив­ши­еся пре­пят­ствия к при­ня­тию этого Таинства.

Сте­пень готов­но­сти огла­шен­ного к уча­стию в Таин­стве в неко­то­рых слу­чаях весьма низ­кая. Пони­мая это, неко­то­рые кате­хи­за­торы вме­сто тер­пе­ли­вой помощи в пре­одо­ле­нии воз­ник­ших пре­пят­ствий про­сто отка­зы­вают в допуске к Крещению.

В таком слу­чае обще­ние дале­кого от цер­ков­ных реа­лий чело­века с кате­хи­за­то­ром обо­ра­чи­ва­ется не поль­зой, а оче­вид­ным духов­ным вре­дом. Отвер­жен­ный огла­шен­ный оби­жа­ется на кате­хи­за­тора, а вме­сте с ним, зача­стую, на всю Пра­во­слав­ную Цер­ковь.

Если в про­цессе огла­ше­ния кате­хи­за­тор столк­нулся с непре­одо­ли­мыми, как ему кажется, пре­пят­стви­ями к Таин­ству Кре­ще­ния, он обя­зан пере­дать «эста­фету» огла­ше­ния духо­вен­ству прихода.

Пред­ло­же­ние отло­жить совер­ше­ние Таин­ства Кре­ще­ния до вре­мени осо­зна­ния чело­ве­ком под­лин­ного смысла этого Таинства4 может быть объ­яв­лено свя­щен­ни­ком только после того, как им будут исчер­паны все воз­мож­ные спо­собы пре­одо­ле­ния тех или иных заблуж­де­ний, язы­че­ских пред­рас­суд­ков или гре­хо­па­де­ний огла­шен­ного. Такое реше­ние необ­хо­димо тер­пе­ливо и с любо­вью доне­сти до некре­ще­ного чело­века, пояс­няя при­чину невоз­мож­но­сти его уча­стия в Таин­стве Кре­ще­ния в насто­я­щий момент, а также пред­ла­гая даль­ней­шую помощь в под­го­товке к Крещению.

К ошиб­кам тре­тьего рода отно­сятся те, в кото­рых чело­ве­че­ское «Я» кате­хи­за­тора чрез­вы­чайно выпя­чи­ва­ется. Это про­яв­ле­ния стра­стей гор­до­сти и тщеславия.

1. Стрем­ле­ние кате­хи­за­тора «при­вя­зать» огла­ша­е­мых к себе вме­сто ука­за­ния им пути ко Христу.

В таком слу­чае само­лю­бо­ва­ние и тще­сла­вие кате­хи­за­тора про­яв­ля­ется в стрем­ле­нии «блес­нуть» сво­ими позна­ни­ями. Такие зако­но­учи­тели «уве­рены о себе, что [явля­ются] путе­во­ди­те­лем сле­пых, све­том для нахо­дя­щихся во тьме, настав­ни­ком невежд, учи­те­лем мла­ден­цев, имея в законе обра­зец веде­ния и истины» (Рим.2:17–20). Поэтому огла­шен­ным они ста­ра­ются дать понять, что вне их круга обще­ния послед­ним будет весьма трудно или даже невоз­можно найти путь спа­се­ния. Такие кате­хи­за­торы рев­ниво запре­щают огла­шен­ным читать книги дру­гих про­по­вед­ни­ков и обра­щаться к опыту иных катехизаторов.

2. Под­мена кате­хи­за­ции пас­тыр­ством (попытка кате­хи­за­тора-миря­нина испол­нять функ­ции пастыря-священника).

Пред­ла­гая огла­шен­ным основы так назы­ва­е­мого «Мораль­ного кате­хи­зиса», неко­то­рые кате­хи­за­торы, порой неза­метно для себя, начи­нают инте­ре­со­ваться их гре­хов­ным про­шлым. Ино­гда они прямо пред­ла­гают огла­шен­ному рас­ска­зать про свои гре­хо­па­де­ния, наде­ясь дать советы в сло­жив­шихся жиз­нен­ных обстоятельствах.

Несо­мненно, искрен­ний чело­век во время под­го­то­ви­тель­ной беседы может рас­кры­вать перед кате­хи­за­то­ром-миря­ни­ном свой жиз­нен­ный путь. Но кате­хи­за­тор не может ожи­дать от людей такой откры­то­сти, и уж, тем более, тре­бо­вать испо­ве­да­ния ими своих гре­хов. Кате­хи­за­тору не сле­дует давать огла­ша­е­мым советы по раз­ре­ше­нию семей­ных и иных глу­боко лич­ных ситу­а­ций, предо­ста­вив это священнику-пастырю.

3. Стрем­ле­ние к «под­стра­и­ва­нию» кате­хи­за­тора под слу­ша­те­лей, заис­ки­ва­ние, чрез­мер­ное упро­ще­ние Пра­во­сла­вия и его редук­ция до уровня оглашенных.

«Неве­рие» в своих уче­ни­ков, в их спо­соб­ность под­няться до уровня высо­кой планки совер­шен­ства хри­сти­ан­ской мысли и жизни, а также боязнь поте­рять воз­мож­ность обще­ния с огла­шен­ными порой при­во­дит к стрем­ле­нию кате­хи­за­тора гово­рить угод­ное своим слу­ша­те­лям, «льстить [их] слуху» (2 Тим. 4:3).

Несо­мненно, что такая уступ­чи­вость кате­хи­за­тора озна­чает или его под­вер­жен­ность стра­сти тще­сла­вия и греху чело­ве­ко­уго­дия, либо явля­ется при­зна­ком внут­рен­ней дог­ма­ти­че­ской беспринципности.

4. Пре­вра­ще­ние беседы в моно­лог катехизатора

Даже во время кате­хи­за­ции порой про­яв­ля­ется отсут­ствие вза­и­мо­по­ни­ма­ния между людьми. Кате­хи­за­тор дол­жен быть не только зна­то­ком бого­слов­ских книг и хоро­шим ора­то­ром. Во время беседы кроме пере­дачи веро­учи­тель­ной инфор­ма­ции он при­зван молит­венно вслу­ши­ваться в опыт ново­на­чаль­ного чело­века, дать воз­мож­ность тому выска­заться и открыть свою душу. Мно­го­кратно при­хо­ди­лось слы­шать отзывы огла­шен­ных о «духов­ных бесе­дах», во время кото­рых им было трудно вста­вить даже слово в про­по­ведь зако­но­учи­теля. Печально, когда кате­хи­за­тор или свя­щен­но­слу­жи­тель вос­при­ни­мает свое слу­же­ние как спо­соб само­вы­ра­же­ния, как бы забы­вает о при­шед­шем чело­веке и пре­вра­щает обще­ние с ново­на­чаль­ными в свой монолог.

Заме­чая в своей кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти про­яв­ле­ние ука­зан­ных оши­бок, кате­хи­за­тору сле­дует при­ла­гать осо­бые духов­ные уси­лия для их пре­одо­ле­ния, при­зы­вая бла­го­дат­ную помощь Божию, молясь о своих под­опеч­ных (огла­шен­ных) и обра­ща­ясь за сове­том к сво­ему духовнику.

14.07.2014

Источ­ник: http://rostoveparhia.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки