Современный опыт катехизации взрослых – игум. Александр (Федоров)

Современный опыт катехизации взрослых – игум. Александр (Федоров)


Во-пер­вых, мне бы хоте­лось побла­го­да­рить орга­ни­за­то­ров и всех высту­пав­ших. Эта кон­фе­рен­ция лиш­ний раз под­твер­ждает, насколько важно нам соби­раться вме­сте и делиться опы­том. Кое-какие вещи об опыте дру­гих отцов уже были известны, но сей­час, когда они про­зву­чали вме­сте, стала оче­видна польза вза­и­мо­связи и обмена опы­том. Наде­юсь, что такие встречи ста­нут традицией.

Во-пер­вых, мне бы хоте­лось побла­го­да­рить орга­ни­за­то­ров и всех высту­пав­ших. Эта кон­фе­рен­ция лиш­ний раз под­твер­ждает, насколько важно нам соби­раться вме­сте и делиться опы­том. Кое-какие вещи об опыте дру­гих отцов уже были известны, но сей­час, когда они про­зву­чали вме­сте, стала оче­видна польза вза­и­мо­связи и обмена опы­том. Наде­юсь, что такие встречи ста­нут традицией.

Прежде чем начать свой доклад, я хотел бы немного доба­вить к тому, что отец Евге­ний гово­рил по поводу опа­се­ния страха смерт­ного. В Древ­ней Церкви была доб­рая тра­ди­ция: если есть три цер­ков­ных ответ­ствен­ных сви­де­теля того, что умер­ший чело­век соби­рался при­нять таин­ство Кре­ще­ния, и они могут под­твер­дить это под при­ся­гой, то от архи­ерея может быть полу­чено бла­го­сло­ве­ние на цер­ков­ное поми­но­ве­ние усоп­шего. Несколько лет назад подоб­ная исто­рия слу­чи­лась в Москве. Девушка погибла в авто­ка­та­строфе, и по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха было раз­ре­шено ее цер­ков­ное поми­но­ве­ние, потому что она про­хо­дила кате­хи­за­цию в храме Боль­шого Воз­не­се­ния. Это совер­шенно нор­маль­ная цер­ков­ная прак­тика, про­сто забытая.

Нынеш­ний год зна­ме­на­те­лен для того неболь­шого дела, кото­рое мне Гос­подь дове­рил. Осе­нью испол­ня­ется 20 лет кате­хи­за­тор­скому делу в нашем городе. Начи­на­лись эти курсы в 1987 году с домаш­них встреч, потому что в совет­ское время было опасно соби­раться открыто. Группы были неболь­шие, у нас не было сво­его поме­ще­ния, есте­ственно не было ника­кой оплаты, но, тем не менее, дело про­дол­жа­ется до сих пор. И чем в боль­шей сте­пени «нет поме­ще­ний, нет оплаты», тем лучше, потому что Гос­подь Сам все устра­и­вает. В 1990 году отец Вла­ди­мир Соро­кин, быв­ший тогда рек­то­ром Духов­ных школ, дал нам воз­мож­ность вести такие курсы при обще­стве «Душе­по­пе­че­ние», кото­рое он орга­ни­зо­вал. Затем заня­тия про­во­ди­лись в поме­ще­нии ико­но­пис­ного класса, потом в Акто­вом зале Духов­ной Ака­де­мии. Пик актив­но­сти был, навер­ное, в сере­дине 90‑х годов. Тогда Акто­вый зал Семи­на­рии был бук­вально забит людьми, на пер­вое заня­тие при­хо­дило больше 200 чело­век. Без­условно, боль­шое вли­я­ние ока­зы­вала на слу­ша­те­лей обста­новка, в кото­рой они нахо­ди­лись: само зда­ние Духов­ной Семи­на­рии, то, что заня­тия про­во­ди­лись под эги­дой Пра­во­слав­ного моло­деж­ного дви­же­ния. Конечно, одному такую работу вести было бы трудно. Бывало так, что силы исся­кали, и тогда Гос­подь посы­лал помощ­ни­ков. Мно­гие из них сей­час стали священниками.

Задача кате­хи­зи­че­ских заня­тий состоит с одной сто­роны в том, чтобы сде­лать все как нас бла­го­сло­вил Гос­подь: «Шедше убо научите вся языки» (Мф. 28,19). С дру­гой сто­роны, важно не впа­дать в край­но­сти, к сожа­ле­нию, суще­ству­ю­щие на прак­тике. При этом сле­дует учи­ты­вать, что реаль­ная ситу­а­ция на при­хо­дах часто про­ти­во­ре­чит тому, как должно быть. Поэтому с пре­дель­ной дели­кат­но­стью, никого не оби­жая, мы должны помочь людям, кото­рые хотят пройти по пол­ной про­грамме под­го­товку к Кре­ще­нию или вос­пол­нить свою непод­го­тов­лен­ность к уже свер­шив­ше­муся таин­ству. Исходя из этого, при­хо­дится воз­вра­щаться к опыту Древ­ней Церкви. Именно древ­ней, поскольку в XIX веке в цер­ковно-при­ход­ских шко­лах обу­чали детей из цер­ков­ных семей, и там можно было пре­по­да­вать Закон Божий, начи­нать с Таинств, со Свя­щен­ной исто­рии. Нам же уместно обра­титься к опыту тех подвиж­ни­ков, кото­рые зани­ма­лись подоб­ными вопро­сами в IV веке – к опыту отцов-кап­па­до­кий­цев или свя­того Кирилла Иеру­са­лим­ского. Понятно, что сей­час струк­тура, кото­рую можно уви­деть, ска­жем, у Кирилла Иеру­са­лим­ского, насы­щена всем тем мате­ри­а­лом, кото­рый нако­пился за раз­де­ля­ю­щие нас пол­тора тыся­че­ле­тия. Но люди также при­хо­дят в Цер­ковь из язы­че­ского мира, из язы­че­ского госу­дар­ства и обще­ства. Зна­чит в чем-то их состо­я­ние близко к тому, в кото­ром были обра­щав­ши­еся к хри­сти­ан­ству в IV веке.

О заня­тиях буду­щие слу­ша­тели узнают от зна­ко­мых, из объ­яв­ле­ний в ВУЗах, орга­ни­за­циях и на радио. Придти могут все, кто хочет узнать больше о вопро­сах веры и Церкви, кто хочет под­го­то­вить себя к прак­ти­че­ской цер­ков­ной жизни. Сразу хочу под­черк­нуть, что мною не ста­вится задача всех людей при­ве­сти в свой при­ход. Напро­тив, они полу­чают пол­ную сво­боду: город боль­шой, хра­мов много, и люди могут выбрать для себя то, что им ближе. Един­ствен­ное усло­вие, кото­рое я могу поста­вить: у людей еще не кре­ще­ных пока­ян­ную беседу перед Кре­ще­нием дол­жен при­нять тот свя­щен­ник, кото­рого они про­сят совер­шить Таин­ство. Во всех осталь­ных слу­чаях свя­щен­ник высту­пает в боль­шей сте­пени как преподаватель.

На пер­вой встрече мы обычно про­воз­гла­шаем то, что в апо­столь­ское время назы­ва­лось кериг­мой – то есть крат­кое изло­же­ние основ нашей веры, без чего невоз­можно жить хри­сти­а­нину. Если у людей это не вызы­вает воз­ра­же­ния, тогда им пред­ла­га­ется цикл заня­тий, посе­щая кото­рые они могут под­го­то­виться к Кре­ще­нию либо воцер­ко­виться, поскольку, как ста­ти­стика пока­зы­вает, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев при­хо­дят люди уже кре­ще­ные. Заня­тия постро­ены так, чтобы помочь пра­вильно сори­ен­ти­ро­ваться и про­стым слу­ша­те­лям, и людям с тремя выс­шими обра­зо­ва­ни­ями и учё­ными сте­пе­нями. Более того, часто люди, уже име­ю­щие хоро­ший цер­ков­ный опыт, при­хо­дят для того, чтобы для себя что-то систе­ма­ти­зи­ро­вать и, быть может, научиться обу­чать самим.

Фак­ти­че­ски заня­тия делятся на три части.

Сна­чала про­во­дятся беседы по Свя­щен­ному Писа­нию Нового Завета. Начи­наем мы с трех синоп­ти­че­ских Еван­ге­лий – от Мат­фея, Марка и Луки, позд­нее обсуж­да­ются осталь­ные книги Нового Завета, могут быть и еще какие-то вопросы. Но глав­ное – пер­вая часть свя­зана с диа­ло­ги­че­ским харак­те­ром заня­тий. Это не лек­ции, а именно беседы. То есть совсем коротко дается ввод­ная часть, а потом люди само­сто­я­тельно читают Еван­ге­лие и при­но­сят на обсуж­де­ние воз­ник­шие вопросы. По ним мы бесе­дуем, чтобы снять все те ост­рые места, кото­рые могут воз­ник­нуть в про­цессе заня­тий и сбить чело­века с толку. Поскольку подав­ля­ю­щее боль­шин­ство вопро­сов по Еван­ге­лию носит харак­тер в боль­шей сте­пени нрав­ствен­ный, чем бого­слов­ский, то в этих усло­виях можно не устра­и­вать спе­ци­аль­ных заня­тий по хри­сти­ан­ской этике. То есть, все, что свя­зано с Запо­ве­дями Божьими и выте­ка­ю­щей отсюда систе­мой хри­сти­ан­ских эти­че­ских взгля­дов, можно обсу­дить в пер­вой части встреч. Про­тя­жен­ность бесед по Еван­ге­лию зави­сит от сте­пени актив­но­сти людей, обычно на это отво­дится 5–7 заня­тий. В конце пер­вой части про­во­дится неболь­шая беседа по Сим­волу Веры. И если есть слу­ша­тели, кото­рые соби­ра­ются при­нять Кре­ще­ние, в этот момент им может быть пред­ло­жено под­го­то­виться к пред­ва­ри­тель­ной пока­ян­ной беседе и, воз­можно, отдельно пройти чин оглашения.

На вто­ром этапе мы пере­хо­дим к лек­ци­он­ной про­грамме. Заня­тия про­хо­дят по основ­ным веро­учи­тель­ным темам. Бог, чело­век и мир – на этой лек­ции даются самые основ­ные поня­тия. Сотво­ре­ние мира и чело­века. Пер­во­род­ный грех – беседа по пер­вым трем гла­вам книги Бытия. Смысл Вет­хого Завета – с обсуж­де­нием тех момен­тов, кото­рые отра­жают бого­сло­вие, дина­мику и основ­ные акценты Вет­хо­за­вет­ного повест­во­ва­ния. Бого­во­пло­ще­ние и спа­се­ние. Дог­ма­ти­че­ский смысл Церкви. Говоря о раз­лич­ных струк­тур­ных аспек­тах Церкви, мы даем поня­тия о бого­слу­же­нии (в том числе о струк­туре вре­мени и струк­туре храма), о цер­ков­ной иерар­хии. Эта тема может вос­при­ни­маться как малень­кий пере­рыв в более глу­бо­ких бого­слов­ских темах, потому что она выгля­дит при­клад­ной на фоне предыдущих.

Тре­тья часть – Тай­но­вод­че­ские беседы, в иде­але, должны про­во­диться с теми, кто уже воцер­ко­в­лен в пол­ной мере. Перед нача­лом этого цикла слу­ша­те­лям напо­ми­нают об этом. Те, кто нико­гда не испо­ве­до­вался и не полу­чал бла­го­сло­ве­ния на уча­стие в Таин­стве При­ча­ще­ния, к этому вре­мени должны пройти первую испо­ведь, а те, кто не был кре­щен, должны быть кре­щены. В этой части обсуж­да­ются темы: о Свя­той Тро­ице; о Таин­ствах Церкви – с осо­бым вни­ма­нием к Литур­гии и Таин­ству Евха­ри­стии; о един­стве Церкви и раз­де­ле­ниях в хри­сти­ан­ском обще­стве – с объ­яс­не­нием отли­чий Пра­во­сла­вия от иных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий; Хри­сти­ан­ская аске­тика. Послед­няя тема – Ико­но­по­чи­та­ние – под­во­дит итог кате­хи­зи­че­ской работы, потому что в ней, как в капле воды, отра­жа­ется вся пол­нота пра­во­слав­ного учения.

Вот соб­ственно весь набор лек­ций. Что к этому можно доба­вить? В общей слож­но­сти фор­ми­ру­ется 14–15 заня­тий: 8–9 лек­ций, ввод­ное заня­тие, 5–6 бесед по Еван­ге­лию. Иными сло­вами, такой цикл зани­мает 3,5–4 месяца. Обычно обу­че­ние рас­пре­де­ля­ется по семест­рам: пер­вый – с сере­дины сен­тября, вто­рой – с сере­дины февраля.

Перед нача­лом встреч слу­ша­те­лям даются четыре домаш­них зада­ния, обя­за­тель­ных для испол­не­ния. Первде – чело­век дол­жен учиться молитве. Это дело, кото­рое он сам дол­жен делать, его никто в этом не про­ве­рит. Начи­нать нужно с того, что каж­дый день утром и вече­ром сколько-то минут посвя­щать Богу. Не только, когда чело­веку очень плохо или хорошо, а посто­янно. И кроме молитвы сво­ими сло­вами, кото­рая у него рож­да­ется есте­ствен­ным обра­зом, необ­хо­димо посте­пенно при­учать себя поль­зо­ваться молит­во­сло­вом, пере­дан­ным нам не столько для вос­тор­жен­ных или, напро­тив, депрес­сив­ных состо­я­ний, но для самых сред­них, самых зауряд­ных. Это опыт, кото­рый помо­гает нам под­дер­жи­вать себя в посто­ян­ной форме. Потому что кри­те­рием вер­но­сти Богу должно быть не наше измен­чи­вое состо­я­ние души, а сама эта вер­ность Богу должна быть в основе.

Вто­рое усло­вие – это чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния как мини­мум в том объ­еме, кото­рый будет обсуж­даться. Чело­век читает Еван­ге­лие в том темпе и в том ритме, каком он хочет, и парал­лельно отме­чает в тек­сте все непо­нят­ные места, чтобы потом задать вопросы.

Тре­тье – регу­ляр­ное посе­ще­ние пра­во­слав­ного храма.

Й послед­нее усло­вие – под­го­товка к буду­щей пока­ян­ной беседе. Это очень важ­ный момент. К вели­чай­шему сожа­ле­нию, людей взрос­лых кре­стят без пока­ян­ной беседы перед кре­ще­нием. Это гораздо страш­нее, чем отсут­ствие пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки. Кате­хи­за­цию можно потом вос­пол­нить, а вот если взрос­лого чело­века кре­стят без пока­ян­ной беседы, полу­ча­ется стран­ное дело. Чело­век, кото­рый кре­стился в созна­тель­ном воз­расте, спу­стя какое-то время при­хо­дит на испо­ведь. И на вопрос, испо­ве­до­вался ли он за всю жизнь, отве­чает: «Нет, я не так давно кре­стился, а мне ска­зали, что Кре­ще­ние омы­вает все грехи, кото­рые были до того». Никто не спо­рит, что Кре­ще­ние омы­вает все грехи, кото­рые были до того соде­яны. Но если чело­век не знает, что такое грех? Если, про­стите, жен­щина жила с чужим мужем и про­дол­жает после Кре­ще­ния жить, то разве она не должна была, ска­зав об этом, это пре­кра­тить? Увы, подоб­ное слу­ча­ется. Поэтому, сле­до­вало бы доби­ваться, как мини­мум, воз­вра­ще­ния нор­маль­ной прак­тики про­ве­де­ния пока­ян­ной беседы при кре­ще­нии взрос­лых. В про­тив­ном слу­чае при­хо­дится чело­века, при­хо­дя­щего на испо­ведь рас­спра­ши­вать о том, что было до – не потому, что кре­ще­ние не омы­вает грехи, а потому, что чело­век дол­жен понять, что было гре­хом, а что нет, чтобы дальше пра­вильно жить и акту­а­ли­зи­ро­вать для себя прак­ти­че­ски то, что ему дает Крещение.

Таким обра­зом, цель заня­тий – сори­ен­ти­ро­вать людей для разум­ной, пра­вильно орга­ни­зо­ван­ной цер­ков­ной жизни. Если есть необ­хо­ди­мость, слу­ша­тели могут полу­чить спи­сок лите­ра­туры, кото­рый наи­бо­лее целе­со­об­ра­зен на бли­жай­шее время после таких занятий.

Может воз­ник­нуть вопрос: что делать, если чело­веку тяжело пройти весь курс? Тогда нужно ему дать воз­мож­ность само­сто­я­тельно изу­чить кате­хи­зис, и потом побе­се­до­вать с ним о про­чи­тан­ном. В иде­але – устро­ить сим­во­ли­че­ский эк- ’ замен. Но если есть воз­мож­ность посе­щать заня­тия, такой экза­мен необя­за­те­лен, среда посте­пенно сама сфор­ми­рует отно­ше­ние чело­века, даже если он что-то детально не запом­нил. Но, тем не менее, пока­ян­ная беседа перед Кре­ще­нием обязательна.

Хоте­лось бы еще дать неко­то­рое уточ­не­ние. Без­условно, мы пони­маем, какой вокруг мир нахо­дится, в умах и серд­цах людей мно­гие вещи уко­ре­нены глу­боко, и с ними при­хо­дится бороться. К сожа­ле­нию, дол­жен кон­ста­ти­ро­вать уже как свя­щен­ник: ино­гда люди, всю жизнь нахо­дя­щи­еся в Церкви, не

знают, что такое смерт­ные грехи. Ста­рушка, испо­ве­ду­ясь перед смер­тью, узнает, что, про­стите, аборты – это смерт­ный грех. Она всю жизнь ходила в храм, но так и не знала об этом. Есть и дру­гие, может быть менее яркие при­меры, кото­рые харак­те­ри­зуют поло­же­ние очень мно­гих людей. Так вот, задача наших бесед – уточ­нить миро­воз­зрен­че­ские и нрав­ствен­ные уста­новки и сде­лать их явными. Я не буду сей­час пере­чис­лять целый ряд момен­тов, на кото­рых нужно заост­рить вни­ма­ние. Здесь уже пас­тыр­ский опыт помо­гает найти те слова, кото­рые необ­хо­димо ска­зать людям, чтобы они смогли их услышать.

Вот, соб­ственно, таким опы­том мне бы хоте­лось поде­литься. Я вовсе не наста­и­ваю на том, что это един­ственно воз­мож­ный и един­ственно пра­виль­ный путь. Напро­тив, то, что сего­дня я услы­шал, будет очень полез­ным. И эти раз­ли­чия прак­ти­че­ских мето­дов только пока­зы­вают воз­мож­ность, по- раз­ному дей­ствуя, дости­гать одних и тех же резуль­та­тов: где- то тремя заня­ти­ями, где-то пятью, где-то пят­на­дца­тью. Это зави­сит уже от мастер­ства пре­по­да­ю­щего человека.

Глав­ной зада­чей видится коор­ди­на­ция опыта, кото­рый мы уже имеем. Необ­хо­димо вдох­нов­лять тех людей, кото­рые не рав­но­душны к подоб­ной дея­тель­но­сти, чтобы они могли ока­зы­вать помощь. Осо­бенно это каса­ется про­то­и­е­рея Алек­сандра Зеле­ненко и воз­глав­ля­е­мых им Свято-Иоан­нов­ских кур­сов, потому что, наверно, ника­кая дру­гая орга­ни­за­ция в нашей епар­хии не имеет таких воз­мож­но­стей и не свя­зана так тесно со всеми при­хо­дами. При этом Вы име­ете настрой и воз­мож­но­сти, чтобы научить людей быть настав­ни­ками дру­гих. Думаю, Ваши выпуск­ники смо­гут стать кате­хи­за­то­рами – основ­ными помощ­ни­ками свя­щен­но­слу­жи­те­лей. А так как связи с при­хо­дами у Вас нала­жены, то, про­яв­ляя боль­шую настой­чи­вость, Вы смо­жете достиг­нуть хоро­ших резуль­та­тов. Спасибо.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки