Сын церковный — протоиерей Иоанн Шевелев-Наседка

Сын церковный — протоиерей Иоанн Шевелев-Наседка


Сын цер­ков­ный. Сиречь ска­за­ние нуж­ней­ших обы­чаев науки пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской веры, ново­про­све­тив­ше­муся потребных.

 

Сын церковный

Сиречь сказание нужнейших обычаев науки православной христианской веры, новопросветившемуся потребных.

Ска­за­ние о сыне цер­ков­ном, как рож­ден веру­ю­щим во Христа.

1. Раб новый, чадо, сын цер­ков­ный. От Церкви мы все купе­лью Свя­того Кре­ще­ния рож­да­емся. В ней и ты захо­тел кре­ститься Свя­тым Кре­ще­нием, во имя Отца и Сына и Свя­того Духа.

О том, как не нево­лею вво­дят в Кре­ще­ние Пра­во­слав­ной Веры.

2. Помни все­гда то, что не муками, или нево­лею, или угро­зами тебя при­нуж­дали. Но ты сам, видев нашу чистую и непо­роч­ную во Хри­ста Бога Веру Пра­во­слав­ную, кре­ститься захо­тел и с нами, пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами, рав­ным быть.

О вре­мени тво­его крещения.

3. И кре­стился ты не во мла­ден­че­стве, а в совер­шен­ном юно­ше­стве. Но сколько бы ни было тебе лет. Духом ты все еще младенец.

Об отре­че­нии сатаны.

4. И ради тво­его малого воз­раста о том все­гда помни, как сатаны отри­цался, и всех анге­лов его, и всех дел его.

Об отре­че­нии ере­ти­ков и их ересей.

5. А от дел сата­нин­ских отри­ца­ясь, отри­цался ты злых ере­ти­ков, кото­рые Пра­во­слав­ную Веру извра­тили и от Церкви отпали. Ереси же эти суть: латин­ство (“като­ли­цизм”), про­те­стан­ство, люте­ран­ство, англи­кан­ство, бап­тизм, жидов­ство, духо­бор­че­ство, (ереси “белых бра­тьев”, Ивашки Бере­слав­ского — “бого­ро­дич­ники”, зло­по­доб­ного Муна — доп. Ред.) и иные древ­ние и новые. Всех же, уче­нию и делам их после­до­ва­те­лей отри­цался и проклинал.

О злых и непо­треб­ных делах сатанинских.

6. Помни же ныне и нико­гда не забы­вай, что есть дела сата­нин­ские, кото­рых ты отри­цался. Это суть: гор­дость, высо­ко­умие, кле­ве­та­ние, ложь, клятва непра­вая, клят­во­пре­ступ­ле­ние, ере­ти­че­ство, вол­хо­ва­ние (аст­ро­ло­гия, кол­дов­ство, магия, йога и подоб­ное — доп. Ред.), лукав­ство, зависть, сквер­ность, блуд, воров­ство, раз­бой­ни­че­ство, и вся­кая злоба, нечи­стота и подобное.

О забве­нии ере­сей и иных злых учений.

7. Ере­сей же, неве­рия и злых уче­ний, кото­рых отри­цался во Свя­том Кре­ще­ний, не вспо­ми­най, и их уче­нию после отре­че­ния не вни­май и вновь мысли свои к ним не воз­вра­щай. Но эти уче­ния все­гда опле­вы­вай и про­кли­най. Если же забу­дешься ты, и при­дет тебе на память преж­няя, невер­ная жизнь твоя, что жил в неве­рии и эло­ве­рии, или вспом­нишь зло­уче­ния ере­ти­ков и бого­хуль­ни­ков, тогда думай о них, что враги Божии и чело­ве­ко­убийцы суть. Таково есть отре­че­ние от зло­учи­те­лей и их ересей.

Об обе­ща­нии Хри­сту во Свя­том Крещении.

8. И пом­нить тебе потребно — как ты обе­щался Хри­сту. Обе­щался Того все­гда любить, дела Его тво­рить, и запо­веди и пове­ле­ния Его все­гда слу­шать и испол­нять. Слу­шать, что сам Гос­подь Иисус Хри­стос Еван­ге­лием гово­рил нам, и как свя­тым своим уче­ни­кам и апо­сто­лам учить пове­лел, как семью собо­рам и свя­тых отцов все­лен­ную утвер­дил и пра­вила Свои Боже­ствен­ные уста­но­вил. Все же эти пра­вила ты слу­шать и выпол­нять и тем во Хри­ста веро­вать обещался.

Похвала кре­стив­ше­муся

9. Знай о том, что воис­тину доб­рое дело сде­лал, и пра­ведно ныне родился, и све­том Хри­ста Бога нашего про­све­тился. Омыл тело свое и очи­стил душу свою. Оста­вил родив­шего тебя, но познал Создав­шего тебя. Отбе­жал от тьмы и свет приял. От дья­вола уда­лился и к Богу приблизился.

О при­бли­же­нии к Богу

10. Вни­май себе при­ятно и разу­мей внятно, чем при­бли­зился к Богу. Тем, что кре­стился во имя Отца и Сына и Свя­того Духа и тем, что обе­щался Хри­сту. Ныне Свя­тым Кре­ще­нием стал ты рабом Божиим и това­ри­щем Хри­сту. Так не уда­ляйся от Него, но испол­няй то, в чем обе­щался Ему, и тогда Бог при­бли­зится к тебе, и будешь Божий.

От чего доб­рым име­но­ва­нием будешь име­но­ваться и все доб­рое наследовать.

11. И если хочешь быть Божий, имей Его все­гда в сердце своем, и твори правду во вся­ком деле. Не бесись, не кради, не лги, будь ко всем сми­рен и любо­вен, гос­по­дину сво­ему послу­шен и верен, будь добр, а не лукав, не ленив и не зол. И этим все доб­рое обре­тешь и все бла­гое унаследуешь.

О муд­ро­сти.

12. Если хочешь себе муд­рость снис­кать и разум доб­рый иметь, и нра­вом своим укра­ситься, то учись кни­гам цер­ков­ным и про­чи­тай слова Божии и уче­ния свя­тых Его. И тем уви­дишь, что душа чело­ве­че­ская чест­нее богатств всего мира, ибо богат­ство смертно, душа же безсмертна.

О душе безсмертной.

13. И когда пой­мешь, что без­смертна душа твоя, тогда ура­зу­ме­ешь истин­ную Пра­во­слав­ную Веру, ее же ради про­роки весе­лятся, апо­столы хва­лятся, свя­ти­тели укра­ша­ются, муче­ники вен­ча­ются и все вер­ные величаются.

О Вере Православной.

14. О ней же и мы ныне тебе слово ска­зы­ваем. Такова есть Вера Право- слав­ная, что ею и на Земле живу­щие люди, и по отше­ствии душ своих к Богу непре­станно с небес­ными анге­лами бесе­дуют и Бога сла­во­сло­вят. Этой Верой вели­кие чудеса тво­рятся: сле­пые про­све­ща­ются, хро­мые и рас­слаб­лен­ные исце­ля­ются, боль­ные поправ­ля­ются и вся­кие болезни и недуги врачуются.

О свя­тых Божиих угодниках.

15. Тако­вые были, свя­ти­тели: Вели­кий Васи­лий, Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­уст, Кли­мент папа Рим­ский, Петр Алек­сан­дрий­ский, Нико­лай Мир­ли­кий­ский, Афа­на­сий и Кирилл Алек­сан­дрий­ские, Лев Катань­ский, Поли­карп Смирн­ский, Петр, Алек­сий, Мака­рий, Иона, Филипп, Иов, Ермо­ген, Инно­кен­тий и Тихон Мос­ков­ские, и пре­по­доб­ные Бого­нос­ные отцы наши: Сер­гий Радо­неж­ский, Кирилл Бело­зер­ский. Вар­лаам Хутын­ский, Сер­гий и Гер­ман Вала­ам­ские, Зосима, Сав­ва­тий и Гер­ман Соло­вец­кие, Алек­сандр Свир­ский, Сера­фим Саров­ский и Алек­сий чело­век Божий и много иных тако­вых, им же всем число и имена лишь Бог ведает.

О тра­пезе святых.

16. Ты же не дивись и не думай, что неправду о них гово­рили, как они сле­пому молит­вою очи пода­вали, и вели­кие недуги и болезни исце­ляли. Да и жизнь их была непо­хо­жей на чело­ве­че­скую: тер­пели словно без­п­лот­ные, и пища была им хлеб и вода, и вку­ше­ние редко и помалу.Иные вку­шали через день, а иные через два, иные — через неделю, а иные — через две недели, иные и сорок дней ничего не вку­шали, а иные и вообще хлеба не ели, лишь траву и коренья.

Об одежде святых.

17. Так и об одежде своей не радели, но тер­пели нагим и босым телом зной сол­неч­ный и мороз зим­ний, вся­кое по земле ски­та­ние и на дере­вьях и кам­нях житие.

О молитве святых.

18. Так и молитва их к Богу день и ночь обра­щена, и даже когда уснут — молитва их, словно столп непо­ко­ле­би­мый, не колеб­лется и не умол­кает. Так было прежде, и сей­час так есть. Такова вера и любовь свя­тых к Богу.

О молитве вся­кого чело­веку в миру живущего.

19. Нам же, в миру живу­щим, такого труда поне­сти невоз­можно. И того радите же свя­тые отцы нам на вся­кий день пра­вила цер­ков­ные и домаш­ние уста­но­вили и так пове­лели молиться. А без пра­вила цер­ков­ного и моле­ния домаш­него пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину никоим обра­зом жить не подобает.

О пра­виле церковном.

Знай и о том, что такое пра­вило цер­ков­ное. Это вечерня с пове­че­рием, полу­нощ­ница с утре­ней и часы с обеднею.

О том, что и о какое время в церкви поется и чего ради так установлено.

20. Знай, что и чего ради уста­нов­лено свя­тыми отцами к пению в церкви: вечерня, пове­че­рие, полу­нощ­ница, утреня, часы, обедня и молебен.

О вечерне.

Вечерню поем от того, что спо­до­бил нас Гос­подь Бог от утра до вечера день перейти здра­выми. И вечер такой же воз­ве­щает Он нам и уготовляет.

О пове­че­рии

Пове­че­рие поем, то есть молим Бога, да спо­до­бит Гос­подь нас без страха уснуть и полу­нощ­ные молитвы верно совершить.

О полу­нощ­нице.

21. Полу­нощ­ница того ради поется, что в пол­ночь Бог при­дет судить живых и мерт­вых, пра­вед­ных и греш­ных, и воз­дать каж­дому по делам его.

Об утрени.

Утреню ран­ним утром пове­лели петь свя­тые отцы потому, что ран­ним утром Хри­стос Бог наш вос­крес из мерт­вых и всем вер­ным жизнь веч­ную и радость даровал.

О часах.

22. Пер­вый час поем, дабы про­сла­вить Све­то­давца, сотво­рив­шего день и осве­тив­шего нас све­том днев­ным по вели­кой Своей мило­сти. Тре­тий час поем потому, что в тре­тий час на свя­тых Своих уче­ни­ков и апо­сто­лов Гос­подь от Отца Дух Свя­той послал и тогда стали апо­столы раз­ными язы­ками гово­рить и про­по­ве­ды­вать. Шестой час поем оттого, что в шестой час Адам пер­вый создан был и в тот же час Адам вто­рой Гос­подь наш Иисус Хри­стос за грехи наши и Ада­мовы вольно пре­чи­стой пло­тью Своей рас­пялся. Девя­тый же час поем потому, что в девя­тый час Хри­стос, Отцу Дух пре­дал, и все­гда сущий Боже­ством, на Кре­сте пло­тью страсть при­нял. И ради умер­ших до ада сни­зо­шел, и цар­ство адово раз­ру­шил, и вос­крес в тре­тий день, с Собою всех вер­ных воскресив.

Об обедне, то есть о литургии.

23. Свя­тая и Боже­ствен­ная литур­гия совер­ша­ется, и это есть тайна вели­кая и неска­зан­ная. Тогда со свя­щен­ни­ком неви­димо Ангелы слу­жат, тогда Гос­подь наш Иисус Хри­стос — непо­роч­ный Агнец за нас закла­ется и в пищу вер­ным, на избав­ле­ние гре­хов и в жизнь веч­ную, пода­ется. Мно­гое же об этом ска­зать можно, но все на своих местах в свое время най­дешь, а ныне и сего достаточно.

О молеб­нах.

24. Молебны же поются, когда кто захо­чет, рано и поздно, днем и ночью, утром и вече­ром. Не подо­бает смот­реть время, когда Бога молишь, ведь где встре­тил Царя, там и молишь его. Ска­зал я тебе слово о цер­ков­ном пра­виле, ты же помни услы­шан­ное, и навы­кай доб­рых обы­чаев истин­но­го­бла­го­ве­рия, и поучайся нра­вом своим, сло­вами и делами доб­рыми, и слу­шай людей доб­рых, а не злых.

О Церкви.

25. Слу­шай и о Свя­той Божией Церкви: как ее пони­мать, как к ней при­хо­дить и как в ней сто­ять. Назы­вали Цер­ковь Божию свя­тые отцы Зем­ным Небом, Неве­стой Хри­сто­вой и Домом Божиим, потому что Бог в Ней пре­бы­вает, и к Нему все вер­ные при­бе­гают, и от Него мило­сти и остав­ле­ния гре­хов про­сят. Если же не сомне­ва­ясь, с верою про­сят, то полу­чают просимое.

О церк­вях (хра­мах).

И еще при­лежно слу­шай о церкви. Не думай, что свя­тая цер­ковь про­сто зда­ние, потому что она Кро­вью Хри­сто­вой окроп­лена и Духом Свя­тым освя­щена. Этого ради ничто сквер­ное в ней да не пре­бы­вает: ни зверь, ни ско­тина, ни ино­ве­рец, и ничто нечи­стое в нее да не входит.

О том, что если нечи­стое в цер­ковь войдет,

26. Если же когда и вой­дет что-то нечи­стое послу­чай­но­сти какой-то или небре­же­нию нашему, тогда свя­щен­ник молит­вою очи­щает и Свя­тою водою окроп­ляет, и поэтому чиста и свята она все­гда пребывает.

О верах прочих.

27. Но есть на свете вера ере­ти­че­ская, вера пога­ная — масуль­ман­ская, есть вера жидов­ская, и зло­ве­рие сата­нин­ское — мно­го­бо­жие и идо­ло­слу­же­ние раз­лич­ное, индий­ское, китай­ское, япон­ское и иных наро­дов в язы­че­стве пре­бы­ва­ю­щих, и даже вера бесов­ская — сата­низм. Но не правы и не истинны веры эти, не добры и непо­лезны, ибо измыш­лены они чело­ве­ко­убий­цей дьяволом.

О домах и капи­щах их.

28. Ты же знай о хра­мах ере­ти­че­ских, что не укра­шены они, но обна­жены, и не храмы суть, но про­стые дома. Что “храмы” эти не освя­щены, как пове­лели свя­тые апо­столы и Боже­ствен­ные отцы, и несо­вер­шенны, но всю их кра­соту злые ере­тики огра­били и обна­жили, и всю их честь отняли. Ере­тики свои “храмы” не освя­щают, кре­сты на них не под­ни­мают, сня­тые иконы не вно­сят и тем церкви не укра­шают, книги Слова Божьего в них соборно не читают и тем не поуча­ются. И чистыми церкви свои не соблю­дают, и можно про­сто ска­зать: цер­ков­ного устава и укра­ше­ния не имеют, а без укра­ше­ние словно голые. И нет в церк­вях их гласа, кото­рый сло­вом воз­ве­щал бы путь истин­ный, сти­хиры там не вос­пе­ва­ются, кондаки и икосы каж­до­дневно не обнов­ля­ются, све­тильны, Бого­ро­дичны и Кре­сто­бо­го­ро­дичны не воз­гла­ша­ются, свя­тые же свя­щен­но­сло­вия нико­гда в храме ере­ти­че­ском не бывают. Есть же в капи­щах сата­нин­ских — язы­че­ских и ино­вер­че­ских лишь мер­зость, пога­ные обы­чаи и богохульство.

О церкви Христовой.

29. У нас же, в Пра­во­слав­ном Хри­сти­ан­стве, есть Свя­тая и Непо­роч­ная и Апо­столь­ская цер­ковь, кото­рая Боже­ствен­ными и Свя­щен­но­нос­ны­ми­сло­вами освя­щена и вся по пре­да­нию свя­тых отцов укра­шена и совер­шенна. И того ради слу­шай, как тебе к церкви при­хо­дить и в нее входить.

О при­ходе к церкви.

30. Ты же будь вни­ма­те­лен и то все­гда храни, что когда при­дешь к церкви, не спеши в нее войти, но стань возле нее и испы­ты­вай совесть свою. И если что слу­чи­лось с тобой сквер­ное во сне или наяву, от бесов­ского сму­ще­ния и меч­та­ния, или, когда шел к церкви, помыс­лил нечто блуд­ное, то не входи в цер­ковь, но стань тогда перед дверьми цер­ков­ными, словно Адам перед вра­тами Рай­скими и помыш­ляй, чти врач чело­ве­че­ский отлу­чает тебя от нее. И если враж­ду­ешь с кем-то или гнев име­ешь на кого-то, также не входи в нее, покуда враж­до­вать не пере­ста­нешь и пока не уми­рится совесть твоя.

Еще о при­ходе к церкви.

31. Если же от скверны меч­та­ния бесов­ского чистым ты сохра­нился, и тогда не спеши вхо­дить в цер­ковь. Но покло­нись перед цер­ко­вью три­жды, смотря на образ Спаса, и молись к пер­вому поклону. “Боже, мило­стив буди мне, греш­ному”. И ко вто­рому поклону: “Боже, очи­сти грехи моя и поми­луй мя. Созва­выймя Гос­поди, поми­луй мя”. К тре­тьему же поклону молись: “Без числа согре­шил, Гос­поди, про­сти, мя”. И потом, обра­ща­ясь на все четыре сто­роны — восток, юг, запад и север, людям, там сто­я­щим, покло­ня­ясь говори: “Про­стите мя, отцы и бра­тия”. И после этого в цер­ковь входи.

О входе а церковь.

32. Когда-же вхо­дишь в цер­ковь, тогда со стра­хом и тре­пе­том, греш­ным себя помыш­ляй и недо­стой­ным входа цер­ков­ного, ибо вхо­дишь в Зем­ное Небо. И когда ста­нешь в церкви, молись Творцу сво­ему и Богу и помни, что на Небе­сах сто­ишь и не помыш­ляй ничего зем­ного, но только воз­ды­хай и молись о гре­ках своих.

О сто­я­нии в церкви.

33. Стань на одном месте, тихо и смирно, и возле тебя сто­я­щего не тол­кай и не тесни, разве лишь по вели­кой необ­хо­ди­мо­сти. Но став, сотвори так же три поклона, как мы тебе прежде ска­зали. И с ними молись: “Боже, мило­стив…”, и далее.

О покло­нах.

34. Если день — ни празд­ник, ни суб­бота, ни неделя (вос­кре­се­нье), тогда клади зем­ные поклоны. Если же празд­ник, или суб­бота, иди неделя (вос­кре­се­ние), тогда покло­няйся до пояса. И после трех покло­нов вход­ных про­из­носи молитву “Достойно есть“и здесь клади поклон зем­ной во вся­кий день. Потом: “Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь”, и “Гос­поди, поми­луй”, три­жды и “Гос­поди, бла­го­слови”. И после — три поклона по пер­вому обычаю.

О покло­нах людям.

35. И потом покло­нись на четыре сто­роны, людям, около тебя сто­я­щим , и говори им также, как и прежде: “Про­стите мя отцы и бра­тия”. Покло­няйся же им не в землю, а только в пояс.

О покло­нах властям.

36. Если где и вла­сти будут, мир­ские и духов­ные, ты все­гда прежде покло­нись до земли и скажи: “Про­сти мя отче свя­тый, и бла­го­слови мя, и помо­лися за мягреш­ного”. Но говори это не вслух, а только про себя, тайно. Такое начало все­гда твори, когда по Свя­тую Цер­ковь входишь.

И еще о входе в церковь.

37. Во свя­тую цер­ковь вошел, словно ков­чег Ноев нашел и потопа гре­хов­ного убе­жал. Вни­ма­те­лен будь, и не стань невни­ма­те­лен, ибо в самом Небе сто­ишь и с выш­ними силами соединяешься.

Еще о сто­я­нии во свя­той церкви.

38. Стой в церкви кротко и со вся­ким сми­ре­нием, обрати лицо свое ко образу Спа­сову, и ум свой воз­веди к Пер­во­об­раз­ному Его суще­ству, и молитву к Нему непре­станно во уме и во устах держи.

О молитве к Богу.

39. Молитву к Богу такую твори: “Гос­поди Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, поми­луй мягреш­ного”. Говори же ее не вслух, перед людьми, я про себя, в тайне.

О молитве Живо­тво­ря­щему Кре­сту Гос­подню.

40. Когда уви­дишь Живо­тво­ря­щего Кре­ста Хри­стова образ, тогда твори.молитву такую: “Кре­сту Тво­ему покло­ня­емся Вла­дыко и Свя­тое Вос­кре­се­ние Твое сла­вим”. И после этого покло­нись Чест­ному Кресту.

О молитве Пре­чи­стой Богородице.

41. Когда же посмот­ришь на образ Пре­чи­стой Бого­ро­дицы, тогда обрати ум свой к пер­во­об­раз­ному Ее суще­ству, к Самой нашей Вла­ды­чице, и молись ей так: “Пре­свя­тая Гос­поже Бого­ро­дице, поми­луй и спаси мя и помо­лись о мне Сыну Сво­ему и Истин­ному Богу нашему, да спа­сет и поми­лует мя греш­ного”, или про­сто: “Пре­свя­тая Бого­ро­дица, спаси нас”.

О молитве Иоанну Предтече

42. Когда же посмот­ришь на образ Пред­течи Иоанна, также ум свой к нему утверди и твори молитву: “Свя­тый Вели­кий Иоанне, Про­роче и Пред­тече, Кре­сти­телю Гос­по­день, помо­ли­сяко Спасу Хри­сту Богу нашему да спа­сет и поми­лует мя греш­ного”, или “Свя­тый Вели­кий Иоанне, Пред­тече Гос­по­день, моли Бога о нас”.

О молитве ко свя­тым про­ро­кам, аnoсто­лам, муче­ни­кам, све­ти­те­лям, пре­по­доб­ным и всем святым.

43. Когда на образ какого-либо свя­того посмот­ришь, про­рока или апо­стола, муче­ника или свя­ти­теля, или пре­по­доб­ного, то к тому ум свой и воз­веди и молитву же этому свя­тому такую твори: “Свя­тый Божий про­роче (имя), или свя­тый апо­столе Хри­стов (имя), или свя­тый­стра­сто­терпче (имя), или свя­ти­телю Хри­стову (имя), или пре­по­добне отче (имя), помо­лися ко Спасу Хри­сту, Истин­ному Богy Нашему, да спа­сет и поми­лует мя греш­ного”. Если же образ всех свя­тых, тогда обрати ум свой ко всему сонму свя­тых и всему воин­ству Небес­ному и молись, “Вси­свя­тии, молите Бога о наc”.

О молитве свя­тых к Богу.

44. Все свя­тые о нас все­гда Бога молят. Он же Один всех милует и спа­сет, а свя­тым Своим все­гда снис­хо­ди­те­лен на просьбы о греш­ных бывает.

О молитве там, где и свя­тых обра­зов нет.

45. Помни и о том, что если какого свя­того особо чтишь или если какой свя­той на память тебе при­шел, даже когда и образа его не при­дется видеть, все равно при­зы­вай свя­тым его име­нем на умо­ле­ние к Богу и тебе на помощь. И если веру теп­лую иметь к нему будешь, то скоро к тебе, сущему в бедах, болез­нях и скор­бях, на помощь поспе­шит. Но если нетвер­дую веру име­ешь, то лишь погре­шишь этим при­зы­ва­нием. Также и Матерь Божию Пре­чи­стую на умо­ле­ние Сына ее и Бога нашего при­зы­вай везде, даже если и образа ее где не уви­дишь. Также и к Самому Гос­поду нашему Иисусу Хри­сту молитву все­гда и везде твори, не только в церкви, но и в пути, и на постели, как тебе прежде было ска­зано и написано.

Еще о сто­я­нии во свя­той церкви

46. Когда же уже стал в церкви на месте своем, не ози­райся туда и сюда, не пере­ходи с места на место, помни на каком месте сто­ишь, и не пере­ходи на иное, а пере­ходи лишь от необ­хо­ди­мо­сти вели­кой или от тес­ноты, или для почте­ния какого-то чело­века, но потом сразу стань на месте своем, ноги не рас­став­ляй но вме­сте держи и о стену или о колонну не опи­райся. А если какого чело­века уви­дишь, без­чи­ние дела­ю­щего, такого не осуж­дай, ибо не нака­зан еще он. И веди себя исправно, не пре­воз­но­сись, ибо ищет Бог сми­ре­ния, а не пре­воз­но­ше­ния. Если же плоть твоя тебя к отдыху зовет, не под­да­вайся ей. О сует­ных и тлен­ных мира сего не заду­мы­вайся. Только лишь пение слу­шай и чте­нию вни­май, а если какое слово будет непо­нятно, то лишь после пения или чте­ния вопро­шай о нем све­ду­ю­щего человека.

О чине поклонов.

47. Помни же все­гда о том, что прежде напи­сал к тебе, что сеть цер­ковь, и чего ради к ней при­хо­дят, и как тебе в ней сто­ять. Ныне слу­шай и о покло­нах слово. Поклоны трех видов бывают. Из них пер­вый назы­ва­ется обыч­ный поклон, то есть до груди или до пупа. Вто­рой же поклон сред­ний, то есть в пояс. Тре­тий назы­ва­ется покло­ном вели­ким, то есть в землю. Когда же слу­чится класть тебе зем­ные поклоны, тогда не бей голо­вою своею в землю и не сту­кай ее об пол цер­ков­ный или домаш­ний, но колени к земле пре­кло­няй и главу свою низко допус­кай, но к земле не при­мы­кай, а руки вме­сте поведи и на землю веж­ливо клади и лок­тей своих не рас­то­пы­ри­вай. А когда кла­ня­ешься или вста­ешь ногами сво­ими не волочи и не сту­кай. Смотри же и пере­ни­май это от искус­ных и уме­лых людей, а не от без­чин­ных. Вся­кий же поклон так твори: сна­чала пере­кре­стись и лишь потом поклон клади. Но об этом тебе после напишу, а здесь и того довольно.

О зем­ных поклонах

48. Помни же, что когда бывает.вечерня празд­нич­ная, или в пят­ницу на суб­боту вечерня, или на вос­кре­се­ние в суб­боту, зем­ные поклоны отла­га­ются, и больше чем в пояс не бывают, разве что на отпу­сте после “…сущую Бого­ро­дицу Тя вели­чием”, все­гда бывает зем­ной поклон. Так же и на пове­че­рии, после “Достойно есть”- зем­ной поклон, про­чие же — в пояс.

О про­ще­нии перед иереем в церкви и на отпусте.

49. Когда про­ще­ние бывает, воз­гла­шает иерей: “Хри­стос Истин­ный Бог наш…”, ты же про себя говори: “Аминь”. После же этого иерей покло­ня­ется пред­сто­я­щему народу, ты же также иерею покло­нись до земли с про­ще­нием [1]. И встав иерей воз­гла­шает: “Помо­лимся о бла­го­че­сти­вом царе…” [2], и про­чее до конца. И после этого тво­рит иерей три покло­на­ких перед цар­скими дверьми. Тогда и ты покло­нись три­жды до земли. И молись на каж­дом поклоне по обы­чаю, как тебе прежде ска­зано: “Боже мило­стив…”, про­чее. Когда же после этого иерей гово­рит. “Бла­го­сло­вите отцы свя­тые и бра­тия, и про­стите мя греш­ного, яко согре­шил сло­вом, и делом, и помыш­ле­нием и всеми моими чув­ствами”, ты покло­нись ему, а вос­став говори: “Бог да про­стит ти, отче свя­тый”. И потом покло­нись до земли и говори ему:“Про­стимя отче свя­тый…”, все до конца. Иерей же отве­чает: “Бла­го­да­тию Своею Бог да про­стит и поми­лует всех вас”. Так же твори на полу­нощ­нице, на отпу­сте. Тре­тий же раз на часах перед обед­нею. Таким же обра­зом все­гда во свя­той церкви про­ще­ние получай.

Ска­за­ние о прошениях.

50. Это три­крат­ное про­ше­ние поло­жено к испол­не­нию вся­кому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину во испо­ве­да­ние гре­хов своих. И ты об этом помни все­гда и непре­ложно исполняй.

О покло­нах на литургии.

51. Когда литур­гию слу­шать ста­нешь, о начале молитв прежде ука­зано тебе, ныне же скажу как и где покло­няться. Сотвори начало обыч­ное, как ска­зано было тебе и после этого стой со стра­хом, словно перед Самим Небес­ным Царем Хри­стом Богом нашим, и слу­шай свя­тое пение. И когда вой­дет свя­щен­ник с Еван­ге­лием в Алтарь, ты покло­нись с молит­вою: “Гос­поди Иисусе Хри­сту Сыне Божий, поми­луй мя, греш­ного”. И когда запоют: “Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе“и нач­нет иерей читать Еван­ге­лие, ты также покло­нись. А когда про­чтет Еван­ге­лие и ста­нут вновь петь: “Слава Тебе, Гос­поди…”, ты вновь покло­нись с молит­вою. Когда же по Еван­ге­лию воз­гла­шает диа­кон (или свя­щен­ник) сугу­бу­ю­ек­ти­нию: “Рцем­вси, от всея души…“и на кли­росе мно­же­ство раз поют: “Гос­поди поми­луй”, тогда велено поло­жить по три поклона на вся­кой ста­тье, за Царя, да Царицу и за их чада, и за их воин­ство, и за Пат­ри­арха, и за весь при­чет цер­ков­ный, и за все пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство. А все эти поклоны клади в пояс, а когда празд­ника нет, то раз­ре­шены и зем­ные поклоны. И когда при­но­сит иерей Свя­щен­ные Дары и воз­гла­шает; “Да помя­нет Гос­подь Бог…”, тогда положи три поклона, в празд­ники, в суб­боту или в вос­кре­се­ние — пояс­ные, а в иные дни — один зем­ной поклон, два же — в пояс. И когда нач­нут петь: “Верую во Еди­ного Бога Отца..”, тогда пере­кре­стись и стой без поклона, слу­шай Испо­ве­да­ние Пра­во­слав­ной Веры. Когда же свя­щен­ник воз­гла­шает: “Изрядно о Пре­свя­тей и Пре­чи­стей..”, тогда все­гда поклон зем­ной, даже если празд­ник, или суб­бота, или неделя (вос­кре­се­ние). Также и после “Достойно есть„.”. И после “Отче наш…” — поклон в пояс, если празд­ник. И когда свя­щен­ник под­ни­мет потир с Телом и Кро­вью Хри­сто­вой и воз­гла­шает: “Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите”, тогда покло­нись в празд­ники поясно, в будни же земно. И если ты при­ча­стился Свя­тых Даров, то до конца дня отложи поклоны зем­ные и храни себя от вся­кой скверны, да не оскор­бишь Гос­пода. И когда воз­гла­сит иерей: “Все­гда, ныне и присно…”, п поне­сет на жерт­вен­ник Тело и Кровь Хри­стову, тогда тоже покло­нись. Когда же поют, перед псал­мом: “Буди имя Гос­подне…” — три поклона, и после “Достойно…” все­гда зем­ной поклон, даже в празд­ник. И потом поют: “Слава, и ныне. Гос­поди поми­луй (три­жды). Бла­го­слови”. Тогда три поклона по преж­нему уставу, как ска­зано было тебе. И после отпу­ста, в празд­ники, в суб­боты и недели (вос­кре­се­ния) отла­га­ются все поклоны зем­ные и лишь пояс­ные тво­рятся. На вечерне, пове­че­рии, полу­нощ­нице, утрени, часах, на сла­вах во псал­тири и на екти­ньях и когда читают: “Свя­тый Боже…”“Отче наш…” или “При­и­дите покло­нимся…”, поклоны — по рас­суж­де­нию. Ты же вни­май разуму сво­ему и на искус­ных людей смотри и уче­ных, я не на таких невежд, как я.

О сто­я­нии перед свя­тыми иконами.

52. Стой же перед обра­зами Гос­по­дада нашего Иисуса Хри­ста, и Пре­чи­стыя Его Матери, и свя­тых Его со вся­ким сми­ре­нием и уни­чи­же­нием. И молись молит­вою теп­лою, и держи веру несумненную.

О Свя­тых иконах.

И если кто из пра­во­вер­ных стоит перед обра­зом Хри­ста Бога нашего, или Бого­ро­дицы, или свя­тых Божиих со сми­ре­нием и верою теп­лою, то полу­чит что про­сит. Ибо где образ, там и Бла­го­дать Первообразная.

О том, что образ знаменует.

Ведаем такого чело­века в пре­да­ниях, кото­рый смот­рел на образ Пре­чи­стой Бого­ро­дицы, и уви­де­лось ему чело­ве­че­ское лицо, но неиз­ре­ченно сия­ю­щее. Если и чело­ве­че­ским можно назвать, но свет лица того, бли­ста­ю­щий, выше чело­ве­че­ского разума.

О чуде­сах, быва­е­мых от свя­тых икон.

53. Также много в писа­ниях пишется, как голос от образа Хри­ста Бога нашего бывает, также и от Бого­ро­дична: ино­гда слезы, ино­гда же миро бла­го­ухан­ное от сухого образа исте­кает. И таких чудес вели­кое мно­же­ство. Верою моля­щи­еся сле­пые про­зрели, хро­мые ходить начали, рас­слаб­лен­ные здо­ро­выми стали, бес­но­ва­тые уце­ло­уми­лись и вся­кими болез­нями страж­ду­ю­щи­е­ис­це­ли­лися. Вни­май спра­вед­ливо: не говорю я того, что образ это тво­рит, но само­об­раз­ный, его же есть образ, тот сам и есть в своем образе, и все это делает ради веры моля­ще­гося. Ты же это знай и помни всегда.

Омо­леб­ном пении.

54. Когда молеб­ные пения совер­ша­ешь в церкви или в дому, тогда усердно ста­раться над­ле­жит и со вся­ким сокру­ше­нием сердца сто­ять, и мило­сти у Гос­пода про­сить. Потому что это моле­ние про­ше­нием и бла­го­да­ре­нием име­ну­ется, того ради и прежде гово­рил тебе о том, что оно во вся­кое время поется, рано или поздно. И вся­ком пении бывает три поклона. И ты себе вни­май стоя. Когда же свя­щен­ник гла­го­лет:“Избави от бед…“или “Спаси от бед…”, или “При­зри бла­го­сер­дием…”, или “Моли Бога о нас…”, тогда ты покло­нись со иереем по уставу дня, как прежде ука­зано было тебе. И когда чита­ется Еван­ге­лие, также перед ним и после него поклонись.

О слу­ша­нии Евангелия.

55. Слу­шай же Еван­ге­лие при­лежно и будь вни­ма­те­лен, ибо это есть слово Пре­чи­стых Уст Хри­сто­вых, Им же все сотво­рено было. Ему же и мы живем и к Нему уми­раем, то есть отходим.

О том, как при­ло­житься к Евангелию.

56. Когда хочешь при­ло­житься Еван­ге­лию, тогда все­гда душевно сове­стью испы­туй себя, чтобы был достоин, чтобы не было на тебе ника­кой скверны, ни во плоти твоей, ни во одеж­дах твоих. Также от злых и лука­вых помыс­лов упразд­нись и разу­мей, чего ради при­кла­ды­ва­ешься. Потому что, когда Мои­сей от Бога закон изра­иль­ским людям воз­ве­щал, они же, послу­шав­шие, отве­чали: “Все, что ска­зал Гос­подь, сде­лаем и будем послушны”. (Быт. 24,3). Так же и ты здесь позна­ешь славу Божию, поко­ря­ешься и тво­рить обе­ща­ешься как в Еван­ге­лии писано. При­ло­жись же к Рас­пя­тию, что посреди Еван­ге­лия, и Еван­ге­ли­ста целуй, что вниз по пра­вой сто­роне Рас­пя­тия. И воз­вра­тись на свое место, и покло­нись свя­щен­нику читав­шему Еван­ге­лие, говоря (втайне): “Верую Гос­поди во Свя­тое Еван­ге­лие Твое, Хри­сте Боже, помози мы и спаси душу мою“или молитву Иисусову.

О “Достойно…” на молебне.

57. Когда на молебне поют: “Достойно…“или “Вла­ды­чице при­ими молитвы…”, как про­поют это, тогда покло­нись все­гда до земли. И сокруши сми­ре­нием сер­деце свое. Хорошо тогда и слезы иметь, и слезно во гре­хах каяться, и к Пре­чи­стой Бого­ро­дице при­па­дая молиться. И когда екти­нию воз­гла­шают, то есть свя­щен­ник молится, и ты также тогда молись, как и прежде по ста­тьям ска­зал тебе: за Царя, и за Пат­ри­арха и за все Пра­во­слав­ное христианство.

О фими­аме.

58. Когда с фимиа­мом кадило при­но­сится от иерея или от диа­кона, тогда пре­клони главу свою, словно Дух Жизни при­ни­мая, и говори молитву Иису­сову. Это зна­ме­нует каж­де­ние Богу делами бла­гими, и таким обра­зом молитва наша к Богу вос­хо­дит. О том Давид во псалме напи­сал: “Да испра­вится молитва моя, яка кадило пред Тобою (то есть: да напра­вится молитва моя, как фимиам пред лице Твое)”(Пс. 140.2). И на отпу­сте так покло­няйся, как у иных правил.

О том, как ко Кре­сту приложиться.

59. И после отпу­ста, когда ко Кре­сту идешь, также совесть свою испы­ты­вай, чтобы был достоин. И когда иерей осе­нит тебя Живо­тво­ря­щим Кре­стом Хри­сто­вым, тогда под­но­жие Его целуй, то есть свя­щен­ни­че­скую руку, дер­жа­щую Крест. И отойдя на место свое, также покло­нись иерею. Кре­сту же молись: “Верую Гос­поди, и покло­ня­юсь Чест­ному и Живо­тво­ря­щему Кре­сту Тво­ему, яко на Нем соде­ла­леси спа­се­ние посреде Земли”. И так, дождав­шись конца службы Божией, иди в дом свой и радуйся с миром.

О начале и конце цер­ков­наго правила.

60. И о том все­гда помни, чтобы тебе прежде конца службы Божией и отпу­ста пению от Церкви не изойти, разве лишь от вели­кой нужды, или когда гос­по­дин тебя куда-нибудь пошлет. Так же и начало пения цер­ков­ного соблюдай.

Об иерее и отце духовном.

61. Свя­щен­ника везде и все­гда почи­тай, осо­бенно же отца духов­ного. Если же нет у тебя отца духов­ного, найди себе и при­зови его, и не будь без него. Пишется у нас в хри­сти­ан­ском законе: “Если кто в мире живет, а отца духов­ного не имеет, тот не есть хри­сти­а­нин. И боль­шое горе чело­веку тому, если умрет без отца духов­ного — лучше бы ему было не рож­даться”.

О чине священническом.

62. Велик воис­тину чин свя­щен­ни­че­ский, то бо есть апо­столь­ское наслед­ствие, и того ради дана им (свя­щен­ни­кам) от Бога власть над душами чело­ве­че­скими, ибо ска­зал о них Гос­подь: “Что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе; и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе”. (Мф. 18, 18). И того ради имена свя­щен­нику раз­ные даны были: чисти­те­лем име­ну­ется и хода­таем к Богу, све­том миру и солью земли, настав­ни­ком заблуж­да­ю­щихся и учи­те­лем нера­зум­ных, стра­жем и пас­ты­рем Хри­стова стада, домом тай­ным и жре­цом при­но­ше­ния, тру­бой духов­ной, источ­ни­ком живой воды и устами Божи­ими, что дают миру мир, корм­чим и оком цер­ков­ным, вра­та­рем и клю­ча­рем породы древ­ней и мно­гие иные слав­ные имена. Ты же это услы­шав, без свя­щен­ника и отца духов­ного не живи.

О раз­ре­ше­нии грехов.

63. Если чем пред Богом согре­шил, то к свя­щен­нику при­ходя — испо­ве­дайся, и будет он тебе хода­таем к Богу, и раз­вя­жет тебя от гре­хов­ных уз. Без него же никто раз­ре­шить тебя не может. И если какое доб­рое дело хочешь сотво­рить, то у него бла­го­сло­вись, и словно гра­моту и печать от цар­ского упра­ви­теля при­няв, дело свое исполнишь.

О бла­го­сло­ве­нии священническом.

64. Бла­го­сло­ве­ние же его в честь радостно прими себе. Бла­го­слов­ляет он тебя рукою своею, кре­сто­об­разно осе­няя главу твою, также грудь и по том пра­вое плечо и левое. Ты же, при­няв это, целуй руку его. Если же руки своей не даст цело­вать, проси и моли его о том, чтобы дал. Не гово­рил ли я тебе, как велик есть он? Велика же есть и Живо­тво­ря­щего Кре­ста сила, Его же и ты сам на себе воображаешь.

О Кре­сте, Им же рукою своею ограждаемся.

65. Слу­шай же и о Кре­сте, Им же сам себя своею рукою ограж­да­ешь. Не про­сто это, но вели­кого таин­ства испол­нено. Когда сло­жишь боль­шой палец и два сле­ду­ю­щих после него, то зна­ме­нует образ пре­без­на­чаль­ного суще­ства Нераз­де­ли­мой Тро­ицы, Отца, и Сына, и Свя­того Духа. И сло­жив, пре­клони два пальца послед­них — то зна­ме­нует два есте­ства во еди­ном составе: Боже­ство и чело­ве­че­ство, во Хри­сте сущие [3]. И когда пола­га­ешь зна­ме­ние это на лоб и сво­дишь до живота (до пупа), то зна­ме­нует же, как Бог Слово пред­вечно родив­шийся с небес на землю сошел и вопло­тился от Пре­чи­стой Девы Марии, и с чело­ве­ком на земле пожил, и страсть нас ради и нашего ради спа­се­ния пло­тию вольно пре­тер­пел, и на небеса воз­несся и сел одес­ную Отца. Поло­же­нием же руки на пра­вое плечо зна­ме­ну­ешь и ука­зу­ешь, как сидит Он одес­ную Отца и еще вто­рым при­ше­ствием при­дет на Землю судить живых и мерт­вых, и воз­дать каж­дому по делам его; пре­бы­ва­ю­щим же тогда справа от Него, ука­зы­вает и дает Цар­ствие Небес­ное. А когда пере­ве­дешь руку на левое плечо, ука­зу­ешь, как греш­ники слева от Него вста­нут и отсы­ла­емы будут в муку веч­ную. И совер­шив так крест­ное зна­ме­ние, опу­сти руку свою и рас­слабь ее, и после поклонись.

Ска­за­ние о несо­вер­шен­ном Кресте.

66. Потому будь вни­ма­те­лен, что бы пра­вильно все это изоб­ра­жать, пер­вое о Тро­ице, также и о двух есте­ствах Хри­сто­вых. Если не такое име­ешь изоб­ра­же­ние, то не испо­ве­ду­ешь Нераз­де­ли­мую Тро­ицу. И двух есте­ствво еди­ный состав снис­хож­де­ние не испо­ве­ду­ешь. Так же и на лбу поло­же­ние, и до пупа сниз­ве­де­ние. Тело есть образ Божий, а пуп есть под­но­жие Кре­ста Гос­подня, голова Ада­мова. И если кто этого не зна­ме­нует истово, тот не испо­ве­дует Бога Слова [4] вопло­ще­ние. Так же если кто и на плечо пра­вое и левое лено­сти ради и небре­же­ния не доно­сит руки своей, тот не испо­ве­дует Судию судя­щего живых и мерт­вых. Помни об этом все­гда и не ленись доно­сить руку свою на пра­вое плечо и на левое. И еще об этом скажу тебе. Помни же и то о Кре­сте, чтобы ты не одежду свою на себе кре­стил, но тело свое. И этого ради когда Кре­стом осе­ня­ешься, при­ла­гай внятно руку свою, чтобы тебе на теле своем слышно было, а не на одежде только.

О том, как боятся совер­шен­ного Кре­ста бесы.

67. Если кто пол­ный Крест по заве­ща­нию свя­тых апо­сто­лов и свя­тых отцов вооб­ра­зит на себе, весьма того бесы боятся и тре­пе­щут, и далеко бегут от него. А если же кто без усер­дия, поспе­шая вооб­ра­зит Его, тому бесы радо­ваться будут и вся­кою пре­ле­стью пре­льщать его. Таково есть зна­ме­ние Живо­нос­ного Кре­ста Господня.

Чего ради покло­не­ние творим.

68. Знай же и о покло­не­нии. Когда покло­нишься, то зна­ме­ну­ешь этим Ада­мово пре­ступ­ле­ние и гре­хо­па­де­ние. Когда же вос­ста­нешь, то зна­ме­ну­ешь пока­я­нием исправ­ле­ние и к пер­вому нетле­нию воз­ве­де­ние. Чело­век же чело­веку покло­ня­ется ради образа Божия в нем, и ради того, что сотво­рен чело­век по образу Божьему.

Ска­за­ние о кре­сте, его же на груди носим.

69. Знай же еще о кре­сте, кото­рый на груди своей носишь. Помни все­гда завет свой, между тобою и самим Хри­стом, когда от купели кре­ще­ния изо­шел ты, тогда рабом Хри­сто­вым быть обе­щался и покло­нился Рас­пя­тию Его, то есть кре­сту Хри­стову, и при­нял от руки свя­щен­ни­че­ской крест Хри­стов, его же и поло­жил на плечи и грудь свою, и при­нял ты тем Завет Хри­стов и этим Заве­том после­до­вать по Еван­ге­лию Хри­сту обе­щался. Ибо гово­рится в Еван­ге­лии: “кто не берет кре­ста сво­его и не сле­дует за Мною, тот не достоин Меня”. (Матф. 10.38). Ты же Крест взял и Хри­сту после­до­вать обе­щался. Помни же все­гда о том, что носишь на теле своем образ Кре­ста Хри­стова, на нем же Он волею нашего ради спа­се­ния постра­дал. То тебе есть Завет Божий, то тебе есть зна­ме­ние Царя Хри­ста, то тебе есть стяг небес­ных воинств, тем же тебя все­гда знать будут как раба Хри­стова. И если кто спро­сит тебя: “Что это такое?”, отве­чай ему как напи­сано: “Язвы Гос­поди Иисуса на теле своем ношу”. А спро­сит: “Когда и где об этом напи­сано, и кто пове­лел тебе так делать?”, ты отве­чай ему: “Как Гос­подь нес его (крест), когда на страсть воль­ную шел, так и нам (веро­вав­шим Ему) заве­щал нести Крест”. Боже­ствен­ный Еван­ге­лист Лука гово­рит об этом: “Захва­тив неко­его Симона Кири­не­янина, шед­шего с поля, воз­ло­жили на него Крест, чтобы нес за Иису­сом”. (Лк.23.26). Тогда и бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник Кре­стом вошел в Рай. И если же о Кре­сте вопро­ша­ю­щий тебя нач­нет ругать и поно­сить тебя и Крест Хри­стов и еще вопро­шать о Том, то отбеги от него как можно ско­рее, ибо неве­рен он и зло­ве­рен, потому что когда чело­век без веры много испы­ты­вает о Боже­ствен­ных вещах, имеет сердце немое и глу­хое, и Бог того отда­ляет, он же во Ад нис­хо­дит потому, что вели­ким себя и муд­рым мыс­лит, а пре­дан­ную ему Веру не хранит.

О при­но­ше­ниях во Свя­тую Церковь.

70. Знай же и о том, когда какое при­но­ше­ние в Цер­ковь Божию при­не­сти от себя. Свечу или просфору, или что от име­ния сво­его молеб­ного ради слу­же­ния. И на канон кутию или иное при­но­ше­ние, во слу­же­ние же Боже­ствен­ных Тани — вино от вино­града. Или на про­воз­гла­ше­ние во Свя­той Церкви книгу свя­щен­ную. Или на укра­ше­ние церкви Божией свя­тую икону, или иное что от тако­вых. И то вели­кое есть добро.

О том, чтобы было свое, а не чужое.

71. И подо­бает тебе хра­ниться, что бы какое ни есть при­но­ше­ние было пря­мое, от сво­его труда добы­тое, а не похи­щен­ное, ни отня­тое, ни укра­ден­ное, ни обма­ном при­об­ре­тен­ное, ни каким иным лукав­ством добытое.

О том, чтобы в церкви ничего не брать, потому, что все цер­ков­ное посвя­щено Богу.

72. Знай и о том, чтобы тебе из церкви в дом ради потребы своей ничего не брать: ни сосуда какого цер­ков­ного, ни что-нибудь от риз свя­щен­ни­че­ских, ни свечи в церкви воз­жи­га­е­мой. Не при­емли в дом и иное что от тако­вых, освя­щенно и посвя­щенно все суть Богу, кото­рое при­не­сено в церковь.

О том, как при­сту­пать ко при­ча­стию Свя­тых Тайн Христовых.

73. Не достоин я писать тебе об этом. Поэтому испы­ты­вая себя, как прежде писано тебе было, со стра­хом Божиим и сокру­ше­нием сер­деч­ным при­пади к отцу сво­ему духов­ному и вопро­шай его о том. И как ука­жет тебе, так и сотвори.

О просфоре потреб­ля­е­мой, от свя­щен­ника принимаемой.

74. По Боже­ствен­ной службе просфору при­няв, помни как тебе ее потре­бить со вся­ким вни­ма­нием, стоя, а не сидя. Постели чистый плат и над ним потреби просфору, или над сто­лом, или над чем-то чистым, чтобы твоим небре­же­нием крохи не падали и потоп­таны не были, ибо есть просфора хлеб свя­той, небес­ный. И когда все пра­вило цер­ков­ное в этот день вы слу­шал, вечерню с пове­чер­ни­цею, полу­нощ­ницу с утре­ней и часы с обед­нею, соблю­дая себя от вся­кой пищи и скверны гре­хов­ной, лишь тогда просфору при­няв, потреб­ляй со вся­ким стра­хом Бежим и смирением.

О празд­ни­ках Гос­под­них и свя­тых Его.

75. Знай же и о празд­ни­ках Вла­дыч­них и свя­тых Его, чтобы празд­но­вать тебе их чистою душою и неосквер­нен­ною сове­стью, прав­дою и любо­вью к Богу и людям, а не зло­бою и лукав­ством, не глу­по­стью сквер­ною, не в пьян­стве или объедении.

Конец ска­за­нию цер­ков­ного правила.

Вот вкратце слово о Церкви пока­зал тебе, нуж­ное и потреб­ное в мире живу­щему. Вся­кому чело­веку достойно его разу­меть. И ты помни его, а если всего этого научишься, тогда сам еще больше этого позна­ешь. По тому что малое нечто, словно ново рож­ден­ному мла­денцу, явил тебе, но есть оно корень великого.

Начало слова о домаш­нем правиле.

76. Знай же и о домаш­ней молитве, как тебе встать рано от постели своей, молиться.

О вос­ста­нии от сна своего.

Когда вста­нешь от сна сво­его, пере­кре­стись три­жды с молит­вою Иису­со­вой и так встав, сотвори по обы­чаю, и водою омойся.

О молитве утрен­ней домашней.

77. Стань перед обра­зом Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста и молись, пред­став прежде всего так, покло­ня­ясь до земли: “Боже, мило­стив буди мне, греш­ному. Боже, очи­сти грехи моя и поми­луй мя. Созда­выймя Гос­поди, поми­луй мя. Без числа согре­ших, Гос­поди, про­сти мя”. И после этого начни перед обра­зом: “Слаба Тебе, Боже наш, слава Тебе. Источ­ниче жизни нашея, слава Тебе. Тебе слава подо­бает, во веки. Аминь”. И потом: “Молит­вами свя­тых отец наших, Гос­поди Иисусе Хри­сте Боже наш, поми­луй нас. Аминь”. И далее: “Царю Небес­ный…”, весь до конца, и три­свя­тое — три­жды, с покло­нами. Потом: “Слава, и ныне. Пре­свя­тая Тро­ице… Гос­поди, поми­луй (три­жды). Отче наш… Гос­поди, поми­луй (две­на­дцать раз). Слава, и ныне”. И если кто знает, то читает молитву: “От сна вос­став, бла­го­дарю Тя…“Ты же про­пу­сти ее из-за незна­ния (потом, когда научишься, будешь ее читать) и читай: “При­и­дите, покло­нимся Цареви нашему Богу. При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Хри­сту, Цареви нашему Богу. При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Самому Хри­сту, Цареви и Богу нашему”. Потом читай пяти­де­ся­тый пса­лом: “Поми­луй мя, Боже…”, весь до конца, и по том Сим­вол Веры: “Верую во Еди­ного Бога Отца…”, и далее сто молитв Иису­со­вых, и две­на­дцать покло­нов с той же молит­вою. Потом “Достойно есть… Слава, и ныне. Гос­поди поми­луй (три­жды). Гос­поди бла­го­слови. Гос­поди Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­сты­яТ­воея Матери, пре­по­доб­ных и Бого­нос­ных отец наших и всех свя­тых, поми­луй нас, аминь”. И потом с молит­вою покло­нись за Царя, и за сво­его гос­по­дина и гос­пожу, и потом за кого хочешь. Знай же, что это твое на вся­кий день, от сна вос­став, утрен­нее правило.

О молитве перед обедом.

78. Теперь вто­рое пра­вило. Когда хочешь ко обеду пищу вку­сить, не делай это про­сто и молча, словно невер­ный, без­бож­ный и небла­го­дар­ный. Но по закону хри­сти­ан­ского обы­чая прежде долж­ное сде­лай, то есть помо­лись. Когда при­дет тебе время пищу вку­шать читай: “Отче наш…“весь до конца. Потом: “Слава, и ныне. Гос­поди, поми­луй (три­жды). Гос­поди, бла­го­слови”. И твори молитву Иису­сову, потом:“Аминь”, и пере­кре­стись. И теперь вку­шай хлеб и иную пищу, чем Бог питает тебя.

О том, как спо­койно за сто­лом сидеть и есть.

79. Знай о том, что когда есть нач­нешь, ешь с бла­го­да­ре­нием постав­лен­ное тебе и что ешь — не уко­ряй. Ни с кем и ни чем во время обеда не играй и не смейся, дабы какая-то кру­пица в горле твоем не стала и не уда­вила бы тебя. Так же, сидя за едою, не помыш­ляй злого дея­ния, лукав­ства или скверны , потому что если со вку­ше­нием вхо­дит злой и лука­вый помы­сел, то бывает такое дело душе и телу в поги­бель. Помни об этом образе иуди­ной поги­бели, как напи­сано в Еван­ге­лии: “И после сего куска (хлеба) вошел в него сатана, и пре­дал он Гос­пода иудеям на рас­пя­тие (Ин. 13,27).

О молитве после обеда.

80. Когда же от тра­пезы вос­ста­нешь, воз­дай славу Пита­ю­щему тебя. И молись так: “Достойно есть… Слава, и ныне. Гос­поди, поми­луй (три­жды). Гос­поди, бла­го­слови”. И после этого читай молитву Иису­сову и “Аминь”. И покло­нись с молит­вою за Царя и за гос­по­дина, пита­ю­щего и оде­ва­ю­щего тебя, и пеку­ще­гося о тебе. И потом гос­по­дину и гос­поже покло­нись, и скажи по обы­чаю “Спаси Бог”, так же и про­чим кла­няйся и говори

О питье всяком.

81. Также если что пить нач­нешь не торо­пись скоро вли­вать в уста. Но смотри в сосуд, да не будет там какого праха или волоса, да не лишит тебя здо­ро­вья, да не изну­рит тебя болезнь неожи­дан­ная. И даже когда уви­дишь что питье твое чисто есть, тогда не спеши пить, но посмотри на образ Хри­стов, пере­кре­стись, сотвори молитву Иису­сову и скажи: “Бла­го­слови”. И лишь тогда пей, что хочешь пить.

Об ужине.

82. Знай же о том, как вече­ром за стол ужи­нать садиться. Тогда так же ешь с молит­вою и бла­го­да­ре­нием. Н прежде молись так: “Ядят нищие и насы­тятся, и вос­хва­лят Гос­поди взыс­ка­ю­щие Его, жива будут сердца их в век века. Слава, и ныне. Гос­поди, поми­луй (три­жды). Гос­поди, бла­го­слови”. И после этого молитву Иису­сову и “Аминь”. И ешь, как и прежде гово­рил тебе, со сми­ре­нием и бла­го­да­ре­нием. И от тра­пезы вос­став, читай молитву: “Воз­ве­се­лил мяеси, Гос­поди, в твари твоей…“или “Бла­го­да­рим тя, Хри­сте Боже наш…”, потом “Слава, и ныне. Гос­поди, поми­луй (три­жды). Гос­поди, бла­го­слови”.

О молитве ко сну идущему.

83. Когда при­бли­зится ночь, и ты, спать захо­чешь, про­го­вори себе такое же пра­вило, как и утром. В это вечер­нее время духов­ные люди много молятся: одни читают пове­че­рие с мно­гими кано­нами, дру­гие — псал­тирь с покло­нами, тре­тьи же — мно­гие молитвы. Нам же с тобою и того довольно, что в утрен­нем пра­виле напи­сал я к тебе. Бога ради это сохра­няй и не пре­сту­пай. А когда к этому навык будет, тогда и больше разу­меть сможешь.

О воз­ле­жа­нии на постели своей.

84. Когда же по молитве воз­ля­жешь на постель свою, то не забудь воз­ле­жащи пере­кре­ститься три­жды по лено­сти, а в бод­рость — мно­же­ство раз с молит­вою Иису­со­вой. И вспомни место гроб­ное и помыш­ляй будто во гробе лежишь и на вос­кре­се­ние буду­ю­щее, архан­гель­ской тру­бой, к ответу перед Судьей всех вос­ста­нешь и по делам своим, бла­гим или злым, полу­чишь. Помыш­ляй все­гда, чадо, что постель твоя — гроб твой, а сон — сень смертная.

О сне, о про­буж­де­нии и о молитве.

85. Когда от сна про­бу­дишься, или выспав­шись, или от какого-то шума, или испу­гав­шись сон­ного меч­та­ния, или от чего иного, тогда лежа пере­кре­стись сколько смо­жешь и сотвори молитву Иису­сову. Потому что часто бывает чело­век из-за страха, во сне при­шед­шего, в помра­че­нии ума. Молит­вою же и Живо­тво­ря­щим Кре­стом скоро уце­ло­муд­рится ум твой.

О вос­ста­нии от сна.

86. Так же и от сна вос­став, пере­кре­стись: как ложась делал, так и вста­вая делай. И молись, как тебе прежде было напи­сано. Ска­зал же я тебе слово о молитве домаш­ней и о молитве Иису­со­вой, ее же над­ле­жит на вся­ком месте тво­рить. Ты же не отсту­пай от этого пра­вила, и твори когда поло­жено молитвы не обхо­ди­мые, а в иное время молитву Иисусову.

О устра­ше­нии ужаса.

87. Если же когда спишь, или сидишь, или ходишь, и вдруг при­дет на тебя некий страх и ужас, или помыш­ле­ние лука­вое, чтобы вме­сто правды неправду тво­рить, или сквер­ная, или иная мысль злая, то знай, что в это время дья­вол к тебе при­бли­зился с дик­тует тебе волю свою, и хочет тебя от Бога и правды Божией уда­лить, то не твори, как бес желает, но про­тивься ему. А если при­дет тебе некое доб­рое помыш­ле­ние или жела­ние усерд­ство­вать, словно свя­той муж и бла­го­вер­ный чело­век, о спа­се­нии своем, или жела­ние все­гда правду тво­рить и доб­рое дело сде­лать, или чистоту сохра­нить, или иное доб­рое помыш­ле­ние, то знай, что Ангел Божий при­бли­зился к тебе и хра­нит тебя от злых сетей дья­воль­ских, и хочет тебя доб­ро­де­те­лями тво­ими при­бли­зить и при­сво­ить Богу нашему Иисусу Хри­сту. Ему же ты обе­щался. Если же ты телес­ными сво­ими гла­зами при­чины этого неви­ди­мого весе­лия или страха не видишь, то душа твоя неви­ди­мых видит, и этого ради или раду­ется, или ужа­са­ется. Ты же это помни и поэтому все­гда молитву Иису­сову твори и Живо­нос­ным Кре­стом ограж­дайся. Потому, что когда пере­кре­стишься и молитву Иису­сову сотво­ришь, тогда дья­вол бежит от тебя и злые, и лука­вые, и суе­вер­ные помыш­ле­ния от тебя уда­ля­ются. Ангел же Гос­по­день хра­нит тебя, при­бли­жа­ется к тебе и все полез­ное в сердце твоем изоб­ра­жает. Помни же все­гда об этом.

О входе в какой-либо дом или комнату.

88. Когда вхо­дишь в какой-либо дом или ком­нату, то не входи молча но сотвори молитву Иису­сову и говори: “Аминь”. И покло­нись иконе, нахо­дя­щейся там.

О том, как начать вся­кое дело с благоговением.

89. Знай же о вся­ких делах, когда что начи­на­ешь делать, молиться, вста­вать от сна, ложиться спать, есть, пить, что-то взять или что-то поло­жить, что-то выли­вать, нали­вать, резать, рубить, ломать, раз­де­лять, откры­вать, или иное какое дело делать соби­ра­ешься — говори перед делом все­гда: “Гос­поди, бла­го­слови”, и пере­кре­стись, и сотвори молитву Иису­сову, и скажи: “Аминь”. И так творя, если пищу или питье рас­тво­ря­ешь — много тем сла­до­сти и пита­тель­но­сти при­бав­ля­ешь. Это же услы­шав, помни все­гда и не забывай.

О раб­ском наименовании.

90. Знай же и о том, почему рабом име­ну­ешься: потому, что рабо­тать при­звался, дабы име­но­ваться Гос­под­ним. Помни же все­гда, кто есть гос­по­дин, коему ты рабо­та­ешь, и что сотво­рил он тебе. Был ты под мечем смерти, был заклю­чен в тем­нице неве­рия, был ты в голоде и жажде духов­ной, был в наготе и скорби гре­хов­ной, был во вся­ком лише­нии и не наде­ялся на жизнь доб­рую, а лишь смерти ожи­дал. Пред­став­ляю — как в то время гово­рил ты: “Почему я родился, если родился? Почему я не умер, а под­рос? Зачем из дома отца сво­его, на беду себе, ушел?“Бог же — Чело­ве­ко­лю­бец, всего добра Дела­тель — по неис­сле­ди­мым своим судь­бам от меча изба­вил тебя, из тем­ницы осво­бо­дил тебя, пищей и питьем напоил тебя, наготе оде­я­ние и скорби уте­ше­ние послал тебе и вме­сто смерти жизнь даро­вал тебе, и вме­сто кро­во­пийцы дья­вола — гос­по­дина бла­го­вер­ного. Гос­по­дин же этот — духов­ный отец твой и свя­щен­ник Божий. Он же хри­сти­ан­ского, пра­во­слав­ного зва­ния спо­до­бил тебя. Свя­тым Кре­ще­нием освя­тив, ему же и рабом ты про­звался, и того ради гос­по­ди­ном он тебе стал. И теперь слу­жишь гос­по­дину сво­ему, а он, слу­жи­тель Божий, слу­жить Богу будет, и о тебе перед Богом молиться.

Рас­суж­де­ние о том, где ты пребываешь.

91. Знай же, что не от луч­ших в худ­шее при­шел, но от худ­ших в луч­шее: не в тьму от света, но от тьмы в свет; не осквер­нился, но очи­стился; не помра­чился, но про­све­тился; не кро­во­пивцу рабо­та­ешь, но кро­во­пивца нена­ви­дя­щему отцу духовному.

Побуж­де­ние к разуму.

92. Поэтому помни все­гда, как ему пред­сто­ять и как бла­го­рас­судно ему житель­ство­вать. Вот наука доб­ро­нра­вия: правду ему на устах своих носи, веру ему в сердце своем сохрани, любовь к нему все­гда имей, соблю­дай при­лежно дан­ное тебе от него, больше же дан­ною им тебе не ищи. И когда о малом указе верен ему будешь, то и вели­кому его указу не рабом, но гос­по­ди­ном ста­нешь. От сию­ми­нут­ной сла­бо­сти воз­дер­жись, и тем веч­ную сла­дость обре­тешь. Не будь лукав, когда на вопрос гос­по­дина тво­его ответ даешь — уви­дит он лукав­ство слова Сво­его и дела твои лука­вые познает. Прежде в чело­веке от сердца его помыш­ле­ния исхо­дят и помыш­ле­ния слово рож­дают, и сло­вом весь чело­век позна­ется, прав­див он или лукав. И этого ради будь все­гда духов­ному отцу тво­ему прост, а не лукав во всех сло­вах и делах. И этим не только гос­по­дину сво­ему и доб­рым людям будешь честен, но и Богу воз­люб­лен­ным явишься. Если же лукав духов­ному будешь, то везде и всем зол явишься и мер­зок Богу, и вечно зло­по­гиб­нешь, не только телом, но и душою.

О пре­льще­нии через друзей.

93. Помни же все­гда о том, чтобы тебя друг или това­рищ на какое злое и лука­вое дело или слово не пре­льстил. Потому что мало добро любя­щих и к нему настав­ля­ю­щих, больше же тех, что на зло вле­кут и от добра отвра­щают. И много тех, что добро нена­ви­дят, а все его боятся и все о нем удив­ля­ются, а сами правды тво­рить не желают, но в отча­я­ньи от безу­мия своею поги­бают. Ты же о них помни, много будут тебе гово­рить: “Солги”. Ты же про­тив этого их слова крепко воору­жись умом и не лги, потому, что ложь от дья­вола, он — отец лжи. Ска­жут тебе: “Это зло сде­лай”. Ты же помни все­гда, что дела­ю­щие зло — поги­бают, и не делай зло. А если кто ска­жет тебе: “Я краду, и ты кради”, тогда ты беги от него и не кради. По тому что кто кра­дет, тот про­па­дет. Так же и на вся­кое непо­треб­ное дело пре­льща­ю­щих тебя осте­ре­гайся и от бегай от них. И все­гда об этом помни и помыш­ляй. Меня же, писав­шего тебе, помыш­ляй рабом, таким же, как и ты.

О хри­сти­ан­стве.

94. И этого ради ныне закон бра­то­лю­бия пока­зал тебе, и все от части хри­сти­ан­ских обы­чаев писа­ньи­цем ска­зал тебе. Над­ле­жит же тебе, словно малому ребенку мел­кую пищу усердно при­ни­мать и ей при­лежно навы­кать, и малей­шие эти слова испол­нив, послу­ша­нием вели­кий плод бла­го­че­стия полу­чишь, и совер­шен­ным бла­жен­ством Боже­ствен­ного сия­ния свет­ло­сти умуд­ришься, и молит­вою укра­сишься, и во всем со вер­шен­ным хри­сти­а­ни­ном будешь именоваться.

О посте и днях постных.

95. Знай же, что не про­сто так уста­но­вили нам Боже­ствен­ные апо­столы и свя­тые отцы поститься, но чтобы вели­кое бла­го­че­стие и к Богу при­бли­же­ние тем нам постигнуть.

О Вели­ком посте.

96. Потому и Вели­кий пост, то есть Четы­ре­де­сят­ница, пер­вым уста­нов­лен нам от свя­тых апо­сто­лов и свя­тых отец, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос Сам сорок дней постился и тер­пел голод. И при­ла­га­ется к этим дням еще одна неделя — сед­мица Пре­свя­тых и Пре­чи­стых Стра­стей Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Хри­ста. И того ради­вся­кий хри­сти­а­нин дол­жен в эти дни мно­гим и вели­ким стра­хом и сокру­ше­нием сердца поститься, что в те дни Вла­дыка наш Иисус Хри­стос осуж­де­ние при­нял, пору­га­ние, уни­чи­же­ние и доса­жде­ние пре­тер­пел. Того ради в такие дни не должно пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину едой и питьем пре­и­зоби­ло­вать, и весе­литься про­хла­жде­нием не должно, но пове­лено поститься, молиться и трудиться.

О Пет­ро­вом посте.

97. Также пост, тот, что от недели всех свя­тых, назы­ва­ется постом Боже­ствен­ных апо­сто­лов. Он назы­ва­ется так оттого, что свя­тые Боже­ствен­ные апо­столы празд­но­вали и весе­ли­лись Свет­лого ради Вос­кре­се­нья Хри­стова до Воз­не­се­нья Его сорок дней и после Воз­не­се­нья Его до соше­ствия Свя­того Духа, что назы­ва­ется Днем Пяти­де­сят­ным, десять дней, и в тре­тий час Гос­подь послал к ним дар Свя­того Духа, и того ради празд­но­вали и весе­ли­лись вось­мую сед­мицу. И так потом Боже­ствен­ные апо­столы уста­но­вили, что пра­ведно есть пове­се­литься о Божьем Даре и по отдох­но­ве­нии поститься вновь. Итак, пове­се­лив­шись, после же постом и молит­вами, из Иеру­са­лима в народы на про­по­ведь разо­шлись. Им же вер­ные как истин­ным учи­те­лям и душ наших про­све­ти­те­лям под­ра­жают и постятся этим постом сколько кто может. Свя­тые же и Боже­ствен­ные отцы, свя­тых семи собо­ров, поло­жили поста того раз­ре­ше­нием — день свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла. И этого ради назы­ваем его Пет­ро­вым постом.

О Бого­ро­дич­ном посте.

98. Так же пост Пре­чи­стой Бого­ро­дицы, что от пер­вого дня авгу­ста (по ст. стилю), даже до дня Чест­ного Успе­ния Пре­чи­стой Бого­ро­дицы. Им постимся, потому что когда Бого­ро­дица при­няла изве­стие от Сына сво­его и Бога нашего Иисуса Хри­ста о вре­мени чест­ного сво­его пре­став­ле­ния от земли на небо, тогда те дни ничего не вку­шала от пищи, все­гда пре­бы­вав­шая в посте. И тогда к отше­ствию сво­ему пуще всего гото­ви­лась. Потому свя­тые и Боже­ствен­ные апо­столы всем вер­ным заве­щали поститься две сед­мицы, и этого ради Бого­ро­дич­ным или Успен­ским он называется.

О посте Рож­де­ства Хри­стова, что назы­ва­ется Филиппов.

99. От дня свя­того апо­стола Филиппа сорок дней свя­тые отцы семью все­лен­скими собо­рами уста­но­вили непре­менно поститься. Чтобы чистой жиз­нью, постом и молит­вой, и иными доб­рыми делами при­го­тов­ляли мы себя празд­но­вать Рож­де­ство Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. И так по труде, отдых и уте­ше­ние при­нять пре­дали нам от дня Рож­де­ства Хри­стова до дня Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния Гос­подня), ни поститься не пове­лели, ни при­к­ло­нять колена.

О днях среды и пятницы.

Так же знай, что во дни эти постимся, потому, что в среду злой совет соста­вили без­за­кон­ные иудеи, сове­ща­ясь убить Гос­пода, а в пят­ницу те же без­за­кон­ные иудеи на Кре­сте Его рас­пяли. И этого ради­Бо­же­ствен­ные апо­столы и свя­тые отцы те два дня, среду и пят­ницу, пре­дали нам поститься. Потому нам, вер­ным, не должно в те дни весе­литься и в мно­го­яде­нии безум­ство­вать, но печа­литься должно и поститься. Пост же истин­ный, как Боже­ствен­ные писа­ния гово­рят нам, не от еды только уда­ле­ние, но от всех злых и непо­доб­ных дел и мыс­лей таких воз­дер­жа­ние, и хра­не­ние себя. Пить и есть, про­хла­ждаться и услаж­де­ния желать, это — телес­ное. Поститься же и воз­дер­жи­ваться, от всех злых дел и мыс­лей уда­ляться, это — душев­ное. Добро бы чело­веку чтобы мно­жи­лись ему душев­ные дела, а не телес­ные. Потому что душев­ные дела к высоте воз­во­дят, и к Богу при­бли­жают, и вечно пре­бы­вают, а телес­ные же дела вниз тянут, и от Бога уда­ляют, и веч­ному рас­тле­нию пре­да­ются. Ты же о всем этом помни и не забывай.

Конец слова.

100. Это же слы­шав, помни чте­ние, и разу­мей писа­ние, и учись закону Божьему, и в нем вся­кое бла­го­де­я­ние при­и­мешь, и тем всему доб­рому после­ду­ешь. Этому же моему малому пись­мецу будь вни­ма­те­лен, и вели­кому смыслу его навы­кай, и Богу Все­мо­гу­щему славу воз­да­вай. Аминь.

Примечания

[1] В Совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви этот чин, к боль­шому сожа­ле­нию, бывает лишь в Про­щен­ное Вос­кре­се­ние перед Вели­ким Постом и на Вели­ких Повечернях.

[2] Ныне же начи­нает с про­ше­нии: “Помо­лимся о Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Патриархе…”.

[3] Здесь опи­сано трое­пер­стие, ныне же Пра­во­слав­ная Цер­ковь наравне с ним при­знает и двое­перст­ный обряд.

[4] Бога Сына (см. Еван­ге­лие от Иоанна. 1 глава).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Вла­ди­мир, 17.09.2016

    В п. 65 похоже на под­лог, в тек­сте должно быть: “…когда сло­жишь боль­шой перст, назы­ва­е­мый палец, с двумя мень­шими, с послед­ним и пред­по­след­ним, [то] это зна­ме­нует образ таин­ства и пре­без­на­чаль­ного суще­ства нераз­дель­ной Тро­ицы: Отца, и Сына, и Свя­того Духа. А когда сло­жишь, накло­нив, сред­ний перст с ука­за­тель­ным, то озна­чает два есте­ства во еди­ном составе, Боже­ство и Человечество…””
    Сын цер­ков­ный напи­сан в самом начале 17 века, во вре­мена смуты, т.ч. о трое­пер­стии речи тогда и не было;) будьте бдительны

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки