Кеносис

Ке́носис, ке́нозис (греч. κένωσις – исто­ща­ние, ума­ле­ние) – бого­слов­ское поня­тие, при­ме­ня­е­мое для обо­зна­че­ния доб­ро­воль­ного ума­ле­ния Сына Божьего, вос­при­ня­того Им уни­чи­жи­тель­ного состо­я­ния, свя­зан­ного с вопло­ще­нием и совер­ше­нием искуп­ле­ния чело­века. Так, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, сни­зо­шел к миру, вос­при­нял муче­ние и смерть по высо­чай­шей любви к людям, в целях осу­ществ­ле­ния Домо­стро­и­тель­ства Спа­се­ния.

Когда появился термин «кено­сис» как само­уни­чи­же­ние Иисуса Христа

Внед­ре­ние слова «кено­сис» в область хри­сто­ло­гии и соте­рио­ло­гии свя­зано с исполь­зо­ва­нием одно­ко­рен­ного с ним гре­че­ского слова, гла­гола κενόω (опу­сто­шать, пре­вра­щать в ничто, уни­чи­жать), в Свя­щен­ном Писа­нии Нового Завета. Скажем, в при­ло­же­нии ко Христу оно упо­треб­лено в сле­ду­ю­щем стихе: «… уни­чи­жил (ἐκένωσεν) Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век» (Флп.2:7).

Кено­сис отно­сится только к пери­оду земной жизни Иисуса Христа?

Что каса­ется воче­ло­ве­чи­ва­ния Сына Божьего, Он воче­ло­ве­чился навсе­гда. Однако после Его Вос­кре­се­ния Он воз­несся пре­выше Небес (по чело­ве­че­скому есте­ству) и воссел одес­ную Отца. Второе Его при­ше­ствие будет слав­ным.

Зачем Богу было нужно уни­чи­жать Себя

Сын Божий пришел в мир не по при­нуж­де­нию. Как Бог Он желал спа­се­ния людям, но и как Чело­век, Он доб­ро­вольно под­чи­нил Свою волю Боже­ствен­ной и желал людям спа­стись. Бог всегда дей­ствует наи­луч­шим обра­зом, и если Искуп­ле­ние чело­века было осу­ществ­лено именно таким путем, каким было осу­ществ­лено, значит в тех усло­виях и обсто­я­тель­ствах этот путь был наи­луч­шим (см. подроб­нее: Догмат искуп­ле­ния в Пра­во­слав­ном бого­сло­вии).

Может ли чело­век цели­ком и пол­но­стью постиг­нуть кено­сис?

Кено­сис Иисуса Христа в полной мере поня­тен лишь Богу, нам же его пони­ма­ние доступно в огра­ни­чен­ной мере.

Суще­ствует ли вза­и­мо­связь между кено­си­сом и хри­сти­ан­ским сми­ре­нием?

В тече­ние земной жизни Спа­си­тель учил Своих уче­ни­ков сми­ре­нию и бла­го­че­сти­вому само­уни­чи­же­нию как Своим личным при­ме­ром (не мстил за Себя, не осуж­дал оскорб­ля­ю­щих Его, умывал ноги уче­ни­кам, взошел на Крест и т. п.), так и через про­по­ведь: «Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сбе­речь, тот поте­ряет ее; а кто поте­ряет душу свою ради Меня, тот сбе­ре­жет её» (Лк.9:23-24). Наи­бо­лее ярко кено­ти­че­ские прин­ципы само­от­ре­че­ния в хри­сти­ан­стве про­яви­лись в муже­ствен­ном пере­не­се­нии стра­да­ний за веру, аске­ти­че­ских прин­ци­пах мона­ше­ской жизни, хри­сти­ан­ской жизни в миру, кото­рая должна являть пример жерт­вен­ного слу­же­ния Богу и ближ­ним по образу Христа Спа­си­теля.

Гово­ри­лось ли об уни­чи­же­нии гря­ду­щего Мессии в Ветхом Завете?

Да, в Ветхий Завет содер­жит мно­же­ство сви­де­тельств о уни­чи­же­нии гря­ду­щего Мессии. В Книге прор. Исаии гово­рится, что мно­же­ство совре­мен­ни­ков Христа соблаз­нится Его сми­рен­ным видом и обра­зом жизни: «Он был пре­зрен и умален пред людьми, муж скор­бей и изве­дав­ший болезни, и мы отвра­щали от Него лицо свое; Он был пре­зи­раем, и мы ни во что ста­вили Его» (Ис.53:3). Прор. Исаия под­чер­ки­вает доб­ро­воль­ность стра­да­ний Христа (Ис.50:6) и рас­кры­вает соте­рио­ло­ги­че­ский смысл уни­чи­же­ния Мессии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был пора­жаем, нака­зуем и уни­чи­жен Богом. Но Он изъ­язв­лен был за грехи наши и мучим за без­за­ко­ния наши; нака­за­ние мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исце­ли­лись» (Ис.53:4-5).

В псал­мах тема кено­сиса рас­кры­ва­ется через изоб­ра­же­ние буду­щих стра­да­ний и внут­рен­них пере­жи­ва­ний страж­ду­щего Христа на пре­деле чело­ве­че­ских сил, в глу­бо­кой личной скорби (Пс.68:4-5, 21-22, 30; ср.: Пс.21:7-9; Пс.41:11).

Конечно же, и другие про­роки воз­ве­щали о буду­щих стра­да­ниях Мессии, напри­мер: «…тро­стью будут бить по ланите судью Изра­и­лева» (Мих.5:1); «…отве­сят в уплату Мне трид­цать среб­рен­ни­ков. И сказал мне Гос­подь: брось их в цер­ков­ное хра­ни­лище, — высо­кая цена, в какую они оце­нили Меня!» (Зах.11:12-13).

Кроме прямых про­ро­честв ряд исто­ри­че­ских собы­тий в Ветхом Завете про­об­ра­зуют буду­щее уни­чи­же­ние, стра­да­ния и иску­пи­тель­ную смерть Мессии:
— убий­ство Авеля (Быт.4:8),
— жерт­во­при­но­ше­ние Исаака (Быт.22:1-18),
— про­дажа в раб­ство Иосифа (Быт.37:28),
— жерт­вен­ное закла­ние чистых и непо­роч­ных агнцев,
— стра­да­ния пра­вед­ника Иова и т.д.

«Говоря о кено­зисе Христа, мы обычно под­ра­зу­ме­ваем Его вопло­ще­ние или свя­зан­ные с Гол­го­фой собы­тия – стра­да­ния и смерть. Однако не нужно забы­вать, что вся земная жизнь Христа была непре­стан­ным уни­чи­же­нием. Обра­ща­ясь к кено­зису Бога Слова, апо­стол Павел гово­рит: «…уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил.2:6-7). Пре­бы­вая «Богом истин­ным от Бога истин­ного» и не пере­ста­вая быть «по при­роде» Еди­но­род­ным Сыном и Словом Божиим, Гос­подь ста­но­вится «сыном чело­ве­че­ским». Бог Слово вос­при­нял твар­ную чело­ве­че­скую при­роду и в этом Его уни­чи­же­ние» (мит­ро­по­лит Иеро­фей (Влахос)).

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки