Компромисс

Компроми́сс — согла­ше­ние, дого­во­рен­ность, осно­ван­ная на вза­им­ных уступ­ках. 

Нередко на ком­про­мисс идут для того, чтобы, пожерт­во­вав малым, сохра­нить или при­об­ре­сти нечто более ценное. 

Свя­щен­ное Писа­ние предо­став­ляет нам при­меры, где рас­ска­зы­ва­ется как о бла­го­на­ме­рен­ных и вза­и­мо­вы­год­ных ком­про­мис­сах, так и о таких, к кото­рым чело­век или группа людей под­во­ди­лись через запу­ги­ва­ние либо насиль­ственно.

Ярчай­шей иллю­стра­цией под­тал­ки­ва­ния чело­века к явно про­тив­ному для него и неспра­вед­ли­вому ком­про­миссу служит пример с бла­го­че­сти­вой Сусан­ной и иудей­скими ста­рей­ши­нами, вос­пы­лав­шими к ней огнем блуд­ной стра­сти: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похо­те­ние к тебе, поэтому согла­сись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем сви­де­тель­ство­вать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому ото­слала от себя слу­жа­нок своих» (Дан. 13:20–21). Пони­мая, чем грозит отказ, Сусанна, тем не менее, не пошла на эти усло­вия, пред­по­чтя поло­житься на высший Боже­ствен­ный суд: «Тогда засто­нала Сусанна и ска­зала: тесно мне ото­всюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сде­лать этого и впасть в руки ваши, нежели согре­шить перед Гос­по­дом» (Дан. 13:22–23).

При­ме­ром бого­про­тив­ного ком­про­мисса может слу­жить ком­про­мисс, при­вед­ший к ереси моно­фе­лит­ства — сме­ше­нию Пра­во­слав­ного учения о двух есте­ствах и двух волях во Христе с уче­нием моно­фи­зи­тов об одном есте­стве во Христе.

На сего­дняш­ний день идея вза­им­ных усту­пок в обла­сти веры нередко про­па­ган­ди­ру­ется в рамках эку­ме­ни­че­ского дви­же­ния за объ­еди­не­ние раз­роз­нен­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. Ясно, что ком­про­миссы, как формы иска­же­ния бого­от­кро­вен­ного учения, пусть даже и под бла­го­вид­ным пред­ло­гом, недо­пу­стимы: Ере­тика, после пер­вого и вто­рого взра­зум­ле­ния, отвра­щайся, зная, что тако­вой раз­вра­тился и грешит, будучи само­осуж­ден» (Тит. 3:10–11).

«Если же ради устро­е­ния удо­сто­ве­ряет нас пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник, – вместе с зло­ве­рием уни­что­жа­ется спа­си­тель­ная вера, то такого рода так назы­ва­е­мое устро­е­ние [мира] есть совер­шен­ное отде­ле­ние от Бога, а не еди­не­ние. Ведь завтра и гнус­ные иудеи скажут: устроим мир друг с другом и объ­еди­нимся, мы уни­что­жим обре­за­ние, а вы кре­ще­ние, и уже не станем враж­до­вать между собою. Это ариане неко­гда пред­ла­гали пись­менно при Вели­ком Кон­стан­тине, говоря: уни­что­жим выра­же­ния “еди­но­су­щие” и “ино­су­щие”, и объ­еди­нятся между собой церкви» *, с. 164.

* Пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник. Поле­мика с ори­ге­низ­мом и моно­энер­гиз­мом. СПб.: Изд. Санкт-Петер­бург­ского уни­вер­си­тета Рус­ская Хри­сти­ан­ская гума­ни­тар­ная ака­де­мия, 2007.

***

«Нико­гда, о чело­век, то, что отно­сится к Церкви, не исправ­ля­ется через ком­про­миссы: нет ничего сред­него  между исти­ной и ложью». 
свт. Марк Эфес­ский

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки