Главная » Алфавитный раздел » У » Уступчивость

Уступчивость

(2 голоса: 5 из 5)

Усту́пчивость — 1) свойство характера: сговорчивость, податливость, покладистость; 2) готовность идти на уступки (пример: проявить уступчивость — проявить готовность к уступке).

Уступчивость – кротость; податливость, покладистость; малодушие, покорность, сговорчивость, мягкость, уживчивость, гибкость.

Уступчивость может быть добродетельной (например, в браке), так и греховной (в вопросах догматических).

Свт. Феофан Затворник: «Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость».

Иеромонах Варнава (Ягу): «Уступчивость, в которой нет молитвы и смирения Христова, приводит к чувству несправедливости, к душевным травмам, что, в свою очередь, приводит человека к массе психических проблем».

Когда уступчивость христианина вредна, а когда уместна, полезна?

Рассматриваемая сама по себе, уступчивость не может априори расцениваться ни как добродетель добродетель, ни как греховная черта. В зависимости от условий и обстоятельств уступчивость бывает уместна или не уместна. С одной стороны, Священное Писание неоднократно указывает на примеры уступчивости праведников.

Так, Авраам уступил Лоту право выбора территории для обитания, сказав ему: «да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт.13:8-9). На своего рода уступчивость указывают и слова Спасителя: «отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк.6:29).

С другой стороны, уступчивость нередко бывает следствием равнодушия, малодушия. Такая форма уступчивости может быть вредна как для самого уступающего, так и для того, кто ожидает или требует уступки. Положим, Лот наотрез отказался уступить жителям Содома, требовавшим выдать им ангелов ангелов) (Быт.19:1-10). Вскоре содомляне были истреблены, а Лот спасен (Быт.19:15-25).

Во времена распространения монофелитской ереси державшиеся этой ереси архиереи требовали уступок от Максима Исповедника, желая склонить его на свою сторону — сторону еретиков. Они объясняли это целями икономии. Но обычно смиренный и кроткий отец занял в этом случае жесткую позицию. За это он был подвергнут издевательствам, мучениям, но и после перенесённых мук сохранил верность Истине. Впоследствии эта ересь была осуждена на VI Вселенском Соборе, а сам Максим Исповедник был причислен Церковью к лику святых.

Стало быть, уступчивость бывает уместна тогда, когда она отвечает (или, по крайней мере, не противоречит) Божьему закона. Когда же уступка идёт вразрез с Божьим законом, она не является богоугодной.