Уступчивость

***

Усту́пчивость — 1) свой­ство харак­тера: сго­вор­чи­вость, подат­ли­вость, покла­ди­стость; 2) готов­ность идти на уступки (пример: про­явить уступ­чи­вость — про­явить готов­ность к уступке).

Уступ­чи­вость – кро­тость; подат­ли­вость, покла­ди­стость; мало­ду­шие, покор­ность, сго­вор­чи­вость, мяг­кость, ужив­чи­вость, гиб­кость.

Уступ­чи­вость может быть доб­ро­де­тель­ной (напри­мер, в браке), так и гре­хов­ной (в вопро­сах дог­ма­ти­че­ских).

***

Когда уступ­чи­вость хри­сти­а­нина вредна, а когда уместна, полезна?

Рас­смат­ри­ва­е­мая сама по себе, уступ­чи­вость не может апри­ори рас­це­ни­ваться ни как доб­ро­де­тель, ни как гре­хов­ная черта. В зави­си­мо­сти от усло­вий и обсто­я­тельств уступ­чи­вость бывает уместна или не уместна. С одной сто­роны, Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно ука­зы­вает на при­меры уступ­чи­во­сти пра­вед­ни­ков.

Так, Авраам усту­пил Лоту право выбора тер­ри­то­рии для оби­та­ния, сказав ему: «да не будет раз­дора между мною и тобою, и между пас­ту­хами моими и пас­ту­хами твоими, ибо мы род­ствен­ники; не вся ли земля пред тобою? отде­лись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт.13:8–9). На своего рода уступ­чи­вость ука­зы­вают и слова Спа­си­теля: «отни­ма­ю­щему у тебя верх­нюю одежду не пре­пят­ствуй взять и рубашку» (Лк.6:29).

С другой сто­роны, уступ­чи­вость нередко бывает след­ствием рав­но­ду­шия, мало­ду­шия. Такая форма уступ­чи­во­сти может быть вредна как для самого усту­па­ю­щего, так и для того, кто ожи­дает или тре­бует уступки. Поло­жим, Лот наот­рез отка­зался усту­пить жите­лям Содома, тре­бо­вав­шим выдать им анге­лов анге­лов) (Быт.19:1–10). Вскоре содом­ляне были истреб­лены, а Лот спасен (Быт.19:15–25).

Во вре­мена рас­про­стра­не­ния моно­фе­лит­ской ереси дер­жав­ши­еся этой ереси архи­ереи тре­бо­вали усту­пок от Мак­сима Испо­вед­ника, желая скло­нить его на свою сто­рону — сто­рону ере­ти­ков. Они объ­яс­няли это целями ико­но­мии. Но обычно сми­рен­ный и крот­кий отец занял в этом случае жест­кую пози­цию. За это он был под­верг­нут изде­ва­тель­ствам, муче­ниям, но и после пере­не­сён­ных мук сохра­нил вер­ность Истине. Впо­след­ствии эта ересь была осуж­дена на VI Все­лен­ском Соборе, а сам Максим Испо­вед­ник был при­чис­лен Цер­ко­вью к лику святых.

Стало быть, уступ­чи­вость бывает уместна тогда, когда она отве­чает (или, по край­ней мере, не про­ти­во­ре­чит) Божьему закону. Когда же уступка идёт враз­рез с Божьим зако­ном, она не явля­ется бого­угод­ной.

***

свт. Феофан Затвор­ник:
“Враг обычно под­бе­гает и твер­дит: не спус­кай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охра­не­ние от закле­ва­ния — сми­рен­ная уступ­чи­вость”.

иеро­мо­нах Вар­нава (Ягу):
“Уступ­чи­вость, в кото­рой нет молитвы и сми­ре­ния Хри­стова, при­во­дит к чув­ству неспра­вед­ли­во­сти, к душев­ным трав­мам, что, в свою оче­редь, при­во­дит чело­века к массе пси­хи­че­ских про­блем”.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки