Ико­но­мия

***

Икономи́я (от греч. οἰκονομία (ико­но­миа) — домо­стро­и­тель­ство):

1) прин­цип реше­ния цер­ков­ных вопро­сов с пози­ции снис­хож­де­ния, прак­ти­че­ской пользы, удоб­ства. Ико­но­мия имеет опре­де­лен­ные гра­ницы – см. Акри­вия;

2) ико­но­мия Божия, Боже­ствен­ное Домо­стро­и­тель­ство – а) Про­мысл Божий; б) учение о дей­ствиях Бога в отно­ше­нии создан­ного Им мира и чело­века (учение о Про­мысле Божьем).

В древ­ней Церкви было при­нято раз­де­лять бого­сло­вие и ико­но­мию. Это раз­де­ле­ние вос­хо­дит уже к IV веку. При этом под бого­сло­вием пони­ма­лось учение о Три­еди­ном Боге в Самом Себе (св. Афа­на­сий Вели­кий, св. Васи­лий Вели­кий, св. Гри­го­рий Бого­слов), а обла­стью ико­но­мии – позна­ние внеш­них дей­ствий Бога в твар­ном мире – учение о тво­ре­нии, про­мысле, искуп­ле­нииспа­се­нии.

Но это вовсе не озна­чает, что ико­но­мия не затра­ги­вает бого­слов­ских вопро­сов. С ико­но­ми­че­ской точки зрения, учение о Трии­по­стас­ном Боге, Боже­ствен­ных энер­гиях также под­ле­жит рас­смот­ре­нию. Однако рас­смат­ри­ва­ются оно исклю­чи­тельно во внеш­нем аспекте, при­ме­ни­тельно к Боже­ствен­ным дей­ствиям в твар­ном мире.

Исход­ным момен­том ико­но­мии явля­ется учение о нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати, сооб­ща­ю­щейся чело­веку в целях его спа­се­ния. Под­черк­нем, что только через Боже­ствен­ную бла­го­дать чело­век пости­гает дей­ствия Бога в исто­рии, только через Боже­ствен­ную бла­го­дать чело­век вос­при­ни­мает само Боже­ствен­ное откро­ве­ние.

Учение о Боже­ствен­ной бла­го­дати или Боже­ствен­ных энер­гиях, нис­хо­дя­щих к чело­веку, ведет к учению о домо­стро­и­тель­стве (ико­но­мии) Свя­того Духа. При этом в ико­но­ми­че­ском аспекте рас­смат­ри­ва­ется не вопрос об исхож­де­нии Свя­того Духа, а Его миссия в мире.

Бла­го­да­тью Свя­того Духа про­ро­че­ство­вали про­роки. От дей­ствия Свя­того Духа рож­да­ется Сын Божий Иисус Хри­стос. Силой Свя­того Духа апо­столы полу­чают дар про­по­веди по всей все­лен­ной. Святым Духом обра­зо­вана Цер­ковь. «Где Цер­ковь – там и Дух Божий, где Дух Божий – там и Цер­ковь», – учит святой Ириней Лион­ский.

Домо­стро­и­тель­ство Свя­того Духа нераз­рывно свя­зано с домо­стро­и­тель­ством Сына, поскольку Дух Святой при­хо­дит в мир как нис­по­слан­ный Сыном: «Уте­ши­тель, Кото­рого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Кото­рый от Отца исхо­дит, Он будет сви­де­тель­ство­вать о Мне» (Ин. 15:26).

Домо­стро­и­тель­ство Сына – это пре­одо­ле­ние бес­ко­неч­ного рас­сто­я­ния между твар­ным и нетвар­ным бытием в опыте чело­ве­че­ской исто­рии. Его Вопло­ще­ние осу­ществ­ля­ется в связи с исто­ри­че­ской слу­чай­но­стью гре­хо­па­де­ния Адама. Рож­да­ясь от Девы, Он при­ем­лет «зрак раба», доб­ро­вольно берет на Себя все немощи иска­жен­ной грехом чело­ве­че­ской при­роды: голод, жажду, скорбь, стра­да­ния и, нако­нец, смерть. Его земная жизнь – непре­стан­ное уни­чи­же­ние. Став про­ро­че­ским «мужем скор­бей» (Ис. 53:3), Он нис­хо­дит до рас­пя­тия, пре­вра­ща­ется в Жертву за все чело­ве­че­ство: «Немно­гие капли крови вос­со­здают целый мир» (святой Гри­го­рий Бого­слов). По Вос­кре­се­нии Он уже Глава новой духов­ной реаль­но­сти, при­сут­ству­ю­щей в опыте исто­рии – Церкви. Таким обра­зом, в сози­да­нии Церкви про­яв­ля­ется един­ство домо­стро­и­тель­ства Сына и Свя­того Духа – двух Ипо­ста­сей Пре­свя­той Троицы, Каждая из Кото­рых имеет Свою миссию в мире.

Домо­стро­и­тель­ство Бога откры­вает чело­ве­че­ству путь Бого­по­зна­ния. Этот путь идет от бла­го­дати Свя­того Духа, без кото­рой никто не может познать Сына, и ведет через Сына к Отцу. «Путь бого­ве­де­ния – от еди­ного Духа, чрез Еди­но­род­ного Сына к еди­ному Отцу, – учит святой Васи­лий Вели­кий. – И обратно, есте­ствен­ная бла­гость, при­род­ная свя­тость, цар­ское досто­ин­ство от Отца, через Еди­но­род­ного, про­сти­ра­ются на Духа». Таким путем транс­цен­дент­ный и запре­дель­ный Бог рас­кры­вает Свое пре­бы­ва­ние в создан­ном Им мире, пред­стает как имма­нент­ный твар­ному бытию. На этом пути Каждое Лицо Пре­свя­той Троицы испол­няет общую волю трех Лиц, ибо Святая Троица «нераз­дельна по есте­ству, суще­ству и хоте­нию» (святой Симеон Новый Бого­слов).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки