Икономия

( Икономия 4 голоса: 5 из 5 )

Икономи́я (oikonomia греч. – искусство управления домом, домоуправление, домостроительство; oikos, – дом, nomos – закон):

1) принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия имеет определенные границы – см. Акривия;

2) икономия Божия, Божественное Домостроительство – учение о действии Бога в отношении созданного Им мира и человека.

В древней Церкви было принято разделять богословие и икономию. Это разделение восходит уже к IV веку. При этом под богословием понималось учение о Триедином Боге в Самом Себе (св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов), а областью икономии – познание внешних действий Бога в тварном мире – учение о творении, промысле, искупленииспасении.

Но это вовсе не означает, что икономия не затрагивает богословских вопросов. С икономической точки зрения, учение о Триипостасном Боге, Божественных энергиях также подлежит рассмотрению. Однако рассматриваются оно исключительно во внешнем аспекте, применительно к Божественным действиям в тварном мире.

Исходным моментом икономии является учение о нетварной Божественной благодати, сообщающейся человеку в целях его спасения. Подчеркнем, что только через Божественную благодать человек постигает действия Бога в истории, только через Божественную благодать человек воспринимает само Божественное откровение.

Учение о Божественной благодати или Божественных энергиях, нисходящих к человеку, ведет к учению о домостроительстве (икономии) Святого Духа. При этом в икономическом аспекте рассматривается не вопрос об исхождении Святого Духа, а Его миссия в мире.

Благодатью Святого Духа пророчествовали пророки. От действия Святого Духа рождается Сын Божий Иисус Христос. Силой Святого Духа апостолы получают дар проповеди по всей вселенной. Святым Духом образована Церковь. «Где Церковь – там и Дух Божий, где Дух Божий – там и Церковь», – учит святой Ириней Лионский.

Домостроительство Святого Духа неразрывно связано с домостроительством Сына, поскольку Дух Святой приходит в мир как ниспосланный Сыном: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

Домостроительство Сына – это преодоление бесконечного расстояния между тварным и нетварным бытием в опыте человеческой истории. Его Воплощение осуществляется в связи с исторической случайностью грехопадения Адама. Рождаясь от Девы, Он приемлет «зрак раба», добровольно берет на Себя все немощи искаженной грехом человеческой природы: голод, жажду, скорбь, страдания и, наконец, смерть. Его земная жизнь – непрестанное уничижение. Став пророческим «мужем скорбей» (Ис. 53:3), Он нисходит до распятия, превращается в Жертву за все человечество: «Немногие капли крови воссоздают целый мир» (святой Григорий Богослов). По Воскресении Он уже Глава новой духовной реальности, присутствующей в опыте истории – Церкви. Таким образом, в созидании Церкви проявляется единство домостроительства Сына и Святого Духа – двух Ипостасей Пресвятой Троицы, Каждая из Которых имеет Свою миссию в мире.

Домостроительство Бога открывает человечеству путь Богопознания. Этот путь идет от благодати Святого Духа, без которой никто не может познать Сына, и ведет через Сына к Отцу. «Путь боговедения – от единого Духа, чрез Единородного Сына к единому Отцу, – учит святой Василий Великий. – И обратно, естественная благость, природная святость, царское достоинство от Отца, через Единородного, простираются на Духа». Таким путем трансцендентный и запредельный Бог раскрывает Свое пребывание в созданном Им мире, предстает как имманентный тварному бытию. На этом пути Каждое Лицо Пресвятой Троицы исполняет общую волю трех Лиц, ибо Святая Троица «нераздельна по естеству, существу и хотению» (святой Симеон Новый Богослов).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru