Кумир

***

Куми́р — то же, что идол; 1) при­род­ный или искус­ственно создан­ный пред­мет почи­та­ния, ложно при­зна­ва­е­мый за боже­ство или образ, оли­це­тво­ря­ю­щий бога; 2) мыс­лен­ный образ Бога, осно­ван­ный на ложном пред­став­ле­нии о Нём; 3) вооб­ра­жа­е­мый образ, меч­та­тельно наде­лён­ный сверхъ­есте­ствен­ной силой; 4) воз­ве­ли­чен­ный почти что до обо­жеств­ле­ния чело­век; 5) вообще всё то, чему покло­ня­ются вместо Бога; всё, что зани­мает в сердце то место, кото­рое должно при­над­ле­жать Гос­поду.

1) Несмотря на то, что кумиры, будь то силы при­роды, «свя­щен­ные» камни, дуб­равы, высоты или же создан­ные руками искус­ного мастера образы (резные, литые, чекан­ные, живо­пис­ные) пред­став­ляют собой совер­шенно бес­смыс­лен­ные в рели­ги­оз­ном отно­ше­нии объ­екты почи­та­ния, резуль­тат воз­дей­ствия идо­ло­по­клон­ства на чело­века всегда пагу­бен.

С опре­де­лен­ной долей услов­но­сти можно ска­зать, что пер­выми в исто­рии идо­ло­по­клон­ни­ками были пра­ро­ди­тели. Воз­же­лав при­об­ре­сти через запрет­ный плод то, чего можно было достичь исклю­чи­тельно в един­стве с Богом, они, по сути, вве­рили себя той иллю­зор­ной, не суще­ство­вав­шей в дей­стви­тель­но­сти силе, источ­ни­ком кото­рой, по их разу­ме­нию, был плод. К чему это при­вело, хорошо известно: к раз­рыву отно­ше­ний с Богом, под­чи­не­нию диа­волу, тлен­но­сти, смерт­но­сти, греху.

По мере при­умно­же­ния наро­дов при­умно­жа­лось и идо­ло­по­клон­ство. Всё это отда­ляло чело­века от Бога, ввер­гало его в рас­тле­ние, вело к духовно-нрав­ствен­ной дегра­да­ции.

Избрав из всех наро­дов один, Изра­иль­ский, и заклю­чив с ним Завет, Истин­ный Бог строго-настрого запре­тил изго­тов­лять и почи­тать ложных богов (Исх. 20:3–5), ибо кумиры суть «мер­зость», «соблазн», «сеть ногам нера­зум­ных» (Прем. 14:11), пре­пят­ствие на пути к Цар­ству Божьему (1Кор. 6:9).

Согласно Откро­ве­нию, идо­ло­по­клон­ство обна­ру­жи­вает такие силь­ней­шие нрав­ствен­ные болезни как омра­че­ние сердца и безум­ство (Рим. 1:21). Кроме того, хочет того чело­век или нет, оно вводит его в непо­сред­ствен­ное обще­ние с бесами (1Кор. 10:20).

Насколько велик перед Гос­по­дом грех покло­не­ния куми­рам, видно и из того, что если союз чело­века и Бога упо­доб­ля­ется брач­ным отно­ше­ниям, то слу­же­ние идолам — пре­лю­бо­де­я­нию, блуду. Ска­зать больше, идо­ло­по­клон­ники не просто упо­доб­ля­ются блуд­ни­кам, они нахо­дятся с ними в едином пре­ступ­ном ряду (1Кор. 6:9–10).

2) Извра­щен­ное пред­став­ле­ние о Боге, запе­чат­лен­ное в созна­нии чело­века, тоже может играть роль идола или кумира. В част­но­сти это про­ис­хо­дит тогда, когда Бога желают знать не таким, Каков Он есть, а таким, Какой удобен. Иллю­стра­цией к ска­зан­ному могут слу­жить бес­чин­ные молитвы, содер­жа­щие просьбы, явно не соот­вет­ству­ю­щие Боже­ствен­ным свой­ствам и совер­шен­ствам, поло­жим, когда, желая навре­дить тому-то и тому-то, ставят за него, заве­домо живого, свечки за упокой. Бог в этом случае пред­став­ля­ется моля­ще­муся слепой темной силой, кото­рую можно легко раз­вер­нуть, по своему усмот­ре­нию, туда или сюда.

3) Другой пример идо­ло­по­клон­ства — вера в силу и дей­ствен­ность все­воз­мож­ных примет, отно­ся­щихся к суе­ве­рию, и обря­дов: трижды сплю­нуть через левое плечо; бро­сить на помин­ках рюмку о стену с воз­гла­сом: понес­лась душа в Рай

4) Куми­ров, в самом дурном пони­ма­нии этого слова, можно сде­лать и из людей, коими часто бывают пред­ста­ви­тели шоу-биз­неса, театра, кино. К сожа­ле­нию, дохо­дит и до того, что куми­ров делают из свя­щен­ни­ков, стар­цев, совер­шенно не спра­ши­вая их о том, хотят ли они засло­нять собою Христа. Кроме того, Откро­ве­ние назы­вает идо­ло­по­клон­ством и «про­тив­ле­ние», как одну из форм воз­ве­ли­чи­ва­ния самого себя.

5) Доста­точно часто куми­рами или идо­лами служат охва­ты­ва­ю­щие чело­века при­стра­стия, стра­сти. Так, напри­мер, апо­стол Павел назы­вает идо­ло­слу­же­нием любо­с­тя­жа­ние (Кол. 3:5). Вообще же, в ранг идола можно вос­про­из­ве­сти даже и ней­траль­ные в нрав­ствен­ном отно­ше­нии пред­меты обо­жа­ния, скажем, музыку, посвя­щая ей всё сво­бод­ное время, и не находя «минуты» для молитвы, чтения Библии, свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры.

***

- Есть ли у тебя кумир?
— Нет.
— А чем зани­ма­ешься в вос­кре­се­нье, вместо того, чтобы идти в храм? Вот это и будет тот самый кумир.
— На службе стоишь — где мысли? У кумира…

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки