Искреннее покаяние в грехах
13.12.24

Искреннее покаяние в грехах

(19 голосов4.3 из 5)

Многие считают, что на исповеди достаточно просто перечислить грехи. Примет ли Господь такое покаяние? Как же всё-таки быть искренним на исповеди? Есть ли средства, побуждающие к глубокому раскаянию? Что пишут об этом святые отцы?

«Пришла домой с исповеди и сразу согрешила»

Довольно часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией прямо на самой исповеди. Подошла женщина уже преклонных лет. Исповедовалась не спеша и довольно подробно. А потом жалуется:

— Вот, батюшка, всё каюсь, что с сыном ругаюсь. Но в прошлый раз пришла с Исповеди и Причастия, а он уже сидит такой «хороший», пьяный. И начал нести всякое, ругает меня, придирается. Не выдерживаю и начинаю ему отвечать. Слово за слово — и опять поругались. И так почти каждый раз. И что же делать?

Конечно, такие жалобы вызывают сочувствие. И что тут посоветуешь? Явно же, что бесы искушают. Молиться надо и терпеть. Но только ли бесы виноваты в таких и подобных ситуациях? Почему после исповеди нам обязательно наступают на «любимый мозоль»?

С одной стороны, Господь попускает как бы проверку и даёт на деле исправить грех. С другой стороны — это знак, что покаяние в грехе принесено недостаточное. Почему же так? Человек регулярно читает Новый Завет и святых отцов. Следит за собой, даже за мыслями и чувствами. Видит множество своих грехов. Регулярно их исповедует, может, даже предварительно записав всё их множество на бумаге. И этого недостаточно? Да, это только полдела.

Исповедь
Фото: Юрий Костыгов

Без раскаяния нет покаяния

Понять только умом грехи будет мало. Надо ещё о них пожалеть, поскорбеть перед Богом, другими словами — раскаяться. Именно эта скорбь и является душой покаяния, как пишут многие святые.

«Всё употреби, чтоб дойти до воздыханий сердечных, ибо это есть корень покаяния. Предшествует сему познание грехов, последует решимость не грешить. Но и предыдущее бесполезно и последующего не ожидай, если нет сего связующего их звена — печали сердечной о грехах», — пишет святитель Феофан Затворник.

Итак, мы видим, что познание грехов существенно важно в деле покаяния, но оно — только начало. И не доводит до решимости оставить грех, т.е. до искреннего покаяния. Душа человеческая обладает не только умом, но и сердцем. Учёные утверждают: то, что не вызвало у человека эмоций и чувств, быстро им забывается. Оно не проникает вглубь души. Так и покаяние, не доведённое до чувства раскаяния, а остановившееся только на умственном познании своих грехов, не затрагивает глубины души, является поверхностным. А потому человек легко возвращается опять к прежним грехам.

Вот, почему исповедовавшись, в тот же день мы можем согрешить опять тем же, поддаться той же страсти. Что же делать? Есть ли выход из этого тупика, если сердце не хочет принимать покаяния?

Растревожить своё сердце

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр.3:15-16).

Какое страшное предупреждение Господа. Оно как раз и относится к тем, кто отстал от смертных грехов, стал внешне благообразным и благочинным, но так и не начал духовной жизни, забыл о покаянии, пришёл в состояние самодовольства, а значит и духовной гордости. Оказывается, Господь отворачивается от таких. Это ли не побуждение возвратиться к искреннему покаянию?

Так как же зная свои грехи, заставить своё сердце скорбеть о них? Святитель Феофан Затворник и другие святые предлагают несколько несложных приёмов.

Во-первых, человек не только духовен, но и телесен. Потому нужно воздействовать не на одну лишь душу, но и на тело. Не надо пренебрегать в деле покаяния и телесными трудами: постом и поклонами. Они усмиряют тело, а через них и душу. Благодаря им телесная оболочка истончается, перестаёт быть грубой и дебелой. Она уже не будет непреодолимым препятствием для воздействия на душу. Однако и в телесных подвигах нужно всегда соблюдать умеренность. Нельзя доводить себя до изнеможения, когда ни о каких духовных трудах уже не может быть и речи. Должны оставаться силы и желание работать со своей душой. И это только подготовительный этап.

Следующее действие на пути к искреннему покаянию — это, конечно же, молитва. «К сим размышлениям (о грехах) приложи молитву ко Господу, чтоб, как Владыка всяческих, дал тебе возобладать над сердцем своим и, как огнь вошедший, разварил упорство сердца твоего и избавил тебя от окамененного нечувствия», — пишет святитель Феофан. Он не приводит дословно никаких молитв, имея в виду, что это должна быть своя собственная, своими словами составленная молитва. Например: «. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих». Или подобными словами, идущими от сердца.

После молитвы надо обратиться к своим грехам и начать перебирать их, лишая себя оправданий. Нужно заставить понять себя, что мог избежать каждый грех, что знал ведь — так нельзя делать и всё-таки сделал, что никто не заставлял и т. д. Надо почувствовать свою вину, признать каждый грех за собой.

Далее святитель предлагает встать как бы перед лицом Господа и размышлять о множестве благодеяний Божиих ко всему человечеству и к себе лично. Нужно вспомнить и о Сотворении, и о Промышлении, и о Крестной Жертве, и об Отеческой любви. Также не забыть о ежедневном пропитании, крове над головой, любви ближних к нам недостойным, которой без Бога не было бы. Об избавлениях от внезапной смерти без покаяния, которых у каждого человека хватает и явных и не очень. Например, при переходе дороги или на реке, на пруду. При болезни с температурой или внутренними болями. Всё это прошло благополучно, а могло закончиться смертью.

Фото: сайт Татарстанской митрополии

Вспомнив, как Господь добр и милостив к нам, теперь надо обратиться к своим грехам и указать себе на свою неблагодарность. Надо стыдить себя, свою душу: «Так ли должно быть в отношении Любящего меня?»

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин.14:21)», — сказал Господь.

Вспомнив уже о смерти, надо обратиться к размышлению о ней. Она неизбежна, никто не пройдёт мимо неё. Она неумолима, приходит неожиданно для всех. Может, она уже где-то рядом. А готов ли я? Смотри, сколько грехов! С ними придётся идти на Суд, сначала на Частный, сквозь толпу безжалостных бесов, а потом и на Страшный, перед лицом Всевидящего и Праведного Бога. Хочешь или не хочешь, но для тех, кто постоянно нарушает волю Бога, приготовлено особое место — ад. Уверен ли, что не попадёшь туда со своими грехами? Есть ли у меня надежда с такой грязью в душе жить со святыми?

Так, бичуя себя размышлениями, надо вызвать сожаление о грехе, страх за свою вечную участь, стыд перед Богом, досаду на себя. Всё это составляющие раскаяния в грехах. Но самое главное — это сожаление об оскорблении ими любящего Бога.

Все эти размышления надо сочетать с молитвой о даровании покаяния к Богу. Так же, как это уже приводилось в примере выше. Притом такое мысленное самобичевание не должно быть разовым. Надо приступать к нему снова и снова, и дома, и в церкви, и в любом другом удобном месте. Нужно постараться довести себя до слёз, чтобы сердце болезновало о грехах. Вот это и есть раскаяние. Но и это ещё не всё.

Согрешил, больше не буду

Все предыдущие усилия: познание своих грехов посредством чтения Священного Писания, Закона Божьего и творений святых отцов и старцев, а также трезвения, затем раскаяние в них — всё это только подготовительные этапы. Главное — это довести себя до омерзения грехом, до твёрдого желания избавиться от него, до решимости оставить грех. Вот когда в душе это созреет, тогда уже можно идти на Исповедь.

Стоя перед Евангелием и Крестом на аналое, проходя Таинство Покаяния, надо как бы Самому Богу сказать: «Виноват, согрешил, больше не буду».

Именно такого обещания ждёт от нас Господь. Обещания бороться с грехом. Не на жизнь, а на смерть. Как? Это уже будет рассказано в следующей статье.

искреннее покаяние в живописи
Фрагмент картины А. Миронова «Христос и грешница»

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

1 Комментарий