- Страхи хорошие и страхи плохие
- Корень зла – маловерие
- Боимся людей – боимся проблем
- Каждый поворот во спасение
- Воля Господа!
На страницах Евангелия мы часто сталкиваемся с призывом Иисуса Христа «Не бойтесь!». Ведь Он есть любовь, изгоняющая любой страх. Но почему этому Божьему наставлению сегодня многим людям так сложно следовать? Почему их терзают тревоги и волнения? Обсудить этот вопрос мы решили со священником Антонием Луниным.
Страхи хорошие и страхи плохие
— Отец Антоний, давайте для начала определим, что в понятии Церкви значат страхи и тревоги?
— Страхи и тревоги бывают очень разные. Нам, скорее, требуется понять, о чём планируем говорить. Мы помним, что определённое душевное состояние и образ мыслей святые отцы называют страхом Божиим. И это вещь очень хорошая.
Также у нас есть термин «память смертная», который включает в себя и тревогу, беспокойство по поводу внезапной неподготовленной встречи с Господом, и страх вечных мучений… И такое состояние тоже расценивается как положительное и полезное.
С другой стороны, существуют так называемые бесовские страхования, попускаемые Богом для укрепления нашей веры и воспитания мужества.
Но мне кажется, что Вас интересует такой тип страхов и тревог, который можно описать как «житейскую суету»: страхи и тревоги, связанные с нашим будущим, со здоровьем, с правильностью принимаемых решений, с надёжностью друзей, с полезностью доступных продуктов, с действенностью лекарств…

Эти страхи и тревоги можно охарактеризовать как пустые, недостаточно важные, чтобы акцентировать на них внимание и тратить какой-то свой душевный ресурс… И общей причиной подобных страхов и тревог с уверенностью можно назвать такой духовный недуг, как маловерие.
— А может ли страх приносить пользу? Ведь почему-то эта эмоция нам дана…
— Биологически и психологически страх – функция нервной системы, которая на основе опыта или врождённых программ пытается предостеречь существо от опасности. До этого мы говорили о пустых, лишних страхах, которые могли бы считаться адекватными, если бы не было веры. Но при наличии веры, доверия Богу они не нужны. Вера избавляет нас от них. Но умеренный естественный страх боли, стыда, порицания, одиночества, опасности и так далее просто помогает избегать неприятных ситуаций.
Корень зла – маловерие
— Будем откровенны, большинство современных людей не могут поделиться спокойным состоянием своей души. А ведь по замыслу Господа, наша жизнь должна быть наполнена радостью и покоем. Почему получается такое несоответствие?
— Как я уже сказал выше, не хватает веры. Здесь имеется в виду вера не как признание бытия Божия, истинности евангельских событий или церковного учения. Тут имеется в виду доверие Богу. Вера в то, что, несмотря ни на какие опасности, пессимистичные прогнозы и большие вероятности неудач, несмотря на потери, предательства и просто суровую реальность, Господь есть. Он нас любит, Он о нас помнит и знает все наши трудности и проблемы. Более того, все наши края пропастей, лезвия бритв и безвыходные ситуации являются частью Его премудрого и благого Промысла, ведущего нас ко спасению.
Да, мы своими действиями очень осложняем Богу задачу нас спасти. Но Он Премудр и Всемогущ. На каждый наш грех или ошибку, на каждый своевольный поступок, на каждый отказ от Богом начертанного пути у Него тут же готов другой вариант нашего спасения. С последствиями наших действий, с шишками, с вразумлениями, со скорбями. Но, несмотря на это, – реальный, действенный план нашего спасения.

Вот в это мы не верим. Не верим, что за любой бедой, неудачей, скорбью, потерей последует утешение от Господа и благой спасительный результат правильно перенесённого страдания. При наличии такой веры жизнь будет гораздо спокойней. Мы о многом не станем беспокоиться и переживать, твёрдо зная, что скорби будут за что-то и для чего-то, что Господь рядом, что скорби нам по силам, что они крайне необходимы для спасения, что Господь обязательно утешит и поддержит.
Боимся людей – боимся проблем
— Одна знакомая призналась мне, что боится людей. Точнее говоря, что люди о ней подумают, что скажут, не осудят ли… Переживает, чтобы её кто-либо не обидел словом или делом. Что бы Вы посоветовали в таком случае?
— А вот здесь мы можем копнуть ещё глубже и понять глубинную причину пустых страхов и тревог. Почему мы переживаем о том, что о нас подумают, скажут, как воспримут? Потому что боимся, что о нас подумают плохо, воспримут как-то не так, обидятся, разозлятся. То есть боимся проблем. А почему боимся проблем? Потому что не хотим их. Категорически.
Мы заслужили обиду или порицание. Мы допустили ошибку и нам могут о ней сообщить. Господь рассудил нам пострадать, претерпеть стыд, поработать над исправлением, позаботиться об обиженном нами человеке. А мы этого всего не хотим. Не хотим проблем, страданий, труда, стыда. Потому и боимся, переживаем, как бы это не случилось! Вот она – глубинная причина страхов и тревог. Это наше самолюбие и гордыня.
Каждый поворот во спасение
— Отец Антоний, а вот ещё такая ситуация – человек сильно боится перемен в жизни. Например, если предстоит переход на новое место работы или даже переезд в другой город. Он терзается, не спит ночами, воображает себе разные повороты судьбы (обычно не самые радужные). Как ему стоит вести себя на самом деле?
— Это классический пример недоверия Богу и нежелания исполнять волю Божию. Так сказать, два в одном. Оба упомянутых нами недуга. Не хочу трудиться, терпеть страдания, переносить скорби. И не верю, что это от Господа для спасения, что Он будет рядом, поможет и утешит. Надо в себе всё это увидеть, раскаяться и менять такие свои убеждения, настроение и взгляд на жизнь.

— А что делать человеку, когда страхи и волнения преследуют постоянно, просто разъедают изнутри? Он боится завтрашнего дня, боится смерти, боится за детей, боится плохих новостей по телевизору… Одним словом, страхи буквально возникают на каждом шагу.
— Боюсь, что это уже психическое расстройство. Там нет чёткой границы. Если культивировать в себе страхи и тревоги, не научиться правильно к ним относиться, не разбивать их о веру и согласие с волей Божьей, то они рано или поздно надломят, истощат личность и приведут к психическому расстройству. Есть люди изначально по характеру и воспитанию более тревожные. Для них всё это ещё опасней. Они более близки к расстройствам психики. Для них более важно иметь доверие Богу и смирение перед Его благим Промыслом.
Воля Господа!
— Я где-то услышала такую фразу, что постоянные беспокойства – это результат человеческого эгоизма. То есть человек пытается делать всё сам и считает себя абсолютным хозяином своей жизни, забывая о Боге. И тогда приходят терзания… Согласны ли Вы с таким мнением?
— Да, конечно, согласен. Чувствуя нежелание, несогласие страдать и терпеть неудачи и трудности, мы пытаемся их избежать. А для этого стараемся контролировать свою жизнь, забывая о реальном Правителе мира, от Которого действительно зависит выпадение каждого волоса с нашей головы.
Чувствуя же, что не всё у нас под контролем и не получается самим себя спасти, испытываем страхи, тревожность, беспокойство, подавленность, пессимизм и уныние. А там ещё раздражение имеет место быть и на себя, и на тех, кто не поддаётся нашему контролю и управлению. Целый букет проблем из-за одного-единственного самолюбия-эгоизма.

— Отец Антоний, так как же научиться во всём полагаться на волю Господа? Как начать просто Ему доверять и сохранять доверие, несмотря ни на что? Если я правильно поняла, это единственно действенный способ избавить свою душу от страхов и волнений…
— Ну, это главный способ. Вспомогательный – отвлечения. Увлечённый чем-то человек, активно о чём-то заботящийся, пусть даже и переживающий о каком-то реально важном деле, будет меньше думать о микробах, астероидах, ошибках и отношении к нему окружающих.
Но главное лекарство, главный способ избавиться от пустых тревог и жить в благодарности Богу со страхом Божьим и памятью смертной – это вера и смирение. Вера в то, что рядом с нами любящий нас Премудрый и Всемогущий Отец, желающий нам спасения и всего самого лучшего. И для спасения, для лечения посылающий нам минимально необходимый объем трудностей и страданий, без которых нас не спасти, учитывая наше состояние. А также важно согласие исполнить волю Божью, смирение, покорность Божьим решениям, даже если они кажутся нам непонятными и неприятными.
Всё это необходимо в себе воспитывать. Принять, что так мыслить правильно и необходимо. Молиться Господу о даровании веры и смирения. И посильно сопротивляться противоположным мыслям и желаниям. Да поможет всем нам в этом Господь!
Комментировать