Праздник Сретения Господня — сороковой день после Рождества Христова — завершает цикл зимних двунадесятых праздников. Постараемся вникнуть в то, что мы празднуем и о чём молимся в этот день.
Событие Сретения Господня
История Срéтения рассказана в Евангелии от Луки. На утрене праздника (то есть вечером накануне) читается отрывок из этой истории (Лк. 2:25–32), а на литургии самого праздника — уже вся она целиком (Лк. 2:22–40).
Расскажем ее с некоторыми пояснениями.
В Ветхом Завете было установлено: когда в семье рождался первый ребёнок-мальчик, родители на сороковой день после рождения должны были приносить его в храм, чтобы посвятить Богу. Приносили при этом и жертву Богу за ребёнка: люди побогаче — ягнёнка, а бедные — пару голубей (или даже два голубиных яичка).
По этому-то закону Дева Мария и Праведный Иосиф, Её Обручник, принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Они были бедны, поэтому в жертву Богу принесли только двух голубей.
И в этот же день и час по вдохновению Духа Божия пришёл в храм старец Симеон.
Это был один из образованнейших людей своего времени — и самый старый человек на земле. Византийский историк Никифор Каллист, живший в XIV веке, предположил, что святой Симеон мог быть одним из семидесяти двух учёных переводчиков Библии с еврейского на греческий язык (их называют еще семьюдесятью толковниками). Этот перевод (по-гречески «Септуагинта» — то есть «Семидесяти») был сделан по повелению египетского царя Птолемея II Филадельфа. Никифор Каллист пишет, что когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7:14) — и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился Ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Увидев Младенца на руках Девы Марии, святой Симеон всем сердцем, всем существом понял, что это и есть ожидаемый всеми Спаситель. Старец принял Его на свои руки и произнес:
— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:29–32).
Молитва Симеона Богоприимца по-церковнославянски:
Ны́не отпуща́еши раба Твоего, Владыко, по глаго́лу Твоему, с миром; я́ко ви́деста очи мои спасение Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков, и славу людей Твоих Израиля.
Эта молитва читается и поётся в Церкви в конце каждой вечерни, в конце благодарственных молитв по Святом Причащении.
А Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному о Младенце.
Праведный Симеон говорил о Христе: се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, а Пресвятой Деве предсказал о Ее страданиях у Креста Сына: Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:35).
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна-пророчица восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
Младенец и Вечный Бог, старость и юность мира
Сретение — значит Встреча.
И старец Симеон, и многие горячо верующие и любящие Бога люди в Иерусалиме жили ожиданием прихода в мир Спасителя. В этот день сбылись их надежды, и они встретили Его — родившегося Сына Божия.
Старец Симеон и пророчица Анна в этой встрече олицетворяют всех праведников Ветхого Завета. Встретился Ветхий Завет с Новым, древняя старость — с юностью мира, с Новой Жизнью.
День Сретения Господня в 1992 году объявили Всемирным днем православной молодежи. Обоснование выбора звучало так: «… Царство Божие близ нас, оно явлено в Богочеловеческой природе Христа, обновляющего и омолаживающего каждый день нашу жизнь. Это то, чем призвано быть Движение православной молодежи: приглашение встретить Бога и быть изменённым этой встречей».
Но ведь у Сретения Господня есть все основания быть и праздником православной старости. Венец жизни пожилых участников Сретения — желанная, выстраданная долгой жизнью встреча со Спасителем: яко ви́деста очи мои спасение Твое́.
Со Спасителем — но и Создателем. С Тем, о Ком мы говорим в Символе веры: «Имже вся быша» — или, как у евангелиста Иоанна: всё чрез Него начало быть (Ин. 1:3).
Иисус, Сын Божий, «рожденный прежде всех век», в книге пророка Даниила изображен как «Ветхий днями» (по-церковнославянски — «Ветхий денми»): поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями (Дан. 7:9). Он — старше всей Вселенной, без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3). Перед Его возрастом вечности старость Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, как и любой человеческий век, — ничтожный срок.
На вечерне накануне праздника читаются три пареми́и — отрывки из Ветхого Завета. Первая паремия, составленная из нескольких отрывков из Пятикнижия, объясняет, почему вообще понадобилось приносить Младенца Иисуса на 40-й день в Иерусалимский храм. Такова была заповедь — посвящать Богу первенца мужского пола в память о ветхозаветной Пасхе, когда погибли первенцы египтян, а первенцы веровавших в Единого Бога остались невредимы. Символично, что вскоре после Сретения и мы сами начнем готовиться к нашей, христианской, Пасхе.
А вот вторая паремия — это знаменитое видение пророка Исаии (по мотивам которого Пушкин написал своего «Пророка»). …Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа! (Ис. 6:15).
И вот этого Восседающего в Своем Небесном храме, «прежде век рожденного» принесли в земной храм, и дряхлый старец Симеон держит Его на руках — сорокадневного Младенца…
Тропарь праздника
Главное песнопение этого события из земной жизни Господа Иисуса Христа адресовано не к Самому Спасителю, а к Пречистой Деве Марии и праведному Симеону Богоприимцу.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия́ Солнце правды, Христос Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме; весели́ся и ты, ста́рче праведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние.
Просвеща́яй — просвещающий. Прие́мый — принявший.
Радуйся, Благодатная — это ведь отсылка к событию Благовещения, слова Архангела Гавриила Деве Марии (Лк. 1:28)!
Из Тебе возсия́ Солнце правды, Христос Бог наш — а это уже связывает нас с тропарем Рождества Христова, где Христос называется Солнцем правды.
Кондак и величание
Утро́бу Деви́чу освяти́вый рождество́м Твоим, и ру́це Симео́не благослови́вый, я́коже подоба́ше, предвари́в, и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же; но умири́ во бране́х жи́тельство, и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.
Освятивший утробу Девы Твоим рождением (от Нее) и благословивший руки Симеона, как надлежало, (я́коже подоба́ше), и ныне, предварив, Ты спас нас, Христе Боже; но даруй мир среди войн народу (во бране́х жи́тельство) и укрепи людей (в древнем тексте было: царей), которых Ты возлюбил, Единственный Человеколюбец.
Некоторые переводчики (например, Николай Зайончковский (Нахимов)) переводят слова предвари́в, и ны́не спасл — ныне Ты скоро спас.
Величание
Величаем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Еюже по закону ныне прине́слся еси́ в храм Госпо́день.
Припевы на 9-й песни канона
Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник считается наполовину Богородичным. К Божией Матери обращаемся мы, например, в тропаре праздника.
Но особенно большое место занимают обращения к Божией Матери в припевах на 9-й песне канона: из 14 припевов — шесть посвящены Божией Матери. Эти припевы — жемчужина службы Сретения.
Припевы на девятой песни
Богородице Дево, упова́ние христианом, покры́й, соблюди и спаси на Тя упова́ющих.
Богородице Дево, миру блага́я Помощнице, покры́й и соблюди́ от всякия ну́жды и печали.
Богоно́се Симео́не, прииди́ подыми́ Христа, Его́же роди́ Де́ва Чи́стая Мари́я.
Объе́млет руками старец Симеон Соде́теля закона, и Влады́ку вся́ческих.
Влады́ку вся́ческих — Владыку всего мира.
Не старец Мене́ держи́т, но Аз держу его: той бо от Мене́ отпуще́ния просит.
Удивительные слова от лица Богомладенца! По видимости, по земному — старец Симеон держит Младенца, но ведь этот Младенец — Тот, Кто держит весь мир, Кто удерживал столько лет земную лет жизнь Симеона. А теперь старец просит Младенца отпустить его…
Клещé та́инственная, ка́ко угль но́сиши? Како пита́еши Питающаго вся?
Припев вновь обращен к Божией Матери: Она названа «таинственными клещами», которые носят горящий уголь. В церковнославянском языке это слово — женского рода, единственного числа: «клеща», а в звательном падеже при обращении получается «клещé». Снова вспоминаем пророка Исаию, отрывок из книги которого читался на вечерне: тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника (Ис. 6:6).
О дщи Фану́илева! Прииди́ ста́ни с нами, и благодари Христа Спаса Сына Божия.
О дщи Фану́илева! — о дочь Фануилова (Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова — Лк. 2:36)
Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа, Творца небу и земли.
Целомудренная пророчица Анна (достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет — Лк. 2:36) провещает, пророчествует страшное (в церковнославянском языке абстрактные понятия выражаются не единственным числом среднего рода («страшное»), а множественным: страшная) — то есть нечто такое, что потрясает до глубины души: вот Этот Младенец и есть Христос, Творец Неба и земли!
Непостижи́мо есть содеянное о Тебе Ангелом и челове́ком, Мати Дево Чистая.
Непостижи́мо есть содеянное о Тебе Ангелом и челове́ком — непостижимо для Ангелов и людей совершившееся над Тобою.
Чистая голубица, нескве́рная Агница, Агнца и Пастыря приносит в церковь.
О Христе всех Царю! Победы на враги верным лю́дем Твоим даруй.
О Христе всех Царю! Пода́ждь ми сле́зы теплы́, да плачу мою душу, ю́же зле погуби́х.
Трисия́тельное и Триипоста́сное Божество́ благоче́стно да похва́лим.
О Деви́це Мари́е! Просвети мою душу, помраче́нную лю́те житейскими сластьми́.
Комментировать