Паремия

Литература по теме

Пареми́и (от греч. παροιμία (паримиа) — поговорка, пословица, притча) – фрагменты Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).

paremija - Паремия

Правописание слова

Правильное написание «парЕмии», а не «парИмии»,. Да, греческое слово παροιμία читается «паримиа», однако орфография «паремиа» принята и в нашем Типиконе, и, что самое главное, в «Православной энциклопедии»2, которая считается эталоном с точки зрения оформления и орфографии.

Почему читаемые за богослужениями отрывки Ветхого Завета названы паремиями

Существуют два объяснения этого:
1) Паримии – греческое название книги Притчей; так как из этой книги берется множество богослужебных чтений, то и название книги стало именованием таких чтений;
2) А.А. Олесницкий термин «притча» объяснял так: притчи — «загадки, которые сами по себе представляют одно, но дают разуметь нечто другое». При таком понимании притчей может быть названо любое ветхозаветное пророчество или прообраз, а ветхозаветные чтения как раз содержат ветхозаветные пророчества и прообразы событий жизни Христа и Церкви.

Когда читаются паремии

Паремии в христианском богослужении читаются с ранних веков. Мы восприняли традицию Константинополя, в которой паремии читались на вечерне; в древней иерусалимской традиции паремии читали на литургии и общее количество паремий, а также используемых книг Ветхого Завета было большим, нежели в константинопольской традиции.

Паремии в общественном богослужении читаются только на вечерне (есть два исключения – утреня Великой Субботы и чин великого освящения воды), при этом накануне праздников и святых с полиелеем чаще всего читаются 3 паремии.

В целом количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом:

1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу
2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы
3 паремии – на большинство праздников
4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста.
5 паремий – накануне Благовещения (часто)
6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы)
7 паремий – Благовещение в 3‑ю – 6‑ю субботы Великого поста
8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу
13 паремий – навечерие Богоявления
15 паремий – Великая Суббота
20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением).

Какие книги Библии используются в паремиях

В современном богослужении в паремиях используются следующие книги Ветхого Завета: Бытие (36), Исход (12), Левит (1), Числа (2), Второзаконие (4), Иисуса Навина (3), Судей (3), 1 Царств, 3 и 4 Царств (9), Иудифь (1), Иова (5), Притчи (31), Премудрость Соломона (6), Премудрость Иисуса, сына Сирахова (2), Исаии (48), Иеремии (4), Варуха (1), Иезекииля (6), Даниила(2), Иоиля (3), Ионы (1), Михея (2), Софонии (2), Захарии (5), Малахии (1). Таким образом, из 50 книг славянского Ветхого Завета читается 26.

Понятно, что Псалтирь стоит особняком, потому получается, что 23 книги не читаются в составе паремий и не используются в богослужении вообще Это следующие книги: Руфь, 2 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфирь, 2 Ездры, Товита, Екклесиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Осии, Амоса. Авдия, Наума, Аввакума (эта книга не читается в виде паремии, но ее 3‑я глава поется как 4‑я библейская песнь), Аггея, 1, 2, 3 Маккавейские, 3 Ездры.

Паремии праздников и святых: 186 ветхозаветных и 15 новозаветных.
Паремии рядовых чтений Великого поста: 104 ветхозаветных (они не связаны с воспоминаниями тех дней, когда они читаются).

Содержание паремий

В паремиях должна быть прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты. Например, в навечерие Рождества Христова среди паремий читается пророчество из книги пророка Исаии (Ис.7:10-16; Ис.8:1-4, Ис.8-10) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паремий говорится о лествице (Быт.28:10-17), виденной Иаковом.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки