Общенародный праздник, который мы называем Днем народного единства, совпадает с осенним празднованием Казанской иконы Божией Матери, установленным в первую же годовщину победы народного ополчения над поляками, в 1613 году, как единое — церковное и гражданское. Но далеко не все представляют, что судьба Казанской иконы теснейшим образом переплетена с явлением народного единства на всём протяжении отечественной истории, начиная с самого чудесного обретения иконы 8/21 июля 1579 г. в Казани и до нынешних дней.
Мученическая икона
О том, как была обретена икона в городе Казани, рассказывается в день празднования этого обретения, на «летнюю Казанскую».
В 1552 году после более чем векового противостояния войсками Иоанна Грозного была взята Казань. Бои на территории Казанского ханства длились еще шесть лет, но итог был предрешен: мусульманская, «агарянская» Казань стала городом Православной Руси, а с ней и всё Среднее Поволжье.
«По взятьи града в двадесят шестое лето», в 1579 году «месяца Июня 28 день, на память святыя мученицы Агрипены, бысть пожар в новопросвещенном граде Казани»…
Выгорел весь посад, и торговая площадь, и даже двор великого князя – «увы! вся огнь всеядец пояде и пожже», — писал очевидец обретения иконы, будущий патриарх Ермоген. «Иноплеменники же уничижали нас, одержимые в своих сердцах неверием, не ведая ни Божией милости, ни силы Божией…»
Спустя полторы недели после этого жуткого пожара десятилетняя девочка Матрона по повелению и указанию Пречистой Богородицы откопала в указанном Ею месте икону.
Копать пришлось на выгоревшей черной равнине, где от домов, куда ни кинь взор, остались только печи — около печи и копали. Неистребимый, всепроникающий запах гари и спёкшаяся в угольную черноту земля. А на глубине немногим более двух локтей (около метра) в земле — обернутая ветхим суконным рукавом вишневого цвета икона, сиявшая дивным светом, будто недавно написанная.
Не на древе или у источника чудесно явленная, а в земле, бережно завернутая тем, кто схоронил ее, в этот рукав однорядки. Кто прятал ее? Зачем?
В иконе этой сразу узнали «Одигитрию» — Путеводительницу, и в то же время ни архиепископ, ни кто иной «подобного образа нигде не видел» — такого, где Пресвятая Богородица изображена только по плечи. Икона была совсем небольшая — такие же списки с нее в первые годы и писали. И очень возможно, что человек, скрывший ее в земле — видимо, от поруганий и преследований еще в «агарянское» время Казани —обтесал бо́льшую, более традиционную икону, оставив главное — лик Богоматери и фигуру Младенца, — потому что в первоначальном размере ее невозможно было таить от окружения.
Даже к моменту обретения иконы, по свидетельству повести о ней, «было… в городе много людей иноверных, и верований множество…и стала у них истинная православная вера предметом толков и насмешек; целебного же источника <истины> тогда еще не было в городе». А за тридцать лет до того город был преимущественно мусульманским — и враждебным Руси. И более чем вероятно, что владел иконой православный русский пленник, молившийся втайне, со слезами, перед этой своей святыней, которую прятал пока мог, а потом вынужден был сокрыть в земле эту икону-мученицу…
Претерпев заключение в недрах земных, икона явилась людям своим, вернув им надежду, подняв их дух и объединив их в порыве веры. Возможно, именно с этого момента Казань стала по-настоящему русским православным городом, а не просто завоёванной твердыней…
Смутное время
Царь Иван Грозный умер менее пяти лет спустя после обретения Казанской иконы, в марте 1584 года.
Государство он оставил в кризисном состоянии. Удерживать страну от полного распада и даже что-то созидать удавалось в царствование его благочестивого сына Феодора Иоанновича, но сразу после смерти царя Феодора в 1598 году начинается страшное Смутное время.
Засухи и голод, эпидемии (чума!), борьба за власть, смена царей, череда самозванцев, вспыхивающие восстания под знаменами очередного «подлинного царевича Димитрия».
Нет, не просто «смуты» — а первая в истории нашей страны гражданская война, сплетенная с интервенцией. На раздираемое тело Русского государства набрасываются поляки. 16 месяцев осады Троице-Сергиевой обители, 20 месяцев осады Смоленска…
Непроницаемая мгла смыкалась над Россией. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали.
В этой мгле, в этой смутности невозможно было понять, где правда, за кем идти, за кого стоять. Никаких «ресурсов», никакой опоры, никакой «национальной идеи». Вера, надежда и особенно любовь уже иссякают в растерзанных бедствиями и ужасами гражданской войны людях.
По земным меркам, по всякой человеческой логике Россия должна была неизбежно погибнуть.
Патриарх Ермоген в посланиях призывает русских людей сплотиться и встать за веру и Отечество. «Вы видите, как ваше Отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного»
Вдохновленный его призывом, собирает в Рязани Первое народное ополчение дворянин Прокопий Ляпунов. Талантливый полководец, тоже потрепанный Смутой, переметывавшийся от правителя к правителю, но искавший спасения Отчизне, он уже сам начинает рассылать грамоты, призывая к борьбе против поляков.
Ополчение получилось пестрое, туда вошли и бывшие сторонники «Тушинского вора» — Лжедмитрия II, и малороссийские казаки, первоначально воевавшие на польской стороне против того же Ляпунова.
Зарайский воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский также был в ополчении Прокопия Ляпунова.
К началу марта Первое ополчение двинулось к Москве. Туда же со своих сторон двинулись примкнувшие к ополчению отряды из Калуги. Тулы, Нижнего Новгорода, Мурома, Владимира, Ярославля, Костромы.
К приходу ополчения в марте 1611 г. Москве вспыхнуло народное восстание. На улицах устраивали баррикады из саней с дровами, с крыш, из домов и из-за заборов в поляков стреляли. Передовые отряды ополчения к этому времени проникли в Москву. Отряд Пожарского встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. В ответ поляки просто выжгли Москву. Во время контратаки поляков Пожарский был тяжело ранен, его вывезли в Троицкий монастырь.
В дни восстания патриарха Ермогена лишили сана и заключили в земляной тюрьме Чудова монастыря.
Через неделю к Москве подошли основные силы Первого ополчения —100 тысяч человек. Поляки и их сторонники были осаждены.
Казанская пришла, но ее не приняли
Казанское ополчение подошло к основному, уже осаждавшему Москву, летом. А с ним — Казанская икона! Точный ее список благословил послать Ляпунову с его ополчением патриарх Ермоген, еще в бытность священником Ермолаем участвовавший в обретении Казанской иконы. (Уже в сане митрополита Казанского он написал Повесть о явлении и чудесах иконы и службу ей.)
Но, по свидетельствам летописцев, святыню встретили без должного почтения. Казаки выехали навстречу ей верхом, на конях. Особого благоговения и надежды на помощь от Пресвятой Богородицы в стане ополченцев не наблюдалось.
Вместо решительных боевых действий против осажденных поляков ополченцы занялись решением власти: чья и какая она будет. Всплыло непримиримое противоречие интересов казаков и дворян, личное соперничество предводителей, раздоры… И наконец Прокопия Ляпунова просто зарубили, вызвав в казачий круг…
Вскоре под натиском войск короля Сигизмунда пал Смоленск, Великий Новгород захватили шведы, а в Пскове объявился еще один самозванец — Лжедмитрий III.
Не приняли икону — и никакого народного единства…
В единении Пресвятой Богородицей
Тогда же, осенью1611 года, нижегородский земский староста Кузьма Минин поднимает народ на создание нового ополчения. Возглавить ополчение призывают князя Пожарского, долечивавшего раны в нижегородском имении.
Казанская икона пробыла под Москвой до начала 1612 года, после чего с казанским протопопом ее отправили в Ярославль. Весной 1612 года туда пришло ополчение Минина и Пожарского. Уже прославившаяся чудотворениями икона была с благоговением «взята в полки».
С этого момента именно Пресвятая Богородица становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
22 октября/4 ноября 1612 года войска ополчения под предводительством князя Пожарского освободили от поляков Китай-город. Спустя 5 дней был освобожден и Кремль. В первый воскресный день после его освобождения у Лобного места на Красной площади произошла встреча двух чудотворных икон Богоматери — полковой Казанской и Владимирской из Успенского собора Кремля.
Людей и власти объединило твердое сознание, Кто и какой силой победил в страшной битве за само существование русского народа. Избранный через несколько месяцев Земским Собором на царство юный царь Михаил Романов сразу же установил празднование Казанской иконе 22 октября в память этой победы.
В 1632 году была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы, по обету князя Пожарского оставленной в Москве. На освящение церкви приехала старица Казанского девичьего монастыря Мавра — та самая девица Матрона, которая обрела в 1579 г. в Казани чудотворный образ. Деревянная церковь вскоре сгорела, но уже в 1636 г. был освящен каменный Казанский собор на Красной площади.
22 октября 1649 г. у царя Алексея Михайловича родился первый долгожданный сын —Димитрий. Это событие обновило принятие Казанской иконы как покровительницы дома Романовых, хранительницы Москвы и всей Руси, общерусское празднование ей было закреплено окружной грамотой: «…празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы».
Осенний праздник Казанской иконы на протяжении XVII–ΧΙΧ веков не назывался, конечно, «днем народного единства», но фактически был и государственным праздником особого значения. Император Павел I в 1798 году включил этот праздник в число годовых табельных (неприсутственных) дней.
В новой столице — Санкт-Петербурге — рано появляется чтимый список Казанской иконы (существенно бо́льший первоначальной иконы по размеру). В день ее празднования, 22 октября 1721 года, состоялись торжества в связи с заключением Ништадтского мира со Швецией, и именно с этого дня царь Петр I стал именоваться императором. В 1811 г., в преддверии Отечественной войны, в честь нее был освящен дивный собор на Невском проспекте, и здесь перед нею молился Кутузов.
И первое поражение наполеоновской армии после ее ухода из Москвы произошло на осеннюю Казанскую — 22 октября 1812 года в сражении под Вязьмой.
Уничтожаемая и воскресающая
Казанский образ Богоматери — самый распространенный, самый «народный», всем знакомый, многократно прославленный. К началу ΧΧ века ей было посвящено в России больше храмов и монастырей, чем каким-либо иным иконам, праздникам или святым.
И все исторические списки этого образа, как и оригинал, в годы новых русских смут и раздоров подвергались попыткам уничтожения и поругания.
Первая икона, томившаяся некогда в земле и обретенная на пожарище, великая святыня Казани, вокруг которой был построен монастырь, была похищена в 1904 году, накануне первой русской революции, профессиональными ворами-святотатцами ради драгоценного оклада. Злодеев быстро нашли, осудили, но по их признанию, икону они сожгли. В надежде всё же найти икону — надежда умирает последней! — проводились не только официальное, но и неоднократные частные расследования, но все они были тщетны. Будущая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, финансировавшая одно из таких расследований, даже устроила в Казанском монастыре особое нижнее помещение в честь иконы. Но позже большевики снесли под корень и сам монастырь, и храм…
У нас не сохранилось подробного искусствоведческого описания иконы — и только черно-белые ее фотографии в окладе…
Московскую икону похитили уже в 1918 году, в разгар новой смуты.
Московский Казанский собор, реставрацию которого начал великий подвижник церковной архитектуры Петр Барановский, в 1929 году Моссовет постановил снести, что и было осуществлено в 1936 году. Москвичи старшего поколения хорошо помнят, что на его месте располагались общественные туалеты.
И все же мы оставались единым народом, в котором хранилась вера Богородице. Есть множество свидетельств о том, как молились перед этой иконой в годы Великой Отечественной войны на ее фронтах и в тылу.
Дочиста снесенный Казанский собор на Красной площади был воссоздан одним из первых в стране: 4 ноября 1990 года патриарх Алексий II заложил первый камень в его основание, а в ноябре 1993 года храм был уже освящен.
Вернулась в Москву и глубоко интимная святыня — маленький Казанский образ Пресвятой Богородицы, преподнесенный Великой Княжне Татьяне Николаевне Романовой монахами Троице-Сергиевой Лавры в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Эту икону Великая княжна носила с собой все пять лет, вплоть до расстрела в Ипатьевском доме. С благословляющей надписью Лавры, с процарапанным на торце учетным номером Екатеринбургской ГубЧК этот образ хранится теперь в Музее Русской иконы…
Когда уничтожается народное единство России, люди отвергают любовь и помощь Богоматери, явленные через Ее Казанскую икону. Но Заступница усердная вновь и вновь обращается к нашему народу, не теряя веры в нас, в наше будущее. Да не утратим этой веры мы сами, да не отвергнем Ее о нас благого попечения, да станем действительно единым православным народом!
Комментировать