Норман Л. Гайслер
Мухаммед: предполагаемое призвание Богом

Мухаммед претендовал на то, что стать пророком его призвал Бог. Действительно, он называл себя последним из Божиих пророков на земле, «печатью пророков» (Коран, сура 33:40 {в русском переводе «посланником Аллаха и пророков»}). На предполагаемый божественный источник призвания Мухаммеда мусульмане ссылаются для обоснования того утверждения, что ислам — истинная религия.

Изучение фактов, даже взятых из мусульманских источников, показывает, что представления мусульман о Мухаммеде искажены сильными преувеличениями. Невозможно, например, обнаружить основания для того заявления, будто бы Мухаммед был призван донести до людей полное и окончательное откровение Бога, если ознакомиться с обстоятельствами призвания Мухаммеда.

Подробности призвания

Душащий ангел. По словам Мухаммеда, во время его призвания его душил ангел — трижды. Мухаммед рассказывал об этом ангеле: «он душил меня покрывалом, и я уже уверился, что умру. Тогда он отпустил меня и велел: “ответствуй!” (Iqra)». Пока Мухаммед замялся, ангел ему «еще дважды задал трепку» (Andrae, 43–44). Это выглядит нетривиальной формой принудительного обучения, вряд ли характерной для того милостивого и доброго Бога, Которым мусульмане считают Аллаха, а также не слишком согласуется с их верой в свободу выбора, предоставляемую Аллахом своим созданиям.

Обманывающий бес?

Мухаммед и сам сомневался в божественной подоплеке происходящего с ним. Поначалу он думал, что его морочит джинн, злой дух. Собственно говоря, сначала Мухаммед испытывал смертельный ужас при мысли об источнике его новообретенного откровения, но затем его жена Хадиджа и ее кузина Барака убедили его, что это откровение — такое же, как у Моисея, и что Мухаммед тоже будет пророком своего народа. Один из самых уважаемых современных мусульманских биографов Мухаммеда, Мухаммед Хусейн Хайкаль выразительно описывает страхи Мухаммеда, не одержим ли он бесами:

В приступе паники Мухаммед вскочил, вопрошая себя: «Что это было? Не началась ли у меня одержимость бесами, которой я всегда боялся? Мухаммед взглянул вправо и взглянул влево, но не увидел ничего. Мгновение он стоял так, переполненный ужасом и благоговейным трепетом. Мухаммед опасался, что в пещере его могут выследить, и ему придется бежать, так и не узнав, что же он видел» [Наykal, 74]

Как отмечает Хайкаль, Мухаммед и раньше опасался одержимости бесами, но его жена Хадиджа сумела его переубедить. Ибо, «как и в предыдущих случаях, когда Мухаммед боялся одержимости бесами, она сейчас твердо его поддерживала и отметала малейшие сомнения». Так, «с почтением, даже с благоговением, она сказала ему: “Радость для сестры моей! Будь тверд. Именем того, кто владеет душой Хадиджи, я молюсь и надеюсь, что ты будешь Пророком нашего народа. Именем Бога, Который тебя не оставит”» (ibid., 75). По сути дела, описываемые Хайкалем обстоятельства получения Мухаммедом «откровения» соответствуют опыту других медиумов. Хайкаль повествует об откровении, снявшем подозрения в виновности с одной из жен Мухаммеда:

«Мухаммед так и лежал на том же месте, когда откровение пришло к нему, сопровождаемое обычным приступом. Он распростерся на своем покрывале, а под головой у него была подушка. Айша [его жена] позднее рассказывала: «Думая, что сейчас должно совершиться что-то зловещее, каждый из находящихся в помещении ощущал ужас — за исключением меня, я‑то ничего не боялась, так как знала, что невиновна […]» Мухаммед, придя в себя, сел и стал утирать лоб, на котором выступили бисеринки пота» [ibid., 337].

Еще одна характерная особенность, зачастую ассоциирующаяся с оккультными «откровениями», — это общение с умершими (ср. Вт. 18:9–14). Мусульманский биограф Мухаммеда Хайкаль сообщает о случае, когда нечаянно услышавшие его [Мухаммеда] слова мусульмане спросили: «не вызываешь ли ты мертвых?», и Пророк ответил: «они слышат меня ничуть не хуже вас, разве что ответить не могут» (ibid., 231). В другом случае Мухаммеда нашли «молящимся за мертвецов, похороненных на этом кладбище» (ibid., 495). Хайкаль даже откровенно признает, что «поэтому нет никаких оснований отрицать факт посещения Мухаммедом кладбища в Баки как неадекватный, если учесть духовную и психическую способность Мухаммеда контактировать с этими сферами реальности и его проникновение в духовную реальность, выходящую за рамки возможностей обычного человека» (ibid., 496; курсив Н.Г.).

Молчание и подавленность

Пятном на предполагаемое божественное происхождение его проповеди ложится и тот факт, что за всем этим последовал долгий период молчания, длившийся, согласно некоторым сведениям, примерно три года, на протяжении которых Мухаммед погрузился в глубины отчаяния, чувствуя свою оставленность Богом и подумывая о самоубийстве. Подобные факты как-то не вяжутся с представлениями о божественном призвании.

Сатанинское «откровение»

Еще в одном случае Мухаммед изложил откровение, которое, как он думал, было от Бога, но позже изменил его, заявив, что сатана вставил в текст искаженные стихи. Бог сказал пророку: «Они — только имена, которыми вы сами назвали, — вы и родители ваши. Аллах не посылал с ними никакого знамения» (Коран, сура 53:23; ср. Коран, сура 22:50/51). Но, к сожалению, человеческие заблуждения всегда возможны. Сами мусульмане убеждены, что все притязания на откровение, противоречащие Корану, проистекают из заблуждения. В связи с этим уместно задать вопрос, не рассмотреть ли мусульманам всерьез возможность того, что первое впечатление Мухаммеда было правильным и его действительно морочил бес. Мусульмане признают, что сатана реален и что он — великий мастер обмана. С какой тогда стати исключать возможность того, что сам Мухаммед был обманут, как он поначалу и думал?

Человеческие источники Корана

И наконец, некоторые критики вообще не усматривают ничего сверхъестественного в источнике идей Мухаммеда, отмечая, что для подавляющего большинства идей Корана известны их иудейские, христианские и языческие источники. Даже знаменитый биограф Мухаммеда Хайкаль нечаянно указывает на один из возможных источников «откровения» у Мухаммеда. Он пишет:

«У арабов от природы сильно развито воображение. Араб, при том образе жизни, который он ведет под пустынным небосводом, постоянно перемещаясь в поисках пастбищ и возможностей для торговли и будучи постоянно вынужденным иметь дело с крайностями, преувеличениями и даже с ложью, обычно сопутствующими коммерции, неизбежно упражняет свое воображение и культивирует его во всякий момент, к добру ли это будет или к худу, к войне или к миру» [ibid., 319].

Заключение

Заявления о том, что Мухаммед был призван Богом, не подтверждаются свидетельством. В самом деле, данные, даже данные из мусульманских источников, указывают на прямо противоположное. Более того, отсутствуют сверхъестественные подтверждения этого призвания, такие, какие были у Иисуса.

И наконец, личные качества Мухаммеда далеко не соответствуют его притязаниям. На фоне безупречного совершенства Христа Мухаммед предстает бледной, незначительной тенью.

Библиография

  1. A. Y. Ali, The Meaning of the Glorious Qur’an.
  2. T. Andrae, Muhammad: The Man and His Faith.
  3. N. L. Geisler, and A. Saleeb, Answering Islam.
  4. М. H. Haykal, The Life of Muhammad.

Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С. 589–590

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka