Нрав

***

Нрав – пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность чело­века, обу­слов­лен­ная осо­бен­но­стями его душев­ных свойств; то же что харак­тер (пример: крот­кий нрав, суро­вый нрав); 2) сово­куп­ность пси­хи­че­ских свойств; 3) обычаи, уклад жизни (обычно упо­треб­ля­ется во мно­же­ствен­ном числе: нравы).

В Свя­щен­ном Писа­нии жесто­кий чело­век назы­ва­ется зве­ро­нрав­ным: «Имя же чело­веку Навáлъ и и́мя жене егó Авигéа: и женá егó благá смы́сломъ и добрá взóромъ зелó, мýжъ же ея́ чело­векъ жéстокъ и лукáвъ въ начинá­ни­ихъ и чело­вéкъ зве­ро­нрáвенъ» (1Цар.25:3). В сино­даль­ном пере­воде слово «зве­ро­нра­вен» пере­ве­дено как «злой нравом».

В Новом Завете апо­стол Павел настав­ляет своих уче­ни­ков в бла­го­нра­вии, пре­ду­пре­ждая их об опас­но­сти без­нрав­ствен­ного уго­жде­ния своим похо­тям: «Брак у всех да будет честен и ложе непо­рочно; блуд­ни­ков же и пре­лю­бо­деев судит Бог. Имейте нрав не среб­ро­лю­би­вый, доволь­ству­ясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:3–5), в цер­ков­но­сла­вян­ском: «не сребролю́бцы нра́вомъ».

 Чрез­мер­ная склон­ность дей­ство­вать в соот­вет­ствии со своим нравом (склон­ность дей­ство­вать по своим при­хо­тям, капри­зам и т. п.) назы­ва­ется свое­нра­вием, здесь мы тоже имеем дело с корнем «нрав». Свое­нра­вие часто путают с упрям­ством, однако, это не одно и то же. Упря­мый только не согла­ша­ется с вами, не усту­пает. Свое­нрав­ный же идет дальше: он хочет, чтобы и другие непре­менно делали по его жела­нию. Свое­нра­вие тесно свя­зано с само­мне­нием и свое­во­лием – эти три греха явля­ются очень силь­ными фак­то­рами, пре­пят­ству­ю­щими пад­шему чело­веку усво­е­нию нрава Хри­стова. При этом само­мне­ние пора­бо­щает ум чело­века, свое­нра­вие пора­бо­щает его сердце, а свое­во­лие пора­бо­щает его волю. Все три состав­ляют падший нрав чело­века, они в сово­куп­но­сти и явля­ются его без­нра­вием, т. е. отсут­ствием (недо­стат­ком) бла­го­нра­вия.

Свое­нра­вие пора­жает чело­века до самой глу­бины души, прежде всего, оно про­яв­ля­ется в харак­тере его отно­ше­ний с окру­жа­ю­щими. Хотя свое­нра­вие часто про­яв­ля­ется в при­хо­тях и капри­зах, его нали­чием не исклю­ча­ется спо­соб­ность устой­чиво хра­нить опре­де­лен­ный поря­док, опре­де­лен­ный харак­тер отно­ше­ния к окру­жа­ю­щему. Причем в опре­де­лен­ных ситу­а­циях свое­нрав­ный чело­век может вести себя оди­на­ко­вым обра­зом.

Обычно всех людей мы раз­ли­чаем по свое­нра­вию. На быто­вом уровне это выгля­дит так: «Кате­рина Васи­льевна в такой ситу­а­ции всегда при­хо­дит в ярость», «Ген­на­дий Ива­но­вич всегда сильно оби­жа­ется», «Леночка в этих слу­чаях всегда всту­пает в упрям­ство», «Нико­лай в данной ситу­а­ции всегда впа­дает в исте­рику, бро­сает вещи, хло­пает дверью и убе­гает»… Кто-то всегда высо­ко­ме­рен в отно­ше­ниях с опре­де­лен­ными людьми, с дру­гими – всегда пере­жи­вает гну­ше­ние (люди для него всегда омер­зи­тельны и про­тивны), по отно­ше­нию к тре­тьим – он всегда чуть свы­сока. Иной чело­век по отно­ше­нию к опре­де­лен­ным людям всегда слуга, другой – как лягушка перед удавом, один упрям, другой мни­те­лен, третий хваст­лив. Настой­чи­вость, неот­ступ­ность в своем харак­тере и есть свое­нра­вие, устой­чи­вое рас­по­ло­же­ние души, кото­рое чело­век про­яв­ляет в опре­де­лен­ных ситу­а­циях. Нередко свое­нра­вие не осо­зна­ется самим чело­ве­ком. И даже там, где он начи­нает в себе это осо­зна­вать, глу­бины свое­нра­вия бывают для него недо­ступны. Фак­ти­че­ски пере­ме­нить свое­нра­вие в тех или иных ситу­а­циях, т.е. совла­дать с собою, для боль­шин­ства людей за долгий период их огла­ше­ния почти невоз­можно.

Бывают случаи, когда чело­век много тру­дится над тем, чтобы изме­ниться в отно­ше­нии с окру­жа­ю­щими людьми. Напри­мер, замкну­тый чело­век. Как только он попа­дает в обще­ство людей, в нем сразу что-то замы­ка­ется, и он не может в себе этого одо­леть, он и так и эдак посту­пал, много раз испо­ве­до­вался, каялся в этом, пытался что-то пере­ме­нить, изме­нить. Но как только попа­дал в харак­тер­ную ситу­а­цию, в нем все воз­вра­ща­лось на круги своя.

Свое­нра­вие чело­века неуправ­ля­емо. Если мы посмот­рим еще глубже, то увидим, что свое­нра­вие лежит в осно­ва­нии пад­шего харак­тера чело­века. Пол­но­стью вскрыть чело­ве­че­ское свое­нра­вие спо­собна только освя­ща­ю­щая бла­го­дать Божия. Гос­подь, когда при­зы­вает чело­века к Церкви, зовет его к тому, чтобы он начал откры­вать самого себя. Это и про­ис­хо­дит с помо­щью Божией. Гос­подь в одних слу­чаях бережно, а в других и сокру­ши­тельно, (но всегда лечебно, точно) откры­вает чело­веку его свое­нра­вие, и посред­ством этого при­па­де­ния к освя­ща­ю­щей бла­го­дати Божией чело­век начи­нает исце­ляться пока­я­нием от него.

***

См. также: НРАВ­СТВЕН­НОСТЬ, НРАВ­СТВЕН­НОЕ БОГО­СЛО­ВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки