Библиотеке требуются волонтёры

О частицах, вынимаемых на проскомидии

про­то­и­е­рей Игорь Белов

«И будет едино стадо и един Пас­тырь»
(Ин. 10:16).

В древ­но­сти с апо­столь­ских времен Литур­гию всегда слу­жили на одном Хлебе (и одной Чаше), как совер­шил сам Гос­подь1. На Западе так оно и сохра­ня­лось. На Востоке же, в даль­ней­шем, по выра­же­нию архи­манд­рита Кипри­ана (Керна), «Визан­тия вплела в литур­ги­че­скую ткань много бого­слов­ских и мисти­че­ских узоров»2. В част­но­сти, при выборе в каче­стве Агнца луч­шего из несколь­ких при­не­сен­ных хлебов, из остав­шихся стали выни­мать частички в память о при­нес­ших и пола­гать их на дис­косе рядом с Агнцем (тако­вая литур­ги­че­ская прак­тика фик­си­ру­ется при­мерно с XI века, до этого вре­мени остав­ши­еся хлебы просто воз­но­си­лись с про­из­не­се­нием имени при­нес­шего3). Эти частички в свою оче­редь сим­во­ли­зи­руют наши дары и жертвы Богу4, в первую оче­редь жертвы святых муче­ни­ков, спо­стра­дав­ших Христу и «все­цело при­нес­ших себя в жертву Богу»5. Эти частицы, нахо­дясь рядом на одном дис­косе с самой совер­шен­ной Жерт­вой, освя­ща­ются от нее, как освя­ща­ются и жертвы святых от Христа, но не пре­су­ществ­ля­ются в Тело Хри­стово, так как жертвы святых не тож­де­ственны Жертве Христа и, по срав­не­нию с ней, несо­вер­шенны. Даже жерт­вен­ное слу­же­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Чест­ней­шей и Слав­ней­шей Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, не может срав­ниться с Жерт­вой Христа. Только один Хри­стос умер доб­ро­вольно (поэтому Его смерть и имеет для нас иску­пи­тель­ное зна­че­ние), а Бого­ро­дица, как и святые муче­ники, и все святые, умерли в силу есте­ства. И святые ста­но­вятся богами не по суще­ству, а по бла­го­дати. По суще­ству же, Бог – только Хри­стос. Поэтому и запре­щено при­ча­щаться частич­ками в честь святых, как не пре­су­ществ­лен­ными в Тело Хри­стово6. Обряд отра­жает дог­ма­тику, так было всегда.

Обрат­ное же утвер­жде­ние, что якобы эти частички пре­су­ществ­ля­ются в Тело Хри­стово, кото­рое офи­ци­ально испо­ве­ду­ется у уни­а­тов с Замост­ского собора 1720 года, есть ничто иное, как отра­же­ние като­ли­че­ской дог­ма­тики, отри­ца­ю­щей нетвар­ность Боже­ствен­ных энер­гий, в соот­вет­ствии с уче­нием фило­софа-пла­то­ника Вар­ла­ама Калаб­рий­ского. Согласно като­ли­че­скому веро­уче­нию, святые соеди­ня­ются с Богом посред­ством твари, то есть, по сути, ника­кого непо­сред­ствен­ного соеди­не­ния с Богом не про­ис­хо­дит, а, сле­до­ва­тельно, не про­ис­хо­дит и спа­се­ния. Или же тре­бу­ется при­знать соеди­не­ние святых с Богом по суще­ству, что будет несо­мненно являться грубым язы­че­ским поли­те­из­мом. Но, как ни пара­док­сально, на самом деле невоз­мож­ность непо­сред­ствен­ного соеди­не­ния с Богом и соеди­не­ние с Богом по суще­ству – фило­соф­ски одно и тоже. Пла­то­низм, с его ради­каль­ным раз­де­ле­нием матери и духа (дуа­лизм) и веч­но­стью обоих, и син­те­зи­ро­ван­ный с ари­сто­те­лиз­мом нео­пла­то­низм, с его эма­на­цией боже­ства, – по сути дела тож­де­ственны и испо­ве­дуют одну единую суб­стан­цию бытия – боже­ство-космос-тело, начи­ная с тон­кого небес­ного и закан­чи­вая тяже­лым земным (отсюда выхо­дит раз­мы­ва­ние четкой гра­ницы между Твор­цом и тварью, обез­ли­чи­ва­ние Бога и отри­ца­ние акта тво­ре­ния из ничего).

Поэтому выбор оста­ется один: или при­знать эти частицы совер­шено не при­ни­ма­ю­щими ника­кого освя­ще­ния (тогда для чего они вообще нужны? – в латин­ском обряде их соб­ственно и нет), или при­знать их пре­су­ществ­ля­ю­щи­мися в Тело Хри­стово. Вот что стоит за непра­вой верой в пре­су­ществ­ле­ние про­ско­ми­дий­ных частиц – древ­ний язы­че­ский пла­то­низм! Не слу­чайно А. Ф. Лосев назы­вал като­ли­цизм пла­то­низ­мом в хри­сти­ан­стве7.

При­ча­ща­емся мы от единой Жертвы Христа, а не от жертв святых. Хотя мы все и ста­но­вимся соте­лес­ными и еди­но­кров­ными Ему (каждый в меру своего лич­ного хри­сти­ан­ского совер­шен­ство­ва­ния8) и ста­но­вимся единым Телом с Ним – Цер­ко­вью Хри­сто­вою, кото­рая в свою оче­редь сама сози­да­ется жерт­вен­ной кровью муче­ни­ков, как бы в под­ра­жа­ние Гол­гоф­ской Жертве, но осно­ва­ние имеем только одно – Иисуса Христа (См. 1Кор. 3:11), и не можем при­ча­ститься от святых, а можем лишь про­сить их молит­вен­ного хода­тай­ства о нас пред Богом. В этом заклю­ча­ется дог­ма­ти­че­ское учение Церкви об обще­нии святых9. «Однако частицы не пре­ла­га­ются ни в Тело Вла­дычне, ни в телеса святых, но суть только дары, при­но­ше­ния и жертвы из хлеба, по под­ра­жа­нию Вла­дыке, и при­но­сятся Ему во имя их, а при свя­щен­но­дей­ствии Тайн через соеди­не­ние и при­об­ще­ние (Тайнам) освя­ща­ются и низ­во­дят освя­ще­ние на тех, за кого они (при­но­сятся), а чрез частицы за святых – на нас, подобно тому как это бывает и чрез молитвы, когда мы вспо­ми­наем их или, когда при­но­сим что-либо в храмы, к мощам их или иконам. Ибо сами они непо­сред­ственно при­ем­лют освя­ще­ние от Бога, а при­ни­мая (при­но­ше­ния) от нас, чрез них освя­щают нас. Итак, если в других (слу­чаях) они могут при­ни­мать при­но­ше­ние в честь и память свою, то тем более они примут его во время свя­щен­ней­шей Жертвы»10. То есть частицы эти освя­ща­ются, но не пре­су­ществ­ля­ются в Тело Хри­стово. Это отра­жает в свою оче­редь то, что при­ча­ща­ются овцы Хри­стовы только от Еди­ного Пас­тыря, а не друг от друга. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все при­ча­ща­емся от одного хлеба» (1Кор. 10:17)

Подоб­ный пример – воз­но­ше­ние Бого­ро­дич­ной просфоры в «чине о Пана­гии». Просфора освя­ща­ется, но не пре­тво­ря­ется ни в Тело Хри­стово, ни в тело Бого­ро­дицы. Вку­ша­ю­щие от нее освя­ща­ются по молит­вам Бого­ро­дицы, но, разу­ме­ется, при­ча­ще­нием это не явля­ется.

Итак, частицы, выну­тые на про­ско­ми­дии за всех членов Церкви, пола­га­ются на дис­косе и освя­ща­ются во время Литур­гии, а в силу про­об­раза это освя­ще­ние пере­хо­дит и на нас, так как дискос, с рас­по­ло­жен­ными на нем части­цами, есть ничто иное, как икона всей Церкви. «Но рас­смот­рим, как мы в сем боже­ствен­ном образе и дей­ствиях свя­щен­ной про­ско­ми­дии узре­ваем самого Иисуса и всю единую Цер­ковь Его… Сам Он под видом хлеба – посре­дине, Матерь под видом частицы – одес­ную, святые и ангелы – ошуюю, в снизу – все бла­го­че­сти­вое собра­ние веру­ю­щих в Него. Здесь вели­кая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, полу­чив­ших обо­же­ние от Бога, истинно вопло­тив­ше­гося ради них по при­роде. Здесь также гря­ду­щее Цар­ство и устро­е­ние вечной жизни: Бог с нами узре­ва­ется и поз­во­ляет при­част­во­вать Себе…»11.

Освя­ща­ются не только частицы, но и просфоры, из кото­рых они были вынуты12, для после­ду­ю­щего вку­ше­ния и освя­ще­ния верных. В древ­но­сти анти­дор при­ни­мался теми, кто не при­ча­щался во время Литур­гии13.

Вся Боже­ствен­ная литур­гия напол­нена глу­бо­чай­шим бого­слов­ским сим­во­лиз­мом и содер­жит в себе все без исклю­че­ния тайны домо­стро­и­тель­ства нашего спа­се­ния, чтобы чада цер­ков­ные, молит­венно взирая на них, при­об­ре­тали боже­ствен­ные позна­ния в испол­не­нии запо­веди Хри­сто­вой тво­рить сие в Его вос­по­ми­на­ние (Лк. 22:19).

17 сен­тября 2014 г.


При­ме­ча­ния:

1 Мф. 26:26-27; 1Кор. 10:16-17; Дидахе, 9.
2 Архи­манд­рит Киприан (Керн). Евха­ри­стия. Сим­во­лика чина «теп­лоты».
3 Печат­нов В.В. Боже­ствен­ная литур­гия в России и Греции. Гл. 2. Под­го­то­ви­тель­ная    часть Боже­ствен­ной литур­гии.
4 «Хри­стос прошел в этом мире путем Жертвы, и всех нас Он при­зы­вает сле­до­вать за Ним – путем само­от­ре­че­ния и жертвы. Все слу­же­ние Богу и бла­го­уго­жде­ние Ему осно­вано на жертве, и без жертвы оно невоз­можно. Если мы посмот­рим на любую хри­сти­ан­скую доб­ро­де­тель, на любое хри­сти­ан­ское дела­ние, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послу­ша­ние, мона­ше­ская жизнь, хож­де­ние в храм, мило­стыня и бла­го­тво­ре­ние – все это наша жертва Богу». (Цит. по Свя­щен­ник И. Павлов. «В начале было Слово. Сто избран­ных про­по­ве­дей»).
5 Авва Доро­фей. Душе­по­лез­ные поуче­ния и посла­ния. Тол­ко­ва­ние неко­то­рых изре­че­ний свя­того Гри­го­рия о святых муче­ни­ках.
6 Слу­жеб­ник, 1995. Боже­ствен­ная литур­гия Иоанна Зла­то­ус­таго, с. 159: «А от части пре­свя­тыя Бого­ро­дицы, или девя­тиих чинов святых, или иных, елико во святем дис­косе суть, ника­коже кого да при­ча­стиши».
7  Лосев А.Ф. Очерки антич­ного сим­во­лизма и мифо­ло­гии. Филио­кве (filioque) как основа латин­ского пла­то­низма (ари­сто­те­лизма).
8 При­ча­ща­емся же мы Тела и Крови Христа – всей Его телес­но­сти и всей Его Крови, так как в каждой частице Святых Даров – весь Хри­стос. «Хотя и раз­де­ля­ется, но оста­ется нераз­дель­ным и нераз­дроб­ля­е­мым и весь обре­та­ется в каждой отдельно взятой части» (свя­ти­тель Герман Кон­стан­ти­но­поль­ский). «Веруем, что в каждой части до малей­шей частицы пре­ло­жен­ного хлеба и вина нахо­дится не какая-либо отдель­ная часть Тела и Крови Гос­под­ней, но Тело Хри­стово, всегда целое и во всех частях единое, и Гос­подь Хри­стос при­сут­ствует по Суще­ству Своему, то есть с Душой и Боже­ством, как совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный чело­век» (Посла­ние Восточ­ный пат­ри­ар­хов). Однако при­об­ща­емся Христу энер­гийно и в меру воз­раста испол­не­ния Хри­стова (Еф. 4:13) вопло­щаем в себе Бога, усва­и­вая бла­го­дать и вос­ста­нав­ли­вая в себе падший образ Божий. Костей же Хри­сто­вых мы не при­ча­ща­емся, а только Тела и Крови. Так по пре­по­доб­ному Мак­симу Испо­вед­нику, нераз­дроб­ля­е­мые Его Кости пред­став­ляют собой сокры­тые логосы Боже­ствен­ной Сущ­но­сти (Символ и таин­ство в бого­сло­вии св. Мак­сима испо­вед­ника, 377 D‑380 A (Laga-Steel, 239, 25–241, 50). [р.п. II, 94]). Сущ­ность Божия для твари оста­ется недо­ступ­ной.
9 1Кор. 12:25-27; «Верую в Свя­того Духа, Святую Все­лен­скую Цер­ковь, обще­ние святых, про­ще­ние грехов, вос­кре­се­ние тела, жизнь вечную. Аминь» (Апо­столь­ский символ веры).
10 Симеон Солун­ский. О свя­щен­ной литур­гии. Гл. 94. О части­цах, при­но­си­мых в пред­ло­же­нии за святых и за всех бла­го­че­сти­вых.
11 Симеон Солун­ский. О свя­щен­ной литур­гии. Гл. 94. О части­цах, при­но­си­мых в пред­ло­же­нии за святых и за всех бла­го­че­сти­вых.
12 Книга правил. 8‑е пра­вило Фео­фила Алек­сан­дрий­ского.
13 «Анти­дор есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­рого сере­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший боже­ствен­ные слова, пре­по­да­ется вместо страш­ных Даров, то есть Тайн, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их» (св. Симеон Солун­ский).

pravoslavie.ru

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки