О наследовании первородного греха

мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Кали­нин­град­ский Кирилл

Каза­лось бы, какое отно­ше­ние к совре­мен­ным людям имеет исто­рия пра­от­цев Адама и Евы, вос­хо­дя­щая к истоку чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции? А между тем то, что про­изо­шло с ними, напря­мую каса­ется каж­дого из ныне живу­щих.

Цер­ковь, осно­вы­ва­ясь на Свя­щен­ном Писа­нии, учит нас, что грех, вошед­ший в при­роду первых людей, не исчез с их физи­че­ской смер­тью, но пре­ем­ственно пере­да­вался в после­ду­ю­щие поко­ле­ния. Каждый чело­век, рож­да­ю­щийся в этом мире, насле­дует Адаму и Еве, в силу чего имеет при­роду испор­чен­ную и под­вер­жен­ную греху. Как пишет свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), «есте­ство наше зара­жено грехом». А пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский гово­рит о «гре­хов­ной закваске», кото­рая при­сут­ствует в чело­ве­че­ском есте­стве с момента гре­хо­па­де­ния.

Всмат­ри­ва­ясь в слож­ное, про­ти­во­ре­чи­вое и тра­ги­че­ское раз­ви­тие чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции, сле­дует, с одной сто­роны, отме­тить успехи в обла­сти науки и тех­ники, но с другой сто­роны – сви­де­тель­ство­вать об отсут­ствии того, что можно было бы счи­тать духов­ным про­грес­сом. Сошлюсь на один мой раз­го­вор с отцом, кото­рый родился до рево­лю­ции и хорошо помнил те вре­мена. Вот что он сказал: «Видимо, люди уже больше нико­гда не будут жить в мате­ри­аль­ном отно­ше­нии так скромно, как они жили тогда. Но, навер­ное, и нико­гда больше люди не будут жить так мирно и покойно, как они жили раньше».

Любой вни­ма­тель­ный и склон­ный к ана­лизу чело­век, наблю­дая за раз­ви­тием исто­ри­че­ского про­цесса, без труда убе­дится в том, что духов­ный, нрав­ствен­ный про­гресс в раз­ви­тии рода чело­ве­че­ского отсут­ствует. Подоб­ный про­гресс может суще­ство­вать на уровне отдель­ной лич­но­сти, но нрав­ствен­ного про­гресса обще­ства в целом обна­ру­жить прак­ти­че­ски невоз­можно, ибо тако­вого просто нет. Тот факт, что научно-тех­ни­че­ское раз­ви­тие обще­ства не соот­вет­ствует его духов­ному раз­ви­тию, есть ука­за­ние на некую онто­ло­ги­че­скую, мисти­че­скую, внут­рен­нюю при­чину, пре­пят­ству­ю­щую духов­ному совер­шен­ство­ва­нию рода чело­ве­че­ского.

Почему же грех Адамов пере­шел на после­ду­ю­щие поко­ле­ния?

Ученые утвер­ждают: «Чело­век – суще­ство соци­аль­ное». И это верно, ибо он раз­ви­ва­ется и ста­но­вится лич­но­стью в тесном вза­и­мо­дей­ствии с дру­гими людьми, обще­ством, окру­жа­ю­щим миром. Почти все, что мы знаем, что умеем и чем поль­зу­емся в нашей жизни, пришло к нам от других людей. Мы объ­еди­нены с дру­гими людьми в систему вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти, нахо­димся под их вли­я­нием и сами ока­зы­ваем вли­я­ние на них.

Известно, что войны замыш­ляют, про­во­ци­руют и ведут не народы, а горстка поли­ти­ков. Но вовле­ка­ются в эту тра­ге­дию мил­ли­оны людей. Так воля одних ока­зы­вает вли­я­ние на жизнь, поступки и судьбу других. Ошибка меха­ника, кото­рый гото­вит само­лет к полету, может обер­нуться страш­ной тра­ге­дией для пас­са­жи­ров. Люди свя­заны друг с другом мно­же­ством незри­мых нитей; ибо все, что мы делаем, отра­жа­ется на других, а то, что делают другие, отра­жа­ется на нас. Чело­ве­че­ство объ­еди­нено зако­ном соли­дар­но­сти. И потому грех, совер­шен­ный Адамом, раз­де­лил с ним весь род чело­ве­че­ский.

Суще­ствует и другой закон, дей­ствие кото­рого опре­де­ляет рас­про­стра­не­ние пер­во­род­ного греха. Это закон наслед­ствен­но­сти. Мы насле­дуем не только внеш­ность, нрав, жесты своих роди­те­лей, но и самую при­роду, кото­рая со времен Адама поко­леб­лена и иска­жена грехом. Таким обра­зом, через дей­ствие зако­нов соли­дар­но­сти и наслед­ствен­но­сти повре­жден­ная при­рода Адама ста­но­вится нашей соб­ствен­ной.

Это напо­ми­нает вос­хож­де­ние аль­пи­ни­стов в одной связке, когда один сорвав­шийся в про­пасть может увлечь за собой всех осталь­ных. Так и паде­ние Адама увлекло всех нас в про­пасть греха.

У кого-то может воз­ник­нуть вопрос: а почему потомки должны нести ответ­ствен­ность за вет­хого Адама, за прежде жившие поко­ле­ния, за дедов и отцов своих – разве это спра­вед­ливо? Но воз­ни­кает встреч­ный вопрос: а разве мы сами не совер­шаем Ада­мова греха? Еже­дневно и еже­часно мы совер­шаем поступки весьма сомни­тель­ные с точки зрения Абсо­лют­ной Божией правды. Но если сами мы не без греха, то спра­вед­ливо ли ста­вить себя выше пра­отца нашего Адама? При­ме­ни­тельно к нашей повсе­днев­ной жизни можно без коле­ба­ний утвер­ждать, что чело­ве­че­ство посто­янно повто­ряет грех Адама, отка­зы­ва­ясь от Бога и от Богом опре­де­лен­ного порядка жизни.

Но вот что очень важно. Гос­подь нака­зал первых людей изгна­нием из рая. Он лишил их Своей бла­го­дат­ной помощи и энер­гии, но одно­вре­менно дал им уди­ви­тель­ное обе­то­ва­ние. Бог сказал, обра­ща­ясь к змию: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семе­нем твоим и между семе­нем ее; оно будет пора­жать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Итак, семя жены, то есть потом­ство Евы, пора­зит диа­вола в голову. Что это озна­чает?

Святые отцы назы­вают этот стих Свя­щен­ного Писа­ния «Пер­во­е­ван­ге­лием», ибо в нем заклю­чено самое раннее обе­то­ва­ние о при­ше­ствии на землю Спа­си­теля, Мессии, Кото­рый должен родиться от жен­щины и пора­зить змия, вер­нуть людям утра­чен­ный рай, вос­ста­но­вив их связь с Твор­цом, ожи­во­тво­ря­ю­щим бла­го­да­тью Свое тво­ре­ние.

Таким обра­зом, драма гре­хо­па­де­ния, имев­шая столь опас­ные для людей послед­ствия, вклю­чает в себя также и обе­то­ва­ние о при­ше­ствии Спа­си­теля мира и о гря­ду­щем все­об­щем искуп­ле­нии. Это биб­лей­ское повест­во­ва­ние явля­ется зримым сви­де­тель­ством Божией любви к чело­веку.

Бог сотво­рил чело­века сво­бод­ным, дав ему воз­мож­ность изби­рать между добром и злом. Первые люди выби­рают путь греха. Однако Отец Небес­ный по неиз­ре­чен­ной Своей любви и мило­сти тогда же преду­смат­ри­вает спа­се­ние всех отпав­ших от Него через при­ше­ствие в мир Спа­си­теля, при­зван­ного вос­ста­но­вить отно­ше­ния рода чело­ве­че­ского с Богом.

из книги «Слово пас­тыря».

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки