Онанизм

***

Она­низм (руко­блу­дие) – грех поло­вого само­удо­вле­тво­ре­ния, мастур­ба­ция, см. мала­кия. Отно­сится к про­ти­во­есте­ствен­ным поро­кам.

Про­из­во­дится от имени биб­лей­ского пер­со­нажа Онана, кото­рый, по всей види­мо­сти, совер­шал другое зло­де­я­ние (Быт.38:9) – пре­ры­вал поло­вой акт, чтобы не вос­ста­но­вить потом­ство своему умер­шему брату (см. леви­рат).

Пра­вило 10‑е св. Иоанна Пост­ника пола­гает за этот грех соро­ка­днев­ную епи­ти­мью с сухо­яде­нием и 100 покло­нами еже­дневно. За вза­им­ное руко­блу­дие, с уча­стием вто­рого лица нака­за­ние уве­ли­чи­ва­ется до вось­ми­де­сяти дней (пра­вило 11‑е св. Иоанна Пост­ника). Кан­ди­дат для свя­щен­но­слу­же­ния, под­вер­жен­ный этой стра­сти, может быть принят в клир после соро­ка­днев­ной епи­ти­мьи (пра­вило 12‑е св. Иоанна Пост­ника).

Почему руко­блу­дие это грех?

Как и в случае с дру­гими видами блуда, руко­блу­дие гре­ховно не из-за того, что при­но­сит удо­воль­ствие, а потому что явля­ется спо­со­бом «эго­и­сти­че­ского, без­лич­ного, без­лю­бов­ного и извра­щен­ного удо­вле­тво­ре­ния» (Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.6). Для зани­ма­ю­щихся руко­блу­дием свой­ственно сов­ме­щать это дей­ствие с про­смот­ром пор­но­гра­фии, что в соеди­не­нии, помимо всего про­чего, спо­соб­ствует иска­же­нию здо­ро­вого вос­при­я­тия других людей (они пре­вра­ща­ются в объ­екты для удо­вле­тво­ре­ния стра­сти) и сек­су­аль­но­сти как тако­вой.

Какие нега­тив­ные послед­ствия несет в себе заня­тие она­низ­мом?

Заня­тие она­низ­мом ока­зы­вает нега­тив­ное воз­дей­ствие на физи­че­ское и душев­ное здо­ро­вье чело­века. С физи­че­ской сто­роны появ­ля­ется сла­бость, раз­би­тость, исто­ще­ние. Чело­век ста­но­вится раз­дра­жи­тель­ным, вспыль­чи­вым, склон­ным к отчуж­де­нию от осталь­ных и зацик­лен­ным на себе, скрыт­ным и подо­зри­тель­ным. В умствен­ном отно­ше­нии  при­туп­ля­ется память, имеет место огра­ни­че­ние сооб­ра­зи­тель­но­сти и вообще умствен­ная отста­лость. Появ­ля­ется чув­ство вины и падает само­оценка, эта при­вычка пре­вра­ща­ется в насто­я­щую страсть, ока­зы­ва­ю­щую раз­ру­ши­тель­ное воз­дей­ствие на разные сто­роны жизни.

Как бороться с этой стра­стью?

Прежде всего, сле­дует избе­гать соблаз­нов: кон­тро­ли­ро­вать свой взгляд и мысли, фан­та­зии, слова, чув­ства (осо­бенно ося­за­ние); не окру­жать себя тем, что спо­соб­ствует воз­буж­де­нию похоти; про­во­дить больше вре­мени в обще­стве других людей, а не в уеди­не­нии. «Воз­легши на постель, – пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Иоанн в своей “Лествице”, – мы наи­бо­лее должны бодр­ство­вать и трез­виться, потому что тогда ум наш один без тела борется с бесами; и если он бывает сла­сто­лю­бив или испол­нен сла­до­страст­ных меч­та­ний, то охотно дела­ется пре­да­те­лем». Сле­дует обра­тить вни­ма­ние на то, чтобы быть более уме­рен­ным в пище и не созда­вать себе усло­вий излиш­него ком­форта (осо­бенно в спаль­ной ком­нате).

Необ­хо­димо осо­знать, что это грех перед Богом, кото­рый губит жизнь чело­века на глазах, и, не отча­и­ва­ясь в Его мило­сер­дии при оче­ред­ном паде­нии, про­сить Гос­пода о помощи и при­ла­гать усилие к пре­одо­ле­нию, твердо зная, что это реально, и другие люди, с Божией помо­щью, смогли пре­успеть. Сле­дует при­нять реше­ние жить по духу и не «испол­нять вожде­ле­ний плоти» (Гал.5:16), поста­вив себе целью стре­миться к упо­доб­ле­нию Богу, отверг­нув­шись себя (Мк.8:34). При силь­ном иску­ше­нии бывает весьма полез­ной физи­че­ская актив­ность, напри­мер, ощу­ти­мый физи­че­ский труд или заня­тие спор­том. Вообще дея­тель­ное слу­же­ние другим людям пере­клю­чает наш ум и явля­ется хоро­шим сред­ством избав­ле­ния от этой стра­сти.

Не бой­тесь испо­ве­до­вать этот грех, свя­щен­ника прак­ти­че­ски невоз­можно уди­вить каким-либо поро­ком. Испо­ведь явля­ется мощным сред­ством борьбы со всеми видами блуда и сви­де­тель­ством дея­тель­ного рас­ка­я­ния в них.

Как взрос­лый хри­сти­а­нин может помочь под­ростку, прак­ти­ку­ю­щему руко­блу­дие?

Прежде всего, если речь идет об отно­ше­ниях между роди­те­лями и детьми, самым необ­хо­ди­мым здесь явля­ется дове­рие. В обще­нии с роди­те­лями нормой для ребенка должен стать прин­цип откры­то­сти, кото­рый пред­по­ла­гает кор­рект­ное и спо­кой­ное обсуж­де­ние абсо­лютно любой инте­ре­су­ю­щей темы/вопроса без опас­но­сти услы­шать осуж­де­ние в свой адрес. Это очень важно.

Если зашел раз­го­вор о про­блеме руко­блу­дия, под­ростка необ­хо­димо спо­койно выслу­шать без вся­кого воз­му­ще­ния, заве­рив, что раз­го­вор оста­нется между вами. Вспом­нить себя в его воз­расте и про­явить сочув­ствие. Под­дер­жать и напом­нить о своей любви к нему. Нужно мягко и вни­ма­тельно под­ска­зать ему как спра­виться с про­бле­мой, напо­ми­ная об упо­ва­нии на Гос­пода, с Кото­рым все воз­можно изме­нить (ср.Флп.4:13).

В неко­то­рых слу­чаях, если речь идет о сек­су­аль­ных про­бле­мах, может пона­до­биться помощь спе­ци­а­ли­ста, так как, не решив их сразу, можно серьезно повре­дить семей­ной жизни моло­дого чело­века.

прп. Иоанн Лествич­ник:

«Как снеди, вред­ные для тела, по неко­то­ром вре­мени, или день спустя про­из­во­дят в нас болезнь: так весьма часто дей­ствуют и при­чины, осквер­ня­ю­щие душу. Видел я насла­жда­ю­щихся и не вдруг бори­мых; видел, что неко­то­рые едят и пре­бы­вают с жен­щи­нами, и в то время не имеют ника­кого худого помыш­ле­ния; но когда они обо­льсти­лись само­на­де­ян­но­стию и воз­меч­тали, что имеют мир и утвер­жде­ние, то вне­запно под­верг­лись поги­бели в своей келлии. А какая это поги­бель, телес­ная и душев­ная, кото­рой чело­век может под­вер­гаться один, знает тот, кто нахо­дился в сем иску­ше­нии, а кто не был иску­шен, тому и знать не надобно. В это время вели­кою мощью служат нам: худая одежда, пепел, сто­я­ние все­нощ­ное, голод, жажда, паля­щая язык, и не мно­гими кап­лями про­хла­жда­е­мая, пре­бы­ва­ние при гробах, а прежде всего сми­ре­ние сердца, и, если можно, отец духов­ный, или усерд­ный брат, скорый на помощь и старый разу­мом: ибо я почи­таю за чудо, чтобы кто-нибудь мог один сам собою спасти корабль свой от сей пучины… Змий сла­до­стра­стия мно­го­об­ра­зен; невку­сив­шим сласти греха он вну­шает, чтобы только одна­жды вку­сили ее и пере­стали; а вку­сив­ших ковар­ный побуж­дает вос­по­ми­на­нием опять к совер­ше­нию греха. Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают сво­бодны и от борьбы; а из послед­них многие, как познав­шие опытом сию мер­зость, терпят сту­же­ние и брани» (Лествица, гл. 15).

свт. Феофан Затвор­ник:
«[Руко­блу­дие] лишает Цар­ствия. Сле­до­ва­тельно, есть смерт­ный грех. Блуд­ная страсть здесь во всей силе – и удо­вле­тво­ря­ется. Пораз­мыс­лите о сем. И поло­жите конец сему делу. Оно иссу­шает, и преж­де­вре­мен­ную смерть при­чи­няет. У иных спо­соб­но­сти рас­слаб­ляет, здра­во­мыс­лие и энер­гию подав­ляет, бывает при­чи­ною и умо­по­ме­ша­тель­ства. Блю­дите себя!» (Письма. Вып. 9, 814).

архи­манд­рит Лазарь (Аба­шидзе):
«Хотя среди блуд­ных грехов грех руко­блу­дия кажется самым “без­обид­ным”, он наи­бо­лее трудно вра­чу­ется, так как, навыкши к нему, всегда легко можно согре­шить – осо­бенно же ночью, лежа в постели, порой бывая побуж­да­е­мым стра­стью при­ка­саться к своему телу, легко можно пасть. Здесь нужно всегда зара­нее быть пре­ду­пре­ди­тель­ным – вовремя отсе­кать помыслы ко греху, в постель ложиться в белье, покры­ва­ю­щем боль­шую часть тела, ни в коем случае не обна­жаться совсем, не поз­во­лять себе при­ка­саться к своему телу, быть осто­рож­ным в бане, ста­ра­ясь не смот­реть на свое обна­жен­ное тело, не загля­ды­ваться в зер­кало. Необ­хо­димо чаще про­из­но­сить крат­кие молитвы про себя, иногда шепо­том, про­сить у Гос­пода помощи против этого греха, при­зы­вать имя своего свя­того (чье имя носишь)» (Грех и пока­я­ние послед­них времен).

 

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки