Рукоблудие

Литература по теме

Рукоблу́дие, (малакия, онанизм) также рукоблудье (от церковнослав. и рус. слов «рука» и «блуд») – грех, выраженный в форме самоудовлетворения человеком сексуального чувства.

azsaints 326 – Рукоблудие

Современный медицинский (телесный) взгляд на рукоблудие

Как известно, областью медицины является тленное тело человека и его эмоционально-психическое здоровье, вопросы же духовного здоровья бессмертной души, спасения человека в вечности находятся вне её компетенции. В этом принципиальное различие светской медицины и религии. Например, с точки зрения телесного здоровья мужчине лучше изменять жене (прелюбодействовать), чем воздерживаться при долгом её отсутствии. С точки же зрения заповедей Бога это гибельно для жизни вечной.

В современном медицинском сообществе принято утверждать, что рукоблудием не является отклонением от нормы, не наносит вред организму.

Светский критический подход к рукоблудию в современности

Несмотря на в целом положительную оценку явления рукоблудия в современной медицине, существует и критика как данной оценки, так и самого явления.

Существует т. н. синдром посторгазмической болезни (англ. postorgasmic illness syndrome), который характеризуется снижением жизненной активности и общим недомоганием, длящимся от нескольких часов до нескольких дней. Наиболее часто данный синдром испытывают мужчины.

Помимо этого, рукоблудие у мужчин влияет на выработку мелатонина, приводя к сонливому состоянию и снижению жизненной активности. Относительно психики существует риск обретения состояния «навязчивой мастурбации», когда рукоблудие превращается во вредную привычку. Несмотря на то, что в целом, по мнению врачей, она безвредна, она тем не менее может свидетельствовать об умственных расстройствах. В частности, известно, что люди подверженные шизофреническому расстройству подвержены и навязчивой мастурбации5.

Наконец, открытым в современной медицинской науке является вопрос о сексуальной зависимости – существует она или нет. Этот вопрос тесно связан с рукоблудием как явлением, так как существует некоторая степень тождественности сексуального и мастурбационного акта. Вместе с тем современная психиатрия показывает наличие зависимости от рукоблудия и даже знает гуманные методы борьбы с такой аддикцией6.

Критика рукоблудия строится не только на медицинской платформе, но и на общесоциальных принципах. Существует точка зрения, что мастурбация негативно влияет на социальное поведение мужчины – в частности, на принятие решения о создании семьи или рождении детей.

Помимо этого, рукоблудие непосредственно и напрямую связано с порнозависимостью, таким образом, его критика во многом совпадает с критикой порнозависимости. Порнография крайне негативно влияет на психику и поведенческие паттерны человека, что также приводит к усугублению некоторых демографических и социальных проблем7.

Рукоблудие как страсть, с душевной и духовной точек зрения

Рукоблудие – одна из наиболее раскрытых и описанных в православной аскетике и православном пастырском богословии страстей, поскольку основной корпус текстов по аскетике был написан монахами, для которых, в силу обета безбрачия, борьба с блудными страстями является одним из постоянных направлений аскезы.

Данный грех относится к числу смертных, согласно 1Кор.6:9-10:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».

Рукоблудие – это частный случай греха и страсти блуда. В частности, в «Отечнике» св. Игнатий (Брянчанинов) приводит следующую классификацию страсти блуда за авторством аввы Серапиона:

«Блудной страсти три рода: первый совершается через смешение полов; второй, за который поразил Господь Онана, сына патриарха Иуды (Быт.38:9-10), производится без смешения с женщиною, этот род блудной страсти в Св. Писании называется нечистотою, о чем апостол говорит: безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор.7:8-98.

В другом месте сам свт. Игнатий перечисляет все типы и проявления данной страсти:

«Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные»9.

Рукоблудие – это особенная форма проявления страсти блуда.

• Во-первых, это грех, влияющий как на душу, так и на тело.
• Во-вторых, рукоблудие – это самоосквернение, то есть грех против собственной плоти.
• В-третьих, как о том свидетельствует святоотеческая письменность, блудная страсть, если с ней не бороться, может обнаруживаться в человеке даже до смертного часа.

Как отмечают православные авторы, последствия страсти рукоблудия проявляются практически сразу и сводятся к истощению организма, общей слабости, потере веса и раздражительности.

Генезис страсти рукоблудия аналогичен генезису страсти блуда как таковой и начинается с нечистых помыслов. Также развитие греха рукоблудия подчинено общей для всей православной аскетике структуре: прилог – сочетание (внимание к предмету искушения) – сосложение – пленение – решение (совершить греховное делание) – греховное делание.

Как и прочие греховные страсти, страсть рукоблудия может проявляться (разжигаться) под воздействием демонических сил.

Прп. Ефрем Сирин дословно записал некоторые обращения бесов с целью искусить человека на данный грех: «…внушают такую мысль: «Никто тебя не видит, чего боишься?» А действующие нам во святыне возражают им: «Бог видит, и ангелы Его с тобою, как же говоришь: кто тебя видит?» Искуситель продолжает: «Где они? Пока никого здесь не видно»10.

В некоторых случаях бесам блуда, разврата и рукоблудия содействует бес обжорства. При. Иоанн Лествичник указывал, что именно чрезмерное насыщение чрева приводит подчас аскета ко греху рукоблудия11.

Преп. Нил Синайский учил о том, что сами похотливые образы суть бесы, принимающие личину красивых женщин:

«Демон принимает на себя лице женское, чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа (жены) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же неимеющим существенности призраком, чтоб не сделать чего-либо подобного и плотию. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния»12.

Борьба с блудными помыслами, блудной страстью артикулируется в православной аскетике как одна из наиболее тяжелых форм борьбы с грехом, так как при определенных обстоятельствах воздерживающемуся приходится бороться не только с искушающими его бесами, но и с сильнейшими побуждениями со стороны собственной плоти. Именно поэтому в святоотеческой и духовной письменности относительно греха рукоблудия мы встречаем довольно распространенный призыв «не падать духом» и «быть твёрдым» в стремлении преодолеть эту страсть.

Бог помогает в борьбе с данной страстью, как пишет об этом прп. Ефрем Сирин:

«Он (т. е. Бог) выжидает, чтоб увидеть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху. Итак, не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лики св. ангелов и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю, а бесы – покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен. Не опечаль своих (ангелов) и не обрадуй чужих (бесов)»13.

Методика борьбы с рукоблудием такая же, как и с другими типами блудных грехов (любодеяний):

Исцеление от страсти требует от зависимого конкретных усилий в 3-х областях:
• духовной,
• душевной и
• телесной.

Подробнее о каждом из них см. малакия.

Из-за сложности и трудности борьбы с рукоблудием перед некоторыми верующими может встать вопрос – а возможно ли вообще победить эту страсть и сохранить чистоту?

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин писал, что если Богом заповедано не блудить, то соответственно Бог даст и силы, чтобы победить данную страсть во всех ее частных проявлениях:

«Настолько блаженный апостол уверен, что можно из наших членов искоренить блудную страсть или нечистоту, что повелел не только умерщвлять их, но даже не называть, говоря: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам» (Еф.5:3-4). Он учит, что это одинаково гибельно, одинаково удаляет нас от Царства Божия, говоря: «знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (там же, 5). И еще: «не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители... ни хищники – Царствия Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Потому не должно быть сомнения, что страсть блуда и нечистоты может быть истреблена из наших членов; потому что апостол повелел отсекать их так же, как и любостяжание, суесловие, смехотворство, пьянство, воровство, отсечение коих удобно»14.

Сопоставление приведенных выше представлений о рукоблудии, характерных для современной светской медицины, с отношением к этому явлению в православной аскетике требует дополнительных пояснений.

Светская медицина исходит из того, что нынешнее состояние человеческого естества является нормой, и, соответственно, любые биологические потребности человека, которые не вредят его физическому и психическому здоровью, должны, или как минимум могут быть удовлетворяемы, тем более если их удовлетворение приносит человеку удовольствие.

С христианской точки зрения нынешнее состояние человеческой природы не является состоянием нормальным и естественным, но, напротив, обнаруживает в себе следствия грехопадения прародителей. Нередко то, что представителями светской медицины связывается с естественными потребностями человеческого организма, является греховным влечением плоти.

Грехопадение есть результат искажения первоначального гармонического устройства человеческого естества в результате грехопадения. В частности, низшие, роднящие человека с животным миром, аспекты человеческого естества вышли за пределы, отведенные им в Божьем замысле о человеке, и стали диктовать свою волю высшим аспектам человеческой природы. Поэтому даже признание полной или частичной биологической обусловленности тех или иных запросов человеческого естества в его нынешнем состоянии не ведет к согласию с тем, что такие запросы следует всегда удовлетворять полностью или частично, и что такое удовлетворение нельзя считать грехом.


Примечания

1 Дерягин Г. Б. Мастурбация: реальный секс с виртуальным партнёром / Г. Б. Дерягин, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьёв // Российский психиатрический журнал. – 2002. – № 2. – С. 76–80.

2 Lawrence J. The Rise and Fall of the British Empire. St. Martin’s Griffin, 1997. С. 41.

3 Masturbation Frequency and Sexual Function in Individuals with and without Sexual Partners.

4 Giles G. G. Sexual factors and prostate cancer: / G. G. Giles, G. Severi, D. R. English … [et al.] // BJU International. 2003. Vol. 92, №. 3 (August). P. 211−216.

5 Кан И.Ю., Ягубов М.И. Клинические особенности компульсивной мастурбации при психических расстройствах у мужчин

6 Еременко Е.Д., Прошкова З.В. Методы изучения порнографической зависимости.

7 Греков М.А. Порнография как отчуждение сексуальности в современной социокультурной реальности.

8 Кассиан Иоанн. Пятое собеседование аввы Серапиона о восьми главных страстях.

9 Игнатий (Брянчанинов), свт. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями // Том 1. Аскетические опыты.

10 Ефрем Сирин, прп. О борьбе с блудною страстью.

11 Иоанн Лествичник, прп. Лествица или Скрижали духовные.

12 Добротолюбие, Том 2.

13 Ефрем Сирин, прп. О борьбе с блудною страстью.

14 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...