Рукоблудие

Рукоблу́дие, также руко­блу­дье (от цер­ков­но­слав. и рус. слов «рука» и «блуд») — грех, выра­жен­ный в форме удо­вле­тво­ре­ния чело­ве­ком сек­су­аль­ного чув­ства путем воз­буж­де­ния соб­ствен­ных эро­ген­ных зон с целью полу­че­ния оргазма (в широ­ком смысле слова с исполь­зо­ва­нием не только рук, но и каких-либо пред­ме­тов).

Данное явле­ние имеет мно­же­ство назва­ний. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции и аске­тике также упо­треб­ля­ется сино­ни­мич­ное поня­тие «мала­кия» (от др.-греч. μαλακός — о чело­веке — «уступ­чи­вый, подат­ли­вый, изне­жен­ный, нежный, лас­ко­вый, вялый, слабый»). В меди­цине и свет­ской пуб­ли­ци­стике наи­бо­лее часто встре­ча­ется поня­тие «мастур­ба­ция» дослов­ный латин­ский аналог соче­та­ния «руко­блу­дие» (лат. manus — «рука» + turbare, turbatus — «вол­но­вать, бес­по­ко­ить») и «она­низм» (про­ис­хо­дит от имени биб­лей­ского пер­со­нажа Онана (Быт.38:8-10), кото­рый «…знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изли­вал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему»). Также суще­ствуют иные менее попу­ляр­ные, обо­зна­че­ния дан­ного греха — моно­секс, мануст­упра­ция, анафлазм, ипса­ция. В пуб­ли­ци­стике подчас встре­ча­ются сино­ни­мич­ные, но не тож­де­ствен­ные поня­тия — ауто­эро­тизм, селф-сек­су­аль­ность, само­удо­вле­тво­ре­ние. Сов­мест­ный она­низм двух и более людей имеет назва­ние «пет­тинг» (про­ис­хо­дит от англ. petting, от англ. pet «лас­кать»).

Руко­блу­дие и она­низм в исто­рии чело­ве­че­ства

Счи­та­ется, что мастур­ба­ция или она­низм суще­ствует на про­тя­же­нии всей исто­рии чело­ве­че­ства, так как это явле­ние био­ло­ги­че­ски обу­слов­лено. Пред­ста­ви­тели многих видов при­ма­тов мастур­би­руют так же, как и люди. Оте­че­ствен­ный пси­хи­атр Г. Б. Деря­гин в своей статье «Мастур­ба­ция, реаль­ный секс с вир­ту­аль­ным парт­не­ром» в 2002 году ука­зы­вал на то, что рас­про­стра­не­ние она­низма в совре­мен­но­сти и на про­тя­же­нии всей исто­рии чело­ве­че­ства во многом свя­зано с посто­янно уве­ли­чи­ва­ю­щимся соци­аль­ным воз­рас­том чело­века1, но этим не опре­де­ля­ется.

Наскаль­ные изоб­ра­же­ния мастур­би­ру­ю­щих людей пока­зы­вают, что само появ­ле­ние дан­ного явле­ния в исто­рии чело­ве­че­ского обще­ства может быть дати­ро­вано не позже эпохи палео­лита. В Месо­по­та­мии в IV-III тыся­че­ле­тиях мастур­ба­ция была весьма рас­про­стра­нена, в том числе и груп­по­вая. В неко­то­рых слу­чаях мастур­ба­ция явля­лась эле­мен­том того или иного риту­ала древ­ней рели­гии, как напри­мер, цере­мо­ни­аль­ный она­низм с окон­ча­нием в Нил, кото­рый должен был совер­шить фараон. Сви­де­тель­ства мастур­ба­ции среди мужчин в Древ­нем Мире встре­ча­ются чаще, чем среди женщин. Мастур­ба­ция также была рас­про­стра­нена среди греков и римлян в Антич­но­сти. В антич­ном греко-рим­ском обще­стве впер­вые в исто­рии чело­ве­че­ства фик­си­ру­ется зарож­де­ние инду­стрии сек­су­аль­ных удо­воль­ствий. В част­но­сти, греки и рим­ляне первые начали изго­тав­ли­вать спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные сек­су­аль­ные игрушки для само­удо­вле­тво­ре­ния женщин — олис­бос (от греч. гл. ὀλισθάνω — «сколь­зить»), сде­лан­ный в виде поло­вого члена разных раз­ме­ров. Для его изго­тов­ле­ния в Антич­но­сти исполь­зо­ва­лись дерево, кожа, эма­ли­ро­ван­ная глина.

В Азии с сере­дины пер­вого тыся­че­ле­тия до нашей эры, начи­ная от Ближ­него Востока и далее, при­сут­ство­вало пред­став­ле­ние о том, что в сперме муж­чины содер­жится некая жиз­нен­ная сила, энер­гия, и, соот­вет­ственно, она­низм если не осуж­дался, то как мини­мум не при­вет­ство­вался. Это пред­став­ле­ние спо­соб­ство­вало фор­ми­ро­ва­нию нега­тив­ного отно­ше­ния к она­низму в целом, в част­но­сти, в Сред­ние века. Фило­соф и лекарь Ави­ценна в XII в. н. э. писал о вреде она­низма, так как, по его мнению, это при­во­дит к сла­бо­умию и забо­ле­ва­ниям гени­та­лий.

Хри­сти­ан­ский Запад осуж­дал она­низм, относя к нему также пол­лю­ции (от позд­не­лат. pollutio — мара­ние, пач­ка­нье) — непро­из­воль­ное воз­буж­де­ние муж­чины во сне с после­ду­ю­щим семя­из­вер­же­нием. В неко­то­рых слу­чаях она­ни­сты под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ниям, иногда на зако­но­да­тель­ном уровне, напри­мер, в коло­нии Нью-Хейвен в Кон­нек­ти­куте в XVII руко­блуды под­вер­га­лись смерт­ной казни, по сви­де­тель­ству аме­ри­кан­ского исто­рика Джеймса Лоуренса2.

Именно на хри­сти­ан­ском Западе появ­ля­ется сам термин «она­низм», бла­го­даря свое­об­раз­ной интер­пре­та­ции отрывка Быт. 38:8-10 в ано­ним­ной лон­дон­ской бро­шюре в 1716 году под назва­нием Onania. В этом тексте повест­во­ва­лось о грехе она­низма или «само­за­гряз­не­ния», кото­рый влек за собой, по мнению авто­ров бро­шюры, импо­тен­цию, гоно­рею, эпи­леп­сию. В 1760 году в швей­цар­ской Лозанне появился первый меди­цин­ский труд на фран­цуз­ском языке «L’Onanisme», посвя­щен­ный самому явле­нию мастур­ба­ции, где ука­зы­ва­лось на вред­ные послед­ствия такого рода заня­тий, за автор­ством швей­цар­ского медика и совет­ника Папы Рим­ского в обла­сти меди­цины Самю­эля Тиссо. В XVIII–XIX вв. нега­тив­ное отно­ше­ние к она­низму было под­дер­жано мно­гими евро­пей­скими мыс­ли­те­лями, пуб­ли­ци­стами и писа­те­лями, в том числе Воль­те­ром и Кантом. Послед­ний в своем труде «Мета­фи­зика морали» 1797 года назы­вает мастур­ба­цию нару­ше­нием мораль­ного закона чело­века перед самим собой.

В XIX веке борьба с она­низ­мом в Европе — именно к этому вре­мени отно­сится мас­со­вая раз­ра­ботка мето­дов и средств, направ­лен­ных на борьбу с ним. Так, в част­но­сти, был раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный крой штанов, для того, чтобы муж­чина не мог слу­чай­ным обра­зом дотро­нуться до гени­та­лий, в неко­то­рых слу­чаях кон­стру­и­ро­ва­лись спе­ци­аль­ные столы, за кото­рыми было сложно скре­стить ноги, жен­щи­нам иногда реко­мен­до­ва­лось не пере­дви­гаться верхом на лошади или на вело­си­педе, помимо этого раз­ра­ба­ты­ва­лись спе­ци­аль­ные без­бел­ко­вые диеты, сни­жав­шие сте­пень сек­су­аль­ного вле­че­ния, нако­нец, были раз­ра­бо­таны спе­ци­аль­ные про­ти­во­ма­стур­ба­ци­он­ные бан­дажи, кото­рые реко­мен­до­ва­лось носить как муж­чи­нам, так и жен­щи­нам, и кото­рые устра­няли неже­ла­тель­ную эрек­цию и воз­буж­де­ние.

В 1897 году англий­ский врач и один из первых сек­со­ло­гов в исто­рии Генри Эллис издал труд «Иссле­до­ва­ние пси­хо­ло­гии поло­вых отно­ше­ний», в кото­ром под­верг кри­тике пози­цию Самю­эля Тиссо, а также раз­де­лил послед­ствия от мастур­ба­ции на уме­ренно небла­го­при­ят­ные и неблагоприятные/вредные. Его работа стала первым при­ме­ром ака­де­ми­че­ской кри­тики поло­же­ний Тиссо.

В 1922 австрий­ский пси­хо­ана­ли­тик Виль­гельм Райх в эссе «О кон­крет­ных видах мастур­ба­ции» пред­при­нял попытку выде­лить здо­ро­вые и нездо­ро­вые формы мастур­ба­ции. А впо­след­ствии в своих рабо­тах пси­хо­ана­ли­тик Зиг­мунд Фрейд обоб­щил резуль­таты и Райха и Эллиса, а также иных авто­ров эпохи, придя к выводу, что мастур­ба­ция ника­ким обра­зом не влияет на умствен­ные спо­соб­но­сти чело­века и в целом без­вредна для его здо­ро­вья.

Совре­мен­ный меди­цин­ский (телес­ный) взгляд на она­низм

Как известно, обла­стью меди­цины явля­ется тлен­ное тело чело­века и его эмо­ци­о­нально-пси­хи­че­ское здо­ро­вье, вопросы же духов­ного здо­ро­вья бес­смерт­ной души, спа­се­ния чело­века в веч­но­сти нахо­дятся вне её ком­пе­тен­ции. В этом прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие свет­ской меди­цины и рели­гии. Напри­мер, с точки зрения телес­ного здо­ро­вья муж­чине лучше изме­нять жене (пре­лю­бо­дей­ство­вать), чем воз­дер­жи­ваться при долгом её отсут­ствии. С точки же зрения запо­ве­дей Бога это гибельно для жизни вечной.

В совре­мен­ном меди­цин­ском сооб­ще­стве кон­вен­ци­о­нально при­нято утвер­ждать, что мастурбация/онанизм не явля­ется откло­не­нием от нормы, не нано­сит вред орга­низму ни с соци­аль­ной, ни с био­ло­ги­че­ской точки зрения. По мнению неко­то­рых пси­хи­ат­ров, мастур­ба­ция, даже наобо­рот, поло­жи­тельно влияет на пси­хи­че­ское здо­ро­вье чело­века — сни­мает стресс, облег­чает депрес­сию, при­во­дит к повы­ше­нию само­оценки3. Также по мнению неко­то­рых иссле­до­ва­ний, мастур­ба­ция при­во­дит к гар­мо­ни­за­ции брака и семей­ных сек­су­аль­ных отно­ше­ний. В 2003 году австра­лий­ский иссле­до­ва­тель Грэхам Гайлз обоб­щил ранее про­ве­ден­ные иссле­до­ва­ния о вли­я­нии она­низма на рак пред­ста­тель­ной железы и пришел к выводу, что уме­рен­ная частота мастур­ба­ци­он­ных актов сни­жает риск забо­ле­ва­ния4. Неко­то­рыми вра­чами мастур­ба­ция рас­смат­ри­ва­ется как без­опас­ная поло­вая жизнь, гаран­ти­ру­ю­щая низкий риск забо­ле­ва­ния и пере­дачи болез­ней, пере­да­ю­щихся поло­вым путем. Нако­нец, по мнению совре­мен­ного вра­чеб­ного сооб­ще­ства, мастур­ба­ция бла­го­творно влияет на воз­мож­ность и веро­ят­ность зача­тия. В совре­мен­ной меди­цине довольно рас­про­стра­нена точка зрения, что дли­тель­ное воз­дер­жа­ние при­во­дит к застою спермы и, как след­ствие, к застой­ному про­ста­титу. 

Свет­ский кри­ти­че­ский подход к она­низму в совре­мен­но­сти

Несмотря на в целом поло­жи­тель­ную оценку явле­ния она­низма в совре­мен­ной меди­цине, суще­ствует и кри­тика как данной оценки, так и самого явле­ния.

Суще­ствует т. н. син­дром постор­газ­ми­че­ской болезни (англ. postorgasmic illness syndrome), кото­рый харак­те­ри­зу­ется сни­же­нием жиз­нен­ной актив­но­сти и общим недо­мо­га­нием, для­щимся от несколь­ких часов до несколь­ких дней. Наи­бо­лее часто данный син­дром испы­ты­вают муж­чины.

Помимо этого, мастур­ба­ция у мужчин влияет на выра­ботку мела­то­нина, при­водя к сон­ли­вому состо­я­нию и сни­же­нию жиз­нен­ной актив­но­сти. Отно­си­тельно пси­хики суще­ствует риск обре­те­ния состо­я­ния «навяз­чи­вой мастур­ба­ции», когда она­низм пре­вра­ща­ется во вред­ную при­вычку. Несмотря на то, что в целом, по мнению врачей, она без­вредна, она тем не менее может сви­де­тель­ство­вать об умствен­ных рас­строй­ствах. В част­но­сти, известно, что люди под­вер­жен­ные шизо­фре­ни­че­скому рас­строй­ству под­вер­жены и навяз­чи­вой мастур­ба­ции5.

Нако­нец, откры­тым в совре­мен­ной меди­цин­ской науке явля­ется вопрос о сек­су­аль­ной зави­си­мо­сти — суще­ствует она или нет. Этот вопрос тесно связан с она­низ­мом как явле­нием, так как суще­ствует неко­то­рая сте­пень тож­де­ствен­но­сти сек­су­аль­ного и мастур­ба­ци­он­ного акта. Вместе с тем совре­мен­ная пси­хи­ат­рия пока­зы­вает нали­чие опре­де­лен­ного рода аддик­ции в отно­ше­нии она­низма и даже знает гуман­ные методы борьбы с такой аддик­цией6.

Кри­тика она­низма стро­ится не только на меди­цин­ской плат­форме, но и на обще­со­ци­аль­ных прин­ци­пах. Суще­ствует точка зрения, что мастур­ба­ция нега­тивно влияет на соци­аль­ное пове­де­ние муж­чины — в част­но­сти, на при­ня­тие реше­ния о созда­нии семьи или рож­де­нии детей.

Помимо этого, мастур­ба­ция непо­сред­ственно и напря­мую свя­зана с пор­но­за­ви­си­мо­стью, таким обра­зом, кри­тика она­низма во многом сов­па­дает с кри­ти­кой пор­но­за­ви­си­мо­сти.

Пор­но­гра­фия крайне нега­тивно влияет на пси­хику и пове­ден­че­ские пат­терны чело­века, что также при­во­дит к усу­губ­ле­нию неко­то­рых демо­гра­фи­че­ских и соци­аль­ных про­блем7.

Руко­блу­дие как страсть, с душев­ной и духов­ной точек зрения

Руко­блу­дие — одна из наи­бо­лее рас­кры­тых и опи­сан­ных в пра­во­слав­ной аске­тике и пра­во­слав­ном пас­тыр­ском бого­сло­вии стра­стей, поскольку основ­ной корпус тек­стов по аске­тике был напи­сан мона­хами, для кото­рых, в силу обета без­бра­чия, борьба с блуд­ными стра­стями явля­ется одним из посто­ян­ных направ­ле­ний аскезы.

Неко­то­рые авторы отно­сили данный грех к числу смерт­ных, руко­вод­ству­ясь отрыв­ком 1Кор.6:9-10: «Или не знаете, что непра­вед­ные Цар­ства Божия не насле­дуют? Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники — Цар­ства Божия не насле­дуют».

С хри­сти­ан­ской точки зрения руко­блу­дие — это част­ный случай греха и стра­сти блуда. В част­но­сти, в «Отеч­нике» св. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) при­во­дит сле­ду­ю­щую клас­си­фи­ка­цию стра­сти блуда за автор­ством аввы Сера­пи­она: «Блуд­ной стра­сти три рода: первый совер­ша­ется через сме­ше­ние полов; второй, за кото­рый пора­зил Гос­подь Онана, сына пат­ри­арха Иуды (Быт.38:9-10), про­из­во­дится без сме­ше­ния с жен­щи­ною, этот род блуд­ной стра­сти в Св. Писа­нии назы­ва­ется нечи­сто­тою, о чем апо­стол гово­рит: без­брач­ным же и вдовам говорю: хорошо им оста­ваться, как я. Но если не могут воз­дер­жаться, пусть всту­пают в брак; ибо лучше всту­пить в брак, нежели раз­жи­гаться (1Кор.7:8-98. В другом месте сам свт. Игна­тий пере­чис­ляет все типы и про­яв­ле­ния данной стра­сти: «Блуд­ное раз­жже­ние, блуд­ные ощу­ще­ния и поже­ла­ния тела, блуд­ные ощу­ще­ние и поже­ла­ние души и сердца (скок­та­ние), при­ня­тие нечи­стых помыс­лов, беседа с ними, услаж­де­ние ими, соиз­во­ле­ние им, мед­ле­ние в них. Блуд­ные меч­та­ния и пле­не­ния. Осквер­не­ние исти­ца­нием. Нехра­не­ние чувств, в осо­бен­но­сти ося­за­ния, в чем дер­зость, погуб­ля­ю­щая все доб­ро­де­тели. Сквер­но­сло­вие и чтение сла­до­страст­ных книг. Грехи блуд­ные есте­ствен­ные: блуд и пре­лю­бо­де­я­ние. Грехи блуд­ные про­ти­во­есте­ствен­ные: мала­кия, муже­лож­ство, ско­то­лож­ство и им подоб­ные»9.

Руко­блу­дие — это осо­бен­ная форма про­яв­ле­ния стра­сти блуда.

Во-первых, это грех, вли­я­ю­щий как на душу, так и на тело.

Во-вторых, руко­блу­дие — это само­осквер­не­ние, то есть грех против соб­ствен­ной плоти.

В‑третьих, как о том сви­де­тель­ствует свя­то­оте­че­ская пись­мен­ность, блуд­ная страсть, если с ней не бороться, может обна­ру­жи­ваться в чело­веке даже до смерт­ного часа.

Как отме­чают пра­во­слав­ные авторы, послед­ствия стра­сти руко­блу­дия про­яв­ля­ются прак­ти­че­ски сразу и сво­дятся к исто­ще­нию орга­низма, общей сла­бо­сти, потере веса и раз­дра­жи­тель­но­сти.

Гене­зис стра­сти руко­блу­дия ана­ло­ги­чен гене­зису стра­сти блуда как тако­вой и начи­на­ется с нечи­стых помыс­лов. Также раз­ви­тие греха руко­блу­дия под­чи­нено общей для всей пра­во­слав­ной аске­тике струк­туре: прилог — соче­та­ние (вни­ма­ние к пред­мету иску­ше­ния) — сосло­же­ние — пле­не­ние – реше­ние (совер­шить гре­хов­ное дела­ние) — гре­хов­ное дела­ние.

Как и прочие гре­хов­ные стра­сти, страсть руко­блу­дия может про­яв­ляться (раз­жи­гаться) под воз­дей­ствием демо­ни­че­ских сил.

Прп. Ефрем Сирин дословно запи­сал неко­то­рые обра­ще­ния бесов с целью иску­сить чело­века на данный грех: «…вну­шают такую мысль: «Никто тебя не видит, чего боишься?» А дей­ству­ю­щие нам во свя­тыне воз­ра­жают им: «Бог видит, и ангелы Его с тобою, как же гово­ришь: кто тебя видит?» Иску­си­тель про­дол­жает: «Где они? Пока никого здесь не видно»10.

В неко­то­рых слу­чаях бесам блуда, раз­врата и руко­блу­дия содей­ствует бес обжор­ства. При. Иоанн Лествич­ник ука­зы­вал, что именно чрез­мер­ное насы­ще­ние чрева при­во­дит подчас аскета ко греху руко­блу­дия11.

Преп. Нил Синай­ский учил о том, что сами похот­ли­вые образы суть бесы, при­ни­ма­ю­щие личину кра­си­вых женщин: «Демон при­ни­мает на себя лице жен­ское, чтобы обо­льстить душу к сме­ше­нию с ним. Облик образа (жены) при­ни­мает на себя бес­плот­ный демон, чтобы похот­ли­вым помыс­лом ввести душу в блуд. Не увле­кайся же неиме­ю­щим суще­ствен­но­сти при­зра­ком, чтоб не сде­лать чего-либо подоб­ного и плотию. Обо­льщены бывают духом блуда все такие, не отра­жа­ю­щие кре­стом внут­рен­него пре­лю­бо­де­я­ния»12.

Борьба с блуд­ными помыс­лами, блуд­ной стра­стью арти­ку­ли­ру­ется в пра­во­слав­ной аске­тике как одна из наи­бо­лее тяже­лых форм борьбы с грехом, так как при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах воз­дер­жи­ва­ю­ще­муся при­хо­дится бороться не только с иску­ша­ю­щими его бесами, но и с силь­ней­шими побуж­де­ни­ями со сто­роны соб­ствен­ной плоти. Именно поэтому в свя­то­оте­че­ский и духов­ной пись­мен­но­сти отно­си­тельно греха руко­блу­дия мы встре­чаем довольно рас­про­стра­нен­ный призыв «не падать духом» и «быть твёр­дым» в стрем­ле­нии пре­одо­леть эту страсть.

Бог помо­гает в борьбе с данной стра­стью, как пишет об этом прп. Ефрем Сирин: «Он (т. е. Бог) выжи­дает, чтоб уви­деть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты про­ти­во­бор­ство­вать греху. Итак, не мало­ду­ше­ствуй: Бог не оста­вит тебя. Он взи­рает на твой подвиг; смот­рят на оный и лики св. анге­лов и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец побе­ди­телю, а бесы — покрыть стыдом побеж­ден­ного. Будь же вни­ма­те­лен. Не опе­чаль своих (анге­лов) и не обра­дуй чужих (бесов)»13.

Мето­дика борьбы с руко­блу­дием такая же, как и с дру­гими типами блуд­ных грехов (любо­де­я­ний):

  1. Трез­виться и наблю­дать за своими помыс­лами, чтобы вовремя исклю­чать похот­ли­вые;
  2. Хра­нить чув­ства и избе­гать пово­дов ко греху;
  3. Пре­се­кать любые мыс­лен­ные пере­го­воры и собе­се­до­ва­ния с пад­шими духами;
  4. Изго­нять нечи­стые помыслы пра­вед­ным гневом;
  5. Ста­раться транс­фор­ми­ро­вать похот­ли­вые чув­ства и собе­се­до­ва­ние с бесом в нрав­ственно-нази­да­тель­ные беседы;
  6. Помимо про­ве­де­ния прямой брани с руко­блу­дием необ­хо­димо стре­миться быть тер­пе­ли­вым и крот­ким;
  7. Активно при­бе­гать к Таин­ствам Церкви (Испо­ведь и При­ча­стие);
  8. В ряде слу­чаев стоит уси­лить пост;
  9. Как можно чаще молиться, в т.ч. иису­со­вой молит­вой;
  10. Памя­то­вать о смерти как можно чаще.
Исце­ле­ние от стра­сти тре­бует от зави­си­мого кон­крет­ных усилий в 3‑х обла­стях: духов­ной, душев­ной и телес­ной. Подроб­нее о каждом из них см. мала­кия.

Из-за слож­но­сти и труд­но­сти борьбы с руко­блу­дием перед неко­то­рыми веру­ю­щими может встать вопрос — а воз­можно ли вообще побе­дить эту страсть и сохра­нить чистоту?

Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин писал, что если Богом запо­ве­дано не блу­дить, то соот­вет­ственно Бог даст и силы, чтобы побе­дить данную страсть во всех ее част­ных про­яв­ле­ниях: «Итак, если видим, что многие ради Христа отвергли свое иму­ще­ство, так что не только обла­да­ние день­гами, но и жела­ние их отсекли от сердец своих, то сле­дует, что таким же обра­зом можно пога­сить и блуд­ное раз­жи­га­ние. Ибо апо­стол не соеди­нил бы невоз­мож­ного дела с воз­мож­ным; но, при­зна­вая то и другое воз­мож­ным, запо­ве­дал равным обра­зом умерщ­влять. И настолько бла­жен­ный апо­стол уверен, что можно из наших членов иско­ре­нить блуд­ную страсть или нечи­стоту, что пове­лел не только умерщ­влять их, но даже не назы­вать, говоря: «блуд и всякая нечи­стота и любо­с­тя­жа­ние не должны даже име­но­ваться у вас. Также сквер­но­сло­вие и пусто­сло­вие и сме­хо­твор­ство не при­личны вам» (Еф.5:3-4). Он учит, что это оди­на­ково гибельно, оди­на­ково уда­ляет нас от Цар­ства Божия, говоря: «знайте, что ника­кой блуд­ник, или нечи­стый, или любо­с­тя­жа­тель, кото­рый есть идо­ло­слу­жи­тель, не имеет насле­дия в Цар­стве Христа и Бога» (там же, 5). И еще: «не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели… ни хищ­ники — Цар­ствия Божия не насле­дуют» (1Кор.6:9-10). Потому не должно быть сомне­ния, что страсть блуда и нечи­стоты может быть истреб­лена из наших членов; потому что апо­стол пове­лел отсе­кать их так же, как и любо­с­тя­жа­ние, суе­сло­вие, сме­хо­твор­ство, пьян­ство, воров­ство, отсе­че­ние коих удобно»14.

Сопо­став­ле­ние при­ве­ден­ных выше пред­став­ле­ний о руко­блу­дии, харак­тер­ных для совре­мен­ной свет­ской меди­цины, с отно­ше­нием к этому явле­нию в пра­во­слав­ной аске­тике тре­бует допол­ни­тель­ных пояс­не­ний.

Свет­ская меди­цина исхо­дит из того, что нынеш­нее состо­я­ние чело­ве­че­ского есте­ства явля­ется нормой, и, соот­вет­ственно, любые био­ло­ги­че­ские потреб­но­сти чело­века, кото­рые не вредят его физи­че­скому и пси­хи­че­скому здо­ро­вью, должны, или как мини­мум могут быть удо­вле­тво­ря­емы, тем более если их удо­вле­тво­ре­ние при­но­сит чело­веку удо­воль­ствие.

С хри­сти­ан­кой точки зрения нынеш­нее состо­я­ние чело­ве­че­ской при­роды не явля­ется состо­я­нием нор­маль­ным и есте­ствен­ным, но, напро­тив, обна­ру­жи­вает в себе след­ствия гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей. Нередко то, что пред­ста­ви­те­лями свет­ской меди­цины свя­зы­ва­ется с есте­ствен­ными потреб­но­стями чело­ве­че­ского орга­низма, явля­ется гре­хов­ным вле­че­нием плоти.

Гре­хо­па­де­ние есть резуль­тат иска­же­ния пер­во­на­чаль­ного гар­мо­ни­че­ского устрой­ства чело­ве­че­ского есте­ства в резуль­тате гре­хо­па­де­ния. В част­но­сти, низшие, род­ня­щие чело­века с живот­ным миром, аспекты чело­ве­че­ского есте­ства вышли за пре­делы, отве­ден­ные им в Божьем замысле о чело­веке, и стали дик­то­вать свою волю высшим аспек­там чело­ве­че­ской при­роды. Поэтому даже при­зна­ние полной или частич­ной био­ло­ги­че­ской обу­слов­лен­но­сти тех или иных запро­сов чело­ве­че­ского есте­ства в его нынеш­нем состо­я­нии не ведет к согла­сию с тем, что такие запросы сле­дует всегда удо­вле­тво­рять пол­но­стью или частично, и что такое удо­вле­тво­ре­ние нельзя счи­тать грехом.


При­ме­ча­ния:

1 Деря­гин Г. Б. Мастур­ба­ция: реаль­ный секс с вир­ту­аль­ным парт­нё­ром / Г. Б. Деря­гин, П. И. Сидо­ров, А. Г. Соло­вьёв // Рос­сий­ский пси­хи­ат­ри­че­ский журнал. — 2002. — № 2. — С. 76—80.

2 Lawrence J. The Rise and Fall of the British Empire. St. Martin’s Griffin, 1997. С. 41.

3 Masturbation Frequency and Sexual Function in Individuals with and without Sexual Partners.

4 Giles G. G. Sexual factors and prostate cancer: / G. G. Giles, G. Severi, D. R. English … [et al.] // BJU International. 2003. Vol. 92, №. 3 (August). P. 211−216.

5 Кан И.Ю., Ягубов М.И. Кли­ни­че­ские осо­бен­но­сти ком­пуль­сив­ной мастур­ба­ции при пси­хи­че­ских рас­строй­ствах у мужчин

6 Ере­менко Е.Д., Прош­кова З.В. Методы изу­че­ния пор­но­гра­фи­че­ской зави­си­мо­сти.

7 Греков М.А. Пор­но­гра­фия как отчуж­де­ние сек­су­аль­но­сти в совре­мен­ной соци­о­куль­тур­ной реаль­но­сти.

8 Кас­сиан Иоанн. Пятое собе­се­до­ва­ние аввы Сера­пи­она о восьми глав­ных стра­стях.

9 Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), свт. Восемь глав­ных стра­стей с их под­раз­де­ле­ни­ями и отрас­лями // Том 1. Аске­ти­че­ские опыты.

10 Ефрем Сирин, прп. О борьбе с блуд­ною стра­стью.

11 Иоанн Лествич­ник, прп. Лествица или Скри­жали духов­ные.

12 Доб­ро­то­лю­бие, Том 2.

13 Ефрем Сирин, прп. О борьбе с блуд­ною стра­стью.

14 Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин, прп. Писа­ния к семи другим, послан­ным к епи­скопу Гоно­рату и Евхе­рию, собе­се­до­ва­ниям отцов, живших в еги­пет­ской пустыне Фива­иде.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки