Рукоблудие

Рукоблудие

(45 голосов4.5 из 5)

Глав­ное бес­по­кой­ство юно­ше­ского воз­раста — вол­ну­ю­ща­яся плоть. “Ничто у юноши не тре­бует такого ста­ра­ния и забот, — гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — как цело­муд­рие и чистота, потому что эта страсть (блуд­ная) осо­бенно обу­ре­вает этот воз­раст”. Ничто так не боится света искрен­но­сти, как нездо­ро­вые пере­жи­ва­ния в сфере поло­вого чувства.

“Сколько моло­дых людей впа­дают в отча­я­ние, — сетует про­то­и­е­рей В. Зень­ков­ский, — и пере­стают бороться со сво­ими дур­ными склон­но­стями, либо, и это бывает чаще, впа­дают в цинизм, высме­и­вают и в себе и в дру­гих все свет­лое, чистое, ибо не имеют надежду на луч­шее, не верят в самих себя, ибо не знают того, что дает нашей душе испо­ведь и отпу­ще­ние греха”.

“В боль­шин­стве слу­чаев, — делится своей пас­тыр­ской прак­ти­кой епи­скоп Алек­сандр (Семе­нов Тян-Шан­ский), — эти горечи тре­буют для обна­ру­же­ния осто­рож­ного вопро­ше­ния. Этого рода при­скорб­но­сти дают тол­чок к более углуб­лен­ному пока­я­нию вообще”.

“Не ста­нем мол­чать, — вос­кли­цает свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — хотя бы тысячу раз при­шлось нам сты­диться и крас­неть”. “Един­ствен­ный спо­соб овла­деть игрой бес­со­зна­тель­ных сил в душе — это осве­тить их в созна­нии спо­койно и трезво, уяс­нить себе смысл и скры­тую дина­мику этих явлений”.

Пас­тыри при­званы обе­ре­гать от плот­ских паде­ний тех моло­дых людей, кото­рые сохра­нили себя еще в чистоте. “Будем забо­титься о цело­муд­рии, все делать и устро­ять так, чтобы юно­ше­ский воз­раст мог избе­жать неумест­ных поже­ла­ний и раз­вра­ще­ний”. Борьба эта сего­дня трудна, как нико­гда, вся жизнь моло­дого чело­века про­хо­дит под непре­рыв­ным воз­дей­ствием эро­ти­че­ских соблаз­нов. В наши дни моло­дому чело­веку “надо быть сво­его рода Лотом, кото­рый живя в раз­врат­ном Содоме, сумел сохра­нить неза­ви­си­мость и чистоту сво­его нрав­ствен­ного пути; или пре­крас­ным Иоси­фом, кото­рого жив­ший в душе его страх Божий удер­жал от соблазна падения”.

Про­то­и­е­рей Сер­гий Чет­ве­ри­ков в своей заме­ча­тель­ной бро­шюре “Путь чистоты”, ука­зы­вает четыре осно­ва­ния, серьезно вос­при­няв кото­рые, искрен­ний и чест­ный юноша дол­жен решиться идти по пути воз­дер­жа­ния и чистоты.

Пер­вое осно­ва­ние — это запо­ведь Божия: “Не при­любы сотвори”, “кото­рая в разъ­яс­не­нии Спа­си­теля (Мф.5.28) обя­зы­вает не только к внеш­ней фак­ти­че­ской чистоте, но и к внут­рен­ней чистоте помыслов”.

В этой борьбе с помыс­лами очень укреп­ляет моло­дых людей испо­ведь. “Как хорошо под­чи­нить себя в этом умствен­ном бро­же­нии, — нази­дает свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник, — стро­гой дис­ци­плине и быть во все время юно­сти под руко­во­ди­тель­ством”. Хорошо рас­крыть перед юными при­хо­жа­нами свя­то­оте­че­ское уче­ние о раз­ви­тии греха в душе чело­ве­че­ской (при­лог, вни­ма­ние, услаж­де­ние, жела­ние, реши­мость, дело) и спо­со­бах духов­ной борьбы с ними.

Сле­дует заме­тить, что про­по­ведь о духов­ной борьбе близка и понятна моло­дым людям, поскольку самому воз­расту свой­стве­нен геро­изм и потреб­ность “сры­ваться с места и идти туда, где блес­нула Истина”.

Сле­ду­ю­щим осно­ва­нием про­то­и­е­рей Сер­гий назы­вает пра­виль­ный взгляд на смысл и цель поло­вого инстинкта. Это, без­условно, запо­ведь Божия о семье, дан­ная пер­вым людям еще в раю. Союз семей­ный есть не только физи­че­ский, но, в первую оче­редь, духов­ный. “Только в лучах духов­ной бли­зо­сти, кото­рая воз­можна при сохра­не­нии вер­но­сти друг другу, полу­чает свою истин­ную пре­лесть и бли­зость физическая”.

Моло­дым людям нужно вну­шать, что “тень добрач­ных отно­ше­ний нико­гда не может быть снята” в отно­ше­ниях между супру­гами. Юноша дол­жен знать, что лег­ко­мыс­ленно рас­ста­ва­ясь со своей чисто­той, он“крадет у своей буду­щей жены то, что может при­над­ле­жать только ей”.

“Когда всту­пают в брак чистыми от вся­кого рас­пут­ства, — утвер­ждает вели­кий Зла­то­уст, — тогда и любовь бывает пла­мен­нее, и рас­по­ло­же­ние искрен­нее, и дружба надеж­нее. Если юноша прежде брака рас­тлился, то и после брака опять будет смот­реть на чужую жену”.

“Потому ныне так много раз­во­дов даже среди вен­чан­ных пар, — спра­вед­ливо заме­чает пси­хо­лог Чер­нова В., — что моло­дые люди вме­сто того, чтобы дождаться дара, в нетер­пе­нии, поспешно и грубо вырвали его из рук Дари­теля. Таин­ство ока­зы­ва­ется обкра­ден­ным: жених и неве­ста делают вид, что при­ни­мают от Бога то, чем уже завла­дели само­вольно, то есть их союз начи­на­ется со лжи, про­из­не­сен­ной перед Богом и людьми”. Не усто­яв­ших в плот­ской борьбе сле­дует с любо­вью и снис­хож­де­нием убеж­дать, что при искрен­нем пока­я­нии душев­ная чистота, по мило­сти Божией, восстановима.

Тре­тьим осно­ва­нием для сохра­не­ния чистоты явля­ется созна­ние ее необ­хо­ди­мо­сти для пра­виль­ного, здо­ро­вого духов­ного роста самого юноши. При посто­ян­ной, упор­ной борьбе с увле­че­ни­ями чув­ствен­но­сти обла­го­ра­жи­ва­ется душа юноши и креп­нет его воля. “Цель вос­пи­та­ния наших под­рост­ков — вос­пи­та­ние силы хри­сти­ан­ской воли, то есть сво­боды”. Сво­бода – поня­тие, вол­ну­ю­щее душу каж­дого моло­дого чело­века. Важно пока­зать моло­дым хри­сти­а­нам, что в Пра­во­сла­вии под сво­бо­дой  пони­ма­ется сво­бода от раб­ства греху.

“Сво­боду и бла­жен­ство души, — учил пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий, — состав­ляют насто­я­щая чистота и пре­зре­ние вре­мен­ного”. “Сво­бод­ным ока­зы­ва­ется тот, кто все­гда посту­пает по сове­сти, тот, кто сво­бо­ден при­не­сти себя в жертву, тот, кто муже­стве­нен, кто испол­няет волю Божию”.

“О чело­веке с недо­ста­точно раз­ви­той волей, при всех его спо­соб­но­стях и даро­ва­ниях, можно ска­зать сло­вами поэта: “Суж­дены нам бла­гие порывы, а свер­шить ничего не дано”. (Поэтому так необ­хо­димо раз­ви­вать волю в моло­дых хри­сти­а­нах. Только воле­вой чело­век, осо­зна­ю­щий себя сво­бод­ной лич­но­стью во Хри­сте, может сохра­нить веру в совре­мен­ном агрес­сив­ном мире).

И, нако­нец, чет­вер­тое осно­ва­ние сохра­не­ния чистоты, на кото­рое ука­зы­вает отец Сер­гий Чет­ве­ри­ков, это мысль о чело­ве­че­ском досто­ин­стве тех жен­щин, кото­рые слу­жат удо­вле­тво­ре­нию нездо­ро­вой чув­ствен­но­сти. Чест­ный чело­век не может участ­во­вать в уни­же­нии чело­ве­че­ского досто­ин­ства женщины.

Пас­тырю необ­хо­димо убе­дить моло­дых людей, что “путь чистоты есть не уто­пия… или уход от жизни, а наобо­рот, есть путь здо­ро­вого, трез­вого “устро­е­ния” в нас таин­ствен­ной и твор­че­ской силы пола”.

Бедой мно­гих под­рост­ков явля­ется тай­ный порок — руко­блу­дие. “Это есть глу­бо­чай­шее извра­ще­ние пола, — счи­тает про­то­и­е­рей Васи­лий Зень­ков­ский, — поскольку смысл пола заклю­ча­ется в суще­стве дру­гого пола”. “С физи­че­ской сто­роны, — утвер­ждает пси­хи­атр, про­фес­сор Кова­лев­ский П., — раз­ви­ва­ются сла­бость, раз­би­тость, исто­ще­ние. В харак­тере – раз­дра­жи­тель­ность, вспыль­чи­вость, скрыт­ность, наклон­ность к отчуж­де­нию, подо­зри­тель­ность и т.д. В умствен­ном отно­ше­нии — при­туп­ле­ние памяти, огра­ни­че­ние сооб­ра­зи­тель­но­сти и вообще умствен­ная отсталость”.

Быстро креп­нет при­вычка к этому пороку. Под­ро­сток чув­ствует себя во вла­сти роко­вой силы, кото­рую сам побе­дить не может. ”При небла­го­при­ят­ной нерв­ной кон­сти­ту­ции под­ростка это может… при­ве­сти к насто­я­щему душев­ному заболеванию”.

“Очень часто, — вынуж­ден согла­ситься с этим сто­рон­ник поло­вого про­све­ще­ния И.С.Кон, — порок этот при­во­дит к раз­ви­тию устой­чи­вых нев­ро­ти­че­ских реак­ций”. Сего­дня по нрав­ствен­но­сти наших детей нано­сится сокру­ши­тель­ный удар. “Мно­гие свет­ские врачи про­по­ве­дуют детям, что она­низм, руко­блу­дие — вещи совер­шенно есте­ствен­ные и даже необ­хо­ди­мые для пра­виль­ного поло­вого развития”.

“Предо­ставь Гос­поду немощь сво­его есте­ства, — ука­зы­вает  выход из этого нрав­ствен­ного тупика пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник, — созна­вая во всем свое бес­си­лие, и неощу­ти­тель­ным обра­зом полу­чишь даро­ва­ние цело­муд­рия”. Именно духов­ная жизнь дает силы к пре­одо­ле­нию этого порока. Горя­чая молитва и “очи­ща­ю­щая сила пока­я­ния воз­вра­щают уте­рян­ную чистоту души, дают нам энер­гию, необ­хо­ди­мую для того, чтобы побеж­дать искушения”.

“Если вос­ста­нет ино­гда на тебя плоть со сво­ими стра­стями, — уве­щает в письме свя­ти­тель Инно­кен­тий (Вени­а­ми­нов) свою дочь, — то стоит только не поле­ниться стать на молитву и воз­деть руки к Рас­пя­тому за нас и Его Пре­чи­стой Матери – и все утихнет”.

Нужно вво­дить моло­дых людей в вели­кое искус­ство дис­ци­плины ума. “Вооб­ра­же­ние есть огром­ная, твор­че­ская, но и жут­кая сила души, — утвер­ждает про­то­и­е­рей В.Зеньковский, — и нет дру­гого спо­соба овла­деть им, как только давая вер­ное дви­же­ние ему”.

“Объ­яс­няйте им науку соби­ра­ния мыс­лей и бод­рен­ного пред­сто­я­ния ума перед Богом, — уве­щает пас­ты­рей архи­епи­скоп Амвро­сий (Клю­ча­рев), — пусть они узнают уте­ше­ния нахо­ди­мые в молитве, и она будет для них огра­дою и при­бе­жи­щем во всех испы­та­ниях и скор­бях жизни”. Нужно убеж­дать моло­дых людей начи­нать борьбу с нрав­ствен­ным злом, про­ни­ка­ю­щем в душу, при самом его зарождении.

“Не время спа­сать дом от пожара, когда огонь уже рас­про­стра­нился, — уве­щает под­рост­ков пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, — но начи­най спа­сать его забла­го­вре­менно, когда только появится пламя”.

Однако борьба эта воз­можна лишь при нрав­ствен­ной реши­мо­сти самого юноши. Свя­ти­тель Мака­рий (Нев­ский) счи­тал, что тот, кто “научился воз­буж­дать в… юно­шах реши­мость слу­жить Богу, тот узнал тайну воспитания”.

Свя­ти­тель Инно­кен­тий умо­ляет сына иметь реши­мость про­во­дить жизнь свою в чистоте: “В тысячу раз легче бороться со стра­стями до паде­ния, а падши раз дела­ешься уже неволь­ни­ком и рабом”.

“Если юноша, заклю­чает свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник, — созна­тельно при­нял в пра­вило хра­нить свои дви­же­ния в стро­гом под­чи­не­нии неко­то­рых выс­ших тре­бо­ва­ний… то все вол­не­ния будут про­ис­хо­дить как бы на поверх­но­сти, пере­ходно, не сдви­гая осно­ва­ния, не колебля души”.

Очень важно орга­ни­зо­вать жест­кий режим для моло­дых людей. “Когда чело­век не знает, что ему делать в часы досуга, — раз­мыш­ляет К.Д. Ушин­ский, — у него пор­тится голова, сердце и нравственность”.

Можно также встре­тить мне­ние, что ран­ние браки для мно­гих есть един­ствен­ное сред­ство сохра­не­ния цело­муд­рия. “Поза­боться соче­тать их бра­ком, пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст отцу юноши, — прежде чем они пре­да­дутся невоз­дер­жа­нию”. “Чем раньше юноши и девушки всту­пают в брак, тем легче дается им внут­рен­няя гармония”.

Также мате­ри­алы по теме можно найти на сайтах:
http://www.realisti.ru/main/masturbation

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

19 комментариев

  • Иван, 25.10.2020

    Мне 34, я дев­стве­ник. Жду послан­ную Богом неве­сту, потом женюсь на ней и только потом познаю. Я пра­вильно делаю ?

    Ответить »
    • Valentina, 26.10.2020

      Иван, Вы мыс­лите верно, вот только сидеть и ждать Богом послан­ную неве­сту в Вашем зре­лом воз­расте, навер­ное, непра­вильно. Молиться, верить и ждать — это пре­красно, но Гос­подь ждет и неко­его нашего дей­ствия. Не сидите сложа руки, ищите, и обря­щете. Кстати, по теме выбора спут­ника жизни на нашем сайте много полез­ного. Наша ста­тья Вам в помощь: https://azbyka.ru/deti/kak-sozdat-horoshuju-semju-zhdat-ili-dejstvovat

      Ответить »
  • Олег, 02.06.2018

    Могу ли я прийти на испо­ведь в храм, если нака­нуне я про­смат­ри­вал пор­но­гра­фию и руко­блу­дил? И что мне пред­при­нять, чтобы про­ти­во­сто­ять этой страсти?

    Ответить »
    • Valentina, 04.06.2018

      Олег, пока у Вас есть реши­мость прийти на испо­ведь и жела­ние пока­яться, это необ­хо­димо сде­лать как можно быст­рее. Не откла­ды­вайте, идите в храм. Силь­ная страсть, одной чело­ве­че­ской силы воли мало, чтобы ей про­ти­во­сто­ять. В оди­ночку не спра­ви­тесь, только с Богом. Общий совет не ори­ги­на­лен — одо­ле­вает такое иску­ше­ние — бори­тесь, моли­тесь, читайте молитву Иису­сову. Хоро­ший умный батюшка обя­за­тельно даст Вам более глу­бо­кие настав­ле­ния и советы. Помните, любой грех — это болезнь, так что идите как к док­тору, спо­койно, бес­тре­петно. Духов­ное лече­ние есть, не отсту­пайте, Гос­подь и наме­ре­ние целует.

      Ответить »
  • Наташа, 13.02.2018

    Здрав­ствуйте,

    Раньше я жила в граж­дан­ском браке, и жила таким обра­зом в блуде. Неко­то­рое время назад, я пере­стала сожи­тель­ство­вать, испо­ве­да­лась и при­ча­сти­лась, начала жить вооцер­ко­в­лен­ной жиз­нью, хожу на вос­крес­ные службы, несколько раз в месяц испо­ве­ду­юсь и при­ча­ща­юсь. Мое иску­ше­ние в том, что несколько раз в месяц меня иску­шают похот­ли­вые мысли и про­ис­хо­дит воз­буж­де­ние кото­рое застаёт меня порой и в боль­нице и за рулем, и чтобы изба­виться от этого состо­я­ния, я помо­гаю себе но не руками, а скре­щи­ва­нием ног и ёрза­нием на сиде­нье и после при­хо­дит удо­вле­тво­ре­ние. Эти воз­буж­де­ния телес­ные нахо­дят очень быстро, как навож­де­ние или атака. Я испо­ве­дую один и тот же грех на испо­веди, и потом всё опять повто­ря­ется. Я не смотрю и не читаю ничего что может вызвать воз­буж­де­ние. Я мастру­би­ро­вала с 12 лет, но сей­час уже давно не масту­би­рую, но воз­буж­де­ние при­хо­дит несколько раз в месяц.

    Счи­та­ется ли то что я делаю рукоблудием?

    Спа­сибо

    Ответить »
    • Кирилл, 13.02.2018

      Наташа, да, это отно­сится к руко­блу­дию. Уко­ре­нён­ный грех име­ну­ется стра­стью. Страсть далеко не все­гда воз­можно побе­дить одной испо­ве­дью, тре­бу­ется борьба, она име­ну­ется аске­тиз­мом. Также оче­видно, что своих сил чело­веку недо­ста­точно для систем­ной борьбы с гре­хами, тре­бу­ется помощь Божия — благодать.
      Таким обра­зом, про­сите Бога об избав­ле­нии от этой стра­сти, с дру­гой сто­роны изу­чайте опыт хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков по борьбе с ней.

      Ответить »
    • Ольга, 22.05.2018

      Наташа, отвле­кай­тесь в этот момент мыс­ленно, думайте, что пре­одо­ле­ва­ете врага “рога­того”, типа “врешь, не возь­мешь!”. Конечно, охота пуще неволи, гово­рила моя бабушка, но высто­ять можно, на себе про­ве­рила. Божьей помощи вам в этой труд­ной борьбе с таким грехом.

       

      Ответить »
  • David, 09.02.2018

    Здрав­ствуйте, я очень долго зани­мался она­низ­мом с воз­раста 12 лет или раньше, сей­час мне 17. Сна­чала я не знал,что это грех, а как узнал не могу изба­виться от него. При этом я также смотрю пор­но­гра­фию. У меня веру­ю­щие роди­тели, и я в церкви с мла­ден­че­ства, но этот грех все время одо­ле­вает меня. Нико­гда не полу­ча­лось долго удер­жаться. Посо­ве­туйте что-нибудь, больше не могу жить такой жиз­нью. Много раз каялся, и после этого всё равно гре­шил, пони­мая, что посту­паю непра­вильно. Мне кажется, что я уже не могу спа­стись. И дей­стви­тельно ли это смерт­ный грех?

    Ответить »
  • Андрей, 11.01.2018

    Елена, нужно тер­петь, най­дите себе какое нибудь заня­тие, шитье, вяза­ние что-нибудь отвле­чен­ное. Поменьше смот­рите сери­а­лов, чтобы не воз­буж­дать плоть при виде страст­ных сцен. Больше читайте духов­ной лите­ра­туры, здесь на сайте много ее. Молитва помо­гает — без нее тоже никак, про­сите Бого­ро­дицу, чтобы успо­ко­ила страсть. Грехи прежде всего Вы испо­ве­да­ете Гос­поду, а свя­щен­ник только пред­сто­я­тель. При испо­веди Гос­подь незримо нахо­дится рядом, всё слы­шит и видит. Так что не стес­няй­тесь моло­дых свя­щен­ни­ков, они Вас точно не осу­дят. Вот уви­дите все получится!

    Ответить »
  • Елена, 09.01.2018

    Скажите,а если муж подолгу в рейсе,а орга­низм требует,что делать?Я чело­век уже не моло­дой и испо­ве­до­вать этот грех,нет сил,это не гордыня,просто все свя­щен­ники муж­чины да и моло­дые в боль­шин­стве своем,ну как я буду гово­рить моло­дому чело­веку о таком?Брак вен­ча­ный, живем в любви уже спра­вили сереб­ря­ную свадьбу.

    Ответить »
    • Кирилл, 11.01.2018

      Елена, поз­вольте доба­вить к ответу Андрея. Плоть усми­ря­ется физи­че­скими нагруз­ками, све­де­нием до реаль­ного мини­мума сна и постом (осо­бенно избе­га­нием острой и мяс­ной пищи).
      Подроб­нее: https://azbyka.ru/onanizm

      Ответить »
  • Алек­сис, 05.10.2017

    Если жена изме­няет, разъ­е­ха­лись и живем отдельно, но еще не раз­ве­лись. Невен­ча­ные. Счи­та­ется руко­блу­дием если тяга к ней , ее обна­жен­ной фотографии?

    Ответить »
    • Кирилл, 05.10.2017

      Это, несо­мненно, руко­блу­дие, извра­ще­ние с любой точки зре­ния (духов­ной и меди­цин­ской). См. мала­кия. Если жена изме­няет, то Вы име­ете право всту­пить в новый брак, даже, если преды­ду­щий был вен­чан. Хри­стос ука­зы­вал пре­лю­бо­де­я­ние жены един­ствен­ным исклю­че­нием: Я говорю вам: кто раз­во­дится с женою своею, кроме вины любо­де­я­ния, тот подает ей повод пре­лю­бо­дей­ство­вать; и кто женится на раз­ве­ден­ной, тот пре­лю­бо­дей­ствует. (Еван­ге­лие от Мат­фея, 5:32).
      Также реко­мен­дуем раз­дел нашего пор­тала “Азбука вер­но­сти”.

      Ответить »
  • Денис, 01.10.2017

    здрав­ствуйте! Я хочу спро­сить если чело­век до при­хода к вере стра­дал руко­блу­ди­е­ием , а после пере­стал и Слава Богу уже год этого не делает, этот чело­век уже не чист?

    Ответить »
    • wella, 02.10.2017

      Денис, смотря что вы пони­ма­ете под сло­вами “уже не чист”. Ско­рее, вы имели в виду “уже чист”?

      Вы уточ­ня­ете, что чело­век “до при­хода к вере” этим зани­мался. Тогда логика должна быть такой. Если при­шел к вере, зна­чит, воцер­ков­ля­ется. А раз так, то испо­ве­ду­ется, при­ча­ща­ется, постится и пр. Выхо­дит, он испо­ве­до­вал свой грех, при­нес плоды пока­я­ния (т.е. не совер­шает его)? На тот момент в плане этого греха он чист. Но лучше посо­ве­то­ваться с батюш­кой, кото­рый помо­жет советом)

      Ответить »
  • дуня, 08.07.2016

    Про­стите, но больше не у кого спро­сить. Мы про­жили с мужем почти 30 лет. Интим­ная жизнь была тер­пи­мой, но после 45 достичь оргазма без руко­блу­дия не можем. Я пред­ла­гала пре­кра­тить сек­су­аль­ную бли­зость, но муж не готов, а я уже не могу испо­ве­до­вать один и тот же грех, тем более, что рас­ска­зать все тон­ко­сти не могу и батюшки мне назна­чают епи­ти­мьи в виде покло­нов, ака­фи­стов и стро­гих постов. Что делать?

    Ответить »
    • Кирилл, 09.07.2016

      Попро­буйте всё же открыть свя­щен­нику (жела­тельно не монаху), что речь идёт о супру­же­ских лас­ках, а не о она­низме в пря­мом зна­че­нии этого слова.

      Ответить »
  • Даниил, 05.05.2016

    Боль­шое Вам спа­сибо! Очень полез­ная ста­тья. Как раз на злобу дня.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки