Азбука веры Православная библиотека профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1


профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1

Часть 2 →

Содержание

Введение

I. Праздник Рождества Христова в Вертепе вифлеемском II. Праздник Богоявления Господня на реке Иордан и в Св. граде Иерусалим III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима IV. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете V. Недели православия и крестопоклонная в Иерусалиме в Святогробском храме VI. Праздник Входа Господня в Иерусалим в Святогробском храме и суббота праведного Лазаря в Вифании VII. Умовение ног в великий четверг в Иерусалиме и на острове Патмос VIII. Приготовление и освящение мира в великий четверг в Константинополе в патриаршей Великой Церкви IX. Великая пятница в Святогробском храме в Иерусалиме X. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в великую субботу Список рисунков в тексте и на отдельных листах  

 

С русскими паломниками по Святой Земле и на Афонской горе.

Очерки, заметки, наблюдения и впечатления с 63 рисунками и планами.

Введение

Православный Восток – колыбель христианства и светоч православия – не может и доселе еще считаться изученным с надлежащею полнотою во всем своем объеме. Богослужение православного Востока, послужившее образцом и оригиналом для практики нашей русской церкви, благодаря всегда присущему ему элементу живого непрерывающегося творческого развития, а отсюда и поразительного разнообразия в целом и в частях, относится к тем областям научного ведения, которым вообще весьма мало уделялось внимания и представителями науки и даже нашими благочестивыми образованными паломниками, путешествовавшими нередко в Св. Землю и на св. Афонскую гору с целью богомоления. А между тем, едва ли кто станет отрицать, что и в жизни и в литературе запросы к этого рода произведениям человеческой мысли существуют, и потребность в них живо сознается всеми, кто желает уяснить для себя во всем объеме всю церковную жизнь современнаго православного Востока и его богослужебную в высшей степени любопытную практику. Только при свете этого рода сочинений, благочестивые люди сознательнее начнут относиться к нашему современному богослужению, научатся давать ему надлежащую цену и получатъ то высокое эстетическое наслаждение, какое ему присуще по самой природе.

Наше современное богослужение в дни великих праздников и особенно в исключительные седмицы церковного года, как напр., в страстную неделю, при всем своем глубоком интересе, по обилию в нем драматического элемента в обрядах и высокой поэтической назидательности церковных песнопений, будучи оторвано от тех святых мест, на которых воспоминаемые Церковью события совершились, не может, однако же, отличаться такою силою впечатления на молящихся, как богослужения или церковныя торжества в те же дни на самых местах событий, в виду прославляемых Церковью святых реликвий и достопоклоняемых мест. На вершинах библейских величественных гор, в глубине таинственных, знаменательных в истории нашего домостроительства, пещер, на берегу священных рек и озер, под тихий шелест листвы многовековой Дубравы и т. д., наши чудные поэтические церковные песнопения получают свой вполне ясный и определенный смысл. Здесь с мертвым книжным словом связывается естественная потребность к энергичному, живому движению, и сложная религиозная церемония, в виде церковной литании, является необходимым дополнением совершаемого богослужения на месте прославляемого события. Отсюда вполне понятны в современном богослужении на православном Востоке в дни великих праздников совершенно неизвестные у нас, в нашей практике, сложные обряды и литании и совершенно новые церковные песнопения на ряду с песнопениями, хорошо известными, по нашим богослужебным книгам. В этом гармоническом сочетании старого с новым, вдохновенного поэтического песнопения в церковно-богослужебной книге с естественным живым движением к прославляемому месту, с изнесением за богослужением на поклонение или даже на показ молящемуся народу святых реликвий, с целью произвести более глубокое впечатление, не легко разобраться и образованному человеку, но наш простолюдин–паломник несомненно растеряется, весьма многое упустит из внимания и, при всем своемъ искреннем желании, многого из происходящего пред его взорами не поймет. Настоящие очерки и заметки и имеют поэтому в виду, главным образом, наших русских паломников из народа, чтобы, по мере возможности, уяснить для них все особенности современного богослужения в дни великих праздников, как на святых местах в Палестине, так и на св. Афонской горе.

В виду того, что, по принятому на Востоке с глубокой древности обычаю, торжественные богослужения в дни праздников совершаются патриархом и его многочисленным клиром на местах самих событий, а посему со стороны наших паломников в Св. Землю, желающих видеть их своими глазами, требуют массовых и иногда отдаленных передвижений по Палестине, то мы в настоящих очерках и указываем им, как составляются эти поклоннические караваны для путешествий на праздники, какие на пути встречаются им местности, важные в историческом отношении, какие наши паломники выносят из этих путешествий приятные для себя впечатления и какие претерпевают иногда лишения и невзгоды и т. п. Одним словом, наши очерки и заметки – это в некотором роде Спутник или Руководство для православных русских паломников, посещающих достопокланяемые места Св. Земли в дни великих праздников Господних, Богоматери и особенно чтимых на Востоке и русским народом святых.

Так как богослужение на святых достопокланяемых местах православного Востока совершается на греческом языке и с особенностями, которые его значительно отличают от современного нашего богослужения не только в дни нарочитые, но и в обычные, то для понимания современного восточного богослужения нашими паломниками, мы в своих очерках и отмечаем все важнейшие особенности богослужений утреннего и вечернего в дни воскресные и в чинах литургий, совершаемых патриархом или архиереями и простым священником. Сохранившиеся доселе на св. Афонской горе не только по имени, но и в практике всенощные бдения, продолжающиеся непрерывно через всю ночь, с вечера да утра, в объеме до 12 часов и более к ряду, делают необходимым изложение особенностей и этого чина, забытого ныне на всем православном Востоке включительно до обители пр. Саввы Освященнаго, в которой этот чин выработался и широко в древности практиковался, и видоизменившегося до неузнаваемости и в нашей современной практике.

С помощью настоящих очерков и заметок является ныне возможность в значительной степени оживить свои уроки по литургике преподавателю этого предмета в духовной семинарии, уроки священной истории и пособия к изучению церковного устава учителю этих предметов в духовных училищах и, наконец, законоучителю в наших гимназиях, так как в них сообшаются весьма любопытные сведения литургические, исторические, топографические, бытовые и т.д. Эти очерки – наконец, весьма полезный материал и для внебогослужебных народных чтений.

При составлении предлагаемых вниманию читателей очерков и заметок, кроме непосредственного личного наблюдения, автором принята во внимание вся паломническая литература, как древнейшего времени, так и современная, русская и иностранная. Специальной, в пределах намеченных автором задач и объема, литературы, можно смело говорить, не имеется, и такие очерки, как арх. Леонида (Кавелина): «Великий пост в св. граде Иерусалиме» М. 1864 г., П–ни (архимандрита Антонина Капустина) «Пасха в Иерусалиме» 1867 г. (Херсон. епарх. Вед. 1867, № 12), «Праздник Рождества Христова в Вифлееме» (Церк. Летоп. 1866, № 9 и № 10), «6 Января на Иордане» (Херсон. епарх. Вед. 1867, № 5), «Водосвятие в храме Воскресения» (Херсон. епарх. Вед. 1869, № 5), «Патриаршее богослужение в Иерусалиме» (Церк. Лет. 1867, № 30), Святогробца «Οί σύγχρονοι τελεται της έχκλησίας 'Ιεροσολύμων» (Νέα Σιών, τ. α', 1904 ετ. σελ. 87–96, 164–168, 274–282, 385–393) и заметки в греческих газетах 'Αρμονία, Αμάλθεια и Νεολόγος использованы автором с глубокою признательностью и полным вниманием.

Автору, очевидцу большинства из описанных им церковных торжеств в дни великих праздников, посчастливилось восполнить свои наблюдения положительными документальными данными, заимствованными им из редких филлад или брошюр, издаваемых большей частью в патриарших типографиях и особым распространением в публике не пользующихся. В этом случае ему незаменимую услугу оказали следующие брошюры и книги: 1) Διάταξις Τυ­πικού τών κατά την εορτήν της Χρίστου γεννήσεως ακολου­θιών. Έν 'Ιεροσολύμοις 1886 ετ. 2) Ακολουθία ιερά εις τήν μετάστασή τής όπεραγίας Δεσποίνης ήμών Θεοτόκον καί αειπάρθενου Μαρίας. Έν Ιεροσολύμοις 1885 ετ. 3) Ακο­λουθία του ίερου νιπτήρος, τελούμενη έν τώ πατριαρχικόν θρόνω τών Ιεροσολύμων. Έν 'Ιεροσολύμοις 1885 ετ. 4) Διά- ταξις περί του αγίου μύρου. Έν Κωνσταντινουπόλει 1890 ετ. 5) Ακολουθία του άγίου ένδοξου καί πανευφήμου αποστό­λου Ιακώβου τοϋ άόελφοθέου καί πρώτου ιεράρχου τώ> 'Ιεροσολύμων. Έν Ιεροσολύμοις 1861 ετ. 6) Ή θεία λειτουρ­γία του άγίου ένδοξου αποστόλου Ιακώβου τοϋ άόελφοθέου1 και πρώτου ιεράρχου τών 'Ιεροσολύμων, έκδοθεΤσα μετά διατάξεως και σημειώσεων ύπο Διονυσίου Λάτα, αρχι­επισκόπου Ζακύνθου. Έν Ζακύνθω 1886 ετ. η) '0 Σιωνί- της ύμνοδός. Έν 'Ιεροσολύμοις 1883 ετ. 8) 'Ιερατικόν, έκ- δοθέν εις χρήσιν τών ιερέων έγκρίσει τής τοδ Χρίστου Με- -γάλης Εκκλησίας. Έν Κωνσταντινουπόλει 1895 ετ. и 9) Τυπικόν κατά τήν τάςιν τής τοϋ Χρίστου Μεγάλης Εκκλη­σίας. Έν Κωνσταντινουπόλει 1888 ετ.

В тех случаях, когда указанные источники и пособия не давали ответа на интересующие автора вопросы, и когда описываемые церковные торжества не были или даже не могли по каким бы то ни было причинам быть предметом его личных непосредственных наблюдений, автор для полноты очерков и живости рассказа, со включением сюда бытовых жанровых картин, обращался к оффициальным донесениям архива Императорского Православного Палестинского Общества и входил в переписку с лицами, по долгу службы или по особой симпатии давно живущими на православном Востоке и имевшими возможность на месте изучить основательно особенности праздничных торжеств и участие в них как наших паломников, так и туземцев – христиан. В этом отношении долг справедливости требует выразить здесь глубокую благодарность нашим обязательным корреспондентам: начальнику Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Леониду, покойному иеромонаху русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне

о. Мину (большому знатоку современнаго богослужения на Афоне), инспектору Галилейских школ Императорского Православного Палестинского Общества П. И. Ряжскому и управляющему русскими подворьями Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме Η. Г. Михайлову. Два последние корреспондента любезно снабдили нас и несколькими новыми фотографиями достопримечательных местностей Палестины и картин из быта наших паломников. Благодаря этим лицам и существующему в библиотеке Палестинского Общества весьма богатому собранию фотографій мы и могли так обильно иллюстрировать свой настоящий труд.

Pro domo sua. Приступая к печатанию настоящих очерков и заметок о церковных торжествах в дни великих праздников на православном Востоке и стоя уже на рубеже второй четверти своей служебной карьеры и тридцатилетия литературной деятельности, автор весьма нередко переносился мыслью к поре своей беззаботной ранней юности, когда прочно заложены были в душе его первые зародыши любви и глубокого интереса к православному богослужению и к посещению святых мест его ныне уже престарелыми родителями. У своего отца автор научился впервые петь Богу в храме разумно (Псал. 46:8) и любить благолепие и красоту церковного богослужения, а под бдительным оком своей матушки он совершал первое свое внешколъное паломничество (к девятой пятнице близ Царицына, Саратовской губ.) и молился вместе с нею в течение почти четырех летних месяцев у Живоносного Гроба Господня в 1898 г. Выпавшее, по воле всеблагого Провидения, на его долю редкое счастье видеть и доселе здравствующими отца – восьмидесятилетнего старца и матушку в возрасте семидесяти шести лет, подсказывает автору мысль, в избытке благодарных чувств за все полученное от виновников своего бытия, посвятить им свой настоящий скромный труд, как слабый знак сыновней горячей любви и безграничной преданности.

Составитель.

С.-Петербург.

27 ноября 1908 г.


Источник: С.-Петербург. Типография В.Ф. Киршбаума (отделение), Новоисаакиевская ул., № 20. 1909.

Вам может быть интересно:

1. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 2 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

2. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов

3. Новые данные о хождении архиепископа Антония в Царьград Александр Иванович Яцимирский

4. Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значении в истории догматики профессор Анатолий Алексеевич Спасский

5. Сознание человеческой греховности и потребность ее очищения, наблюдаемые у древних римлян профессор Александр Иванович Садов

6. Петр Могила, митрополит Киевский протоиерей Александр Горский

7. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

8. О старом архиерейском месте в храме профессор Александр Петрович Голубцов

9. Письма к А.А. Дмитриевскому священник Николай Виноградов

10. О святом огне Иерусалимском профессор Аким Алексеевич Олесницкий

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс