IV. Постановления I миссионерского съезда (24–27 августа 1898 г.)
1. Положение окружных миссионеров и их помощников
Помощник миссионера есть такой же самостоятельный деятель миссии, как и окружный миссионер, с тем только различием, что он, как помощник, действует в меньшей, точно определенной, части известного округа. Он самостоятельно действует в своем районе и о своей деятельности представляет отчеты к своему окружному миссионеру, который в подлиннике отсылает их вместе со своим к Епархиальному Начальству.17 Окружной миссионер и его помощник, по взаимному соглашению, могут въезжать друг к другу в районы для совещаний и общих и частных бесед с раскольниками. Все окружные миссионеры равны между собою. В отсутствие миссионера по делам миссии все приходские требы исполняет в его приходе или на его половине другой священник прихода, а где его нет, там входящий по назначению местного о. Благочинного. Окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников или диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии независимы от него.
2. Отношение о.о. миссионеров и помощников их к Епархиальному Начальству, к Совету Александро-Свирского Братства и его уездным отделениям, к Епархиальному Училищному Совету и его уездным отделениям
1. К Его Преосвященству обращаться по делам административно-миссионерского характера, как то: а) представлять годичный отчет к 1 февраля, б) доносить о случаях совращения в раскол из православия, в) о публичных доказательствах раскола, г) о случаях обращения в православие безусловно и на условиях единоверия с подписками обратившихся и д) о необходимости устроения и расширения храмов в местах, особенно зараженных расколом.
Примеч. 1. Полугодичные отчеты представляются Его Преосвященству чрез Епархиального миссионера.
Примеч. 2. Как годичные, так и полугодичные отчеты на хранение сдаются в архив Консистории.18
2. К Главному Совету Александро-Свирского Братства и к его уездным отделениям обращаться по делам благотворительно-просветительного характера, как-то: а) с просьбами о снабжении о.о. миссионеров книгами, брошюрами и листками противораскольнического содержания для распространения их среди православных и раскольников, б) об оказании временной материальной помощи бедным из раскольников, обращающихся в православие, в) о поощрении ревнителей православия, оказавших какую-либо помощь миссии и г) об устроении библиотек-читален из книг религиозно-нравственного содержания (преимущественно противораскольнического характера).
3) К Епархиальному Училищному Совету и к его уездным отделениям обращаться с просьбами об открытии церковноприходских школ в местностях, особенно зараженных расколом.
3. Способы собирания миссионерами сведений о расколе
Просить Епархиальное Начальство сделать распоряжение, чтобы приходские священники доставляли окружным миссионерам и их помощникам чрез о.о. Благочинных сведения о состоянии раскола в своих приходах к 1-му декабря по определенной, установленной форме. Кроме этого официального способа собирания сведений о расколе в округе, делать это и путем расспросов членов причта, лиц, вышедших из раскола и других, более или менее знакомых с состоянием раскола в данном приходе.
4. Кого считать раскольником?
Раскольниками считать, во 1 -х, тех, которые не крещены православным священником и от рождения состоят в расколе, а во 2-х, тех, которые хотя были крещены православным священником, но заведомо состоят в расколе. Деление же на «тайных» и «явных» исключить, а прежде употреблявшееся название «тайный раскольник» заменить в церковных документах названием: «совратившийся из православия в раскол».
Примеч. 1. От первых и от вторых, при вступлении их в брак, брать подписки в том, что они будут состоять в православии и что их дети будут крещены в православной Церкви и воспитываться в православной вере. Подписка отбирается по форме, помещенной в последних изданиях «Практического руководства для священноцерковнослужителей» Нечаева.
Примеч. 2. При решении вопроса о том, брать ли подписку от совратившихся в раскол, при крещении у них детей, – явилось опасение, как бы подобные лица, из-за боязни этих подписок, не стали совершенно уклоняться от приглашения православных священников для крещения у них детей, а это последнее обстоятельство не послужило бы поводом к увеличению числа раскольников?
5. Кого принимать в единоверие?
Лиц, состоящих в расколе от рождения, принимать в единоверие, по сношении с Епархиальным Начальством, когда они пожелают, не ограничиваясь временем; тех же, которые, хотя были крещены православными священниками, но заведомо состоят в расколе – по истечении не менее пятилетнего пребывания их в расколе.
6. Способы надзора за миссионерскою деятельностью приходского духовенства
Лучшими способами надзора за миссионерскою деятельностью приходского духовенства являются, прежде всего, дружеские, братские беседы с самими священниками, а потом – степень личного участия духовенства в беседах с раскольниками и вообще отзывчивость его к делу миссии, религиозно-нравственное состояние прихожан и проверка противораскольнических дневников и библиотек.
7. Как часто посещать приходы, зараженные расколом, и следует ли посещать приходы чисто православные?
В течение года необходимо посетить все приходы своего округа, зараженные расколом, однажды непременно, те же приходы, где раскол особенно силен, где замечается движение раскола и где живут расколоучители – посещать чаще. Что же касается приходов чисто православных, то нет нужды посещать их все ежегодно, но время от времени следует посещать некоторые из них, чтобы знакомиться с религиозно-нравственным состоянием прихожан.
8. Посещение школ с миссионерскою целью
При посещении школ с миссионерскою целью, о.о. миссионеры не экзаменуют, не поверяют знаний учеников, но отечески беседуют с ними об истинах православной веры вообще и о предметах, соприкасающихся с учением раскола – в частности.
9. Распределение приходов, зараженных расколом по округам
1. Петрозаводский округ составляют все приходы Петрозаводского уезда.
2. Вытегорский округ составляют приходы Пудожского уезда: Песчанский, Тубозерский, Купецкий, Уножский, Шальский, г. Пудож, Коловский, Кулгальский, Сумский, Устьколодский, Отовозерский, Нигижемские и Гакукский, Лодейнопольского уезда – Сяргозерский и все приходы Вытегорского уезда, за исключением Шильдского, Чуриловского, Паловского, Ухотского, Тихмангского и Ягремского.
3. Лодейнопольско-Олонецкий округ составляют приходы Олонецкого и Лодейнопольского уездов, кроме Сяргозерского.
4. Каргопольский округ составляют все приходы Каргопольского уезда с присоединением приходов Вытегорского и Пудожского уездов, не вошедших в состав Вытегорского округа. Из числа их приходы: Надпорожский, Ольховский, Саунинский, Павловский, г. Каргополь, Горский, Ловзанский, Лекшморецкий, Тихмангский, Ухотский, Чуриловский, Паловский, Шильдский, Ягремский, Печниковский, Лядинский, Колодозерский, Корбозерский, Водлозерско-Ильинский, Водлозерско-Пречистенский, Ундозерский, Кривопоясский, Полуборский, Красноляжский, Верхне-Чурьевский, Речно-Георгиевский, Ошевенский и Хергозерский составляют район помощника миссионера. Район же окружного миссионера составляют остальные приходы округа.
5. Повенецкий округ составляют все приходы Повенецкого уезда. В район помощника миссионера входят приходы: Шунгский, Паяницкий, Кажемский, Кяппесельгский, Лумбушский, г. Повенец, М.-Масельский, Даниловский, Лексинский, Ладожский скит, Тихвиноборский, Челмужский, Пудожгорский, другие же приходы Повенецкого округа составляют район окружного миссионера.
10. Составление миссионерской карты Олонецкой епархии
Просить Епархиальное Начальство сделать распоряжение, чтобы причты приходов епархии доставили к 1 января 1899 г. о.о. окружным миссионерам и их помощникам карты своих приходов с обозначением всех деревень, входящих в их состав. А окружные миссионеры и их помощники на основании этих карт должны составить карты своих округов.
11. Поведение окружных миссионеров и их помощников во время их миссионерских поездок
Окружные миссионеры и их помощники должны являться в приход не как начальники, а как советники и руководители духовенства в делах миссии, а в своем собственном поведении должны избегать всего того, что может служить соблазном для православных и раскольников и дать повод к нареканиям и упрекам с их стороны, как-то: употребление табака, щегольство и проч. (См. Инстр. окруж. миссион. и их помощ. § 19).
12. Характер и способ ведения противораскольнических бесед
Беседы должны быть публичные и частные. Публичными беседами называются те, о которых заранее объявлено и на которые собралось значительное число участвующих, а равно и те, на которые без предварительного объявления явилось также значительное число слушателей, узнавших о беседе каким бы то ни было образом; частными же – те, которые происходят один на один, или в семейном, родственном кругу. Публичная беседа есть торжественное засвидетельствование истины и спокойное рассмотрение предмета с опровержением нареканий и возражений со стороны раскольников. (Прав. об устр. миссий § 15; инстр. § 27). Частные беседы должны отличаться наибольшей сердечностью.
Ни та, ни другая беседа не должна иметь характера чтения, а должна быть ведена устно, в разговорной форме, причем места из старопечатных книг должны быть прочитаны не только самим миссионером, не и присутствующими (последними преимущественно), по возможности по самим книгам.
13. Устройство миссионерских курсов или постоянной миссионерской школы
Так как деятелей Олонецкой миссии и в увеличенном её составе для дела миссии не достаточно, то желательно было бы иметь сотрудников. Для приобретения этих последних необходимо было бы устроить постоянную миссионерскую школу. Но так как организация её сопряжена с большими расходами, то все таки желательно было бы устройство временных миссионерских курсов из крестьян не моложе 18 лет, окончивших курс в народных школах.
14. Устройство миссионерских кружков
В каждом раскольническом приходе епархии для ослабления раскола необходимо устройство миссионерских кружков из ревнителей православия. Священники приходские обязаны образовывать такие кружки, подмечая в своих приходах этих ревнителей, давая им постоянные указания и наставления. Окружные миссионеры и их помощники во время поездок своих должны содействовать в этом приходским священникам, а именно: подмечать ревнителей во время своих бесед и, в свою очередь, руководить ими, снабжая их книгами, брошюрами и листками противораскольнического содержания и указывая в старопечатных книгах места, обличающие заблуждения раскола.
15. Устройство противораскольнических библиотек в миссионерских округах и приходах
В каждой библиотеке о.о. окружных миссионеров и их помощников настоятельно необходимы следующие книги:
1. Евангелие старопечатное.
2. Апостол старопечатный.
3. Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского. Киев 1625 г.
4. Благовестник или толкование на Евангелие – Феофилакта Болгарского. Москва, 1649 г.
5. Беседа св. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостол. Киев, 1624 г.
6. Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла. Киев, 1623 г.
7. Толковый апостол. Почаев, 1784 г.
8. Псалтирь учебная, издан. при патр. Иосифе.
9. Потребник с номоканоном. Москва, 1536 г.
10. Иноческий потребник. Москва, 1639 г.
11. Служебники патриаршие.
12. Триодь постная старопечатная.
13. Триодь цветная старопечатная.
14. Июльская служебная минея старопечатная.
15. Маргарит. Москва, 1641 г.
16. Соборник. Москва, 1647 г.
17. Златоустник. Нечаев, 1795 г., или Вильна, 1798 г.
18. Книга Ефрема Сирина. Москва, 1652 г.
19. Книга «Небеса». Москва, 1665 г.
20. Книга о вере. Москва, 1648 г., или Гродно, 1785 г.
21. Кириллова книга. Москва, 1644 г., или Гродно, 1786 г.
22. Большой катехизис. Москва, 1627 г., или Гродно, 1787 г.
23. Малый катехизис. Киев, 1645 г., и Москва, 1649 г.
24. Книга Никона Черногорца: Пандекты и Тактикон. Почаев, 1795 г.
25. Кормчая. Москва, 1650 или 1653 г.
26. Пролог. Москва, 1641–1643 гг.
27. Четьи-Минеи.
28. Святцы с летописью.
29. Об антихристе (сборник).
30. Библия на славянском и русском языках.
31. Книга правил.
32. Послания Игнатия Богоносца.
33. Огласительные и тайноводственные поучения Кирилла Иерусалимского.
34. Творения священномученика Киприана Карфагенского.
35. Новоструев. Слово Ипполита об антихристе.
36. Деяния собора 1666–7 г.
37. Стоглав.
38. Выписки из старописьменных и старопечатных книг – А. Озерского.
39. Обличение неправды раскольнической – Феофилакта Лопатинского.
40. Розыск – Дмитрия Ростовского.
41. Беседы к глаголемому старообрядцу – митропол. Филарета.
42. Увещание – митрополита Платона.
43. Истинно-древняя Христова церковь – митроп. Григория.
44. Полное собрание сочинений архим. Павла Прусского.
45. Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о Церкви и таинствах – И. И. Ивановского.
46. Обличение раскола – К. Н. Плотникова.
47. История русского раскола – К. Н. Плотникова.
48. Практические наставления пастырям по предмету спасительного действования на раскольников – митр. Григория.
49. Кашменский. Руководство к собеседованию с старообрядцами.
50. Ивановский В. Обличение раскола старообрядства. Тобольск.
51. Феодоритово слово в разных его редакциях.
52. Иеромонах Филарет. Опыт сличения церковных чинопоследований.
53. Его же. Чин литургии св. Иоанна Златоуста.
54. Арсеньев. О равночестном почитании четвероконечного и восьмиконечного креста.
55. Попов. Справочная книжка.
56. Беседа о перстосложении – арх. Никанора.
57. Записки миссионера Вологодской епархии – И. Полянского.
58. Шалкинский. Зерцало для безпоповцев.
59. Маргаритов С. Руководство по истории сект рационалистических и мистических.
60. Стрельбицкий. Краткий очерк штундизма и свод текстов к его обличению.
Для составления же этих библиотек просить Олонецкую Духовную Консисторию потребовать некоторые книги из церквей и монастырей по особому списку, который имеет быть составлен о. Епархиальным миссионером. Для составления же приходских библиотек просить Олонецкую Духовную Консисторию сделать распоряжение, чтобы причты исключили из описей церквей имеющиеся в них противораскольнические книги и внесли эти книги в особые каталоги противораскольнической библиотеки, в которые впредь и записывать все вновь поступающие книги, полезные в борьбе с расколом. Равным образом, просить Олонецкую Духовную Консисторию предписать о.о. благочинным, чтобы они побуждали причты церквей отчислять ежегодно некоторую часть церковной суммы на пополнение противораскольнических библиотек книгами, брошюрами и листками противораскольнического характера.
16. Меры к ослаблению раскола, желательные со стороны приходского священника
Просить Олонецкую Духовную Консисторию вторично19 предписать приходским священникам, чтобы они неопустительно и истово отправляли богослужение во все воскресные, праздничные и высокоторжественные дни, не взирая на то – есть или нет в храме богомольцы, чтобы как можно чаще произносили за богослужениями поучения; чтобы при требоисправлениях и при всяком удобном случае вели частные беседы с раскольниками и колеблющимися о предметах разномыслия их с православною Церковью; чтобы вели публичные вне богослужебные беседы о тех же предметах и, наконец, чтобы позаботились о приобретении на церковные или благотворительные средства листков и брошюр религиозно-нравственного и противораскольнического содержания и о распространении их среди своих прихожан.
Просить Епархиальное Начальство сделать распоряжение, чтобы причты церквей своим поведением не подавали соблазна и повода к нареканиям на духовенство: вели трезвую жизнь, прекратили табакокурение (кто курит), не играли в карты (кто позволяет себе это) и т. п., чтобы существующий в некоторых приходах обычай собирать в воскресные и праздничные дни «помочи» старались искоренять.
17. Каков должен быть миссионерский дневник приходского духовенства?
Просить Олонецкую Духовную Консисторию сделать распоряжение, чтобы приходские священники обязательно завели у себя особые миссионерские дневники, в которые записывали бы о своей миссионерской деятельности и о всем выдающемся в жизни местного раскола, – о затруднениях, встречающихся при исполнении своих миссионерских обязанностей, о веденных ими беседах (более важные беседы воспроизводить целиком), о лицах, принимавших участие в беседах, о посещениях о.о. миссионеров и т. п.
18. Распространение о.о. миссионерами в народе книг, брошюр и листков противораскольнического содержания
Для закрепления в памяти слушателей проведенной миссионером беседы, для привлечения их на будущие беседы и вообще для ослабления раскола, – полезно было бы распространять в народе книги, брошюры и листки противораскольнического содержания, на приобретение которых в распоряжении миссионеров нет никаких средств. Поэтому просить Главный Совет Александро-Свирского Братства и его уездные отделения помочь в сем деле.
19. Полугодичные отчеты окружных миссионеров и их помощников
В полугодичных отчетах миссионеры должны представлять сведения о том, какие местности ими посещены, что в них сделано в целях миссии, какие были ведены беседы (причем описать одну или две из них особенно замечательных), о состоянии раскола в посещенных приходах и о более выдающихся явлениях в жизни раскола.
20. Как воздействовать на нерадивых священников и следует ли доносить на таких Епархиальному Начальству?
Самое лучшее средство воздействовать на нерадивых священников – нравственное влияние о.о. миссионеров: просьбы, братские советы, убеждения и предостережения; далее, частные заявления о.о. благочинным с просьбою повлиять на нерадивых священников своего округа; затем, донесение о замеченной нерадивости в миссионерские дневники. При недействительности же этих средств, следует уведомлять частным образом о. Епархиального миссионера, а при намеренном, упорном и явном нерадении официально – чрез него же Епархиальному Начальству.
21. Введение противораскольнических сведений в курс Закона Божия
Рассматривали программу сведений из учения о русском расколе, составленную о. Епархиальным миссионером для одноклассных церковно-приходских школ, и нашли необходимым ввести в курс Закона Божия не только в церковно-приходских школах, но и в школах всех ведомств. Посему постановили просить Его Преосвященство, сделать зависящее распоряжение о введении её в курс Закона Божия в школах всех ведомств Олонецкой епархии, о чем снестись с Дирекцией народных училищ.
* * *
В виду встретившихся на практике неудобств такого порядка, помощники миссионера представляют свои отчеты прямо Епархиальному Начальству.
Согласно резолюции Его Преосвященства, Преосвященнейшего Назария, Епископа Олонецкого и Петрозаводского, от 28 ноября 1900 г, отчеты миссионеров должны поступать на хранение в Епархиальную миссионерскую библиотеку.
Первый раз предписание было сделано после миссионерского собрания, бывшего в январе 1898 г. под председательством Ректора семинарии, архим. Нафанаила. В этом собрании, сделавшем несколько постановлений относительно борьбы с расколом, принимали участие три окружных миссионера: прот. Н. Виноградов и священники В. Ржановский и А. Казанский, кафедральный протоиерей А. Надежин и преподаватель дух. семинарии К. Плотников.