Об истинном священстве в Церкви Христовой

Источник

Содержание

I. Вопросы и ответы православного II. Вопросы и ответы православного Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинопольские епископы II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра  

 

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколь все придем в единство веры»

(Ефес. 4:11–12)

Церковь Христова есть хранительница истиной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди – пастыри её. Таким образом, Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение через таинство священства.

Что же такое таинство священства?

Таинство священства это такое священное действие, в котором через епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий» (2Тим. 1:6), то есть, благодать Св. Духа (Деян. 20:28), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства.

Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения, а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения.

Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение – не простой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий» (2Тим. 1:6), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Где нет законно рукоположенного, чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение, священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей таин Божиих» (1Кор. 4:1), нет благодати, а, следовательно, и спасения.

I. Вопросы и ответы православного


Сектант Объяснение православного
1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:14 и 7:26–28). 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» 1Тим. 2:6), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе (Рим. 8:34); на небе же и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26–27), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).
Не нужно нам никаких пастырей-ходатаев за нас пред Богом, ибо «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» 1Ин.2:1 еще: 1Тим.2:5. Евр.7:24–25. 9:15. 12:24 и Рим.8:34).
Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, «чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее» (Рим.15:30–31); и получив избавление от «близкой смерти», приписывает это молитвенному ходатайству за него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь и еще его избавит, «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор.1:8–11. 1Фес.5:25. 2Фес.3:1–3. Евр.13:18).
Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей.
2) На земле все христиане равны, все и священники: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9 и Откр.1:6, 5:10). 2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:6). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» немногие лица, взятые из одного лишь колена Левина (Исх.28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти (Числ.3:10 гл. 16-я и 18:7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон». (Евр.5:4).
Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании (Откр.1:6 и 5:10) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» (2:17), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»...(5:1) и апостол Павел учит, что сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» (Еф.4:11–12). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство?
Очевидно, христиане называются «царями» и «священниками» не в прямом, буквальном смысле, а в духовном, как люди, освященные в святых таинствах Церкви, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие души и тела свои в «жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим.12:1); «приносящие Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его... благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15–16).
В Христовой Церкви должно быть и Христово священство, притом – священство «непреходящее», т.е. вечное, как вечна и сама Церковь: «Сей (т.е. Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее.» (Евр. 7:24).
3) В Церкви не должно быть пастырей и пасомых: в ней все равны, в ней «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл.3:28) 3) Здесь говорится не о равенстве в Церкви членов ее по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности (народности), происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан из иудеев, гордившихся пред христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол и говорит, что царство небесное открыто для всех, будет ли то иудей или эллин, раб или свободный и т.п.
Положение же членов Церкви в деле учения, священнодействия и управлению ею не одинаково: есть наставники и наставляемые (Евр.13:7), есть учители и учащиеся (Рим.12:7–8), есть пастыри и пасомые, которые должны «повиноваться пастырям» (1Петр.5:5). В этом отношении есть различие даже между мужским полом и женским: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34–35).
4) Право учительства вере имеет всякий, а не одни только священники: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: 4) Приведенное место св. Писания говорит не о даре учительства, а о даре чудес. Оба эти дара ясно различаются в слове Божием: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1Кор.12:8–10, 29)
не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас». (Мк.9:38–40) Очевидно человек, изгонявший бесов именем Христа, хотя и не ходил с апостолами, но искренно верил в Спасителя и признавал пастырское достоинство Его учеников. (ст 40), за что и получил дар чудес, которого наши сектанты конечно не имеют, как не имели его и неверовавшие во Христа сыны первосвященника Скевы, которые тоже захотели изгнать злого духа именем Христа. «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:15–16).

II. Вопросы и ответы православного


1) Может ли быть Церковь Христова без священства? 1) Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Ефес. 4:11. 1Кор. 12:28). О новозаветном священстве в Церкви Христовой было предсказано еще пророком Исаией (66:18 и 21).
Христиане без пастырей – что стадо без пастуха. Где нет законно-рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения.
2) Всякий ли кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу? 2) Нет: «Никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:4–5).
3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство? 3) «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых.
И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия... для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод[1], верхняя риза, хитон[2], стяжной, кидар[3] и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне...
И сделай из сего миро для священного помазания... помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно – святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» (Исх. 28:1–4, 40–41. 30:25–33. 40:12–16)
4) Какими правами пользовалось ветхозаветное священство, которыми не могли пользоваться миряне? 4) Во-первых, – правом учить народ истинам веры.
«И сказал Господь Аарону... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:8–11. Иез. 44:23).
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7).
«Левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор. 33:9–10).
Во-вторых, – священнодействовать; это право принадлежало только им.
«В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня; потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» (Втор. 10:8–9).
«И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» (Чис. 18:1–7 и 21–23, 3:10).
В-третьих, – правом благословлять народ словами и руками.
«Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их» (Чис. 6:23–27).
«И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» (Лев. 9:22–23. Сир. 36:18. 50:22–23. 1Цар. 9:13. 2Пар. 30:27).
Отсюда видно, что чрез священническое благословение благословляет Сам Бог: «благословляйте... и Я [Господь] благословлю их».
5) Чем наказывал Господь евреев, незаконно и самовольно присваивавших себе власть и служение священников? 5) Тяжкими болезнями и смертию.

Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.

О трехчинном составе церковной иерархии – епископах, пресвитерах и диаконах, и необходимости ее в истинной Церкви Христовой учат ближайшие ученики св. Апостолов и многие св. отцы и учители первых ее веков.

Св. Дионисий Ареопагит, говоря о епископах, как имеющих полноту «всех действий священноначальнического служения», учит: «а подчиненные – пресвитеры, диаконы и др. чины церковные, сами, последуя высшим, ведут вперед низших» (Писания отц. и учит. Церк., относящ. к истолк. прав. богосл. т. 1 по изд. 1855 г., 11–28).

Св. Климент, епископ римский, преемник ап. Петра, пишет: «Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, а на левитов возложены свои должности» (Пис. мужей Апост. в рус. перев. прот. Преображенского. Спб. 1895 г. стр. 99).

Он же пишет: «Апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (епископов, пресвитеров и диаконов), и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (Послание св. Климента к Коринфянам).

Св. Игнатий, епископ антиохийский, ученик Иоанна Богослова, в послании к Траллийцам пишет: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа... и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа». «Только та евхаристия (таинство причащения) должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он предоставил это... Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно». «Без епископов и Церковь не может назваться Церковью. Кто принадлежит Богу и Христу, тот с епископом. Делающий что-либо (из относящегося к Церкви) скрытно от епископа повинуется диаволу» («Писания мужей Апостольских», изд. Преображенского, стр. 369 и 421).

Он же пишет: «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора Апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа» (Пис. муж. Апост. 281 стр.).

Блажен. Иероним Стридонский учит: «Церковь, имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. IV, стр. 86).

Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13-я).

От самых времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской.

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви

I. Константинопольские епископы


№№ по порядку Время вступления
1 Андрей Первозванный, апостол 36
2 Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) 37
3 Онисим 53
4 Поликарп 67
5 Плутарх 84
6 Седекион (Седекия) 101
7 Диомен (Диоген) 110
8 Елевферий 125
9 Феликс (св. апр. 15) 132
10 Афиноген 137
11 Евзоий 141
12 Лаврентий 157
13 Алипий 168
14 Пертинакс 182
15 Олимпион 201
16 Марк 212
17 Кириак I (из Кириллиан) 225
18 Кистин (Кастин или Константин) 241
19 Тит (июня 4), (Трат) Тарат 248
20 Домитиан (Дометий) Димитрий 283
21 Пров (святой) 308
22 Митрофан I 320
23 Александр I (авг.30) 330
24 Павел I Омологит 353
25 Евсевий 353
26 Павел I (во второй раз) 355
27 Македоний (арианин) 355
28 Павел I (в третий раз) 355
29 Македоний (во второй раз) 356
30 Павел I (в четвертый раз) 359
31 Македоний (в третий раз) 359
32 Евдоксий 360
33 Евагрий 371
34 Димофил, еретик 371
35 Григорий I Богослов 379
36 Нектарий I, патриарх Константинопольский (окт.11) 381
37 Иоанн I Златоуст 391
38 Арсакий 404
39 Аттик 406
40 Сиссиний I 425
41 Несторий, еретик 428
42 Максимиан 431
43 Прокл (окт.24) 434
44 Флавиан Блаженный 446
45 Анатолий (июля 31) 449
46 Геннадий I 458
47 Акакий 471
48 Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик 491
49 Евфимий (Всехвальный) 492
50 Македоний II 496
51 Тимофей I 511
52 Иоанн II, Каппадокиец 517
53 Епифаний 520
54 Анфим, еретик 535
55 Мина 537
56 Евтихий 552
57 Иоанн III 565
58 Евтихий (во второй раз) 577
59 Иоанн IV, Постник 582
60 Кириак II 595
61 Фома I 606
62 Сергий I 610
63 Пирр I 629
64 Павел II 641
65 Пирр I (во второй раз) 645
66 Петр, еретик 655
67 Фома II Погонат 667
68 Иоанн V 669
69 Константин I 674
70 Феодор I 676
71 Георгий Кипрский 678
72 Феодор I (во второй раз) 683
73 Павел III 686
74 Каллиник I 693
75 Кир 705
76 Иоанн VI 711
77 Герман I (мая 3) 714
78 Анастасий, иконоборец 730
79 Константин II 754
80 Никита Кастрат 766
81 Павел IV 780
82 Тарасий 785
83 Никифор I (июня 2) 806
84 Феодот, иконоборец 815
85 Антоний I, иконоборец 821
86 Иоанн VII Синкел 832
87 Мефодий Омологита 842
88 Игнатий 846
89 Фотий 858
90 Игнатий (во второй раз) 867
91 Фотий (во второй раз) 877
92 Стефан I Порфирородный 886
93 Антоний II 893
94 Николай I, мистик 895
95 Евфимий I Синкел 906
96 Николай I (во второй раз) 911
97 Стефан II 925
98 Трифон 928
99 Феофилакт 933
100 Полиевкт (фев. 6) 956
101 Василий Скамандрин 970
102 Антоний III Студит 974
103 Николай II, Хрисоверг 984
104 Сисинний II 996
105 Сергий II (или Евлогий) 999
106 Евстафий 1009
107 Алексий, Студит 1025
108 Михаил Кируларий 1043
109 Константин III, Лихуда 1059
110 Иоанн VIII, Ксифилин 1064
111 Косма I, монах 1075
112 Евстратий Гарид 1081
113 Николай III, Грамматик 1084
114 Иоанн IX, Агапит 1111
115 Лев Стопт или Ступит 1134
116 Михаил II Куркуас 1143
117 Косма II, Антик 1146
118 Николай IV 1147
119 Феодот II 1151
120 Неофит I 1154
121 Константин IV, Лихуда 1154
122 Лука Хрисоверг 1156
123 Михаил III 1169
124 Харитон 1177
125 Феодосий I, Варадионт 1178
126 Василий II, Каматир 1184
127 Никита II, Монтан 1186
128 Леонтий Феотокит 1190
129 Досифей 1191
130 Георгий II, Ксифилин 1193
131 Иоанн X, Каматир 1199
132 Фома Латинянин 1204
133 Михаил IV, авториян 1206
134 Феодор II 1214
135 Максим I 1221
136 Мануил 1223
137 Герман II 1226
138 Мефодий II (3 мсяца) 1240
139 Мануил II 1240
140 Арсений 1254
141 Никифор II 1261
142 Арсений (во второй раз) 1262
143 Герман III (4 месяца) 1268
144 Иосиф I 1268
145 Иоанн XI 1274
146 Иосиф I (во второй раз) 1283
147 Георгий и Григорий II 1283
148 Афанасий I 1290
149 Иоанн XII 1293
150 Афанасий I (во второй раз) 1302
151 Нифонт I 1312
152 Иоанн XIII Глика 1315
153 Герасим I 1320
154 Исаия 1323
155 Иоанн XIV 1341
156 Исидор I 1347
157 Каллист I 1350
158 Филофей 1362
159 Каллист (июня 20) во второй раз 1365
160 Филофей (во второй раз) 1369
161 Макарий 1375
162 Нил (св.) 1378
163 Антоний IV 1388
164 Каллист II 1395
165 Матфей I 1396
166 Евфимий II 1410
167 Иосиф II 1416
168 Митрофан II 1440
169 Григорий III 1445
170 Афанасий II 1450


№№ по порядку ПАТРИАРХИ Время вступления СУЛТАНЫ Время вступления
171 Геннадий II 1453 Опустош.Константиноп. 29 мая 1453.
172 Исидор II 1459 Магомет II.
173 Софроний I Сиропул 1465
174 Иосаф I, Коик 1466
175 Марк II Ксилокарав 1469
176 Симеон Трапезунтский 1470
177 Дионисий I 1472
178 Симеон (во второй раз) 1478
179 Рафаил I, Серб 1481
180 Максим II 1482 Баязид II.
181 Нифонт II 1488
182 Дионисий I (во второй раз) 1490
183 Максим III 1493
184 Нифонт II (во второй раз) 1499
185 Иоаким 1500
186 Пахомий I 1504
187 Иоаким (во второй раз) 1505
188 Пахомий I (во второй раз) 1506
189 Феолипт I 1511 Селим I (1514).
190 Иеремия I 1520 Сулейман I (1519).
191 Иоанникий I 1523
192 Иеремия I (во второй раз) 1523
193 Дионисий II 1543
194 Иоасаф II 1551
195 Митрофан III 1565 Селим II (1566).
196 Иеремия II, Проницател. 1572 Мурат III (1575).
197 Митрофан III (во второй раз) 1579
198 Иеремия II (во второй раз) 1580
199 Пахомий II, Ватистас 1584
200 Феолипт II 1585
201 Иеремия II (в 3-й раз) 1586
202 Матфий II 1594
203 Гавриил I (шесть месяцев) 1594
204 Феофан (6 или 7 дней) 1594
205 Мелетий Пигас (11 месяцев) 1595
206 Матфий II (во второй раз) 1595 Мехмет III.
207 Неофит II 1600
208 Матфий II (в 3-й раз) 1601 Магомет III.
209 Рафаил II 1603 Ахмет I.
210 Неофит II (во второй раз) 1608
211 Кирилл I, Лукарис 1614
212 Тимофей I 1614 Мустафа I (1617).
213 Кирилл I 1622 Осман I (1618).
214 Гриторий IV 1623 Мустафа I во 2-й раз 1620.
215 Анфим II 1623 Мурат IV.
216 Кирилл I (во второй раз) 1624
217 Кирилл II, Контарис (6 дней) 1632
218 Кирилл I (в 3-й раз) 1632
219 Афанасий III (Паттел.) 1633
220 Кирилл I (в 4-й раз) 1633
221 Афанасий III (во 2-й раз) 1634
222 Кирилл II (во 2-й раз) 1635
223 Неофит III 1636
224 Кирилл I (в 5-й раз) 1637
225 Кирилл II (в 3-й раз) 1638
226 Парфений I, Герон 1639 Ибрагим I (1640).
227 Парфений II (Оксис) 1644
228 Иоанникий II 1646
229 Парфений II (во 2-й раз) 1647 Мехмет IV (1648) Магомет IV.
230 Иоанникий II (во 2-й раз) 1650 Магомет IV.
231 Кирилл III, Спанос 1651
232 Афанасий III (в 3-й раз) 1651
233 Паисий I 1652
234 Иоанникий II (в 3-й раз) 1653
235 Кирилл III (во 2-й раз) 1655
236 Паисий I (во 2-й раз) 1655
237 Парфений III 1656
238 Гавриил II 1657
239 Парфений IV, Монгилал 1657
240 Дионисий III Спанос 1660
241 Парфений IV (во 2-й раз) 1665
242 Климент 1668
243 Мефодий III 1669
244 Парфений IV (в 3 раз) 1671
245 Дионисий II Мусолим 1672
246 Герасим II 1673
247 Парфений IV (в 4 раз) 1675
248 Дионисий IV (во 2 раз) 1679
249 Афанасий IV, 14 дней 1679
250 Иаков 1676
251 Дионисий IV (в 3-й раз) 1682
252 Парфений IV (в 5 раз) 1684
253 Иаков (во 2-й раз) 1685
254 Дионисий IV (в 4-й раз. 2 м.) 1686
255 Иаков (в 3-й раз) 1686 Сулейман II (1687).
256 Каллиник II 1690 Ахмет II.
257 Неофит IV (5 мес.) 1691
258 Каллиник II (во 2 раз) 1691
259 Дионисий V ( в 5 раз) 1693
260 Каллиник II (в 3 раз) 1694 Мустафа II (1695)
261 Гавриил III 1702 Ахмет III (1703).
262 Неофит II (неутвержд. двор.) 1707
263 Киприан 1707
264 Афанасий V 1710
265 Кирилл IV 1712
266 Киприан (во втор. раз 4 мес.) 1713
267 Косма III 1713
268 Иеремия III 1715
269 Каллиник III (без вести пpoпaвший) 1726
270 Паисий II 1726 Магомет V или Махмут (1730).
271 Иеремия III (во 2-й раз) 1732
272 Серафим I (10 мес.) 1733
273 Неофит VI 1734
274 Паисий II (во 2-й раз) 1740
275 Неофит VI (во 2-й раз) 1742
276 Паисий II (в 3-й раз) 1744
277 Кирилл V 1748
278 Паисий II (в 4 раз) 1751
279 Кирилл V (во 2 раз) 1752 Осман III (1754).
280 Каллиник III (6 мес. и 8 дней) 1757 Мустафа III.
281 Серафим II 1757
282 Иоанникий III 1760
283 Самуил I 1764
284 Мелетий II 1768
285 Феодосий II 1769
286 Самуил I (во 2-й раз) 1772
287 Софроний II 1774 Абдул- Гамид I.
288 Гавриил IV 1780
289 Прокопий 1784
290 Неофит VII 1789 Селим III (1790).
291 Герасим III 1794
292 Григорий V (Пелопонесский) 1797
293 Неофит VII (во 2 раз) 1799
294 Каллиник V 1801
295 Григорий V (во 2 раз) 1806 Мустафа IV (1807).
296 Каллиник V (во 2 раз) 1808 Махмут II.
297 Иеремия IV 1809
298 Кирилл VI 1813
299 Григорий V (в 3 раз) 1819
300 Евгений I 1821 Освобождение Эллинов 25 марта.
301 Анфим III 1822
302 Хрисанф 1824
303 Агафангел 1826
304 Константий I 1830
305 Константий II 1834
306 Григорий VI 1834 Абдул-Меджид-Хан (1839).
307 Анфим IV из Ефеса 1846
308 Анфим V Византийский 1849
309 Макарий
310 Кирилл VII 1856
311 Иоаким II 1860 Абдул-Азис-Хан (1861).

II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра

Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV в., вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вилене. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве: в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству.

Кафедра в Киеве.

Митрополиты Киевские и всея России

Михаил I Св. (грек) 988–991.

Леон (лев) I (грек) 991–1007.

Иоанн I (грек) 1008–1035.

Феопемпт (грек) 1035–1049.

Кирилл I 1050.

Иларион (перв. из русск.) 1051–1054.

Ефрем I 1055.

Георгий I (грек) 1067–1077.

Иоанн II св. (грек) 1077–1089.

Иоанн III (грек) 1088–1091.

Ефрем II (грек) 1092–1097.

Николай (грек) 1097–1102.

Никифор I (грек) 1103–1121.

Никита (грек) 1122–1126.

Михаил II (грек) 1127–1145.

Климент Смолятич (русск.) 1147–1154 † 1170

Константин I (грек) 1155–1159.

Феодор (грек) 1161–1163.

Иоанн IV (грек) 1164–1166.

Константин II (грек) 1167–1177.

Никифор II (грек) 1182–1198.

Гавриил.

Дионисий уп. 1205.

Матфей (грек) уп. 1209 † 1220.

Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп.

Тимофей Цербацкий 1748 –1757

Арсений Могилянский 1757 –1770.

Киевские и Галицкий (с 1767 г.)

Гавриил Кременецкий 1770–1783.

Самуил Миславский 1783–1796.

Иерофей Малицкий 1796–1799.

Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803.

Серапион Александровский 1803–1822.

Евгений Болховитинов 1822–1837.

Филарет Амфитеатров 1837–1857.

Исидор Никольский 1858–1860.

Арсений Москвин 1860–1876.

Филофей Успенский 1876–1882.

Платон Городецкий 1882–1891.

Иоанникий Руднев 1891.

Феогност 1900.

Кирилл II (грек) 1224–1233.

Иосиф I (грек) прибыл 1237.

Кирилл III (грек) избр. 1243; † 1281.

Максим (грек) 1283–1353.

Петр Св. 1308–1326.

Феогност св. (грек) 1328–1353.

Алексий Св. Плещеев хир. 1350; вступил на митр. 1354 † 1378.

Пимен (грек) хир. 1380, удал. 1380: возвр. 1382, низлож. 1388.

Киприан Св. (серб) 1381–1383; 1390–1405.

Дионисий Св. 1383–1385.

Фотий (грек) Св. 1408–1431.

Исидор (болгарин) 1437–1441.

Иона I Одноушев Св. 1448–1461.

Митрополиты в Киеве и Галиче:

Феодорит хир. 1345, в Киев прибыл 1352 † 1354.

Роман 1354–1362.

Киприан Св. 1375–1383–1390.

(В Вильне):

Григорий I Цамблак (Семивлах) (серб) 1415–1419.

(В Смоленске):

Герасим 1433–1435.

Митрополиты Киевские и всея России:

Григорий II (болгарин) 1458–1473.

Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич упр. мит. 1474–1480.

Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476.

Киевские, Галицкие и всея России:

Симеон 1488–1488.

Иона II Глезна 1492–1494.

Макарий I Св. (Чорт) 1495–1497.

Иосиф II (Болгаринович) 1450–1503.

Иона III 1503–1507.

Иосиф III (Солтан) 1509–1521.

Иосиф IV Руссин 1523–1534.

Макарий II (Москвитянин) 1535–1556.

Сильверст Белкевич 1556–1567.

Иона Протасевич-Островский 1568–1577.

Илия Куча 1577–1579.

Онисифор Петрович-Девочка (Девочий) 1583–1588.

Михаил Рогоза с 1588 г.; в 1596 г. отпал в унию.

Экзархи Константинопольского трона:

(В Киеве):

Иов Борецкий 1620–1631.

Исаия–Борисович-Копинский (Копыстенский) 1631–1633.

Петр Могила 1633–1647.

Сильверст Коссов 1649–1657.

Дионисий Балабан 1658–1663.

Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676.

Антоний Винницкий 1676–1679.

С 1657–1685 г. митрополиты по политич. обстоят. жили вне Киева.

Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России:

Гедеон Святополк кн. Черниговский 1685–1690.

Варлаам Ясинский 1690–1707.

Иоасаф Краковский 1708–1718.

Варлаам Вонатович 1722–1730.

Архиеп.

Рафаил Забаровский 1731–1747.

До 1743 Архиеп.

Тимофей Щербацкий 1748–1757.

Арсений Могилянский 1757–1770.

Киевские и Галицкие (с 1767 г.):

Гавриил Кременецкий 1770–1783.

Самуил Миславский 1783–1796.

Иерофей Малицкий 1796–1799.

Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803.

Серапион Александровский 1803–1822.

Евгений Болховитинов 1822–1837.

Филарет Амфитеатров 1837–1857.

Исидор Никольский 1858–1860.

Арсений Москвин. 1860–1876.

Филофей Успенский 1876–1882.

Платон Городецкий 1882–1891.

Иоанникий Руднев 1891.

Феогност 1900.

Флавиан 1903.

Св. Иреней, еп. Лионский, живший во втором веке, придавал большое значение этим спискам, как доказывающим истинность и законность Христова священства: «Мы, – пишет он, – можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, преемников их до нас, которые ничего не учили такого, как эти еретики бредят» («Сочинения Иринея». Издание Преображенского кН. 3, гл. 3, стр. 275).

«Пусть, – обращается к еретикам учитель второго века, Тертуллиан, – объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами» (Догм. Бог. Макария, т. 2, стр. 221).

Вполне уместно и сектантов спросить; «пусть укажут, кто из их первых учителей рукоположен Апостолами или кем-либо из мужей апостольских, их очевидцев и учеников? Пусть укажут такой список своих «пресвитеров», из которого можно было бы видеть, что они ведут свое рукоположение от самих Апостолов, а не от Ратушного или Рябошапки или сектантов-немцев: Гюбнера, Онкена, Прицкау, или Фомы Мюнцера».

«Думает ли, – пишет св. Ириней, – тот быть со Христом, кто возрастает против священников Христовых, кто отделяет себя от общения с клиром и народом? Нет, он поднимает оружие против церкви, противится Божественному домостроительству, он враг алтаря, мятежник противкрови Христовой; в отношении к вере изменник, в отношении к благочестию святотатец, он раб непокорный, сын дерзкий, брат непризнанный».

«Ужели, – говорит св. Ириней, – питающие ненависть к священникам думают быть со Христом, собираясь вне Церкви Христовой? Сии люди хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не отмоется и самою кровию; неизгладимая и тяжкая вина разъединения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней, «О единстве Церкви»).

Горе тем, которые как наши раскольники и сектанты, отвергают законное Христово священство и сами дерзают кощунственно присваивать себе священническое служение. «Горе им, – пишет св. ап. Иуда, – потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей»! (Иуд. ст.11).

Православные христиане! не забывайте слов учеников Христовых, св. Апостолов Петра и Павла: « Повинуйтесь пастырям!» (1Пет.5:5). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны!» (Евр.13:17).

«Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его!» (Сир.7:31–32).

М. Кальнев

Печатано в Типографии Епархиального дома. Одесса, Александр. пр., д. № 6

* * *

1

А. Фринкен. «Римские катакомбы». Изд. 1877 г. часть 2 стр. 228 и часть 3 1880 г.: «Изображение Спасителя, Богоматери, Апостолов у первых христиан».

2

Короткая одежда.

3

Долгая нижняя одежда.

4

Головное украшение.


Источник: Кальнев М.А. Об истинном священстве в Церкви Христовой. Одесса: тип. Епарх. Дома, 1912. – 38 с.

Комментарии для сайта Cackle