Об истинном священстве в Церкви Христовой
Содержание
I. Вопросы и ответы православного II. Вопросы и ответы православного Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинопольские епископы II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра
«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколь все придем в единство веры»
Церковь Христова есть хранительница истиной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди – пастыри её. Таким образом, Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение через таинство священства.
Что же такое таинство священства?
Таинство священства это такое священное действие, в котором через епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий» (2Тим. 1:6), то есть, благодать Св. Духа (Деян. 20:28), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства.
Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения, а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения.
Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение – не простой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий» (2Тим. 1:6), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Где нет законно рукоположенного, чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение, священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей таин Божиих» (1Кор. 4:1), нет благодати, а, следовательно, и спасения.
I. Вопросы и ответы православного
Сектант | Объяснение православного |
1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:14 и 7:26–28). | 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» 1Тим. 2:6), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе (Рим. 8:34); на небе же и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26–27), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). |
Не нужно нам никаких пастырей-ходатаев за нас пред Богом, ибо «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» 1Ин.2:1 еще: 1Тим.2:5. Евр.7:24–25. 9:15. 12:24 и Рим.8:34). | |
Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, «чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее» (Рим.15:30–31); и получив избавление от «близкой смерти», приписывает это молитвенному ходатайству за него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь и еще его избавит, «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор.1:8–11. 1Фес.5:25. 2Фес.3:1–3. Евр.13:18). | |
Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей. | |
2) На земле все христиане равны, все и священники: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9 и Откр.1:6, 5:10). | 2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:6). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» немногие лица, взятые из одного лишь колена Левина (Исх.28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти (Числ.3:10 гл. 16-я и 18:7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон». (Евр.5:4). |
Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании (Откр.1:6 и 5:10) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» (2:17), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»...(5:1) и апостол Павел учит, что сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» (Еф.4:11–12). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство? | |
Очевидно, христиане называются «царями» и «священниками» не в прямом, буквальном смысле, а в духовном, как люди, освященные в святых таинствах Церкви, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие души и тела свои в «жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим.12:1); «приносящие Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его... благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15–16). | |
В Христовой Церкви должно быть и Христово священство, притом – священство «непреходящее», т.е. вечное, как вечна и сама Церковь: «Сей (т.е. Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее.» (Евр. 7:24). | |
3) В Церкви не должно быть пастырей и пасомых: в ней все равны, в ней «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл.3:28) | 3) Здесь говорится не о равенстве в Церкви членов ее по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности (народности), происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан из иудеев, гордившихся пред христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол и говорит, что царство небесное открыто для всех, будет ли то иудей или эллин, раб или свободный и т.п. |
Положение же членов Церкви в деле учения, священнодействия и управлению ею не одинаково: есть наставники и наставляемые (Евр.13:7), есть учители и учащиеся (Рим.12:7–8), есть пастыри и пасомые, которые должны «повиноваться пастырям» (1Петр.5:5). В этом отношении есть различие даже между мужским полом и женским: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34–35). | |
4) Право учительства вере имеет всякий, а не одни только священники: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: | 4) Приведенное место св. Писания говорит не о даре учительства, а о даре чудес. Оба эти дара ясно различаются в слове Божием: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1Кор.12:8–10, 29) |
не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас». (Мк.9:38–40) | Очевидно человек, изгонявший бесов именем Христа, хотя и не ходил с апостолами, но искренно верил в Спасителя и признавал пастырское достоинство Его учеников. (ст 40), за что и получил дар чудес, которого наши сектанты конечно не имеют, как не имели его и неверовавшие во Христа сыны первосвященника Скевы, которые тоже захотели изгнать злого духа именем Христа. «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:15–16). |
II. Вопросы и ответы православного
1) Может ли быть Церковь Христова без священства? | 1) Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Ефес. 4:11. 1Кор. 12:28). О новозаветном священстве в Церкви Христовой было предсказано еще пророком Исаией (66:18 и 21). |
Христиане без пастырей – что стадо без пастуха. Где нет законно-рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения. | |
2) Всякий ли кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу? | 2) Нет: «Никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:4–5). |
3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство? | 3) «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. |
И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия... для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод[1], верхняя риза, хитон[2], стяжной, кидар[3] и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне... | |
И сделай из сего миро для священного помазания... помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно – святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» (Исх. 28:1–4, 40–41. 30:25–33. 40:12–16) | |
4) Какими правами пользовалось ветхозаветное священство, которыми не могли пользоваться миряне? | 4) Во-первых, – правом учить народ истинам веры. |
«И сказал Господь Аарону... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:8–11. Иез. 44:23). | |
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7). | |
«Левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор. 33:9–10). | |
Во-вторых, – священнодействовать; это право принадлежало только им. | |
«В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня; потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» (Втор. 10:8–9). | |
«И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» (Чис. 18:1–7 и 21–23, 3:10). | |
В-третьих, – правом благословлять народ словами и руками. | |
«Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их» (Чис. 6:23–27). | |
«И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» (Лев. 9:22–23. Сир. 36:18. 50:22–23. 1Цар. 9:13. 2Пар. 30:27). | |
Отсюда видно, что чрез священническое благословение благословляет Сам Бог: «благословляйте... и Я [Господь] благословлю их». | |
5) Чем наказывал Господь евреев, незаконно и самовольно присваивавших себе власть и служение священников? | 5) Тяжкими болезнями и смертию. |
Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.
О трехчинном составе церковной иерархии – епископах, пресвитерах и диаконах, и необходимости ее в истинной Церкви Христовой учат ближайшие ученики св. Апостолов и многие св. отцы и учители первых ее веков.
Св. Дионисий Ареопагит, говоря о епископах, как имеющих полноту «всех действий священноначальнического служения», учит: «а подчиненные – пресвитеры, диаконы и др. чины церковные, сами, последуя высшим, ведут вперед низших» (Писания отц. и учит. Церк., относящ. к истолк. прав. богосл. т. 1 по изд. 1855 г., 11–28).
Св. Климент, епископ римский, преемник ап. Петра, пишет: «Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, а на левитов возложены свои должности» (Пис. мужей Апост. в рус. перев. прот. Преображенского. Спб. 1895 г. стр. 99).
Он же пишет: «Апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (епископов, пресвитеров и диаконов), и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (Послание св. Климента к Коринфянам).
Св. Игнатий, епископ антиохийский, ученик Иоанна Богослова, в послании к Траллийцам пишет: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа... и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа». «Только та евхаристия (таинство причащения) должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он предоставил это... Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно». «Без епископов и Церковь не может назваться Церковью. Кто принадлежит Богу и Христу, тот с епископом. Делающий что-либо (из относящегося к Церкви) скрытно от епископа повинуется диаволу» («Писания мужей Апостольских», изд. Преображенского, стр. 369 и 421).
Он же пишет: «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора Апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа» (Пис. муж. Апост. 281 стр.).
Блажен. Иероним Стридонский учит: «Церковь, имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. IV, стр. 86).
Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13-я).
От самых времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской.
Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви
I. Константинопольские епископы
№№ по порядку | Время вступления | |
1 | Андрей Первозванный, апостол | 36 |
2 | Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) | 37 |
3 | Онисим | 53 |
4 | Поликарп | 67 |
5 | Плутарх | 84 |
6 | Седекион (Седекия) | 101 |
7 | Диомен (Диоген) | 110 |
8 | Елевферий | 125 |
9 | Феликс (св. апр. 15) | 132 |
10 | Афиноген | 137 |
11 | Евзоий | 141 |
12 | Лаврентий | 157 |
13 | Алипий | 168 |
14 | Пертинакс | 182 |
15 | Олимпион | 201 |
16 | Марк | 212 |
17 | Кириак I (из Кириллиан) | 225 |
18 | Кистин (Кастин или Константин) | 241 |
19 | Тит (июня 4), (Трат) Тарат | 248 |
20 | Домитиан (Дометий) Димитрий | 283 |
21 | Пров (святой) | 308 |
22 | Митрофан I | 320 |
23 | Александр I (авг.30) | 330 |
24 | Павел I Омологит | 353 |
25 | Евсевий | 353 |
26 | Павел I (во второй раз) | 355 |
27 | Македоний (арианин) | 355 |
28 | Павел I (в третий раз) | 355 |
29 | Македоний (во второй раз) | 356 |
30 | Павел I (в четвертый раз) | 359 |
31 | Македоний (в третий раз) | 359 |
32 | Евдоксий | 360 |
33 | Евагрий | 371 |
34 | Димофил, еретик | 371 |
35 | Григорий I Богослов | 379 |
36 | Нектарий I, патриарх Константинопольский (окт.11) | 381 |
37 | Иоанн I Златоуст | 391 |
38 | Арсакий | 404 |
39 | Аттик | 406 |
40 | Сиссиний I | 425 |
41 | Несторий, еретик | 428 |
42 | Максимиан | 431 |
43 | Прокл (окт.24) | 434 |
44 | Флавиан Блаженный | 446 |
45 | Анатолий (июля 31) | 449 |
46 | Геннадий I | 458 |
47 | Акакий | 471 |
48 | Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик | 491 |
49 | Евфимий (Всехвальный) | 492 |
50 | Македоний II | 496 |
51 | Тимофей I | 511 |
52 | Иоанн II, Каппадокиец | 517 |
53 | Епифаний | 520 |
54 | Анфим, еретик | 535 |
55 | Мина | 537 |
56 | Евтихий | 552 |
57 | Иоанн III | 565 |
58 | Евтихий (во второй раз) | 577 |
59 | Иоанн IV, Постник | 582 |
60 | Кириак II | 595 |
61 | Фома I | 606 |
62 | Сергий I | 610 |
63 | Пирр I | 629 |
64 | Павел II | 641 |
65 | Пирр I (во второй раз) | 645 |
66 | Петр, еретик | 655 |
67 | Фома II Погонат | 667 |
68 | Иоанн V | 669 |
69 | Константин I | 674 |
70 | Феодор I | 676 |
71 | Георгий Кипрский | 678 |
72 | Феодор I (во второй раз) | 683 |
73 | Павел III | 686 |
74 | Каллиник I | 693 |
75 | Кир | 705 |
76 | Иоанн VI | 711 |
77 | Герман I (мая 3) | 714 |
78 | Анастасий, иконоборец | 730 |
79 | Константин II | 754 |
80 | Никита Кастрат | 766 |
81 | Павел IV | 780 |
82 | Тарасий | 785 |
83 | Никифор I (июня 2) | 806 |
84 | Феодот, иконоборец | 815 |
85 | Антоний I, иконоборец | 821 |
86 | Иоанн VII Синкел | 832 |
87 | Мефодий Омологита | 842 |
88 | Игнатий | 846 |
89 | Фотий | 858 |
90 | Игнатий (во второй раз) | 867 |
91 | Фотий (во второй раз) | 877 |
92 | Стефан I Порфирородный | 886 |
93 | Антоний II | 893 |
94 | Николай I, мистик | 895 |
95 | Евфимий I Синкел | 906 |
96 | Николай I (во второй раз) | 911 |
97 | Стефан II | 925 |
98 | Трифон | 928 |
99 | Феофилакт | 933 |
100 | Полиевкт (фев. 6) | 956 |
101 | Василий Скамандрин | 970 |
102 | Антоний III Студит | 974 |
103 | Николай II, Хрисоверг | 984 |
104 | Сисинний II | 996 |
105 | Сергий II (или Евлогий) | 999 |
106 | Евстафий | 1009 |
107 | Алексий, Студит | 1025 |
108 | Михаил Кируларий | 1043 |
109 | Константин III, Лихуда | 1059 |
110 | Иоанн VIII, Ксифилин | 1064 |
111 | Косма I, монах | 1075 |
112 | Евстратий Гарид | 1081 |
113 | Николай III, Грамматик | 1084 |
114 | Иоанн IX, Агапит | 1111 |
115 | Лев Стопт или Ступит | 1134 |
116 | Михаил II Куркуас | 1143 |
117 | Косма II, Антик | 1146 |
118 | Николай IV | 1147 |
119 | Феодот II | 1151 |
120 | Неофит I | 1154 |
121 | Константин IV, Лихуда | 1154 |
122 | Лука Хрисоверг | 1156 |
123 | Михаил III | 1169 |
124 | Харитон | 1177 |
125 | Феодосий I, Варадионт | 1178 |
126 | Василий II, Каматир | 1184 |
127 | Никита II, Монтан | 1186 |
128 | Леонтий Феотокит | 1190 |
129 | Досифей | 1191 |
130 | Георгий II, Ксифилин | 1193 |
131 | Иоанн X, Каматир | 1199 |
132 | Фома Латинянин | 1204 |
133 | Михаил IV, авториян | 1206 |
134 | Феодор II | 1214 |
135 | Максим I | 1221 |
136 | Мануил | 1223 |
137 | Герман II | 1226 |
138 | Мефодий II (3 мсяца) | 1240 |
139 | Мануил II | 1240 |
140 | Арсений | 1254 |
141 | Никифор II | 1261 |
142 | Арсений (во второй раз) | 1262 |
143 | Герман III (4 месяца) | 1268 |
144 | Иосиф I | 1268 |
145 | Иоанн XI | 1274 |
146 | Иосиф I (во второй раз) | 1283 |
147 | Георгий и Григорий II | 1283 |
148 | Афанасий I | 1290 |
149 | Иоанн XII | 1293 |
150 | Афанасий I (во второй раз) | 1302 |
151 | Нифонт I | 1312 |
152 | Иоанн XIII Глика | 1315 |
153 | Герасим I | 1320 |
154 | Исаия | 1323 |
155 | Иоанн XIV | 1341 |
156 | Исидор I | 1347 |
157 | Каллист I | 1350 |
158 | Филофей | 1362 |
159 | Каллист (июня 20) во второй раз | 1365 |
160 | Филофей (во второй раз) | 1369 |
161 | Макарий | 1375 |
162 | Нил (св.) | 1378 |
163 | Антоний IV | 1388 |
164 | Каллист II | 1395 |
165 | Матфей I | 1396 |
166 | Евфимий II | 1410 |
167 | Иосиф II | 1416 |
168 | Митрофан II | 1440 |
169 | Григорий III | 1445 |
170 | Афанасий II | 1450 |
№№ по порядку | ПАТРИАРХИ | Время вступления | СУЛТАНЫ Время вступления |
171 | Геннадий II | 1453 | Опустош.Константиноп. 29 мая 1453. |
172 | Исидор II | 1459 | Магомет II. |
173 | Софроний I Сиропул | 1465 | |
174 | Иосаф I, Коик | 1466 | |
175 | Марк II Ксилокарав | 1469 | |
176 | Симеон Трапезунтский | 1470 | |
177 | Дионисий I | 1472 | |
178 | Симеон (во второй раз) | 1478 | |
179 | Рафаил I, Серб | 1481 | |
180 | Максим II | 1482 | Баязид II. |
181 | Нифонт II | 1488 | |
182 | Дионисий I (во второй раз) | 1490 | |
183 | Максим III | 1493 | |
184 | Нифонт II (во второй раз) | 1499 | |
185 | Иоаким | 1500 | |
186 | Пахомий I | 1504 | |
187 | Иоаким (во второй раз) | 1505 | |
188 | Пахомий I (во второй раз) | 1506 | |
189 | Феолипт I | 1511 | Селим I (1514). |
190 | Иеремия I | 1520 | Сулейман I (1519). |
191 | Иоанникий I | 1523 | |
192 | Иеремия I (во второй раз) | 1523 | |
193 | Дионисий II | 1543 | |
194 | Иоасаф II | 1551 | |
195 | Митрофан III | 1565 | Селим II (1566). |
196 | Иеремия II, Проницател. | 1572 | Мурат III (1575). |
197 | Митрофан III (во второй раз) | 1579 | |
198 | Иеремия II (во второй раз) | 1580 | |
199 | Пахомий II, Ватистас | 1584 | |
200 | Феолипт II | 1585 | |
201 | Иеремия II (в 3-й раз) | 1586 | |
202 | Матфий II | 1594 | |
203 | Гавриил I (шесть месяцев) | 1594 | |
204 | Феофан (6 или 7 дней) | 1594 | |
205 | Мелетий Пигас (11 месяцев) | 1595 | |
206 | Матфий II (во второй раз) | 1595 | Мехмет III. |
207 | Неофит II | 1600 | |
208 | Матфий II (в 3-й раз) | 1601 | Магомет III. |
209 | Рафаил II | 1603 | Ахмет I. |
210 | Неофит II (во второй раз) | 1608 | |
211 | Кирилл I, Лукарис | 1614 | |
212 | Тимофей I | 1614 | Мустафа I (1617). |
213 | Кирилл I | 1622 | Осман I (1618). |
214 | Гриторий IV | 1623 | Мустафа I во 2-й раз 1620. |
215 | Анфим II | 1623 | Мурат IV. |
216 | Кирилл I (во второй раз) | 1624 | |
217 | Кирилл II, Контарис (6 дней) | 1632 | |
218 | Кирилл I (в 3-й раз) | 1632 | |
219 | Афанасий III (Паттел.) | 1633 | |
220 | Кирилл I (в 4-й раз) | 1633 | |
221 | Афанасий III (во 2-й раз) | 1634 | |
222 | Кирилл II (во 2-й раз) | 1635 | |
223 | Неофит III | 1636 | |
224 | Кирилл I (в 5-й раз) | 1637 | |
225 | Кирилл II (в 3-й раз) | 1638 | |
226 | Парфений I, Герон | 1639 | Ибрагим I (1640). |
227 | Парфений II (Оксис) | 1644 | |
228 | Иоанникий II | 1646 | |
229 | Парфений II (во 2-й раз) | 1647 | Мехмет IV (1648) Магомет IV. |
230 | Иоанникий II (во 2-й раз) | 1650 | Магомет IV. |
231 | Кирилл III, Спанос | 1651 | |
232 | Афанасий III (в 3-й раз) | 1651 | |
233 | Паисий I | 1652 | |
234 | Иоанникий II (в 3-й раз) | 1653 | |
235 | Кирилл III (во 2-й раз) | 1655 | |
236 | Паисий I (во 2-й раз) | 1655 | |
237 | Парфений III | 1656 | |
238 | Гавриил II | 1657 | |
239 | Парфений IV, Монгилал | 1657 | |
240 | Дионисий III Спанос | 1660 | |
241 | Парфений IV (во 2-й раз) | 1665 | |
242 | Климент | 1668 | |
243 | Мефодий III | 1669 | |
244 | Парфений IV (в 3 раз) | 1671 | |
245 | Дионисий II Мусолим | 1672 | |
246 | Герасим II | 1673 | |
247 | Парфений IV (в 4 раз) | 1675 | |
248 | Дионисий IV (во 2 раз) | 1679 | |
249 | Афанасий IV, 14 дней | 1679 | |
250 | Иаков | 1676 | |
251 | Дионисий IV (в 3-й раз) | 1682 | |
252 | Парфений IV (в 5 раз) | 1684 | |
253 | Иаков (во 2-й раз) | 1685 | |
254 | Дионисий IV (в 4-й раз. 2 м.) | 1686 | |
255 | Иаков (в 3-й раз) | 1686 | Сулейман II (1687). |
256 | Каллиник II | 1690 | Ахмет II. |
257 | Неофит IV (5 мес.) | 1691 | |
258 | Каллиник II (во 2 раз) | 1691 | |
259 | Дионисий V ( в 5 раз) | 1693 | |
260 | Каллиник II (в 3 раз) | 1694 | Мустафа II (1695) |
261 | Гавриил III | 1702 | Ахмет III (1703). |
262 | Неофит II (неутвержд. двор.) | 1707 | |
263 | Киприан | 1707 | |
264 | Афанасий V | 1710 | |
265 | Кирилл IV | 1712 | |
266 | Киприан (во втор. раз 4 мес.) | 1713 | |
267 | Косма III | 1713 | |
268 | Иеремия III | 1715 | |
269 | Каллиник III (без вести пpoпaвший) | 1726 | |
270 | Паисий II | 1726 | Магомет V или Махмут (1730). |
271 | Иеремия III (во 2-й раз) | 1732 | |
272 | Серафим I (10 мес.) | 1733 | |
273 | Неофит VI | 1734 | |
274 | Паисий II (во 2-й раз) | 1740 | |
275 | Неофит VI (во 2-й раз) | 1742 | |
276 | Паисий II (в 3-й раз) | 1744 | |
277 | Кирилл V | 1748 | |
278 | Паисий II (в 4 раз) | 1751 | |
279 | Кирилл V (во 2 раз) | 1752 | Осман III (1754). |
280 | Каллиник III (6 мес. и 8 дней) | 1757 | Мустафа III. |
281 | Серафим II | 1757 | |
282 | Иоанникий III | 1760 | |
283 | Самуил I | 1764 | |
284 | Мелетий II | 1768 | |
285 | Феодосий II | 1769 | |
286 | Самуил I (во 2-й раз) | 1772 | |
287 | Софроний II | 1774 | Абдул- Гамид I. |
288 | Гавриил IV | 1780 | |
289 | Прокопий | 1784 | |
290 | Неофит VII | 1789 | Селим III (1790). |
291 | Герасим III | 1794 | |
292 | Григорий V (Пелопонесский) | 1797 | |
293 | Неофит VII (во 2 раз) | 1799 | |
294 | Каллиник V | 1801 | |
295 | Григорий V (во 2 раз) | 1806 | Мустафа IV (1807). |
296 | Каллиник V (во 2 раз) | 1808 | Махмут II. |
297 | Иеремия IV | 1809 | |
298 | Кирилл VI | 1813 | |
299 | Григорий V (в 3 раз) | 1819 | |
300 | Евгений I | 1821 | Освобождение Эллинов 25 марта. |
301 | Анфим III | 1822 | |
302 | Хрисанф | 1824 | |
303 | Агафангел | 1826 | |
304 | Константий I | 1830 | |
305 | Константий II | 1834 | |
306 | Григорий VI | 1834 | Абдул-Меджид-Хан (1839). |
307 | Анфим IV из Ефеса | 1846 | |
308 | Анфим V Византийский | 1849 | |
309 | Макарий | ||
310 | Кирилл VII | 1856 | |
311 | Иоаким II | 1860 | Абдул-Азис-Хан (1861). |
II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра
Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV в., вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вилене. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве: в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству.
Кафедра в Киеве.
Митрополиты Киевские и всея России
Михаил I Св. (грек) 988–991.
Леон (лев) I (грек) 991–1007.
Иоанн I (грек) 1008–1035.
Феопемпт (грек) 1035–1049.
Кирилл I 1050.
Иларион (перв. из русск.) 1051–1054.
Ефрем I 1055.
Георгий I (грек) 1067–1077.
Иоанн II св. (грек) 1077–1089.
Иоанн III (грек) 1088–1091.
Ефрем II (грек) 1092–1097.
Николай (грек) 1097–1102.
Никифор I (грек) 1103–1121.
Никита (грек) 1122–1126.
Михаил II (грек) 1127–1145.
Климент Смолятич (русск.) 1147–1154 † 1170
Константин I (грек) 1155–1159.
Феодор (грек) 1161–1163.
Иоанн IV (грек) 1164–1166.
Константин II (грек) 1167–1177.
Никифор II (грек) 1182–1198.
Гавриил.
Дионисий уп. 1205.
Матфей (грек) уп. 1209 † 1220.
Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп.
Тимофей Цербацкий 1748 –1757
Арсений Могилянский 1757 –1770.
Киевские и Галицкий (с 1767 г.)
Гавриил Кременецкий 1770–1783.
Самуил Миславский 1783–1796.
Иерофей Малицкий 1796–1799.
Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803.
Серапион Александровский 1803–1822.
Евгений Болховитинов 1822–1837.
Филарет Амфитеатров 1837–1857.
Исидор Никольский 1858–1860.
Арсений Москвин 1860–1876.
Филофей Успенский 1876–1882.
Платон Городецкий 1882–1891.
Иоанникий Руднев 1891.
Феогност 1900.
Кирилл II (грек) 1224–1233.
Иосиф I (грек) прибыл 1237.
Кирилл III (грек) избр. 1243; † 1281.
Максим (грек) 1283–1353.
Петр Св. 1308–1326.
Феогност св. (грек) 1328–1353.
Алексий Св. Плещеев хир. 1350; вступил на митр. 1354 † 1378.
Пимен (грек) хир. 1380, удал. 1380: возвр. 1382, низлож. 1388.
Киприан Св. (серб) 1381–1383; 1390–1405.
Дионисий Св. 1383–1385.
Фотий (грек) Св. 1408–1431.
Исидор (болгарин) 1437–1441.
Иона I Одноушев Св. 1448–1461.
Митрополиты в Киеве и Галиче:
Феодорит хир. 1345, в Киев прибыл 1352 † 1354.
Роман 1354–1362.
Киприан Св. 1375–1383–1390.
(В Вильне):
Григорий I Цамблак (Семивлах) (серб) 1415–1419.
(В Смоленске):
Герасим 1433–1435.
Митрополиты Киевские и всея России:
Григорий II (болгарин) 1458–1473.
Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич упр. мит. 1474–1480.
Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476.
Киевские, Галицкие и всея России:
Симеон 1488–1488.
Иона II Глезна 1492–1494.
Макарий I Св. (Чорт) 1495–1497.
Иосиф II (Болгаринович) 1450–1503.
Иона III 1503–1507.
Иосиф III (Солтан) 1509–1521.
Иосиф IV Руссин 1523–1534.
Макарий II (Москвитянин) 1535–1556.
Сильверст Белкевич 1556–1567.
Иона Протасевич-Островский 1568–1577.
Илия Куча 1577–1579.
Онисифор Петрович-Девочка (Девочий) 1583–1588.
Михаил Рогоза с 1588 г.; в 1596 г. отпал в унию.
Экзархи Константинопольского трона:
(В Киеве):
Иов Борецкий 1620–1631.
Исаия–Борисович-Копинский (Копыстенский) 1631–1633.
Петр Могила 1633–1647.
Сильверст Коссов 1649–1657.
Дионисий Балабан 1658–1663.
Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676.
Антоний Винницкий 1676–1679.
С 1657–1685 г. митрополиты по политич. обстоят. жили вне Киева.
Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России:
Гедеон Святополк кн. Черниговский 1685–1690.
Варлаам Ясинский 1690–1707.
Иоасаф Краковский 1708–1718.
Варлаам Вонатович 1722–1730.
Архиеп.
Рафаил Забаровский 1731–1747.
До 1743 Архиеп.
Тимофей Щербацкий 1748–1757.
Арсений Могилянский 1757–1770.
Киевские и Галицкие (с 1767 г.):
Гавриил Кременецкий 1770–1783.
Самуил Миславский 1783–1796.
Иерофей Малицкий 1796–1799.
Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803.
Серапион Александровский 1803–1822.
Евгений Болховитинов 1822–1837.
Филарет Амфитеатров 1837–1857.
Исидор Никольский 1858–1860.
Арсений Москвин. 1860–1876.
Филофей Успенский 1876–1882.
Платон Городецкий 1882–1891.
Иоанникий Руднев 1891.
Феогност 1900.
Флавиан 1903.
Св. Иреней, еп. Лионский, живший во втором веке, придавал большое значение этим спискам, как доказывающим истинность и законность Христова священства: «Мы, – пишет он, – можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, преемников их до нас, которые ничего не учили такого, как эти еретики бредят» («Сочинения Иринея». Издание Преображенского кН. 3, гл. 3, стр. 275).
«Пусть, – обращается к еретикам учитель второго века, Тертуллиан, – объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами» (Догм. Бог. Макария, т. 2, стр. 221).
Вполне уместно и сектантов спросить; «пусть укажут, кто из их первых учителей рукоположен Апостолами или кем-либо из мужей апостольских, их очевидцев и учеников? Пусть укажут такой список своих «пресвитеров», из которого можно было бы видеть, что они ведут свое рукоположение от самих Апостолов, а не от Ратушного или Рябошапки или сектантов-немцев: Гюбнера, Онкена, Прицкау, или Фомы Мюнцера».
«Думает ли, – пишет св. Ириней, – тот быть со Христом, кто возрастает против священников Христовых, кто отделяет себя от общения с клиром и народом? Нет, он поднимает оружие против церкви, противится Божественному домостроительству, он враг алтаря, мятежник противкрови Христовой; в отношении к вере изменник, в отношении к благочестию святотатец, он раб непокорный, сын дерзкий, брат непризнанный».
«Ужели, – говорит св. Ириней, – питающие ненависть к священникам думают быть со Христом, собираясь вне Церкви Христовой? Сии люди хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не отмоется и самою кровию; неизгладимая и тяжкая вина разъединения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней, «О единстве Церкви»).
Горе тем, которые как наши раскольники и сектанты, отвергают законное Христово священство и сами дерзают кощунственно присваивать себе священническое служение. «Горе им, – пишет св. ап. Иуда, – потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей»! (Иуд. ст.11).
Православные христиане! не забывайте слов учеников Христовых, св. Апостолов Петра и Павла: « Повинуйтесь пастырям!» (1Пет.5:5). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны!» (Евр.13:17).
«Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его!» (Сир.7:31–32).
М. Кальнев
Печатано в Типографии Епархиального дома. Одесса, Александр. пр., д. № 6
* * *
А. Фринкен. «Римские катакомбы». Изд. 1877 г. часть 2 стр. 228 и часть 3 1880 г.: «Изображение Спасителя, Богоматери, Апостолов у первых христиан».
Короткая одежда.
Долгая нижняя одежда.
Головное украшение.