Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам
Изложил в тринадцати словах касательно исправления дурных нравов христиан на основании главнейших заповедей Ветхого и Нового Заветов и впервые издал незабвенный и мудрейший монах Никодим Святогорец в Венеции в 1803 году
Содержание
Предисловие. Преподобный Никодим Святогорец и его «Благонравие христиан»
Обращение преподобных Никодима к читателям
Слово I, в котором говорится о том, что христианам следует избавляться от дурных нравов и обретать добрые Вступление Как утвердилось в мире зло Размышления Почему христианам не следует придерживаться обычаев, которые противоречат заповедям и канонам Христианам не следует придерживаться обычаев, которые противоречат заповедям и канонам Противоречащие правому слову обычаи, нужно отвергать как душевредные Ответ возражающим Когда и какие обычаи бывают выше закона Какие зловредные обычаи вселили в христиан языческие заблуждения Скверные обычаи христиан мешают язычникам уверовать в Бога Христиане дадут ответ не только за себя, но и за язычников Какое наказание получают последователи языческих обычаев Христианам нельзя уподобляться выдумщикам скверных обычаев, но также им и не следует бороться с разрушителями скверных обычаев, иначе они сами превратятся в таких же разрушителей Послесловие Слово II, в котором повествуется о том, что христианам не следует играть на музыкальных инструментах, плясать и петь Вступление Размышления Какие несчастья приносят игры и пляски На что похожи игры и пляски. – Где пляски, там и дьявол. – Во Святом Крещении христиане дают обет не участвовать в играх, ибо в играх и плясках выражается гордыня сатаны Ответ возражающим Почему христианам не полагается играть и плясать на Пасху, в праздники и во время заговенья Христианам не подобает в Светлую седмицу палить из ружья Христиане своими забавами и плясками в святые праздники гневят Бога Какое зло творят христиане на заговенье Как подобает радоваться христианам в праздники и на Пасху Праздники и застолья христианам полагается проводить с Божьим страхом и трепетом Зачем благодарить Бога после трапезы Как христианам молиться во время работы Какая епитимия предназначена игрокам и плясунам Как Бог наказывает игроков и плясунов Послесловие Cлово III, в котором рассказывается о том, что христианам не подобает устраивать игры, плясать и петь на своих свадьбах Вступление Размышления О том, почему брак называется таинством Почему игрища и пляски противны самому духу брака Почему брак нужно охранять от всякого бесчинства Как в других таинствах не уместны игры и пляски, так не должно их быть и в таинстве брака При каких условиях брак считается законным Почему женихам не полагается ходить домой к своим невестам. Для чего нужно венчание Даже в древности на свадьбах не устраивали игр От развратных свадебных пиров рождаются слабые и уродливые дети Ответ возражающим Там, где игры, нет Христа Как приличествует христианам веселиться на свадьбах Чтобы не искушаться ревностью, новобрачным лучше не устраивать игр на своих свадьбах Послесловие Слово IV, в котором речь идет о том, почему христианам непристойно клеветать, предавать, доносить и лжесвидетельствовать Вступление Размышления Какое первое зло клеветники и лжесвидетели наносят самим себе За что дьявол получил свое прозвище Какое второе зло причиняют себе клеветники и лжесвидетели Какое третье зло причиняют самим себе клеветники и лжесвидетели Чем клеветники и лжесвидетели вредят людям. Какое первое зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям Какое второе зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям и какой ущерб они наносят храмам Какое третье зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям Клеветники и лжесвидетели губят и священников Дьявол причинил демонам такое же зло, какое клеветники и лжесвидетели причиняют внимающим им Чем клеветник и лжесвидетель похож на дьявола В чем клеветник и лжесвидетель хуже дьявола Клевета и лжесвидетельство не свойственны христианам Ответ возражающим Клевета и доносы нетерпимы Какие епитимии налагаются на клеветников и лжесвидетелей Какие проклятия уготованы клеветникам и лжесвидетелям Какие Божии наказания получают клеветники и лжесвидетели на земле Какие Божии наказания клеветники и лжесвидетели получают на небесах Послесловие Слово V, в котором рассказывается о том, что христианам не следует наряжаться, пользоваться благовониями, краситься и смотреть на других с любопытством Вступление Размышления К каким порокам приводят украшения Украшения на человеке – приманка для блуда Какие страсти вызывают благовония Косметика развращает Любопытные взгляды приводят к разврату Семь зол происходят от женских нарядов Нужно украшать душу, а не тело, а истинное украшение – добродетель Какое украшение делает женщин прекрасными, статными и здоровыми Накрашенные женщины не должны входить в Божий храм Почему женщинам следует ходить в закрытой одежде Почему употребление вызывающих бесплодие трав с целью сохранить привлекательную внешность есть великое зло Почему мужчинам не следует носить украшений. И почему священникам не подобает украшаться Монахам не положено украшать себя, это свойственно лишь язычникам Употребление косметики запрещено христианам Божественный Григорий порицает использование косметики Косметическая красота обманчива Что Сам Бог говорит тем женщинам, которые используют косметические средства Как Златоуст обличает женщин, использующих косметические средства. Почему в древности женщины не пользовались косметикой У женщин нет ни единой достойной причины для оправдания применения косметики Почему страсть к нарядам подобна ребячеству Сколько зол приносят любопытные взгляды Как вести себя христианину при беседе с женщиной Незаглядывающиеся на женщин освобождаются от вожделения Как смотреть и думать о женщине, не впадая в страсть Ответ возражающим Какая епитимья налагается на красящихся Какой урок получают любители краситься Любители краситься не знают, что такое христианское покаяние Христос носил бедную одежду Послесловие Слово VI, в котором говорится о том, что христианам негоже играть в шашки, карты, камешки, салочки, участвовать в состязаниях и тому подобных затеях и даже смотреть такие зрелища Вступление Размышления Игры вызывают раздоры между супругами Игры приводят к дракам и убийствам Игры, особенно карты, порождают много зла Игроков сравнивают с ворами Какой вред игры наносят зрителям и как у нас называют ипподромы и театры На играх гибнут зрители Кто дает деньги игрокам, тот совершает грех Игры – огромное препятствие на пути спасения христиан Ответ на возражения Игры – занятие для детей, а не для взрослых Ответ на возражения Этот мир – ярмарка Что скажет тот, кто потратил жизнь на игры Что ответит Бог тому, кто жизнь променял на игры Время нашей жизни слишком коротко для приобретения совершенства и блаженства Сколько живут люди Какие епитимии налагают на игроков Сколько живут люди Божественный Златоуст сам ходил на игры и зрелища и разгонял их Детям священников тоже не подобает устраивать и смотреть зрелища Какие наказания получают от Бога игроки Игры кажутся маловажными, но от малого бывают великие прегрешения Послесловие Слово VII, в котором повествуется о том, что христианам не подобает сквернословить, пересказывать языческие анекдоты, острословить и смеяться Вступление Размышления Три понятия отражают жизнь христианина. Чему подобны скверные выражения, а чему – достойные Слово христианина должно быть свято. В жизни христианина даже само слово «блуд» негоже произносить. Сколько зла происходит от одного скверного слова Христос освободил нас от мифов Какое зло порождает рассказывание вымыслов Пересказывать мифы – скверное занятие невоспитанных людей. Христиане должны знать свою веру, как мастер – свою работу Кто такой шутник Шутники насмехаются и над Божьим словом Христианам не следует даже читать книги, содержащие насмешки Шутки доводят до смерти Смех изгоняет страх Божий из души Насколько велико имя христианина и почему нельзя позорить его Имя христианина не приносит никакой пользы без добрых слов и добрых дел Сегодняшняя жизнь – время скорби и слез Жизнь христианина – поле битвы и арена борьбы Сейчас время сева, а не жатвы Господь за всю Свою жизнь ни разу не смеялся, но плакал четырежды Смех не присущ христианам Ответ возражающим Остроты и смех не безобидны, но выражают презрение, порождающее всякое зло Смех и шутки, даже если кажутся ничтожными, рождают большое зло Сколько дурного в шутнике Как возможно человеку не смеяться, но и не унывать. Христиан, которые не смеются, уважают и язычники Как и насколько радость может проявляться в жизни В церкви христианам не полагается шутить и смеяться Священнослужителям не к лицу сквернословие, анекдоты, шутки и смех Монахам негоже сквернословить, рассказывать языческие анекдоты, шутить и смеяться Послесловие Никогда не стоит говорить: «Ну, и что тут такого?» Слово VIII, в котором речь идет о том, что ремесленники должны делать свою работу богоугодно и безо всякого порока Вступление Каковы самые главные козни дьявола Размышления Какие грехи присущи всем ремесленникам и, в частности, земледельцам Какие грехи присущи ткачам Какие грехи творят портные, а какие – сапожники Зло не от ремесла, а от дурного произволения, которое используют в своей работе ремесленники Ремесленникам нельзя лгать, ибо ложь отвратительна Всякая ложь – зло, а лжецы осуждены и лишены Царства Божьего Ремесленники-лгуны своими поступками призывают дьявола Ремесленникам негоже лукавить на работе, ибо это прескверное дело. Уловки и хитрости ненавистны Богу, равно как и их творцы Коварный ремесленник – не ремесленник. Как Господь воспитывает хитрецов Чистосердечные работники причисляются к праведникам Ремесленникам не подобает воровать, ибо это грех Ремесленники, прибегающие к воровству, даже хуже воров Трактирщики и торговцы превосходят всех во лжи Прорабы и домоправители превосходят в воровстве даже торговцев Рабы не должны красть у своих господ. Из-за того, что ремесленники-христиане воруют у язычников, хулится Святое Евангелие и Христос Грех одного ремесленника-христианина язычники приписывают всем без исключения христианам Как отвратительны богохульства и сквернословие, а ремесленникам они совсем непозволительны Никаких страданий и наказаний не хватит, чтобы наставить богохульников на путь истины Богохульники вредят сами себе. Как Бог наказывает хулящих Его Как люди сами проучают богохульников Богохульников следует отправлять в ссылку Богохульники недостойны наслаждаться жизнью Богохульников предают смерти даже язычники. Так, царь Навуходоносор издал закон, запрещающий хулить Бога Как бесы наказывают богохульников Причина богохульства – дурное мнение и малодушие, а не условия жизни Как не богохульствовать. Кто отказывается от богохульства, тот побеждает дьявола Ремесленникам не к лицу любостяжание. Оно присуще ненасытным торговцам. Насколько омерзительно любостяжание Быть любостяжателем в голод и эпидемии в высшей степени бесчеловечно Ремесленникам не должно клясться, ибо клятвы прощались только в Ветхом Завете Клятва хуже убийства Как Бог наказывает любителей клятв Что должны христиане говорить вместо клятв Ремесленникам нельзя давать ложные клятвы Рыбаки особенно повинны в нарушении своих клятв, а клятвопреступники отрекаются от Бога Нельзя требовать от ремесленников клятвы, чтобы тем самым не согрешать вместе с ними Ремесленникам не подобает относиться к работе с пристрастием, ибо им нужно ходить в храм на службу дважды в день, как положено христианам Ремесло для христианина должно быть побочным занятием, а основным – молитва, и как быть христианам в том случае, если церковь далеко Мастера поступают нечестиво, полагаясь только на свои руки Ремесленникам не к лицу впадать в гордыню Какая скверная вещь гордыня Всю славу нужно воздавать Богу Ремесленникам не следует завидовать друг другу Насколько скверна зависть Глаза завистников дьявол использует как свое оружие У завистников нет никакого справедливого основания для зависти. Что делать, чтобы вам не завидовали Как же скверно, когда человек владеет мастерством, но по зависти не учит ему других Как ремесленники должны исправлять совершенное ими зло Кому же еще должны подражать ремесленники, как не Господу, Который трудился в искусстве созидания Апостолы тоже были ремесленниками Бог гневается на ремесленников, которые трудятся не ради Бога Монахи должны заниматься своим ремеслом ради Бога Послесловие Какую епитимью получают те, кто занимается ремеслом не ради Бога. Кто украл, похитил или проявил корысть, должен вернуть во много раз больше нанесенного им ущерба Слово IX, в котором говорится о том, что христианам нельзя заниматься колдовством и магией Вступление Размышление Существует превеликое множество видов магии Что такое магия Пророчества Волшебство Ворожба Заклинания Зельеварение Гадание по полету птиц Гадание по тучам Нумерология и астрология Обереги Предсказания Двенадцатый вид магии Святые иконы и магия Почему Господь запрещает заниматься магией При святом Крещении христиане отреклись от сатаны и всех дел его. Поклонение сатане и его гордыне Христиане всегда должны помнить свои обещания, данные Христу при Крещении, особенно «Отрицаюсь сатаны и всего поклонения ему» Почему христиане впали в грех колдовства Колдуны и маги впускают в свое сердце дьявола. Что такое «дух Пифии» Кто колдует и обращается к колдунам, предают и отрицаются Христа и соединяются с дьяволом Колдуны никакие не христиане и не имеют права даже называться христианами Ответ возражающим Демоны не исцеляют, а убивают Демоны если и лечат тело по попущению, то делают это, чтобы умертвить вашу душу. Примеры заболевших и не обратившихся к магам Колдунов и чародеев нужно гнать от себя, даже если они произносят имя Бога Больным нужно обращаться ко Христу и святым, а не магам. Великую неблагодарность проявляют христиане, когда забывают Христа, святых и Церковь и ходят к чародеям Больные, не обращающиеся к колдунам, удостаиваются венцов как мученики и восхищения людей, и Бог дает им здоровье Даже если колдуны действительно могли бы исцелять, все равно должно избегать их Только одному Богу известно сокровенное. Ангелам и людям Сам Бог открывает тайное, демонам же оно неведомо вовсе Демонам не дано знать будущее, но только естественный и очевидный ход событий. Но когда им известна правда, они всячески скрывают ее от людей Почему предсказания демонов иногда сбываются Какое зло получают те, кто просит демонов помочь найти клад Все богатства во власти Бога. Он дает их, кому хочет. Христиане должны просить Бога и святых показать местонахождение пропажи Почему христианам не следует бояться дьявола Это дьяволу нужно бояться христиан, а не христианам дьявола. Ему приходится то возвеличивать себя, то уничижать, чтобы угодить христианам Демоны делают только то, что им приказано. Без Божьего позволения бесы не причиняют зла ни людям, ни животным. Без позволения Бога бесы не подчиняются даже дьяволу О вурдалаках Христианам негоже бегать со святыми иконами Почему демоны действуют через святые иконы Как Бог наказывает за колдовство Какую епитимью налагают каноны на магов Как наказывают магов царские законы Что делать христианам, дабы защититься от магии Маги лишаются Царства Небесного и ввергаются в ад Маги достойны больших мучений, чем неверные Послесловие Как Христос на Суде оценит тех, кто не водил к себе магов Какую обиду причиняют Христу на Суде те, кто приводил к себе магов Слово X, в котором повествуется о том 1) что христиане не должны вводить друг друга в соблазн; 2) каким соблазном следует пренебрегать; 3) что нельзя легко поддаваться всякому искушению Вступление Часть первая Христиане не должны вводить в соблазн друг друга. Прямое и переносное значение слова «соблазн» Всякий грех есть явный соблазн, и христианам не подобает соблазнять ни единоверцев, ни язычников. Язычники, соблазняемые грехами христиан, не принимают христианскую веру. Христиане из-за соблазна, в который они вводят язычников, отвечают и за их погибель. Кто соблазняет словами или делами, тот подлежит осуждению, даже если никого и не совратил ими Каким образом вышестоящие могут не вводить в соблазн подчиненных Почему великие люди обязаны не вводить в соблазн больше, чем маленькие, которые привыкли подражать большим Великие, согрешая, вводят в страшный соблазн малых, которые, даже согрешая, немного или не соблазняют других Чему подобны облеченные властью и их грехи Даже когда правители не грешат, их все равно порицают как грешащих Наделенные церковной властью должны светить, подобно солнцу, и даже превыше солнца Наделенные церковной властью своей добродетелью должны превосходить светских правителей и даже монахов-отшельников Соблазны отличаются друг от друга в зависимости от лица Один и тот же грех различается в зависимости от лица, которое его совершает Священники не только сами никого не должны вводить в соблазн, но также и их сыновья, их дочери, согрешая, подвергаются более суровому наказанию, чем миряне Соблазны, исходящие от наделенных мирской властью людей, различаются друг от друга в зависимости от лица Насколько дурно, когда некто говорит: «Какое мне дело до того, что кто-то подвергается соблазну?» Почему апостол Павел совсем не ел мяса, дабы никого не ввести в соблазн Если не можешь исправить другого человека, не вводи его в соблазн. Не вводи в соблазн других из-за того, что они просты и незначительны. Соблазняющие простых и незначительных людей согрешают против Самого Христа Живущий добродетельно не получит от этого никакой пользы, если будет вводить в соблазн других. Общение со скверными людьми тоже вводит в соблазн. Христианам нельзя вводить в соблазн даже язычников Христианам непристойно встречаться со скверными людьми Соблазнивший должен просить прощения у соблазненного, да еще и покаяться Тайные грехи станут явными и введут в соблазн Часть вторая Каким соблазном должны пренебрегать христиане. Если некто соблюдает божественные заповеди, а другие соблазняются, то следует пренебрегать их соблазном Следует пренебрегать теми, кто отвращает нас от воли Божией. Почему Господь назвал Петра сатаной Говорящий или делающий благо свободен от греха, даже если он кого-то и соблазняет. Только тогда следует пренебрегать соблазном, когда польза превосходит вред от него. Не следует пренебрегать соблазном, содержащимся в безразличном и дозволенном. Господь иной раз пренебрегал соблазном, а иной – нет Павел, имея право кормиться проповедью Евангелия, не делал этого, чтобы никого не ввести в соблазн, и проповедовал, работая в мастерской Часть третья Христиане не должны легко соблазняться. Люди соблазняются не по разумению, но только лишь по страстям и недоразумению Глаза обманывают человека. Как нужно поступать, когда кто-то говорит о согрешении брата Не следует соблазняться теми, кто соблюдает заповеди и священные правила Не соблазны сами по себе вредят, а беспечность и страсти людей. Соблазны более помогают, чем вредят Послесловие Как избежать вреда от соблазнов Слово XI, в котором содержится объяснение, как каждому христианину полагается помогать в исправлении и спасении брата своего, как обличать ради его исправления и как самим христианам должно ради собственного исправления принимать обличения от братьев Вступление Как жить по Богу Часть первая Каждому христианину полагается помогать своему брату исправиться и спастись. Какие причины побуждают нас помогать нашим братьям спасаться. Все разновидности живых существ оказывают помощь друг другу Закон природы побуждает нас помогать нашим братьям спастись О том, что древний закон побуждает нас помогать в спасении братьев наших Закон благодати обязывает спасать своих братьев. Все христиане – братья и суть одно тело и должны помогать друг другу Духовная война, которую мы ведем, вынуждает нас помогать нашим братьям исправляться Насколько дурно говорить «Какое мне дело до другого?» Заботящийся о брате заботится и о себе. Это Каин первый сказал: «Какое мне дело до брата моего?» Каждый христианин – частица нашего общего тела, и каждый брат – частица тела Христа Ответ возражающим Мы должны молитвой помогать другим людям спасаться. То же самое следует делать и монахам-отшельникам в отношении своих братьев Христиане должны своей жизнью подавать хороший пример поведения друг другу Один христианин должен помогать другому и словом, и наставлением Христиане обязаны помогать друг другу и физически Монахам-отшельникам тоже положено искать пользы не только для себя, но и для своих братьев Духовные пастыри больше всех должны помогать в спасении грешников Что должны говорить и кому подражать духовные пастыри. Они и после смерти заботятся о своей пастве Почему сегодня преумножился грех и гибнет столько душ Что происходит, когда чужой грех и осуждение берет на себя христианин, который, видя грех, молчит Три вещи делают человека прямым соучастником чужого греха Десять способов косвенного участия в чужом грехе Если не можешь исправить брата, то постарайся не участвовать в его грехе Часть вторая Как подобает каждому христианину обличать и исправлять брата Пример и образец братского обличения Давать наставление брату нужно не один раз, но многократно Братское наставление не нуждается в красноречии. Больше всего следует давать советы друзьям Мы должны плакать, давая наставления брату. Даже если знаем, что не исправим его, все равно следует наставлять беднягу Начальники должны обличать подчиненных мягко Часть третья Всем христианам ради собственного исправления спасительно с радостью принимать обличения от своих братьев Для чего человеку необходимы исправление и совет Примеры того, как подобает принимать обличения. Дурным людям свойственно не принимать обличения. Что следует говорить обличаемым Послесловие Исправляющие своих братьев расширяют Царство Христово и сокращают владения дьявола Слово XII, в котором рассказывается о том, как надо ходить в Божий храм, как вести себя на службе и что делать по выходе из храма Вступление Часть первая Христианам необходимо ходить в церковь, где приготовлена мысленная пища и питье для алчущих и жаждущих Церковь – это ковчег Церковь – это духовная овчарня Церковь – это всеобщая лечебница Христиане должны ходить в церковь с охотой, ибо она общая Мать для всех христиан Церковь – общая обитель всех христиан Церковь – это сад и рай Церковь – это всенародное торжество Церковь – это гавань для мыслей Христиане должны ходить в церковь постоянно Христианам положено приходить в храм в чистоте и без злых помыслов. И почему Церковь называют красильней Христиане обязаны сначала вымыть руки, а потом идти в храм Христианам следует исполнять свой долг – ходить в церковь, у которой два значения Христиане должны ходить в церковь ради этих двух ее значений. Потому она и называется Церковью, что собирает христиан Как Христос любит Церковь. Пренебрегающие Церковью пренебрегают Самим Христом. Отлученные от Церкви ныне потом тоже окажутся отделенными от праведников Ответ на возражения Молящегося в храме Бог услышит скорее, чем молящегося дома Утренняя молитва в церкви помогает всем работам в течение дня Душа и тело – товарищи, и положено им делить время между собой поровну. Однако при распределении времени душа терпит несправедливость Сколько дней в неделю положено христианам проводить в храме Христиане должны ходить в храм вместе с детьми Что должны говорить христиане, когда слышат звон церковных колоколов Часть вторая Как христианам положено стоять в церкви, которая представляет собой небесный образ. В Церкви есть все то, что и на небе Христианам подобает стоять в храме так, как стоят ангелы и святые на небесах Во время божественной литургии христианам подобает стоять с благоговением Для чего во время службы часто произносится «мир всем» Какой грех совершают не соблюдающие мира в храме Какие блага бывают от смиренной и благоговейной молитвы и для чего были придуманы стасидии Неблагоговейно стоящие в храме получают не пользу, а только вред Священникам и монахам в алтаре не положено разговаривать В церкви образно находятся все святыни Иерусалима Для прекращение бесчинств в церкви нужно исполнять закон и заповедь Находящиеся в храме должны чувствовать себя единым целым Священники и миряне никогда не должны торопиться поскорее покинуть храм Почему христиан в храме охватывает нетерпение Священникам во время службы нельзя одновременно читать две разных книги. Вместо запричастного стиха должно быть чтение чего-либо душеполезного Чем отличается церковь и что означает радость, которую получают в ней прихожане Часть третья Выйдя из храма, христиане должны передавать услышанное на службе другим Христианам следует и своими делами, и внешним видом показывать, что они вышли из церкви С каким благоговением подобает причащаться христианам Каким образом дома христиан становятся церквями Чем отличается Церковь от ковчега Как христианину после службы сохранить чистоту, полученную в церкви Послесловие Слово XIII, в котором речь идет об обязанности христиан соблюдать все заповеди Господа и о том, какие блага получают соблюдающие заповеди и какой вред и великие несчастья причиняют себе нарушители Христовых повелений Введение Часть первая Христиане должны хранить все заповеди Христа Христиане делятся на три разряда Исполнение всех заповедей обязательно для христиан по шести причинам. Что такое заповедь. Нарушивший хотя бы только одну заповедь нарушил все Божии заповеди – это жизнь Заповеди – это лекарство от страданий души Заповеди необходимы, как вера и крещение. Чем отличается заповедь от совета Соблюдать девственность – это не заповедь, а только совет Нестяжание – это заповедь Почему Господь говорит юноше условно: «если хочешь быть совершенным» и почему от всех христиан Он требует, чтобы свое совершенство они воспринимали как долг и заповедь Христовы заповеди легковыполнимы Эллины достигли благоразумия и милосердия Заповеди легче, чем пороки, противостоящие им Почему заповеди называются грузом и бременем Христианам полагается с усердием исполнять все заповеди по семи причинам Христианам подобает исполнять Божию волю благую, угодную, совершенную и такую, какая она есть Заповеди – это свет Заповеди благи и спасительны Часть вторая Почему в Церкви каждый день читают 118-й псалом. В заповедях сокрыт Сам Христос. При исполнении заповедей действует благодать. Через заповеди проявляется скрытая в человеке благодать Без исполнения заповедей бессмысленно искать откровений и явлений Исполнением заповедей приобретаются добродетели Исполнением заповедей приобретаются и временные блага Соблюдением заповедей человек достигает совершенной любви к Богу. Выполняющий заповеди выше всякого чудотворца и выше мучеников Хранение заповедей делает совесть безупречной Соблюдением заповедей христиане удостаиваются Царства Небесного. Почему Царство Небесное называется наградой и воздаянием Господь дает Царство Небесное не как плату, должную за выполнение заповедей, но по щедрости Своей. Заблуждаются те, кто думают, что достаточно правильно верить, а заповеди можно и не исполнять Человек должен быть послушным заповедям Господа до самой смерти При крещении все христиане дают обет исполнять заповеди Господа Христиане могут гордиться тем, что работают Христу Почему святые считают большой честью быть Божиими рабами Христианам подобает исполнять Христовы заповеди не только с радостью, но и со страхом и смирением Как христиане исполняли раньше волю и повеления дьявола, так теперь им следует исполнять заповеди Бога Христианам необходимо понуждать себя к исполнению Божьих заповедей. Великую помощь в этом оказывает чтение и изучение Его законов Часть третья Преступающие Христовы заповеди подвергают себя наказаниям и великим несчастьям. Что такое сверхъестественная и естественная степень Преступающие заповеди теряют сверхъестественные дары Сверхъестественные дары относятся к благодати и славе Нарушители заповеди теряют естественные дары и спокойствие совести и уже при жизни подвергаются адским мучениям Нарушители заповедей опускаются до противоестественных страстей. Что такое грех Нарушители заповеди уподобляются бессловесным животным и даже хуже – бесформенной материи Душа оживотворяет тело, а благодать – душу. Нарушители заповеди не живые, а мертвые Нарушители заповедей гораздо хуже мертвецов Нарушители заповедей теряют блага земной жизни Из-за нарушителей заповедей поносят и преследуют их хранителей, веру Христову и Самого Христа. Что такое христианство Нарушение заповедей есть нечестие по отношению к Богу. Преступивший одну заповедь преступает и остальные Нарушение заповедей – это бунт против Бога и безбожие Бог гневается на преступающих заповеди Его. Что означает «на небе безмолвие». Когда грехи многочисленны, то они побеждают предстательства святых Заступничеством Богородицы грешники спасаются от гнева Божия Послесловие Десять заповедей или установления Божии, содержащиеся в Ветхом Завете, переведенные на простой язык Использованная литература
Как злые портят словеса обычаи благие
(То говорит в науку нам апостол, дивный Павел),
Так христиан по всей земле обычаи презлые
Слова прекрасные сии, других подобных лучше, –
Их Благонравие сие содержит всечестное
Благочестивых христиан, составленное ныне, –
Во благо изменяют и предивно улучшают,
Облагораживают их, и дивно образуют.
Коль хочешь ты, христианин, свои дурные нравы
Переменить, к которым ты привык, приобучился, –
Усердно книгу изучай вот эту постоянно,
И то, что хочешь, обретешь, и в краткий срок при этом!
Предисловие. Преподобный Никодим Святогорец и его «Благонравие христиан»
Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809), без сомнения, был одним из величайших греческих церковных писателей эпохи турецкого владычества. Он прожил сравнительно краткую жизнь1, но эта жизнь была исполнена непрестанных трудов во имя просвещения греческих христиан в духе Православной Церкви.
Преподобный Никодим отличался даже от своих именитых просвещенных современников (таких, например, как Евгений Вулгарис или Никифор Феотоки, если говорить о тех греческих авторах, которые хотя бы в некоторой степени известны широким кругам русских читателей) совершенно невероятной в то время святоотеческой эрудицией и в то же и время, как они, прекрасно знал богословскую, учительную, экзегетическую литературу, созданную уже в годы «туркократии». Но, несмотря на знакомство со схоластическим методом (и даже умеренное его использование в отдельных изданиях), преподобный Никодим всегда оставался по преимуществу «византийским» богословом: он был верен традиции византийского святоотеческого богословия, усвоил его дух, и от того многие сложные проблемы разрешал, руководствуясь творениями древних святых и выказывая при этом глубокое их понимание. Любимыми церковными писателями святого Никодима, насколько можно судить по его трудам, были великие каппадокийцы, святитель Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, но особенно – преподобный Максим Исповедник, святой Григорий Палама и преподобный Исаак Сирин (последнего он нередко именует «мой богоносный философ»). Уникальность святоотеческой эрудиции святого Никодима заключается еще и в том, что он был знаком с большим числом текстов, которые стали известны ученым лишь на исходе XX столетия, а некоторые из них до сих пор не найдены, так что преподобный Никодим остается для нас единственным свидетелем их существования2. Им было осуществлено полное собрание творений святителя Григория Паламы, которое, к несчастью, не увидело свет в связи с разгромом типографии, куда была доставлена рукопись для печати3. В результате православные христиане смогли познакомиться с большинством творений великого Фессалоникийского святителя лишь в последние десятилетия XX века, в то время как святой Никодим знал их и цитировал в своих трудах задолго до опубликования. Нельзя не упомянуть и о том, что преподобный Никодим Святогорец читал в рукописи и тексты других византийских авторов, в том числе сподвижников и последователей святого Григория Паламы, таких, например, как Иосиф Калофет, Феофан Никейский и Каллист Ангеликуд. Он ссылается на их сочинения, из которых часть была опубликована лишь два столетия спустя, а некоторые не изданы по сей день. Знакомство с таким обширным кругом византийских текстов стало результатом кропотливой работы святого в библиотеках афонских монастырей – начиная с обители его пострига, монастыря Святого Дионисия, и заканчивая книжными собраниями небольших скитов и келий. Это, конечно, давало ему возможность рассматривать византийскую традицию в куда большей полноте, чем это было доступно для подавляющего большинства православных богословов XVII–XX веков.
В свете только что сказанного не покажется удивительным, что большинство подготовленных преподобным Никодимом Святогорцем к изданию книг (лишь часть которых увидела свет при его жизни) представляет собой публикации древних текстов (по большей части в новогреческом переводе-пересказе), снабженные обширными дополнениями и множеством примечаний (содержащих подчас ценнейшие сведения и ссылки, в том числе на рукописные источники). В этом смысле затруднительно говорить об оригинальных сочинениях преподобного Никодима: таких весьма немного. Более или менее под это определение подпадает один из самых замечательных памятников аскетической письменности Греции поствизантийского периода – «Увещательное руководство» (греч. Εγχεϱιδιον Ευμβονλευτικον), однако и в отношении него возможны некоторые оговорки, что связано прежде всего с обильным цитированием различных авторов: античных и христианских, древних и новых, а также существованием возможных прототипов4... Что же касается других трудов преподобного Никодима Святогорца, то им всегда в той или иной степени присуща компилятивность (не говорим уже о тех случаях, когда речь идет об издании антологий древних текстов – «Добротолюбия» и или «Евергетин» (греч. Eυεϱγετινοϲ; в полном русском переводе издано под названием «Благолюбие»)5, здесь преподобный предстает уже исключительно как редактор).
Несколько особняком стоит гимнографическое наследие святого. Его перу принадлежит значительное число различных служб, канонов, акафистов, стихир6. Преподобный Никодим предстает здесь как подлинный наследник византийской гимнографической традиции. Язык его гимнов не содержит каких-либо новаций, хотя иногда используются смелые образы,прикровенно апеллирующие к реалиям Нового времени. В целом же в песнотворчестве, как и в предисловиях к «Добротолюбию» и «Евергетину» («Благолюбию»), святой Никодим являет свое виртуозное владение древнегреческим языком.
Однако все остальные труды преподобного Никодима Святогорца (за исключением отдельных пассажей, но таковых всегда весьма немного) написаны языком нарочито простым, ориентированным на широкие круги греческих христиан.
Удачно описывает стиль и язык преподобного Никодима отец Климент (Зедергольм): «Все сочинения Никодимовы (за исключением немногих, изданных на эллино-греческом языке) написаны простым и правильным народным (новогреческим) наречием. ... Никодим сумел найти надлежащую середину. Если сравнить язык его с языком новейших любителей аттицизма, то он может показаться слишком простым и неклассическим; если же сравнить его с тем, как говорит большинство греков на Афоне, в Константинополе, Иерусалиме и т. д., и даже с книжным новогреческим языком конца прошедшего столетия (то есть XVIII века. – О.Р.), то нельзя не оценить в этом отношении заслуг Никодима: при глубоком знании эллино-греческого языка он во всех своих сочинениях заботился о возможной чистоте и правильности грамматической, насколько это возможно без ущерба в ясности и общедоступности изложения; он писал, по возможности придерживаясь правил эллино-греческой догматики, но так, что его могут без труда понимать все читающие греки»7. Именно таким языком написано и предлагаемое русскому читателю «Благонравие христиан».
Что же это за сочинение? Оригинальное его название (согласно первому изданию) таково: «Книга, называемая «Благонравие христиан», содержащая тринадцать душеполезных Слов, исправляющих к лучшему дурные нравы христиан, а также главнейшие заповеди Ветхого и Нового Заветов. Труд ничтожнейшего из монахов Никодима Святогорца...»8. Согласно свидетельству автора жития преподобного, иеромонаха Евфимия, с которым согласуются и сведения второго биографа, монаха Онуфрия Ивирита, Никодим Святогорец написал «Благонравие» на Капсале, в каливе Святого Василия, где поселился в 1794 году9.
«Благонравие христиан» впервые было напечатано в Венеции в 1803 году. Первый тираж составил тысячу экземпляров и разошелся очень быстро, так что уже четыре года спустя преподобный Никодим в своем письме священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому, поднимает вопрос о новом издании. Святой Никодим посылает патриарху свой экземпляр книги (единственный!) и просит, если книга покажется тому «благоугодной и общеполезной», «подвигнуть какого-нибудь христолюбца... чтобы тот издал ее вторично, без убытка для себя». Далее святой Никодим сообщает любопытные детали». Ибо спрос на эту книгу из-за ее редкости таков, что многие отдали бы с радостью восемь и десять грошей, только бы заполучить ее. Напечатал тысячу книг преосвященный Янинский, но у него осталось только десять из них, как он писал мне, – те, что были переплетены; а другие выхватывали прямо из его рук. Многие написали мне, чтобы я им послал, но у меня ничего нет»10. Иными словами, книга оказалась весьма востребованной. Несомненно, интерес был вызван тем, что она представляла собой «учебник жизни», написанный с исключительно христианских, православных, даже, как часто пишут современные греческие исследователи, «консервативных» позиций.
Дело в том, что в XVIII веке достаточно широко были распространены учебные руководства, направленные на нравственное воспитание юношества и научение «добрым нравам». Так, например, хождение имела книга с названием, почти идентичным тому, которое дал своему труду преподобный Никодим: «Благонравие» Антония Византийца (преподавателя риторики в Константинополе в 1720-е годы). Это «Благонравие» было вдохновлено знаменитым трудом Эразма Роттердамского «О приличии детских нравов» (De civilitate morum puerilium. Амстердам, 1526) и стало одним из самых распространенных руководств в школах Греции и дунайских княжеств. Труд Антония Византийца был впервые напечатан в Венеции в 1780 году в «Энциклопедии» Иоанна Патусаса11.
И вот на это же поприще выходит великий учитель греческого народа преподобный Никодим Святогорец. Что из себя представляет его труд, каково его значение? Монах Феоклит Дионисиатский, автор известнейшей биографии преподобного Никодима, дает «Благонравию христиан» следующую характеристику: «Что такое «Благонравие»? Гимн чистым христианским нравам и немилостивое бичевание всего растленного, всех предрассудков, суеверий, дурных обычаев, волшбы и всяких бесовских измышлений. Когда читаешь «Благонравие», кажется, будто некая полноводная река знаний, мудрости и благодати проходит через эту книгу. Все, чему преподобный научился в школах, или прочитал сам, или стяжал в высшей школе пустынного жития как мудрость, сходящую свыше (ср.: Иак.3:17), как самопремудрость, – все это использовано с чудесным изяществом и точностью в этом духовном труде. Подражая Василию Великому, он приводит множество примеров из жизни народа, щедро использует поучения, истории, изречения из Ветхого и Нового Заветов, из греческой и латинской философии, иногда ссылается на эллинские заблуждения для научения от противного, иногда же открывает богатство своих познаний в святоотеческой письменности, а иногда предлагает высказывания греческих и латинских философов и поэтов, которых он знает в совершенстве. Современные христиане и богословы могли бы почерпнуть из «Благонравия» множество поучений, касающихся как православной духовности, так и нравственного и догматического характера и уяснить природу многих странных явлений, которые, под именем «психических феноменов»,смущают ныне души верных и колеблющихся братьев.
В «Благонравии» преподобный предстает великим знатоком общества, изучая с христианской точки зрения все стороны нравственной и духовной жизни. Когда он пишет о происхождении добра и зла, он излагает свои идеи с великой простотой и этим напоминает поучения священномученика Космы Этолийского. Однако простота его учения таит в себе великие христианские истины, в то время как в высокопарности мудрецов века сего кроется никчемная пустота. <...>
Стиль святого, при всей его простоте, – образцовый. Учение же его назидательно, оригинально и раскрыто очень убедительно, при помощи спокойной и логичной связи идей»12.
В своем предисловии преподобный Никодим с предельной ясностью излагает те принципы, которыми он руководствовался при составлении этой книги. Приведем несколько отрывков в нашем переводе.
«Примите же благосклонно настоящие простые и душеполезные Слова, братья мои во Христе возлюбленные, примите [Слова], которые мы судили приличным назвать «Благонравием христиан», так как по большей части они направлены на то, чтобы исправить нравы нынешних христиан, и я сообщаю вам, что если вы будете их постоянно изучать и читать, а также на деле осуществлять читаемое, то в краткий срок претворите извращенные, и дурные, и антихристианские нравы, которые вы теперь имеете, и стяжаете иные нравы, правые, благие и поистине христианские. А посредством таких нравов вы и самих себя спасете, и язычников и неверных, которые смотрят на вас, подвигните к тому, что они будут дивиться внешним добродетельным нравам жизни вашей и внутренним догматам веры вашей. А что язычники будут дивиться этому – не малое дело, но [напротив] великое. Ибо от этого они подвигнуты будут к тому, чтобы удивляться и Христу, в Которого веруют христиане, и мало-помалу привлечены будут к тому, чтобы веровать в Него... Ведь жизнь и вера, нравы и догматы эти... являются причиной одно для другого и сопутствуют друг другу, так что если кто имеет одно из этого, по необходимости должен иметь и другое... Поэтому если христиане имеют добрую жизнь и благие нравы, этим они дают понять и взирающим на них язычникам, что, следовательно, они имеют и веру истинную, и догматы правые; если же имеют жизнь дурную и нравы лукавые, то дадут повод язычникам говорить, что у христиан вера – ложная и догматы непрочные. Ведь жизнь и нравы суть доказательства веры и догматов, а не наоборот... А какое осуждение и мучение приимет тот, кто станет причиной обвинения и хулы от язычников в отношении веры и догматов христианских, язык человеческий не может высказать»13.
Преподобный Никодим совершенно сознательно отталкивался от «либертарианского духа» своей эпохи, противопоставляя концепциям тогдашних «просветителей» идеальный образ христианина, живущего в миру не по законам «мира сего» и преследующего только одну цель – претворить свою жизнь в «жизнь во Христе»14.
Несомненно, в основе предлагаемого преподобным Никодимом нравственного учения лежит отнюдь не некая отвлеченная «мораль», а «мораль жизни во Христе»15, и таким образом «Благонравие христиан» – это попытка упорядочить нравы в соответствии со святоотеческим аскетическим идеалом16. Собственно, именно эта позиция свойственна большинству трудов преподобного Никодима, изданных «для общей пользы православных христиан». Подобные мысли содержатся и в сочинениях, посвященных толкованию литургических текстов («Новая Лествица», «Эортодромион», «Сад благодатей»), и в тех творениях, где немалое место уделяется покаянной дисциплине («Эксомологитарий», «Пидалион»), и в известной «Книге душеполезнейшей о непрестанном Причащении». Христианин, стремящийся к богообщению, сознательно сторонится всего, что отсекает его ум от беседы с Богом. Это аскетика «хранения чувств» (каковому посвящено главное сочинение святого Никодима – уже упоминавшееся выше «Увещательное руководство»), которая имеет целью единение с Богом, а не «негативное» отстранение от «моральной чистоты».
При этом необходимо помнить, что преподобный Никодим, несмотря на то, что с младых ногтей жил на Святой Горе, лишь изредка и ненадолго покидая ее, в основном по издательским делам, обращаясь к теме «исправления нравов», выступает отнюдь не как теоретик, лишенный реальных знаний о положении вещей в миру. Дело в том, что преподобный Никодим еще при жизни получил славу рассудительного наставника, способного помочь духовным советом. Вот как описывает иеромонах Евфимий это общение святого Никодима со страждущими: «...Почти все уязвленные грехами оставили архиереев и духовников и все устремились к оборванцу Никодиму, чтобы обрести исцеление и утешение в скорбях своих. Не только из монастырей, и скитов, и келлий, но и многие христиане-[миряне] приходили из разных стран, чтобы увидеть Никодима и получить [от него] утешение в скорбях своих»17.
Таким образом, можно констатировать, что преподобный Никодим Святогорец хорошо знал современное ему греческое общество. Но читающий «Благонравие христиан» в наши дни не должен упускать из виду, что это было общество совершенно иного типа, чем сейчас, и даже чем в Греции после восстания 1821 года. Современники преподобного Никодима на греческом Востоке жили бок о бок с представителями иных религий (и здесь в первую очередь, конечно, должен быть упомянут ислам) и носителями иных культурных традиций. Имело место и взаимовлияние культур. Как справедливо отмечает отец Георгий Марнеллос, «Благонравие христиан» – весьма ценно для познания жизни христиан Востока тех времен18. Святой Никодим бичует те нравы, которые ему представляются глубоко чуждыми христианскому идеалу, однако обычаи, способствующие «хранению чувств», приветствуются им, хотя подчас таковые обычаи могут вызывать недоумение у современных христиан, живущих в совершенно ином мире. Очевидно, что еще и в силу этого «Благонравие» следует рассматривать в одном ряду с иными трудами преподобного, в первую очередь с «Увещательным руководством».
Как уже было разъяснено выше, позицию преподобного Никодима никоим образом нельзя считать «морализаторской», «законнической», «чуждой православному преданию и благочестию». Напротив, Святогорец исходит из фундаментальных предпосылок христианской аскетики и в этом смысле в самом деле выступает как наследник тех отцов, которые писали по преимуществу на нравственные темы, и в первую очередь Златоуста. Тем не менее в последние десятилетия XX века в адрес преподобный Никодима (и именно по поводу его творений, направленных на «исправление нравов»: «Благонравия христиан», «Эксомологитария» и «Пидалиона») были высказаны резкие обвинения в том, что его «морализаторство западного типа» будто бы способствовало «юридизации» морали и «обмирщению» греческого общества.
Известный философ и публицист Хр. Яннарас изложил свои воззрения в труде «Православие и Запад в Греции Новейшего времени» («Οϱθοδοξια και Δυση στη Νεωτεϱη Ελλαδα»). Эта книга имела в Греции немалый резонанс. Однако обвинения Яннараса в адрес преподобного Никодима вскоре встретили сопротивление как в Греции в целом, так и на Афоне. Особенно резко выступал против них известный автор жизнеописания преподобного Никодима монах Феоклит Дионисиатский19.
В 1993 году Священным Кинотом Святой Горы был издан особый меморандум20, в котором опровергались соответствующие воззрения Хр. Яннараса, в частности, противопоставление им «Поучений» святого Космы Этолийского и «Благонравия христиан» преподобного Никодима Святогорца21. Некоторые пассажи из этого меморандума настолько хорошо характеризуют взгляды преподобного Никодима, что мы считаем полезным привести их здесь – не столько как пример аргументации афонских оппонентов Хр. Яннараса, сколько в качестве удачного изложения фундаментальных принципов, которыми руководствовался сам преподобный учитель.
«Эти [обращенные] к христианам увещевания – как святого Никодима, так и святого Космы, – чтобы они не участвовали в игрищах, плясках и прочих подобных действах, надлежит понимать и истолковывать в том смысле, в каком и божественный Златоуст увещевает христиан, чтобы они не ходили в театры и на прочие общественные зрелища его времени, учитывая, что в театрах той эпохи представлялись на сцене многие безнравственные и антихристианские зрелища, приносящие великий душевный вред христианам. Кто не знает, что на «чистых» (согласно Яннарасу. – О.Р.) народных празднествах случалось даже до недавнего времени немало безнравственного, а иногда – даже убийства?
Ведь о святом Никодиме можно сказать то же, что приснопамятный отец Георгий Флоровский сказал о святом Иоанне Златоусте, а именно, что тот был пророком совершенной христианской жизни. Как святой Златоуст, так и святой Никодим желал, чтобы христиане жили не в полмеры, а совершенством во Христе, и к нему направлял христиан. Отсюда оправданно и его требование, чтобы христиане избегали действ, которые сами по себе не греховны, но переплетены с эксцессами, которые препятствуют жизни во Христе. Святой не только не способствовал юридизации и секуляризации полноты Церкви, но, совсем напротив, ратовал за правое ее руководство к истинному и святоотеческому благочестию, почему и по достоинству был провозглашен святым и учителем Церкви. Святой Никодим, как и все богоносные отцы, избегает обеих крайностей, то есть и законнической интерпретации Евангелия и отвержения закона, морализаторства, и отвержения какой-либо морали, так как и то и другое удаляет христианина от спасения во Христе. Если теперь святого рассматривают в качестве «законника», поскольку он не беззаконник, то виноват в этом не святой, а те, кто перетолковывают и неправильно объясняют его22.
Думается, в завершение этого небольшого предисловия позволительно привести слова отца Климента (Зедергольма), к сожалению, по сей день актуальные: «Краткий наш очерк заключим выражением желания, чтобы те, кто к тому призван и имеет возможность, познакомили православную Россию со многими еще не известными у нас сочинениями Никодима Святогорца. «Никто на Востоке (повторим слова отца Пар-фения (Агеева). – О.Р.), никто не может его книг и словес до сытости насладиться, всем достает от его кладезя пити, мирским, и монахам, и безмолвникам. Только мы, русские, весьма сожалеем о том, что не сподобляемся пить от его медоточных источников»»23.
Олег Родионов, кандидат исторических наук
Обращение преподобных Никодима к читателям
(Приводится с незначительными сокращениями)
Не стыжусь громогласно проповедовать, что я не обучен риторическому искусству и свойственной тому дивной силе убеждения. Но если я когда-либо и обучался ему, будучи еще отроком, со временем оно утекло из моей памяти и изгладилось. Отчего я особенно принялся обучаться сокровенной во Христе жизни, отринув всякое заключающееся в словах честолюбие, и слова, которые имел (если когда-то и имел), принося, как некую жертву и ничтожнейший дар Тому, от Кого, и чрез Кого, и к Кому слова всех – Предвечному Слову. И если бы было для меня позволительно, я сказал бы о моих Словах то, что изрек Григорий Богослов, которому я недостоин даже развязать ремень сандалий:
Над сим я трудился много и долгое время.
Но все сии познания, повергнув долу,
положил я к стопам Христовым24.
И поистине, такое всенародное искусство, каковым является риторика, как ее называет премудрый Синесий Киренский25, требует, чтобы занимающиеся им были мужами общественными. А мужу монашествующему, и грубому, и избегающему многолюдности народных толп, каков я, оно вовсе не свойственно. Отчего и Слова эти, которые мое бессилие трудолюбиво составило, ныне дерзновенно представляемые на рассмотрение миру, не украшены риторическими фигурами, не имеют вступлений искусных и величественных, не изобилуют изящными повествованиями, не украшаются четырехчленными и закругленными периодами, не гордятся великолепием так называемых фигур мысли и слова, не вызывают волнения, не богаты красивыми переходами, и просто сказать, не изукрашены цветами и различными красотами риторических лугов, благодаря которым слушатели чествуют ритора рукоплесканиями и похвалами. Но они выходят в свет типографским способом некрасивыми, нериторическими, облаченными в подобные рубищу и изодранные одежды, каковые носит и наша собственная грубость и пустыня.
[...] Подражая воистину златому ритору Церкви Христовой и преблаженному человеку [св. Иоанну Златоусту. – Примеч. ред.], и я, даже прикасаться к ногам его не достойный, составил эти Слова, используя простой и лишенный риторических украшений стиль, заботясь не о похвалах со стороны немногих и разумных, а о душевной пользе многих и неразумных христиан, во-первых, потому что похвалы и рукоплескания, растворяясь в воздухе, исчезают, польза же для души пребывает бессмертной и доставляет вечное воздаяние и говорящему, и слушающему, о чем также говорит Златоуст:«Какая мне польза от похвал, если я не буду видеть вас преуспевающими в добродетели?.. Похвала проповеднику – не рукоплескание, но ревность слушателей о благочестии... Шумное одобрение, как только вышло из уст, то, рассеиваясь в воздухе, исчезает, а исправление слушателей доставляет неоскудевающую и бессмертную награду и говорящему и слушающим»26. А во-вторых, потому что те, кто, ожидая похвалы от людей, составляет слова напоказ, с темными метафорами, с горгиевыми схемами и гармоничным завершением фраз27, и со всем огнедышащим ухищрением риторического искусства, испытывают тем самым троякий вред: первый – потому что они лишают душевной пользы большинство простых христиан (ведь их уши не слышат, а следовательно, и не постигают риторических и искусно сложенных слов); второй – потому что и те немногие, которые понимают эти риторические слова, но при этом только хвалят их и не исполняют, согрешают еще больше; и третий – потому что и сами говорящие напоказ становятся достойными смеха, так как не достигают того намерения и той цели, ради которых составляют искусные слова: а это – польза слушателей; и только одно делают: превращают Церковь Христову не в училище духовное и школу, но как будто в театр, в котором бывают только рукоплескания и похвалы зрителей, и больше ничего. Так златыми буквами начертала писчая трость ритора Иоанна: «Ибо если ты хвалишь сказанное, а не исполняешь того, что хвалишь, то тебе это служит к тягчайшему наказанию и большему осуждению, а нам к стыду и посмеянию. Здесь не театр, здесь вы смотрите не на актеров, чтобы только рукоплескать. Здесь училище духовное»28.
Поэтому и я в составлении настоящих Слов не стал заботиться о риторическом красноречии и красоте выражений, как лишенный этого; но постарался сохранить только одну красоту, – красоту истины и дел. Ибо это – свойство внутреннего любомудрия, согласно Григорию Богослову, который говорит; «Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую»29. Отчего я и слова использовал неученые и простые, только лишь для того, чтобы понимали неученые и простые братья мои христиане. Ибо я вижу, что и Василий Великий в послании к Диодору хвалит такое составление речей, говоря: «Читал я книги, присланные твоею досточестностию... Простота и неискусственность слога показались мне приличными намерению христианина, который пишет не столько напоказ, сколько для общей пользы»30. Но и еще прежде Василия Великого божественный Апостол осуждает тех, кто говорит с простецами и варварами языком, которого они не понимают, хвалит же, напротив, тех, кто с простецами беседует простым языком, чтобы они понимали. Ибо он говорит: «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу?» (1Кор. 14:6) и «Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец» (1Кор.14:11), а также: «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1Кор.14:16). И еще: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14:19). И еще: «Все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26). Итак, примите благосклонно настоящие простые и душеполезные Слова, братья мои во Христе возлюбленные, примите Слова, которые мы судили приличным назвать «Благонравием христиан», так как по большей части они направлены на то, чтобы исправить нравы нынешних христиан, и я сообщаю вам, что если вы будете их постоянно изучать и читать, а также на деле осуществлять читаемое, то в краткий срок претворите извращенные, и дурные, и антихристианские нравы, которые вы теперь имеете, и стяжаете иные нравы – правые, благие и поистине христианские. А посредством таких нравов вы и самих себя спасете, и язычников, и неверных, которые смотрят на вас, подвигнете к тому, что они будут дивиться внешним добродетельным нравам жизни вашей и внутренним догматам веры вашей. А что язычники будут дивиться этому – не малое дело, но, напротив, великое. Ибо от этого они подвигнуты будут к тому, чтобы удивляться и Христу, в Которого веруют христиане, и мало-помалу привлечены будут к вере в Него. Потому и сказал Златоречивый: «Ведь язычники судят о догматах не по учению, а по делам и жизни... А это не маловажное, но весьма большое дело – чтобы наше учение уважалось за наше поведение»31.
Ведь жизнь и вера, нравы и догматы – всё это, говорю, является причиной одно для другого и сопутствует друг другу, так что если кто имеет одно из этого, по необходимости должен иметь и другое, как сказал Григорий Богослов в мыслях, написанных элегическими двустишиями:
Для меня равно худы – и негодная жизнь и негодное слово.
Если имеешь одно, будешь иметь то и другое32.
Поэтому если христиане имеют добрую жизнь и благие нравы, этим они дают понять и взирающим на них язычникам что, следовательно, они имеют и веру истинную, и догматы правые; если же имеют жизнь дурную и нравы лукавые, то дадут повод язычникам говорить, что у христиан вера – ложная и догматы непрочные. Ведь жизнь и нравы суть доказательство веры и догматов, а не наоборот. Ибо Брат Господень апостол Иаков говорит: «Я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18). А какое осуждение и мучение постигнет того, кто станет причиной обвинения и хулы от язычников в отношении веры и догматов христианских, язык человеческий не может высказать.
Не удивляйтесь же, братья мои христиане, видя, что Слова эти по объему весьма велики. Ведь это мы сделали, во-первых, чтобы дать материал и многочисленные доказательства тому, кто просил составить эти Слова, – преподобнейшему и благоговейнейшему во иереях господину Георгию, происходящему из селения в Кесарии, называемого по-турецки Нем Сеер, а также любому другому неопытному священнопроповеднику Божественного Евангелия; и во-вторых, потому что благословенный божественный Златоуст, мой ритор, сладчайшею сиреною благоречивого своего языка и магнетической и действенной силою златых своих словес (которые мы излагаем целиком, как они написаны на древнегреческом языке, ради достоверности, и из которых мы заимствовали большинство доводов), настолько нас привлекал и очаровывал, что, когда мы хотели найти какое-нибудь златое его изречение, подходящее для рассматриваемого нами предмета, часто мы старались (исповедую страсть, которой я страдаю) отказаться от включения этого отрывка в книгу, и не могли. Отчего и помимо нашего желания Слова сделались весьма пространными, за что и просим у читателей прощения. Однако умеряет их величину и облегчает труд читателей разделение этих Слов на различные главы и разнообразие многочисленных изречений из Священного Писания и мыслей божественных Отцов. И в особенности то слово, которое изрек Василий Великий, что «таковым слушанием не может насытиться Церковь», подтверждая тем самым слова Екклесиаста: «не исполнится ухо слышания»» (Еккл. 1:8)33.
Итак, читая и получая пользу от этих Слов, не забывайте, прошу [вас], братья, молить Господа о прощении грехов того, кто совершил этот труд, того, кто побудил его к этому, и того, кто издал [книгу] типографским способом.
Желаю вам здравия!
* * *
До недавнего времени русскому читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов преподобного Никодима Святогорца: Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. СПб., 1998. Позднее была переведена на русский язык пространная биография, написанная известным писателем-афонитом: Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды / Пер. с греч. и примеч. О.А. Родионова. М., 2005. К сожалению, в этом труде содержатся многочисленные неточности (их был призван частично компенсировать аппарат примечаний, отличающий русское издание), а кроме того, большое место занимают рассуждения автора – подчас в ущерб информативности. Тем не менее это наиболее широко распространенное в греческом мире жизнеописание святого, откуда на протяжении десятилетий черпают сведения о нем другие исследователи его творчества. Информацию о жизни и издательской деятельности святого Никодима русский читатель может также почерпнуть из книги: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008 (см., особенно, с. 16–24, 96–118). Житие преподобного Никодима, составленное его собратом – иеромонахом Евфимием Ставрудасом, доселе не издано в русском переводе (греч. издание текста этого Жития, а также Краткого жития, написанного сподвижником преподобного Никодима монахом Онуфрием Ивиритом: Νικοδημοϲ Ϻπιλαληϲ (εκδ.). О πϱоωτοτνποϲ Вιοϲ τον Αγοϱειτον (1749–1809). Oί ποωτοτνποι Bιoι τον Aγιου, ητοι Іεοομ. Ενθνμίον «Στανϱονδα» και Ϻοναχον Oνουφϱιον Ιβηϱιτου / Кϱιτικο κείμενo, εισαγωγη, σχολια, σημειωσειϲ. Αγιον Оϱос – Αθηνα, 2007). Из других значимых описаний жизни и творений преподобного Никодима заслуживают упоминания следующие: Citterio Е. Nicodemo Agiorita //La theologie byzantine et sa tradition (XIII–XIXs.). Turnhout, 2002. P. 907–978; Georges Marnellos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite (1749–1809) maitre et pedagogue de la Nation Grecque et de l'Eglise Orthodoxe. Θεσαλονικη, 2002.
Так, например, в своем труде «Новая Лествица» (толкование на степенны Октоиха) преподобный Никодим Святогорец ссылается на толкование тех же литургических текстов преподобным Никитой Стифатом и приводит несколько фрагментов из него. К сожалению, пока это сочинение ученика преподобного Симеона Нового Богослова нигде более не обнаружено, хотя, несомненно, святой Никодим читал его в рукописи.
До нас дошло лишь предисловие к этому собранию. До сих пор продолжаются споры, можно ли отождествить отдельные найденные позднее рукописи с подготовительными материалами к этому изданию. См.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 924–925.
См.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 929–930.
Благолюбие. Т. 1–4. М.: Издательство Братства во имя Святой Троицы, 2009.
См. полную библиографию: Nικολοπουλοϲ Π. Вιβλιογϱαφικη επιστασια των εκδοσεων Νικοδημου του Аγιοϱειτου // Пϱακτικα Συμποσιου «Νικοδημου Аγιοϱειτου του Ναξιου Пνευματικη Mαϱτνϱία» (Еπετηϱιϲ; Еταιϱειαϲ Кυκλкαδικων Mελετων. Т.16 (1996–2000)). Aθηνα, 2000. Σ.361–667.
Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. С.46–47. Ср. мнение А. Зоитакиса: «Хотя Никодим Святогорец в совершенстве владел древнегреческим языком, в большинстве своих произведений он сознательно делает выбор в пользу простого общества и выдержали множество переизданий». Вместе с тем «использование именно народного языка не было для него догмой, он искусственно не ограничивал себя в выборе языковых средств, что зависело от аудитории, к которой он обращался в том или ином своем произведении» (Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке. С. 162–163).
Ср.: Νικολοπουλοϲ Π. Вιβλιογϱαφικη επιστασια τωυ εκδοσεων Νικοδημου του Аγιοϱειτου του Аγιοϱειτου. Σ. 406.
Νικοδημου Ϻπιλαληϲ (εκδ). О πϱоωτοτνποϲ Вιοϲ τον Αγοϱειτον (1749–1809). Σ.19 (§ 17, Евфимий), 30 (§ 4, Онуфрий). См. также: Νικολοπουλοϲ Π. Вιβλιογϱαφικη επιστασια τωυ εκδοσεων Νικοδημου του Аγιοϱειτου του Аγιοϱειτου. Σ . 527.
Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. С. 324.
Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 931; см. также: Фраукюкос Е. Н «Хηστοηθεια» τον Aντ. Buςανιτον και о «Galateo» τσν Giovanni della Casa. Oί πϱωτεϲ σνσχετίσεϲ // О Eϱανιοτηϲ. 23 (2001). Σ . 300–306.
Феоклит Дионисиатский. мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. С. 320–321, 324.
Nικοδημοϲ Аγιορειτηϲ . Χϱηστοηθεα τωυ Χϱιοτιαυων. Ενετιησιν, 1803. Σ. ζ–η.
Ср.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 931.
См.: Ibidem. P. 961.
Ср.: Γεωργιοϲ Ϻεταλληνοϲ, πρωτοπρεσβ . Η δυναμικη του Λιαφωτισμου στη δϱαση των Κολλυβαδωυ // Ο Εϱανιοτης. 21 (1997). Σ. 198.
Νικοδημοϲ Ϻπιλαληϲ (εκδ.) . О ποωτοτυποϲ Bιοϲ του Νικοδημου του Аγιοϱειτον .Σ .21 (§ 20).
Georges Marnеllos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite. P. 84.
О споре монаха Феоклита Дионисиатского с Христосом Яннарасом см.: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке. С. 48–49.
Приводится полностью в книге: Θεοκλητοϲ Διονυσιατηϲ, μον. О Аγιϲ Νικοδημοϲ о Аγιοϱειτηϲ και Νεονικολαιτικη σχολη. Гονυμενισσα, 2002. Σ. 198–214.
См. особенно: Ibidem. Σ. 200–204.
Ibidem. Е. 201–203.
Климент (Зедергольм), иеромон. О жизни и трудах Никодима Святогорца. С. 47.
Климент (Зедергольм), иеромон. О жизни и трудах Никодима Святогорца. С. 47.
Слово о царстве, 1. Ср.: Синезий Киренский. Трактаты и гимны. СПб., 2012. С. 51. Синесий, епископ Киренский (370/375–413/414 гг.) – христианский богослов, философ и поэт.
Беседа против не пришедших в собрание и на слова Апостола «Если враг твой голоден, накорми его», и о злопамятстве.
Речь идет об особых риторических приемах, получивших название «горгиевых» и «горгианских» фигур или схем (по имени древнегреческого софиста и ритора Горгия, жившего в V в. до Р.Х.): это аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, а также использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе.
Беседа 17-я на Евангелие от Матфея.
Слово 43, Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской / Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. С. 601.
Письмо 130 (135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому.
Беседа 4-я на Послание к Титу.
Мысли, писанные двустишиями / Сет. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 2. С. 98.
Беседа 15-я. О вере.