иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит)

Библиография

Сокращения

СДЛ: (СобрД.Л.)= СобрДревнЛит = Собрание Древних Литургий Восточных и Западных (Приложение к «Христианскому чтению») 5 выпусков: 1871–1878.

БТ: Богословские Труды, издание Московской Патриархии:

ВорЛит: Воронов Л., Литургия по Testamentum Domini nostri Jes.Chr., БТ-6: 207–219.

УспАна: Успенский Н., Анафора, БТ-13: 40–147.

AP1: Appendix I (Приложение 1-е): Еврейские благословения: 107.

AP2: Appendix II (Приложение 2-е): Невизантийские анафоры: 145.

AP3: Appendix III (Приложение 3-е): Византийские анафоры: 175.

Русские переводы древней литературы

DidachéΔιδαχή – Учение Двенадцати Апостолов (I в.) Попов К., Киев 1885; Карашев В. (греческо-русский текст) (ищи «перевод» гр. Льва Толстого) УспАна: БТ-13: 55 (см.ВорЛит)

Traditio ApostolicaПАπоστоλική Παράδωσις – Апостольское предание (III в.) см. ниже: эфиопская редакция «Апостольских Постановлений» СДЛ-Ш:8 Бубуруз П., Апостольское Предание св. Ипполита Римского. Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277–296: ос.284) УспАна: БТ-13: 63 (см. ВорЛит)

Testamentum Domini – Завещание Господа нашего Iисуса Христа (II-V в.) (см. научн. издание сирийского текста с лат. перев. патриарха Ефрема Рахмани) ВорЛит: БТ-6: 216 УспАна: БТ-13: 63

Constitutiones ApostolorumΔιαταγαί τŵν ΠAπoστόλων – Апостольские Постановления (IV в.), Казань, 1864 (см. Funk FX, Didascalia et Constitutiones Apostolicae [научн. издан. параллельн. текстов])

Euchologium Serapionis – Евхологион Серапиона (IV в.) Дмитриевский А. (греч.-русский текст). УспАна: БТ-13: 75

Русская литература

БТ–21 (1980): особенный номер посвященный св. Евхаристии

Арранц М., Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология Лен. Духовн. Акад. 1979.

Aрранц М., Историческое развитие Божественной Литургии, ЛДА 1978 Богдашевский Л., Тайная Вечеря Господа Нашего Иисуса Христа, Киев, 1906.

Болотов В., Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого, «Христ. Чтение», 1914, март, с. 286.

Бубуруз П., Апостольское Предание св. Ипполита Римского. Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277–296)

Буйэ Л. (см. ниже Bouyer L.), Евхаристия (Машинопись).

Воронов Л., Литургия по Testamentum Domini nostri J.C., БТ-6 (207–219)

Глубоковский Н., О пасхальной Вечери Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства, Киев, 1906.

Голубцов А., Чиновники холмогорского Преображенского Собора, Москва, 1903 (см. библиографию в Р-1159).

Горский А., Совершил ли Иисус Христос пасху иудейскую..., Москва, 1851 (см. библиографию в «Анафоре», БТ-13).

Горцев И., Божественная Литургия на Златоуста, София,1942) 43.

Гяуров Х., Денат на Тайна Вечеря, София, 1952.

Деснов Н., Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста, БТ-4, 1968, 181–189.

Деяния Московских соборов, 1666–1667 гг., 11, М., 1895.

Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока, I – Киев, 1895; II – Киев, 1901; III – Петроград, 1917.

Дмитриевский А., Богослужение в Русской Церкви в XVI в., Казань, 1884.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры. Перев. с греч. А. Бронзова, СПб., 1894.

Карабинов И., Евхаристическая молитва (Анафора), Спб., 1908.

Киприан (Керн), Евхаристия, Париж, 1917.

Красносельцев Н. Материалы для истории чинопоследования Литургии св. Иоанна Златоуста, Казань 1889.

Мансветов И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-литургическое исследование, М.,1882.

Муретов С., К материалам для исторического последования литургии, Сергиев Посад, 1895.

Муретов С., Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава Литургии» Константинопольского Патриарха Филофея, Опыт историко-литургического исследования, М., 1895.

Николай, еп. Макариопольский, Богословие святой Евхаристии, (Машинопись, 1971).

Орлов М., Литургия св. Василия Великого, СПб., 1909.

Петровский А., Древний акт приношения вещества для таинства евхаристии и последования проскомидии, «Христ. Чтен.», 84, 1904, март.

Скабалланович М., Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типика с историческим введением, I, Киев, 1910.

Успенский Н., Анафора. Опыт историко-литургического анализа, Бог. Труды 13 (40–147) где много другой литературы. Эта работа содержит текст (и толкование) следующ. анафор:

Дидахи (55), Апост. Предания и Завещания Госп. (63), Серапиона (75), 2 редакции Василия (87), 12 Апостолов и Златоуста (95), Римская (117).

Успенский Н., Историография Литургии (Машинопись).

Успенский Н., Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (Машин.) 1949.

Иностранная литература

OCA: Orientalia Christiana Analecta, Коллекция Понтификального Восточн.Института в Риме OCP: Orientalia Christiana Periodica, Журнал Понтификального Восточного Института в Риме

Arranz M., Le «Sancta Sanctis» dans la tradition liturgique des Eglises, Archiv für Liturgiswissenschaft, 15

(1973).

Bornert R., Les Commentaires byzantins de La Divine Liturgie, Paris 1966 Brightman F. E., Liturgies Eastern..., Oxford, 1896.

Goar J., Eujcolovgion sive Rituale Graecorum, 2a ed.,Venetiis, 1730.

Hänggi A. – Pahl I., Prex Eucharistica: Raes A., Anaphorae Orientales, Fribourg, 1968.

Hanssens J. – M., Institutiones Liturgicae, II, III, appendix: De ritibus orientalibus, Roma, 1930, 1932.

Jacob A., Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, 2 vol., Louvain, 1968.

Jacob A., I’Euchologe de Porphyre Uspensky. Cod. Leningr. gr. 226 (X-e s.), Le Museon, 78 (1965).

Janeras S., Introductio in Liturgias Orientales, Roma.

Ligier L., Il Canone, Roma.

Ligier L., Il Sacramento della Eucaristia, Pontificia Università Gregoriana. Roma, 1971.

Mateos J., La Célébration de la Parole dans la Liturgie Byzantine, OCA 191, Rome, 1971.

Mateos J., Evolution Historique de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, Prôche Orient Chrétien,1967–1970. Mateos J., The Evolution of the Byzantine Liturgy, John XXIII Lectures, New York, 1966.

Mateos J., Le Typicon de la Grande-Eglise, OCA 165, 166, Rome 1962–3.

Raes A., Introductio in Liturgiam Orientalem, Roma, 1947.

Paverd (van de) F., Zür Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des vierten Jahrhunderts. Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomus, OCA 187, Rom, 1970. Skrincosky P., The Formation of the Byzantin Ukrainian Typical Liturgy. A Survey of the Development of the Byzantine-slave Liturgy in the X-XVI Centuries. John XXIII Lectures, New York, 1966.

Taft R., «A Note on Some Manuscripts of the Liturgy of Saint John Chrysostom,» OCP 35 (1969).

Taft R., The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom (OCA 200, 2nd revised ed. Rome: PIO 1994)

Taft R., «The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a Twelfth-Century Diataxis in Cod. British Mu. Add.34060,» I: OCP 45 (1979) 279–307. II: 46 (1980) 89–124.

Taft R., «Byzantine Liturgical Evidence in the Life of St. Marcianthe fficonomos: Concelebration and the Preanaphoral Rites,» OCP 48 (1982) 159–170.

Taft R., «Russian Liturgy, a Mirror of the Russian Soul,» in: Studi albanologici... (Studi albanesi, Studi e testi VI, Florence 1986) 413–435.

Taft R., «The Inclination Prayer before Communion in the Byzantine Liturgy of St. John Chrysostom: A Study in Comparative Liturgy,» Ecclesia Orans 3 (1986) 29–60.

Taft R., «The Dialogue before the Anaphora in the Byzantine Eucharistic Liturgy. I: The Opening Greeting,» OCP 52 (1986) 299–324. II: «The Sursum corda,» OCP 54 (1988) 47–77. III: «Let us give thanks to the Lord – It is fitting and right’,» OCP 55 (1989) 63–74.

Taft R., «The Authenticity of the Chrysostom Anaphora Revisited. Determining the Authorship of Liturgical Texts by Computer,» OCP 56 (1990) 5–51.

Taft R., A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol IV: The Diptychs (OCA 238, Rome: PIO 1991).

Taft R., «The Interpolation of the Sanctus into the Anaphora: When and Where? A Review of the Dossier» Part I, OCP 57 (1991) 281–308. Part II, OCP 58 (1992) 82–121.

Taft R., «Reconstituting the Oblation of the Chrysostom Anaphora: An Exercise in Comparative Liturgy,» OCP 59 (1993) 387–402.

Taft R., «The Precommunion Elevation of the Byzantine Divine Liturgy,» OCP 62 (1996) 15–52.

Taft R., «The Lord’s Prayer in the Eucharistic Liturgy: When and Why?», Ecclesia Orans 14 (1997) 137–155.

Wagner G., Der Ürsprung der Chrysostomusliturgie, Munster, 1973.

Winkler G., Die Interzessionen der Chrysostomus Anaphora in ihrer geschichtlichen Entwichlung, OCP 36 1970), 37 (1971). Того же автора см. другие работы в разных журналах.



Источник: Арранц Михаил. Евхаристия Востока и Запада. - М. 1999. - 50 с.

Комментарии для сайта Cackle